Виктор Гюго: французский писатель; гений французской литературы

Виктор Гюго — детство и юность

Виктор Гюго родился в самом начале XIX века – 26 февраля 1802 года. Исторический контекст его появления на свет был таков: во Франции только-только отгремела великая революция, старый порядок как и монархия канули в лету, а на смену им пришла Первая французская республика. Девиз «Свобода, равенство и братство» был у всех на устах, а молодой и амбициозный Наполеон Бонапарт вселял веру в светлое будущее.

Именно в такой революционной обстановке перемен у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго появился на свет третий сын. Семья Гюго в то время жила в городе Безансон, что на востоке Франции. Мальчик, которого нарекли Виктором, родился слабеньким и болезненным. Его мать Софи Требюше сделал запись в своем дневнике, что ее третий младенец родился «не больше столового ножа».

Биография Гюго

Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 г. в городе Безансоне на востоке Франции. Он рос в богатой семье, жившей в трехэтажном особняке.

Его отец, Леопольд Сигисбер Гюго, был генералом в армии Наполеона. Мать, Софи Требюше, являлась дочерью судовладельца.

Кроме Виктора, в семье Гюго родилось еще два мальчика.

Детство и юность

В детстве будущий писатель был очень слабым и болезненным ребенком. В связи с тем, что отец был военнослужащим, семейству приходилось часто менять место жительства.

За время переездов им удалось пожить на Корсике, в Италии, Испании и разных французских городах. Все эти путешествия оставили в душе маленького Виктора яркие впечатления.

Вскоре между родителями Виктора Гюго начали возникать частые скандалы, вызванные политическими разногласиями.

Софи была ярой сторонницей Бурбонов, в то время как Леопольд оставался преданным Наполеону Бонапарту.

Со временем жена начала изменять мужу с генералом Лагори. Супруги стали все реже общаться и в итоге решили вообще расстаться.

Виктор остался жить с матерью, а два его брата Абель и Эжен – с отцом.

Интересен факт, что позже Софи неоднократно пыталась наладить отношения с бывшим супругом, однако тот не простил ей прежних обид.

Родители Гюго

Семейство Гюго было обеспеченным, в Безнасоне в их распоряжении был большой трехэтажный особняк. Глава семьи Леопольд Гюго происходил из крестьянского сословия, но революция дала ему шанс проявить себя. И он им вполне воспользовался. Начав свою карьеру офицером наполеоновской армии, отец будущего писателя стал сторонником Бонапарта, а затем дослужился до чина генерала. Из-за службы Гюго-старшего семья постоянно переезжала с места на место: Италия, Испания, Франция, острова Средиземного моря, Тоскана – все семейство следовало за Леопольдом Гюго на его новые места службы. На юного Виктора эти путешествия произвели неизгладимые впечатления, в будущем они найдут отражение в его книгах.

О матери писателя сохранилось совсем мало сведений. Достоверно известно лишь то, что Софи Требюше происходила из семьи судовладельца.

Страницы личной жизни

Краткая история указывает на то, что в 1820-х годах молодой писатель не был лишен женского общества, где и встретился с Адель Фуше и без памяти в нее влюбился. Но этой связи резко воспротивилась мать юноши, который поэтому на некоторое время прекратил думать о красавице.

Но в 1823 году Софи Требюше скончалась, что послужило поводом для возобновления отношений с отцом. Результатом такого поворота событий в жизни стало появление «Оды моему отцу». Старший Гюго совершенно не воспротивился избраннице сына. Брак молодых людей состоялся, они стали родителями пятерых детей: Адель, Леопольдина, Леопольд, Франсуа Виктор Гюго и Шарль.

Семья писателя всегда была дружелюбной и гостеприимной. Неудивительно, что в их доме регулярно организовывались чаепития, масштабные литературные вечера. Основные гости — коллеги мужа, среди которых следует выделить Шаоля Огюстена де Сент-Бев. Он вскоре после знакомства не скрыл своих чувств и признался в любви супруге Виктора. Гюго не разгневался, поскольку сам серьезно увлекся актрисой Жюльетт Друэ. С ней он и прожил все свои оставшиеся годы. Жюльетт умерла от рака.

Для Виктора Гюго потеря любимой женщины стала настоящим ударом. Не справившись с бедой, он покинул этот мир в 1885 году.

