Сергей Есенин — биография писателя


Ранние годы

21 сентября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии, родился Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт с трагической, но весьма насыщенной судьбой. Через три дня был крещен в местной церкви казанской иконы Божией Матери. Отец и мать были крестьянского происхождения, их брачный союз с самого начала складывался, мягко говоря, не очень, точнее, они были абсолютно разными людьми.
Почти сразу же после свадьбы Александр Есенин (отец поэта) Вернулся в Москву, где стал работать в мясной лавке. Мать Сергея, в свою очередь, не ужившись с родственниками мужа, вернулась в отчий дом, в котором и провел первые годы жизни Сережа. Именно дедушка и бабушка по материнской линии подтолкнули его к написанию своих первых стихотворений, ведь вслед за отцом юного поэта оставила и мать, уехавшая на заработки в Рязань. Дед Есенина был начитанным и образованным человеком, знал множество церковных книг, а бабушка обладала обширными знаниями в области фольклора, что благотворно повлияло на раннее воспитание юноши.

Сергей научился читать достаточно рано — в возрасте 5 лет. В возрасте 8-9 лет уже предпринимает попытки писать стихи, похожие больше на частушки.

Детство и Юность

Сергей Есенин родился

3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 года в селе Константиново, Рязанской губернии, в крестьянской
Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки.
С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), Сережа Есенин продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Сергей переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-1915).

Литературный дебют. Успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Сергей Есенин обретал единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он стал в 1912 году. Печататься начал в 1914 в московских детских журналах (дебют — стихотворение «Береза»).

Весной 1915 Сергей Есенин приехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сблизился с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

«Радуница»

Первый сборник стихов Сергея Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно был приветствован критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) сложился особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный и прекрасный мир.

На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики родились окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — стали объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция

В начале 1918 года Сергей Александрович Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью — для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обратился к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Поиски в сфере образности сблизили Сергея Александровича с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 года они объединились в группу имажинистов, Есенин стал завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы был обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству — духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 году Сергей выступил в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики ушли вычурные метафоры.

«Москва кабацкая»

В начале 1920-х годов в стихах Сергея Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт представился хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружал «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921, «Москва кабацкая», 1924).

Айседора

Событием в жизни Сергея Есенина явилась встреча с американской[en] танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. 2 мая 1922 года в загсе Хамовнического района Москвы состоялось их бракосочетание. Новобрачные выразили желание носить двойную фамилию Дункан–Есенин. Выходя из ЗАГСа, Есенин радостно воскликнул: «Теперь я — Дункан». Вскоре Дункан и Есенин уехали в Ленинград, где Дункан давала серию выступлений. Остановились они в лучшем номере «Англетера».

Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

14 августа 1923 года Есенин написал «Железный Миргород». В нем он делился своими впечатлениями о путешествии в Европу и Америку: «…Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. Вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских или бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию…»

Есенинские стихи последних лет жизни

На родину Сергей Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР[en]». В этот период (1923-1925) им были созданы его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие.

Главное место в стихах Есенина по-прежнему принадлежала тема родины, которая теперь приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» — «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получило развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Сергей Есенин все больше ощущал себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба в 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Черный человек

14 ноября 1925 года Есениным была написана поэма «Черный человек».

В ноябре 1925 года редакция журнала «Новый мир» обратилась к Есенину с просьбой дать новую большую вещь. Новых произведений не было, и поэт решил напечатать «Черного человека».

Впервые Есенин читал «Чёрного человека» своим друзьям осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину.

Поэт работал над поэмой в течение двух вечеров и 13 ноября. Рукопись была испещрена многочисленными поправками… Те, кто слышали ранее поэму в его чтении, находили, что окончательный текст короче и менее трагичен. Говоря об этой вещи, поэт не раз упоминал о влиянии пушкинского «Моцарт и Сальери».

Впервые поэма «Черный человек» была опубликована в январском номере журнала «Новый мир».

Трагический финал

Последние два года жизни Сергея Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград, семь раз — в Константиново. В очередной раз пытался начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Льва Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Сергей Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой.

Postscriptum

Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993 не подтвердила. (М. К. Евсеева)

Сергей Есенин о себе:

Я родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну када ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное.

После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ.

По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе».

«С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

…Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах». (Октябрь 1925, Сергей Есенин» Есенин С. О себе — В кн. Есенин С. Стихи. Поэмы. — Казань, 1975, с.4.)

Обучение

В сентябре 1904 года Сергей поступает в Константиновское земское училище, где учится 5 лет, хотя обучение должно было продолжаться на год меньше. Это было связано с плохим поведением юного Сережи в третьем классе. Во время обучение он вместе с матерью возвращается в отцовский дом. По окончании училища будущий поэт получает похвальный лист.
В этом же году он успешно сдает экзамены для поступления в церковно-приходскую учительскую школу в селе Спас-Клепики родной губернии. На время обучения Сергей обосновался там же, приезжая в Константиновское только в каникулярное время. Именно в школе подготовки сельских учителей Сергей Александрович начинает регулярно писать стихи. Первые произведения датируются началом декабря 1910 года. За неделю появляются: «Наступление весны», «Осень», «Зима», «К друзьям». До конца года Есенин успевает написать еще целый ряд стихотворений.

В 1912 году оканчивает школу и получает диплом по специальности «школьный учитель грамоты».

Переезд в Москву

После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.

Москва 1920 год

Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…

Краткая справка

Быстрые ответы на популярные вопросы:

  • Полное имя, фамилия, отчество: Сергей Александрович Есенин;
  • Прозвище: Безбожник;
  • Дата рождения: 3 октября 1895-ый;
  • Дата смерти: 28 декабря 1925-ый;
  • Прожил Есенин: 30 лет;
  • Родина: Россия;
  • Гражданство: Россия;
  • Национальность: русский;
  • Век: Серебряный век;
  • Знак зодиака: Весы;
  • Рост: 1, 68 см.;
  • Вес: 78 кг.;
  • Цвет глаз: голубой.

Интересно знать: Сергей Есенин — личная жизнь поэта. Предлагаем прочитать: Сергей Есенин — характеристика личности. Статья на тему: Сергее Есенине — 21 самый интересный факт.

С. Есенин писатель или поэт?

Сергей Есенин был поэтом!

Когда Есенин начал писать?

Творчеством Сергей начал заниматься в 9 лет.

О чем писал С. Есенин?

Поэт жил революцией, её величием. Сергей Александрович жил будущим и очень рвался к новому. В его творчестве много о целях революции, о будущем, о социализме.

Кем работал С. Есенин?

Сергей Александрович работал в мясной лавке, книгоиздательстве, а потом в типографии.

Чем прославился С. Есенин?

Русский поэт прославился авторским слогом и интересным стилем.

Расцвет карьеры поэта

В начале 14-го года, в журнале «Мирок» публикуется первый известный материал Есенина. Был напечатан стих «Береза». В феврале журнал публикует еще ряд его стихотворений. В мае этого же года Есенина начинает печатать большевистская газета «Путь правды».
В сентябре поэт вновь меняет место работы, на этот раз становится корректором в торговом доме «Чернышев и Кобельков». В октябре в журнале «Проталинка» публикуется стихотворение «Молитва матери», посвященное Первой мировой войне. В конце года у Есенина и Изрядновой рождается их первый и единственный ребенок — Юрий.

К сожалению его жизнь оборвется достаточно рано, в 1937 году Юрия расстреляют, и как позже выяснится — по ложным обвинениям, выдвинутым против него.

После рождения сына Сергей Александрович покидает работу в торговом доме.

В начале 15-го года Есенин продолжает активно печататься в журналах «Друг народа», «Мирок» и др. Безвозмездно работает секретарем в литературно-музыкальном кружке, после чего становится членом редакционной комиссии, но покидает ее из-за разногласий с другими членами комиссии по отбору материалов для журнала «Друг народа». В феврале печатается его первая известная статья на литературную тематику «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Есенин и Блок

В 1916 году Сергей поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов «Радуница», который делает его известным. Поэта стали приглашать выступать перед императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

ЕСЕ́НИН

ЕСЕ́НИН Сер­гей Алек­сан­д­ро­вич [21.9(3.10).1895, с. Кон­стан­ти­но­во Ря­зан­ско­го у. Ря­зан­ской губ. – 28.12.1925, Ле­нин­град; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рус. по­эт. Ро­дил­ся в се­мье кре­сть­ян­ки и при­каз­чи­ка. Пи­сать сти­хи на­чал во вто­ро­класс­ной учи­тель­ской шко­ле в Спас-Кле­пи­ках, ку­да по­сту­пил по­сле окон­ча­ния че­ты­рёх­класс­но­го учи­ли­ща в Кон­стан­ти­но­ве в сент. 1909. Пер­вые по­этич. опы­ты ок­ра­ше­ны влия­ни­ем С. Я. Над­со­на. С кон­ца ию­ля 1912 по март 1915 жил в Мо­ск­ве, где с сент. 1913 и до нач. 1915 был слу­ша­те­лем ис­то­ри­ко-фи­лос. цик­ла ака­де­мич. от­де­ле­ния Моск. гор. на­род­но­го ун-та им. А. Л. Ша­няв­ско­го. Пе­ре­про­бо­вав мно­же­ст­во сти­ли­стич. ма­нер, к кон­цу моск. пе­рио­да об­рёл собств. по­этич. стиль, со­че­тая на­род­ную «кре­сть­ян­скую» об­раз­ность в ду­хе А. В. Коль­цо­ва с дос­ти­же­ния­ми рус. сим­во­лиз­ма (пре­ж­де все­го А. А. Бло­ка). Так­же ис­пы­тал зна­чит. влия­ние А. А. Фе­та, ощу­ти­мое в пер­вом опуб­ли­ко­ван­ном стих. «Бе­рё­за» (в ян­вар­ском но­ме­ре моск. дет­ско­го жур­на­ла «Ми­рок» за 1914, под псевд. Ари­стон).

В на­ча­ле мар­та 1915 Е. прие­хал в Пет­ро­град. Об­ще­ние с Бло­ком, С. М. Го­ро­дец­ким, З. Н. Гип­пи­ус, Д. С. Ме­реж­ков­ским, Д. В. Фи­ло­со­фо­вым убе­ди­ло Е. в не­об­хо­ди­мо­сти обо­га­тить свою ли­ри­ку ре­лиг. мо­ти­ва­ми, вос­тре­бо­ван­ны­ми рус. мо­дер­низ­мом. В сти­хах его 1-й кн. «Ра­ду­ни­ца» (1916) пре­об­ла­да­ет свое­об­раз­ный пан­те­изм (изящ­но и не­на­вяз­чи­во вве­дён­ные в текст па­рал­ле­ли ме­ж­ду при­ро­дой и хра­мом), стиль от­ли­ча­ет­ся ску­по ото­бран­ны­ми диа­лек­тиз­ма­ми. Важ­ной ве­хой в по­этич. био­гра­фии Е. ста­ла его пе­ре­пис­ка, а за­тем и встре­ча (в окт. 1915) с Н. А. Клюе­вым, взяв­шим на се­бя роль учи­те­ля и опе­ку­на мо­ло­до­го по­эта: в 1915–17 его влия­ние проявилось и в сти­хах, и во внеш­нем об­лике Е., сти­ли­зо­ван­ном под ска­зоч­но­го Ива­на-­ца­ре­ви­ча.

Февр. и Окт. ре­во­лю­ции 1917 Е. вос­при­нял с во­оду­шев­ле­ни­ем. В по­лу­чив­шей скан­даль­ную из­вест­ность по­эме «Пре­об­ра­же­ние» (дек. 1917) он, рез­ко из­ме­нив ма­не­ру, воль­но или не­воль­но пе­ре­ло­жил на язык вет­хо­за­вет­ных ска­за­ний ло­зун­ги Ин­тер­на­цио­на­ла. О сме­не сво­их ми­ро­воз­зренч. при­ори­те­тов Е. гром­ко за­явил в по­эме «Ино­ния» (1918) с её клю­че­вым об­ра­зом от­вер­гае­мо­го При­час­тия. В 1917–18 Е. был тес­но свя­зан с груп­пой «Ски­фы» Р. В. Ива­но­ва-Ра­зум­ни­ка, гл. по­этич. ав­то­ри­те­том для Е. стал Ан­д­рей Бе­лый. По­этич. дос­ти­же­ния Е. это­го вре­ме­ни от­ра­зи­ла не столь­ко его 2-я кн. «Го­лу­бень», из­дан­ная в Пет­ро­гра­де (1918), ку­да бы­ли вклю­че­ны сти­хо­тво­ре­ния 1916–17, сколь­ко се­рия моск. сб-ков, вы­шед­ших в 1918–20 («Пре­об­ра­же­ние», «Сель­ский ча­со­слов», 2-е изд. «Ра­ду­ни­цы», все 1918, и др.).

В кон. 1918 – нач. 1919 Е. вме­сте с А. Б. Ма­ри­ен­го­фом, В. Г. Шер­ше­не­ви­чем и др. соз­дал груп­пу има­жи­ни­стов (см. Има­жи­низм). Не толь­ко так­ти­ка за­вое­ва­ния гром­ко­го эс­т­рад­но­го ус­пе­ха с по­мо­щью скан­да­лов, но и са­мая по­эти­ка има­жи­низ­ма на­сле­до­ва­ла рус. фу­ту­риз­му. Син­тез эс­т­рад­но­го, рас­счи­тан­но­го на не­пре­мен­ное про­из­не­се­ние сло­ва, эф­фект­ных фу­ту­ри­стич. ме­та­фор с «без­дон­ной поч­вен­но­стью» (по фор­му­ле Б. Л. Пас­тер­на­ка) обес­пе­чил Е. бес­пре­це­дент­ный ус­пех у чи­та­те­лей, осо­бен­но у весь­ма мно­го­числ. про­слой­ки вче­раш­них вы­ход­цев из де­рев­ни. Наи­бо­лее зна­чит. дос­ти­же­ния­ми има­жи­ни­ст­ско­го пе­рио­да Е. ста­ли его по­эма «Со­ро­ко­уст» (1920), кни­га сти­хов «Ис­по­ведь ху­ли­га­на», а так­же дра­ма­тич. по­эма «Пу­га­чёв» (обе 1921). В ду­хе идей има­жи­низ­ма вы­дер­жа­но са­мое из­вест­ное лит.-кри­тич. со­чи­не­ние Е. – по­это­ло­ги­че­ский трак­тат «Клю­чи Ма­рии» (1919).

С. А. Есенин. Фотография.1923.

С. А. Есенин. Портрет работы Н. И. Альтмана. 1926.

В окт. 1921 Е. по­зна­ко­мил­ся с амер. тан­цов­щи­цей А. Дун­кан; 2.5.1922 они офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ли свой брак (с ию­ля 1917 по окт. 1921 Е. был же­нат на З. Н. Райх; с сент. 1925 – на С. А. Тол­стой). По­езд­ки вме­сте с Дун­кан по Ев­ро­пе и Аме­ри­ке (май 1922 – авг. 1923) Е. пред­при­нял не в по­след­нюю оче­редь в на­де­ж­де на ми­ро­вую сла­ву. Раз­оча­ро­ва­ние, по­стиг­шее по­эта в этих чая­ни­ях, от­ра­зи­лось в его очер­ке об Аме­ри­ке «Же­лез­ный Мир­го­род», опуб­ли­ко­ван­ном вско­ре по­сле его воз­вра­ще­ния в Рос­сию (1923). В по­след­ние го­ды жизни Е. склонялся к сою­зу с сов. вла­стью, про­бле­ма­ти­зи­ро­ван­но­му тос­кой по «Ру­си ухо­дя­щей». В про­из­ве­де­ни­ях это­го пе­рио­да ощу­ти­мо тя­го­те­ние к вос­про­из­ве­де­нию и пе­ре­ос­мыс­ле­нию клю­че­вых об­ра­зов по­эзии А. С. Пуш­ки­на. В позд­ней ли­ри­ке Е. вы­де­ля­ет­ся сб. «Пер­сид­ские мо­ти­вы» (1925). Ито­го­вой для Е. ста­ла обыг­ры­вав­шая пуш­кин­ские те­мы по­эма «Чёр­ный че­ло­век» (1925) – бес­ком­про­мисс­ная ав­тор­ская ис­по­ведь, при­зна­ние по­эта в том, что он всю жизнь но­сил точ­но рас­счи­тан­ные мас­ки. Это со­стоя­ние ду­шев­но­го раз­ла­да, вку­пе с ма­ни­ей пре­сле­до­ва­ния, под­толк­ну­ло Е. к са­мо­убий­ст­ву (ни од­на из вер­сий о его убий­ст­ве не опи­ра­ет­ся на серь­ёз­ные фак­то­гра­фич. ос­но­ва­ния).

Зинаида Райх

В 1917 году, находясь в редакции «Дело народа», Есенин знакомится с помощником секретаря — Зинаидой Райх, женщиной весьма недурного ума, владевшей несколькими языками и машинописью. Любовь между ними возникла далеко не с первого взгляда. Все началось с прогулок по Петрограду с их общим знакомым Алексеем Ганиным. Изначально они были конкурентами и в какой-то момент товарищ даже считался фаворитом, пока Есенин не признался Зинаиде в любви, недолго поколебавшись, она ответила взаимностью, тотчас было решено венчаться.
В тот момент молодые люди испытывали серьезные финансовые проблемы. Проблему денег они решили при помощи родителей Райх, отправив им телеграмму с просьбой выслать им средства на свадьбу. Без лишних вопросов деньги были получены. Обвенчались молодые в небольшой церкви, Есенин нарвал полевые цветы и сделал из них свадебный букет. Свидетелем выступил их друг Ганин.

Однако, с самого начала их брак пошел не так, в первую брачную ночь Есенин узнает, что его любимая жена не была невинной, и уже разделяла ложе с кем-то до него. Это очень сильно задело поэта за живое. В этот момент в Сергее взыграла кровь, и глубокая обида поселилась в его сердце. После возвращения в Петроград они стали жить раздельно, и только через две недели, после поездки к ее родителям, начинают жить вместе.

Зинаида Райх и Есенин

Какое-то время между супругами установилась семейная идиллия. В их доме бывало много гостей, Сергей устраивал для них приемы, роль добропорядочного хозяина очень ему нравилась. Но именно в этот момент стали проявляться проблемы, которые сильно изменили поэта. Его одолевала ревность, к этому добавились проблемы с алкоголем. Однажды он, обнаружив подарок от неизвестного поклонника, устроил скандал, при этом нецензурно оскорблял Зинаиду, позже они помирились, но прежние отношения вернуть уже не удалось. Их ссоры стали происходить все чаще, со взаимными оскорблениями.

После переезда семьи в Москву, проблемы не ушли, а наоборот усилились, пропал тот домашний уют, друзья, которые поддерживали, вместо этого четыре стены захудалого гостиничного номера. Ко всему этому добавилась ссора с женой по поводу рождения детей, после которой она решила покинуть столицу и уехать в Орел к родителям. Горечь от расставания Есенин заглушал алкоголем.

Летом 1918 года родилась их дочь, которую назвали Татьяной. Но рождение ребенка не способствовало укреплению отношений Есенина и Райх. Из-за редких встреч, девочка совсем не привязывалась к отцу, и в этом он видел «козни» матери. Сам Сергей Александрович считал, что его брак закончился уже тогда, но официально он продлился еще несколько лет. В 1919 году поэт предпринимал попытки возобновить отношения и даже высылал деньги Зинаиде.

Райх решила вернуться в столицу, но отношения вновь не клеились. Тогда Зинаида решила взять все в свои руки и, без согласия мужа, родить второго ребенка. Это стало роковой ошибкой. В феврале 1920 года у них рождается сын, но не на родах, ни после них, поэт не присутствует. Имя мальчику выбирают в ходе телефонного разговора, останавливаются на Константине. Есенин познакомился с сыном в поезде, когда они с Райх случайно пересеклись в одном из городов. В 1921 году их брак был официально расторгнут.

Имажинизм

В 1918 году Есенин знакомиться с Анатолием Мариенгофом, одним и основателей имажинизма. Со временем поэт примкнет к этому движению. В период увлечения этим направлением он напишет ряд сборников, среди которых «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», а также поэма «Пугачев».
Есенин в значительной степени помог становлению имажинизма в литературе серебряного века. Из-за участия в акциях имажинистов, был арестован. В это же время у него разгорелся конфликт с Луначарским, который был недоволен его творчеством.

Айседора Дункан

За два дня до получения официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала открывать свою танцевальную школу в нашей стране. Она не знала русский язык, ее словарный запас насчитывал всего лишь пару десятков слов, но это не помешало поэту с первого взгляда влюбиться в танцовщицу и в этот же день получить от нее страстный поцелуй.
К слову, Дункан была старше своего кавалера на 18 лет. Но ни языковой барьер, ни разница в возрасте, не помешали Есенину переехать в особняк на Пречистенке, где проживала танцовщица.

Айседора Дункан и Есенин

Сам процесс бракосочетания проходил в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне этого Айседора попросила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, он согласился.

2 мая состоялась церемония бракосочетания, в том же месяце пара покинула Советский Союз и отправилась на гастроли Есениной-Дункан (оба супруга взяли эту фамилию) сначала в Западную Европу, после чего они должны были отправиться В США.

Отношения молодоженов не складывались с самого начала путешествия. Есенин привык к особому отношению в России и к своей популярности, тут же воспринимали его как супруга великой танцовщицы Дункан.

В Европе у поэта вновь возникают проблемы с алкоголем и ревностью. Изрядно напившись, Сергей начинал оскорблять свою жену, грубо хватая, иногда избивая. Один раз Айседоре пришлось вызывать даже полицию, чтобы утихомирить разбушевавшегося Есенина. Каждый раз после ссор и избиений, Дункан прощала Есенина, но это ни только не остужало его пыл, а наоборот — подогревало его. Поэт презрительно стал высказываться о своей жене среди друзей.

В августе 1923 года, Есенин с супругой возвращаются в Москву, но и тут их отношения не ладятся. А уже в октябре он отправляет Дункан телеграмму об окончательном разрыве их отношений.

Последние годы и смерть

После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина медленно катилась по наклонной. Регулярное употребление алкоголя, нервные срывы, вызванные публичной травлей поэта в прессе, постоянные аресты и допросы, все это сильно подрывало здоровье поэта.
В ноябре 1925 года его даже положили в клинику Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние 5 лет жизни, на Сергея Есенина завели 13 уголовных дел, часть из которых была сфабрикована, например, обвинение в антисемитизме, а другая часть была связана с хулиганством на алкогольной почве.

Есенин в шляпе

Личная жизнь также была далека от идеала. После расставания с Дункан, Есенин поселяется у Галины Бениславской, которая испытывала чувства к поэту. Галина сильно любила Сергея, но он этого не ценил, постоянно пил, устраивал сцены. Бениславская же все прощала, каждый день находилась рядом, вытаскивала его из различных кабаков, где друзья-собутыльники спаивали поэта за его же счет. Но и этот союз продержался не долго. Уехав на Кавказ, Есенин женится на внучке Толстого — Софье. Узнав это Бениславская ложится в физио-диетический санаторий им. Семашко с нервным расстройством. В последствии, после смерти поэта, она покончила с собой на его могиле. В предсмертной записке она написала, что в могиле Есенина лежит все самое дорогое в ее жизни.

В марте 1925 года Есенин знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собирались многие поэты. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась там до позднего вечера. Проводить ее вызвался Есенин, но вместо этого они долго гуляли по ночной Москве. После Софья призналась, что эта встреча решила ее судьбу и подарила самую большую любовь ее жизни. Влюбилась она в него с первого взгляда.

Есенин и Софья Толстая

18 сентября 1925 года Сергей Александрович заключает свой последний брак, который продлится весьма недолго. Софья была рада, как маленькая девочка, Есенин также был рад, хвастаясь, что женился на внучке Льва Толстого. А вот родственники Софьи Андреевны были не очень рады ее выбору. Сразу же после свадьбы продолжились постоянные запои поэта, уходы из дома, загулы и больницы, но Софья до последнего боролась за своего любимого.

Осенью этого же года длительный запой завершился госпитализацией Есенина в психиатрическую больницу, где он провел месяц. После его выхода Толстая писала родственникам, чтобы те его не осуждали, ведь несмотря ни на что она его любит, и он делает ее счастливой.

После выхода из психиатрической больницы, Сергей отправляется из Москвы в Ленинград, где поселяется в гостинице «Англетер». Встречается с рядом литераторов, среди которых Клюев, Устинов, Приблудный и др. И в ночь с 27 на 28 декабря, согласно официальной версии следствия, сводит счеты с жизнью, повесившись на трубе центрального отопления при помощи веревки. В его предсмертной записке было написано: «До свиданья, мой друг, до свидания».

Посмертная фотография Есенина

При разборе документов тех лет обнаружились и другие несоответствия, например, то, что нельзя повеситься самостоятельно на вертикальной трубе. Созданная в 1989 году комиссия, проведя серьезное расследование, пришла к выводу, что смерть поэта была естественной — от удушения, опровергнув все домыслы, которые были весьма популярны в 70-ые годы в Советском Союзе.

После вскрытия, тело Есенина на поезде было доставлено из Ленинграда в Москву, где 31 декабря 1925 года и был похоронен поэт на Ваганьковском кладбище. На момент смерти ему было всего лишь 30 лет. Прощались с Есениным в московском доме печати, туда пришли тысячи людей, несмотря даже на декабрьские морозы. Могила и по сей день находится там, и любой желающий может ее посетить.

История жизни Сергея Есенина (32 фото)

Автор: anthrax

03 октября 2021 13:02

Сообщество : Звезды и знаменитости: истории, фото, сенсации

Метки: СССР  есенин  истории  факты  

13775

32

3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье, родился будущий великий поэт Сергей Есенин.

Смотреть все фото в галерее

В январе 1924 года поэта Сергея Есенина выписали из санатория для нервнобольных, отпустив его для прощания с усопшим вождем революции Владимиром Ильичом Лениным. Незадолго до выписки Есенина навестил поэт Рюрик Ивнев, который так описывал болезненное состояние товарища: «Говорил полушепотом, озирался по сторонам, потом начал нервничать, сказал, что нужно пересесть от окна, потому что за ним следят, увидят и запустят камнем». Воспоминания друзей и современников о том периоде описывают расстройство, которое в психиатрии называется бредом преследования.

Личность великого русского поэта Сергея Александровича Есенина сложна и многогранна, а воспоминания о нем противоречивы, однако исследователи и почитатели творчества поэта сходятся на том, что он был чрезвычайно талантлив и до самозабвения любил Россию.

Как бы то ни было, великолепное творческое наследие, которое оставил Сергей Есенин, включает в себя не только стихи о красотах русской природы, хорошо известные нам из школьной программы, но и драматические циклы, рассказывающие о душевных терзаниях поэта, страдавшего, по мнению специалистов, тяжелой алкогольной зависимостью. Следствием злоупотребления алкоголем были приступы меланхолии и немотивированной агрессии, бред преследования со зрительными и слуховыми галлюцинациями, мучительной бессонницей, тяжелыми угрызениями совести и суицидальными мыслями.

Уже в подростковом возрасте у Есенина стали проявляться, казалось бы, ничем не обоснованные вспыльчивость, гневливость и конфликтность. Будущий поэт не терпел противоречий и превосходства над собой, в чем бы оно ни выражалось. Гнев, по воспоминаниям сестер Есенина, вспыхивал у него внезапно и так же внезапно исчезал. Людей он оценивал по их отношению друг к другу и разделял на добрых и злых, на бескорыстных и алчных, на правдивых и лживых.

Первую попытку самоубийства, о которой нам становится известно из письма поэта, отправленного его школьному другу Грише Панфилову, Есенин предпринял в возрасте 17 лет: «Я не вынес того, что обо мне болтают пустые языки, и выпил немного эссенции. У меня схватило дух и почему-то пошла пена. Я был в сознании, но передо мной все застилалось какой-то мутной дымкой». Есенин пошел на этот решительный шаг через некоторое время после того, как съехал от отца в надежде пробить себе путь в литературное будущее без посторонней помощи, однако столкновение с суровой реальностью, жизнь впроголодь и необходимость заботиться о хлебе насущном привели молодого человека в отчаянье. (На фото: Григорий Панфилов — слева и Сергей Есенин — справа.)

Наконец, в марте 1913 года Есенин находит работу в московской типографии И.Д. Сытина на Пятницкой улице, но зарабатываемых денег хватает лишь на пропитание и покупку книг, а быт его продолжает оставаться неустроенным. Неспокойный характер юноши и гневливость не способствовали его сближению с работниками типографии. Своими мыслями он делится только с другом Гришей Панфиловым: «Как нелепа наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели и вместо истинных людей выходят какие-то уроды. Меня здесь считают сумасшедшим, и уже хотели было везти к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения. Да, Гриша, люби и жалей людей. Люби и угнетателей и не клейми позором».

Мотив собственной ранней гибели нередко звучит в стихотворениях поэта, написанных в разные годы. «Все встречаю, все приемлю, рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть» (1914). «Себя усопшего в гробу я вижу под аллилуйные стенания дьячка, я веки мертвому себе спускаю ниже, кладя на них два медных пятачка…» (1924).

Знакомство Сергея Есенина с американской танцовщицей Айседорой Дункан состоялось в 1921 году. Айседора была старше поэта на 17 лет, она не чаяла души в своем молодом любовнике, писала на зеркале губной помадой «Я лублу Есенин», дарила ему дорогие подарки и ни в чем не могла отказать.

Привязанность Айседоры Дункан к Сергею Есенину нередко объясняют сходством поэта с трагически погибшим в детском возрасте сыном танцовщицы. Есенин и Дункан поженились в мае 1922 года, тогда Айседора собиралась в заграничное турне, а Сергею не дали бы визу, не будь он на ней женат. 10 мая 1922 года супруги вылетели из Москвы в Калининград, а оттуда — в Берлин.

Вскоре после прибытия в Германию у Айседоры Дункан начались гастрольные поездки по стране, в которых ее сопровождал Сергей Есенин, лишившийся теперь возможности посвящать все свое время написанию стихотворений. Постоянная внутренняя борьба между желанием творческого труда и ограниченными возможностями к этому расшатывала его нервную систему и вызывала душевные страдания. Образовавшуюся пустоту он пытался заткнуть дорогими костюмами и обувью, которые шил на деньги Дункан, и заливал алкоголем.

Один из врачей обратил внимание Айседоры Дункан на нездоровый вид поэта: бледное лицо, мешки под глазами, отечность, кашель, хриплый голос — и предупредил, что ему нужно немедленно прекратить употребление алкоголя, который даже в малых дозах действует пагубно, «иначе у вас на попечении окажется маньяк». Пьяный Есенин был склонен к приступам немотивированной агрессии, в первую очередь в отношении Айседоры, но нередко доставалось и окружающим.

Как ни старалась Айседора Дункан внушить читающей публике в Европе и Америке, что Сергей Есенин — гениальный русский поэт, его воспринимали только как молодого супруга знаменитой танцовщицы, восхищались его элегантностью и физической формой, пророчили спортивную карьеру. «Молю Бога не умереть душой и не потерять любовь к моему искусству. Оно здесь никому не нужно», — писал Есенин своему другу Анатолию Мариенгофу.

После длительного пребывания за границей Сергей Есенин и Айседора Дункан вернулись в Москву и вскоре расстались. При встрече со своим переводчиком Ильей Шнейдером Айседора сказала: «Я увезла этого ребенка из России, где условия для жизни были трудными. Я хотела сохранить его для мира. Теперь он вернулся на родину, чтобы спасти свой разум, так как без России он жить не может».

Живя в Москве, Есенин писал стихи почти ежедневно, но это не мешало ему встречаться с прежними друзьями, которые много времени проводили в ресторанах, где пили и ели за счет Сергея Александровича. Поэт Всеволод Рождественский вспоминал, как переменился Есенин после возвращения в Россию: «Лицо опухшее, глаза мутные и грустные, тяжелые веки и две глубокие складки около рта. Выражение глубокой усталости не покидало его, даже когда он смеялся. Руки заметно дрожали. Все в нем свидетельствовало о какой-то внутренней растерянности». Одновременно с этим Рождественский обратил внимание на то, как быстро Сергей Есенин переходил от взрывов веселья к самой черной меланхолии, как непривычно был замкнут и недоверчив.

Поэт все чаще попадал в скандальные истории, становился инициатором драк, оскорблял окружающих. После одного из таких скандалов Есенин был направлен в санаторий для нервнобольных, откуда его выписали в январе 1924 года для прощания с усопшим вождем революции Владимиром Ильичом Лениным.

После выписки по Москве стали ходить слухи о чудачествах поэта, возможно, они были несколько преувеличены прессой. Будто бы он в одном кафе кого-то хотел ударить стулом, набросился на швейцара, поведение которого показалось подозрительным, а в другом месте «в посетителя бросил тарелку с винегретом». Однако люди, близкие к Сергею Есенину, в один голос заговорили о том, что поэт страдает психическим расстройством.

Воспоминания друзей и современников о том периоде описывают расстройство, которое в психиатрии называется бредом преследования. Из воспоминаний Ильи Эренбурга: «Есенин нигде не находил себе места, подозревал в кознях даже своих друзей, считал, что скоро умрет». Редактор журнала «Красная новь» Александр Воронский писал: «Есенин говорил, что у него много врагов, которые в заговоре против него и собираются убить». Однажды, сидя в кабинете Воронского, поэт забеспокоился, «распахнул дверь и, увидев дежурного охранника, начал его душить», приняв за подосланного убийцу. Воронский был уверен, что в тот момент у Сергея Есенина были галлюцинации.

Друзьям Есенин рассказал, что как-то в гостинице его атаковали летучие мыши: «Серые кладбищенские уроды всю ночь не давали мне спать». По его словам, «они влетели в форточку: сначала один повис на кровати, я ударил его рукой, и он сел на шкаф. Когда зажег свет, увидел, что у него когти красные, как наманикюренные, и рот кроваво-красной полоской».

В марте 1925 года Сергей Есенин познакомился с Софьей Андреевной Толстой — внучкой Льва Николаевича Толстого. Софья Андреевна была в восторге от ухаживаний Есенина, готова была стать для него помощником и другом, о чем и заявила родным, которые отрицательно отнеслись к ее выбору, зная о склонности жениха к злоупотреблению спиртными напитками и о его неспокойном характере. Друзья заметили, что с Толстой Есенин преобразился, его часто видели гуляющим по Москве под руку с ней, всегда трезвого, в элегантном костюме. Окружающим казалось, что дальше для него начнется крепкая и плодотворная жизнь, но этому не суждено было случиться. В сентябре 1925 года Сергей Есенин женился на Софье Толстой и переехал в ее квартиру. Друзьям поэт говорил, что в квартире его раздражает громоздкая мебель и что «одолела борода», т.е. портреты Льва Толстого на стенах и столах, в которые Есенин старался бросить что-нибудь тяжелое. Он стал приглашать в квартиру друзей, устраивать попойки или уходил к ним, а возвращался неизменно пьяным.

Однажды Есенин сбросил с балкона квартиры Толстых свой бюст работы скульптора Конёнкова, заявив, что «Сереже жарко и душно». Бюст рассыпался на куски. Мать Софьи Толстой позже рассказывала своей приятельнице: «У нас жили какие-то типы, хулиганили и пьянствовали, спали на наших кроватях. Ели и пили на деньги Есенина, а у Сони не было башмаков. Но винить его нельзя. Он больной человек. Соню жалко».

В ноябре 1925 года Есенин поехал в Ленинград навестить друзей и остановился у писателя Сахарова. Из воспоминаний Сахарова известно, что ночью он почувствовал, что кто-то его душит, включил свет и увидел Есенина, вид у того был испуганный. Сахарову удалось успокоить поэта и уложить в постель, но под утро раздался звон битого стекла. Сахаров увидел, что Есенин стоит посреди комнаты в слезах, осыпанный осколками. Писатель понял, что с Сергеем случился очередной приступ болезни, отправил в Москву и посоветовал родным показать его врачам.

26 ноября 1925 года Сергей Есенин был госпитализирован в Психиатрическую клинику Московского университета, которой в то время заведовал известный в медицинском мире профессор Петр Борисович Ганнушкин.

В клинике Есенину была выделена отдельная палата на втором этаже. Обстановка здесь была комфортной, приближенной к домашней, всюду лежали ковры и ковровые дорожки, стояли мягкие диваны и кресла, на стенах висели картины. Находясь в психиатрической больнице, Сергей Есенин не прекратил писать стихи. На третий день пребывания в клинике из окна он увидел занесенный снегом клен, в тот же день родилось известное стихотворение: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой?»

Несмотря на, казалось бы, комфортные условия для жизни, Есенина все раздражало: и постоянно открытая дверь больничной палаты, в которую заглядывали любопытные пациенты, и свет ночника, который никогда не выключался, и прогулки в сопровождении персонала (поэт находился под постоянным надзором по причине суицидальных мыслей).

20 декабря 1925 года Есенина в больнице навестила Анна Абрамовна Берзинь, которая позже в своих воспоминаниях об этом посещении писала: «Лечащий врач поэта — добрый и мягкий человек — предупредил, чтобы я не передавала Есенину колющих, режущих предметов, а также веревок и шнурков, чтобы больной не смог ими воспользоваться с суицидальной целью. Объяснил, что болезнь серьезная и нет надежды на выздоровление и что проживет он не больше года».

От свиданий с супругой Софьей Андреевной Есенин отказывался, считая ее инициатором своего помещения в клинику. А 21 декабря 1925 года поэта в палате не обнаружили. После свидания с какими-то приятелями, которые принесли с собой зимнее пальто, шапку и обувь, Есенин переоделся и под видом посетителя прошел мимо охраны. В клинике приняли меры по розыску беглеца, искали повсюду, лечащий врач Арансон звонил родным и знакомым поэта, а к тем, у кого телефона не было, ездил домой. Через три дня после побега из больницы Есенин объявился на квартире у Толстых, родные облегченно вздохнули, но радость была недолгой. Не здороваясь, не говоря ни слова, поэт стал лихорадочно собирать вещи, а когда чемоданы были готовы, он, не прощаясь, вышел и захлопнул дверь. Из Москвы Сергей Есенин бежал в Ленинград, куда прибыл 24 декабря 1925 года.

По прибытии в Ленинград поэт снял номер на втором этаже гостиницы «Англетер». Вечером у него в гостях были знакомые литераторы, вспоминали о прошлом. Есенин прочел поэму «Черный человек» в законченном виде: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен, сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем, то ль, как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь…»

На следующий день, 25 декабря, Сергей Есенин попросил поэта Эрлиха остаться у него переночевать, о чем известно из воспоминаний последнего. Эрлих писал, что Есенин испытывал страхи, боялся оставаться в комнате один, объяснял, что его хотят убить, предупреждал дежурного охранника, чтобы без разрешения к нему никого не допускали. (На фотографии — Вольф Эрлих.)

Из документов следствия известно, что 27 декабря у Есенина снова было много гостей. Поэт угощал всех вином и снова читал «Черного человека», потом вырвал из блокнота исписанный лист и положил поэту Эрлиху во внутренний карман, сказав, чтобы тот прочитал позже. Есенин объяснил, что писал это стихотворение кровью сегодня утром, «так как в этой паршивой гостинице нет даже чернил», и показал порезы на руке, из которых брал кровь. Эрлих не предполагал, что видит Есенина живым в последний раз.

Тело Есенина обнаружили 28 декабря 1925 года. Из показаний коменданта гостиницы «Англетер» Назарова: «…гражданка Устинова и с нею гражданин Эрлих догнали меня и, хватаясь за голову, в ужасе попросили меня вернуться в комнату 5. Я вошел и увидел Есенина висящим на трубе парового отопления на веревке». (Фотография комнаты №5, сделанная после обнаружения тела поэта.)

Сергей Есенин был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Источник:

Еще крутые истории!

  • Красная плёнка, фантастическая быль
  • Мультфильм «Бременские музыканты’-шедевр без наград
  • Пятёрка интересных фактов обо всём на свете
  • Девушка из Новосибирска порыбачила с медведем
  • Люди явно не ожидали таких подлянок от природы!

подписаться на сообщество «Звезды и знаменитости: истории, фото, сенсации»

Метки: СССР  есенин  истории  факты  

Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

117 1 116

Понравилось

116 3

38

Новости партнёров

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: