Вера Холодная — королева экрана

Детство

Вера появилась на свет 5 августа 1893 года в городе Полтаве. Её девичья фамилия была Левченко.

Семья, где родилась девочка, была образованной и интеллигентной. Отец, Василий Андреевич Левченко, в городской гимназии преподавал словесность. Мама, Екатерина Сергеевна Левченко (девичья фамилия Слепцова), окончила Александро-Мариинский институт благородных девиц. В замужестве она занималась домашним хозяйством и воспитанием дочерей, кроме Веры в семье было ещё две младшие девочки – София и Надежда.

Когда Вере было два года, ушёл из жизни её дедушка по маминой линии. Бабушка Екатерина Владимировна, оставшись вдовой, попросила дочь с зятем, чтобы они переехали к ней в Москву. Левченко перебрались из Полтавы и поселилась в одном из домов Кисловского переулка. Здесь их поддерживали многочисленные родственники, жила семья в достатке, что позволяло часто устраивать вечера и принимать гостей.

Тогда было модно играть в шарады и «живые картинки», когда одни участники показывают в виде сценки какие-то слова или сюжеты, а другие угадывают. Маленькая Вера обожала участвовать в таких вечерах. Более того, к подобным играм девочка тщательно готовилась. Читать она научилась рано, поэтому в книгах выискивала сюжеты для «живых игр» и репетировала их со своими куклами. К тому же малышка, как и её папа, превосходно пела.

Она росла тихой и очень послушной. При этом младшие сёстры немного Веру побаивались из-за её самозабвенной мечтательности, она была словно не от мира сего. Один раз девчонки услышали, как их старшая сестра с упоением, бурной жестикуляцией и драматизмом рассказывает куклам прочитанную историю о морских приключениях. Они подумали тогда, что Вера ненормальная и ведёт беседы сама с собою.

Образование

Когда девочке исполнилось десять лет, её отдали на обучение в частную гимназию Перепёлкиной. Однажды их с классом повели в Большой театр, после чего Вера заболела балетом. Она уговорила маму разрешить ей учиться в балетном училище при Большом театре. Мать не возражала, потому что была уверена: дочь туда не примут. Вера хоть и была грациозной, но худобой не отличалась, за её лёгкую полноту и отменный аппетит мама даже называла дочку «полтавской галушкой». Но девочка отлично сдала экзамен, восхитив преподавателей своим необычайным изяществом. Обойдя множество конкуренток, Вера была зачислена в балетное училище.

Но тут в семье случилось горе: от крупозного воспаления лёгких скончался отец. После его смерти сильно начала болеть мама, и заботы о младших сёстрах полностью легли на плечи Веры.

Одновременно с этим в судьбу внучки властно вмешалась бабушка, которая считала неприемлемым для девочки из порядочной семьи скакать на сцене. Екатерина Владимировна была категорически против артистического будущего для внучки. Не помогли даже уговоры дальней родственницы знаменитой русской актрисы театра Елены Лешковской. Отучившись год в балетном училище, Вера вернулась в гимназию. В будущем она очень жалела о своей неосуществившейся мечте и упрекала маму за то, что та позволила бабушке вырвать Веру из балетного искусства.

Осенью 1908 года в Москве гастролировал питерский театр, и Вера побывала на постановке пьесы Габриэле Д`Аннунцио «Франческа да Римини». Главную роль исполняла великая русская драматическая актриса Вера Комиссаржевская. Её игрой пятнадцатилетняя девушка была потрясена настолько, что по возвращении домой у неё поднялась высокая температура. Пришедший семейный врач объяснил, что это произошло из-за чрезмерной впечатлительности, надо бы юной барышне поменьше мечтать и читать.

Мать заставила Веру поменять свои увлечения. Теперь зимой она много времени проводила с сёстрами на катке, а летом на даче в Зеленограде осваивала игру в теннис. Но в душе девушка своих пристрастий не изменила. Театр увлекал её всё больше и больше. Она стала часто выступать на гимназических вечерах, читая со сцены стихи и превосходно играя на фортепиано. А потом попробовала себя в театральной постановке. В гимназии ставили «Бесприданницу» А. Н. Островского, и Вере досталась роль Ларисы. Она играла столь проникновенно, что люди в зале аплодировали стоя. Зрители даже не почувствовали, что перед ними не актриса-профессионал, а обычная девушка-подросток.

Вирус или отравление?

Вечером 16 февраля, через неделю, Вера умерла. Что убило величайшую актрису того времени: грипп или яд? Вскрытие не проводилось, поэтому выяснить, что же произошло на самом деле, невозможно. Конечно, современные технологии могли бы помочь узнать правду, но тело было утеряно, когда в 1932 году кладбище было разорено.

Сестра дочь и мама Веры вернулись в Москву через неделю. Тогда же Владимир узнал о смерти жены. Известие настолько потрясло мужчину, что он заперся в кабинете на несколько суток, разговаривал с портретом Веры и просил у него прощения. Пережить смерть любимой женщины Владимир так и не смог. Он умер через три месяца после Веры. По другой версии, он все-таки был расстрелян большевиками.