Семейные разногласия

Супруги Гюго стремились воспитывать своих троих сыновей (Абеля, Эжена и Виктора) в любви и ласке. Но личное мировоззрение Софи и Леопольда зачастую носило прямо противоположный характер, из-за чего в супружеской паре нередко вспыхивали ссоры. Софи Требюше разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов. В то время как Леопольд Гюго был всецело предан Наполеону Бонапарту. И, если уж говорить совсем начистоту, Софи крутила на стороне роман с генералом Виктором Лагори, что, конечно же, не способствовало укреплению семейных уз.

Из-за распрей родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи Требюше вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом. В будущем женщина будет сожалеть об этом разрыве и попытается восстановить семью, но Леопольд Гюго не сможет простить бывшую супругу.

Нет ничего удивительного в том, что мать оказала значительное влияние на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Виктор Гюго — литература в его жизни

Гюго-старший предвкушал, что Виктор приобщится к точным наукам, потому как у мальчика рано проявились математические наклонности: он отлично считал и легко решал сложные уравнения. Возможно, мир узнал бы Виктора Гюго как выдающегося математика, но у юноши были свои планы – он наотрез отказался поступать в Политехнический университет.

Настоящей страстью молодого Виктора была литература! Он запоем читал стихи и прозу, как на французском, так и на латинском языках. Сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения. Первые стихотворные опыты относятся ко времени учебы в лицее Людвига Великого, куда он поступил в 1812 году. Во время школьных театральных постановок Гюго часто выступал в качестве автора пьес, и эти импровизации и творчество невероятно вдохновляли его!

В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!». Позднее, когда будущий автор «Нотр-Дама де Пари» вынужден был отлеживаться несколько недель после полученного ранения в ногу, он исписал 10 тетрадей переводами творений Вергилия – еще одного своего кумира. Такова была сила его литературной страсти!

Чуть позже юноша, который отличался самокритичностью и был невероятно требователен к себе, найдет у матери свои ранние записи и безжалостно сожжет их, считая, что способен на большее. На последней тетради Виктор сделал надпись: «Вздор» и нарисовал яйцо, внутри которого сидит птенец.

Первые произведения Гюго

В 15 лет Гюго попытал свои силы в литературном конкурсе и представил жюри «Оду о пользе наук». Это произведение юного автора получило восторженные отзывы и восхищение комиссии. Многие члены жюри не могли поверить, что автор стихов – юноша, настолько зрелым и глубоким было это произведение.

Виктор Гюго в молодости

Уже в это время Гюго не скрываясь представлял публике свои роялисткие взгляды и приверженность литературному классицизму. В своих ранних произведениях молодой поэт восхвалял династию Бурбонов. Это не прошло незамеченным: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» Гюго был вознагражден не только благосклонностью властей, но и начал получать жалованье. Это было совершенно не лишним, так как Леопольд Гюго отказался материально поддерживать сына из-за отказа того поступать в Политехнический университет.

Виктор Гюго и его успех

Когда Гюго исполнилось 17, он вместе с братом Абелем начал издавать журнал «Литературный консерватор». О содержании издания красноречиво говорило его название. Окончательно закрепиться на литературном Олимпе помог молодому автору сборник собственных стихотворений «Оды», который он выпустил в 1822 году. С этого момента Гюго стал признанным поэтом Франции.

Книги Гюго были ярким образчиком романтизма, в них почти всегда содержался политический и социальный аспекты, в то время как английский романтизм лорда Байрона выражался в произведениях, где на пьедестал возводилась человеческая личность.

Неприятие несправедливости

Париж уже в то время считался городом любви, но это не мешало нищенству, рабовладению, социальному неравенству, грязным закоулкам и распутным женщинам соседствовать с романтичным образом города. Наблюдательность была врожденной чертой Гюго, и именно она позволила ему замечать не только проявления блестящего утонченного Парижа, но и его темные стороны. В своих произведениях автор не стремился докопаться до истоков социальных распрей, но пытался доказать читателям, что проблемы общества будут решены только тогда, когда люди поставят на первое место нравственность и мораль.

Писатель не избегал и политических тем. Так, в своем романе «Последний день приговоренного к смерти», Гюго вполне конкретно описывает идею отмены смертной казни. Роман вышел в 1829 году и стал первым серьезным прозаическим произведением писателя.

Подобную философскую концепцию носил и еще один роман Виктора Гюго, написанный им уже в зрелом возрасте – роман «Человек, который смеется» (изначально автор планировал озаглавить его «По приказу короля», но друзья убедили его не делать этого). Произведение основано на реальных событиях и в полной мере дает представление о безграничной власти знатной верхушки над простыми людьми. Роман описывает жизнь лорда Гуинплена, который был похищен младенцем и изуродован – ему оттопырили уши, а на лице сделали надрезы, и когда раны зажили, то было похоже, как будто лицо все время расплывалось в улыбке. С такой внешностью парнишке ничего не оставалось, как только устроиться шутом при королевском дворе. И никто, кроме его приемного отца и названной сестры, не относился к нему серьезно – его считали второсортным человеком, не замечая ни его врожденных талантов, ни доброго сердца.

Произведения Гюго в других видах искусства[ | ]

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя (они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»)[12].

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя. Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери».

Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».[13]

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго является художник Эмиль Байар («Отверженные»).[источник не указан 849 дней

] Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (
Замок на облаке
). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который, в свою очередь, взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги П. Н. Пинкисевич, последней книгой, которую иллюстрировал известный мастер гравюры А. И. Кравченко, был «Собор Парижской богоматери» (1940)[14]. Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe

) (род. в 1982). (Victor Hugo,
Notre-Dame de Paris, Partie 1 —
2011,
Partie 2 —
2012. Éditions Soleil).

«Собор Парижской Богоматери». Виктор Гюго

Идея создания этого романа возникла у Гюго в 1828 году. И уже в 1831 году книга вышла в свет. После того, как произведение было издано, к Гюго приходит слава не только великолепного романиста, но и новатора – во французской литературе никто до него не создавал романы с историческим подтекстом.

Вдохновителем Виктора стал писатель-историк Вальтер Скотт. Надо отметить, что Гюго вложил в «Собор Парижской Богоматери» и политический мотив: писатель был ярым приверженцем реконструкции памятников культуры и продвигал эту идею в обществе.

Поэтому не удивительно, что готический собор, который власти Франции собирались просто-напросто снести, стал центральным персонажем романа. Произведение повествует о невероятной жестокости людей и вечной, как мир, борьбе добра и зла. Сюжет романа раскрывает перед нами несчастную любовь уродливого карлика Квазимодо к прекрасной Эсмеральде. Квазимодо буквально боготворил свою возлюбленную, ведь она была единственным человеком во всем Париже, кто относился к нему по-человечески, несмотря на его отталкивающую внешность. Позднее роман вдохновил многих режиссеров на создание художественных фильмов, театральных постановок и мюзиклов. Кроме того, роман привлек внимание мировой общественности к сохранению исторических памятников культуры, многие из которых после этого получили «вторую жизнь»: были сохранены и отреставрированы.

«Отверженные»

Роман «Отверженные» Гюго представил читателям в 1862 году, и это произведение стало вершиной творчества писателя. Позднее по сюжету романа был снят фильм. На первый план в романе выходят такие общественные явления современной Гюго жизни, как нищета, голод, падение женщин до продажной любви ради куска хлеба и произвол властей в лице знати.

Главный герой романа – Жан Вальжан – в молодости решился на кражу хлеба из булочной, чтобы спасти умирающую от голода семью. Его поймали и, несмотря на незначительность правонарушения, судили по всей строгости закона. Он отсидел 19 лет в тюрьме. Но даже выйдя на свободу не смог дожить свои дни спокойно – от него отвернулись все, мужчина стал настоящим изгоем. Однако герой не зациклен на своих несчастьях. Его силы жить поддерживает светлая мечта наполнить судьбу бездомной девчушки Козетты радостью.

Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год

Большинство биографов склоняются ко мнению, что роман основан на реальных событиях. В 1846 году Гюго стал свидетелем того, как некоего человека заключили под стражу из-за кражи буханки хлеба. Ну, а размышления и жизненный опыт писателя помогли ему развить этот сюжет дальше.

Еще одна известная история, описанная мэтром Гюго в этом же романе – история веселого паренька Гавроша, который погиб во время восстания 1831 года.

Виктор Гюго — личная жизнь

Адель Фуше

Эту сторону жизни знаменитого писателя нельзя назвать простой. Гюго вступил в брак в 1822 году, когда ему самому исполнилось лишь 20 лет. Молодой писатель женился на Адель Фуше, с которой был знаком с юности. Адель происходила из буржуазной семьи и имела соответствующие интересы. За все время, проведенное в браке с Гюго, она не прочла ни единой строчки из его произведений!

Супруга не разделяла мнения всей Франции о том, что ее муж – талантливый писатель, а потому относилась в нему весьма снисходительно, а временами даже пренебрежительно и не гнушалась связями на стороне. В связи с тем, что отношения между Адель и Виктором совершенно испортились, их брак, несмотря на рождение пятерых детей, в итоге распался. Хотя официально они так и не развелись. В оправдание Адель можно сказать, что Гюго был настолько же ревнивым и деспотичным в семье, насколько обворожительным и ласковым в период ухаживаний. Жить с ним было невероятно сложно.

Жульетта Друэ

Позднее у писателя начинается роман с светской куртизанкой Жульеттой Друэ. На момент их знакомства ослепительно красивая женщина находилась на содержании князя Анатолия Демидова, с которым была в отношениях. Князь, хоть и не обещал девушке завидного будущего, но был щедр, выделяя на содержание солидные суммы. Но встреча с Гюго изменила все. Жульетта влюбилась в писателя без памяти, а тот, будучи от природы жутким ревнивцем, потребовал от женщины прекратить отношения с князем. Жульетта подчинилась. Однако сам Гюго не был даже вполовину так щедр, как Демидов, и из блистательной красавицы, усыпанной бриллиантами, Жульетта превратилась в усталую женщину в лохмотьях. Виктор не только выделял очень скромную сумму на расходы возлюбленной, но и устраивалжесткий контроль за каждый потраченный франк.

Жульетта служила в театре (там она и познакомилась с Виктором), но всегда играла второстепенные роли. Гюго знал, что Жульетта всю жизнь мечтала стать актрисой, но писатель не только не сделал ни единой попытки помочь возлюбленной претворить желаемое в жизнь, а, наоборот, запретил ей играть в театре. Спустя годы, когда молодость и красота Жульетты отцвели, Гюго не отказывал себе в удовольствии встречаться с молоденькими девушками на одну ночь. Для этих встреч он даже организовав отдельную зону в своем рабочем кабинете. Хотя при этом продолжал жить под одной крышей с Жульеттой и клялся, что лишь одну ее он любит по-настоящему.

В 1883 году Жульетта Друэ скончалась от рака легких. Лишь после ее смерти писатель осознал, какой важной частью его жизни была эта женщина. Без Жульетты он смог прожить лишь два года.

Личная жизнь

В начале 1820-х годов в сердце писателя поселилась любовь – он до беспамятства влюбился в Адель Фуше. Однако мать Виктора была против их связи, и на некоторое время юноше пришлось забыть о девушке. В 1823 году Виктор лишился матери, а немного позднее вновь возобновил общение с отцом, написав в этом же году произведение «Ода моему отцу». К слову, отец был совершенно не против избранницы сына. В браке с Адель родилось пятеро детей: Леопольд, Леопольдина, Шарль, Франсуа-Виктор и Адель.

Чета Гюго отличалась дружелюбием и гостеприимством – в их доме часто проводились литературные вечера и чаепития, а неизменными гостями были, конечно же, коллеги мужа. Среди них был и Шарль Огюстен де Сент-Бёв, который в один прекрасный момент просто не смог скрывать свои чувства к супруге Гюго. При этом сам Виктор всерьез увлекся актрисой Жюльетт Друэ, с которой прожил до самой старости. Жюльет не стало в 1883 году, причиной смерти стал рак. Виктор сложно переживал эту утрату. Так и не сумев до конца смириться, он ушел из жизни двумя годами позднее — 22 мая 1885 года.

Смерть Гюго

Скончался знаменитый писатель весной 1885 года. Причиной смерти стала пневмония, от которой он не смог оправиться. Весть о смерти Виктора Гюго в считанные дни облетела всю Францию, и на похороны писателя собралось невиданное количество человек, по средним под счетам – не меньше миллиона.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.

Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]