«Жилось нам туго»: детские годы будущего писателя
Василий Шукшин с матерью Марией Поповой. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Вид на село Сростки и дом-музей Василия Шукшина (в центре). Фотография: Виктор Садчиков / Фотохроника ТАСС
Василий Шукшин в детстве. 1942 год. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Сибирского края РСФСР (сегодня — Алтайский край). Его родители Макар Шукшин и Мария Попова были крестьянами и вскоре после рождения сына вступили в местный колхоз, где и работали. Василий был старшим ребенком в семье. В 1931 году у Шукшиных родилась дочь Наталья.
В 1933 году Макара Шукшина — на тот момент машиниста молотилки в колхозе «Пламя коммунизма» — арестовали. Его обвиняли в участии в антисоветском заговоре, порче общего имущества и урожая. Мария Попова писала: «Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну, а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю?» В апреле 1933 года Макара Шукшина расстреляли.
Сначала Мария Попова воспитывала детей одна, а затем вышла замуж повторно — за односельчанина Павла Куксина. Василий Шукшин называл его «человеком редкого сердца», добрым и любящим. Жила семья бедно.
Жилось нам тогда, видно, туго. Недоедали. Мама уходила на работу, а нас с сестрой оставляла у деда с бабкой. Там мы и ели. Голоду натерпелись и холоду. На всю жизнь я сохранил к матери любовь. Всегда ужасно боялся, что она умрет: она хворала часто. Потом в нашей избе появился другой отец. Жить стало легче. А потом грянула война, и другого нашего отца не стало: убили на Курской дуге. Опять настали тяжелые времена.
Василий Шукшин, «Самые первые воспоминания»
В Сростках Василий Шукшин пошел в школу. Учился он плохо, но много читал. Мать вспоминала: «Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам… однажды одеяло прожег». Книги Шукшин брал в школе. Иногда ему приходилось делать это тайком: когда он получал плохие отметки, мать запрещала читать художественную литературу.
В школе Шукшин занимался самодеятельностью — каждую неделю организовывал концерты и сам в них выступал. На концертах Шукшин читал стихи и разыгрывал сценки. Его одноклассница Валентина Безменова позже писала: «Не было такого, чтобы наш класс не приготовился: Вася настаивал».
Василий Шукшин: биография, личная жизнь
Мальчик по имени Вася родился у Макара и Марии Шукшиных летом 25 июля 1929 года. Они жили в деревне Сростки, которая находится в Алтайском крае. Спустя некоторое время после рождения сына Макара Шукшина арестовали. В 1933 году мужчину несправедливо осудили и расстреляли.
После признания отца врагом народа Василий был вынужден взять девичью фамилию матери. Мальчик жил с фамилией Попов до получения паспорта. Отчима, который воспитал Василия, писатель вспоминал добрым и справедливым человеком.
Слесарь, моряк и учитель литературы
Василий Шукшин (крайний слева) со сверстниками. Сростки, Бийский район, Алтайский край. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Василий Шукшин (третий слева) среди односельчан. Сростки, Бийский район, Алтайский край. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Василий Шукшин во время службы на Черноморском флоте. 1949 год. Фотография: Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Сростки, Алтайский край
В 1944 году Василий Шукшин закончил семилетку и поехал в Бийск — поступать в автомобильный техникум. Учился он плохо, получал низкие оценки по техническим предметам, иногда прогуливал и нарушал дисциплину: «Нам лекцию говорят, а мне петухом крикнуть хочется…»
За год до окончания учебы Шукшин оставил техникум, вернулся в Сростки и устроился в местный колхоз, чтобы помогать матери и сестре. Однако уже в 1946 году он вновь покинул деревню и уехал в Подмосковье.
Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого, было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. И понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.
Василий Шукшин, из статьи «Только это будет не экономическая статья…»
Шукшин стал работать в тресте «Союзпроммеханизация» слесарем. Его направляли на стройки заводов в Калуге и Владимире, электростанции и железной дороги в Подмосковье. Осенью 1949 года будущего писателя призвали в армию. Служил он радистом на Балтийском флоте. Сослуживец Василий Егоров запомнил его неразговорчивым любителем книг и хорошим специалистом. В армии Шукшин начал писать свои первые рассказы, среди которых — «Разыгрались в поле кони» и «Двое на телеге».
Однажды прямо в море Шукшину стало плохо — обострилась язва. Несмотря на плохую погоду, сослуживцы отвезли его на берег и отвели к врачу. После лечения медицинская комиссия признала писателя негодным к службе.
Шукшин вновь вернулся в Сростки. В деревне он лечился и готовился к экзаменам — писатель хотел получить аттестат зрелости. Оценки у Шукшина снова были плохие: пятерки он получил только по истории СССР, Конституции СССР и географии. По остальным дисциплинам писателю поставили тройки и четверки. «Удовлетворительно» он получил и на экзамене по русскому языку. Однако через несколько месяцев после сдачи экзаменов Шукшина пригласили работать в местную школу для рабочей молодежи — преподавать и русский, и литературу.
Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье.
Василий Шукшин, «Монолог на лестнице»
Вскоре Шукшина назначили исполнять обязанности директора школы и секретарем комсомольской организации. Он занимался агитацией, выступал с лекциями перед рабочими и колхозниками и призывал их учиться. В это же время в местной районной газете «Боевой клич» впервые опубликовали его работы — это были педагогические статьи «Больше внимания учащимся вечерних школ» и «Учиться никогда не поздно».
Василий Шукшин, дети
Василий Шукшин — талантливейший писатель, режиссёр и актёр не только для своего времени. Его творчество стоит намного выше времени, оно не имеет срока давности. Наиболее популярный и любимый зрителями фильм, снятый этим знаменитым человеком — «Калина красная». В жизни Василия Шукшина было много женщин, но законная жена — всего одна. До сих пор идут различные толки на тему, кого из них любил великий мастер по-настоящему, а с кем были только мимолётные романы. Тем не менее, законная жена, односельчанка Мария Шумская так и не подарила своему супругу наследников, поскольку брак был скорее формальностью, чем фактом. Зато дети Василия Шукшина от актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной впоследствии стали очень известными личностями.
На фото — Екатерина Шукшина
Всем хорошо известно, что в браке с актрисой у писателя и режиссёра родились две дочери — Мария и Ольга, с разницей всего в год. Но многие уже позабыли, а некоторые никогда и не знали, что у Василия Шукшина есть ещё одна дочь — Екатерина — от союза с писательницей-критиком Викторией Софроновой. Своего отца она практически не помнит, поскольку родители расстались практически сразу после её рождения, и встречи были очень редкими. Даже фамилию отца она начала носить лишь перед поступлением в школу. Именно тогда Василий Шукшин официально оформил её через ЗАГС. Сейчас Екатерина Шукшина занимается переводом книг. Она замужем за немцем, который тоже тесно связан с литературой. К сожалению, детей в их семье нет. Со своими младшими сёстрами Марией и Ольгой Екатерина не общается.
На верхнем фото — Мария Шукшина, на нижнем — Ольга Шукшина
Старшая дочь Василия Шукшина и Лидии Федосеевой Шукшиной Мария сейчас очень популярная актриса и телеведущая. Наверное, в ней сказались гены талантливого отца и матери-актрисы. Её сестра Ольга Шукшина также закончила театральный вуз и некоторое время снималась в кино, однако затем резко всё бросила и уехала в мужской монастырь, где провела долгих 15 лет, замаливая свои грехи. Своего сына она назвала в честь знаменитого отца Василием. Сейчас, вернувшись из добровольного монастырского заточения, Ольга Шукшина тихо и спокойно живёт в Сергиевом Посаде. Все дочери Василия Шукшина знают о существовании друг друга, однако попыток наладить общение не предпринимают.
И вообще практически никому не известный факт — своими детьми Василий Шукшин считал маленьких племянников (детей сестры его матери) Надежду и Сергея своими собственными детьми. Он фактически и заменил им отца, которого дети лишились в раннем детстве. Надежда Зиновьева с благодарностью вспоминает, что Василий Шукшин показал им страну, когда брал с собой на съёмки и в экспедиции, а также помог получить достойное образование, а их матери — перебраться из деревни в город, да и много ещё всего, что перечислить невозможно. Племянники относились к актёру, писателю и режиссёру, как к родному отцу.
«Советская мечта»: Василий Шукшин — студент ВГИКа
Василий Шукшин — студент ВГИКа. 1958 год. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Василий Шукшин (слева) и актриса Ирма Рауш (справа) во ВГИКе. Вторая половина 1950-х. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Василий Шукшин (справа) в роли Федора-большого в художественном фильме Марлена Хуциева «Два Федора» (1958)
Летом 1954 года Василий Шукшин оставил работу в Сростках и поехал в Москву поступать в Литинститут. Однако там писатель узнал, что от абитуриентов требуется наличие опубликованных рассказов или стихов. У него не было. Тогда Шукшин решил сдавать экзамены в Историко-архивный институт. А незадолго до них познакомился с режиссером Иваном Пырьевым, который посоветовал писателю подать документы во ВГИК. На устных экзаменах Шукшина оценили невысоко. Он вспоминал: «Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии». Однако писатель получил отличные оценки за письменные работы — рассуждение о творчестве Владимира Маяковского, рецензию на фильм «Верные друзья» Михаила Калатозова и сочинение на тему «ВГИК во время приемной кампании». Последняя работа Шукшина спустя несколько лет была опубликована как рассказ под названием «Киты, или О том, как мы приобщались к искусству». Писателя приняли на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма.
Шукшин взял высоту с первой попытки, что, конечно, нельзя не расценивать как чудо, но надо сразу уточнить одну вещь: он сделал все, чтобы оно состоялось, и вообще вся его жизнь, начиная с демобилизации, есть образец невероятно точной стратегии человека, который… верит в то, что лишь слава его спасет, и стремится к успеху с неотвратимостью идущего на нерест лосося. Шукшин в этом смысле — чисто советский феномен, реализовавшаяся советская мечта.
Литературовед Алексей Варламов, «Шукшин», серия «Жизнь замечательных людей»
Василий Шукшин получал отличные оценки на экзаменах, хотя учится ему было тяжело. Он стеснялся своего деревенского говора, пробелов в знаниях. Писал матери: «Учиться как там ни говори, а все-таки трудновато. Пробел-то у меня порядочный в учебе. Но от других не отстану. Вот скоро экзамены. Думаю, что будут только отличные оценки». В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: он сыграл в учебном фильме Андрея Тарковского «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя главную роль.
Во время учебы во ВГИКе Шукшин вступил в КПСС и стал участвовать в партийных собраниях института. Шукшин скрывал информацию о репрессированном отце, во всех анкетах указывал в родственниках мать и погибшего на Великой Отечественной войне отчима. Однако в 1956 году, когда писатель учился на втором курсе, его отца реабилитировали. Студенту мастерской Ромма Александру Гордону Шукшин говорил: «Я стыдился отца всю жизнь, а оказалось, что он ни в чем не виноват. Как же мне жить теперь со своей виной перед ним?».
В следующем, 1957 году по совету Андрея Тарковского Марлен Хуциев пригласил молодого актера поработать над лентой «Два Федора» о солдате, который вернулся с войны на родину. Изначально Шукшин был ассистентом режиссера — проводил пробы, подбирал документальные материалы, по которым составляли сценарий, контролировал гримеров и костюмеров. Однако вскоре Хуциев предложил ему исполнить в картине главную роль: «Потому что почувствовал индивидуальность, которая была выражена и лицом, и голосом, и жестом».
К съемкам актер подошел ответственно: он не оставил своих обязанностей ассистента и присутствовал даже на тех репетициях, в которых не был задействован его герой. Фильм вышел на экраны в 1958 году. Шукшин чуть не пропустил премьеру. Из-за «разногласий с милицией» его не хотели выпускать из участка, где он нередко оказывался из-за драк. За Шукшина заступился Марлен Хуциев: уговорил милиционеров отпустить исполнителя главной роли.
После премьеры писателя стали звать в кино — критики и коллеги писали о «предельной натуральности» его игры, умении вживаться в роль. В следующие несколько лет писатель много снимался. Он играл в картинах «Золотой эшелон», «Простая история», «Аленка» и других.
Во время учебы во ВГИКе рассказы Шукшина начали публиковать в советских газетах и журналах. Обращаться в редакции писателю посоветовал Михаил Ромм. В 1958 году в «Смене» напечатали рассказ «Двое на телеге», а чуть позже — произведения «Правда», «Экзамен», «Степкина любовь».
В 1959 году Шукшин сдал выпускные экзамены, однако диплом не получил. Как студенту режиссерского факультета, ему надо было создать собственный фильм. Писатель даже не начинал — ведь он постоянно снимался. И лишь в 1960 году начал писать сценарий для картины о работе сельского райкома. Шукшин полагал, что никто из студентов ВГИКа не знает деревенскую жизнь так же хорошо, как он. В своей дипломной работе под названием «Из Лебяжьего сообщают» писатель был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. На экзамене за этот фильм Шукшин получил отлично, но в прокат лента не вышла. Он писал: «Я доэкспериментировался: картину прокат не покупает. Говорят: люди — ничего, люди есть, живые, но это не новелла. Не хватает бантика, с которым привыкли подавать картину зрителю».
Василий Шукшин
Василий Макарович Шукшин — советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.
Василий Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в семье крестьян-единоличников. Глава семьи – отец, Макар Леонтьевич Шукшин, — пользовался в деревне заслуженным уважением, работал механизатором на молотилках. После его ареста мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя детьми на руках. Она вышла замуж повторно, за односельчанина — Павла Куксина. Своего отчима Василий Шукшин всю жизнь вспоминал как человека редкой доброты. Но лишь начала в семье налаживаться жизнь, как грянула война и отчим ушёл на фронт, через год в дом пришла похоронка. Так, тринадцатилетним подростком, Василий стал главным мужчиной и кормильцем в доме.
С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его не сумел — надо было кормить семью и устраиваться на работу.
Первым местом работы Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация». Поработав в нём слесарем-такелажником, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, а затем — на тракторный завод во Владимир.
В 1949 году Шукшин был призван на службу в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, радистом на Черноморском. Там и началась литературная деятельность будущего писателя: впервые попытался он писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.
Вернувшись в родное село в 1953 году, Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в местной средней школе №32. Некоторое время он работал учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи.
В 1954 году Шукшин уехал в столицу поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М.И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. Первый его рассказ — «Двое на телеге» — был опубликован в 1958 году в журнале «Смена».
Дипломная работа выпускника ВГИКа, короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают», осталась незамеченной. Многие коллеги Шукшина сочли фильм несовременным, даже скучным.
Актёрская карьера Шукшина, в противоположность режиссёрской, складывалась гораздо успешнее. Шукшин снялся в фильме «Два Фёдора», после чего приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Алёнка», «Мишка, Серёга и я» (1962), «Мы, двое мужчин» (1963) и др.
Ещё с третьего курса ВГИКа он рассылал свои рассказы по всем столичным редакциям. И уже в 1960-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них: «Правда», «Светлые души», «Стёпкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» — в 1961 году. Произведение «Экзамен» — в 1962 году; «Коленчатые валы» и «Лёля Селезнёва с факультета журналистики» также появились в журналах в 1962 году.
В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник В. Шукшина под названием «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» (цикл «Они с Катуни»).
На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Эта картина вышла на экраны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Фильм по непонятным причинам записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворён. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» с собственным пояснением к фильму.
А тем временем творческая энергия Шукшина трансформировалась в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов.
Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием «Там вдали…», во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм — «Ваш сын и брат», за который Василий Макарович через год удостоился Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1971 году Шукшину вручили Государственную премию СССР за исполнение главной роли в фильме «У озера» режиссёра С.А. Герасимова.
В последние годы жизни Шукшин был одержим постановкой фильма о Степане Разине. Съёмки фильма уже были назначены на лето 1967 года. Василий Макарович был так им захвачен, что забросил все свои остальные дела: прекратил сниматься в кино, несмотря на приглашения многих известных режиссёров.
Но всё оказалось напрасным — кинематографическое начальство внезапно изменило планы и остановило съёмки фильма. В объяснения режиссёру были приведены следующие доводы: фильмы о современности более важны в данный момент, и двухсерийный фильм исторической тематики затребует больших денежных затрат. Шукшин тяжело переживал создавшуюся ситуацию, в жизни его произошёл психологический надрыв.
2 октября 1974 года Василий Макарович скончался от сердечной недостаточности на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Похоронен Шукшин на Новодевичьем кладбище. В 1976 году, посмертно, за творческие достижения писателю была присуждена Ленинская премия.
Фантастика в творчестве автора.
В творчестве писателя есть два достаточно крупных произведения, в сюжете которых присутствуют фантастические и сказочные элементы.
Повесть «Точка зрения» была впервые опубликована в журнале «Звезда» (1974, №7). В сохранившихся рукописях писателя есть несколько вариантов подзаголовков: «Сказка для детей старше школьного возраста»; «опыт современной сказки»; «опыт современной сценической сказки»; «опыт современной кинематографической сказки». Сам Шукшин охарактеризовал своё произведение так: «Это будет современная сказка-притча
». Главные герои повести, два молодых человека — Пессимист и Оптимист, по-разному смотрят на жизнь. Один доказывает, что в жизни всё мрачно и неинтересно, другой считает, что трудности и невзгоды легко преодолимы. За разрешением спора они обращаются к Мудрецу. Он приглашает героев незаметно побывать в доме девушки, к которой должны прийти сваты. Причём, каждому из героев предстоит увидеть происходящее со своей точки зрения. Для этого достаточно взмахнуть волшебной веточкой. Далее в доме невесты события развиваются по трём сценариям, рождаются три настоящие альтернативные реальности.
Повесть «До третьих петухов» («Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума») была впервые опубликована уже после смерти Шукшина в журнале «Наш современник» (1975, №1). В сборнике «Фантастика, 79» произведение фигурировало как сказка. Герои этой повести-сказки – литературные персонажи книг, выходящие «в свет» после закрытия библиотеки. Главный герой – Иванушка-дурачок, отправившийся к Мудрецу за справкой, подтверждающей, что он умный. Высокоинтеллектуальные персонажи не хотят находиться по соседству с деревенщиной. Произведение изобилует сатирой на реалии жизни того времени: мещанство, бюрократию, ханжество.
Фильмы Василия Шукшина
Василий Шукшин в роли Ивана Расторгуева и Лидия Федосеева-Шукшина в роли Нюры Расторгуевой в художественном фильме Василия Шукшина «Печки-лавочки» (1972)
Слева направо: актер Леонид Куравлев, Василий Шукшин и поэтесса Белла Ахмадулина на съемках художественного фильма Василия Шукшина «Живет такой парень». 1963 год. Фотография: Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Сростки, Алтайский край
Василий Шукшин в роли Василия Черных в художественном фильме Сергея Герасимова «У озера» (1969)
В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной «Живет такой парень». Основой сюжета стали его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». Матери Шукшин писал: «Начал работать как кинорежиссер — снимаю фильм по своему же сценарию. Снимать его буду на Алтае, наверное в Сростках… Фильм мой будет о шофере Чуйского тракта, поэтому, естественно, снимать надо там». Работать над картиной писатель пригласил и известных актеров, Нину Сазонову и Анастасию Зуеву, и начинающих — Родиона Нахапетова и своего однокурсника Леонида Куравлева. Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина «Живет такой парень» получила приз как лучший фильм для детей.
После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины «Ваш сын и брат». Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села. В журнале «Октябрь» ленту называли слишком простой и поверхностной.
Мне вовсе не хотелось выходить к зрителю с фильмом, который весь в вопросах, как хорошенькая головка в бигуди. (С головки в конце концов эти железки снимут, и станут — кудри; фильм-кокетка, выпущенный со студии, так и пойдет гулять по экранам.) Не верю, чтоб художник сознательно задавался целью быть непонятным. Для кого-то да он работает. Мы забываем, что, когда мы очень уж настойчиво начинаем предлагать зрителю образцы для подражания, мы возбуждаем в нем чувство протеста, раздражение. Надо только стараться, чтоб мы не врали, не открывали то, что зритель давным-давно знает без нас, не показывали ему: вот это хорошо.
Василий Шукшин, статья «Вопросы самому себе»
После этого Шукшин почти перестал сниматься и начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Тот в своем отзыве на работу Шукшина написал: «Сценарий Шукшина — это прежде всего мастерское художественное произведение большой мысли и большой силы эмоционального воздействия. Пусть же поскорее замысел В. Шукшина воплотится в кинофильм». Сценарий двухсерийной исторической картины «Я пришел дать вам волю» Гильдия кинодраматургов признала лучшим за 1967 год, однако разрешения на съемки от Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР писатель не получил из-за высокой стоимости производства фильма.
Для своего третьего фильма, «Странные люди», писатель снова переработал несколько своих рассказов, в том числе «Миль пардон, мадам!», «Чудик» и «Думы». Картину Шукшин разделил на три части, каждая из которых рассказывала о новом герое — деревенском жителе. Фильм был готов уже к началу 1969-го, однако в прокат вышел только спустя год. Все это время заняла редактура — после цензуры из ленты вырезали часть эпизодов. В прокате она провалилась, а критики написали на нее отрицательные отзывы.
Фильм плохо смотрели, даже уходили. Так работать нельзя. Это расточительство… Я сидел в зрительном зале и казнился. Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт — великая штука. Я пренебрег им — и разговора со зрителем не получилось. Да будь ты трижды современный и даже забегай с «вопросами» вперед — все равно ты должен быть интересен и понятен. Вывернись наизнанку, завяжись узлом, но не кричи в пустом зале. Добрые, искренние, человеческие слова тоже должны греметь.
Василий Шукшин, «Перед многомиллионной аудиторией» (журнал «Искусство кино», 1971 год, №
Василий Шукшин по-прежнему получал много приглашений от режиссеров. В 1970 году он исполнил одну из главных ролей в ленте Сергея Герасимова «У озера». Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшим фильмом года, а режиссер и исполнители главных ролей — Василий Шукшин, Олег Жаков и Наталья Белохвостикова — получили Государственные премии СССР.
В 1972 году Шукшин снял свой четвертый фильм — комедию о путешествии супружеской пары «Печки-лавочки». Писатель вновь сам создал сценарий картины. На Киностудии им. М. Горького его одобрили: «…может стать добротной основой для постановки комедии на материале жизни наших современников». Фильм снимали летом и осенью 1971 года в Ялте и на Алтае, недалеко от села Сростки, главные роли в нем исполнили сам писатель и его жена Лидия Федосеева. Из фильмы вырезали несколько эпизодов: руководство киностудии требовало убрать из ленты сцены пьянства. Шукшин писал по этому поводу в Госкино: «Очень прошу оставить пролог (пляшущего человека на дороге). Я уберу у него стакан с головы — и впечатление, что он пьян, пропадет. Но останется комический запев фильма… Я, сами видите, не держусь за то, чем можно поступиться без ущерба для фильма, но это убирать нельзя». К режиссеру не прислушались. Несмотря на это, рецензии на ленту были положительными. Критиковали Шукшина только на малой родине. В газете «Алтайская правда» писали: «Какой-то патриархальщиной вдруг начинает веять с экрана, а Шукшин не замечает этого, как бы даже отстаивая мнимую чистоту и обаяние якобы кондовой деревенской морали… Хорошо зная наших сельских жителей, можно смело сказать: не такие уж они «деревенские» сейчас, какими их показал Шукшин».
Биография Василия Шукшина
В 1947-1949 годах работал слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира.
В 1949-1953 годах проходил срочную службу матросом на Балтийском флоте, радистом на Черноморском флоте.
В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, вернулся в село Сростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе.
С 1953 по 1954 год работал в сельской школе учителем русского языка, литературы и истории, одновременно выполняя должность директора.
В 1960 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института (ныне университет) кинематографии, мастерская Михаила Ромма.
В кино дебют Шукшина как актера состоялся в 1956 году в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», где он сыграл в эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. Затем Шукшин исполнил главную роль в фильме Марлена Хуциева «Два Федора» (1959). За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин — «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими» (1961), «Аленка» (1961), «Мишка, Серега и я» (1961), «Мы, двое мужчин» (1962). В качестве актера Шукшин также снимался в фильмах «Журналист» (1967), «Комиссар» (1967), «У озера» (1969), «Освобождение» (1970-1971) и других.
Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса института, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения. В начале 1960-х годов одно за другим стали выходить в свет и литературные произведения Шукшина — рассказы «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители».
В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень», который вышел на экраны в 1964 году. Главную роль шофера Паши Колокольникова сыграл однокурсник по учебе во ВГИКе Леонид Куравлев, которого Шукшин снимал в своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» (1960). Картина получила восторженные отклики публики и получила главный приз на Международном кинофестивале в Венеции на конкурсе детских и юношеских фильмов.
Рассказы Шукшина составили несколько сборников: «Сельские жители» (1963), «Там вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).
В 1965 году вышел его роман «Любавины» о путях и судьбах крестьянства. Роман «Я пришел дать вам волю» (1971) был написан параллельно с киносценарием о Степане Разине, но снять фильм Шукшину так и не довелось.
В кино в 1966 году на экранах появился новый фильм Шукшина «Ваш сын и брат», который был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1972 году был снят фильм «Печки-лавочки», где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли.
В начале 1970-х годов Шукшин написал драматургические произведения «Повесть для театра», «Энергичные люди» (1973), повесть «А поутру они проснулись» (1973, не завершена). Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».
Самое зрелое из крупных произведений Шукшина — киноповесть «Калина красная» (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой. В фильме Шукшин блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина «Калина красная» была награждена главным призом.
Последней актерской работой в кино Шукшина стала главная роль Петра Лопахина в эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова.
2 октября 1974 года во время съемок этого фильма в каюте теплохода «Дунай» в станице Клетской Волгоградской области Василий Шукшин скоропостижно скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Василий Шукшин — заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Государственной премии СССР (1971). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967). В 1976 году посмертно Василий Шукшин был удостоен Ленинской премии.
После смерти Шукшина в 1975 году вышли его сборники «Брат мой» и «Избранные произведения» в двух томах, которые писатель успел в основном составить сам.
Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле.
С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения, названные впоследствии Шукшинскими днями. Составной частью дней стал Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, который с 1999 года стал проходить ежегодно.
В 1978 году на родине Василия Шукшина — в селе Сростки Алтайского края был открыт Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина.
В 2004 году на родине писателя и режиссера в селе Сростки на горе Пикет ему был установлен памятник работы Вячеслава Клыкова.
2009 год в Алтайском крае был объявлен Годом Шукшина.
Василий Шукшин был женат на актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной. От этого брака у него остались две дочери Мария и Ольга.
У режиссера также осталась дочь Екатерина от Виктории Софроновой, дочери писателя Анатолия Софронова.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
«Бросай киношку, ты же писатель»: рассказы, романы и пьесы
Василий Шукшин за работой. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Слева направо: Василий Шукшин и актер Владислав Стржельчик, актер Александр Кузнецов, режиссер Георгий Товстоногов и актер Ефим Копелян на репетиции спектакля «Энергичные люди» в Ленинградском Большом драматическом театре. Фотография: Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Сростки, Алтайский край
Василий Шукшин (слева) и писатель Василий Белов. Фотография: Вологодская областная универсальная научная библиотека, Вологда
Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник писателя — «Сельские жители», а спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» опубликовали рассказы «Гринька Малюгин» и «Красный водитель».
Когда я его [Шукшина. — Прим. ред.] увидела в первый раз, то поняла, что сам он никогда бы в редакцию не пришел и рассказы свои сам никогда бы не принес. До встречи с Шукшиным я даже не представляла себе, что актер может быть таким застенчивым человеком. Когда я сказала Шукшину, что рассказы его всем нравятся и мы будем их печатать, я увидела, что он обрадовался. Но обрадовался как-то на одно мгновение, кивнул головой, улыбнулся, а потом как будто забыл о своей радости.
Ася Берзер, редактор журнала «Новый мир» (цитируется по книге Алексея Варламова «Шукшин», серия «Жизнь замечательных людей»)
За несколько лет сотрудничества с «Новым миром» Шукшин опубликовал в нем семь подборок рассказов, в которые вошли произведения «Волки», «Чудик», «Материнское сердце» и другие. Несмотря на это, критика почти не реагировала на творчество писателя. Главный редактор журнала «Новый мир» Александр Твардовский писал о Шукшине: «Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей». Литературный критик Эдварда Кузьмина о его персонажей и «жизненное чутье, зоркость, пластичность» прозы.
В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.
В эти годы у Шукшина появились близкие друзья среди писателей: он общался с Виктором Некрасовым, Беллой Ахмадулиной, Василием Беловым. Поэт Василий Белов писал Шукшину: «Бросай киношку, ты же писатель… Не слушай никого, только пиши, пиши, пиши. Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература».
Сценарий фильма о восстании Степана Разина Шукшин использовал как основу будущего романа. Произведение он завершил еще в 1969 году — к 300-летию разинского восстания, однако напечатали его в 1971 году, в журнале «Сибирские огни».
В нем мощно проявились шукшинский талант и его умение органично сплавлять три основных рода литературы — эпос, лирику и драму; это был роман новаторский, смелый, безусловно один из самых значительных романов русской литературы второй половины XX века, с поразительными характерами, лицами, невероятным напряжением, с глубочайшим историческим контекстом, личной выстраданностью, русской болью, русской верой, русской мятежностью. И тем не менее, а возможно как раз ввиду всего этого, редколлегия «Нового мира» его отклонила.
Литературовед Алексей Варламов, «Шукшин», серия «Жизнь замечательных людей»
В 1971 году Шукшин написал пьесу «Энергичные люди» о жизни работников торговли, которую поставили в ленинградском Большом драматическом театре и Театре им. В. Маяковского. Он говорил в интервью «Литературной газете» после премьеры спектакля: «Мне казалось, что театр — менее гибкое, более громоздкое, чем кино, какое-то неповоротливое искусство, а оно, оказалось, вышагнуло вперед и уже копается в вопросах, которые кинематограф еще не одолел». Однако пьесу посчитали неудачей. Георгий Товстоногов, который тогда руководил Большим драматическим театром, вспоминал: «Правды ради надо сказать, что «Энергичные люди» — в общем-то сценический фельетон, в нем Шукшин не достиг глубин собственной прозы».
«Только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви»: личная жизнь
Василий Шукшин и редактор журнала «Москва» Виктория Софронова. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Василий Шукшин в роли Егора Прокудина и Лидия Федосеева-Шукшина в роли Любы в художественном фильме Василия Шукшина «Калина красная» (1973)
Василий Шукшин. 1972 год (?). Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Первой женой Василия Шукшина стала его односельчанка Мария Шумская. Они познакомились еще в школе, несколько лет переписывались, а расписались в 1956 году. Однако брак не сложился: Шумская не поехала за Шукшиным в Москву, а осталась в Сростках. Мать писателя вспоминала: «Васиным выбором я была довольна, тем более что и родители Маруси были уважаемые в селе люди. Но вот уехал Вася в Москву вскоре после свадьбы, а там видишь, какие люди? Особенно артистки. Вот и всё, не вернулся к ней». В 1957 году писатель попросил у Шумской развод, однако получил отказ.
Несколько лет Шукшин прожил с актрисой Лидией Александровой, которая оставила о нем воспоминания. В 1964 году режиссер познакомился с редактором журнала «Москва» Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. У них родилась дочь Катерина, которая стала переводчиком.
В том же году на съемках картины Эдуарда Бочарова «Какое оно, море?» Шукшин встретился с актрисой Лидией Федосеевой. Чтобы вступить с ней в брак, писатель специально «потерял» старый паспорт — в новый не добавили информацию о браке с Марией Шумской. Шукшин дважды снимал Федосееву в своих фильмах. Она исполнила главные роли в картинах «Печки-лавочки» и «Калина красная». От брака с Федосеевой у писателя было двое детей — дочери Мария и Ольга. Обе стали актрисами. Лидия Федосеева вспоминала: «Он за 10 лет нашей жизни только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви, да и то — от обиды или ревности. И вместе с тем хорошо знал меня, понимал…»
Личная жизнь
Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.
На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.
В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.
На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой. Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей — Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а Мария Шукшина вела популярную программу «Жди меня».