Анна Павлова — биография
Анна Павлова — основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павловна могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством.
С первого раза Анну в училище не приняли: в свои восемь лет девочка была маленькой и бледной и выглядела слишком слабой для обучения. Нюрочка родилась раньше срока (повитуха и не надеялась, что младенец выживет), в детстве часто болела, поэтому на лето небольшое семейство переезжало под Петербург, к бабушке. Последняя обучала девочку грамоте, рукоделию и усиленно потчевала немудреными деревенскими лакомствами, надеясь, что на молоке и сметане малышка скорее окрепнет. В это время у нее появилась мечта — стать балериной.
Анна Павлова дружила с Александром Вертинским
В 1925 году Вертинский переехал в Париж, где прожил после этого чуть меньше 10 лет. За эти годы он успел познакомиться и сдружиться со многими российскими знаменитостями, в числе которых была и Анна Павлова. Иногда они ужинали вместе, а как-то раз певец учил балерину танцевать танго. Павлова и Вертинский вели откровенные беседы:
Говорили об Англии. Она рассказывала о своем доме в Лондоне, о своем парке, о пруде с лебедями, о газоне, который стригут два раза в неделю… И вдруг замолчала. — Вы тоскуете по России? — тихо спросил я. — Ужасно, мой друг, ужасно! До бессонницы, до слез, до головной боли, до отчаяния — тоскую! Я мерзну в этой холодной и чужой стране, — тихо сказала она. — Все, не задумываясь, я отдала бы за маленькую дачку с нашей русской травой и березками где‑нибудь под Москвой или Петроградом.
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»
Детство и юность, семья
Аня увидела свет в посёлке под северной столицей в феврале 1881 года. Детство ее прошло в столице, в убогом деревянном доме, где они обитали вместе с матерью, Любовью Федоровной Павловой, занимавшейся поденной работой, чаще всего стиркой белья. Отца маленькая Нюра не помнила: ей сказали, что он умер, когда дочери не исполнилось и двух лет. По словам матери, Матвей Павлов был отставным солдатом; он дал девочке свою фамилию и отчество.
Впрочем, подлинная история происхождения Анны так и осталась невыясненной: позднее, когда Павлова уже стала известной артисткой, ходили слухи, что своим появлением на свет она обязана некоему состоятельному человеку, в доме которого работала мать. Называлось имя Лазаря Полякова, московского банкира. Позднее биографы танцовщицы предложили еще одну версию: девочка была дочерью уроженца Евпатории Шабетая Шамаша, который жил в Петербурге под русским именем Матвей и владел прачечной.
Так или иначе, вспоминать об этом Павлова никогда не любила: в те времена, когда она была ребенком, клеймо «незаконнорожденная» практически лишало человека будущего. Надо ли говорить, что ни она, ни ее мать не стремились к тому, чтобы предать истину огласке. Когда же ее карьера пошла в гору, балерина и вовсе изменила отчество (в угоду сценической благозвучности, конечно!), став Анной Павловной.
Загадка так и осталась загадкой, и у простой прачки выросла черноглазая и грациозная дочь, обнаруживающая явную музыкальность и чувствительность к искусствам. По документам ребенок считался вполне «законным» (возможно, в этом всё же помог настоящий отец); жили Павловы трудами Любови Федоровны. Мать по-прежнему работала «по людям», кроме того, закончила курсы шитья и шила на заказ. Клиентура была небогатая, и сводить концы с концами удавалось с трудом.
Анна Павлова писала позже: «Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью… Мы были бедны, очень бедны».
Детство Анны нельзя назвать богатым на впечатления: прогулки в окрестностях Лигова под шум сосен и плеск маленькой речушки, бабушкин сад, зимние катания с горок. Однако заботливой матери Анны всё же удавалось выкроить средства на маленькие детские радости. Воспоминания об этом неизменно будили в дочери чувство благодарности. «Когда мне было восемь лет, мама объвила мне, что мы поедем в Мариинский театр»
Театр произвел на Анну неизгладимое впечатление. Всю поездку сопровождало ощущение праздника: путешествие на извозчике, торжественная колоннада здания, похожего на сказочный дворец, ярко освещенные лестницы, зал, полный нарядной публики, — всё радовало восьмилетнюю Нюрочку, не избалованную развлечениями. Однако самым сильным потрясением стал сам балет. В тот день давали «Спящую красавицу».
В биографических заметках Павлова писала: «Еще несколько минут — и передо мной открылся неведомый мир. С первых же нот оркестра я вся затрепетала… Взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости…».
С этого дня Анна буквально грезила балетом и упросила мать привести ее на вступительные экзамены балетного отделения при театральном училище. К удивлению будущей танцовщицы, экзаменаторов интересовали не столько ее знания, сколько физическая форма. Требования оказались суровыми; не случайно Павлову не взяли в училище сразу. Сутулые, близорукие или слабые сердцем претендентки отсеивались.
После завершения всех экзаменов (включавших не только испытания по письму, чтению и счету, но и тщательную проверку музыкального слуха) из шестидесяти девочек в училище приняли только одиннадцать, и Павлова была в их числе! «Я обезумела от восторга, когда директор пообещал зачислить меня в число учениц», — вспоминала она, став взрослой.
Домой Анна возвращалась теперь только на каникулы, где, несмотря на радость встречи с матерью, к которой она всегда испытывала нежную привязанность, скучала по училищу. Только там она чувствовала, что живет полной жизнью, там радовало всё: школа, музыка и подлинное волшебство, называемое творчеством. Там ждали ее товарищи по театральной сцене — ведь в одно время с будущей балериной учились многие из тех, кому было суждено прославить русский балет.
Восхождение к славе
Успешная карьера русской балерины развивалась стремительно. Молодая талантливая балерина покорила зрителей и всех своих коллег по цеху, ей не было равных.
- В 1906 г. – исполнила партию Царицы виноградных вин в «Виноградной лозе».
- В 1907 г. – исполнила, поставленную для неё Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь», впоследствии известную под названием «Умирающий лебедь». В этом же году станцевала Актею в «Эвнике», Сильфиду в «Шопениане».
- В 1908 г. — исполнила партию Вереники в «Египетских ночах».
- В 1908 г. – первые зарубежные гастроли по Европе с партнёром Адольфом Больм.
- В 1909 г. – партия Армиды в «Павильоне Армиды», Таор в «Клеопатре».
- В 1910 г. – ушла из Мариинки и стала заключать собственные контракты за границей. В Лондоне исполнила главную партию в «Жизели».
- В 1910 г. — месяц выступала на сцене Нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Гастролировала в Балтиморе, Бостоне, Филадельфии.
- В 1911 г. – участвовала в турне по Англии, Ирландии и Шотландии с партнёром Л. Новиковым.
- В 1913 г. – последнее выступление на сцене Мариинского театра.
- С 1922 г. по 1929 г. – объездила с гастролями лучшие мировые сцены Японии, Китая, Австралии, Индии, Южной Америки, Новой Зеландии, Египта, Сингапура и мн. др.
Во время своих поездок Павлова часто посещала танцевальные школы и помогла многим талантливым танцовщицам пробиться на большую сцену, таким как Тамара Туманова, известная, впоследствии, актриса и хореограф, сделавшая карьеру в труппе Дягилева в Монте-Карло.
Успеху Павловой за границей способствовал знаменитый русский импресарио Сергей Дягилев. Он организовал Русские сезоны во Франции, к оперным номерам Дягилев добавил балет с участием Анны Павловой. Европейская публика немедленно оценила русское балетное искусство, и Павлова оказалась в ореоле мировой славы. Афиши с портретом Павловой в образе лебедя, работы художника Валентина Серова были эмблемой фестиваля, организованного С. Дягилевым.
В 1914 году русская балерина окончательно обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. В начале 1-й мировой войны Анна организовывала выступления в пользу Красного Креста, после войны все вырученные средства отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга. Великая русская балерина никогда не забывала о своей родине и всегда хотела вернуться.
В 1927 году на сцене в Лондоне
Карьера в балете
Красота, простота и грация — вот чего добивался Петипа в своих постановках, разительно отличавшихся от европейских хореографических экспериментов, в которых техника доминировала над содержанием. Именно этот принцип лег в основу русской балетной школы, прославленной такими выдающимися артистами, как Павлова. Благополучное окончание училища увеличивало шансы выпускниц на успешную карьеру. Павловой повезло: она и ее однокашницы получили право открытого дебюта на сцене Мариинского театра. Дебютные выступления Павловой прошли весьма успешно — ее танец оценили не только наставники, но и зрители. Начало было положено: подающую надежды танцовщицу зачислили сразу в корифеи, посчитав дарование выпускницы слишком ярким для кордебалета. На сцене Мариинского театра Анне предстояло освоить достижения классического репертуара и создать свой собственный, отражающий не только ее творческую индивидуальность, но и неуловимый, волнующий дух новой эпохи.
Самой сложной для Павловой оказалась техническая часть танца — с художественной дебютантка справлялась значительно легче. Репетируя фею Ландыш в балете «Спящая красавица», Анна в кровь стирала ноги, отрабатывая придуманные Петипа элементы, но сдаваться не собиралась. Роли в «Пробуждении Флоры», «Пахите», «Волшебной флейте» давали начинающей балерине необходимый опыт освоения классической хореографии.
Благодаря поддержке своего старого педагога Евгении Павловны Соколовой, работавшей в Мариинском, Анна стала готовить сольные партии в балетах «Баядерка», «Жизель», «Наяда и рыбак». Участие в этих спектаклях по достоинству оценили и зрители, и театральное руководство: уже в 1903 году балерина получила должность «первой солистки» с окладом в 1800 рублей в год.
В 1905 году Павлова получила звание балерины — она по праву могла гордиться собой. Совсем молодая танцовщица, девушка находилась в расцвете творческих и физических сил и была готова к новым свершениям. Дело оставалось за малым: требовалось найти подходящий хореографический материал, в полной мере отвечающий возможностям и талантам восходящей звезды.
Муза танца Терпсихора вновь проявила благосклонность к Павловой: судьба свела ее с Михаилом Фокиным, которому предстояло стать одним из самых выдающихся балетмейстеров начала XX века. Собственно, они были давно знакомы — вместе учились (Миша был постарше), выступали на одной сцене и являлись партнерами во многих балетах. Хореографические идеи Фокина серьезно отличались от классического стиля, принятого в академическом театре, у его постановок находилось немало критиков, однако в его творческом почерке ощущалось нечто, абсолютно созвучное дарованию Павловой.
Первые зарубежные гастроли Анны Павловой состоялись летом 1907 года, это было турне по Северной Европе. Маленькая труппа представляла небольшую программу — хореографический дивертисмент, состоявший из отдельных номеров. Признание европейской публики, высоко ценившей классику, глубоко тронуло молодую исполнительницу.
Отныне Павлова видела в своей работе особую миссию — знакомить иностранных поклонников балета с русскими достижениями. Так случилось, что участие балерины в знаменитых «Русских сезонах» стало довольно незначительным эпизодом в ее карьере. Между тем этот грандиозный проект, организованный Сергеем Дягилевым, имел широкий резонанс в европейской культурной жизни.
После первого заграничного турне и участия в «Русских сезонах» Павлова оказалась весьма востребована за рубежом: набирающая силу популярность русского балета способствовала заключению новых контрактов. Аудитория почитателей балерины расширялась с каждым годом, немалую роль в этом сыграли гастроли в США и Великобритании. Зрители «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке и лондонском «Палас-театре» с одинаковым энтузиазмом рукоплескали выступлениям Анны Павловны.
Современники оставили довольно много свидетельств о знаменитой балерине: Анна была столь известна и почитаема при жизни, что ее биографы располагают весьма богатым материалом. По мнению большинства коллег по артистическому цеху, судьба щедро одарила Павлову — ей от рождения посчастливилось стать обладательницей уникальных качеств, составивших фундамент ее мастерства.
Павлову заметили уже на ученических спектаклях, а новые роли балерины никогда не оставались без внимания критики. Поначалу в балерине видели лишь талантливую продолжательницу классической традиции. После премьеры «Шопенианы» за Анной, казалось, навсегда закрепилась репутация академической танцовщицы.
К тому времени, когда не только русским, но и зарубежным репортерам стало ясно, что «Павлова не артистка, а явление», многие из критиков пытались вычислить формулу ее художественного дарования. Зачастую слова здесь оказывались бессильны. Именно коллеги по сцене оставили наиболее подробные отзывы о ее творчестве. Принимая во внимание конкуренцию и непростую атмосферу артистического мира, можно доверять их объективности, учитывая, что мнение самых разных людей практически единодушно.
Стиль Павловой был настолько индивидуален, что ее невозможно спутать ни с одной из современниц, — как нельзя научить кого-то из них танцевать «по-павловски». Что до личных качеств Анны Павловны, то из свидетельств ее современников складывается весьма противоречивая картина. На посторонних она производила впечатление человека замкнутого и самоуглубленного, словно бы живущего по своим собственным внутренним часам. С юности любила музыку и чтение — эти занятия питали ее дух и рождали так необходимые в ее творчестве художественные ассоциации.
В своем доме Павлова принимала гостей, давала уроки и репетировала. Приспособиться к стилю ее работы удавалось немногим. Наталья Труханова, приятельница Анны, наблюдавшая ее обычные ежедневные экзерсисы, не могла скрыть своего удивления: привычный набор упражнений Павлова выполняла в три раза быстрее, чем любая из известных танцовщиц, однако по завершении программы буквально падала на стул в изнеможении. Это был ее собственный ритм — балерина славилась способностью быстро осваивать хореографический материал.
Скорость, с которой Анна воспринимала впечатления окружающего мира, требовала постоянного обновления жизни. Странствия по Старому и Новому Свету придавали существованию динамичность и праздничность: балерина встречалась с новыми почитателями ее таланта, любовалась невиданными пейзажами, знакомилась с другими культурами.
Острая на язык пресса не случайно окрестила танцовщицу «Терпсихорой пакетботов», намекая на ее бесконечные путешествия по морям и океанам. Складывалось впечатление, что на карте не осталось ни одного уголка мира, где бы ни выступала знаменитая балерина. За двадцать два года гастрольных поездок Анна Павловна отработала более девяти тысяч выступлений в сорока четырех странах. США, Канада, Мексика, Япония, Филиппины, Индия, Египет, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия — благодаря Павловой с традициями русского классического балета познакомились зрители всего мира.
Павлова Анна Павловна
Павлова Анна Павловна – одна из величайших балерин ХХ века – появилась на свет 12 февраля 1881 г. в Петербурге. Её мать Любовь Фёдоровна была горничной у Лазаря Соломоновича Полякова – влиятельного еврейского банкира. Когда служанка понесла незаконного ребёнка коммерсанта, то, чтобы не навредить его репутации, девушку обвенчали с крестьянином Матвеем Павловичем Павловым, отставным солдатом Преображенского полка.
Девочка родилась раньше срока и в детстве имела слабое здоровье. Через несколько лет её официальный отец Павлов умер. Мать – хозяйка прачечной – и дочь жили в дачном посёлке Лигово под Петербургом в их собственном деревянном доме. Пребывание на природе и свежем воздухе оздоровило Анну, она стала реже болеть. Однажды Любовь Фёдоровна привела дочь в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». Увидев представление, девочка поняла: она хочет стать балериной.
В Императорское театральное училище 8-летнюю девочку не взяли. Но она, изящная и воздушная, снова и снова проходила экзамены, и в 1891 г. её зачислили. Скоро одарённая ученица стала любимицей педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова. Не жалея себя, она тренировалась по 8 часов в день, стремясь быть лучшей. В эти годы за ней закрепилось имя «Павлова-2», чтобы не путать с балериной-однофамилицей, которую Анна скоро превзошла по мастерству и знаменитости.
В 1899 г. юная артистка окончила балетную школу со званием первой танцовщицы и была принята в Мариинский театр, где стала работать под руководством балетмейстера Мариуса Петипы. Павлова не танцевала в кордебалете – она сразу получила сольные партии. В сентябре 1899 г. она дебютировала в балетной постановке «Тщетная предосторожность», в которой исполнила па-де-труа. Затем были балеты «Жизель», «Спящая красавица», «Царь Кандавле», «Камарго» и др.
В 1902 г. она танцевала свою первую балеринскую партию, сыграв Никию в постановке «Баядерка». Балерине нравились не только классические, но и хара́ктерные танцы: уральская плясовая в «Коньке-Горбунке», панадерос в «Раймонде», фанданго в «Кармен». В балете «Египетские ночи» она исполнила танец с живой змеёй. В театре танцовщица работала с балетмейстерами Александром Горским и Михаилом Фокиным, которые помогли полнее раскрыть грани её необыкновенного таланта.
Артист балета Фёдор Лопухов говорил, что внешне Анна была похожа на еврейку, но имела русскую душу. Балерина была одарена необыкновенной лёгкостью – она словно порхала в воздухе. Её называли самим воплощением музы танца Терпсихоры. Выразительные движения, воздушность и элевации (парящие, продолжительные прыжки) вызывали восторг публики. Танцовщица и педагог Тамара Карсавина писала, что в танце казалось, будто плоти в Павловой не больше, чем в снежинке.
Один из её сценических партнёров Лаврентий Новиков вспоминал, что танцовщица обладала великим личным обаянием, и любая исполненная ею партия поражала зрителей. Артистка не делала ничего новаторского и сенсационного – она сама была сенсацией. В 1906 г. Анна Павлова получила звание балерины, которым были удостоены лишь несколько танцовщиц в России – среди них были Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина.
В 1907 г. в Мариинском театре артистка впервые исполнила миниатюру «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», поставленную балетмейстером Михаилом Фокиным. Танец прославился под названием «Умирающий лебедь» и навсегда стал символом русского балета XX столетия. Миниатюра была визитной карточкой балерины – она исполнила её 4000 раз. Пресса писала о том, что танцовщица в нём подобна парящему над землёй облаку, она словно плывёт по сцене.
Композитор Шарль-Камиль Сен-Санс, сочинивший музыку для постановки, был восхищён исполнением и поражён трактовкой образа, ведь его пьеса написана в мажорной тональности, в ней лебедь не умирает. Но Павлова смогла превратить лебединую безмятежность в трагедию. Афишу к балету рисовал знаменитый портретист Валентин Серов. На её создание ушло 11 сеансов – балерине приходилось постоянно выполнять арабеск, чтобы художник смог запечатлеть это мимолётное движение.
В Париже в 1909 г. артистка участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, эмблемой которого была выбрана афиша Серова. Павлова танцевала в балетах «Клеопатра», «Сильфиды» и «Павильон Армиды». Артист балета Сергей Григорьев писал, что в них она была воздушной и неземной – самим воплощением романтического балета. После первого сезона танцовщица получила степень командора Ордена Академических пальм. В 1911 г. в Лондоне она исполнила главную роль в «Жизели».
Затем Анна Павлова создала собственную труппу, имеющую обширный репертуар и плотный график выступлений. В 1909 г. балерина стала самостоятельно сочинять лирические миниатюры, которые по драматичности и художественной ценности не уступали шедеврам Михаила Фокина. Они выделились в её собственный жанр, названный театральным критиком Юрием Беляевым «хореографической мелодекламацией». Среди них «Стрекоза», «Ночь», «Калифорнийский мак», «Бабочка».
В 1913 г. артистка в последний раз танцевала в Мариинском театре, а после начала Первой мировой войны в 1914 г. она навсегда покинула Россию и стала жить в Лондоне. Гастрольные туры Анны Павловой на весь Мир прославили русский балет. Со своей труппой она посетила свыше 40 стран – она выступала в Германии, Швеции, США, Китае, Японии, Индии, Австралии, Новой Зеландии. Во многих государствах, посещённых танцовщицей, зрители впервые увидели балет.
Легендарная Анна Павлова была самой высокооплачиваемой балериной своего времени. Она задавала моду и вдохновляла поэтов, её увековечивали на портретах, в честь неё организовывались королевские приёмы, назывались сорта цветов, кондитерские изделия и самолёты. Балетный критик Андрей Левинсон отмечал, что искусство этой гениальной танцовщицы рождается и умирает вместе с ней, ведь, чтобы исполнять танцы, как Павлова, нужно быть самой Павловой.
Однако личная жизнь великой артистки не была гладкой. Она отвергала навязчивых поклонников, не принимала их подарки, не подавала надежды на лёгкие романы. В её жизни был лишь один мужчина – состоятельный дворянин, статский советник Виктор Дандре (1870 – 1944), с которым она познакомилась в 1904 г. Галантный, образованный, остроумный аристократ покорил сердце девушки. Он снял для неё роскошную квартиру с большим танцевальным залом, одаривал драгоценностями.
Но его высокое положение не позволяло жениться на дочери крестьянина и прачки, на балерине, к которой относились, как к доступным женщинам. Она сопровождала Дандре на светских мероприятиях, но понимала, что никогда не станет его женой. И гордая девушка рассталась с любимым. В период её мучительного одиночества Михаил Фокин поставил для неё танец «Умирающий лебедь». Работа над выступлением вдохнула в балерину новую жизнь, а сам хореограф стал её добрым другом.
Отвлечься от тяжелых переживаний помогли зарубежные гастроли. Её ждали новые страны, яркие впечатления, запоминающиеся выступления и… знакомство со звездой немого кино Чарли Чаплином. Они понравились друг другу, но их отношения так и остались платоническими. Крепкая дружба двух знаменитостей продолжалась долгие годы. Анна стала всемирно известной, её состояние возросло, у неё были миллионы поклонников, но при этом она была отчаянно одинокой.
Вдруг она узнала, что Виктор Дандре разорился и находится в долговой тюрьме. Чтобы помочь любимому, она заключила договор с агентством «Брафф», в соответствии с которым должна была выступать ежедневно по 2 раза. Контракт предполагал изнуряющий труд, но принёс ей большую выгоду. Вскоре она собрала нужную сумму и расплатилась с долгами Дандре, который, освободившись, выехал к ней за границу. По некоторым данным, в 1911 г. влюблённые тайно обвенчались в Париже.
Они стали жить в Великобритании. Балерина приобрела шикарное имение и собственный камерный театр. Но их совместная жизнь была непростой. Талантливая артистка была натурой эмоциональной, не умеющей сдерживать раздражение. На выступлениях было много волнений, а накопленный стресс выливался дома. В семье часто были скандалы, истерики, битьё посуды. Чтобы помочь Анне справляться с театром, Дандре сам взялся за решение организационных вопросов и стал импресарио.
В январе 1931 г. Анна Павлова репетировала в холодном помещении и простудилась, но не придала этому значения. Отправившись в гастрольный тур в Гаагу (Нидерланды) со своей балетной труппой, она почувствовала сильное недомогание. Врачи определили наличие жидкости в лёгких и рекомендовали срочно делать операцию. Но время уже было упущено, и женщина впала в забытье. Ненадолго придя в себя перед смертью, Павлова попросила: «Приготовьте мой костюм лебедя!».
23 января 1931 г. страшная утрата постигла балетный мир – ушла из жизни прославленная Анна Павлова, одна из лучших балерин XX столетия. Причиной смерти звёздной танцовщицы стал гнойный плеврит. Её тело кремировали, и урну с прахом установили в лондонском закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин. Спустя 13 лет, в 1944 г. рядом с ней встала урна с прахом её мужа Виктора Дандре, с которым они прожили вместе 20 лет.
Личная жизнь
Анна Павлова — основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павловна могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством.
На посторонних, в особенности, если дело происходило не на сцене, Анна Павлова производила порой впечатление человека замкнутого и неприветливого, однако при ближайшем знакомстве обнаруживалась и ее эмоциональность, и темперамент. Одним из счастливых свойств характера балерины была способность быстро переключаться: она не таила обид, быстро забывала конфликты и не теряла способности радоваться жизни. Всё это делало ее очаровательной женщиной. Кроме того, танцовщица обладала эффектной внешностью.
Барон Виктор Дандре был знаком с Павловой много лет. Друг Мариуса Петипа, он имел репутацию почитателя искусств и завсегдатая театральных лож. Длительные ухаживания деликатного поклонника (который был старше ее на десять лет) в конце концов возымели действие: на любовь Дандре Анна ответила взаимностью. Для своей подруги барон снял роскошную квартиру на Офицерской улице (с собственным репетиционным залом), в которой стал частым гостем. Окружающие привыкли видеть его рядом с Анной, но о том, чтобы узаконить их отношения, конечно, не могло идти и речи: наследнику аристократического рода не положено жениться на артистке и дочери прачки.
Впрочем, родового состояния у него давно уже не имелось: господин Дандре получал жалование на государственной службе, выполняя обязанности сенатского прокурора и председателя ревизионной комиссии думы. В 1912 году против него был начат судебный процесс — Дандре обвиняли в злоупотреблениях и взятках, а также хищениях из городской казны. Когда суд обязал обвиняемого выплатить штраф в 36 тысяч рублей, сумма нашлась довольно быстро. Есть версия, что ее собрала Анна, к тому времени активно гастролировавшая за границей. Сам Дандре в спешном порядке выехал из страны по подложным документам.
Отныне он стал для Павловой незаменимым импресарио, или, как говорили англичане, менеджером: барон взял на себя хлопоты по организации ее гастролей. Контакты с принимающими сторонами (среди представителей последних были Макс Рабинов, Даниель Мейер и знаменитый Соломон Юрок), репертуарная политика (хореографом-постановщиком труппы стал И. Н. Хлюстин), контракты с новыми артистами — во всей этой деятельности Дандре обнаружил недюжинный талант предпринимателя.
По сути дела, они поменялись ролями: теперь не Анна зависела от него, а собственное благосостояние Дандре оказалось связано с ее карьерой. Учитывая непростой характер обоих, их отношения с балериной напоминали жизнь супругов с большим стажем: в них было достаточно ссор и примирений, а также раздражения, нежности и взаимной заботы. Единственный вопрос, который вызывает сомнения у биографов, — были ли они женаты? Одни источники утверждают, что пара обвенчалась еще в России, другие — что брак был заключен уже в Европе. В первом случае ситуация компрометировала барона, во втором — мешала имиджу Анны.
Так или иначе, совершенно ясно, что эта церемония, если она действительно имела место, была тайной для всех окружающих. В конечном итоге эта двусмысленность сыграла с Дандре злую шутку: после смерти жены он не мог наследовать ни ее дом, ни деньги. Единственное, что ему осталось, — это архивы, которые позволили написать книгу о своей загадочной спутнице.
Тайна отцовства
По поводу матери Анны Павловой никаких секретов нет. Мать девочки, Любовь Федоровна, была простой прачкой. А вот от какого отца родилась 31 января (12 февраля) 1881 года маленькая Аня? По одной из версий, Любовь Федоровна была замужем за солдатом в отставке Матвеем Павловым. Отец Ани умер, когда ей было всего два года. Но есть и более пикантная версия. Согласно ей, балерина была внебрачной дочерью банкира Лазаря Полякова.
В Антарктиде снег поменял окрас и превратился в зеленый и малиновый
Дочь Толкалиной сильно преобразилась. Как питалась Мария, чтобы сбросить 30 кг
До свадьбы Никиты Джигурды остались считаные дни: он женится на бывшей супруге
Узнав о беременности своей любовницы, он дал ей откупные, но отцовства над ребенком не признал. Где правда? С одной стороны, Анна часто вспоминала трудное и небогатое детство. Но с другой стороны, ее взяли в Императорскую балетную школу, где обучение стоило ой как недешево. Сама балерина терпеть не могла, когда к ней обращались по отчеству. Она настаивала, чтобы ее звали просто по имени.
Последние годы и смерть
Став во главе собственной труппы, Павлова осознавала свою ответственность за остальных танцовщиков. Этот коллектив был поистине интернациональным: в нем состояли выходцы из России, Польши и Западной Европы (многие позднее сделали сольную карьеру). Дела концертного предприятия содержались почти в идеальном порядке: артистам исправно выплачивалось жалование, полагалась страховка и премиальные.
В январе 1931 года поезд, на котором ехала Павлова и ее артисты, столкнулся с грузовым составом. Серьезных последствий происшествие не имело, однако, добираясь пешком до ближайшей станции, артистка простудилась. Говорили также, что с верхней полки слетел тяжелый кофр, больно ударивший Анну по ребрам. Привычная к боли благодаря своей профессии, балерина вскоре позабыла о случившемся и вспомнила о травме только во время гастролей в Нидерландах, удивляясь, что подхваченная по пути простуда никак не проходит.
Когда ей стало хуже, консилиум врачей, собравшийся в Гааге, констатировал развитие плеврита. Доктора предложили операцию, однако не гарантировали, что после нее танцовщица вернется на сцену. Павлова отказалась. В ночь с 22 на 23 января балерина скончалась. Таким образом, причиной смерти великой балерины явился сильный плеврит.
Легенда гласит, что в свои последние минуты она беспокоилась о предстоящих гастролях, а напоследок попросила: «Принесите мне костюм лебедя…».
Гастроли павловской труппы всё же состоялись. Это был своего рода мемориальный тур: любимые Анной номера танцевали ее коллеги. И только во время исполнения «Умирающего лебедя» сцена была пуста: рисунок движения Павловой по ней прочертили лучом прожектора.