Детство и юность Людмилы Зыкиной
Людмила Зыкина. Фотография: ale07.ru
Людмила Зыкина. 1963. Фотография: uznayvse.ru
Людмила Зыкина — солистка Хора русской песни Всесоюзного радио. 1957. Фотография: weekend.rambler.ru
Людмила Зыкина родилась в Москве. Ее отец работал на хлебозаводе, мать трудилась санитаркой в больнице. Жили в деревянном доме в районе Черемушки — тогда он находился на окраине города. Чтобы прокормить семью, родители работали по две смены подряд. Дочь оставляли вместе с бабушкой, которая приезжала из деревни в Рязанской области. Они много времени проводили на улице: ухаживали за огородом, ходили в лес за грибами и ягодами. Людмила Зыкина с детства помогала вести хозяйство — кормила куриц, поросят, уток и корову.
В семье любили музыку и на праздниках пели русские народные песни: «Ой ты, степь широкая», «Вот мчится тройка почтовая», «Хас-булат удалой». Слова Зыкина запоминала от бабушки: она знала много мелодий и всегда начинала петь первой. В книге «Течет моя Волга» Зыкина вспоминала: «Какие же были у моих родственников чудесные голоса! Позже в Хоре имени Пятницкого, и на радио, и просто в деревнях встречала я сотни певцов и певиц. Но таких голосов, как в доме нашем, не слышала больше нигде! У бабушки был альт, у отца — бас, у тети Паши — скорее всего, меццо. А вот у мамы был голос совершенно своеобразного тембра, высокий». Дома Людмила Зыкина сама научилась играть на гитаре и гармони.
При больнице, где работала мать, был кружок самодеятельности. Людмила Зыкина ходила туда на занятия, однако не на вокал, а на танцы. О сцене не думала: мечтала стать летчицей.
Как и тысячи моих сверстниц, я бредила именами Чкалова, Байдукова… и, конечно, героинями-летчицами — Расковой, Гризодубовой, Осипенко… Играла и в волейбол, и в футбол, и в хоккей — ни в чем не хотела уступать мальчишкам. Летом с велосипеда не слезала. Сама его ремонтировала, разбирала и собирала, смазывала подшипники. Обожала копаться в моторах.
Людмила Зыкина. Из книги «Течет моя Волга»
В 1941 году, когда Людмиле Зыкиной исполнилось 12 лет, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а больница матери стала военным госпиталем, куда каждый день привозили раненых. Продуктов, которые выдавали по иждивенческой карточке, не хватало, и Людмила Зыкина пошла работать. Она устроилась ученицей токаря на Московский станкостроительный завод. Когда писала заявление о приеме, то прибавила себе два года — иначе бы ее просто не взяли из-за возраста. Через три месяца Зыкина уже получила третий разряд и стала работать самостоятельно. Артистка вспоминала: «Чтобы управлять станком, подставляла скамеечку. Работать было интересно, но все время хотелось спать — я же еще и в школе училась, уроки допоздна готовила. Однажды, чтобы не заснуть, запустила еще соседний станок и стала переходить по очереди от одного к другому. Пришлось здорово попотеть. Но норму перевыполнила».
В 1943 году отец вернулся с фронта домой. Через знакомых он устроил дочь на хлебозавод, однако там Зыкина проработала недолго. На одной из смен будущая певица познакомилась с солисткой филармонии Еленой Вяземской. Вяземская услышала, как Зыкина пела, и предложила ей выступать перед сеансами в кинотеатре «Художественный». Иногда их приглашали давать концерты и в госпиталях. Все песни в основном исполняла Вяземская. Людмила Зыкина танцевала и была на подпевках.
Душа и песня Ушла из жизни Людмила Георгиевна Зыкина
Казалось, ее голос звучал всегда. И будет звучать всегда. Настолько неразрывно слился он в восприятии миллионов людей с идеальным образом России, воплотил и предъявил в яви самые характерные черты русской души: широту и вольность, спокойное и твердое достоинство, несуетность отношений, глубину и постоянство чувств. Но всего через несколько недель после 80-летнего юбилея, 1 июля 2009 года, в московской городской больнице номер 83 скончалась Народная артистка СССР Людмила Зыкина.
Она принадлежала к тому очень редкому в истории типу людей, которым судьбой было предназначено выйти за рамки привычного разделения на цеха и жанры и дать людям цельное понимание неосознанной, но очень важной части как национального бытия вообще, так и жизни каждого человека в отдельности. «Я научила женщин говорить», — сказала однажды великая поэтесса Анна Ахматова. Людмила Зыкина предъявила нам сплавленный воедино образ страны и народа.
Созданное ею мироощущение бесконечно далеко от того пошлого, разделяющего на господ и прислугу, власть и подданных, интеллигенцию и толпу, употребления слова «народ», которое давно уже процветает во всех слоях общества. Ее Россия не была разорвана на правильные и неправильные периоды, в ней не было революций и новых миров, построенных на обломках. Во времена, когда история страны отсчитывалась от революции 1917 года и подавляющее большинство ее жителей внутренне уже давно потеряли связь с той, старой Россией, Людмила Зыкина как-то легко и органично перебросила мост через все исторические пропасти. Профессиональным историкам еще только предстоит решить эту сложнейшую задачу. А она смогла. И подарила мироощущению наших людей очень важный тон, основным компонентом которого стало уважение. Уверенное и не кичливое уважение к себе, к своей стране, к истории своего народа. В этом она стала, выражаясь музыкальным термином, камертоном.
Людмила Зыкина в молодости. Фото, переданное в эфире «Первого канала»
Lenta.ru
Еще один феномен Зыкиной. Какими-то лишними и притянутыми кажутся все отсылки к авторитетам мировой эстрады, которые в изобилии появлялись в печати в предъюбилейные дни. Дескать, и «Битлз» ее оценили, и еще кто-то. Может быть, и оценили как певицу, но как явление совершенно другого масштаба оценить ее должны именно мы, то есть те, про кого и для кого она пела. И авторитеты тут не помогут. В определенном смысле Зыкина стоит в одном ряду с Пушкиным, которого сколько ни переводи на другие языки, а ничего путного не получится. «Энциклопедией русской жизни» назвать ее творчество, правда, язык не поворачивается. Слово не клеится, ученое очень. А вот зеркалом России она, безусловно, стала. Не хрупким стеклом, а спокойной гладью озера, которая всему, что в ней отражается, придает таинственную и завораживающую глубину.
Будущая народная артистка родилась в московской рабочей семье 10 июня 1929 года. Людмила Зыкина с неизменной теплотой вспоминала свою маму Екатерину Васильевну, работавшую санитаркой в больнице. Отец работал на хлебозаводе. В доме пели практически все: и бабушка, и мать, и отец и многочисленная родня. Часто случались импровизированные домашние концерты, на которые собирались и соседи. В детстве мимо любимой и обожаемой дочки не прошли ни занятия рукоделием, ни уход за огородом, поросятами, домашней птицей.
Во время войны, с 1942 года, будучи еще подростком, Зыкина пошла работать токарем на Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе. За добросовестный труд ей присвоили почетное звание «Заслуженный орджоникидзовец». Через много лет, уже признанная и вхожая в самые высокие кабинеты, Зыкина вспоминала эту награду как самую дорогую в ее жизни. Уже тогда она пела для раненых в госпитале.
Во время войны об образовании думать было некогда — нужно было работать и зарабатывать. После войны Зыкина работала санитаркой в военном госпитале, швеей, пока случайно увиденное на заборе объявление не повернуло ее жизнь совсем в другую сторону. В объявлении говорилось о конкурсе в хор имени Пятницкого. Из полутора тысяч претендентов выбрали четверых. И одной из них была 18-летняя Людмила Зыкина.
Прославленный музыкальный коллектив стал для нее первой музыкальной школой. Однако в 1949 году начинающей певице пришлось покинуть хор. Умерла мама, и в связи с нервным потрясением и переживаниями у Зыкиной пропал голос. Она вернулась к рабочей специальности, устроилась брошюровщицей в Первую образцовую типографию. Новая беда — отец привел в дом другую женщину, Людмила не сошлась с мачехой и ушла из дома. Как оказалось, насовсем.
Людмила Зыкина в молодости. Фото, переданное в эфире «Первого канала»
Lenta.ru
Голос вернулся так же неожиданно, как и пропал. Зыкина вспоминала, как однажды она шла по улице и что-то напевала. И вдруг поняла — голос вернулся! Следующим местом ее работы стал хор русской песни Всесоюзного радио, где позже она стала солисткой. Появился свой репертуар как из народных песен («Вниз по Волге-реке», «Вот мчится тройка удалая», «Утушка луговая», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Под дугой колокольчик поет», «Матушка, что во поле пыльно»), так и из песен советских композиторов («Снег седины», «Оборвалась тропинка у обрыва», «Не будите, журавли, вдов России», «Растет в Волгограде березка», «Помнят люди», «На побывку едет молодой моряк» и многие другие).
1957 год принес звание лауреата VI фестиваля молодежи и студентов в Москве, а в 1960-м Зыкина победила на Всероссийском конкурсе артистов эстрады. Позже она вспоминала, с каким нервным напряжением была связана эта победа. Жюри, в котором были эстрадные кумиры того времени Аркадий Райкин, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, потребовало, чтобы она заново исполнила свою программу. И она спела. Одна, без музыкантов. Безоговорочно была признана победительницей.
Людмила Георгиевна вспоминала, что долго не решалась исполнить песню, ставшую впоследствии ее визитной карточкой. Зыкина считала, что для исполнения песни композитора Марка Фрадкина и поэта Льва Ошанина «Течет река Волга» у нее слабый голос. Однако увидев, что другие артисты поют эту песню, решила для себя — возьмусь и сделаю! И спела, да так, что все слышавшие ее исполнение уверены, что кроме Зыкиной эту песню больше никто не пел.
С 1960 года началась сольная карьера певицы. По собственному признанию Людмилы Георгиевны, она объездила весь Советский Союз минимум шесть раз, выступала в десятках зарубежных стран. Выступала как на концертных площадках, так и на предприятиях, в Домах культуры и клубах. Ее песню полюбили и руководители партии и государства: в 1964 году на свое 70-летие ее пригласил в Кремль Никита Хрущев. Занявший позже его место Леонид Брежнев также благосклонно относился к певице.
Личная дружба связала Людмилу Зыкину с тогдашним министром культуры Екатериной Фурцевой. Почти анекдотом стал эпизод с покупкой Зыкиной автомобиля. Увидев у кого-то из знакомых музыкантов иномарку, певица сама захотела приобрести «Пежо». Поскольку такие машины тогда в страну не ввозились, пришлось обратиться к Фурцевой, на что та резко ответила: «Вы – русская женщина, русская певица. Должны ездить на русской машине». И Зыкина села за руль «Волги». Смерть Фурцевой Людмила Георгиевна перенесла как тяжелую личную утрату.
В 1969 году, будучи уже признанной певицей, Людмила Зыкина получила свое первое музыкальное образование — она окончила Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Высшее музыкальное образование Людмила Зыкина получила в 1977 году, когда закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Популярный певец Александр Градский вспоминал, что будучи третьекурсником этого института, давал уроки сольного пения. Его удивлению не было предела, когда на занятия пришла известная на всю страну певица. В руках у нее была тетрадка, в которую она старательно записывала советы Градского. Даже в зените славы Зыкина продолжала учиться. Впоследствии сама стала преподавать, став сначала доцентом, а потом профессором Московского института культуры.
Время ее творческой зрелости и всенародной славы пришлось на застойные годы правления Леонида Брежнева. Она, что называется, «попала в обойму». Программу правительственных концертов мог заранее и практически безошибочно угадать любой житель Советского Союза. И конечно, там обязательно была Людмила Зыкина. Это дало повод впоследствии обвинить ее в причастности ко всем грехам того строя. Однако обвинители ошиблись и не учли одной простой вещи. Это не она прислонилась к режиму в поисках теплого места. Это режим пытался с ее помощью выглядеть более человечно. Не случись таланта — работала бы на фабрике как все. А коль Бог дал способность влиять на души, влияла. С экранов правительственного телевидения, но о человечном, вечном и необходимом.
Звание «Народной артистки СССР» Людмиле Зыкиной присвоили в 1973 году. В 1970-х же она создала свой музыкальный коллектив русской песни, который в 1977 году получил имя «Россия».
Людмила Зыкина на праздновании своего юбилея в 2009 году. Фото (c)AFP
Lenta.ru
В репертуаре Людмилы Зыкиной было более двух тысяч песен, около 250 из них она записала. Общий тираж ее пластинок — 6 миллионов экземпляров. За свою карьеру певица стала лауреатом Ленинской премии (1970), Государственной премии РСФСР имени Глинки (1987), премии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (1998), премии «Овация» дважды, в 1999 и 2004 году. Зыкина награждена множеством орденов и медалей. В 1987 году певица была удостоена звания «Герой Социалистического Труда». Свою последнюю в жизни награду Людмила Зыкина получила от президента Дмитрия Медведева в день 80-летия. За «выдающийся вклад в развитие отечественной музыкальной культуры» ее наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.
Людмила Зыкина написала три книги: «Песня», «На перекрестках встреч» и «Течет моя Волга…». К 80-летию певицы было приурочено издание книги «Я люблю вас», в которой собраны адресованные Зыкиной письма. Несмотря на несколько перенесенных операций, она не бросала концертную деятельность. На лето 2009 года был запланирован юбилейный гастрольный тур ее коллектива по всей России. Сама певица планировала выступить в нескольких концертах. 25 июня Людмила Зыкина в тяжелом состоянии была госпитализирована, а 1 июля ее сердце остановилось.
В хор за мороженое: первые выступления на сцене
Людмила Зыкина. Фотография: 24smi.org
Людмила Зыкина. Фотография: eventsinrussia.com
Людмила Зыкина. Фотография: peoples.ru
После окончания войны Людмила Зыкина стала часто бывать в совхозном черемушкинском клубе — там молодежь района давала концерты и ставила спектакли. Зыкина вспоминала: «Был он маленький, невзрачный, с низкими потолками. Но нам казался дворцом. Даже устраивали — это в послевоенную-то разруху — вечера мод. Раз в неделю мы давали платное представление, и весь сбор шел на театральные костюмы, на туфли». Если Зыкиной удавалось скопить немного денег, она шла в кинотеатр «Ударник», где перед сеансами выступала знаменитая певица Капиталина Лазаренко. В книге «Течет моя Волга» Зыкина описывала впечатления после ее выступлений: «Это был праздник, настоящий праздник в не досыта евшей, еще не залечившей раны столице».
В 1946 году 17-летняя Людмила Зыкина попала в Хор имени Пятницкого. Это вышло случайно: на прогулке она увидела объявление о наборе и поспорила с подружками на шесть порций мороженого, что пойдет на прослушивание. Когда Зыкина постучала в дверь зала, шел уже второй тур. Однако ее допустили. Из тысячи претендентов в хор взяли только четверых — среди них была и Людмила Зыкина.
Наставником певицы стал известный композитор и дирижер Владимир Захаров. Зыкина много занималась — у нее не было музыкального образования, поэтому сначала приходилось тяжело. Исполнительница вспоминала: «У Захарова я училась постигать «подходы» к песне. Он осуждал слащавую приторность некоторых певцов, сетовал на их дурной вкус, излишнюю жестикуляцию, подвывания и тому подобные «украшательства», требовал максимальной строгости и простоты исполнения». Большое внимание на репетициях уделяли смыслу произведения — нужно было не просто петь, а «проживать» песню. Вместе с Хором Пятницкого Людмила Зыкина часто ездила на гастроли, в том числе за границу. В 1948 году она выступила в Чехословакии на фестивале «Пражская весна».
В 1949 году у Людмилы Зыкиной умерла мать. Это событие сильно отразилось на жизни артистки: от стресса у нее пропал голос. Певице пришлось уйти из хора. Через три месяца она смогла устроиться в Первую образцовую типографию брошюровщицей. Тогда же она съехала из дома к родственникам: отец завел новую семью.
Голос к Зыкиной вернулся только через два года. В книге «Течет моя Волга» исполнительница писала: «И вдруг — неожиданно для себя — я что-то запела и поразилась — голос вернулся! Я тогда захлебнулась от счастья — пою! Не поверила себе, взяла повыше — звучит! Спела захаровскую «Куда б ни шел, ни ехал ты» — все в порядке». Вскоре она стала петь в Хоре русской песни Центрального телевидения и радио. Художественным руководителем коллектива была Анна Руднева. Чтобы добиться чистоты звучания, она просила Зыкину на репетициях петь без аккомпанемента. Руднева хорошо знала фольклор и много рассказывала певице о народной музыке, учила, как вести себя на сцене: куда смотреть, как красиво уходить.
«Мисс Волга»: сольные песни Людмилы Зыкиной
Людмила Зыкина. Фотография: 24smi.org
Людмила Зыкина. Фотография: peoples.ru
Людмила Зыкина. Фотография: kino-teatr.ru
Постепенно Людмила Зыкина стала задумываться о сольной карьере. Случай представился в 1960 году: в Москве проходил Всероссийский конкурс артистов эстрады. На прослушивании петь решила без инструментального сопровождения. Перед жюри она исполнила песни «Сронила колечко», «Утушка луговая» и «Ты подуй, подуй, ветер низовой». Людмилу Зыкину заметили — певица стала лауреатом конкурса, а вскоре ее пригласили на работу в Москонцерт.
Нисколечко не волновалась — одна на сцене, пою, как хочу. И уж больно хотелось доказать всем, кто не верил в меня, что я могу быть первой. И был у меня в тот день, наверное, самый дорогой для меня успех. Не видел никто, как я потом плакала — от счастья, от того, что так, не сразу, не вдруг, исполнилась моя давняя и затаенная мечта.
Людмила Зыкина. Из книги «Течет моя Волга»
Первой в репертуаре Людмилы Зыкиной стала песня о молодом моряке «На побывку едет». Исполнить композицию предложили музыкант Александр Аверкин и поэт Виктор Боков. Однако сначала успеха певице она не принесла: на радио песню не брали, на концертах — скупо аплодировали. Сказалось и то, что Зыкиной было трудно перестроиться с хорового пения на сольное. Она вспоминала: «Придя на эстраду, никак не могла отделаться от ощущения, что зритель в зале меня не слышит, потому что я была приучена петь перед микрофоном тихо. Так на ходу приходилось перестраиваться: ломать устоявшиеся привычки, наработанные приемы пения». Тогда Людмила Зыкина решила немного отойти от стиля исполнения народной песни. Певица добавила игру голосом: с тихого исполнения резко переходила на громкое, а потом снова возвращалась к прежнему. Прием сработал. Вскоре Александр Аверкин предложил Зыкиной еще одну композицию — «Письмо к матери».
В первые годы на эстраде Людмила Зыкина исполняла много песен о нелегкой женской судьбе: «Слезы», «Мне березка дарила сережки», «Твой отец». Об этом периоде артистка писала: «Я пела много песен — бесхитростных и слащавых. Не хватало в моем репертуаре ни подлинной лирики, ни серьезных писем, а замахнуться на большую гражданскую тему я не решалась. Так я начинала на эстраде. А всякое начало — поиск». К 1965 году Людмила Зыкина пересмотрела свой репертуар. С новой программой ей помогали знаменитые певицы — Ирма Яунзем и Лидия Русланова. Они подобрали песни «Матушка, что во поле пыльно», «Тонкая рябина», «Вечор поздно из лесочка». Вскоре Зыкина включила композицию о любви дочери и матери «Оренбургский пуховый платок». Песня на стихи поэта Виктора Бокова стала одной из самых популярных в в ее репертуаре. Она рассказывала: «Исполняя «Оренбургский платок», я как бы размышляю над судьбой этой старой женщины, прожившей нелегкую жизнь. Женщина-мать всегда прекрасна, всегда достойна восхищения».
Параллельно Людмила Зыкина ходила на занятия в Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Новые песни требовали виртуозного владения голосом, а ежедневная работа с композиторами и режиссерами — знания музыкальной теории. Программы Зыкиной становились все продуманнее: теперь певица соединяла отдельные номера стихотворениями, тщательно подбирала костюмы. Так, в концерте «Тебе, женщина» артистка показывала историю женщин в России: от бесправия в древности до героических подвигов наравне с мужчинами во время Великой Отечественной войны. Зыкина начинала с плачей «Не по реченьке» и «Не бушуйте, ветры буйные», затем исполняла «Идем, идем, веселые подруги» на музыку Исаака Дунаевского. Кульминацией была «Ариозо матери» Александра Новикова — песня о матери, которая ждет своего сына домой.
В середине 1960-х годов певица работала над песней Льва Ошанина «Течет река Волга». Впервые ее спел актер Владимир Трошин в 1962 году в фильме «Течет Волга». Зыкина вспоминала: «Чуть ли не все ее перепели, а я все не могла решиться — казалось, у меня нет ровного звучания в низком и высоком регистрах. Шло время. Наступил какой-то миг, и я почувствовала, что не могу не спеть ее». Песня в исполнении Зыкиной стала хитом: большим тиражом выходили пластинки, а западные СМИ называли артистку «Мисс Волга».
В 1968 году Людмила Зыкина стала солисткой на концерте композитора Родиона Щедрина. Он написал «Поэторию» на стихи Андрея Вознесенского. Это был концерт поэта в сопровождении оркестра. Певица вспоминала: «Те часы, что я прозанималась с ним, были для меня трудной школой, а пролетели незаметно — с такой радостью я его слушала». Концерт получил приз на Международном фестивале в английском Бостоне за оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении.
Сама ищу стихи, просматриваю поэтические сборники, покупаю у букинистов старинные журналы, в которых может промелькнуть интересный «стихотворный материал». …На мой взгляд певец, певица не могут не любить поэзию, иначе им просто нечего делать в искусстве.
Людмила Зыкина. Из книги «Течет моя Волга»
В 1969 году Зыкина окончила музыкальное училище. К этому моменту она была знаменитой певицей и проводила на гастролях до 20 дней в месяц. Исполнительница выступала во Франции, Польше, Болгарии, Финляндии, Чехословакии, объездила большую часть СССР. Пела даже для полярников в Арктике.
К 100-летию со дня рождения Ленина, в 1970 году, Людмила Зыкина вновь солировала на концерте композитора Родиона Щедрина. Он написал кантату «Ленин в сердце народном». Произведение было построено как рассказ двух обычных людей, которые видели Ленина: красногвардейца Бельмаса и работницы Наторовой. По форме кантата была похожа на «Поэторию» — монологи героев поддерживали арии солистов, хор и оркестр. Лев Лещенко в книге «Апология памяти» писал: «Музыка оратории представляет собой невероятной сложности партитуру, основанную на документальных свидетельствах людей, знавших и видевших Ленина. Ну, «рассказ» в данном случае — весьма условное определение той вокальной партии, которая под силу только высокопрофессиональному исполнителю». В 1972 году произведение отметили Государственной премией. А через год Зыкиной присвоили звание народной артистки СССР «за большие достижения в развитии советского музыкального искусства».
На пике карьеры Людмила Зыкина решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и учить народной песне других. В 1977 году исполнительница окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Вскоре Людмила Зыкина стала преподавать в Московском государственном институте культуры на кафедре народного хора.
Музыка
Изначально Людмилу Зыкину брали для хорового исполнения, но вскоре девушка стала солисткой. Карьера быстро шла в гору, но тут певицу постигло горе – умерла мама. Стресс так подействовал на связки Зыкиной, что вокалистка год не могла не то что петь, а даже нормально говорить. На время вокальная карьера Зыкиной приостановилась. Чтобы не быть тунеядцем, девушка отправилась работать в типографию. К счастью, спустя время голос восстановился, и Людмила продолжила выступления.
Вернуться в хор Пятницкого Зыкина не смогла, поэтому стала солисткой хора русской песни Всесоюзного радио. Постепенно в репертуаре певицы появляются песни, так полюбившиеся почитателям – «Тонкая рябина», «Степь да степь кругом», «На побывку едет молодой моряк», «Вниз по Волге-реке» и другие. Всего Зыкина спела свыше 2000 композиций, которые помнила наизусть до конца жизни.
Конец 50-х годов прошел под знаком Людмилы Зыкиной: певица становилась лауреатом одного фестиваля за другим. Певица много гастролирует как по Советскому Союзу, так и за рубежом. За время музыкальной карьеры Людмила Георгиевна выступила в 92-х странах мира, и везде ее принимали тепло и искренне. А на родине Зыкина и вовсе пела, пожалуй, во всех уголках. На счету вокалистки даже концерт на Северном Полюсе для дрейфующих на льдине полярников.
Однажды артистка на гастролях за границей случайно пресеклась с участниками группы The Beatles. После знакомства британские музыканты попросили Зыкину спеть песню из русского репертуара, а затем сами исполнили ряд русских песен. Об этом факте из биографии певицы умалчивалось в течение 30 лет, пока сама артистка не рассказала о знаменательной встрече в интервью.
Людмила Зыкина стала любимой певицей советских политических лидеров – Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Певица нередко появлялась на правительственных концертах, а однажды на дне рождения Хрущева в песне «Течет река Волга» заменила строчку и спела «А вам 17 лет!», чем порадовала юбиляра.
На торжестве по случаю 50-летия образования СССР председатель Совета министров Алексей Косыгин предложил присутствующим поднять бокал за Людмилу Зыкину, которую назвал единственной русской певицей, после чего в кулуарах правительства поползли слухи о романе артистки и государственного деятеля.
Особая дружба связывала Людмилу Зыкину и министра культуры Екатерину Фурцеву. Подруги регулярно навещали друг друга, обе любили банные процедуры. После смерти Екатерины Фурцевой на время похорон Людмила отменила гастроли.
В 1977 году певица создала собственный русский народный ансамбль «Россия», которым руководила до конца жизни. В более поздние годы Зыкина нередко пела дуэтом с эстрадными музыкантами – Николаем Расторгуевым, Михаилом Кизиным, Марком Алмондом и другими.
Стоит отметить, что хотя Людмила Георгиевна и считается исполнительницей народных песен, но всемирную славу певице принесли как раз авторские эстрадные шлягеры, стилизованные под фольклор: «Течет река Волга», «Оренбургский пуховый платок», «Зимушка», «Жди меня». Для артистки музыкальные хиты создавали композиторы Родион Щедрин, Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Тихон Хренников, Марк Фрадкин.
Последние годы жизни Зыкина продолжала давать концерты. Помимо преподавательской деятельности в музыкальном вузе, Людмила Зыкина также курировала ряд детских домов, состояла в должностях президента Академии культуры России и президента Московского фонда мира. От имени певицы действовал благотворительный фонд, директором которого стал Михаил Кизин, солист ансамбля «Россия». Певец помогал артистке работать над автобиографией «Я люблю вас», которая увидела свет в 2009 году. Такое же название носила последняя концертная программа Зыкиной.
«Я слишком люблю то, что делаю»: личная жизнь Людмилы Зыкиной
Людмила Зыкина с первым супругом Владленом Поздновым. Фотография: piterburger.ru
Людмила Зыкина с четвертым супругом Виктором Гридиным. Фотография: peoples.ru
Людмила Зыкина была замужем четыре раза. Первым мужем стал инженер автомобильного завода Владлен Позднов. Певице на тот момент было 22 года, они познакомились, когда Зыкина работала в типографии. Через несколько месяцев к ней вернулся голос, и исполнительница стала часто уезжать на гастроли с хором Центрального телевидения и радио. Супруги прожили вместе только год.
Вскоре Зыкина познакомилась с фотокорреспондентом журнала «Советский воин» Евгением Сваловым. Встретились в троллейбусе: певица возвращалась с репетиции и села напротив будущего супруга. Она сразу же понравилась Свалову, и журналист решил проводить исполнительницу до дома. Через пару месяцев он сделал предложение. Брак был недолгим: спустя несколько лет супруги развелись.
Третьим мужем певицы стал преподаватель иностранных языков и личный переводчик патриарха Алексия I Владимир Котелкин. Вместе они прожили десять лет. Людмила Зыкина рассуждала: «Я слишком люблю то, что делаю. Это на первом месте у меня: все, что мне мешало когда-то, я все отбрасывала. Может быть поэтому у меня и семья не сложилась. Ежедневно репетиции, почти каждый день концерты, иногда по два в день. Кому из мужчин понравится жена, которая приходит за полночь уставшая».
В 1975 году Людмила Зыкина встретила своего четвертого мужа — баяниста Виктора Гридина. Позже он возглавил ансамбль, который аккомпанировал певице. К моменту знакомства с артисткой он уже был женат и воспитывал двоих детей. Однако влюбился в Зыкину и развелся с супругой. В следующем году они поженились. Супруги прожили 17 лет: вместе выступали, продумывали программу, ездили на гастроли. Брак распался в 1993 году.