После образования СССР возникла необходимость в формировании не только нового общественного и правового порядка, но и кино. Подстраиваясь под эти требования, большинство кинофильмов последующих лет рассказывали о жизни крестьян и рабочих. Поэтому появилась нужда в новом типаже актрис, внешне напоминавших простых сельских баб, обладающих при этом, тонкой душевной организацией. Советская актриса Валентина Телегина попала в кино именно благодаря тому, что относилась к этому типажу, и на протяжении всей своей карьеры была невероятно востребованной. Однако была ли ее личная жизнь столь же успешной, как и профессиональная?
Происхождение актрисы и детские годы
Валентина Петровна Телегина была настоящей потомственной казачкой. Она родилась в феврале 1915 г. в Новочеркасске, который в то время играл роль столицы донских казаков (сегодня Ростовская область). Несмотря на непростой период, в котором прошло детство будущей актрисы, она росла озорной и искренней девочкой. Во время учебы в школе Телегина вступила в местный театральный кружок, с которого началось ее увлечение актерским мастерством. Руководительница кружка, которая в прошлом была артисткой, высоко оценила талант юной Валентины и посоветовала ей после окончания школы поступать в театральный вуз.
Личная жизнь знаменитостей.
Личная жизнь Валентины Телегиной была тесно связана с театром и кинематографом. Приехав в Ленинград из родного Новочеркасска, она поступила сразу на второй курс Института сценических искусств и параллельно посещала курсы на «Ленфильме», организованные Сергеем Герасимовым. Первым в ее творческой биографии фильмом стал «Люблю ли тебя», в котором девятнадцатилетняя начинающая актриса сыграла совсем маленькую роль.
В 1937 году после окончания вуза Валентина Телегина пришла в Театр им. Ленсовета, тогда ей было двадцать два года, и с этого времени началась ее успешная карьера. В том же году Телегину пригласили сняться в картине «Комсомольск» у Сергея Герасимова.
На фото — Валентина Телегина
Почти перед самой войной актриса перешла в театр Балтфлота, а когда объявили о начале войны она вместе с другими актерами театра ушла на фронт. После войны личная жизнь Валентины Телегиной протекала уже в Москве, где она стала актрисой Театра-студии киноактера. Ее много приглашали сниматься, но, в основном, это были роли второго плана. Чаще всего Валентине Петровне доверяли играть санитарок, птичниц, поварих, доярок, т.е., по словам самой актрисы, она всегда играла простую русскую женщину.
Она была очень популярна и любима зрителями, ценившими Телегину за искреннюю игру, за ее обаяние и душевную теплоту. Она не смогла стать звездой экрана в привычном понимании этого слова, потому что не обладала звездной внешностью, но благодаря своей простоте, актриса сразу стала «своей» у миллионов советских зрителей. Валентина Телегина не любила, когда ей приходилось играть отрицательных героинь, но и эти роли удавались ей блестяще – вспомнить только Алевтину-самогонщицу из картины Ростоцкого «Дело было в Пенькове».
Среди других отрицательных ролей, неповторимо сыгранных актрисой – попадья в «Олеко Дундиче», самогонщица в «Павле Корчагине», злая волшебница в «Сказке о потерянном времени». Со временем актриса начала играть возрастные роли, которые ей удавались не менее органично – повариха в фильме «Включите северное сияние», бабушка в «Капле в море», Марья Ивановна в «Телеграмме». Валентина Петровна готова была играть до последнего дыхания, и в конце жизни, когда она уже много болела, все равно, редко, но снималась. Она до старости сохранила свой оптимизм и веселый характер, которым Валентина Телегина притягивала к себе всеобщую любовь.
С этой знаменитостью часто ищут:
- Валентина Титова: личная жизнь Оба ее мужа были настоящими гениями…
- Валентина Теличкина: личная жизнь Не считает себя звездой…
- Валентина Мазунина: личная жизнь Мечтает о счастливом будущем…
Категории Блог Метки:
Студенчество
Полная самых смелых надежд, Валентина Телегина приехала в Ленинград и успешно сдала экзамены в Институт сценического искусства. Причем ее игра произвела на вступительную комиссию столь сильное впечатление, что юную казачку зачислили сразу на второй курс.
Первоначально Телегина была определена в мастерскую преподавателей Вивьена и Соколова, но позже она по собственному желанию перешла к легендарному уже тогда советскому режиссеру Сергею Герасимову. И не зря, ведь он не только был удивительным педагогом, но и имел привычку снимать в своих кинокартинах особо дорогих ему учеников. Оценив талант, а главное, удивительно актуальный на то время типаж истинно русской женщины Телегиной, Сергей Аполлинариевич стал часто приглашать ее сниматься в своих работах.
Из станицы в столицу
В первой половине 20-го века для советских людей важнейшим из искусств было кино. В этом тезисе нет преувеличения. После революции и Гражданской войны в стране приступили к строительству нового общества. Биография Народной артистки России Валентины Телегиной даже в мелочах совпадает с историей Советского государства. По данным, указанным в метрике, девочка появилась на свет 23 февраля 1915 года в казачьей семье. Телегины на тот момент проживали в городе Новочеркасске. Ребенка, как было принято, воспитывали в простоте и строгости.
На протяжении многих веков мало кто интересовался, как живет простая женщина из тяглового сословия. Это о дворянках писали романы, ставили спектакли и снимали фильмы. И только с приходом Советской власти к труженицам стали проявлять внимание и заботу. Если говорить про Телегину, то перед казачкой открылась реальная перспектива получить достойное образование и приличную работу. Когда она пошла в школу, здесь уже был другой порядок и другая атмосфера по сравнению со старым режимом. Бойкую девчонку сразу же привлекли к участию в художественной самодеятельности.
Здесь она получила первое представление о работе на сцене. Конечно, закостенелые нравы родни и соседей противились легкомысленному увлечению девушки. Но Валентина вопреки угрюмому протесту собралась и поехала в Ленинград. Без особых препятствий поступила в Институт сценического искусства. Началом профессиональной актерской карьеры стали съемки в фильме Сергея Герасимова «Люблю ли я тебя?». В 1937 году получившую диплом Телегину пригласили в труппу Театра им. Ленсовета.
Первые работы в кино и военные годы
Дебютировала на экране Валентина Телегина в 1934 г. в эпизоде одной из картин своего учителя – «Люблю ли я тебя?». После этого почти 3 года она не снималась, сосредоточившись на учебе, а после окончания института — стала играть на сцене Театра имени Ленсовета.
В 1937 г. ее пригласили сыграть в одном из эпизодов «Тайги золотой», а через год Герасимов дал ей роль Моти Котенковой в «Комсомольске». Именно эта роль в дальнейшем и определила весь творческий путь актрисы и ее амплуа – простой женщины/бабушки из народа, которая столь естественна, что кажется, живет в соседнем дворе.
Через год Сергей Аполлинариевич вновь пригласил свою ученицу сыграть Степаниду Лагутину в «Учителе». У ее героини почти не было текста, но она присутствовала во многих сценах, символизируя собою тяжкую долю необразованных и угнетенных крестьянок.
Несмотря на все эти успехи, настоящую известность Валентина Телегина обрела, сыграв свою однофамилицу в фильме «Член правительства». Теперь многие режиссеры приглашали ее сниматься у себя, но грянула Великая Отечественная война, и актриса, приостановив свою деятельность, добровольно отправилась в Таллинн, где шли ожесточенные бои, в числе актерской бригады. Позже их труппа оказалась на острове Эзеле.
Здесь в свободное от выступлений время Валентина Телегина была и кухаркой, и медсестрой, и прачкой. Она бралась за любую работу, чтобы помочь храбрым воинам. По прошествии многих лет о ее самоотверженной деятельности В. Рудным будет написан роман.
Позже актриса вернулась в Ленинград и прожила там некоторое время, перенеся все тяготы блокады, пока не была эвакуирована в Алма-Ату.
В военные годы актриса снялась в двух кинофильмах — «Непобедимые» и «Секретарь райкома», хотя и не была указана в титрах. Позже она много гастролировала на фронте, а после победы переехала в Москву, где была принята на студию им. Горького, а также играла в Театре-студии киноактера.
Начало карьеры
После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.
Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».
Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.
Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».
Дальнейшая карьера
После войны настал настоящий звездный период в карьере Телегиной – ее засыпали предложениями сниматься, и хотя большинство ее ролей – второстепенные, именно они подчас становились главной изюминкой кинофильмов.
Среди ее творческого наследия множество героинь – санитарка-медсестра, женщина-водитель, крестьянка, самогонщица, проводница, злая волшебница, и даже хозяйка борделя. Каждая из этих ролей была столь отменно сыграна, что за актрисой закрепилось прозвище «всенародная тетя».
Наиболее любимые зрителями кинофильмы с участием актрисы – «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу», «Дело было в Пенькове», «Баллада о солдате», «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника» и многие другие. Всего в творческой копилке Валентины Телегиной – более шестидесяти ролей, а также несколько озвученных мультфильмов.
Театр и Кино
Еще будучи студенткой, Телегиной представилась возможность сыграть в небольшом эпизоде в герасимовской картине «Люблю ли тебя». По окончанию ВУЗа она поработала в ленинградском Театр-студии, а перед войной в Театре Балтфлота.
Ее наставник С.Герасимов позвал еще сыграть в нескольких своих фильмах — «Комсомольске» и «Учителе». Удалось сыграть молодой актрисе до войны еще в «Хирургии» и «Члене правительства», где она сыграла свою однофамилицу Прасковью Телегину. Почти все героини Телегиной простые работящие русские женщины с твердым характером, которых актрисе было сыграть проще, так как эти героини были ей ближе всего.
В войну Валентина оказалась на балтийском острове Эйзель, откуда с большим трудом смогла эвакуироваться в Тихвин. В итоге вместе с актерами они отправились в Алма-Ату.
Оказавшись после победы в столице, актриса зачисляется в штат «Мосфильма» и Театр киноактера. Она успела сняться в кинолентах «Поезд идет на восток», «Весне», в «Кубанских казаках» сыграла птичницу Авдотью Христофоровну.
В 50-х годах Телегину приглашают во многие картины — «В степи», «Судьба барабанщика», «Павел Корчагин». Сыграв Валентину Власьевну в «Дело было в Пенькове» и Клавдию Давыдову в «Доме, в котором я живу», актриса стала по-настоящему известной на всю страну.
Но нередко режиссеры предлагали сыграть талантливой актрисе те только волевых и добрых русских женщин, но и отрицательных героев. В «Олеко Дундиче» она сыграла попадью, а в «Ветре» даже содержательницу борделя. Небольшие, но яркие роли достались артистке в «Прощайте, голуби» и “Балладе о солдате”.
В «Сказке о потерянном времени» актриса сыграла злую волшебницу, причем собственная игра ей не понравилась. В последние годы Валентине Петровне почти сплошь предлагали роли в звездных кинолентах, вошедших в советскую киноклассику — «Доживем до понедельника», в «Три тополя на Плющихе», «Угрюм-реке», «Помни имя свое».
Нередко актрисе своим душевным голосом доводилось озвучивать героев мультфильмов и дублировать зарубежных артисток.
История с пропавшим без вести братом актрисы
За пределами съемочной площадки Валентина Телегина была очень непохожей на своих героинь. Те, кто был близко с ней знаком, отмечали, что по характеру актриса была настоящей горожанкой и очень интеллигентной женщиной. С одной стороны, была открытой и участливой, но при этом умела держать дистанцию и редко делилась своими сердечными секретами Валентина Телегина. Семья ее была окутана массой тайн, большинство из которых она унесла с собой.
К примеру, практически никто не знал, что у нее был младший брат, который во время Великой Отечественной войны был принудительно угнан в Германию в качестве рабочей силы. Однако вместо каторжных работ он был отправлен в разведшколу, а после войны — переправлен в Западную Германию, где под фамилией Кондрашов, обитал вплоть до 1957 г., когда смог попасть на родину.
Если бы в те годы стало известно, что у видной советской актрисы родной брат жил на оккупированной территории, да и еще был замешан в шпионаже – Телегина могла бы лишиться карьеры, поэтому эта история стала достоянием общественности лишь в конце жизни Валентины Петровны.
Фильмы
После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».
За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».
1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».
В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».
Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».
В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» — содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.
Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».
В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.
Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.
В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».
После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.
В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).
Добрый, заботливый голос актрисы мы слышали также в мультфильмах «Серая шейка», «Оранжевое горлышко» и «Последняя невеста Змея Горыныча», а также в фильмах «Тихая Одесса» и «Илзе», где она дублировала актрис.
Валентина Телегина: муж
Была еще одна тайна, окутывавшая жизнь известной актрисы. О ней не знали даже самые близкие для нее люди. Речь шла о мужчинах, которых любила Валентина Телегина.
Личная жизнь ее, между тем, была довольно бурной. Несмотря на свою внешность сельской бабы, актриса была очень ухоженной и обаятельной женщиной, которая нравилась мужчинам. По словам самой Валентины Петровны, у нее был муж-летчик, который и стал отцом ее дочки Надежды. Однако насколько правдива эта история – неизвестно, ведь оправдание «муж-летчик» или «капитан дальнего плаванья» традиционно для матерей-одиночек.
Дочь Телегиной рассказывала, что она на протяжении всей своей жизни испытывала трепетные чувства к театральному режиссеру Александру Пергаменту.
С ним Валентина Телегина стала работать в начале сороковых, с приходом в театр Балтфлота. Вместе они много гастролировали на фронте, поэтому весьма возможно, что у актрисы возникли к режиссеру романтические чувства. Были ли они взаимными? Сейчас уже никто не сможет ответить, тем более что у режиссера была супруга — актриса Евгения Церебилко. Умер Пергаментов почти на десять лет раньше Телегиной, а она даже в свои последние дни вспоминала о нем.
Валентина Телегина: Википедия рассказывает
Проблема поиска информации о любимице миллионов заключается в том, что Телегина не любила говорить под запись о себе. До нашего времени сохранились отрывки высказываний коллег. Валентина Петровна была человеком исключительной скромности. Начав играть в кино, даже разрешала не включать собственное имя в титры, потому как режиссеру приходилось тратить дополнительные деньги, на изготовление списка фамилий массовки, актеров второстепенных ролей.
Википедия дает сухие сведения. Народная артистка, скудная биографическая сводка. Ниже по тексту вы узнаете найденные архивные материалы. Собиралась статья по крупицам.
«Я всегда играю любимую роль простой русской женщины» — говорила Телегина. Слова передают ее жизненную философию. Девочка родилась в городе Новочеркасск. Городская, она постоянно играла сельских баб, как будто отродя находилась в таком обществе. Природа подарила Валентине Петровне исконно простонародную внешность. В молодости Телегина легко играла роль женщин в возрасте. Примите во внимание: в то время не было грима! Валентина умела мастерски скорчить лицо, что никто не определил бы: перед ним молодая девушка, а не пожилая бабушка.
«Познала быт» — говорят современники-коллеги, с которыми Валентина Телегина пересекалась на площадках. Умела подстраиваться под артиста во время дублей, помогала молодым девчонкам. Плакать перед оператором умела так, как не удавалось никому. С опытом, Телегина выработала узнаваемый народный, бабский говор. Научиться сыграть подобную речь не удается никому.
Некоторые режиссеры отмечали, что талант к импровизации, коим обладала Валентина Петровна, вытягивал сюжет. Позже картиной восхищались по всей стране, за границей. Телегина чувствовала, где нужно наложить на себя крест, где взвизгнуть, где повысить тон. Актрису обожали создатели фильмов за смелость, внутреннюю свободу.
Официальные источники утверждают, что Валентина Телегина отыграла в 83 картинах за 64 года жизни, творчества. Список далек от правды, потому как указывалось выше, Валентина разрешала не включать ее в официальные титры актеров, что задействованы в съемках.
Последние годы Валентины Телегиной
В последние годы жизни актриса много болела, но продолжала сниматься и давать интервью.
Умерла «всенародная тетя» в октябре 1979 г. и была похоронена на московском Митинском кладбище. Через несколько лет после ее смерти дочка Надя продала московскую квартиру в центре и переехала жить в Подмосковье.
По отзывам друзей и коллег, была удивительно стойкого и благородного характера Валентина Телегина. Личная жизнь, семья и невероятно успешная карьера в кино – все это хоть и было у нее, но не всегда таким, как хотелось бы. К счастью, с какими бы трудностями она ни сталкивалась в своей жизни, Валентине Петровне всегда удавалось выходить из любой ситуации победительницей.
Валентина Телегина: личная жизнь, семья, муж, дети
Валентина Телегина отличалась прямолинейным нравом. Умела сказать правду в лицо, не скрывала личного мнения. Не всем нравилось такое свободное отношение. Истинных друзей у артистки было мало.
Личная жизнь героини покрыта тайной. Проблема заключалась в нежелании давать интервью, говорить на душевные темы.
Известно, что Телегина была один раз замужем. Зафиксированного официального подтверждения не нашлось сему факту. В недрах сети удалось найти единственное интервью дочери Надежды. Дочь народницы выступила в программе «Чтобы помнили», после смерти матери. Надежда Телегина утверждает, что отец был, но покинул супругу и новорожденную сразу после появления девочки на свет.
Сама Валентина утверждала, что ее муж – летчик. Что летает по специальным засекреченным заданиям, где его не видать ротозеям. Очевидно, уход из семьи мужчины героиня переживала сложно. Отношения с дочерью не ладились. Снималась Валентина Телегина картина за картиной, физически не бывала дома. Купила квартиру в центре Москвы, где Надя была предоставлена сама себе. Девушка часто приглашала друзей, устраивала вечеринки. В подростковом возрасте появились первые проблемы с алкоголем. Валентина Петровна пыталась быть хорошей матерью, прощала, попускала плохое поведение. Закрывая глаза на поступки нади, губила единственную дочь. Девушка с матерью сильно отдалились друг от друга. Слава матери стала для Нади тяжелым бременем.
На закате жизни, получив в благодарность от актерской профессии букет болезней, Телегина имела длительную переписку с режиссером Александром Пергаментовым. Когда актриса и мастер познакомились, мужчина находился в браке. Дальше переписки эти отношения не зашли. Но критики считают, что именно Александра Телегина называла «последней любовью», которую не позволила сыграть судьба.