Фредерик Францишек Шопен. Биографическая справка

  • 23 Октября, 2019
  • Искусство
  • Prekrasnaya Pysatelnytsa

Значимую роль в нашей жизни играют творческие личности. Это композиторы, музыканты, поэты, художники, флористы, фотографы, дизайнеры, ювелиры. То, как эти люди видят наш мир, они передают через свои творения. До сих пор во всем мире чрезвычайно популярна музыка замечательного композитора Фредерика Шопена, жившего и творившего в XIX веке.

Она положительно влияет на подсознание, вдохновляет, восхищает. Любое его произведение — это настоящий шедевр. Многие люди изучают биографию и творчество Шопена. Самая интересная информация о жизни этого человека предлагается в нашей статье.

Фредерик Шопен

Семья

Николя Шопен и Юстина Кшижановска – родители великого музыканта. Его отец родом из простой семьи. Он родился во Франции, но в юношестве переселился в Польшу. Около 1802 года Николя начал работать воспитателем детей графа Скарбека Желязова-Воля. Мама композитора была из рода Кшижановских. Ее семья – обедневшие шляхтичи герба Свинка (польский велегласный шляхетский герб). Она рано стала сиротой, ее взяли на воспитание Скорбеки графского происхождения. Согласно историческим данным, Юстина владела двумя языками – французским и немецким, имела идеальные музыкальные голосовые данные, играла на фортепиано, получила хорошее образование. Именно от своей матери маленький Фредерик унаследовал способности к музыке.

Интеллигентность, добропорядочность и хороший нрав родителей играли важную роль в семье. В ней все относились друг к другу с любовью и уважением. У Фредерика было три сестры. Каждая из них имела разносторонние способности. Старшая стала для композитора другом. Ее звали Людвика. Имена младших сестер – Эмилия и Изабелла.

Детские годы

Биография Фредерика Шопена началась в поселке Желязова-Воля. Именно здесь родился будущий композитор 1 марта 1810 года. Через 7 месяцев после этого события родители решили переехать. До конца 1830 года Фредерик с семьей жил в Варшаве.

Изучая биографию и творчество Шопена, поклонники его таланта узнают много любопытных фактов. Будучи маленьким мальчиком, он тонко чувствовал все, что связано с музыкой, виртуозно играл на инструменте, с увлечением прислушивался к каждой мелодии, мастерски мог ее повторить. В семилетнем возрасте Фредерик сочинил небольшой полонез соль-минор.

Такое событие не осталось в стороне. В газете написали о талантливом мальчике. Многие восхищались тем, что малыш обладал таким даром, мог играть сложные фортепианные пьесы и сочинять новые, гениальные вариации. Фредерик превосходил всех знаменитых композиторов того времени. Первым его учителем музыки была мама, потом молодого Шопена обучал пианист Войцех Живный. Уроки были сложные, но он справлялся. Одновременно Фредерик учился в одном из варшавских училищ. К двенадцати годам будущий композитор владел всеми навыками виртуозного пианиста.

Фредерик Шопен в юности

Ранние годы Шопена

С раннего возраста Фредерик был окружен живой музыкой. Мать играла на фортепьяно и пела, а отец аккомпанировал ей на флейте, или на скрипке. По воспоминаниям сестер мальчик проявлял неподдельный интерес к звукам музыки. В раннем возрасте Шопен начал демонстрировать художественные таланты: он рисовал, писал стихи и исполнял музыкальные произведения без какого-либо обучения. Одаренный ребенок начал сочинять собственную музыку и в семь лет кое-что из ранних творений уже было опубликовано.

Шестилетний Шопен брал регулярные уроки игры на фортепиано под руководством чешского пианиста Войцеха Живного, который работал в то время частным учителем и был одним из педагогов в школе отца. Несмотря на создаваемое педагогом ощущение некоторой старомодности и комичности, Войцех обучал талантливого ребенка игре на произведениях Баха и Моцарта. У Шопена никогда не было другого учителя фортепиано. Уроки давались ему одновременно с сестрой, с которой они играли в четыре руки.

В марте 1817 года семья Шопена вместе с Варшавским лицеем переезжает во дворец Казимеж, в правое крыло. В этом году зрители услышали его первые композиции: полонез си — бемоль мажор и военный марш. С годами партитура первого марша была утрачена. Год спустя он уже выступал публично, играя произведения Адальберта Гировеца.

В том же году, благодаря усилиям приходского священника, полонез ми минор был опубликован с посвящением Виктории Скарбек. Один из первых маршей же исполнялся военным оркестром во время военных парадов на Саксонской площади. Варшавский журнал публикует первый отзыв о творчестве молодого таланта, акцентируя внимание на том, что в восьмилетнем возрасте у автора налицо все составляющие настоящего музыкального гения. Он не только с легкостью исполняет самые сложные пьесы на фортепиано, но и является композитором с исключительным музыкальным вкусом, перу которого принадлежит уже несколько танцев и вариаций, поражающих даже экспертов. 24 февраля 2018 года на благотворительном вечере во Дворце Радзивиллов, Шопен играет. Публика тепло принимает талантливого исполнителя, нарекая его вторым Моцартом. Он начинает активно выступать в лучших аристократических домах.

Юные годы

После окончания училища начинается более яркая и насыщенная жизнь будущего композитора. В биографии Ф.Шопена указывается, что музыкальные способности ему открыли двери к высшему обществу. Он был замечен влиятельными людьми, находился под покровительством князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла. Юный Шопен умел привлекать к себе внимание. Он обладал приятной наружностью, имел отменное чувство юмора, блистал остроумием. Он мог вскружить голову кому угодно, но отличался добрым нравом.

Юный виртуоз начал путешествовать по Европе. Он посещал концерты популярных на тот момент музыкантов, картинные галереи и оперные театры. Это не препятствовало получению образования: в 1823 году он стал воспитанником Варшавского лицея, а через три года – поступил в Высшую школу музыкантов.

Фредерик Шопен в кругу влиятельных людей

Смерть творца

К концу 40-х годов композитор все реже давал концерты. После гастролей в Великобританию он окончательно слег с болезнью.

В последний период своей жизни, мужчина не вставал с постели, потому что был очень слаб. Музыкант скончался 17 октября 1849 года. Едва не дожив до сорокалетия.

Причиной смерти Фредерика Шопена стали осложнения туберкулеза.

Жизнь за границей

Из биографии композитора можно узнать, что Шопен в зрелые годы жил за пределами своей родины. Его сердце тосковало по Польше, по любимым и родными местами. 1829 – решающий год. В это время у него начались первые масштабные гастроли. В ноябре 1830 году он навсегда уехал из Польши.

Вскоре пришла весть о восстании в Варшаве. Фредерик хотел вернуться на родину и принять участие в боях, но этому не суждено было случиться. По дороге в Польшу он узнал, что восстание подавлено, а его зачинщики арестованы. Такое плохое известие душевно ранило Шопена и отразилось на творчестве. Ему пришлось остановиться в Штутгарте. Под воздействием захлестнувших его эмоций он написал свой знаменитый «Штутгартский дневник».

Несмотря на политическую нестабильность, успех молодого композитора набирал обороты. Его первый фортепианный концерт в Париже обеспечил ему фееричную популярность. У него появились поклонники, влиятельные друзья. Женщины начали мечтать о нем и пытались войти в его жизнь. Среди его друзей были Мендельсон, Берлоиз, Лист, Беллини, Шуман. С этими людьми он сохранил дружбу на всю оставшуюся жизнь.

Фредерик Шопен среди друзей

Еще одним из талантов Шопена является его умение заниматься преподавательской деятельностью. Он любил учить других людей, с обходительностью и пониманием относился к каждому ученику. Этому делу он отдавал всего себя. Первое время среди его учеников были те, кто просто хотел игре на фортепиано. Но в скором времени он начал обучать знаменитых музыкантов.

Музыкальная карьера биографии Шопена

Поскольку в детстве Фредерик много времени уделял обучению, к 19 годам его карьера уже успешно шла в гору. Публичные концерты в его биографии начались с выступлений в Варшаве и Кракове. Именно они принесли исполнителю известность. Спустя год Фредерик отправился в турне по Европе и на Родину больше не возвращался.

Портрет карандашом и цветной

В биографии Шопена указано, что он был сторонником восстания за независимость Польши. Пока Фредерик жил в Германии, ему пришла весть о подавлении восстания. Таким образом, великий композитор был вынужден остаться за границей. Вторым домом для музыканта стал Париж. Громкие события потрясли Фредерика, и он написал свой первый красивый опус этюдов, самым известным из которых был Революционный этюд.

Проживая во Франции, великий композитор чаще всего давал концерты в домах своих покровителей и аристократических знакомых. Именно тогда Фредерик начал сочинять концерты для игры на фортепьяно. Сам же исполнял их в Вене и Париже.

Переломным моментом в биографии Шопена была его встреча с другим композитором романистом Робертом Шуманом. Немец присутствовал на его концерте и был настолько поражен, что воскликнул: «Господа, пора снимать шляпы, это гений». Последователем Фредерика был его ярый поклонник Ференц Лист, венгр по происхождению. Он был восхищен творчеством музыканта и решил написать о жизни кумира. Исследовательский труд писателя был посвящен творчеству и жизни Шопена.

Трагическая любовь

В биографии Шопена есть и любовная история. Композитор испытывал чувства к писательнице Жорж Санд.

Он ее любил, но в их отношениях много негативных моментов. Эти двое талантливых людей тянулись друг к другу, но так они и не решились создать семью. Жорж Санд осталась с двумя детьми после первого брака. В ней было мало женственности и нежности. Но Шопен души в ней не чаял, она его вдохновляла. Их отношения продлились около 10 лет.

Дети Жорж Санд не приняли Шопена. Несмотря на это, он с ними жил в одном доме. Неприятная атмосфера в семье вынудила его уехать в Париж. Но там многое напоминало об ушедшей любви.

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Чтобы залечить душевные раны, он переехал в Лондон. Там состоялся его последний концерт. Депрессия не покидала композитора, а его здоровье ухудшалось. Он страдал заболеванием легких (предполагают, что это был туберкулез). Сырой лондонский климат и постоянное нервное напряжение окончательно подорвали его силы. 17 октября 1849 года великий Шопен умер. Но и в наше время миллионы людей восхищаются его талантом.

Жизнь и смерть в Париже

В течение следующих нескольких лет Шопен много выступал в странах Европы, одной из которых была Франция. В Париже он поселился в 1832 году и достаточно быстро установил дружеские взаимоотношения с молодыми музыкальными дарованиями, среди которых были: Лист, Беллини и Мендельсон. Тем не менее, тоска о Родине давала о себе знать. Горячо желая принимать деятельное участие в политической борьбе своего народа, он не находил себе места.

Во Франции он начинает работать всерьез как частный учитель фортепиано. Из-за подорванного здоровья публичные выступления становились все реже. Тем не менее, он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах. Его окружение составляли музыканты, писатели и художники, а также богатые и талантливые женщины. Весной 1836 года болезнь обострилась. Вероятнее всего, заболевание легких, мучившее композитора было быстро развивающимся туберкулезом.

На вечеринке в резиденции графини, Шопен впервые встречается 32-летней писательницей Амандиной Авророй Дюдеван, известной как Жорж Санд. В конце 1837 года у Санд возникают тесные отношения с Шопеном, который к тому времени расстался с Марией Водзинской. В надежде на целебный климат Испании, Фредерик, Жорж и её дети Морис и Соланж перебираются на Майорку.

На вилле, среди кедров, кактусов, апельсинов, лимонов, алоэ, инжира, граната, под бирюзовым небом, у лазурного моря улучшение, однако, не наступило. Несмотря на недуг, композитор завершил свои двадцать четыре прелюдии на Майорке. В феврале они вернулись во Францию. К этому времени во время приступов кашля уже стали появляться кровотечения. Поасле курса лечения в Париже состояние композитора улучшилось. Согласно впечатлениям Санд, Шопен настолько привык витать в облаках, что жизнь или смерть для него ничего не значат и он плохо осведомлен о том, на какой планете живет. Жорж, осознав серьезность дел со здоровьем супруга посвятила свою жизнь детям, Шопену и творчеству.

После поправки здоровья, семья на лето поселилась в деревенском доме Санд в местечке Ноан к югу от Парижа. Здесь Шопен сочиняет «Ноктюрн соль мажор» и три мазурки из опуса номер 41. Он работает над завершением «Баллады фа мажор» и сонаты. Летом он чувствует себя не стабильно, но при каждой возможности бросается к фортепиано и сочиняет. Весь следующий год композитор проводит с семьей. Шопен дает по пять уроков в день, в его супруга пишет до 10 страниц за ночь. Благодаря репутации и развитию издательского дела Шопен удачно продает свои партитуры. Редкие концерты Шопена приносят семье по 5000 франков. Публика жаждет услышать великолепного музыканта.

В 1843 году здоровье музыканта продолжает ухудшаться. Он принимает гомеопатическое лечение. В октябре 1843 года Фредерик с сыном Санд Морисом возвращается из деревни в Париж, а его жена с дочерью задерживается на месяц на природе. Смерть, в возрасте четырнадцати лет в Вене, в 1845 году его самого талантливого ученика Карла Фильца, который повсеместно считался блестящим пианистом и самым близким по стиле игры поразила Шопена. Все больше времени чета проводит в деревне. Среди постоянных гостей появляется Полина Виардо, чей репертуар Шопен слушает с восторгом.

Различие в темпераментах и ревность помешали отношениям с Санд. В 1848 году они расстались. Шопен совершил гастрольный тур по Британским островам, выступив в последний раз 16 ноября 1848 года в лондонской гильдии для беженцев из Польши. В письмах семье он писал, что если бы Лондон не был таким темным, а люди были бы не такими тяжелыми, и если бы не было ни запаха угля, ни туманов, он бы изучил английский, но англичане сильно отличаются от французов, к которым Шопен привязался. Шотландские туманы не добавили ему здоровья. В начале 1849 года увидели свет его последние произведения: «Вальс в миноре» и «Мазурка соль минор».

Он вернулся в Париж, его здоровье постепенно ухудшалось. Иногда случаются приличные дни, когда он путешествует в карете, но чаще его мучают удушающие приступы кашля. Он не выходит по вечерам. Тем не менее продолжает давать уроки игры на фортепиано.

В два часа ночи 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет Шопен умирает. Польша потеряла своего величайшего музыканта, а весь мир настоящего гения. Его тело похоронено на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце доставлено в церковь Святого Креста в Польше, близь Варшавы.

Места в Варшаве, тесно связанные с именем композитора:

  • Саксонский дворец;
  • Казимировский Дворец;
  • Ботанический сад;
  • Дворец Красиньских;
  • Варшавский лицей;
  • Консерватория;
  • Университет Варшавы;
  • Дворец Радзивиллов;
  • Голубой дворец;
  • Дворец Морштын;
  • Национальный театр.

Интересные факты из биографии Шопена

Этот гениальный человек любил свою родину. Особенно по душе ему была польская народная музыка. Он написал разнообразные фортепианные пьесы, сонаты, полонезы, вальсы, мазурки, ноктюрны, прелюдии.

Многие считают, что ему принадлежит одна из самых простых, но невероятно популярных пьес «Собачий вальс». Действительно, Шопен написал шуточную пьесу «Вальс маленькой собачки». Его вдохновил гоняющийся за своим хвостом любимый песик Жорж Санд. Однако к «Собачьему вальсу это произведение не имеет отношения.

Памятник Шопену

Шопен восхищался творчеством Моцарта. Особенно ему нравился «Реквием». Именно эта музыка звучала на его похоронах. Великий маэстро хотел, чтобы его сердце было перевезено в Польшу. Воля Шопена была исполнена. Его сердце замуровали в колонну церкви Святого Креста в Варшаве.

Потомки чтят его память. Именем Шопена назвали кратер на Меркурии. В Варшаве есть музей, где можно ознакомиться с его жизнью и творчеством. Также в этом городе имя Шопена присвоено аэропорту. В различных городах Польши установлены памятники великому композитору.

Облик гения — к 210-летию со дня рождения Фридерика Шопена

При всей яркости романтического переживания, Шопен не любил, когда его называли «романтиком». Понятие «романтизм» ассоциировалось с излишней изобразительностью и с позерством. Всё это претило ему

Telegram Twitter Youtube Instagram Дзен rss

Фридерик Шопен

ШопенФридерик

Фридерик Шопен

210 лет назад, 1 марта 1810 года, в деревне Желязо́ва-Воля недалеко от Варшавы родился один из величайших музыкальных гениев человечества — Фридерик Шопен. В свидетельствах о рождении и крещении указана дата 22 февраля, но в семье его день рождения праздновали всегда 1 марта. И на родине композитора по сей день отмечают именно эту дату.

Прожив всего 39 лет, Шопен подарил людям неистощимый источник красоты, утешения и радости. «Нежным гением гармонии» назвал его Ференц Лист. «Он есть и останется самым отважным и гордым поэтическим духом времени», — писал Роберт Шуман.

Как о «величайшем из гигантов» отзывался о нем Сергей Рахманинов. О Шопене написано огромное количество книг, статей, воспоминаний. О бесчисленных научных работах по истории и теории музыки и говорить не приходится.

Для пианистов наследие Шопена стало краеугольным камнем. Когда старое пиано-форте — детище 18 века — стало превращаться в современный рояль, именно Шопен создал то, что можно без преувеличения назвать Новым заветом фортепианного искусства, его сердцевиной и энциклопедией, как в техническом, так и в образно-выразительном отношении.

Сегодняшний юбилей мы предлагаем отметить, не только вспомнив его музыку, но и вглядевшись в несколько его прижизненных изображений.

Перед нами карандашный рисунок, сделанный в 1826 году княжной Элизой Радзивилл. Шопену 16 лет. Он уже выдающийся мастер фортепианной игры и знаменитость в Варшаве. Музыку он сочиняет с раннего детства. Светловолосый юноша — любимец дам, но все помыслы его сосредоточены на фортепиано. Его душа сливается с инструментом, которому он посвятит всё свое творчество, написав лишь несколько произведений с участием других инструментов (и ни одного без его участия).

1. Шопен за фортепиано. Рисунок Элизы Радзивилл, 1826

1826Радзивилл,ЭлизыРисунокфортепиано.заШопен1.

1. Шопен за фортепиано. Рисунок Элизы Радзивилл, 1826

Первый живописный портрет композитора был создан в 1829 году Амброзием Мерошевским. К сожалению, сохранилась лишь черно-белая репродукция, оригинал пропал в 1939 году во время немецкой оккупации.

Всю жизнь Шопен был желанным гостем аристократических салонов — утонченный, прекрасно воспитанный, наделенный блестящим умом и превосходным чувством юмора. Однако в этом портрете художник возможно попытался уловить иные черты — юношескую свежесть, простоту и одновременно некую обращенность внутрь себя. В 19–20 лет Шопен был в состоянии большого творческого подъема, давшего первые шедевры — два фортепианных концерта, несколько ноктюрнов, мазурок, этюдов. Бравура и виртуозность в них подчинены искреннему и трепетному выражению чувств, музыка просто благоухает одухотворенной мечтательностью, а любимые им с детства польские народные песни и танцы уже переплавлены в высокую поэзию.

2. Портрет работы Амброзия Мерошевского, 1829

1829Мерошевского,АмброзияработыПортрет2.

2. Портрет работы Амброзия Мерошевского, 1829

1831 год был переломным в жизни Шопена. Для продолжения творческой карьеры, а также по причине подавления польского восстания против Российской империи, молодой композитор был вынужден эмигрировать на родину своего отца — во Францию. Вся оставшаяся жизнь его была связана с Парижем, начавшем утверждаться в качестве европейской столицы искусств. Тут он станет кумиром высшего общества, утвердится в роли крупнейшего, наряду с Ференцом Листом, пианиста и педагога, сдружится со многими выдающимися музыкантами, художниками, поэтами и писателями.

Вот несколько типично светских портретов, запечатлевших облик рафинированного завсегдатая аристократических салонов:

3. Шопен в 1835/36 гг. Акварель Марии Водзинской (в те годы невесты композитора) 4. Портрет работы Теофила Квятковского (ок. 1843) 5. Портрет работы Ари Шеффера (1847)

(1847)ШеффераАриработыПортрет5.1843)(ок.КвятковскогоТеофилаработыПортрет4.композитора)невестыгодыте(вВодзинскойМарииАкварель1835/36 гг.вШопен3.

3. Шопен в 1835/36 гг. Акварель Марии Водзинской (в те годы невесты композитора) 4. Портрет работы Теофила Квятковского (ок. 1843) 5. Портрет работы Ари Шеффера (1847)

В обществе Шопен проявлял себя как образец учтивости, сдержанности и безупречного вкуса. Но каким он был в глубине души? Приоткрыть завесу поможет знаменитый портрет Эжена Делакруа, на котором Шопен изображен страдающим, мужественным, погруженным в себя, будто постигшим нечто мучительное и возвышенное. Ведь и музыка его стала такой, во многих произведениях — в балладах, в скерцо, второй сонате, и др. — доходящей до предельного трагизма, порой до взгляда в самую бездну человеческого бытия.

6. Эжен Делакруа — Портрет Ф. Шопена (1838, неоконченная работа)

работа)неоконченная(1838,ШопенаПортрет Ф.Делакруа —Эжен6.

6. Эжен Делакруа — Портрет Ф. Шопена (1838, неоконченная работа)

При всей яркости романтического переживания, Шопен не любил, когда его называли «романтиком». Он считал себя продолжателем искусства «классиков», т. е. старых мастеров — Баха, Моцарта, Бетховена (хотя последнего далеко не во всем принимал). Понятие «романтизм» ассоциировалось с эксцессом, с «перегибами», с излишней изобразительностью, наконец, с позерством. Всё это претило ему. Субъективность и изысканность никогда не превращались в самолюбование. Самые неистовые порывы укладывались в классически совершенные и уравновешенные формы, при том что диапазон выраженных Шопеном душевных состояний необыкновенно широк — от бьющих через край счастья и ликования до предельного отчаяния, от бунта до умиротворения, от наивной беспечности до героической решимости.

Шопену принадлежат слова: «Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности». И еще: «Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла».

Разве и сам он не был человеком со скрытым смыслом? За элегантностью пряталась ранимость, за сдержанностью — воля и мужество. Ведь и в чисто музыкальном плане его феноменальное владение ремеслом, сравнимое с мастерством Баха или Моцарта, нигде не бросается в глаза. Музыка течет с удивительной естественностью и непосредственностью, а чудеса композиторской техники заметны лишь специалистам.

Теперь дополним нашу галерею ценнейшими фотографическими портретами музыканта. Всего на сегодняшний день известно три таких изображения. Все они были выполнены в технике дагеротипии, но оригинальные пластины, к сожалению, не сохранились. Портреты дошли до нас в виде фотографических копий с оригинала. Самое раннее изображение датируется серединой 1840-х годов:

7. Копия дагеротипа середины 1840-х годов

годов1840-хсерединыдагеротипаКопия7.

7. Копия дагеротипа середины 1840-х годов

Хорошо сохранилось приобретшее широкую известность изображение, сделанное в парижской мастерской Луи-Огюста Биссона скорее всего в 1847 году. Перед нами предстает композитор, измученный жизненными неурядицами и болезнью легких. То же лицо глубоко переживающего, но сдержанного человека с немного вопрошающим взглядом, идущим будто откуда-то из глубины.

8. Копия дагеротипа Луи-Огюста Биссона (1847?)

(1847?)БиссонаЛуи-ОгюстадагеротипаКопия8.

8. Копия дагеротипа Луи-Огюста Биссона (1847?)

И наконец совершенно потрясающий портрет, обнаруженный совсем недавно, в 2021 году швейцарским физиком Аленом Колером, в виде фотографической копии, хранившейся дома у некоего любителя музыки. Анализ изображения не оставил сомнений в подлинности изображения. Клише датировали примерно 1847 годом. Автором, вероятно, был тот же Луи-Огюст Биссон, судя по идентичности некоторых элементов фона.

Не говоря ни слова, просто вглядимся в это лицо.

9. Копия дагеротипа (предположительно Л.-О. Биссон, 1847)

1847)Биссон,Л.-О.(предположительнодагеротипаКопия9.

9. Копия дагеротипа (предположительно Л.-О. Биссон, 1847)

маскепосмертнойпоизготовленныйПариже,вПер-ЛашезкладбищенаШопенамогиленаМедальон10.

10. Медальон на могиле Шопена на кладбище Пер-Лашез в Париже, изготовленный по посмертной маске

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: