Валентин Никулин: биография, детство
Он появился на свет в Москве в 1932 году 7 июля. У него еврейские корни. Родители Валентина – интеллигентные и творческие люди. Отец его, Юрий Вениаминович, был известным в СССР драматургом. А мама, Евгения Брук, получила замечательное музыкальное образование по классу фортепиано. Также она являлась композитором.
Родители расстались, когда нашему герою было 5 лет. Он остался жить с матерью. А с отцом виделся лишь по выходным и праздникам.
Валя с раннего возраста проявлял интерес к искусству. Ему нравилось рисовать, танцевать и петь. Мальчик часто бывал на репетициях у мамы. Поначалу он задумывался о музыкальной карьере. Но со временем его планы на будущее поменялись.
Отрывок, характеризующий Никулин, Валентин Юрьевич
– Мой друг, что ты наделал в Москве? За что ты поссорился с Лёлей, mon сher? [дорогой мoй?] Ты в заблуждении, – сказал князь Василий, входя в комнату. – Я всё узнал, я могу тебе сказать верно, что Элен невинна перед тобой, как Христос перед жидами. – Пьер хотел отвечать, но он перебил его. – И зачем ты не обратился прямо и просто ко мне, как к другу? Я всё знаю, я всё понимаю, – сказал он, – ты вел себя, как прилично человеку, дорожащему своей честью; может быть слишком поспешно, но об этом мы не будем судить. Одно ты помни, в какое положение ты ставишь ее и меня в глазах всего общества и даже двора, – прибавил он, понизив голос. – Она живет в Москве, ты здесь. Помни, мой милый, – он потянул его вниз за руку, – здесь одно недоразуменье; ты сам, я думаю, чувствуешь. Напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда, всё объяснится, а то я тебе скажу, ты очень легко можешь пострадать, мой милый. Князь Василий внушительно взглянул на Пьера. – Мне из хороших источников известно, что вдовствующая императрица принимает живой интерес во всем этом деле. Ты знаешь, она очень милостива к Элен. Несколько раз Пьер собирался говорить, но с одной стороны князь Василий не допускал его до этого, с другой стороны сам Пьер боялся начать говорить в том тоне решительного отказа и несогласия, в котором он твердо решился отвечать своему тестю. Кроме того слова масонского устава: «буди ласков и приветлив» вспоминались ему. Он морщился, краснел, вставал и опускался, работая над собою в самом трудном для него в жизни деле – сказать неприятное в глаза человеку, сказать не то, чего ожидал этот человек, кто бы он ни был. Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не в силах будет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его: пойдет ли он по старой, прежней дороге, или по той новой, которая так привлекательно была указана ему масонами, и на которой он твердо верил, что найдет возрождение к новой жизни. – Ну, мой милый, – шутливо сказал князь Василий, – скажи же мне: «да», и я от себя напишу ей, и мы убьем жирного тельца. – Но князь Василий не успел договорить своей шутки, как Пьер с бешенством в лице, которое напоминало его отца, не глядя в глаза собеседнику, проговорил шопотом: – Князь, я вас не звал к себе, идите, пожалуйста, идите! – Он вскочил и отворил ему дверь. – Идите же, – повторил он, сам себе не веря и радуясь выражению смущенности и страха, показавшемуся на лице князя Василия. – Что с тобой? Ты болен? – Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения. Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности. Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил: – Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.] – Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится. Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l’essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества. В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe [Сливки настоящего хорошего общества] состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet’a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d’un homme de beaucoup de merite, [весьма достойный человек,] одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ. Лицо, которым как новинкой угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой, только что приехавший курьером из прусской армии и находившийся адъютантом у очень важного лица. Градус политического термометра, указанный на этом вечере обществу, был следующий: сколько бы все европейские государи и полководцы ни старались потворствовать Бонапартию, для того чтобы сделать мне и вообще нам эти неприятности и огорчения, мнение наше на счет Бонапартия не может измениться. Мы не перестанем высказывать свой непритворный на этот счет образ мыслей, и можем сказать только прусскому королю и другим: тем хуже для вас. Tu l’as voulu, George Dandin, [Ты этого хотел, Жорж Дандэн,] вот всё, что мы можем сказать. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны. Когда Борис, который должен был быть поднесен гостям, вошел в гостиную, уже почти всё общество было в сборе, и разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею. Борис в щегольском, адъютантском мундире, возмужавший, свежий и румяный, свободно вошел в гостиную и был отведен, как следовало, для приветствия к тетушке и снова присоединен к общему кружку. Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему. – Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d’affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite [Князь Ипполит Курагин, милый молодой человек. Г. Круг, Копенгагенский поверенный в делах, глубокий ум. Г. Шитов, весьма достойный человек] про того, который носил это наименование.
Образование
Никулин Валентин Юрьевич, биография которого нами рассматривается, решил связать свою судьбу с юриспруденцией. После получения школьного аттестата парень подал документы в главный московский вуз – МГУ. Ему удалось с первой попытки поступить на юридический факультет. В 1957 году Вале вручили диплом о высшем образовании. Однако по полученной специальности он не работал.
Найти свое место под солнцем Валентину помогла его мама. Евгения Наумовна настояла на том, чтобы сын попробовал себя в актерском искусстве. И он прислушался к словам родительницы. Вскоре В. Никулин стал студентом актерской студии им. Немировича-Данченко, открытой при МХАТ.
В 1960 году наш герой успешно окончил это учебное заведение. Практически сразу же Валя устроился на работу в театр «Современник». На сцене данного учреждения он сыграл множество характерных ролей.
Знакомство с кинематографом
Когда на советских экранах впервые появился Никулин Валентин? Это произошло в далеком 1961 году. Начинающий актер исполнил роль Андрея в драматической ленте «Високосный год». Его коллегами по площадке были Фадеева Елена, Иннокентий Смоктуновский и Ермольева Виктория.
В том же 1961 году вышла вторая картина с участием Валентина Никулина. Речь идет о киноповести «Девять дней одного года». Ему досталась эпизодическая роль – гостя на свадьбе.
В период с 1962 по 1965 гг. он снялся еще в нескольких картинах. Молодой актер примерял на себя разные образы – моряка, журналиста и инженера. И в каждой роли он был убедителен.
Продолжение кинокарьеры
В 1966 году на суд советских зрителей был представлен фильм-сказка «Три толстяка». Актер перевоплотился в своего экранного героя – доктора Гаспара Арнери. Однако сам Никулин считал эту роль неудачной и нелюбимой.
Дело в том, что после широкого показа ленты люди на улицах часто говорили ему: «Гаспар, привет!». Можно сказать, что артист стал заложником одной роли. И наш герой воспринимал это очень болезненно.
Большую часть карьеры Валентин Юрьевич играл странных персонажей – чудаков, волшебников и так далее. Скорее всего, такие роли он получал из-за своей специфической внешности (асимметричное лицо, добрые и немного грустные глаза).
Артист старался переломить наскучившее ему амплуа. Но все равно возвращался к уже привычным образам. В ленте «Аптека “Голубые шары”» Валентин Никулин сыграл советника по чудесам, а в «Балладе о Беринге и его друзьях» перевоплотился в странноватого ботаника.
В 1975 году ему досталась первая главная роль в военно-драматическом фильме «Волчья стая». Его персонаж – ездовой Грибоед. Созданный актером образ получился колоритным и правдоподобным.
Ниже перечислены наиболее интересные киноработы В. Никулина за 1976-1990 гг.:
- Фильм-сказка «Русалочка» (1976 г.) – Сульпитиус;
- киноповесть «Расписание на послезавтра» (1978 г.) – учитель химии;
- героическая лента «Мы смерти смотрели в лицо» (1980 г.) – артист Ленэстрады;
- мелодрама «За синими ночами» (1983 г.) – художник Кирилл Аверичев;
- приключенческая лента «Капитан Фракасс» (1984 г.) – кардинал Франции;
- детектив «Визит к Минотавру» (1987 г.) – скрипичный мастер;
- комедия «А был ли Картин» (1989 г.) – Сгибнев;
- «Следствие ведут Знатоки» (1989 г.) – торговец наркотиками;
- историко-биографическая лента «Похороны Сталина» (1990 г.) – арестованный сосед.
07.07.1932, Москва – 06.08.2005, Москва
Народный артист РСФСР (1990)
Корни
Валентин Никулин родился в Москве в семье советского драматурга, автора многочисленных пьес Юрия Вениаминовича Никулина и пианистки Евгении Наумовны Брук. Были в роду Валентина Никулина и представители актёрской профессии. Так его дед Вениамин Иванович Никулин (настоящая фамилия – Олькеницкий) до революции играл на сценах различных провинциальных драматических театров, был директором Калужского и Воронежского театров. Позже он эмигрировал в США, где написал воспоминания о театральной жизни в дореволюционной России. Также в США эмигрировали дядя и тётя Валентина Никулина – актёры Константин Шэйн и Тамара Шэйн.
Родители Валентина Никулина развелись, когда ему было пять лет. Поэтому воспитанием мальчика занималась мама. Детство будущего актёра прошло на Арбате. Юноша впитал в себя дух этой неповторимой улицы, являющейся сердцем Москвы.
Сцена
После завершения учёбы в школе Валентин Никулин поступил на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1957 году он его благополучно окончил, однако по специальности работать не стал. Ещё в ходе учёбы Валентин осознал, что юриспруденция не является его призванием. Актёрская стезя тоже не являлась предметом его мечтаний, но по настоянию мамы Валентин всё же поступил в Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ. И уже здесь, учась на курсе П.В. Массальского, юноша загорелся этой профессией.
В 1960 году Владимир Никулин окончил Школу-студию МХАТ и был принят в труппу театра «Современник». Этой сцене актёр отдал три десятка лет, сыграв множество ролей. Будучи по своему воспитанию человеком глубоко интеллигентным, он и на сцене воплощал подобные образы. Среди наиболее известных работ актёра: Актер в спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького, Отец Принцессы в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, Иван Романович Чебутыкин в спектакле «Три сестры» по пьесе Антона Павловича Чехова, Скрипач Базильский в спектакле «Провинциальные анекдоты» по пьесе Вампилова.
Кино советского периода
Сниматься в кино Владимир Никулин начал вскоре после окончания Школы-студии Мхат. Среди его первых ролей на экране были: Андрей в драме «Високосный год», моряк Марат Чепин в драме «Путь к причалу», инженер Владимир Сергеевич в производственной драме «Большая руда». Широкую известность актёру принёс детский фильм-сказка «Три толстяка», поставленный Алексеем Баталовым и Иосифом Шапиро по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши. Валентин Никулин сыграл в нём одну из главных ролей – доброго доктора Гаспара Арнери. Вскоре последовали новые яркие работы: Павел Смердяков в драме «Братья Карамазовы», ботаник Георг Стеллер в историко-приключенческом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» и др.
Зрители сразу обратили внимание на появление нового неординарного актёра. Его герои выделялись интеллигентностью, некоторой чудаковатостью, а главное – абсолютно неповторимой, чуть ироничной улыбкой в сочетании с умным, мыслящим взглядом. В 70-е – 80-е годы он активно снимался в фильмах самого широкого жанра – военных драмах (Грибоед в фильме «Волчья стая» и корреспондент Александр Михайлович Пожарский в фильме «Венок сонетов»), фантастических фильмах (портье в фильме «Крах инженера Гарина»), детективах (Баззард в фильме «Тайна Эдвина Друда», Михаил Алексеевич Лебедев в фильме «Сицилианская защита», Андреа Гварнери в фильме «Визит к Минотавру»), приключенческих фильмах (тюремный смотритель Марроне в фильме «Тайна виллы «Грета»» и кардинал Франции в фильме «Капитан Фракасс»), комедиях (Алессандро в фильме «Миллион в брачной корзине») и исторических лентах (отец Иаков в фильме «Пётр Великий»).
Особое место в кинобиографии Валентина Никулина занимали детские фильмы. Как говорят, дети – самый требовательный зритель, который не прощает лжи. Валентин Никулин всегда был органичен в кадре, его героев отличали харизма и доброта. Помимо уже упомянутого доктора Гаспара запомнились: отец Коти в детской драме «Был настоящим трубачом», журналист Алексей Борисович Иванов в детском телевизионном фильме «Всадники на станции Роса», Шут в фильме-сказке «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы», Сульпитиус в детском фильме «Русалочка», призрак Тимоша в фильме-сказке «Иван да Марья», старый мастер в фильме-сказке «Осенний подарок фей».
О интеллигентности Валентина Никулина упоминалось уже не раз. Коллеги в шутку говорили о нём: «Интеллигентен до неприличия». Рассказывают, что это порой осложняло его отношения с режиссёрами. С одной стороны – их привлекали его талант и мастерство, в другой – излишняя интеллигентность порой мешала созданию того или иного образа, и режиссёрам приходилось вытравливать её различными провокациями.
Эмиграция
В 1991 году после распада Советского Союза Валентин Никулин эмигрировал в Израиль. Хорошо знавший его актёр Игорь Кваша рассказывал, что на самом деле Никулин не сильно туда стремился, на отъезде настояла его жена. В итоге ничего хорошего этот переезд не принёс. На новом месте жизнь Никулина не заладилась – реализовать себя в творческом плане ему не удалось (хотя он и выступал в местном театре «Габима»), с женой он развёлся, к тому же именно там он начал сильно болеть. Всё это осложнялось сильной тоской актёра по Родине, и по прошествии семи лет Валентин Никулин решил вернуться обратно в Россию.
Возвращение в Россию
На Родину Валентин Никулин вернулся 8 мая 1998 года. За годы его отсутствия жизнь в России кардинально изменилась, и надо было пытаться адаптироваться в новых условиях. Некоторое время Валентин Никулин не мог найти место работы. Он пробовал закрепиться в труппе МХАТ, но сыграл там лишь одну роль. Наконец в 1999 году его вновь взяли в труппу «Современника», где он и проработал оставшиеся годы. Кроме того актёр выступал на других сценах с музыкальным моноспектаклем «Друзей моих прекрасные черты», поставленным по стихам русских поэтов.
Периодически Валентин Никулин снимался в фильмах и телевизионных сериалах, исполняя небольшие роли. Среди его работ этого периода: Кащей Бессмертный в сказке «За тридевять земель», Нахимсон в сериале «Сыщики-2», писатель Юрий Константинович Запятный в детективном сериале «МУР есть МУР».
И всё-таки, несмотря на определённую занятость, Валентин Никулин так и не смог вписаться в новую жизнь. В одном из своих интервью он признавался: «Я очень устал, поверьте мне. Я теряю себя. У меня такое ощущение, что я не очень вписываюсь в сегодняшнюю Москву, как она ни похорошела. На это мне интеллигентные люди говорят: «Валька, какое это имеет значение, что не вписываешься. А ты думаешь, мы вписываемся?» Но я ничего не потерял, ибо я — нищий…».
Последние годы
Ещё в 2000 году у Валентина Никулина диагностировали остеопороз. С этой болезнью он жил последние годы, не переставая работать на сцене и на съёмочной площадке. В 2004 году из-за врачебной ошибки (ему вкололи слишком большую дозу препарата) у актёра отнялись ноги. Рядом с Валентином Никулином постоянно находилась его супруга (третья жена) Марина Михайловна Никулина (Ганулина). Это она поведала о медицинской беспечности, вследствие которой у Валентина Юрьевича ухудшилось здоровье. Последнее время он был неподвижным и находился дома. Скончался Валентин Никулин 6 августа 2005 года. Похоронили его на Донском кладбище Москвы.
Игорь BIN
Использованные материалы: Сергей Грачёв, «Дважды еврей Советского Союза. Правда и слухи о Валентине Никулине», 07.07.2017, https://www.aif.ru
Личная жизнь
Валентин Никулин трижды оформлял отношения в ЗАГСе. Своих детей у него не было. Однако ему довелось испытать радость отцовства. Ведь Никулин воспитывал детей своих жен от их предыдущих браков.
Со своей последней супругой, Мариной Ганулиной, он эмигрировал в Израиль. В конце 1990-х годов наш герой развелся с третьей женой. Причиной для принятия такого решения послужили житейские разногласия. Валентин Юрьевич хотел вернуться в Москву. А Марина Ганулина пожелала остаться в Израиле.
Смерть
6 августа 2005 года этот мир покинул Никулин Валентин. Актер в последние месяцы тяжело болел. Врачи поставили ему диагноз – остеопороз. Данное заболевание характеризуется разрушением костной ткани, в результате чего кости становятся хрупкими. Также у актера были проблемы с сосудами. Бывшая супруга (Ганулина Марина) приехала из Израиля в Москву, чтобы ухаживать за ним.
За месяц до смерти состояние Валентина Юрьевича заметно ухудшилось – он перестал ходить. Его шансы на выздоровление равнялись нулю.
Последний приют Валентин Никулин обрел на Донском кладбище (г. Москва). Его могила расположена на территории 4-го участка. В июле 2007 года коллеги, родственники и поклонники актера установили ему памятник из гранита.
Последние фильмы Валентина Никулина, причина смерти
В 1990-м году Валентин Никулин получил звание Народного артиста РСФСР. Данная награда стала своеобразным признанием заслуг выдающегося актера. Последние годы жизни
Актер Валентин Никулин умер в результате остановки сердца
В 1991-м году после распада СССР талантливый советский актер уехал в Израиль. Там он прожил семь лет, в течение которых выступал в местном театре Габима. Однако жизнь за границей не заладилась. Валентин Никулин очень сильно тосковал по Советскому союзу, а потому уже очень скоро вернулся назад. В новой России он некоторое время также не мог отыскать свое место. Сначала Валентин Никулин исполнил одну из ролей на сцене театра МХАТ, однако получить постоянное место в театральной труппе все же не сумел. В итоге наш сегодняшний герой вернулся в родной и знакомый театр «Современник», где впоследствии и выступал в течение многих лет. В последние годы в кино он снимался довольно редко.
В начале 2000-х годов у актера был найден остеопороз. Долгое время болезнь прогрессировала, буквально сводя Валентина Юрьевича с ума. В 2005-м году затяжной недуг привел к остановке сердца. Ныне могила актера находится на Донском кладбище. Два года спустя после смерти актера на могиле был установлен особый памятник.
Интересные факты
Близкими по духу людьми Никулин Валентин считал Булата Окуджаву, Фазиля Искандера и Геннадия Распопова.
В 1981 году он получил звание «Заслуженный артист РСФСР». Но это еще не все. В 1991 году В. Никулин стал народным артистом РСФСР.
Наш герой принимал участие в озвучивании мультфильмов. Какие же персонажи разговаривали его голосом? Это волшебник из «Незнайки в Солнечном городе» (1976), Робинзон Крузо из мультика «Робинзон Кузя» и Хранитель Времени из «Волшебника Изумрудного города».
Достойные внимания факты
- Валентин Никулин был дружен с писателями Булатом Окуджавой и Мишей Анчаровым, архитектором Геннадием Распоповым. По собственному воспоминанию, в конце 1950-х годов был очевидцем сотворения первого обширно известного цикла песен Булата Окуджавы и в процессе подбора мелодий сопровождал поэту на фортепьяно.
- Валентин Никулин, полагавший себя недовостребованным в кино, болезненно относился к тому, что для широкого зрителя его «визитной карточкой» стала роль доктора Гаспара Арнери в «Трёх толстяках». Но в кинофильме «Грех. История страсти» он создаёт камео — образ эмигрировавшего в Израиль актёра Валентина Никулина, невесело реагирующего на комплимент героини: «Я вас по „Трём толстякам“ выяснила!»