Анна Русич

Интересная история Кино и сериалы Наши герои шоу-бизнес

Замужество

В 1910 году Вера блистала на гимназическом выпускном балу по поводу окончания учёбы. Здесь и произошло её судьбоносное знакомство с симпатичным студентом Московского университета Владимиром Холодным, который учился на юриста. Они много танцевали, а под конец, уединившись в углу огромного зала, Володя стал декламировать девушке поэзию Николая Гумилёва. Стихи окончательно растопили сердце юной красавицы, Холодный показался Вере прекрасным рыцарем. Она так сильно влюбилась в него, что даже не скрывала своего счастливого состояния от окружающих.

Владимир тоже был покорён черноволосой красавицей с бездонными глазами. Отношения, которые начались на выпускном балу, вскоре переросли в сильное чувство. Вера с Володей не могли и дня прожить друг без друга. Холодный сделал любимой предложение руки и сердца. Она согласилась с радостью, но тут начались препоны со стороны родственников. Мама и бабушка не были в восторге от молодого будущего юриста, для Веры они желали более достойной партии. Против раннего брака восстали и дедушка с отцом Владимира.

Но красивое нежное чувство оказалось сильнее. Несмотря на сопротивление родственников, дата свадьбы была назначена. В этот день Вера была абсолютно счастлива, хотя и немного грустна, её романтическую душу тяготили гости, шум застолья и грубоватые шутки с тостами.

Владимир снял небольшую квартирку, где и поселились молодожёны. Вера во всём старалась помочь супругу, именно благодаря ей, он с отличием окончил университет. Однако, начав работу в Московской юридической фирме, Владимир в скором времени охладел к юриспруденции.

Он стал заниматься издательством первой российской газеты для автолюбителей под названием «Авто». А потом Холодный всерьёз увлёкся автомобильными гонками. Вера это занятие считала крайне опасным, но всё равно поддерживала супруга, что было доказательством её безграничной любви. Два раза он травмировался в авариях. А она, точно зная, что после выздоровления муж снова сядет за руль, с теплотой и нежностью выхаживала его.

В 1912 году у Холодных родилась дочурка Женя. После тяжёлых родов Вера долгое время болела, и в ближайшие несколько лет медики запретили ей рожать ещё. Когда Женечке был голик, Володя с Верой удочерили девочку, оставшуюся без родителей. Так в их семье появилась вторая дочь Нонна.

Но счастливая жизнь закончилась с Первой мировой войной. Владимир ушёл добровольцем на фронт, оставив жену с маленькими дочурками. На Веру навалилось много забот, надо было экономно вести хозяйство, чтобы как можно дольше растянуть оставленные мужем деньги.

Первые пробы в кино

Ещё в начале семейной жизни Вера часто по вечерам увлекала мужа в театр. Но ещё чаще они ходили на улицу Садовую в синематограф «Буфф». Кино только начинало набирать популярность в России. Посмотрев картину «Бездна», Холодная пришла в восторг от датской актрисы Асты Нильсен. После этого Вера не пропускала ни одного фильма с её участием. А приходя потом домой надолго застывала перед зеркалом, рассматривая своё отражение. Муж видел, что страсть к кино у супруги маниакальная.

После рождения дочери увлечение синематографом отошло на второй план. А когда Владимир ушёл на войну и Вера осталась одна с дочерьми, в её жизнь снова ворвалось кино, став единственной отрадой, хоть немного отвлекающей молодую женщину от бытовых проблем.

Пока муж воевал, к Вере переехала мама с сёстрами Надей и Соней. Деньги заканчивались, и Холодная приняла решение искать работу. Когда началась война, в России прекратили закупать иностранные киноленты, что благоприятно отобразилось на развитии отечественного кинематографа. В Москве и Питере открывали ателье, которые потоком выпускали душещипательные истории о любви. В них не всегда задействовали профессионалов, поэтому на входе в киноателье часто висели объявления с приглашением поучаствовать в съёмках за денежное вознаграждение.

В одну из таких студий отправилась на кинопробы и Вера. На молодую красивую и эффектную женщину обратил внимание режиссёр Владимир Гардин. В 1914 году он доверил ей маленькую роль итальянки-кормилицы в фильме «Анна Каренина». После съёмок Гардин сказал, что из Веры актриса вряд ли получится, так как кроме потрясающей внешности других талантов в ней не обнаружилось. Холодная расстроилась и на какое-то время оставила в покое свою мечту об актёрстве.

Яркий, но короткий творческий путь

Вера ещё в начале замужества стала завсегдатаем довольно популярного в Москве артистического кружка «Алатр». Ходила она сюда и в самые тяжёлые времена. В 1915 году в кружке Холодная познакомилась с режиссёром Евгением Бауэром, работавшим на киностудии Александра Ханжонкова. Евгений как раз собирался снимать фильм «Песнь торжествующей любви» и пригласил на главную роль Веру. Бауэр был профессиональным декоратором, поэтому в своих работах делал акцент не на исполнительскую способность актрисы, а как раз на её внешние данные.

«Песнь торжествующей любви» имела невероятный зрительский успех, а Вера Холодная, в один миг ставшая звездой, буквально загипнотизировала всю Россию. Директор студии Ханжонков предвидел такой успех ещё в момент съёмок и заключил с актрисой трёхлетний контракт. В этом же 1915 году она сыграла ещё в нескольких картинах:

  • «Лунная красавица»;
  • «В мире должна царить красота»;
  • «Дети века»;
  • «Пробуждение»;
  • «Дети Ванюшина»;
  • «Пламя неба».

К 1916 году Холодная уже занимала в России статус кинозвезды первой величины. У кинотеатров выстраивались огромные очереди, люди штурмовали кассы и залы, иногда даже выбивая окна и срывая двери с петель. Благодаря актрисе Холодной в стране распробовали сладострастный наркотик под названием «кино». Обворожительная Вера уводила за собой людей в мир грёз, а народ жаждал этого снова и снова.

Сама же она долгое время не верила в такую славу. Иногда неброско одевалась и с младшей сестрой Соней оправлялась в самый отдалённый район Москвы, чтобы в кинотеатре понаблюдать за реакцией зрителей на её игру.

Холодной неоднократно поступали предложения переехать в Европу. Её приглашал в труппу своего театра сам Станиславский. В Веру влюблялись все, с кем она работала, и на кого лишь бросала мимолётный взгляд. У неё была масса поклонников, но ни разу она не изменила любимому мужу. Когда он получил тяжёлое ранение на фронте, Вера бросила съёмки и умчалась в госпиталь выхаживать своего Володю.

В 1916 году она перешла от Ханжонкова в киноателье Дмитрия Харитонова, где снялась более чем в двадцати фильмах, самые известные из которых:

  • «Шахматы жизни»;
  • «Столичный яд»;
  • «Ради счастья»;
  • «У камина»;
  • «Позабудь про камин, в нём погасли огни».

Фильмы

Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.

Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.

Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.

Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».

Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

Смерть

Летом 1918 года актриса отправилась в Одессу для завершения съёмок в фильмах «Цыганка Аза» и «Княжна Тараканова». С ней поехали младшая сестра Соня, дочь Женя и мама. Муж, к тому времени комиссованный из-за тяжёлого ранения, остался в Москве.

В начале 1919 года на Одессу нагрянула эпидемия тяжёлой формы гриппа, именуемой в простонародье «испанкой». У Веры, переболевшей гриппом, начались лёгочные осложнения. Медики сделали всё для спасения актрисы, но 16 февраля 1919 года её сердце остановилось.

Тело актрисы забальзамировали, чтобы переправить для захоронения в Москву. Но шла война, дороги были перекрыты, Веру Холодную похоронили в Одессе. Однако кладбище это было уничтожено в 1932 году, на его месте разбили парк, до наших дней могила великой актрисы не сохранилась. Напротив дома, где она жила и умерла в Одессе, установлен красивый монумент из бронзы.

Спустя месяц от брюшного тифа скончалась мама Веры, в этом же году был расстрелян чекистами Владимир Холодный. Дочерей Женю и Нонну забрала к себе сестра Надежда.

«Жизнь за жизнь» (1916), режиссер Евгений Бауэр

Благодаря этому фильму можно сравнить игру профессиональной театральной актрисы Лидии Кореневой (в роли Муси Хромовой) и Веры Холодной (Ната Хромова). Критики считали, что Вера переиграла Лидию, но, на наш взгляд, это не совсем так, Коренева, безусловно, очень талантливая актриса, и ее игра выглядит вполне современно, в то время как Вера Холодная по сравнению с ней карикатурно заламывает руки и закатывает глаза. В этом фильме также интересно наблюдать за игрой Ольги Рахмановой (мать Муси и приемная мать Наты) и Ивана Перестиани (купец Журов). В титрах также указан и художник (постановщик и по костюмам) — это Алексей Уткин. Он после революции сделает неплохую карьеру в советском кино, из интересных картин с его участием назовем «Веселые ребята» (1934), «По щучьему веленью» (1938), «Конек-горбунок» (1941).

Костюмы в фильме превосходны, мать Громова одета немного старомодно — утянута в корсет, юбка более длинная, силуэт ее платьев более приталенный, что было модно в начале века. Ее дочки на праздник одеваются в белые кружевные многослойные платья, дома ходят в белых блузах и темных юбках. Любопытно свадебное платье Наты: с заниженной линией талии, оно ближе к модным прямоугольным силуэтам 1920-х гг. У сестер-невест головы покрыты фатой, поверх которых надеты скромные цветочные веночки. Выйдя удачно замуж, Ната одевается интереснее, чем в девичестве: у нее фантазийная шляпа с перьями, плащ с оборками, кружевное платье с вышивками и оборками. В драматических сценах героиня Холодной, как обычно, в черном, который подчеркивает ее переживания и страдания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: