Когда и почему скончался создатель «Брата» Алексей Балабанов


Дата и причина смерти

Острая сердечная недостаточность стала причиной смерти Алексея Балабанова. Трагедия произошла в санатории «Дюны», расположенном в Сестрорецке (внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района СПб). Туда режиссёр прибыл в надежде восстановить своё подорванное здоровье.

По информации, полученной от близких Балабанова, в последнее время тот жаловался на боль в почках и печени. Тем не менее, в больницу он не обращался, продолжая работу над очередным сценарием. По настоянию друзей и родных Алексей всё-таки согласился пройти курс восстановительного лечения в Сестрорецке.

По словам сотрудников учреждения, 18 мая 2013 г. в 12 часов он сходил на обед, после чего продолжил работу над сценарием. Около 16 часов он потерял сознание и упал в обморок. Прибывший врач помочь не смог, создатель «Брата» скончался в возрасте 54-х лет.

«Согласно медицинскому заключению, причина смерти – острая сердечная недостаточность. В последнее время он плохо себя чувствовал, но умер именно из-за сердечного приступа. Никакое сердце не выдержит таких мощных нагрузок, он очень много работал», – сообщает «Интерфакс», ссылаясь на источник из «Ленфильма».

Где похоронен

По завещанию покойного гражданская панихида не проводилась. Русский Тарантино (как называли его поклонники), не любивший почестей при жизни, просил отправить его в последний путь без торжественных мероприятий. Назначенная ранее официальная церемония прощания в «Ленфильме» была отменена.

Отпевание проходило 21 мая в Князь-Владимирском соборе на ул. Блохина, после чего гроб с телом доставили на Смоленское кладбище, где произошло захоронение.

Могила Алексея Балабанова мало чем отличается от находящихся рядом. Немного покосившийся деревянный крест, небольшой каменный памятник с фотографией, инициалами и датой смерти.

Могила Алексея Балабанова

Через 3 года после похорон несколько корреспондентов КП в беседе с сыном Фёдором задали вопрос: «Почему на могиле отца до сих пор стоит временный крест?» В ответ они получили следующее изречение: «Крутая могила?.. Не знаю, в этом ли счастье, в этом ли смысл. Захоронение такое, какое есть… Мне кажется, папа сам себе воздвиг достойный памятник ещё при жизни – это его фильмы».

Другой коллега из «Ленфильма» согласился с высказыванием сына, подчеркнув, «Не стоит судить строго… Я уверен, что это была Лёшина воля. Он не хотел, чтобы из него делали «человека-мемориал». И даже говорил, что хочет скромную могилу. Это просто уважение воли покойного».

«Неудобный» режиссер: триллер «Груз 200»

20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье погиб близкий друг Алексея Балабанова Сергей Бодров. Режиссер тяжело пережил потерю. В интервью для фильма «Балабанов» Любови Аркус Сельянов говорил: «Балабанов до Кармадона и после — это разные люди. То есть, конечно, это один и тот же человек… Алеша хотел быть там. Вот это его преследовало, что он не оказался вместе с Сережей, Мариной, Володей, с другими близкими нам, близкими ему людьми. И это чувство его не отпускало». Чтобы помочь другу выйти из кризиса, он предложил Балабанову снять два фильма по чужим сценариям. Сначала в прокат вышла черная комедия «Жмурки», потом — мелодрама «Мне не больно». В 2004 году режиссер занимался кинолентой «Американец», однако она так и осталась незавершенной: приглашенный актёр не смог продолжить съемки.

В 2007 году Алексей Балабанов приступил к работе над фильмом «Груз-200». Картина была готова быстро: месяц ушел на сценарий, полтора месяца на съемку. В основу легли реальные события: режиссер рассказал историю девушки, которую похитил милиционер. В фильме много жестокости и насилия. Прочитав сценарий, от главной роли отказались актеры Сергей Маковецкий и Евгений Миронов. В итоге утвердили Алексея Полуяна. Анжелику сыграла студентка Щукинского училища Агния Кузнецова.

Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина… Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким.

Алексей Балабанов

Фильм вызвал неоднозначную реакцию. Когда картина вышла в прокат, кассиры отказывались продавать билеты на сеанс и отговаривали посетителей. На фестивале «Кинотавр» главный приз присудили Балабанову. Однако затем руководство премии решило поделить первое место между «Грузом 200» и картиной Алексея Попогребского «Простые вещи». В знак протеста некоторые критики отказались от судейства на фестивале и написали Открытое письмо в Правление Гильдии киноведов и кинокритиков: «Задача критиков в том, чтобы поощрять — а в некоторых случаях защищать — «неудобных» художников, не работающих в расчете на фестивальные призы и широкое одобрение».

Краткая биография

Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Советско-российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер награждён премией «Ника» за картину «Про уродов и людей». Он является автором работ, ставших культовыми: «Брат», «Брат 2», «Война», «Жмурки». Известен как самый правдивый, загадочный и противоречивый постановщик российского кинематографа.

Детство и юность, учёба

Алексей родился в студенческой семье. Отец заканчивал юридический факультет, мать была на последнем курсе медицинского. Воспитанию мальчика время практически не уделялось, что отразилось на его характере.

Сам он об этом рассказывал следующее: «Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал прохожих. Играл в карты». По настоянию мамы со второго класса стал заниматься углублённым изучением английского языка.

Получив школьный диплом, по рекомендации родителей становится студентом переводческого факультета Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1980 г. попадает на шестимесячную стажировку в Англию.

В 1981 г., завершив обучение, призывается в армию. Получив возможность выбора: служба в Эфиопии или в авиации с полётами на Ближний Восток, отдаёт предпочтение второму. За период службы побывал в Анголе, Эфиопии, Экваториальной Гвинее, Сирии.

Позже, в беседе с репортёром журнала «Медведь», Алексей Балабанов рассказывал, что познакомился с войной именно в этот период. В машине опытные солдаты сажали его позади водителя: «Чтобы прикрыться». Сначала такой поступок воспринимался циничным, позже – рациональным.

В тему: Биография и причина смерти генерала Лебедя.

За несколько месяцев до демобилизации Балабанова увольняют из авиации за неоднократные нарушения:

  • Опоздание на рейс в Венгрии.
  • Покупку музыкальных пластинок.
  • Распространение анекдотов про Брежнева.

Парень попадает в ВМФ, на рижскую верфь, специализирующуюся на ремонте подводных лодок. С того момента любимой одеждой Балабанова становится морская тельняшка.

Вернувшись из армии в 1983 г., по рекомендации отца поступает в московский ВГИК. Но после первого экзамена, по собственной инициативе, забирает документы и возвращается в родной город. Здесь он находит работу на Свердловской киностудии.

Должность третьего помощника режиссёра (самая низкая) подразумевала частые разъезды по всей территории Союза. Свободное время проводит в местном рок-клубе, где знакомится с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким (основатели группы Nautilus Pompilius).

В 1987 г. поступает на столичные Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Через 3 года получает диплом и переезжает в Ленинград. Здесь устраивается в «Ленфильм», где и начинается карьерный рост.

Популярность

В 1992 г. совместно с Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и «Ленфильмом» учреждает кино, на которой впоследствии выходит большинство его фильмов. Всероссийская популярность приходит в 1997 г., когда при ограниченном бюджете и всего за 31 день Балабанов снимает боевик про бандитов «Брат», ставший культовым. В картине Алексей выступает в роли сценариста и режиссёра. Кино получило 7 международных наград.

Через год, в 1998 г., снимает «Про уродов и людей», сюжет которого был задуман ещё в 1993 г. Провокационная картина стала причиной того, что режиссёр не мог найти инвесторов для съёмок.

В результате, сняв бюджетного «Брата» и поездив по международным кинофестивалям, приобрёл положительную репутацию, что отразилось и на отношении спонсоров. Фильм также удостоен многочисленных наград и призов. В 2000 г. выходит ожидаемая вторая часть «Брата».

В 2002 г. снимается «Война», получившая неоднозначные отзывы, связанные с неполиткорректным восприятием происходящего на Кавказе в период Второй Чеченской войны.

На какое-то время Балабанов отступает от намеченной траектории и снимает менее сложные картины, в которых прослеживается нотка юмора.

В 2007 г. на экраны выходит российская драма о жёстких нравах провинциального города на эпохе заката существования Советского Союза. Фильм встречается неоднозначно:

  • На «Кинотавре» удостаивается приза Гильдии российских кинокритиков, но вручение награды увенчалось скандалом.
  • В некоторых регионах снимается с показа из-за обилия жестоких сцен.

Каждая работа Балабанова – оригинальное творение с вложенной частицей души. Ни одна из них не осталась незамеченной зрителями и кинокритиками. Их могло быть ещё больше, если бы Алексей уделял внимание своему здоровью.

Друзья, знакомые

По воспоминаниям Балабанова, в школьные годы он дружил с Евгением Гренбургом (врач, музыкант, предприниматель, президент СК «Динамо-Хоккей на траве», организатор и директор ежегодного фестиваля «Старый новый рок»). В средних классах парни организовали рок-группу «Кери», где Алексей выступал в роли гитариста.

Позже, уже после армии, знакомится с парнями-музыкантами из «Наутилуса». Новые друзья несколько раз снимались в его работах. Они знакомят начинающего кинорежиссёра с другими участниками «Свердловского рок-клуба»:

  • «Смысловые галлюцинации».
  • «Агата Кристи».
  • «Настя».

В тему: Причина смерти гениального режиссёра – Галины Волчок.

Из людей, связанных с кинематографом, поддерживал дружеские отношения со следующими:

  • С. Сельянов.
  • А. Кончаловский.
  • Н. Михалков.
  • С. Бодров.
  • В. Сухоруков.
  • С. Письмеченко.
  • С. Маковецкий.

Алексей Балабанов с Сергеем Бодровым

Личная жизнь

Женат 2 раза. От каждого брака есть дети:

  • В первом Ирина родила Фёдора.
  • Вторая жена – Надежда Васильева, родила Петра.

Оба ребёнка носят фамилию отца.

Чем занимаются близкие родственники

Информации о менее известных членах семьи Алексея Балабанова немного:

  • Старший сын Фёдор получил экономическое образование. В беседе с репортёром «КП» в 2021 г. заявлял, что собирается пойти по стопам отца и всерьёз заняться продюсерской деятельностью.
  • Младший сын Пётр снялся в картине отца «Я тоже хочу». Чем занимается сегодня – неизвестно.
  • Надежда Васильева продолжает работать художником по костюмам в «Ленфильме». В 2021 г. неоднократно появлялась на экране в ходе презентации моделей из нашумевшего фильма «Матильда».

Надежда Васильева

Фильмография

Из обилия работ Алексей Балабанова можно выделить несколько картин, ставших культовыми:

  • «Брат» – 1997 г.
  • «Про уродов и людей» – 1998 г.
  • «Брат 2» – 2000 г.
  • «Война» – 2002 г.
  • «Жмурки» – 2005 г.
  • «Мне не больно» – 2006 г.
  • «Груз 200» – 2007 г.
  • «Кочегар» – 2010 г.
  • «Я тоже хочу» – 2012 г.

В ближайшей перспективе продюсер рассматривал создание фильмов о молодых годах Сталина и проекта «Мой брат умер». Сценарий остался недописанным, завершить его он не успел.

«Брат» — культовое кино 1990-х

В 1996 году на российском кинофестивале «Кинотавр» Алексей Балабанов познакомился с Сергеем Бодровым-младшим. Актер снялся в фильме «Кавказский пленник» и получил приз за «Лучшую мужскую роль». Балабанов вспоминал: «Он мне очень понравился тогда. Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет». Он говорит: «Ну давай». Я ему рассказал идею «Брата». Бодров согласился. Они быстро нашли общий язык и стали близкими друзьями. Бюджет фильма был 100 тысяч долларов — маленький по меркам киноиндустрии. Экономили на всем: съемки проходили в квартирах и на дачах друзей режиссера, играли в своей одежде. Актеры Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко снялись в фильме бесплатно.

Иностранцы снимали «Анну Каренину». Они уехали, и мне говорит один знакомый: «Серега, тебе не нужна пленка?» Американцы оставили — коробки вскрыты, но замотаны. Пленка оказалась хорошая, свежая — «Кодак», никаких проблем с ней не было. Кто имел машину — возил на машине. По квартирам знакомых снимали. У меня была какая‑то своя световая аппаратура. Гримерши сосиски с картошкой варили на обед.

Сергей Астахов, оператор (Мария Кувшинова «Балабанов»)

Фильм закончили за 31 день, и уже в 1997 году он вышел на большой экран. Криминальная драма о Даниле Багрове, который переехал из провинции в Петербург и стал киллером, сразу стала культовой. Персонажа Сергея Бодрова называли «героем нового поколения». Балабанов говорил о фильме: «Это жизненный опыт, вот и все. Это рассказы людей. У меня было пару таких знакомых, которые вернулись с войны и стали бандитами. Но тогда их было немерено просто в стране». Большое внимание режиссер уделял музыке: в картине участвовали группы Nautilus Pompilius, «Чиж», «Аквариум», «Колибри» и гитарист «ДДТ».

Восемь героев «Брата» говорят с экрана не своими голосами: Алексей Балабанов переозвучивал актеров. Роль Виктора Сухорукова, который играл старшего брата Данилы Багрова, дублировал Алексей Полуян. В интервью Юрию Дудю Надежда Васильева рассказывала: «Он считал, что звучание — это съемка фильма во второй раз. Главное для него [Балабанова] было совместить несовместимые вещи: роль одна, ее сыграл артист. А потом эту же роль сыграл другой артист. А он это взял и вместе склеил. Это же интересно. Появляется дополнительная энергия».

Я вот, если откровенно, все время думаю об этом фильме, моем герое, и у меня перед глазами возникает такая картинка. Сидят люди первобытные у костра. Пещера. Кругом хаос первобытный. Звери ходят, ящеры всякие. И вдруг один человек встает и говорит: «Вот сейчас будет так — нужно защищать брата, нужно защищать женщину, нужно защищать слабого!» И это единственные слова, которые звучат в этом хаотичном первобытном мире.

Сергей Бодров, актер

В 1997 году фильм «Брат» показали в каннской программе «Особый взгляд». Картина получила гран-при «Кинотавра», «Золотую медаль» на фестивале в итальянском Триесте и премию «Ника» в номинации лучший фильм.

Передачи, фильмы, книги о герое

Алексей Балабанов неоднократно говорил о том, что с 1981 г. ведёт дневники. Находятся они у Надежды Васильевой. По рассказам женщины, она несколько раз перечитывает эмоциональные повествования об отдельных периодах жизни покойного мужа.

Максимальный эффект производит описание нахождения подростка на войне. Вдова режиссёра рассматривала вариант их использования для сценария отдельного фильма, но была отговорена другом семьи Сергеем Сельяновым.

Перед пятилетней годовщиной гибели на YouTube вышла документальная картина блогера Юрия Дудя, названная «Балабанов – гениальный русский режиссёр».

Его называют одним из самых выдающихся режиссёров российского кинематографа. Вот как отзывается, знавший его лично, автор еженедельника «АиФ» Сергей Грачёв, – «Молчаливый, угрюмый. Неизменно в потрёпанной тельняшке. Он снимал разножанровое кино. Разным был и в жизни».

Любимый фильм Балабанова: «Про уродов и людей»

«Брат» имел коммерческий успех. Заработав деньги, Алексей Балабанов вернулся к сценарию фильма «Про уродов и людей». Снимал в своей коммунальной квартире в Петербурге: высокие потолки и голландская печь помогали воссоздать атмосферу начала XX века. По сюжету, господин Иоганн одержим порнографическими фото и хочет зарабатывать на их производстве. В качестве бизнес-партнера он зовет интеллигента Путилова. Главные роли сыграли Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков — актеры, которые уже работали с режиссером в его других картинах. В интервью Юрию Дудю Сергей Сельянов вспоминал: «Леша с актерами не то, что не разговаривал. Он не репетировал. Он видел человека и понимал, подходит он ему или нет Главной его репликой была «перетопил». Значит переиграл. Он говорил артистам: «Не играй». Не играй и все». Несмотря на появление технологии цифровой съемки, Балабанов снимал на пленку.

Пленка сделана из коров — из желатина. Это живая субстанция. Она сохраняет энергию, которую ты отдаешь. А цифра энергии не передает. «Кодак» специальных коров выращивает, особый сорт, из которого потом делают пленку. Вот я на ней и снимаю.

Алексей Балабанов (интервью журналу «Медведь»)

Алексей Балабанов считал фильм «Про уродов и людей» лучшим в своей режиссерской карьере. Премьера состоялась в 1998 году на Каннском кинофестивале. Картину высоко оценили критики: второй год подряд фильм Балабанова стал лучшим на премии «Ника».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: