Как живут в Узбекистане: традиции и обычаи узбекских семей


Узбекские традиции и обычаи

Ещё в древние времена традиция предписывала: когда встречаются два мусульманина, они должны поприветствовать друг друга независимо от того, какие между ними были отношения — дружеские или враждебные. На каждое приветствие следовало непременно ответить. При этом важно было следующее: лица, стоящие выше на социальной лестнице, должны были первыми приветствовать стоящих ниже (а не наоборот!), едущие на коне — идущих пешком, младшие — старших, господа — своих слуг.

Если с каким-либо лицом одновременно здоровалось несколько человек, то данное лицо должно было так ответить на приветствие, чтобы было чётко видно — ответное приветствие относится ко всем.

Кроме предписаний, когда, как и с кем следовало здороваться, существовало 11 точно зафиксированных моментов, когда не следовало здороваться, например:

1. Когда кто-либо находился в отхожем месте;

5. Когда кто-либо был занят едой и был «с набитым ртом»;

8. Когда кто-либо был занят чтением Корана;

9. Когда кто-либо молился… и т.д.

Было строго запрещено приветствовать жестоких, невоспитанных, бесчестных людей. Если же эти люди сами первыми приветствовали «нормальных» людей, то на их приветствия ни в коем случае не следовало отвечать.

Приветствие друг друга в Узбекистане

В Узбекистане принято здороваться с любым человеком, повстречавшимся на пути, даже в том случае, если вы не знакомы с собеседником. Жест показывает об уважении.

Любопытно, в Узбекистане есть традиции, указывающие на то, кто первым должен подать руку или кивнуть в знак приветствия. Первыми по отношению к старшим всегда здороваются младшие по возрасту люди, всадник на лошади первым приветствует пешехода и более высокий по статусу человек первым должен высказать почтение собеседнику.

Узбекские традиции доказывают: за руку здороваются только мужчины, во время приветствия с женщиной принято прикладывать руку к сердцу и кивать головой.

Гостеприимство

Одно из старых правил гостеприимства гласит: если вы приглашаете кого-либо в гости и при этом присутствуют другие лица, то вы должны пригласить всех присутствующих. Тот, кто не следовал этому правилу, считался всегда плохо воспитанным и неуважительным человеком.

Раньше приглашение всегда следовало с благодарностью принять, теперь же его возможно с благодарностью и отклонить, если найдётся веская причина.

Принявший приглашение также должен следовать определённым правилам. Например, издавна не принято идти в гости «с пустыми руками», как здесь говорят. Т.е. гость должен обязательно захватить с собой небольшие подарки. Например, сладости для детей, пачку чая для бабушки и т.д.

На любой значительный праздник (свадьба, юбилей и т.д.) обычно приглашается большое количество гостей. Традиционно готовится много разнообразных блюд. Каждый гость, если он уважает хозяев, должен хотя бы попробовать каждое блюдо. Начинают торжественную трапезу с многочисленных закусок, затем подаётся какой-либо суп, а затем 1-2 основных блюда. Если в меню присутствует плов, то он обычно подаётся в конце застолья. Тут уж присутствующие понимают: праздник скоро завершится. Но никто никого не торопит. Гости ещё спокойно продолжают беседовать, пьют чай, едят фрукты или иной десерт и лишь затем начинают постепенно прощаться с хозяевами и другими гостями.

Весь вечер слух гостей услаждает группа музыкантов, исполняя национальные народные и современные песни и танцы. Гости много раз за вечер делают паузы для танцев.

Национальная музыка

Музыка Узбекистана подобна музыке Ближнего Востока. Ей присущи сложные ритмы, которые порождают богатый мелодичный звук. Музыка представляет собой индивидуальный нюанс и творческую разновидность, хотя ритмы, в общем, следуют за структурами стиха. Многие из самых популярных узбекских инструментов имеют струны, типа рубаб или дутар. Инструменты, подобные этим также популярны в некоторых других частях Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Старинная традиция поющих менестрелей, или бардов, была важной частью раннего музыкального (и литературного) развития.

Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.

Узбекский народ популярен своими песнями. Кошук — бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла — песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар — это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин — лапар применяется к свадебным песня «Улан» (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев — соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока.

Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны — эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы — составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

Народные танцы

Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры).

Чаепитие

Когда гость входит в дом, принято сразу же подать на стол свежезаваренный зелёный чай, сладости, фрукты. Попивая чай, гости и хозяева справляются о здоровье присутствующих и членов их семьи, о делах, обмениваются последними новостями. И лишь после этого обычай позволяет переходить к более серьёзным темам или приступать к обсуждению проблем, если таковые имеются.

Во время чаепития и сейчас соблюдается старинный обычай: хозяин (хозяйка) трижды наливает чай в пиалу и выливает её обратно в чайник. Это делается для того, чтобы заварка была затем одинаковой во всех пиалах. Пиалу заполняют чаем не более, чем наполовину: чтобы гостю удобно было её держать, чтобы он не обжёг себе пальцы, чтобы, наконец, поухаживать за гостем лишний раз, демонстрируя ему своё гостеприимство.

Лишь в исключительных случаях нежелательный гость мог получить раньше пиалу, наполненную чаем до краёв. Таким вот дипломатическим образом гостю давали понять, что он здесь «persona non grata» и с ним не хотят вести никаких разговоров. Гость в этом случае выпивал чай и удалялся. Надо сказать, что сейчас этот обычай практически не соблюдается.

Традиции гостеприимства узбеков

Узбекское гостеприимство известно во всём мире. Ароматный плов и чай – неизменные угощения во время приёма гостя. Но я бы хотела выделить не столько кулинарный, сколько культурный аспект.

В Узбекистане есть целый ряд правил, которых должны придерживаться гости и принимающая сторона. В старину женщины и мужчины должны были сидеть за разными столами, сегодня же этот обычай поддерживается лишь в сельской местности.

Чай – обязательная составляющая трапезы. На столе всегда должны присутствовать пиалы с напитком и сладости, однако приступить к еде можно только после молитвы хозяина дома. В ином случае это будет признаком неуважения.

Интересно, что гостям узбеки стараются налить в пиалу меньше чая? Почему? Во-первых, чтобы человек не обжегся, во-вторых, гость может чаще обращаться к хозяину с просьбой передать ещё чай, а тот будет рад ему услужить.

Узбеки – народ общительный, всегда готовый прийти на помощь своим родным, друзьям и знакомым. И сегодня в населённых пунктах Узбекистана действует система общин. При возникновении трудностей у кого-либо из представителей общины остальные стараются помочь.

Так, например, на заседаниях решаются вопросы обучения детей, лечения стариков, помощи небогатым семьям. В знак благодарности за помощь люди угощают своих соседей и друзей пловом.

Хашар

Узбекский народ славится не только гостеприимством, но и готовностью к взаимопомощи. В горе и в радости люди стараются держаться вместе и охотно помогают друг другу. Можно привести множество примеров традиционной взаимовыручки.

Для каждой узбекской семьи очень важным событием является строительство нового собственного дома. Разумеется, для этого приглашаются опытные специалисты. Но наступает момент, когда нужно быстро выполнить определённый объём работ и для этого требуется одновременно много рабочих рук. На помощь строящимся приходят многие: родственники, друзья, соседи, знакомые… Это вступают в силу традиции хашара. Так называют совместную работу в пользу одного или нескольких лиц.

Когда людей оповещают о хашаре, никто, как правило, не отказывается. Заранее обсуждается, какой вид работы и за какое время надо выполнить. Сообща выполняется, затем довольно большой объём работ, который заканчивается общим же обедом или ужином.

Хашар часто организуется и тогда, когда нужно помочь одиноким старикам, больным или инвалидам — например, в ремонте дома или посадке огорода.

В работе принимают участие представители многих национальностей. Узбекский дом строят не только узбеки — корейцы, русские, таджики, татары тоже участвуют. А если корейцу или русскому потребуется помощь, то узбеки тоже охотно придут на хашар!

Утренний плов

обычай традиция узбекский праздник

Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы (‘суннат-туйи’ или бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета. На этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым. Вечером проводится обряд ‘сабзи туграр’ — шинкование моркови, на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания ‘сабзи туграр’ все участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы — ‘бомдод намози’, т.к. первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная и бубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столы и после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в ляганах (большие блюда) — один на двоих. После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся в порядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся подарки — обычно это чапаны (национальные мужские халаты). Поминальный плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы, читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, и столы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов обслуживается только мужчинами.

Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. С принятием ислама многие семейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков вошли мусульманские религиозные обряды. Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой).Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское население.

Менталитет

О манерах местных жителей кратко не рассказать. Не в узбекских обычаях и традициях участвовать в открытых конфликтах и проявлять агрессию – они привыкли к доброте и вежливости в любых ситуациях. Эта особенность национального характера и культуры сложилась в далеком прошлом: веками узбеки занимались торговлей, а оскорбление покупателя не отвечало интересам продавца. Поэтому прямо в просьбе не откажут и моментальное согласие тоже не дадут, традиционный ответ: «Хорошо, хорошо». Только неизвестно, когда обещание будет исполнено – узбек не торопится действовать и принимать решения.


В браке женщина не равна мужчине. По Шариату мужчина может иметь до 4 жен, хотя этим правом почти никто не пользовался и довольствуется одной женщиной. Недавно эта практика была запрещена, разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никах (религиозное бракосочетание) для мужчин, у которых уже есть одна жена. До брака у девушки не может быть интимных отношений, иначе она станет «нечистой» и ни один узбек не захочет ее. В таких случаях женщины обычно выходят замуж за русских.

Дети строго воспитываются, женщина в значительной степени подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда принадлежит мужчине. Жену уважают как хранительницу очага, мать, супругу, но она должна быть покорной и заниматься хозяйством. Даже если она работает наравне со своим мужем (сегодня узбекская женщина может быть ученым и бизнес-леди), это не отменяет приготовление ужина к его приезду.

Как следует вести себя

При посещении священных зданий (мечетей, церквей, синагог) необходимо безоговорочно соблюдать местные обычаи. Некоторые мечети недоступны для не мусульман. За пределами больших городов (Ташкент, Самарканд, Бухара, Нукус) женщинам следует избегать одежды, подчеркивающую фигуру, с обнаженными локтями и коленями.

По Конституции Узбекистан является светским государством, однако в обществе присутствует исламская культура. Провинция и вся Ферганская долина более мусульманские, чем крупные города страны. Это означает, что женщины, путешествующие в одиночку, встретят заинтересованность узбекских мужчин. Со своими девушками узбеки не имеют права открыто устанавливать отношения.

Бешик-туйи

Бешик-туйи (‘деревянная колыбель’) — ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно. Бешик (‘колыбель’) и необходимые для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки. Богато убранный бешик, дастурханы, подарки грузятся в транспортное средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна отправляются в дом родителей. По традиции привезенный бешик сначала берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правое плечо сына, который затем относит его матери младенца. В прошлом, чтобы все помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану(столу) и пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, в соседней комнате в присутствии старых женщин проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки и сыплют на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, и гости расходятся по домам.

Правила поведения узбеков

Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».

Не говорят «нет»

Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.

Сажают женщин за отдельный стол

Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.

Фатиха-туй (помолвка)

Бракосочетание проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются свахи. Одной из основных процедур при сватании является ‘фатиха-туй'(помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд ‘нон синдириш’ (буквально ‘ломать лепешку’).С этого момента молодые считаются обрученными. ‘Фатиха-туй’ заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому изпосредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. По возвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы с подарками и начинают обряд ‘сарпо курар’ (смотрины подарков). Дастархан обычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаются принесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемония завершает ритуал обручения. С момента ‘фатиха туй’ и до самой свадьбы родители молодых решают вопросы с приданным и организационные вопросы, связанные со свадебным торжеством. За несколько дней до свадьбы у девушки проводился обряд ‘киз оши’ (девичник), на который девушка приглашает своих близких и подруг.

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме икрою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар -широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.

Головной убор (тюбетейка)

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка -твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского ‘тюбе’-верх, вершина)является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш)отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив ‘бодом’ — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор ‘илонизи’ (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г.Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырехстручков перца — ‘калампир’; околыш вышит расположенными в рядарочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются ‘крутостью’ орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — ‘Сандали’, ‘Акка икки сум’,’Чимбой’, ‘Суркачекма’ и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике ‘пилтадузи’. Существуют идругие разновидности тюбетеек — ургутская тюбетейка ‘калпок’, бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка ‘гилам дуппи’,китабская и шахрисабзская тюбетейки ‘санама’ и ‘чизма’, ‘тахъя’,’тайха’, ‘чумакли’, ‘куш’ — мужские и женские хорезмские тюбетейки.Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор(символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Гостеприимство и чаепитие

Хотя сами узбеки одеваются довольно грустно – черный цвет и оттенки серого, но они очень жизнерадостные и любят шутить. Гостеприимны, рады поделиться всем, что у них есть. Дастархан должен быть заполнен так, чтобы не осталось свободного места. Здесь присутствую фрукты, ягоды, овощи (особенно дыни и арбузы), лепешки, холодные закуски, а уж о сладостях говорить не приходится.

Издавна путешественника, проходящего мимо, полагалось пригласить в дом, угостить хлебом и чаем. Тот, кто принимает гостей, должен быть приветливым и доброжелательным, уметь искусно подать блюда, проявлять равное уважение ко всем гостям. До сих пор жив обычай потчевать друзей и соседей первыми плодами из своего сада и огорода.

У японцев и китайцев свой ритуал принятия чайного напитка, узбеки тоже трепетно относятся к этому, начиная и заканчивая чаем принятие пищи. Наиболее популярен зеленый чай, черный пьют в Ташкенте. Употребляют без сахара, но добавляют определенные травы и специи. Хозяева вначале накрывают стол, украсив его разными сладостями и фруктами. Затем расставляют пиалы, приносят чайник со свежезаваренным чаем. Хозяин наливает немного напитка в пиалу, потом возвращает его в чайник – и так 3 раза. Наконец заполняет емкость наполовину и подает гостю. Непосвященному человеку кажется, что выполняется какой-то обряд, но на самом деле все гораздо прозаичнее. Сухие листья чая после заливки кипятком слишком медленно отдают свой аромат, а переливание помогает перемешать их равномерно, ускоряет процесс.


Кратко о процессе заваривания. Фарфоровый запарник вначале нагревают, затем сыплют сухие листья, доливают немного (примерно четверть) кипятка. Некоторое время томят на пару или в духовке. А куда спешить? Это Восток. Потом наполняют до половины, оставляют настаиваться, снова подливают горячую воду. Пройдет еще несколько минут, пока его начнут разливать. В некоторых регионах в чай добавляют молоко.

Недоливают напиток для того, чтобы гость не обжегся, но главное – чтобы позже попросил добавить еще, что с удовольствием сделают, так как традиции узбекского народа требую уважительного отношения к путешественнику и заботы о нем. Принося чай дорогому гостю, они прикладывают правую руку к сердцу – в знак уважения. Шутка: узбек такой жадный – он не только наливает половину чая, но и цепляется за свое сердце!

Чайхона (чайхана) – такой же непоколебимый элемент местных традиций, как и чай. Социальная жизнь сосредоточена на мечетях, базаре и чайных. В чайхоне, спрятавшись от палящего солнца, люди беседуют, отдыхают, делятся новостями и обедают. Кроме чая можно заказать поесть, а также вино или пиво. Узбекистан – мусульманская страна, где алкоголь разрешен законом.

Узбекская свадьба: обычаи и традиции

Особый размах и соблюдение множества традиций – вот главные отличительные черты по-настоящему колоритной узбекской свадьбы. Чем она отличается от европейской и каковы ее особенности, именно об этом спешит рассказать вам портал Свадебка.ws.

Свадьба в Ташкенте: узбекские обычаи от начала и до конца торжества

Восточная нация всегда отличалась широким масштабом празднества. И когда дело доходит до свадьбы, гуляние точно не обходится одним днем. Только вот торжество не ограничивается банальной росписью в ЗАГСе и посиделками за праздничным столом. Перед заключением брака обязательно происходит помолвка – фатиха-туй, на которой мать невесты получает дары от родителей жениха. Это чаще всего деньги, баранина, национальные вкусности и дорогие ткани. Узбекская свадьба просто пропитана интереснейшими традициями и обычаями. С чего же начинается церемония бракосочетания и как организовать современную свадьбу на Востоке?

Утренний плов

Привычное нам свадебное утро представляет собой сборы жениха и невесты, встречу с родственниками и небольшой фуршет. Узбекская свадьба же начинается с утреннего плова, который стряпают в семьях жениха и невесты. Между прочим, мероприятие обязательно проводится рано утром и на него допускаются только особы мужского пола. Иногда приготовлениями занимается только семья жениха, отправляя часть потчевания к дому невесты вместе с поздравлениями. Сегодня данная узбекская традиция на свадьбе поддерживается несколько в ином формате и угощение пловом организовывается в кафе или чайхане в Ташкенте и других городах, освобождая хозяев от лишних хлопот.

Церемония или официальная часть

После утреннего плова жених в сопровождении близких родственников спешит к дому невесты. Девушка, облаченная в свадебный наряд с закрытым фатой лицом, ожидает возлюбленного в отдельной комнате вместе со священнослужителем – имамом. Далее молодым необходимо совершить несколько обычаев:

  • Медовое угощение, во время которого жених отведает немного меда и даст попробовать его невесте со своих рук. Такое действие является символом сладкой жизни. В завершении обряда молодым необходимо увидеть друг друга в зеркале, в которое ранее никто не смотрел.
  • Подарки для невесты, которыми щедро одаривает жених. Возлюбленная может получить в дар браслеты и часы с руки ее мужчины. Главное условие – жених сам обязан одеть их на руки невесте.
  • Расстилание скатерти для трапез – дастархана, является завершающим обрядом перед заключением брака. На нее выкладывают лепешки и сладости, призывая к дому жениха с невестой богатую жизнь.

Никой туй или пышная узбекская свадьба

Выкуп невесты

Да, не удивляйтесь, этот обычай принято проводить именно после основного гуляния свадьбы. Как проходит выкуп невесты? Жених с невестой приходят в специально отведенную для них комнату, где молодую уже ожидает подруга или близкая родственница – янга. Она переодевает девушку, готовя ее к первой ночи с супругом. Именно янга требует выкуп за первую брачную ночь и только после этого молодожены могут остаться наедине.

Келин салом или приветствие невесты

Следующее утро или по иной версии, спустя три дня, начинается с еще одной традиции узбекской свадьбы – приемом в новую семью, Келин салом. Родители и родственники жениха собираются во дворе, где одаривают молодую жену дорогими подарками. Невестка обязана низко поклониться каждому. Именно после этого обычая девушка становится полноправным членом новой семьи.

Особенности национального менталитета

Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.

Решают проблемы всем миром

Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решение. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.

Еще недавно были многоженцами

Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.

Женятся по воле родителей

Узбекские народы проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.

Платят калым за невесту

Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.

Узбекские невесты: особенности свадебного наряда

Особого внимания заслуживает традиционный свадебный наряд узбекских невест. В прочем, у невесты всегда есть возможность выбрать европейское платье для торжества. Каким должен быть национальный свадебный наряд, об этом портал Свадебка.ws расскажет ниже.

Изготавливают платье из хан-атласа – одного из видов шелковой ткани, широко используемой в Узбекистане. Под платье невеста обычно надевает шелковые штаны-шаровары. Поверх свадебного платья одевается умело расшитая безрукавка, халат из шелка или бархатный камзол, расшитый золотыми нитями.

Особенно акцентируют внимание на головном уборе невесты. Национальный Типля-кош – кокошник, декорированный большим количеством подвесок и ажурной вышивкой. Лицо девушки обязательно прикрывает вуаль.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]