Алла Дмитриевна Ларионова. Биографическая справка


Биография

Будущая Народная артистка РСФСР и звезда советского кинематографа Алла Дмитриевна Ларионова появилась на свет в Москве в феврале 1931 года. Семья жила вполне благополучно: папа был служащим пищеторга, мама трудилась завхозом в детском садике. Родители назвали девочку в честь звезды кино и кумира своего времени артистки Аллы Тарасовой. И, как сейчас говорят, запрограммировали дочь на будущее.

Актриса Алла Ларионова

После того, как отец ушёл на фронт, Алла вместе с мамой отправилась в эвакуацию. В городе Мензелинск мама работала в госпитале. Именно здесь 9-летняя Алла Ларионова впервые вышла «на сцену». Она читала стихи раненным, которые лежали в госпитале. Здесь будущая артистка услышала первые аплодисменты и хвалебные «рецензии» на свои выступления. В этом госпитале Аллу Ларионову увидел Зиновий Гердт. Через пару десятков лет они встретились как коллеги.

Впервые юную и очаровательную Аллу пригласили в кино, когда ей едва исполнилось 15 лет. На улице к ней подошла незнакомая женщина, которая спросила, не хочет ли девочка сниматься в кино. Конечно же, Ларионова хотела. Так она попала на съёмочную площадку и снялась в нескольких картинах. Правда, в массовке, но вкус профессии Алла почувствовала.

Алла Ларионова в молодости

По окончании школы Алла отправилась учиться на артистку. В ГИТИСе Ларионова с треском провалила экзамены. На беду, среди экзаменаторов девушка увидела знаменитого режиссёра Василия Михайловича Гончарова и напрочь забыла всё, что подготовила для поступления. Не всё гладко оказалось и с поступлением во ВГИК. Сергею Герасимову девушка почему-то не понравилась. Но всё решила его жена Тамара Макарова, которой Алла, напротив, пришлась по душе.

Фильмы

Звёздная роль, определившая всю её дальнейшую карьеру в кино, досталась Алле Ларионовой в студенческие годы. Актриса сыграла Любаву в картине Александра Птушко «Садко». Фильм, вышедший в 1952 году, оказался настолько успешным, что в следующем году группу, снимавшуюся в нём, пригласили в Венецию на фестиваль. Более того, фильму-сказке был вручен приз «Серебряный лев» в номинации «Золотой лев». Это было настоящим прорывом для советского кинематографа.

Алла Ларионова в фильме «Садко»

В Венеции Алла Ларионова почувствовала вкус невероятной славы. Следом за русской красавицей бегали толпы журналистов и поклонников. Среди последних оказались известнейшие продюсеры и режиссёры. Они предлагали актрисе роли, от которых она наотрез отказывалась: официальные представители, чиновники, сопровождавшие группу артистов за рубеж, строго-настрого запретили идти на контакты с «буржуазными» режиссёрами.

Возможно, творческая биография Аллы Ларионовой сложилась бы совсем иначе, останься она за рубежом. Но история не терпит сослагательного наклонения. Артистка вернулась домой в слезах. Ей позволили дотронуться до прекрасного мира, увидеть его, но запретили в нём жить.

Алла Ларионова в фильме «Команда с нашей улицы»

Утешением актрисе послужило предложение, которое она получила, едва сойдя с трапа самолёта. Алле Ларионовой сообщили, что она утверждена на роль главной героини фильма «Анна на шее».

Картина вышла на экраны в 1954 году и превратила Ларионову в звезду отечественного кинематографа. Слава, обрушившаяся на артистку, превысила ту известность, которую Алла Дмитриевна получила после «Садко». Её караулили возле дома, засыпали цветами. Очереди возле кинотеатров из желающих увидеть «Анну на шее» тянулись на сотни метров. Но слава имела и обратную сторону медали. Алле Ларионовой завидовали. Вокруг её имени поползли сплетни.

Алла Ларионова в фильме «Анна на шее»

После того, как артистка снялась в «Двенадцатой ночи», где появилась в образе красавицы Оливии, поклонники дежурили возле киностудии и квартиры, заглядывали в окна и ждали её выхода. На актрису приехал посмотреть даже министр культуры. После этого Ларионовой сразу же приписали роман с чиновником.

И перестали давать роли. А если и давали, то делали всё, чтобы актриса не могла попасть на съёмки. Так случилось с картиной «Илья Муромец». Ларионову утвердили на роль, но в театре, где она работала, командировку в Ялту, в которой проходили съёмки, не подписали.

Алла Ларионова в фильме «Двенадцатая ночь»

В 60-70-ые годы Алла Ларионова так и не получили главных ролей. Часто она соглашалась даже на эпизоды. А в 1966 году артистка снялась в картине «Дикий мёд», где согласилась на роль дурнушки, чьё лицо щедро измазали грязью.

В эти годы обнаружилось, что Алла Ларионова может играть характерные роли. Она сыграла Наталью Дмитриевну Паскудину в «Дядюшкином сне», продавщицу Любаву в «Длинном дне Кольки Павлюкова», Елену Ивановну в «Фокуснике» и Екатерину ІІ в ленте «Есть идея!». Но ролей, после которых актрису носили бы на руках, ей больше не предлагали.

Последняя роль Аллы Ларионовой в фильме «Троцкий»

Вспомнили Аллу Ларионову, когда ей исполнилось 60. Артистке дали звание Народная, поздравили, но значимых ролей так и не предложили. Ларионова жила очень тихо и скромно. До конца жизни она жалела, что отказалась сниматься у Чарли Чаплина, который ей не раз предлагал работу. Чтобы не предаваться грустным воспоминаниям и не сидеть в четырёх стенах, Ларионова ездила по стране со спектаклем «Деньги, коварство, любовь» с театром имени Евгения Вахтангова.

Звезда с открытки

В 1950–60-е самым простым ресурсом социологического исследования в области кино было наличие или отсутствие в продаже открыток с портретами актеров. Так вот, открытки с портретом Аллы Ларионовой считались дефицитом, хотя новые и новые тиражи печатались постоянно. Их раскупали мгновенно! Так восполнялся дефицит красоты.

В начале 50-х Алла Ларионова была первой красавицей советского кино. Статная блондинка с огромными серо-голубыми глазами, с чувственным ртом обладала не только яркой внешностью, но и темпераментом, обаянием, жизнелюбием. Она рано начала сниматься, еще учась во ВГИКе. Тогда у взрослых-то актеров было мало работы — руководство страны велело кинематографистам взять курс на шедевры, не распыляться по мелочам. А Ларионова защищала диплом в институте несколькими полнометражными фильмами, в которых успела сняться в годы учебы… Дебютировала актриса в киносказке Александра Птушко «Садко» 1952 года, в роли Любавы, невесты главного героя. «Фильм, о Венецианского фестиваля (куда дебютантка поехала в чужом, «государственном» платье), навсегда запечатлел эталонный женский облик советских 1950-х: здоровая пышность натуральных античных форм в сочетании с умопомрачительной сероглазой невинностью, очаровательной суровостью и обязательным для русской женщины умением ждать суженого из-за тридевяти земель», — писала киновед Лилия Шитенбург в «Новейшей истории отечественного кино».

1954-й и 1955-й — пик актерской карьеры Ларионовой. Один за другим выходят на экраны фильмы: «Анна на шее» Исидора Анненского и «Двенадцатая ночь» Яна Фрида. «Анна на шее» имела оглушительный успех — причем долгие годы! Ларионова в роли чеховской Анны оказалась, как говорится, стопроцентным попаданием. Актриса любила жизнь, комфорт, красоту, праздник — все это нашло выражение в образе молодой жены старого чиновника. Анюта–Ларионова бросается в водоворот светских развлечений с аппетитом изголодавшегося человека, жадно поглощает все, что предлагает новая жизнь. В ее резвости, впрочем, уже различимы ноты тоски. Законной любви в жизни Анюты не будет, счастье придется вырывать тайком.

Блеснув, как яркая комета, в 50-е, Алла Ларионова никогда уже не имела в кино таких интересных, значительных работ. Судьба подарила ей ранний бурный успех, но отказала в протяженности актерского пути. Из дальнейших ее ролей можно вспомнить, пожалуй, Наташу из «Трех сестер» Самсона Самсонова, роскошную женщину при скромном, странном мужчине в фильме Петра Тодоровского «Фокусник», колоритную мещанку в картине Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!». В 60–70-е Ларионова снималась, но мало, в ролях второстепенных, а то и вовсе эпизодических. Со своим мужем, актером Николаем Рыбниковым, Ларионова много ездила по стране — с фильмами и выступлениями. Они были яркой звездной парой. Алла любила быть на людях, комфортно себя чувствовала в любой компании. А Рыбников в жизни был человеком застенчивым, страдал от того, что везде его узнают. Их союз подтверждал тезис о противоположностях, которые притягиваются.

Фильмография Аллы Ларионовой не так велика, как могла бы быть. А зрительскую любовь она вызывала огромную, да и сегодня кинопленка излучает свет ее красоты и обаяния. Об обстоятельствах жизни Ларионовой до сих пор судачат. Потому что она была больше чем актриса — она была звезда. Яркая индивидуальность, копировать которую бессмысленно.

Личная жизнь

В январе 1957 года Алла Ларионова вышла замуж за Николая Рыбникова. Их отношения поначалу складывались довольно сложно. Алле будущая звезда советского кинематографа понравился ещё в студенческие годы. Но тогда Николай Рыбников не обратил на неё внимания.

Чуть позже у Ларионовой вспыхнул роман с актёром Иваном Переверзевым. Вместе они жили некоторое время, пока Алла не узнала, что у Переверзева развиваются отношения с другой женщиной. Ларионова ушла от неверного возлюбленного. Не удержала её даже беременность.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Узнав, что Алла Ларионова одна, Рыбников тут же примчался в Минск, где она снималась в картине «Полесская легенда», и предложил ей руку и сердце. На тот момент он был без ума влюблён в актрису. Впоследствии родившуюся дочь Алёну он любил не меньше, чем их общую дочь Аришу.

Вместе эта прекрасная пара прожила 33 года. Когда не стало Николая Рыбникова, Алла Дмитриевна как-то сразу сникла, словно в ней потушили свет. Она полюбила одиночество и редко куда-то выходила. Вскоре она разменяла их большую 5-комнатную квартиру, где всё напоминало о Николае.

Семья

В годы учебы в кинематографическом институте Алла Дмитриевна влюбилась в однокурсника, красавца Николая Рыбникова. Однако артист, чей дальнейший творческий путь стал славной страницей в истории отечественного кино, ответил на влюбленность девушки лишь дружеским общением. Позднее его сердце дрогнуло, но Алла (в силу молодости и отсутствия жизненного опыта) опрометчиво решила – если сразу не сложилась романтическая история, то уже, скорее всего, и не будет счастливого финала.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Алла Ларионова и Николай Рыбников

На съемках картины «Полесская легенда» девушка привлекла внимание известнейшего артиста Ивана Федоровича Переверзева. Первый красавец советского экрана купался в женском внимании, и с удовольствием пускался в амурные приключения. Зачастую обольстительный мужчина встречался одновременно с двумя женщинами. История с Ларионовой не стала исключением. Иван крутил роман с юной красавицей и одновременно налаживал отношения с прежней супругой.

Иван Переверзев

Узнав о параллельной связи, гордая девушка разорвала отношения с ветреным ухажером. Даже тот факт, что актриса была на 8 месяце беременности, не повлиял на ее решение. В советское время незамужняя женщина, ожидающей ребенка, автоматически становилась объектом общественного осуждения и злых пересудов. Узнав о сложной ситуации, в которую попала Алла Дмитриевна, в Минск (где проходили съемки картины) примчался влюбленный в нее Рыбников. Он сделал любимой женщине официальное предложение, родившуюся от другого мужчины дочь Алену любил не меньше появившейся позднее (в 1961 году) собственной дочери Арины.

Николай Рыбников с Аленой и Ариной

Николай Рыбников с Аленой и Ариной

Артисты создали красивый супружеский союз в 1957, и прожили вместе 33 года, вплоть до смерти Николая Николаевича. Разговоры о том, что Ларионова вышла замуж за артиста только в силу вынужденных обстоятельств, и жила с ним без любви, – пустой звук. Женщина отогрелась душой возле обожающего ее супруга, и никогда не жалела о расставании с отцом ее первого ребенка. Совместно проведенные годы были наполнены светом и счастьем. Привязанность партнеров друг к другу была настолько сильна, что они старались не расставаться даже во время работы. Творческая пара снималась в совместных проектах «Ведьма», «Две жизни», «Млечный путь», «Отцы и дети» и других картинах.

После смерти супруга активная и жизнерадостная Алла Дмитриевна как-то сразу сникла, и в течение 10 лет постепенно угасала – мало интересовалась карьерой, игнорировала светские мероприятия, кардинально сузила круг общения. Умерла в 2000 году, смерть спровоцировал обширный инфаркт. Звездную красавицу, в соответствии с ее завещанием, похоронили рядом с любимым супругом.

Смерть

Алла Ларионова угасала на протяжении 10 лет после смерти мужа. Её не стало 25 апреля 2000 года. Знаменитая актриса умерла тихо, во сне. Её нашли через 6 часов после смерти. Оказалось, она скончалась от обширного инфаркта. Ларионова не дожила до своего 70-летия один год.

Могила Аллы Ларионовой

Похоронили артистку рядом с мужем на Троекуровском кладбище. Через год умерла их дочь Ариша, пристрастившаяся к алкоголю.

Личная жизнь Аллы Ларионовой

В период студенчества, Алла познакомилась с тогда еще будущим актером Николаем Рыбниковым, который впоследствии стал ее мужем. Однако начало их взаимоотношений было не самым простым. Личная жизнь Аллы Ларионовой наполнена не только счастливыми моментами. Николай ни капли не отвечал взаимностью на симпатии девушки. И, по иронии судьбы, обратил на нее внимание лишь тогда, когда Ларионова уже сама потеряла к нему интерес и была в отношениях с другим мужчиной. В то же время, гражданский муж начал изменять актрисе и злоупотреблять алкоголем, потому Алла ушла от него, даже невзирая на то, что была на тот момент уже беременна.

Николай Рыбников, узнав о том, что случилось с Аллой, начал активно ухаживать за ней и предлагать любую помощь. Сначала актриса реагировала неохотно на внимание человека, который в свое время проигнорировал ее. Однако Николай оказался настойчив и благодаря этому, в 1957-м году пара поженилась. Ларионова, наконец, обрела семейное счастье.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: