Александр Грин (1880-1932) — биография, жизнь и творчество писателя


Детские и юношеские годы

Александр Грин — творческий псевдоним. Настоящая фамилия автора — Гриневский.

Гриневский Александр Степанович

Будущий писатель появился на свет в последний месяц лета, 11 августа 1880 г. в небольшом городе Слободской, что сейчас расположен в Кировской области.

Семья маленького Саши не была творческой. Мать — Анна Лепкова, всю жизнь работа медсестрой. Отец — поляк Стефан Гриневский, борец за справедливость, участвовал в восстании 1863 г., за что был отправлен в ссылку. Знакомство родителей произошло уже после того как Стефан вернулся из ссылки.

Саша был старшим из четырех детей Гриневских. В 15 лет у Александра умирает мать, и отец вскоре женится вновь. Однако найти общий язык с мачехой не удалось, и мальчик поселился отдельно.

Приключения, о которых он столько читал, невидимым светом манили к себе, и после окончания Волжского училища будущий писатель решил стать моряком, бороздить моря и океаны, как герои его любимых книг.

Однако жизнь на корабле не впечатлили Грина, а буйный нрав помешал найти общий язык с командой и капитаном. В 1902 г. Александр поступает на службу в армию, однако дезертировал и, связавшись с революционерами, вел подпольную деятельность. Однако этот период его жизни не продлился долго, меньше чем через год Александр Степанович был арестован и сослан в Сибирь.

Библиотека-филиал №16

Александр Степанович Гриневский (псевдоним — Грин) – писатель-романтик, чья творческая судьба неразрывно связана с Севастополем и Крымом. Псевдоним «Грин», появившийся в 1907 году, родом из детства, хотя один из критиков начала XX века писал, что писатель специально укоротил свою фамилию для того, чтобы она звучала на западный, заграничный манер. Сам Грин объяснял происхождение своего псевдонима просто, «Грин» — так коротко окликали ребята Сашу Гриневского в школе. «Грин-блин» — было одно из детских прозвищ писателя. Много нелепых «легенд» ходило про Грина при его жизни. Вот одна из них, о ней пишет Нина Грин в своих воспоминаниях, что Александр Грин опасный человек, был на каторге за убийство своей жены, а будучи матросом, бежав с каторги, он где-то в Африке убил английского капитана, и украл у него рукописи. Знает очень хорошо английский язык, но скрывает это, а рукописи постепенно переводит и выдает за свои. Но его страна Гринландия – это внутренний мир писателя его самые светлые мечты и надежды, которые он пронес в своей душе всю жизнь.

Если сказать, что Александр Грин любил читать, это значит, что не сказать ничего. Даже в бродяжничестве и нужде в его котомке всегда лежали книги. А как только появлялись свободные деньги, он обязательно покупал что-то из новых. Любил бывать в библиотеках, где проглатывал книги о приключениях. Грин был страстный и верный поклонник книг и чтения до конца своих дней, эту любовь он передал и многим своим героям – Томасу Гарвею, Грэю и т.д. Первой книгой, которую увидел Грин, было детское издание «Путешествий Гулливера», по ней он учился читать, и первое слово, которое он сложил из букв – было слово – «море». Так началась мечта Саши Гриневского о море, морских путешествиях и приключениях. Одним из самых ярких воспоминаний восьмилетнего Саши – это сокровище, наследство от дяди, три сундука, полные книг на русском, французском и польском языках. Непролазные джунгли, бескрайние морские просторы, благородные и справедливые герои книг Фенимора Купера, Майн Рида, Луи Жаколи просто околдовали маленького Сашу, особенно он увлекался романами Диккенса, Гюго, По. «Довольно большая библиотека Вятского земского реального училища, куда отдали меня девяти лет, была причиной моих плохих успехов. Вместо учения уроков я, при первой возможности, валился в кровать с книгой и куском хлеба, грыз краюху и упивался героической живописной жизнью в тропических странах» — так вспоминает Грин о своих детских годах. Может уже здесь в детских грёзах стали зарождаться те волшебные страны, о которых он напишет, став взрослым. Замысел романа-феерии «Алые паруса», в этом году юбилей этого произведения – 90 лет, возник у писателя, вероятно, в 1916 году, и предполагал он назвать роман «Красные паруса». По первоначальным наброскам действие романа должно было проходить во время революции в Петрограде, объятом болезнями, голодом и людскими драмами. Но потом эту идею Грин оставляет. Вернулся он к «Алым парусам» уже в 1920 году, закончив произведение вчерне. В 1922 году в газете «Вечерний телеграф» (№ 1 от 8 мая) была напечатана глава «Грей», а отдельной книгой роман-феерия вышел в свет в 1923 году. «Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном» – так о своих произведениях говорил Александр Грин. Вспоминая о Севастополе, куда забросила писателя его скитальческая судьба в 1903 году, Грин пишет в своей «Автобиографической повести», что тогда «стояла прекрасная, задумчиво-яркая осень, полная запаха морской волны и нагретого камня… Я побывал на Историческом бульваре, Малаховом кургане, на особенно интересном севастопольском рынке, где в остром углу набережной торчат латинские паруса, и на возвышенной середине города, где тихие улицы поросли зеленой травой. Впоследствии некоторые оттенки Севастополя вошли в мои города: Лисс, Зурбаган, Гель-Гью и Гертон» (А. Грин). В самом сюжете «Алых парусов» нет ничего сказочного, обычная жизнь. Все возвышенное и несбыточное оказывается «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». Тогда же Грин и написал: «…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…». Писатель расцвечивает обыденность своей фантазией, делая из были сказку. «Алые паруса» – не просто сказка для взрослых и детей, это гимн о любви и о силе мечты, а «Грей и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности». Александра Грина называют «последним романтиком». Но его романтизм особого свойства – это способность творить чудеса своими руками, умение верить в то, что и в твоей жизни тоже приплывет корабль с алыми парусами. Выход «Алых парусов» был благосклонно встречен критикой. Но вскоре издавать произведения Грина практически перестали, писатель-романтик со своей феерической страной Гринландией мало соответствовал ценностям нового зарождающегося строя. И только в суровый 1944 год «Алые паруса» вновь увидели свет, оказалось, что вера в чудо, в то, что добро всегда побеждает зло, способны поддержать человека даже в самых страшных и тяжелых испытаниях, таких как война. Паустовский К.Г. так сказал об «Алых парусах»: «Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких и человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни». В 60-70 годах XX века «Алые паруса» стали символом целого поколения молодежи. В палатках геологов, у костров туристов, в студенческих стройотрядах писались и исполнялись под гитару песни с именами любимых гриновских героев, с названиями морей, рек, городов Гринландии. Александр Грин прожил тяжелую жизнь, она сложилась так, что он должен был стать желчным и неуживчивым человеком. Но через все испытания: революцию, болезни, нищету, непонимание современников – Грин пронес удивительный дар солнечного воображения, незамутненность чувств и добрый взгляд с застенчивой улыбкой. Грин умер, но остались его книги, в которых стоит, уже перед нами, вопрос, нужны ли нашему времени такие мечтатели, каким был ОН.

Образование и воспитание

Как вспоминал Александр Грин, детство у него было счастливое, родители воспитывали его, чередуя баловство и строгое наказание. Чтению Саша научился в 6 лет, и для него открылся новый волшебный мир книг. Рассказ «Путешествие Гулливера» произвёл неизгладимое впечатление на мальчика.

Гриневский Александр

Литература

Варламов А.Н.

Александр Грин. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 2008.

Готорн Н.

Пророческие портреты // Готорн Н. Новеллы М.; Л.: Худож. лит., 1965.

Грин А.С.

Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1980.

Кобзев Н.А.

О портрете в романах А. Грина // Вопросы русской литературы. Львов: Вища шк., 1975. Вып. 1 (25).

Козлова Е.А.

Принципы художественного обобщения в прозе Грина: Дис. … канд. филол. наук. Псков, 2004.

Лотман Ю.М.

Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.

Новелла серебряного века / Сост. и коммент. Т. Берегулевой-Дмитриевой. М.: Терра, 1994.

Сидельникова М.Л.

Мотив «живой» картины: проблема витальности творения (по рассказам А. Грина «Фанданго» и М. Веллера «Все уладится») // Философия жизни в русской литературе XX—XXI веков: от жизнестроения к витальности: Моногр. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013.

Элиаде М.

Девица Кристина. М.: Критерион, 2000.

Начало творческого пути

В 1906 г. были опубликованы первые два рассказа-агитброшюры, посвященные солдатам, устраивавшим карательные рейды. Через два года был выпущен первый сборник.

Александр Грин

Отношение к революции и советской власти

Советским писателем Александра Грина можно назвать только потому, что он жил в этот период. Он не разделял ценностей советской власти и крайне негативно относился к революции.

Александр Степанович Грин

В юности увлечение революцией привело его в царскую тюрьму и навсегда отбило желание принимать участие в подобных мероприятиях и вступать в какую-нибудь партию. Грин негативно относился к самой идее революции, однако ярости в нем она не вызывала, в отличие от И. Бунина, А. Толстого, З. Гиппиус.

Осуждение властей Советского союза и критика революции в «Новом Сатириконе» чуть не привели писателя к смертной казни.

Литературная деятельность А. С. Грина

После революции были написаны самые значимые романы писателя. С 1920 по 1924 гг. он трудился над своими знаменитыми романами. В этот период были написаны «Блистающий мир», поведавший о человеческих ценностях и свободе человека, и «Алые паруса» — о вере и всепобеждающей мечте.

Бегущая по волнам

В 1926 г. А. Грин написал свой главный и последний масштабный роман-фэнтези — «Бегущая по волнам», который входит в список 100 рекомендованных для школьников произведений.

Особенно ярко талант автора проявился и в его повестях «Зимняя сказка», «Зеленая лампа», «Победитель», «Чужая вина».

Интересно то, что школьники и студенты могут не только читать оригиналы произведений, но и использовать краткое содержание и даже смотреть фильмы, которые сняты по многим произведениям Александра Грина.

Александр Грин

Александр Степанович Гриневский (Грин — его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»… Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался — без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен — в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет… Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры. Со временем отец будущего писателя женился вторично, и мачеха привела в дом своего сына. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо.

…С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.

Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности — в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности совсем не хотелось…

Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье — старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увел в лес. Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шепот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез. А стрелять — невелика наука. Порох — с ладони, пыж — из бумаги, дробь — на глазок, без номера. И летели пух и перья — галок, дятлов, голубей… Дома съедалось всеми все.

В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями — дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятеркой с плюсом — география. Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы…

Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирши и поплатился…

Потом было городское четырехлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем — за хорошие за всякие дела…

Восстановили ослушника только по милости Божьей. Зато последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.

Наконец — вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами — шестнадцать лет, в кармане — 25 рублей. Их дал отец. Еще пилигрим взял харч, стакан, чайник и одеяло с подушкой.

Пароход отчалил, забирая на быстрину. Сестры завыли, младший брат зашмыгал носом. Отец долго щурился против солнца, провожая глазами путешественника. А тот, преисполненный взволнованной открытости новизне, уже забыл про дом. Все мысли занял океан с парусами на горизонте…

Одесса потрясла юного жителя Вятки: улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. А когда очередное судно направлялось в поблескивающие голубые объятия дальней дали, море словно бы передавало его небу — там, за горизонтом. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.

…Но это издали. Вблизи преобладала горькая проза. Обойдя весь порт, Александр нигде не смог наняться на корабль. Лишь один помощник капитана участливо предложил:

— Могу взять юнгой…

Однако новичок уже знал, что ученикам не платят — наоборот, с них берут за питание. Знакомство с прекрасным будущим окончилось ночлежным подвалом. Здесь роились грузчики с босяками, зато постой был копеечным. Паренек начал было выпытывать у безработных матросов-соседей про дальние страны, ужасные тайфуны, дерзких пиратов… Но те, будто договорясь, сводили ответы к деньгам, пайкам и дешевым арбузам.

…Со временем у юного искателя дальних странствий сложился привычный маршрут: босяцкая столовая — порт — бульварная скамья. Скуку разгоняло пятиразовое купание за волноломом — пока однажды, забывшись, пловец чуть не утонул. Невесть как разгулялась волна, и он, уже обессиленный, не мог выбраться на опустевший берег. Лишь 99-й вал милостиво зашвырнул бедолагу на сушу, взяв плату его нехитрой одежонкой. Так, в чем мать родила, и пришлось шнырять по причалам! Какой-то грузчик пожалел, ссудил обносками…

Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход «Платон». Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец. Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь — спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но… Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось — из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

За все плавание Сашик ни разу не спустился в машинное отделение — что уж говорить о названиях парусов, снастей, такелажа, рангоута. Парня держал плен собственных представлений о морской жизни…

Плавание на «Платоне» сменилось прежним никчемным существованием, осложненным надвигающимися холодами. Однообразные серые недели складывались в месяцы.

Предложение сходить в Херсон «матросом за все» показалось волшебной музыкой в гробовой тиши. Судно — парусная шлюпка «Святой Николай»; команда — судовладелец, он же шкипер, и его сын; груз — черепица. Плата — шесть рублей. Выбирать не приходилось.

Рейс был тяжелым. Грин кашеварил, рубил дрова, стоял вахты и спал на голых досках под мокрым тряпьем. А вокруг насвистывал ветер при четырехградусном холоде. Но море было так близко, дали так чисты, а дельфины, резвясь, так мило поглядывали!..

В Херсоне Александр потребовал расчет. Оказалось, он еще должен за раздавленную в беготне черепицу. В итоге стороны расстались, каждая при своем. В Одессу Грин вернулся безбилетником на какой-то посудине.

…Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал… А потом вернулся в порт: время поджимало. Так завершилась его африканская эпопея. Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку — опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки…

Через год Александр оказался в Баку, где первым делом подхватил малярию. Эта хворь надолго привязалась к писателю.

Краткосрочная работа на нефтепромыслах сменилась долгим нищенским бездействием; рыбацкая карьера и вовсе длилась неделю: подкосила лихорадка. Недолго проплавав матросом, Грин опять вернулся к отцу…

А весной подался на Урал — за золотыми самородками. Но там, как и везде, мечты оборачивались суровой действительностью. Горы, поросшие синим лесом, берегли свои золотые жилы. Зато пришлось вдоволь намучиться в рудниках, шахтах и депо.

Черная работа у домен, на лесосеках и сплаве. Отдых на казарменных нарах, где рядом, вместо тропического солнца, краснела железная печка…

Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию — это был акт отчаяния… Весной 1902 года юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры. Такие данные, между прочим, приводятся в описании:

Рост — 177,4. Глаза — светло-карие. Волосы — светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса…

Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Строптивого солдата примечает некий вольноопределяющийся и принимается усердно снабжать его эсеровскими листовками и брошюрами. Грина тянуло на волю, и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей.

Пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Вторичный побег, да еще отягченный связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока. А неудачная третья попытка оставить неволю закончилась бессрочной сибирской ссылкой…

В 1905 году 25-летний Александр бежал и добрался до Вятки. Там он и жил по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов, до самых Октябрьских событий.

«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»

Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя… Он начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету…

С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки… За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». И, кто знает, может быть, там, в лесной хижине, под вековым кедром, у веселого огня печурки и родился писатель Грин…

В 1907 году вышла в свет его первая книга — «Шапка-невидимка». В 1909-м напечатали «Остров Рено». Потом были другие работы — более чем в ста периодических изданиях…

Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин. (Сперва были — А. Степанов, Александров и Гриневич — литературный псевдоним был необходим писателю. Появись в печати подлинная фамилия, его сразу же водворили бы в места не столь отдаленные).

В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек… И Грин был теперь не один: он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах. Ей он посвятил бессмертную феерию «Алые паруса» — книгу, утверждающую силу любви, человеческого духа, «просвеченнуя насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса…

В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна (очень советуем её замечательные воспоминания о Грине) переехали из Петрограда в Феодосию (она идёт на «спасительную хитрость», чтобы отдалить мужа от затягивающей богемы: симулирует сердечный приступ и получает «заключение» врача о необходимости переменить место жительства).

…Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).

Крымский период творчества Грина стал как бы «болдинской осенью» писателя, в эту пору он создал, вероятно, не менее половины всего им написанного. Его комнату занимали только стол, стул и кровать.

А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир…

Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди…

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве — героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму.

Последним неоконченным произведением писателя был роман «Недотрога» — роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. «До конца дней моих, — писал Грин, — я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

На гористом старокрымском кладбище, под сенью старой дикой сливы, лежит тяжелая гранитная плита. У плиты скамья, цветы. На эту могилу приходят писатели, приезжают читатели из дальних мест…

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.»

— Д. Гранин

«Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.»

— М. Шагинян.

«Александр Грин — писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.»

— Вера Кетлинская.

В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя (до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», книги писателя были вычеркнуты из планов издательств, не выдавались в библиотеках)… Теперь же были открыты библиотеки и школы его имени, основаны Дома-музеи Грина в Феодосии, Старом Крыму и Вятке…

И эта любовь не угасает по сей день… Сперва в Крыму, а в августе 2000 года — к 120-летию со дня рождения Александра Грина — и на родине писателя, в г. Кирове (Вятка), на набережной, носящей его имя, был торжественно открыт бюст писателя.

Творчество Грина — черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная… В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды», среди лауреатов этой премии — Кир Булычев и Владислав Крапивин. «Выдуманная писателем, никогда не существовавшая на географических картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и художественно совершенная, также пронизывающая почти все главные произведения фантастика (в широком спектре — от НФ до фэнтези, готического романа и «лит-ры ужасов») и общая романтическая недосказанность, — позволяют считать Грина одним из основоположников современной фантастической литературы… недооцененным при жизни…»

— А. Бритиков

Произведения Александра Грина любимы и уже сто лет тревожат сердца читателей…

«Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном.»

— Александр Грин

Личная жизнь писателя

В жизни автора было много женщин, восхищавшихся его творчеством и талантом. Первой супругой поэта стала Вера Павловна Абрамова

, с которой он познакомился во время своего политического заключения.

Вера Абрамова

Жалость и сочувствие Веры Павловны к судьбе писателя сблизила их, и вскоре влюблённые поженились. Однако, прожив 7 сложных лет, пара рассталась, оставшись добрыми друзьями.

Следующий брак писателя с Марией Долидзе продлился всего лишь несколько месяцев.

Умер А. Грин на руках у третьей жены, Нины Николаевны Алонкиной, с которой счастливо прожил 11 лет.

Александр Грин и Нина Николаевна

Именно ей посвятил автор свои романы и стихи.

После смерти супруга, Нина Николаевна прожила еще 40 лет, и именно она была инициатором открытия музея писателя.

Неисправимый романтик Александр Грин: интересные факты из жизни писателя

Александр Стефанович Гриневский, всем известный как Александр Грин – потрясающий писатель, которому никогда не жилось хорошо в материальном мире. И который сумел создать свой собственный удивительный и блистающий мир, мир ирреальной мечты.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Подписаться

Вряд ли найдется представитель среднего или старшего поколения, который с увлечением не зачитывался произведениями А. Грина. Его повесть «Алые паруса», романы «Блистающий мир» и «Бегущая по волнам» всегда завораживали юные сердца, пробуждали мечты о странствиях, подвигах, открытиях.

Перу Грина принадлежит много интереснейших повестей, рассказов и для людей старшего поколения. В них, опять же, идет речь о мужественных, сильных духом людях. Рассказы часто с неожиданным романтическим финалом.

Популярные статьи сейчас Виктория Смеюха из «НеАнгелов» похвасталась бронзовым загаром в мини-бикини: «Звезда Востока»

Главный санврач Украины Кузин предупредил о новом локдауне и третьей волне ковида — «Он не исчезнет»

Андрей Шевченко сделал невероятное для украинской сборной на Олимпиаде в Токио: «Вперед к победам»

Юлия Мендель откровенно призналась, почему ушла от Владимира Зеленского: «Колоссальная нагрузка»

Показать еще

Его ранние рассказы довольно мрачны, исполнены горькой иронии, и это неудивительно — жизнь часто оборачивалась к писателю мрачной, суровой стороной. И тем более удивительно, что Грину удалось сохранить в себе способность не только верить в светлое, но и сообщать эту веру другим.

Читать Грин научился в 6 лет, а первой книгой, которую он прочёл, были «Приключения Гулливера» Свифта.

Во втором классе будущий литератор был отчислен из училища за сочинение стихотворения, оскорбительного для преподавателей.

Грин был идеалистом и мечтателем, не способным жить по указке. Первый свой побег он совершил в 16 лет, уехав из родной Вятки в Одессу. Огромные корабли, вольный морской воздух и бескрайнее море манили его. Он мечтал быть капитаном дальнего плавания. Но капитана из Александра Гриневского не вышло. Да и матроса — тоже. Жестокая морская болезнь свалила его и не отпускала до самого конца путешествия.

В течение жизни Грин успел освоить множество разных профессий. Он побыл лесорубом, золотоискателем, рыбаком, железнодорожным служащим и матросом.

Попав с помощью «любящего» отца в солдаты, Грин и тут не находит себе места. Он бежит из армии. Помогают в этом его новые друзья – эсеры. Так начинается в жизни Грина период увлечения революционными идеями.

Несколько раз Грина арестовывали и сажали в тюрьму за побеги из военной части и за пропаганду революционных идей среди моряков. В ссылке в Тобольске он должен был провести 4 года, но сбежал через три дня, напоив охранников. Подробности описал в книге «Путешествия по среднему Уралу».

В ссылке он написал первые свои романтические революционные рассказы. Прочитав их сокамерникам, с удивлением обнаружил слезы на их грязных щеках. «Да у тебя талант, Гриневский!» — восклицали они. И это первое признание, которое получил хронический неудачник Александр Гриневский, которое сделало его писателем. Свои рассказы он стал подписывать мальчишеской кличкой – Грин.

В 1906 году, когда с поддельными документами после побега из Туринска Грин прибывает в Москву, начинается его писательская карьера, но за радикальные мысли в произведениях тиражи конфискуют и сжигают, а автора ссылают в Архангельск, где он продолжает писать.

Грин женат был два раза. Первая жена Вера Павловна, дочь богатого чиновника, оставалась его другом всю жизнь, хотя вместе они были только три года. Портреты ее и отца писателя всегда находились на почетном месте в доме Гриневских, а после смерти писателя Вера Павловна помогала второй жене Грина, когда та отбывала 10-летнее заключение в лагерях «за измену родине». Второй раз писатель женился в 1921 году на 26-летней вдове, медсестре Нине Мироновой.

К сожалению, советская власть не приняла писателя Грина с его чудаковатым модернистским стилем, фантазиями и сказочными мотивами, далекими от жизни. Он не откликался на призыв эпохи, и эпоха мстила ему. «Дайте что-то на темы дня!» — просили издатели. Но на темы дня он писать больше не умел, только на темы души, которая была не интересна советской власти. Работал много, но печатать перестали.

Несмотря на свой революционный настрой, Александр Грин не одобрял пришедших к власти большевиков, утверждая, что уничтожить одно насилие другим нельзя.

В конце 20-х годов прошлого века Грин был объявлен советскими властями «идеологическим врагом», и его произведения попали в чёрный список.

Тяжелая жизнь не могла не отложить отпечатка на внешний облик писателя. С виду А. Грин был угрюм, но его современники отмечали улыбчивость и детскость души, характерные для людей с чистыми помыслами. Сам Грин в зрелые годы говорил, что «детство живет в человеке до седых волос». Словно имел в виду себя. Его жена Нина Николаевна вспоминала, что в годы их счастливой жизни в Феодосии у моря писатель дома, в кругу близких людей часто бывал весел.

В 1923 году вышла в свет «повесть-феерия» «Алые паруса», которая впоследствии стала визитной карточкой писателя. Считается, что прообразом главной героини повести с фантастическим именем Ассоль стала жена Грина, Нина Николаевна. В очередную годовщину их свадьбы писатель говорил ей: «Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

В 1929 году Александр Грин все лето провел в Старом Крыму, работая над романом «Дорога никуда», а в 1930 году полностью переехал в город Старый Крым. В конце апреля 1931 года, будучи уже серьезно больным, Грин ходил в Коктебель в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор известен и популярен среди туристов как «тропа Грина».

С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина и ввела ограничение на новые книги: по одной в год. Грин с женой отчаянно голодали и часто болели. Грин пытался охотиться на окрестных птиц с луком и стрелами, но безуспешно. Роман «Недотрога», начатый Грином в это время, так и не был закончен, хотя некоторые критики считают его лучшим в его творчестве.

Последний романтик умер от скоротечного рака 8 июля 1932 года.

Именем Грина названа одна из малых планет, открытых в 1985 году – «Гриневия», ему посвящены 4 музея и 10 улиц в разных городах России.

«Лелейте мечты «, — любил повторять Грин. Ведь «запрещать мечту — значит не верить в счастье, а не верить в счастье — значит не жить». И «пусть вам в жизни придется видеть много не алых, а грязных и хищных парусов», не переставайте мечтать. А лучше «научись делать чудеса своими руками».

Напомним, странные факты из жизни Франца Кафки.

Как сообщал портал «Знай.ua», в отличие от любого другого писателя, Гамсун Кнут, кажется, возник совершенно сформированным, свободным от любой задаваемой литературой традиции и даже явного влияния.

Также «Знай.ua» писал, интересные факты из жизни Бернарда Шоу.

Последние годы жизни и смерть

Несколько лет перед своей смертью представитель неоромантизма А. Грин практически не печатался, жил в Крыму рядом со страстью всей своей жизни — морем.

Дом музей Грина в Старом Крыму

Умер русский писатель-прозаик в 1932 г., практически в полной бедности.

Через 2 года после смерти вышло последнее издание его творений «Фантастические новеллы».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: