Сватовство, помолвка, сговор — Предложение руки и сердца.
Сватами в старину называли людей, которым поручалась ответственная миссия — устроить свадьбу. Найти хорошую невесту или жениха помогали профессиональные свахи, а иногда в роли свата выступал кто-то из родных или даже сам отец.
Обычно сваты от жениха приходили в дом невесты и вели переговоры с ее отцом, если он давал добро, то сваты приглашались на смотрины, чтобы познакомиться с невестой лично и оценить ее.
Когда все проходило удачно, совершался сговор — окончательная договоренность о свадьбе и размере приданого. После этого устраивали праздник — помолвку. На ней о решении двух семей породниться рассказывали всему честному народу и раздавали угощения. В деревне помолвка представляла собой довольно скромный ужин, а в дворянских усадьбах — это был бал, который начинался с вальса жениха и невесты.
Вместо сватовства девушки ждут предложения руки и сердца от своего возлюбленного. Желательно в романтической обстановке с цветами и колечком.
Сейчас обряд сватовства стал пережитком прошлого, хотя родителей молодых по-прежнему называют сватами. Вместо сватовства девушки ждут предложения руки и сердца от своего возлюбленного. Желательно в романтической обстановке с цветами и колечком.
Если раньше сваты должны были произвести впечатление на родителей невесты, то сейчас жених должен покорять свою невесту сам. Некоторые мужчины делают очень оригинальные предложения, чтобы окончательно завоевать сердце любимой, растрогать ее до слез — в такой ситуации она точно не сможет отказать.
Если девушка отвечает «да», то это же событие называют и помолвкой. Его же можно считать и сговором, потому что решение пожениться девушка и молодой человек сегодня принимают самостоятельно, без участия родителей. Современные влюбленные со дня предложения меняют свой статус в соцсетях с «в отношениях» на «помолвлен/помолвлена».
Древняя Русь (целомудрие!)
Женщина!.. Хранительница домашнего очага, хранительница добрых отношений семейных ценностей, Любви и Верности!
Основным цветом красоты и радости на Руси был красный, отсюда и пошло выражение: «красна-девица»
.
На Руси очень ценилась девственность девушки! В 953-ем году Княгиней Ольгой был издан указ: на секс-свадебную тему и звучал Так:
от ныне за бездевственность теперь была введена денежная или вещевая компенсация!
После этого по настоящему девственность стала уважаема и ценна, бездевственность же считалась позором.
Кстати! Временем позднее в 967-ом году Святослав (сын Ольги) , издал указ, который излагалсяТАК
:
«отныне лишение девственности – прямая обязанность мужа и его достоинство»
На Руси были следующие традиции: после первой брачной ночи гостям выносили окровавленную простыню или рубашку новобрачной. Иногда ее заменяли веником, перевязанным красной лентой. В некоторых регионах, была такая традиция:если новобрачная оказалась девственницей, на радостях били посуду!
Женщины же, которые вступили в брак не девственницами, как правило, ждало печальное будущее: в семье мужа они подвергались всяческии-разным унижениям, должны были выполнять самую трудную и грязную работу. Помимо этого, муж часто колотил жену в т.ч. кнутом просто за грех (без комментов!). Если после свадьбы рождался ребенок у мужа были все основания подозревать, что он не от него, и чаще всего бывало так: доставалось не только жене, но и соответственно ребенку то-же попадало, что я считаю не правильным, дети не при чём,но врядли раньше это понимали!?
Если жена обвинялась в измене, к ней могли быть применены так называемые самые позорные наказания. Одним из них было острижение волос
, что считалось вообще для женщины на Руси постыдным позором!
Очень ценили заплетённые косы, восхищались ими!
Незамужние девушки носили косы распущенными по плечам, а замужние укладывали вокруг головы ободком. Если муж узнавал об измене, то имел полное право намотать ее косы себе на руку и обрезать, после чего она боялась показываться на людях это считалось позором.
В некоторых селах и деревнях жен-изменщиц: водили по улицам раздетыми догола с венками из репьев на головах, а прохожие бросали в них камни…
Наказывали и вдов-блудниц, охмуривших чужих мужей из семьи. Обманутая жена могла разбить окна в доме разлучницы отрезать ей косы и да-же поджечь дом.
А В Казацкой среде пошли в этом деле ещё дальше: за измену жену, привязывали к лошадиному хвосту и лошадь пускали по полю, или полностью раздевали и привязывали к дереву, оставив на съедение насекомым! (жуть).
Даже у «элиты» времён Ивана Грозного, очень ценилась девственность, а не девственность каралась! В пример можно поставить самого Царя! В ноябре 1573 г. царь Иван Грозный женился в пятый раз на Марии Долгорукой. Она оказалась не девственницей! Наутро царь повелел ехать в Александровскую слободу. Там по приказу Грозного грешницу бросили в вырубленную во льду прорубь, там она и утопла.
Такого обмана Царь ни как не ожидал не простил, конечно жёстко, но это была борьба за нравственность!
А пришли мы к тому, что голубятня на экране!)))) Не туда свернули…
Целомудрие это-чистота отношений! А чистота это залог здоровья!
Чистота-Лучшая красота!
От чистого сердца-Чисто зрят очи!
До этого всего, мною выше написанного девственности лишали волхвы (в.т ч. не традиционными методами). НО это было до и это уже… совсем другая история!
Напишите в коммент: стоит ли дальше писать на подобные темы про традиции древней Руси?
ЛАЙК! если понравилась статья!
Смотрины невесты — Знакомство с родителями.
Смотрины невесты сегодня можно сопоставить со знакомством с родителями. Оно не всегда происходит после предложения руки и сердца, часто даже до него. Тем не менее и сейчас это очень важный момент в жизни каждой молодой пары. Если мужчина решает представить свою возлюбленную родителям, значит он относится к отношениям очень серьезно. То же можно сказать и о девушке.
Каждый из пары обычно волнуется перед первой встречей с родителями любимого человека, готовится к ней и хочет произвести хорошее впечатление. Девушки больше переживают за встречу с мамой любимого, а мужчины — за встречу с ее отцом. То, как родители оценят вторую половину своего сына или дочери, может сильно повлиять на отношения пары в будущем. Если знакомство проходит хорошо, то вероятность того, что молодые поженятся, сильно возрастает.
Как на Руси выбирали невест?
Красота и здоровье – в цене во все времена. Древняя Русь – не исключение. В старину существовали особенные стандарты, по которым подбирали будущих жен, и далеко не всякая девушка считалась потенциальной невестой. Так кого же женихи не жаловали и обходили десятой дорогой? Попробуем разобраться.
Свахи традиционно были основной «движущей силой» брака. Они всегда точно знали, где на селе есть девица на выданье, какого она здоровья, что имеет за душой и какова в хозяйстве. Они пристально следили, насколько девушка трудолюбива, оценивали внешность и покорность родителям. Немаловажен был возраст претендентки и особенные признаки, как говорится, «на перспективу».
Худышки не в цене
Худых на Руси откровенно не любили. Женихи их не жаловали. Почему? Все очень просто – излишне стройная молодуха могла быть «яловой», то есть, бесплодной. Даже современная медицина признает, что худоба не способствует зачатию и деторождению.
Считалось, что «ялица» не сумеет забеременеть. А если чудо все же случится, есть огромный риск мертворождения или потери дитя. К тому же, эти девушки, как правило, имеют узкий таз. В старину такие роженицы часто не могли разрешиться от бремени и умирали в родах. В большинстве случаев погибал и ребенок.
Худоба признавалась болезненностью. Достаточно вспомнить полотна с изображениями пышущих здоровьем румяных крестьянок. Только такие девицы считались идеалом. Ведь на женскую долю выпадало не только венки по полям плести, но и тащить на себе домашнее хозяйство. А это – многочисленные дети, огород, дом. Одним словом, требовалось невероятное количество энергии и сил. Излишне худая девушка с подобным бы не справилась.
Бытовало и такое мнение, что если невеста излишне худа, ее семья небогата. Крестьяне зажиточные желали видеть парой своему наследнику только равную по положению. Нахлебников не терпели и откровенно сживали со свету. Иными словами, худоба признавалась своего рода признаком вырождения, фатальным недостатком. Перспектив у подобной девушки выйти замуж было призрачно мало.
Целомудрие
Что бы ни говорила художественная литература, вопрос девственности среди крестьян стоял не слишком остро и не особо волновал потенциального жениха и родню. Напротив, женщина с ребенком ценилась намного больше той, что еще не познала счастья материнства. Ведь это значило, что невеста здорова и детородна. Следовательно, без особых проблем подарит будущему мужу наследников.
Внешность
Вопрос внешности для девицы на выданье был одним из острейших. Даже небольшая царапина могла испортить дело при сватовстве. То же относилось к банальному насморку или едва заметной болячке. Свахи примечали такие мельчайшие детали, которых не видел никто. Выровнять вышеуказанную ситуацию могло лишь богатое приданое.
Наличие у девушки какой-то болезни или (боже упаси!) увечья навсегда переводило ее в разряд «бракованных». Вопрос замужества для нее снимался. Родимые пятна на теле также считались признаком скрытой хвори.
Невест накануне свадьбы неусыпно охраняли, залечивали мельчайшие царапины и даже кормили только из родительских рук. Ведь во все времена находилось много доброжелателей, мечтающих сорвать бракосочетание. Подобная ситуация имела место в истории России. Желание государя Михаила Федоровича жениться на Марии, небогатой дворянке, натолкнулось на родительское противодействие.
Царица-мать невзлюбила будущую сноху, и девушка внезапно заболела. Причина открылась позже – пирожные с испорченными сливками, подсунутые «любящей свекровью». Мария выздоровела, ее организм оказался крепким. Однако помолвку пришлось расторгнуть. Так женское коварство повлияло на жизни молодых людей и, возможно, судьбу Руси.
Возрастной ценз
Возраст 12-15 лет считался идеальным для вступления в брак. При этом 12 лет – для девочек, 15 лет – для мальчиков. Примерно схожий возрастной «разброс» (2-3 года) существует и сейчас. Говорят, идеальная разница супругов – именно 2-3 года. Это мнение, безусловно, спорно, но имеет право на существование.
Если девушка не выходила замуж до 18 лет, она считалась «перестарком» и рисковала навеки остаться одинокой. Существовало общепринятое мнение, что такие невесты в чем-то «ненормальны», свахи ими уже не интересовались. Ведь только так «объяснялось» нежелание женихов связать с ними свою судьбу. Кто же захочет брать «бракованный товар»?
Древние традиции весьма интересны. Многие из них бытуют и по сей день. Наше право – соглашаться с ними или нет. Ведь счастье не имеет возраста и внешности. Оно – в душе.
Помолвка — Время подготовки к свадьбе.
Помолвкой раньше называли не только праздник по поводу решения молодых пожениться, но и все время, которое проходило до свадьбы. Помолвка могла длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а иногда — случалось и такое — она расстраивалась. То есть свадьбу по каким-то веским причинам отменяли.
Сейчас пары к свадьбе готовятся за разное время, так как мнение о том, каким должно быть торжество у всех разное. Некоторые устраивают скромный праздник с ужином, а другие — яркое торжество, продуманное до мелочей. В первом случае на подготовку хватит и месяца, а во втором — свадьбу организуют от полугода до полутора лет.
Когда жениться в наше время
Большинство современных молодых людей избавлены от необходимости вступать в брак по воле родителей и в раннем возрасте, хотя и не везде. Представители некоторых культур и национальностей и сегодня следуют вековым традициям, заключая браки как можно раньше.
В нашем же обществе ранние браки скорее не приветствуются, чем поощряются. Если говорить о предпочтениях современных девушек, то они, согласно статистике и опросам, предпочитают сочетаться браком в возрасте примерно 25 лет. В довольно большом проценте случаев, на решение о замужестве влияют веяния западных культур и социально-экономические факторы.
Несколько иначе обстоит дело у мужчин. Бытует мнение, что мужчину трудно привести в ЗАГС, так как он боится брака. Это утверждение не совсем верно. Согласно исследованиям психологов, страх женитьбы у мужчин бывает только в определенном возрасте.
Согласно тем же исследованиям, мужчины считают оптимальным возрастом для создания семьи возраст после 27 лет. Связано это с тем, что в обществе существует представление об идеальной модели поведения истинного мужчины, согласно которой прежде чем вступать в брак, он должен подготовить материальную базу и реализовывать себя на работе.
Ещё одним интересным результатом исследований стало подтверждение расхожего мнения о том, что между супругами должна быть некоторая разница в возрасте, но не слишком большая: наибольшее число разводов встречается среди вступивших в брак «одногодок». При этом семьи, в которых возраст супругов на момент заключения брака был ближе к 30 годам, являются более счастливыми и число разводов значительно ниже.
Впрочем, идеального рецепта счастливой женитьбы не существует. Можно пожениться в 18 и прожить долго и счастливо, а возможно и другое развитие событий. Как бы то ни было, главное — совершать этот поступок осознанно, принимая на себя ответственность за принятое решение. Немаловажный момент — взаимное уважение и взаимопонимание. Ну, и любовь, конечно!
Девичник.
Современные девичники кардинально отличаются от тех, что проходили в старину. Сегодня это яркая веселая вечеринка, на которой подружки невесты поздравляют ее (часто шуточно), радуются ее счастью, а сама невеста наслаждается их вниманием. Конечно, повод для радости есть — невеста выходит замуж за любимого, ее судьба устраивается, как ей хочется, с этим ее можно только поздравить. А нота грусти, связанная с прощанием с «холостой» жизнью сегодня, скорее, символическая.
В старину же все было не так весело. Несмотря на то, что свадьба была важным и позитивным событием в жизни любой женщины, в нем была и большая ложка дегтя.
Во-первых, очень молодую и неопытную девушку забирали из родительского дома в чужую семью. Несмотря на все предсвадебные мероприятия, было абсолютно не известно, как ее в этой семье примут, найдет ли она общий язык с родственниками мужа и насколько удачно сложится ее жизнь. Во-вторых, невеста до свадьбы могла вообще не видеть своего жениха и не знать его. То есть после свадьбы ей предстояло вступить в близкие отношения с совершенно чужим человеком. Так что и сама девушка и вся ее родня сильно переживали.
На девичник собирались подруги невесты и все ее родственницы, они дарили ей подарки и пели жалобные песни. Невесте же полагалось плакать. Считалось, что если она будет лить слезы до свадьбы, то ее замужество сложится удачно.
Мы создаем общение
Остаться незамужней – вот каким было самое худшее несчастье для девушки на Руси. К выбору невесты в старые времена подходили очень тщательно, а выйти замуж было гораздо сложнее, чем сегодня. Кроме внешних данных, существовало множество критериев, по которым женихи подбирали себе избранницу. Чтобы быть завидной невестой, нужно было обладать множеством навыков, хотя даже это не гарантировало удачного замужества.
Когда говорят о русских девушках, многим представляется пышнотелая, крепкая девица с румянцем на щеках. Такими мы часто видим их на старинных картинах и фотографиях. Да, тяжелый труд на земле, которым занималось большинство крестьян, был не под силу изнеженным и слабым.
Когда наступало время жениться, мужчины старались выбрать в жены дородную девушку. Не стоит путать дородность с лишним весом. Активная, с развитыми мышцами и хорошим цветом лица – вот идеал русской невесты, которая должна была работать в доме, огороде, в поле, прясть и ткать, рожать детей и ухаживать за ними. Худая и слабая девушка вряд ли бы смогла справиться со всеми делами, ведь в те времена не существовало стиральных машин, утюгов, памперсов, швейных машинок и прочих «упростителей» быта.
Кроме способности к труду женихов интересовала и способность к деторождению. Жениться на ялице, а так называли женщину, которая не могла родить детей, боялся каждый. По наблюдениям, сильная худоба могла означать проблемы с рождением малыша. Узкий таз нередко приводил к смерти матери и ребенка, поскольку уровень медицины был далек от современного. А ведь смысл брака – наследники, продолжение рода, бесплодная семья считалась проклятой Богом. Вот и приходилось родителям откармливать дочерей, чтобы выдать замуж и «заморочить» голову свахе, которая проводила осмотр невесты.
Худые и слабые девушки чаще болели. Чахотка (народное название туберкулеза легких) одним из симптомов имела сильное снижение веса. И еще один важный момент – тощая девушка в большинстве случаев была из бедной семьи, где обеспечить ей качественное и калорийное питание не было возможности. А кому нужна беднячка?
Не везло и девушкам, у которых были на теле родимые пятна. Это сегодня пикантная родинка считается индивидуальным украшением, а раньше ее бы назвали отметиной нечистой силы.
Невысокий шанс выйти замуж был у бесприданниц. Объем приданого имел огромное значение для привлечения женихов – чем он дороже, тем лучше. Тайны из приданого не делали, наоборот, о нем с гордостью рассказывали, всячески стараясь набить невесте цену. От зажиточности семьи зависело, что именно будет предложено потенциальному жениху. Бедные семьи собирали одежду, посуду, белье, скатерти, занавески. Семьи богатые к этому добавляли деньги и драгоценности.
Пока невеста взрослела, приданое ждало своего часа в сундуке. С развитием общества оно постепенно заменилось на деньги, фамильные реликвии, недвижимость. Невеста, чье приданое было богатым, могла рассчитывать на такого же богатого мужа. Однако очень часто родители старались выдать дочь за знатного человека, не обращая внимания на его финансовое положение. Простая девушка с хорошим приданым и знатный, но бедный жених – вот яркий пример единения богатства и титула.
Сегодня вряд ли кому-то придет в голову считать восемнадцатилетнюю девушку старой для замужества. А в старину, когда замуж могли выдать и в 12 лет, ее бы назвали перестарком, а сваты не захотели бы иметь с ней дело. Если никто не позвал замуж, видать, слишком разборчива, или же характер плохой. Известно, что княгиня Марфа Мезенцова заплатила невероятно большие по тем временам – пятьсот рублей – отступные жениху, и все ради того, чтобы он взял в жены ее внучку, княжну Авдотью, которая славилась своим вздорным нравом.
Девушка, которая так и не смогла найти себе мужа, становилась вековухой, седой макушкой, непетым волосьем – такие неприятные прозвища на Руси давали старым девам.
С 1775 года указом Синода возраст вступающих в брак был законодательно установлен: девушки могли выходить замуж с 16 лет, а юноши жениться – с 18 лет. Без согласия родителей пара не могла связать себя узами брака.
Первый указ о том, что невесты и женихи должны иметь хотя бы какое-то образование, издал Петр I в начале 18 века. К девушкам особых требований не предъявлялось, но грамоту знать следовало. Невеста должна была уметь написать свою фамилию, иначе «замуж итит[ь] не допускать». В 1714 году Указ о необразованных запретил жениться дворянским детям, не имеющим минимальных знаний.
Представители разных сословий могли состоять в любовных отношениях, но браки между ними не одобрялись. Культуролог В. Байдин отмечал в своей книге «Женщина в Древней Руси» о том, что холопки или крестьянки могли при самом благоприятном исходе считаться «меньшицами», по сути наложницами или вторыми женами. При этом отношения объявлялись не соответствующими церковным установлениям.
Различия в сословных статусах приводили к тому, что любовные связи так и оставалась «шашнями», не приводившими к браку. Хотя жена-простолюдинка могла выйти замуж за дворянина и получить титул. Сегодня невозможно сказать, насколько частыми были браки, подобные тому, что был заключен между графом Шереметевым и крепостной актрисой Ковалевой-Жемчуговой.
Женщины уходили в монастырь как по своей воле, так и в наказание за какую-либо провинность. Царевна Софья, сестра Петра I, его первая жена Евдокия Лопухина, Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III – вот лишь некоторые женщины, которые были сосланы в монастырь.
Добровольный уход практиковался достаточно широко. Например, уневестила себя Христу преподобная Ефросинья Полоцкая.
Причины, толкавшие женщин на такой поступок, могли быть разными – от неистовой веры до попыток спрятаться от каких-то проблем. Но в любом случае, уходя в монастырь и сменив радости мирской жизни на молитвы и затворническую жизнь, эта категория девушек выпадала из «базы» невест.
Выкуп невесты.
Сегодня выкуп невесты превратился в развлечение для гостей свадьбы, хотя многие женихи до сих пор волнуются перед ним и учат накануне день рождения тещи и номер паспорта невесты. Многие пары отказываются от этой традиции, потому что считают ее некрасивой и бесполезной.
В старину же выкуп был самым настоящим. Путь жениху к дому невесты преграждала вся деревня. Ему приходилось убирать с дороги бревна, сражаться на кулаках и платить серьезные деньги, перед тем, как забрать девушку.
Венчание — Выездная свадебная церемония, регистрация брака в загсе, венчание.
Когда-то все влюбленные венчались в церкви, сегодня это делают далеко не все. Церковный обряд заменила светская церемония. Более того, сейчас буквально на наших глазах происходит еще одна замена — реальные «законные» церемонии в загсе сменяются символическими выездными регистрациями.
Красивая форма церемонии и искренние (часто написанные собственноручно) клятвы перед близкими становятся важнее штампа в паспорте. Молодые хотят сделать свадьбу своей мечты — в живописном месте, со стильным оформлением и с профессиональным ведущим церемоний.
Некоторые пары следуют традиции и проводят еще и венчание, а кто-то просто заезжает в церковь в день свадьбы и просит у батюшки благословения.
Свадебный пир — Свадебный банкет.
Традиция устраивать шикарный ужин после свадебной церемонии продолжает жить. Раньше проходили два пира — в доме жениха и в доме невесты, сегодня торжество одно и часто — в ресторане. Многие семьи до сих пор самое большое внимание уделяют именно праздничному меню. Нельзя, чтобы гости не напились и не наелись или посчитали блюда невкусными, для русского человека это очень важно.
Хотя современные свадебные организаторы часто настаивают на том, что атмосфера праздника и его красота важнее, чем свадебный стол. Возможно, когда-нибудь большинство пар будут считать точно также.
Многие пары сегодня, как и в старину, перед пиром получают благословение родителей с караваем. Хотя кто-то отказывается от этой традиции.
Свадебные обряды и традиции у древних славян
Церемония бракосочетания – это в какой-то степени мистическое действо, ведь ещё вчера совершенно чужие и незнакомые друг другу люди после проведения определенного обряда вдруг становятся одной семьей, единым целым.
Как и большинство исторических фактов, о жизни древних славян в первую очередь мы узнаем из «Повести временных лет». Нестор летописец писал, что именно во время свадебного обряда проявляется нравственная сущность того или иного народа.
Поляне считались мирными людьми, которые почитали церемонию бракосочетания как священную, а мирную жизнь и взаимопонимание в семье – непреложным условием для будущей совместной жизни. Свадеб в то время не праздновали так, как сейчас празднуем мы. Невесту просто приводили в дом её будущего жениха.
У древлян же каких-то определенных моральных устоев не было, поэтому в этом народе было принято воровать невест. Вот только сложно утверждать, было ли это спонтанным решением или же между будущим мужем и женой были какие-то определенные договоренности.
Вятичи, северяне и радимичи, как правило, жили в лесах. Браков они обычно никаких не заключали, но зато они устраивали специальные представления и игрища, на которых представители нескольких поселений (мужчины) похищали для себя будущих жен. Тут также не исключено, что пары заранее договаривались о том, кто с кем будет. К тому же в этих народах было принято многоженство.
В основном все языческие свадебные традиции и свадебные обряды можно разделить условно на два типа:
- «ведение» жен, когда вслед жениху да и самой невесте несли приданное, что чем-то даже напоминает традиционный славянский брак;
- «похищение» невесты, грубый вариант, конечно, но он до сих пор популярен у многих народов даже сегодня.
С развитием общества развивалась и расширялась новыми традициями и свадебная церемония славян. По истечению определенного промежутка времени она приобретала определенный смысл и порядок. Также, начали появляться новые божества, а самым веселым и добрым из них был Ладо – бог благополучия и любви. Славяне поклонялись ему и в его день заключались чаще всего брачные союзы. Сегодня же таким днем можно считать день святого Валентина, когда все пары стремятся заключить брак именно в эту дату.
Брак на Руси во время христианства
Киевская Русь приняла христианство в конце IX века в 988 году. Новые свадебные христианские традиции входили в жизнь простого народа с большим трудом. Одно из самых главных нововведений – освещение брака в церкви. Правда, привить эту традицию славянам православной церкви до конца не удалось, и поэтому это правило не было обязательным, а каждый народ продолжал отмечать свадьбу как мог.
Многие свадебные обычаи и традиции были заимствованы из других народов. Так, к примеру, из Греции мы позаимствовали обряд обмена кольцами, а также фата (покрывало) на голову невесты, венки, свадебные свечи, и в конце ритуал соединения рук новобрачных.
Античных жениха и невесту было принято осыпать зерном, деньгами и хмелем, а наш русский каравай лишь переделанная древнеримская традиция.
Интересный факт: любовь и свадьба между собой никак не пересекались. Как считают социологи, брак по любви и взаимному согласию стал возможен лишь в начале XX века, когда женщины получили некоторые права. В древние времена же играли свадьбу не юноша и молодая девушка, а их семьи, которые хотели породниться ради взаимной выгоды. Так было заведено как у крестьян, так и у знати.
Время для свадьбы напрямую зависело от работ на поле или в хозяйстве, а помимо этого появились ещё и церковные запреты. Например, во время поста жениться было запрещено, также и накануне великих христианских праздников, во время Масленицы и Пасхальной недели, накануне пятницы или же среды, и, конечно же, в мае, так как в народе даже ходило поверье, что те, кто женится в мае, будет «всю жизнь маяться».
Жениться девушкам приходилось в возрасте 12-13 лет, но уже к этому времени они были полностью подготовленными хозяйками и знали все свадебные обычаи. Даже приданное уже было кое-какое накоплено для свадьбы. Самое главное для молодой невесты – суметь вышить своими руками подарок для своего будущего супруга, всем гостям и его семейству.
Древние народные свадебные обряды и традиции русские
Впервые друг с другом молодожены знакомились во время собственного венчания. Очень редко им везло, поэтому не случайно, что у славянок было столько «плачей». Народные свадебные обряды и традиции у славян состояли из нескольких этапов:
- Сватовство;
- Смотрины»
- Рукобитье (сговор) – определение и назначение даты свадебной церемонии, подсчет расходов и т.д.;
- Вытие – плач молодой невесты в доме родителей по поводу будущего расставания и грядущих перемен. На этом этапе мать расплетала косу своей дочери;
- Девичник – невеста все также продолжает плакать, подружки помогают ей доделать подарок жениху и его семье, а после девушку моют в бане;
- Выкуп невесты;
- Венчание;
- Свадебное застолье.
В Древней Руси каждому свадебному этапу соответствовал ряд традиций, которые выполняли определенные люди. Так, например, сваха должна была снять с невесты девичий венок, закрутить волосы и надеть на её голову уже кику (женский головной убор). Поверх которого надевали ещё и покрывало. Когда отец отдавал свою дочь мужу, он слегка бил её плеткой, чтобы мужа слушалась, а после передавал эту плетку её будущему супругу.
Свадебный пир был испытанием не только для гостей и их желудков, но и для самих молодых. Длился он, как правило, целых три дня. За столом для молодых места не было, поэтому они сначала принимали поздравления от всех своих родичей, а после отправлялись в специально устроенное для них свадебное ложе в сеннике с оберегами и символами.
На второй день свадьбы молодоженов уже садили за стол, а после застолья их вели в баню, сваха показывала всем желающим рубаху невесты, на которой должна была быть кровь в качестве подтверждения её невинности. На третий день свадьбы молодая новоиспеченная жена демонстрировала всем желающим свои хозяйственные навыки, а гости лишь изредка ей помогали.
Свадебные обряды и традиции России сегодня
В современной свадьбе соединились не только традиции славян, но и обряды современные, связанные с реалиями и возможностями нашего времени, а также красочные свадебные обряды других стран. Традиционные моменты современной русской свадьбы:
- Сватовство;
- Выкуп невесты;
- Регистрация брака в ЗАГСе;
- Венчание в церкви (по желанию молодых);
- Поездка или прогулка по красочным местам города с фотографом;
- Свадебный банкет с содержанием некоторых традиций (снимание фаты и надевание платка на голову, танец молодой жены и незамужних девушек, бросание свадебного букета и т.д.).
Особое значение у выкупа невесты, так как именно эта традиция, в основном, задает ритм всему празднику, так как он должен быть интересным, веселым и запоминающимся. В зависимости от фантазии организатора, его проводят в самых различных стилях: романтическом, пиратском, сказочном и т.д.
Свадьба – это одно из событий в нашей жизни, которое навечно остается в памяти молодых, а вот традиции в древности были направлены на охрану будущей семьи от различных бед и дурного сглаза.
Первая брачная ночь.
Несмотря на то, что суть этого события сильно изменилась, остаются пары, которые по-прежнему придают ему важное значение. Романтическая обстановка, красивое белье, музыка — молодые стремятся сделать эту ночь необыкновенной. Правда, есть и те, кто заявляет, что сладко спали всю первую брачную ночь, потому что свадьба все же утомительное мероприятие.
Как бы там ни было, хорошо одно: сейчас родственники жениха не проверяют наутро была ли невеста девушкой до свадьбы. Личное остается личным — это правильно.
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 200813
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Тещины блины — Второй день свадьбы.
В день свадьбы основное торжество проходило в доме жениха. А на второй день гости ехали в дом невесты, там теща должна была встретить зятя с блинами. Сегодня часто свадьбы тоже не обходятся одним днем. Праздник продолжается и на второй, уже в более неформальной обстановке. Летом часто устраивают выезды на природу.
За сотни лет своего существования свадебное торжество, конечно, сильно изменилось, но многие его элементы сохраняются до сих пор. Сила осмысленных традиций очень велика, через них мы ощущаем связь с прошлыми поколениями.
Свадьбы на Руси: как они проводились?
В соответствии с рекомендациями «Домостроя» жених должен был прибывать к дому невесты на собственном аргамаке. Женихи попроще, как правило, ехали в украшенных санях. Во всех слоях общества стремились сделать свадебный поезд побольше, разукрасить коней и сани лентами, цветами, разноцветными подзорами и вышитыми полотенцами. Обязательным атрибутом были колокольчики и бубенцы, заранее предупреждавшие о приближении жениха со свитой к дому невесты. Родители жениха обычно в дом невесты не ехали, с этого момента их функции на период свадебных торжеств брали на себя посаженные отец и мать.
О том, что жених может выезжать за невестой, обычно оповещал посыльный, отправленный будущим тестем. Эти обязанности мог выполнять дружка или полудружье. Первыми во двор отца невесты отправлялись друзья жениха, дружка или тысяцкий, которые должны были заплатить символический выкуп за право входа в дом жениха. Обычно выкупы за право входа жениха в дом и за невесту платились не деньгами, а небольшими подарками, сладостями, желающим могли и чарку налить. Прибывших рассаживали за столом. Непосредственно к невесте отправлялась только посаженная мать жениха или его родственница, которая должна была убедиться, что та готова к выходу.
До конца XVIII века сначала в доме невесты проводили обручение. После него молодые впервые прилюдно могли поцеловаться. Затем молодых готовили к венчанию, обязательным элементом было расчесывание волос и заплетание косы невесте. Гостям в это время от родителей невесты подносили небольшие подарки (обычно платок) и ритуальное угощение: сыр, хлеб и вино, после чего могло последовать короткое застолье. Одновременно с посыльными от родителей невесты хлеб, сыр и платки посылали родителям жениха и всем приглашенным на свадьбу, которые не присутствовали на обручении в доме невесты.
Когда к гостям выводили молодых, их обсыпали хмелем и зерном, а дружка или тысяцкий просил родителей невесты: «Благословите детей своих идти к венчанью». Получив благословение, жених за руку выводил невесту из дома и помогал сесть в сани. Сам он должен был до церкви ехать в своих санях или верхом. К церкви отправлялся уже объединенный свадебный поезд. В ряде мест родители молодых в церковь не ездили, в этом случае они и часть гостей с их стороны после отъезда молодых отправлялись в дом жениха.
После венчания молодой муж садился в сани вместе с женой, если же он ехал верхом, вместо него с молодой садился его представитель или его посаженная мать. Родители жениха встречали молодоженов перед широко распахнутыми воротами во двор, иногда, чтобы сделать проезд широким, даже разбирали часть забора. Обязательным элементом встречи был каравай хлеба, который молодые надкусывали, стараясь «отхватить» кусок побольше. В ряде мест кроме каравая молодым выносилось решето, как символ того, что молодоженов будут миновать беды, уходя словно вода сквозь решето.
Когда молодожены входили во двор, их обсыпали зерном и хмелем. Затем молодоженов отводили в отдельное помещение, где для них было приготовлено небольшое угощение, обычно символическое, с пожеланиями счастливой жизни, богатства и многочисленного потомства. На северо-западе Руси для этого использовали рыбный пирог и молоко с клюквой — «чтобы деток было много, как рыбы в реке, да были они крепкими — кровь с молоком».
У молодоженов появлялась возможность немного передохнуть перед свадебным застольем, но главное — в это время проходило переодевание и причесывание молодой, которой теперь полагались женская прическа и головной убор. Кроме того, в некоторых местах молодые ездили на венчание в праздничной, но уже ношеной одежде, а во все новое переодевались по приезду в дом жениха, подчеркивая этим начало для себя новой жизни.
Для гостей в это время устраивали небольшой «фуршет» — угощали вином с заедками, а также демонстрировали приданое невесты, которое обычно вывешивалось и выставлялось в помещении, где накрывался свадебный стол. По традиции свадебный стол ставился буквой «Т», так, чтобы молодые сидели под образами. Перед молодоженами на стол обязательно ставился каравай и еще одно-два свадебных ритуальных блюда в зависимости от региона, это могли быть блины, специальное печенье (хворост), сыр, пирог.
По традиции в первый день общее свадебное застолье длилось не долго. После нескольких перемен блюд молодожен вставал и кланялся собравшимся, а дружка или тысяцкий от его имени приглашал всех на следующий день продолжить свадебный пир. Если обращения были персональными к каждому из гостей, то каждое из них молодожен сопровождал поклоном.
После этого молодых отводили в помещение, где было устроено брачное ложе. Обычно застолье в это время продолжалось, но желающие могли его покинуть, не нанеся этим оскорбления хозяевам. Общее веселье притухало, так как и родные, и гости ждали вестей, что молодой муж справился с возложенной на него природой обязанностью, а молодая жена оказалась непорочной.
Единого ритуала проведения первой брачной ночи не существовало, они заметно отличались в различных регионах. Где-то молодых не тревожили, пока они сами не дадут знать, что у них все получилось. В ряде мест их периодически навещали, чтобы при необходимости подсказать, что и как делать. Обычно эти функции возлагались на сватью.
Любопытные рекомендации на этот счет дает «Домострой». После того, как молодых раздели, уложили и оставили одних, «тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову, и вот услаждаются». А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавеску и омывшись водой, набросит на себя халат да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах. И новобрачная также набросит на себя халат и шубу нагольную да велит позвать к себе дружку, а сам новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за занавеской на пуховике.
Когда же дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто-то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь или боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за занавеской свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав полным именем: «Велел вам сказать новобрачный: божиим милосердием и вашим родительским пожалованием и сохранением мы, дал Бог, справились, и на том на вашем пожалованье челом бью». И тут поцелуется с дружкою тесть, подарит чарочку или ковшик, а теща платок. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник».
Утром молодожены по традиции вместе ходили в баню, а затем возвращались на свадебный пир. Именно в этот день им дарили подарки, они в ответ отдаривались «даровщиной» родственникам, гостям и свадебным чинам. Во многих местах проводились ритуалы проверки трудовых навыков молодых, при этом гости одаривали их деньгами за хорошую работу, но и всячески мешали её выполнению, что создавало дополнительное веселье. Именно во второй день водка становилась «горькой», а молодоженам приходилось без устали целоваться, чтобы её подсластить.
Обычно на крестьянских свадьбах все торжества в этот день и заканчивались. На богатых свадьбах пиры могли продолжаться еще несколько дней, но уже без ритуальных действий, а зачастую и без молодоженов, которые могли начать наносить визиты родственникам, посетить церковь или святые места.
Упрощение свадебных ритуалов началось еще в XVIII веке. Сначала на европейский манер стали проводить свадьбы в императорской семье, затем этому последовала высшая знать, дворяне и купечество. Только на селе даже в первые годы советской власти свадьбы проходили с соблюдением многих старых ритуалов, а там, где сохранились церкви, и с венчанием.
В наши дни началось возвращение некоторых полузабытых свадебных ритуалов. В полном объеме возродить их уже не удастся, да, видимо, в этом и нет необходимости, так как жизнь существенно изменилась. Но согласитесь, что было в старых ритуалах что-то такое, что не просто позволяло сделать свадьбу запоминающейся, но и наполнить её глубинным смыслом, превратив в одно из главных жизненных событий.
Теги: Русь, традиции, обряды, свадьба, история