Биография Гоголя — талантливого писателя и главного мистика русской литературы

История семьи Гоголя

Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.

Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.

Отец Гоголя

Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.

Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».

Мать Гоголя

Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.

Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье — помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.

Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.

Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.

Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.

Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая Пушкину классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Учеба Гоголя

Первоначальное образование писатель получил дома. Он много читал, с пяти лет пробовал сочинять. Бывало, когда они с отцом выезжали на бричке объехать владения, батюшка задавал сыну тему для сочинений. И мальчик целый день ездил, смотрел на прекрасные украинские пейзажи и сочинял про себя оды родной природе и всему увиденному. Можно смело сказать, что щедрая малороссийская природа и украинский фольклор – вот две вещи, которые сформировали Гоголя-писателя.

Когда Коленьке исполнилось 10 лет, родители отправили его на обучение в Полтаву, сначала он окончил училище, а затем Гимназию высших наук. Первые годы учебы были невероятно тяжелыми для Гоголя: его подготовка оставляла желать лучшего – в отличие от многих сверстников он совсем не знал иностранных языков, был слаб в точных науках, не отличался физическим здоровьем и выносливостью, был достаточно замкнутым.

В те годы будущий писатель на себе познал судьбу тех самых «маленьких людей», которых он позднее так ярко опишет в своих произведениях. И слова Акакия Акакиевича Башмачника из «Шинели»: «Ну, зачем, зачем вы меня обижаете?», он, вероятно, и сам не раз произносил, если не вслух, то мысленно.

Однако, в то же время, Гоголь обладал феноменальной памятью и показывал прекрасные способности в русской словесности. А через несколько лет открылся еще один его яркий талант – талант актера, пародиста и юмориста. У него нашлись товарищи по интересам, вместе с которыми они занимались литературными опытами, готовили и ставили спектакли в гимназическом театре, выпускали свою ученическую газету. Вдруг перед всеми открылся совершенно иной Гоголь – яркий, остроумный, умевший делать точные и невероятно смешные пародии на любого человека, включая учителей. И оставшиеся годы обучения прошли у Гоголя насыщенно и интересно.

Гоголь на единственном фото. Автор Сергей Левицкий, Рим, 1845

Отец Гоголя

Василий Афанасьевич трудился в почтовом ведомстве Малороссийской губернии. В 1805 году вышел в отставку, получив чин коллежского асессора. Немного позже мужчина уехал в имение Васильевка, где стал заниматься хозяйством. В то время Василия Афанасьевича знали как писателя, поэта и драматурга. он управлял домашним театром, которые принадлежал его другу, а также играл на подмостках как актер.

Гоголь-старший сам писал украинские пьесы комедийного характера, взяв за основу народные сказания и баллады. Однако до наших дней дошла только одна из них — «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Василий Афанасьевич передал талант и безмерную любовь к литературе одному из своих сыновей — Николаю Гоголю, биография которого и сегодня вызывает немалый интерес у поклонников его творчества. Имеются данные, что Гоголь-младший сочинил свои первые стихотворения еще в детстве. его отец покинул этот мир, когда сыну исполнилось 15 лет.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.

Приезд Гоголя в Петербург

Зимой 1828 года, после окончания гимназии, Николай Васильевич решает отправится в Петербург. Биография Гоголя получает новый виток. К тому времени уже скончался его отец (смерть была скоропостижной, для всей семьи это был настоящий удар), сын как мог пытался поправить дела поместья, которые без главы семейства начали расстраиваться, так как мать оказалась совершенно не приспособлена для ведения большого хозяйства. Но в этих делах Гоголь не очень преуспел, оказав самую большую помощь семье тем, что отказался от своей доли наследства, чтобы мать могла эти средства распределить между младшими дочерями.

Возвращаться домой Гоголю совершенно не хотелось и он отправился в столицу, томимый желанием служить Отечеству, сделать для России нечто великое и полезное. Каким образом он может быть полезен государству, он не мог сказать наверняка, но тогда еще точно не связывал это с литературой, думая, что сможет пригодиться на поприще государственной службы.

Однако, Петербург встретил его совсем недружелюбно. Выяснилось, что скудных сбережений Гоголя совершенно не достаточно, чтобы жить и кормиться в дорогой столице. Служба в Департаменте уделов, куда он смог поступить, оказалась однообразной, нудной, скучной и на редкость формальной из-за чего Гоголь вскоре бросил ее. Он пытался поступить в театр, ведь чувствовал в себе талант и великое желание служить искусству, но так и не прошел ни одного прослушивания.

Говорят, его не брали из-за невыразительного голоса, хотя для многих его одноклассников это было совершенной неожиданностью, ведь они видели Гоголя на сцене и точно знали, что в нем заложен колоссальный актерский талант! Его произведения тех лет либо вообще не хотели печатать, либо не пользовались популярностью. Насмешки литературных критиков больно ранили чувствительное самолюбие будущего классика, он переживал мучительные поиски своего призвания и места в жизни.

Биография Гоголя

До сих пор доподлинно неизвестно, когда именно родился Николай Васильевич Гоголь. Официальной датой его рождения принято считать 20 марта 1809 г.

Все свое детство маленький Коля провел в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос в очень большой семье. У него было 5 братьев и 6 сестер, хотя некоторые из них умерли еще в младенчестве.

Его семья происходила из старого дворянского рода Яновских. По семейному преданию, его дед Афанасий Яновский решил добавить к своей фамилии еще одну часть, чтобы доказать родство с казацким гетманом Остапом Гоголем.

Таким образом, они стали носить фамилию Гоголь-Яновский.

Родители Гоголя

Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись до чина коллежского асессора. Он был творческой личностью и живо интересовался искусством, что, несомненно, повлияло на биографию юного Николая.

У главы семейства проявлялся талант к поэзии и писательству. Он также руководил домашним театром одного из своих товарищей, и периодически сам участвовал в выступлениях.

Известно, что Гоголь-старший писал комедийные пьесы, однако до наших дней дошла лишь одна из них – «Простак, или хитрость женщины, перехитренная солдатом». Очевидно, именно от отца Николай Васильевич перенял увлечение литературой, и уже в раннем детстве начал писать стихи.

Мать Николая Гоголя звали Марией Ивановной. Она вышла замуж, когда ей едва исполнилось всего 14 лет. Она была вдвое моложе своего мужа. В юности она обладала особой привлекательностью и считалась первой красавицей в деревне. Мария являлась богобоязненным человеком и старалась воспитывать детей в том же духе. Особенное внимание она уделяла разным библейским пророчествам и Страшному суду над человечеством, который должен был произойти в скором времени.

Некоторые биографы Гоголя считают, что именно благодаря своей матери творчество писателя пропитано мистикой. Поскольку в детстве он видел, как живут бедные крестьяне и зажиточные паны, в своих произведениях он начал мастерски описывать тонкости быта и душевные переживания людей.

Пушкинский круг

Но как бы то ни было Гоголь продолжал писать для петербургских изданий, отдельные произведения все чаще попадали в печать. Одним из редакторов, кто оценил сочинения начинающего автора, был Антон Дельвиг, который в то время возглавлял журнал «Северные цветы». Именно А. Дельвиг познакомил Гоголя с Василием Жуковским и Петром Плетневым, а те, в свою очередь, помогли Николаю Васильевичу устроиться на хорошую должность преподавателя в женском Патриотическом институте, а также рекомендовали его как репетитора в богатые дворянские семьи. Теперь, когда финансовый вопрос был для Гоголя закрыт, он смог всей душой отдаться творчеству и начал писать серию очерков об Украине.

В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее опубликованный «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян.

Книга сразу же стала невероятно популярной, ее высоко оценили ведущие литераторы того времени. Евгений Баратынский восхищался легким слогом и веселостью автора. А Александр Пушкин просто пришел в восторг от всех повестей и говорил, что, не было еще в русской литературе подобного писателя, который мог бы так просто и сердечно передать народную речь, озорной юмор и красоту природы.

Через год Гоголь отдал в печать вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Вторая часть была встречена не менее восторженно, чем первая. Гоголь стал «своим» в лучших литературных салонах Петербурга и тесно вошел в так называемый «пушкинский круг». В это время он знакомится с актером Михаилом Щепкиным, писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым и его сыновьями Константином и Сергеем, публицистом Михаилом Погодиным. Со всеми ними Гоголь сохранит дружбу до конца жизни.

В 1834 году Гоголю предложили должность преподавателя истории при Петербургском университете. Он с воодушевлением принял предложение: днем он читал лекции в университетских аудиториях, а по вечерам изучал историю Украины и писал новые произведения. Так вскоре вышли новые сборники «Арабески» и «Миргород», а также несколько исторических статей. Все произведения горячо принимаются публикой, а именитые мастера литературы в один голос признают, что с каждой новой книгой талант Гоголя все ярче расцветает и проявляется.

Роман «Мертвые души»

По всеобщему признанию, не умаляя достоинства других замечательных произведений Гоголя, комедия «Ревизор» и роман «Мертвые души» являются ключевыми в библиографии писателя. Идею обеих книг подсказал Николаю Васильевичу Александр Пушкин. Реальную историю приписки «мертвых душ» Пушкин слышал от одного помещика во время своей кишиневской ссылки. В 1835 году Гоголь приступил к написанию романа и через некоторое время прочитал Пушкину наброски.

Тот сначала много смеялся, но с каждой новой перевернутой страницей все более мрачнел и хмурился, а в финале произнес: «Боже, как грустна наша Россия!.». Но через некоторое время Гоголь отложил рукопись «Мертвых душ», не завершив ее.

Комедия «Ревизор»

Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.

Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.

Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом».

Брак родителей Гоголя был крепким и удачным

Николай Васильевич Гоголь был одним из 12 детей, которые родились в удачном браке. Родители его безумно были привязаны друг к другу, но первые мертворожденные дети сильно напугали молодую пару. Молившись Николаю Угоднику, они пообещали, что первого живого младенца нарекут в честь святого. Родившийся Гоголь стал для религиозных родителей настоящим чудом.

Смерть мужа для Марии Ивановны стала громом среди ясного неба: женщина повредилась в уме окончательно. Она разговаривала с покойным, требовала выкопать для неё могилу и положить её рядом. Потом впала в оцепенение, отказывалась есть, агрессивно отражала все попытки ее накормить на протяжении двух недель. Николаю и всем окружающим было понятно, что это душевный надлом, который вряд ли поддастся лечению.

В таком состоянии Мария Ивановна прожила до 77 лет, но судьба ударила ее еще раз — сын Николай умер в расцвете сил. Идти за гробом ребенка — самое страшное, и бедная мать пережила Никошу на целых 16 лет. Тем временем, в семье Гоголя по душевной линии продолжались трагедии: племянник писателя покончил жизнь самоубийством в молодом возрасте.

Мистика брака родителей Гоголя повлияла и на его младшую сестренку: Ольга отставала в умственном развитии, до пяти лет неуверенно передвигалась, с трудом усваивала новые знания и умения. В зрелом возрасте стала религиозной фанатичкой. При этом боялась умереть, ежедневно била поклоны в церкви. Другая сестра Гоголя тоже «любила фантазировать», частенько среди ночи будила горничных, выводила в сад и заставляла их петь и плясать.

Зарубежные поездки

После постановки «Ревизора» Гоголь довольно поспешно покинул Россию и отправился в Европу, где прожил следующие 10 лет. Он объяснял свой отъезд тем, что оставил слишком много душевных сил на постановку комедии, и ему требуется время, чтобы восстановиться. Некоторое время он жил в Германии, потом переехал в Швейцарию, а позже в Париж.

Именно во Франции его застигла весть о смерти Александра Сергеевича Пушкина, которую Гоголь переживал невероятно тяжело, а, возможно, так и не смог справится с этой потерей до конца своих дней. Сначала он хотел вернуться в Петербург, однако, потом поменял решение и уехал в Италию. Там в 1841 году Гоголь закончил работу над романом «Мертвые души», после чего вернулся в Россию, поселившись в Москве, у своего друга Михаила Погодина.

Опять-таки роман удалось отдать в печать через преодоление многочисленных цензорских препон, спустя какое-то время. «Мертвые души», также как «Ревизор», вызвали неоднозначные оценки. Кто-то восхищался романом, кто-то называл автора «врагом России, которого нужно сослать в Сибирь».

Сам Гоголь в это время начинает страдать от затяжных депрессий, и в 1842 году снова уезжает за границу. Там он работает над вторым томом «Мертвых душ» (всего по замыслу писателя у романа должно быть три части, и к концу третьей Чичиков должен был в корне переменить свои взгляды на жизнь и преобразиться. Но некоторое время спустя у Гоголя случился кризис, и писатель в порыве отчаяния сжег рукопись.

Как Гоголь умер?

В 1849 году Гоголь вернулся в Россию и стал работать над восстановлением сожжённого второго тома «Мёртвых душ» (которую он сжёг в 1845 году). В 1852 году (7 февраля) умерла Екатерина Хомякова. Она была одной из самых близких его друзей и очень много для него значила.

Это событие оказало очень большое влияние на писателя: он перестал есть, писать и его «охватил страх смерти». Позже, ночью с 11 на 12 февраля, он сжёг все свои рукописи. 21 февраля (по новому стилю 4 марта) 1852 года Гоголь умер. Ему было 42 года.

Писатель был сначала похоронен в Москве на Даниловском кладбище, а потом его перезахоронили при Новодевичьем монастыре.

Последние годы жизни Гоголя

Лишь в 1849 году Николай Васильевич вернулся в Россию. Он по памяти восстановил весь текст второго тома своего романа. Но это далось ему с трудом, так как на писателя снова и снова наваливались приступы нечеловеческой тоски, когда он ничего не мог делать и жить ему совершенно не хотелось. С января 1852 года он принялся рьяно соблюдать все церковные посты и совершенно отказался от еды. Это привело к еще более серьезным проблемам со здоровьем. В ночь с 11 на 12 февраля он сжег несколько своих рукописей, в том числе и второй том «Мертвых душ».

И последующие дни до самой смерти, которая наступила 21 февраля 1852 года, он не только не выходил из дома, но и практически не вставал с постели. Гоголь был похоронен на Даниловском кладбище Москвы, а позднее, в 1931 году, его останки были перенесены на Новодевичье кладбище. Множественные слухи о том, что якобы Николай Васильевич был похоронен в состоянии летаргического сна и на момент захоронения был еще жив, не имеют какой-либо надежных документальных свидетельств и более походят на домыслы.

Смерть

После посещения Святой земли состояние литератора улучшилось. В 1849-1850 гг. в Москве он с воодушевлением занимался написанием последних страниц «Мертвых душ». Осенью посетил Одессу, весну 1851 г. провел в родных краях, летом вернулся в Белокаменную.

Посмертная маска Николая Гоголя
Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи. Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало. Николай Гоголь. Тайна смерти Точная причина смерти Гоголя до сих пор является предметом дискуссий. Версия о летаргическом сне и похоронах заживо была опровергнута после предсмертного слепка лица писателя. Распространено мнение, что Николай Васильевич страдал от психического расстройства (родоначальником теории стал психиатр В.Ф. Чиж) и в связи с этим не мог обслужить себя в бытовом плане и умер от истощения. Также выдвигалась версия, что писатель отравился лекарством от желудочного расстройства с повышенным содержанием ртути.

Личная жизнь Гоголя

Николай Васильевич Гоголь был человеком совершенно не того склада, чтобы обзавестись семьей и потомством. Большую часть жизни он был невероятно аскетичен, так и не приобрел собственного жилья, обитая на съемных квартирах или у друзей, и в целом не предпринимал каких-либо шагов, чтобы устроить личную жизнь. Однако история сохранила имена двух женщин, так или иначе затронувших сердце великого классика.

Александра Смирнова-Россет

Первой был императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Красивая, смуглая, кареглазая красавица покорила сердца многих видных кавалеров того времени, включая Михаила Лермонтова, Петра Вяземского и Александра Пушкина. Пленился ее чарами и Николай Гоголь. Познакомившись с девушкой через Василия Жуковского, Гоголь завязал с фрейлиной дружескую переписку, которая переросла в весьма нежные отношения. Девушка ясно понимала, что любима писателем и отвечала ему самым искренним расположением.

Но Николай Васильевич даже речи не заводил о каких-то романтических отношениях, то ли из боязни быть отвергнутым красавицей, то ли от того, что не чувствовал острой потребности в таких отношениях. В итоге через некоторое время Александра Россет получила предложение руки и сердца от преуспевающего чиновника МИДа Николая Смирнова и приняла его, сделав, по общему мнению, блестящую партию.

Мария Синельникова

Еще одной женщиной, которая имела сердечную привязанность к писателю, была его кузина Мария Синельникова. Девушку довольно рано выдали замуж, но семейная жизнь у этой супружеской пары совсем не заладилась, и вскоре Мария оставила мужа и вместе с детьми переехала в свое родовое имение под Харьковом. Туда-то однажды и приехал Николай Гоголь вместе с матерью и сестрами.

С первых фраз стало понятно, что Мария в лице писателя обрела родственную душу, они много общались, и женщина даже призналась Гоголю в своих чувствах. Но это случилось за пару лет до его смерти, когда писатель уже полностью погрузился в мистицизм и религию, почти все время постился и в сторону женитьбы даже не помышлял. Мария и Николай Васильевич все время до его кончины вели переписку, писатель отвечал на все ее письма. Мария Синельникова до конца жизни сохранила самые светлые воспоминания о Гоголе.

В чем мистика брака родителей Гоголя, повлиявшего на судьбу сына

В позапрошлом веке образованных и просвещенных людей было куда меньше, чем сейчас. Немудрено, что дед и бабка по матери Гоголя были суеверны и очень религиозны, а тётка и вовсе была со «странностями». Мыслила с опозданием, верила в дикие советы, не совладала со временем и всюду опаздывала. Кроме того, «сидя за столом, гримасничала», а, пообедав, «просила дать ей кусок хлеба».

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский — отец Гоголя, был мужчина с чувством юмора, образованный и творческий, балагур и превосходный рассказчик. Писал стихи и прозу, как отмечает А.Н. Анненский, однако был мнительным. Постоянно находил у себя какие-то болезни, верил в предначертания судьбы и даже супругу свою увидел во сне, когда ему было 14 лет. На следующий день он увидел девочку из сна в гостях у своих знакомых, и так как Машеньке был всего годик, он ждал целых 13 лет, чтобы взять ее в жены.

Мария Ивановна — мать Гоголя, была крайне неуравновешенной, скачки ее настроения не поддавались объяснению. Её подозрительность доходила до крайних пределов и «достигала почти болезненного состояния». Из состояния безудержного веселья она впадала в прострацию, по нескольку часов сидела, не меняя позы, глядя в одну точку, не реагируя на обращения.

По всей видимости, супруги были как минимум невротиками, с массой подавленных комплексов и давящей на них фрустрацией. Очевидно, в этом заключалась мистика брака родителей Гоголя, считают биографы. Зато маленький Николай будучи ребенком подмечал все эти милые странности и позже наделял тонкими психологическими штрихами своих героев.

Литература

  1. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. https://www.culture.ru/
  2. Аристов Н. Я. Историческое значение сочинений Гоголя // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб. 1883.
  3. Мандельштам И. О характере гоголевского стиля. — Гельсингфорс, 1902.
  4. Мережковский Д. С. Гоголь и чёрт. — М.: 1906.
  5. Овсянико-Куликовский Д. Н. Гоголь. Изд. 4-е, доп. — СПб.: 1912.
  6. Венгеров С. А. Писатель-гражданин Гоголь. — Собрание сочинений, т.2. — СПб.: 1913.
  7. Чудаков Г. И. Об отношении творчества Гоголя к западно-европейским литераторам. — Киев, 1908.
  8. Шамбинаго С. К. Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь). — М.: 1911.
  9. Котляревский Н. А. Н. В. Гоголь. 1829—1842. — 4-е изд. — Пг.: 1915.
  10. Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. — Пг.: 1923.
  11. Белый А. Мастерство Гоголя. — М.-Л., 1934.
  12. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и «натуральная» школа. Этюды о стиле Гоголя // Избранные труды. Поэтика русской литературы. Отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. — М.: 1976.
  13. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя, 1959.
  14. Лунин Б. В. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. — М.: Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экз.
  15. Творчество Гоголя // Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский… — М., 1982.
  16. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л. 1969.
  17. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
  18. Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. — М.: Музыка, 1966.
  19. Манн Ю. В. Комедия Гоголя «Ревизор». — М. 1966.
  20. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.
  21. Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. — 3-е изд. — М., 1985.
  22. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мёртвые души»: писатель — критика — читатель. — 2-е изд. — М., 1987.
  23. Манн Ю. В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя
  24. Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западно-европейского романа. — М., 1972.
  25. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя: Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. (Труды по русской и славянской филологии, т. 11), в 209. — 1968.
  26. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
  27. Храпченко М. Б. Н. Гоголь. Литературный путь… — Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1980.
  28. Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
  29. Кривонос В. И. «Мёртвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. — Воронеж, 1975.
  30. Паламарчук П. (под псевд. В. Д. Носов) «Ключ» к Гоголю. — Лондон, 1985
  31. Сазанович Е. И. Николай Васильевич Гоголь. Живые и мёртвые души: эссе // Юность, № 4, 2013.
  32. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». — Л., 1987.
  33. Günther H: Das Groteske bei N.V. Gogol: Formen und Funktionen. — München, 1968.
  34. Proffer C.R. The simile and Gogol’s Dead Souls. — Hague, 1967.
  35. Erlich V. Gogol. — New Haven, 1969.
  36. Braun M. N.V. Gogol. Eine literarische Biographie. — München, 1973.
  37. Fanger D. The creation of N. Gogol. — Cambridge (MA), 1979.
  38. Schreier H. Gogol’s religiöses Weltbild und sein literarisches Werk. — München, 1977.
  39. Золотусский И. П. Гоголь. — 7-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 485 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1170)
  40. Дмитриева Е. Е. Н. В. Гоголь в западноевропейском контексте: Между языками и культурами. — М.: ИМЛИ РАН, 2011.
  41. Кунов В. К. — Энциклопедический словарь «Мудрые мысли в произведениях Николая Гоголя». 622 с., 366 тем, 1098 статей и др. Киев, «КИТ» — 2008.
  42. Н. В. Гоголь в русской критике: Сборник статей / Подгот. текста А. К. Котова и М. Я. Полякова; Вступ. ст. и примеч. М. Я. Полякова.. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1953. — LXIV, 651 с.
  43. Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С. Г. Бочаров. — М.: Фортуна ЭЛ, 2008.
  44. Гоголь Николай Васильевич // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. СПб. Изд-во «Петроград». Издание Санкт-Петербургской духовной академии. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  45. Монахова И. Р. Н. В. Гоголь: размышления о вечном // Журнал «Дельфис» — № 74(2) — 2013 г.
  46. А. H. Пыпин. Гоголь, Николай Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  47. Мировое величие Гоголя (К итогам научных сессий, посвящённых 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя)
  48. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Полное собрание сочинений: в 15 т. — М., 1947. — Т. 3. — С. 5—309.
  49. Узелевский Б. И. Достоевский, Гоголь и Булгаков. — альманах «Достоевский и мировая культура», № 18, СПб., 2003.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Семья Гоголя

Яновские — старинный польский дворянский род. В томах «Польских гербов» фамилия Яновских упоминается с 1376 года. В Малороссии род ведет начало от Якова Яновского, жившего в половине XVII столетия. Сын его Иван и внук Демьян были священниками в лубенском полку. Сын последнего, дедушка Николая Васильевича Гоголя — Афанасий Демьянович обучался в киевской академии, служил войсковым писарем, был секунд-майором. Впервые фамилия деда писателя с прибавкой «Гоголь» появилась в «Дворянской грамоте», которую он получил 15 октября 1792 года.

В роду у Гоголя было много литературно одарённых людей. Его мама, Мария Ивановна, вела обширную переписку со многими писателями. А род Шостак, бабушки Гоголя со стороны матери — Марии Ильиничны, происходил из татар, род прабабушки Щербак — из русских. Предками гения были также Дорошенко, Скоропадские, чьи имена указал дед гения в документе 1788 года.

Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907). Родители Гоголя считались помещиками средней руки и имели 1000 десятин земли и 400 душ крепостных крестьян.

Василий Афанасьевич Гоголь (1780 — 1825)

Гоголь, Василий Афанасьевич — отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.

В начале 20-х годов он близко сошелся с бывшим министром юстиции Димитрием Прокофьевичем Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцах и устроил здесь домашний театр. Гоголь был директором этого театра и актером. Он составлял для этого театра и комедии на малорусском языке. Известны две его комедии: «Собака-Вивця» и «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Комедии написаны между 1822 и 1825 годами. Сюжеты заимствованы из народных сказок. Первая комедия не дошла до нас и известна в кратких пересказах. Вторая напечатана Кулишом в «Основе» (1862, II), причем Кулиш, в предисловии, сравнивает «Простака» Гоголя с «Москалем-Чаривником» Котляревского и отдает предпочтение первой пьесе. «Простак» отдельно был издан в 1872, 1878 и 1882 годы. Литература о Гоголе указана в «Покажчике» М. Комарова, 410. align=center>

Мария Ивановна Косяровская (1791-1868)

Мать Гоголя, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам. Сначала меня беспокоила болезнь мужа. До женитьбы у него два года была лихорадка. Потом он был здоров, но мнителен…».

Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Суеверен был и Василий Афанасьевич. Суеверием дышит его рассказ, как он женился на Марье Ивановне: будто бы во сне явилась ему божья матерь и показала на некое дитя. Позже в Марии Ивановне он и узнал это самое дитя.

Мария Ивановна Гоголь была крайне впечатлительна и подозрительна: бывали дни, недели, целые месяцы, когда впечатлительность доходила до крайних пределов, достигала почти болезненного состояния. Иногда она покупала совершенно ненужные вещи (даже в кредит), которые приходилось отдавать обратно. Шенрок, биограф Гоголя, говорит о ее «болезненной мечтательности» и о странной задумчивости, продолжавшейся часами, причем выражение лица резко изменялось.

Известно также, что мать Гоголя приписывала сыну весь технический прогресс, изобретение телеграфа, железных дорог и пр. и не было никакой возможности разубедить ее в этом.

Сестры Анна и Елизавета

Гоголь любил своих сестер, неловких, застенчивых провинциалок, и очень хотел, чтобы они получили хорошее воспитание. Он поместил их в Патриотический институт в Петербурге, где они учились за казенный счет. Сестры, как и следовало ожидать, оказались Патриотическим институтом изуродованными, не знали жизни, всего пугались. Гоголь, сильно привязанный к ним, все это видел и страдал.

По окончании института сестер содержать было не на что. Выручил Аксаков, ссудивший Гоголю две тысячи рублей… Аксаков получил их в свою очередь от капиталиста Бернадаки, который преклонялся пред талантом Гоголя. При переезде в Москву сестры доставили Николаю Васильевичу в дороге немало забот. Они кричали, плакали, капризничали, ссорились друг с другом. «Все это приводило Гоголя в отчаяние и за настоящее и за будущее их положение…

В дальнейшем старший сын сестры Елизаветы Васильевны — Николай Владимирович Быков был женат на Марине Александровне Пушкиной — родной внучке великого поэта. Так потомки Гоголей породнились с потомками Пушкиных.

Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (родился в 1738 г.)

Дед Гоголя. Был сыном священника, окончил духовную академию в Киеве и знал пять языков (русский, латинский, греческий, немецкий и польский). Служил в армии войсковым писарем и дослужился до чина секунд-майора (1794 — 1798 годы). В 1776 г. женился на дочери богатого украинского военного Татьяне Лизогуб, которую увёз против воли родителей. В 1777 году у них родился сын Василий — будущий отец Гоголя.

Впервые фамилия деда писателя с прибавкой «Гоголь» появилась в «Дворянской грамоте», которую он получил 15 октября 1792 года. В эту книгу записывали только коренных дворян, а не тех, кто приобрел это звание за военные, государственные заслуги или по нобилитации 1661 года.

Интересная информация:

  • Секреты семьи Гоголя
  • Опекун Гоголя Д.П. Трощинский
  • Загадочное проклятие дома Гоголей
  • О знакомых семьи: Косяровские, Трощинские. Роль почтового ведомства в жизни Гоголя
  • Вересаев В.: Гоголь в жизни. Предки Гоголя
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]