Езиды являются субэтносом курдов. Во время Первой мировой войны воевали с Османской империей на стороне Российской империи. Примечательно, что в этот период, многие курды–мусульмане были активными участниками геноцида ассирийцев, армян на стороне Турции. Еще с древних времен народ был притеснен мусульманами, которые считали их «неверными». С 2014 года террористическая организация «Исламское Государство Ирака и Леванта» (запрещена в РФ) начала геноцид против народа на территории Ирака. В Армении община езидов начала формироваться с 1877 по 1878 годы, во время Русско-турецкой войны.
У народности есть организации, самыми известными из них являются общественно-политическая партия «Езидхана», Национальный союз езидов. Деятельность союза в большей степени направлена на культурно-просветительную жизнь народа. Партия «Езидхана» — единственная во всем мире партия, основанная езидами. Ее деятельность направлена на сплочение представителей народа, сохранение его национальной самобытности, духовного, морального облика езидов, политической сплоченности, сохранение любви, преданности заветам предков, защиту политических, гражданских прав представителей народа. Партия соблюдает демократические принципы, ценности, идеалы, у нее свой устав, программа, в соответствии с которыми она действует. «Езидхана» придает важное значение образованию, в особенности национальной школе. Партия разработала планы, направленные на развитие, сохранение национальной культуры, традиций. Налажено сотрудничество со всеми организациями, выступающими за защиту свободы, конституционных прав национальных меньшинств.
Где живут
Народность проживает в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в селах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. Народ мигрировал на восток Армении тысячами, где обосновался в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны, армянского геноцида, произошла еще более сильная миграция. Езиды бежали из провинции Карс, Ван, Сурмалу и тоже обосновались в районах восточной Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.
Езидская свадьба: традиции и обычаи, фото. Езидская свадьба – дань традициям
Езидские свадьбы начинаются очень рано утром в доме жениха. В его жилище принято приглашать и музыкантов. Молодожены приглашают на свой праздник лучших друзей и людей, которые живут по соседству. Обязательным считается присутствие ближайших родственников обеих сторон. В полдень родные, которые автоматически становятся доверенными лицами жениха, едут к его будущей жене. У девушки во дворе ставят столик с угощением для желанных гостей. Их будут угощать напитками, вкусной едой, десертами. Когда родственники молодого человека достигнут нужного места, они произносят слова поздравления, пьют и едят.
Приглашенные на праздник женщины преподносят невесте подарки на больших круглых подносах. Презенты нужно красиво упаковать, перевязать ленточками разного цвета и аккуратно разложить на подносах. Лучше всего упаковывать их в прозрачную пленку. Всего должно быть пять подносов с подарками – это считается обязательным. В число подарков входят два обязательных презента. Это нарядное свадебное платье для виновницы торжества и шаль красного цвета. На другие подносы кладут сладости, шампанское и остальные мелочи, которые родственники девушки с удовольствием забирают.
Ближайшие родственники невесты занимаются подарками, а музыканты в это время играют веселую музыку. Затем близкие девушки должны подарить подарки доверенным жениха. Чтобы невеста смогла переступить порог родного дома, родственники обеих сторон должны станцевать танец под названием «гованд». Это очень веселый и оригинальный танец. Только после этого родные невесты позволяют гостям зайти в дом.
Хозяева дома должны показать все подарки, которые получила невеста ранее. Гости внимательно их осматривают. Когда будут произнесены слова благодарности, близкие невесты преподносят жениху сюрприз. Обычно в качестве презента выбирают обручальное колечко. Его и будет носить жених всю оставшуюся жизнь. Когда молодой человек примет этот подарок, родные невесты начинают показывать гостям ее приданное. Затем родственники молодого человека отвозят приданное в его дом. Оно будет ждать приезда молодоженов там. Приданное для невесты собирают долго, ведь оно состоит из вещей, которые понадобятся молодым в будущей семейной жизни. Самое главное, чтобы там были теплые одеяла, подушки, постельное белье.
Перед тем, как начнется трапеза, необходимо провести несколько обрядов. Шаль, которая есть у девушки и шаль, которую преподнес ей в подарок будущий муж, связывают вместе. Невеста должна надеть этот импровизированный наряд. Она не имеет права снять связанные шали до того, как закончится этот торжественный день. Сама трапеза длится примерно три часа. Девушка уйдет из родного жилища только после того, как родные проведут несколько важных обрядов. Во-первых, родной брат невесты должен обвязать и развязать вокруг талии молодой девушки ленточку. Это нужно сделать три раза. Во-вторых, жених обязан дать родственникам своей будущей супруги выкуп за ее подушку. Если он справился с этой задачей, то девушку отпускают из родного дома. Затем все направляются в дом молодого человека. Поездка сопровождается веселой мелодией, которую играют музыканты.
Молодые не войдут в дом, пока будущая свекровь невесты не осыплет их конфетами и печеньем. Она держит сладости на большом подносе. Затем молодой человек становится на ступеньку или другую возвышенность, чтобы положить на голову своей будущей невесте яблоко. Это символ плодородия и знак того, что нужно размножаться.
Перед тем, как новоиспеченные супруги переступят порог дома жениха, на их плечи кладут лаваши. Это символ богатства и достатка. Считается, что молодая семья никогда не будет испытывать трудностей с деньгами. При входе в дом невесте и жениху дают тарелку. Они должны одновременно ударить посуду ногой. Если ее разобьет жених, то их первенцем будет мальчик. Если тарелку разбила девушка, то первой у пары родится малышка. Молодые девушки и парни должны собрать все осколки, которые остались от разбитой посуды.
Каждый обряд езидской свадьбы должен сопровождаться веселой мелодией. За свадебным столом женщины не должны сидеть с мужчинами. Чтобы церемония бракосочетания прошла правильно, на праздник приглашают тамаду. Ведущий будет следить, соблюдены ли традиции и обряды.
На своей свадьбе, в армянском селе Мушакан, 15-летняя Сона Амоян полчаса стоит босиком на холодном полу пока мимо нее проходят гости, приглашенные на свадьбу.
Сцены со свадьбы Омара и Соны Амоян.
Традиции езидской общины диктуют, что она не может разговаривать, сидеть или есть в присутствии родственников со стороны жениха.
Сона встретила своего жениха,16-летнего Омара на свадьбе.
После замужества она перестанет ходить в школу и переедет жить в его семью.
«Замужней женщине стыдно ходить в школу», — пояснила мать Соны. «Кроме того, какой молодой человек захочет, чтобы его жена ходила в школу?».
История Соны обычна для молодых езидских женщин в Армении, которые, как правило, бросают школу уже в 14 лет для того, чтобы подготовиться к замужеству. Мальчики учатся немного дольше и оставляют школу для, того чтобы стать пастухами. Это — традиционное занятие езидов в Армении.
Активисты предупреждают, что эти обычаи, создают риск маргинализации еще одного поколения езидских женщин, но традиционалисты говорят то, что замужество юных девушек является древней традицией.
«Это — общепринятый закон, так все и будет продолжаться. Если девушка зрелая, то я за то, чтобы ее выдавали замуж в 16 лет», — сказал председатель Национального союза езидов Азиз Тамоян.
Даже если матери недовольны тем, что дочери повторяют их судьбу, они говорят, что не в состоянии противостоять традиции.
По словам 38-летней Лилии Авдоян, которая присутствовала на свадьбе, она мечтала стать врачом. Однако когда ей было 16 лет, ее дедушка заставил ее бросить школу и выйти замуж. Сейчас такая же участь ждет ее 14-летнюю дочь.
«Мой муж заставил нашу дочь бросить школу, и я была здесь бессильна», — сказала она. «Дети часто жалуются на то, что они должны уйти и жить в другой семье. Они еще слишком молоды и все взваливается на их плечи», — продолжила она.
«Учителя армянских школ часто пытаются убедить родителей езидских детей одуматься и не заставлять своих детей бросать школу или хотя бы отложить это на некоторое время. Однако у родителей всегда наготове заученные ответы, такие как: “мой ребенок болен” или “он не успевает в учебе и не хочет учиться», — добавила Авдоян.
Езиды — это сплоченная община, которая исповедует единственную в своем роде религию и разговаривает на одном из диалектов Курдского языка. В Армении они представляют собой растущую общину, в которой семьи имеют по 8-10 детей.
По данным переписи населения 2001 года, в Армении проживает около 40,000 тысяч езидов, что составляет немногим более 1% от общей численности населения Армении, однако, по словам Тамояна, их количество достигло 60,000.
На свадьбе Сона стоя ждет, когда гости посмотрят ее приданое. Омар сможет зайти в комнату только после этого. До того, как уйти праздновать с другими мужчинами, он надевает на ее палец кольцо. Однако он успевает запретить женщинам, собравшимся вокруг его новой жены, не делать ей макияж.
«Без разрешения мужа женщина не может пользоваться косметикой или делать покупки», — сказала Авдоян. «Она не может произносить тост, разговаривать в присутствии свекра, учиться или работать».
Пример 23-летней Инессы является доказательством того, что не все родители езиды придерживаются традиционных взглядов.
У нее есть университетский диплом, и она сказала, что ее мать и отец поддержали ее желание получить образование. Она сказала, что и другим советует, по крайне мере, окончить школу, но добавила, что изменить взгляды семей, которые придерживаются старых традиций, невозможно.
Воспользовавшись моментом, когда родственники Омара вышли из комнаты, Сона ненадолго села отдохнуть. Затем она отправится в дом своего мужа в селе Мхчян.
Когда они уезжают, Омар смотрит из окна лимузина, выкрикивая соседям невесты: «Мы увозим девушку с вашей улицы!».
В Мхчяне, перед тем как войти в свой дом, Омар поднимается на крышу и старается попасть в голову своей жены красным яблоком, но промахивается. Ритуал предназначен для того, чтобы совместная жизнь была счастливой, а жена покорной.
Один из присутствующих, Ариф сказал, что после своей свадьбы он так сильно бросил яблоко, что его 14-летняя жена упала в обморок и у нее из носа пошла кровь.
«Ей дали воды, но она пришла в себя только через 15-20 минут», — вспоминал он. «Почему я должен чувствовать себя виноватым? Закон есть закон. Надо попасть яблоком в голову. Таков наш обычай. Даже сейчас, когда, например, моя жена не слушается меня, или когда я прошу принести стакан воды, а она медлит, я ее бью”, — продолжил он.
В будущем году 33-летний Ариф станет дедушкой.
Ануш Погосян, которая работает в Женском ресурсном центре в Ереване, сказала, что ранние браки являются «пороком» езидского сообщества, но очень трудно что-либо с этим сделать. Она не помнит, чтобы езидские женщины когда-либо обращались к ним за помощью.
«Брак, заключенный между подростками, является нарушением целого ряда прав», — объяснила она. «В частности, права на распоряжение собственным телом, поскольку очень часто в подростковом возрасте девушки физически или психологически не готовы к сексуальным отношениям».
«Брак в подростковом возрасте также приводит к нарушению права на свободный выбор», — продолжила она. «Подросток не может принять осознанное решение, и очень часто родители не считаются с мнением своих детей и заставляют их вступать в брак».
Этнограф Грануш Харатян, которая занимается изучением истории езидов, сказала, что изменения в езидских обычаях маловероятны.
«Езиды — принципиально закрытое общество», — сказала она. «Их традиции являются важнейшим символом для сохранения их этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Но элементы престижа, к примеру, то, что невесту со свадьбы забирают на лимузине, стали частью их обычаев и уживаются наряду со старыми традициями, не меняя их».
После приезда в свой новый дом, Сона стоит в центре гостиной и ждет следующую часть церемонии, во время которой ее свекровь подарит ей золотое украшение.
Только после этого она, наконец, сможет сесть.
Лусинэ Авакян, независимый журналист.
Не так давно мне удалось побывать на курдской свадьбе в Сирии, причем курдов, которые исповедуют не ислам, а езидизм, поэтому пойти на эту свадьбу для меня было особенно интересно. Я конечно, перевидала в арабском мире множество свадьб — и христианских, и мусульманских, но на свадьбе у езидов до этого момента не была.
Религия езидов близка вероучению других изначально доисламских курдских религий. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: «Книга откровения» и «Чёрная Книга».
Из-за постоянных гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама.
Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Малак-Тавуси (Ангела-Павлина) с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Жених Осман проживает в Алеппо — самом крупном сирийском городе после столицы, расположенном на севере страны. А забирать невесту из ее дома мы ехали больше часа в небольшой городок Африн ближе к турецкой границе.
Меня удивило на этой свадьбе следующее обстоятельство: несмотря на то, что среди приглашенных были не только курды, но и арабы, свадьба полностью проходила на курдском языке. Тамада говорил исключительно по-курдски, не было также арабской музыки и песен, даже танцевальная музыка была своя — курдская. Правда, родственники жениха поочередно подходили к каждому столику в ресторане и приветствовали всех гостей, в том числе и на арабском, если за столиком сидели гости-арабы. Очень своеобразный танец исполняли гости и молодожены под невероятно вялую, как траурную музыку. Они ходили, взявшись за руки, по кругу, медленно переставляя ноги, почти не совершая каких-либо еще движений. Этот малоэнергичный танец могли исполнять гости любого возраста, поэтому круг танцующих был невероятно широк, в него встала не только молодежь, но и совсем уже еле ходящие пожилые родственники брачующихся.
Арабские друзья жениха все норовили этот скучный танец превратить в живой зажигательный арабский дабки с подскоками и лихими вывертами, но им этого не давали.
Еще одна вещь удивила меня уже под конец нашего пребывания на свадьбе, когда мы собрались уходить.
В это время к нашему столику подошли официанты и поставили на стол несколько баночек с разной газированной водой. Я, решив попить из одной, вдруг вместо сладкого вкуса «Кока-колы» ощутила во рту горький вкус пива. В другой баночке из-под «Фанты», которую по такому случаю я решила проверить, тоже оказалось пиво.
Видимо, хозяева, чтобы не смущать некоторых религиозных гостей, решили таким образом замаскировать спиртные напитки, но ведь даже не предупредили.
Хотя, то, что отдельные желающие могли подкрепиться на свадьбе чем-то более серьезным, чем газировка, я поняла и раньше. Некоторые гости были очень уж веселы и оживленны, правда, думаю, им разливали не пиво, а арак — виноградную водку.
Вот некоторые фотографии с этой свадьбы:
Невеста в компании жениха и родственников проходит садиться в машину, чтобы ехать в ресторан. Позади жениха танцует под бой приглашенных барабанщиков будущий муж сестры жениха. Их свадьба тоже не за горами.
Жених танцует курдский танец с будущей тещей перед тем, как сесть в машину, где его уже поджидает невеста. Позади него столпились родственники невесты перед входом в украшенный цветами невестин дом.
Нарядный племянник жениха, который перед свадьбой ходил очень довольный, потирал руки, а, когда жених спросил его, чему он так радуется, ответил: «Вы женитесь сегодня, через 9 месяцев родите ребенка, и я стану дядей». Просвещенный ребенок.
Жених угощает невесту тортом.
П о дороге в Алеппо родственники жениха пригласили нас на другую свадьбу, сказали, что она будет интереснее, потому что семья невесты будет больше принимать в ней участие, а здесь родственники невесты должны были покинуть свадебное торжество после двух часов ночи, такой у них обычай.
Но, по правде говоря, мне и эта свадьба понравилась. Из всей череды виденных мной арабских свадеб с огромным множеством гостей, чтобы только кого не обидеть, она прошла в более раскованной, домашней и уютной обстановке. Родственники жениха и сами молодожены старались не обделить вниманием всех присутствующих, что обычно из-за слишком большого числа гостей на арабских свадьбах не удается.
Езиды или эзди, как сами они называют себя, — этнонациональная группа, прародиной которой является иракская провинция Мосул. Народ этот — одна из ветвей этнических курдов. До Второй мировой войны эзди жили в основном в Ираке, а сегодня сплоченные группы представителей этой национальности проживают на Кавказе, в Турции, Иране, США. Езиды — дружный и хорошо организованный, хотя и немногочисленный, народ. У них есть даже глава, объединяющий эзди, живущих в разных концах света.
Езидские свадьбы: исторические традиции
Как и все представители этой этнической группы, езиды любят и умеют отмечать праздники. Будь то рождение ребенка, крестины или любое другое семейное торжество, оно не обходится без старинных обрядов, танцев и национального пения. Одним из самых красочных и ярких обычаев является свадьба. Семья для эзди — главная составляющая их быта, поэтому рождению новой семьи уделяется много внимания, а посвященное бракосочетанию торжество празднуется с большим размахом. Езидские свадьбы в Тамбове, Коннектикуте, Баку или Стамбуле проходят примерно одинаково. В некоторых районах до сих пор действует Бешкертум — обряд, согласно которому родители могут сговориться о свадьбе даже новорожденных детей. Однако далеко не все так тщательно придерживаются традиций: свадьба езидов сегодня — дело добровольное, и принимать решение о ней могут сами молодые. Однако молодежь с удовольствием придерживается Ширани (аналога нашего сватовства), когда родители жениха с подарками отправляются в дом невесты для знакомства с ее семьей.
Через несколько недель поход с подарками повторяется, но на этот раз родители уже обсуждают детали бракосочетания. А деталей езидские свадьбы содержат множество. На рассвете назначенного дня в домах молодых собираются их родственники. Подруги невесты накрывают стол в ожидании жениха, а его гости до обеда веселятся, и только потом с песнями, танцами, национальной музыкой отправляются за невестой. Впереди всех на высоко поднятых руках старшие женщины несут не меньше пяти подносов с Сэни — подарками для новобрачной. Главное место занимает традиционная красная шаль — символ чистоты и любви. Так как к такому празднеству начинают готовиться в момент рождения ребенка, то езидские свадьбы поражают своим богатством и размахом. Войдя в дом невесты и отведав предложенных сладостей, родственницы жениха одевают невесту под национальное пение.
Пока старшие заняты одеванием, подружки невесты показывают всем принесенные женихом подарки, а ее родители одаривают жениха. После этого, уже все вместе, гости отправляются в дом жениха, ни на минуту не прекращая исполнять обрядовые и просто веселые народные песни. Войдя в дом жениха, старую шаль невесты свекровь связывает узлом с новой, только что подаренной красной шалью. Это значит, что теперь невеста стала частью своей новой семьи.
Езидские свадьбы: современность
Сегодня проведение торжеств уже не совсем такое, как раньше. Несмотря на то, что езидские свадьбы проходят по похожим сценариям, они, конечно, отличаются одна от другой. Во-первых, накладывает отпечаток место проживания народности. Во-вторых, все меньше остается людей, до тонкости помнящих национальные традиции. И все-таки езидские свадьбы — это очень веселое, трогательное и очень национальное зрелище.
Кто такие езиды?
Езиды – это этнос, внутри курдского народа. То, как и откуда появились езиды, сейчас доподлинно неизвестно, то же можно сказать и о значении названия этноса. Более того, слово «езиды» вовсе лишено любой этимологии. Известно только то, что езиды пришли из Месопотамии и сейчас живут небольшими диаспорами во большинстве стран мира. Самые многочисленные диаспоры езидов те, что проживают в Армении, Ираке, Турции и некоторых странах СНГ. Менее значительные группы находятся в Америке и Европе.
Удивительно, но езидам удалось практически полностью сохранить свой язык, обычаи, традиции и уклады жизни с времен основания их народности и национального самосознания. Этот факт делает езидов одной из старейших народностей на планете Земля. Основу культуры езидов составляет их религиозная практика – езидизм, который был распространен в Месопотамии в доисламское время. С приходом ислама езидизм был признан неугодной религией и страд всячески притесняться и подвергаться гонениям. Его неоднократно пытались упразднить, уничтожить, реформировать, поэтому доработки и дополнения в эту традицию вносились регулярно. Свой современный вид он приобрел только к XIV – XV векам. Тогда он превратился в «лоскутное одеяло» из обрывков разных вероучений и религиозных направлений. Можно предположить, что именно такая неоднородность религиозных взглядов езидов и стала причиной постоянных репрессий и гонений, которые оказывали езидам другие народы. Но несмотря на все, этот этнос сохранил свою самобытность, культуру, религию. В качестве священного писания езидов выступают две книги: «Книга откровения» и «Чёрная книга». Интересно, при такой большой пастве, разбросанной по всему миру, существует только один храм, где езиды могут исповедовать свою веру.
Особенностью этого народа является то, что невозможно стать его частью, просто приняв езидизм. Езидом нужно родиться. При этом истинным езидом является только тот, кто был рожден от матери и отца, принадлежавших этой народности. Езиды живут в кастовом обществе. Касты всего две: миряне и духовенство. Ни один человек не может перейти оз одной касты в другую, то есть кастовые границы абсолютно непроницаемы. Общение между представителями разных каст также под строгим запретом. Статус человека, определяемый кастой, передается по наследству. Так, ребенок, рожденный в семье духовенства, автоматически становится священником, для этого ему не нужно учиться или поступать куда-либо не службу. В каждой семье дети обучаются нормам и традиции езидизма. За это отвечает отец, дядя или дедушка, то есть старший мужчина в роду. Женщинам прививать детям религиозность запрещено. Статус женщины у езидов весьма непривлекателен: она практически не имеет прав и проводит свою жизнь, рожая детей и работая по дому. Хотя это характерно для всех народов, придерживающихся ислама.
О культуре езидов можно говорить очень долго. Скажем лишь, что они празднуют все свои праздники в полном соответствии со всеми традициями и обычаями, которые корнями уходят в древность. Современные культурные тенденции не оказывают на них такого сильного влияния, как на другие национальные культуры. Езидам предписано часто молиться, при этом делается это согласно кастовым законам. Если это правило не соблюдается, что с преступником прекращается любое общение и его с позором выгоняют из общины. Скажем несколько слов о традиционной свадьбе езидов.
Свадьба езидов
Свадьба езидов и сейчас проходит по обрядам предков. Браки между представителями разных каст запрещены, поэтому жених и невеста должны принадлежать одной каче. Празднование свадьбы растягивается на семь дней. Но сейчас такое пиршество могут себе позволить только самые состоятельные семьи, остальные же ограничиваются двумя днями праздника. Утро первого дня праздника начинается с шумной стрельбы из ружья. Так мужчины селения отгоняют злых духов, чтобы те не могли помешать молодым создать новую благополучную семью. Вообще у езидов есть несколько сценариев свадебного торжества, выбор здесь зависит от состоятельности и зажиточности семей жениха и невесты. Можно провести обручение с колыбели, простое обручение, кражу невесты или ее добровольный уход в дом будущего мужа. иногда практикуется следующее: молодые брат и сестра из одной семьи сочетаются узами брака с сестрой и братом из другой. Но гораздо чаще встречается празднование обычной традиционной свадьбы, в которой проводится много интересных и зрелищных обрядов. За свадебным столом разрешено сидеть только мужчинам, в то время как женщины вместе с молодой женой кропотливо собирают приданное для невесты, а потом выводят ее танцевать. После окончания свадьбы муж приводит жену в свой дом, и начинается обычная повседневная жизнь молодой семьи.
Название
Существует три варианта происхождения этнонима «езиды»:
- от наименования города Езден в античном государстве Адиабена;
- народ султана Езида, у которого было прозвище Красный Езид;
- легенда гласит, что вождь древнего народа адаби переправил свой народ через Красное море из древней Нубии в Аравию. Народ пришел в страну Дильмун, где основал город Шам. Исходя из другой теории, султан Езид принимал участие в битве с неизвестным народом, сильно испачкался кровью, за что его прозвали Красным Езидом, а народ, чью страну он завоевал, езидами.
Сборы жениха
Заблаговременно назначают кавора — посаженного отца. В его доме происходит церемония перехода жениха к семейной жизни. В большой таз спиной к спине сажают будущего главу семейства и его неженатого друга. Сверху по спинам поливают водой в знак разделения холостой жизни от семейной. После церемонии жениха одевают с танцами и песнями. Наряжают букет из веток ивы в ленты, украшают конфетами, яблоками и гранатами. На современных свадьбах ветки ивы часто заменяют на меч. Его называют «арсаники цар» — символ благополучия и достатка в будущей семье.
Сочная рыбка в азиатском стиле: готовим лосось по-новому
Из-за COVID Великобритания ввела новые правила для путешественников
«Далида»: рецепт красивого торта для торжественных случаев
История
Предки езидов проживали на севере Ирака с древних времен. Во времена существования Османской империи, вынуждены были переселяться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подверг народ гонениям, которые длились веками. За 12 столетий на езидов 72 раза нападали соседние исламские народы, устраивали геноцид, стремились уничтожить их культуру, веру.
По словам представителей народности, последние 1 000 лет они вынуждены жить с оружием в руках, пытаясь сохранить свою религию. За этот период в местах проживания езидов было много сражений. Народ считает самым сильным ударом вторжение в регион арабов. Ислам принес народу огромные страдания, многих тогда вынудили принять эту религию. В 20 веке неподалеку от иракского города Сулеймания археологами был найден свиток, в котором подробно описывалось противостояние езидов захватчикам. За несколько дней враг казнил около 100 000 горожан, которыми были езиды, зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам. Те, кто остался жив, был взят в плен или принял ислам. Их использовали для нападения, уничтожения сбежавших езидов, которые прятались в высоких горах.
Подготовка к свадьбе
В доме невесты и в доме жениха проводятся собственные обряды. У девушки пекут свадебный хлеб, в который добавляют цукаты и сухофрукты. Процесс приготовления доверяют, в зависимости от территориальной принадлежности, молодым юношам и девушкам, или попадье. Молодежь сопровождает выпечку песнями, танцами и играми с мукой. А попадья обязана покрыть голову и лицо тканью, чтобы не сглазить невесту.
Родственники со стороны жениха готовят к свадьбе мясо. Ритуал закалывания вола берут на себя мужчины. Причем теленка для церемонии покупают, пока парень был маленький. Его откармливают и берегут вплоть до свадьбы. Закалывают быка в пятницу, первый удар наносит жених.
Язык
Народ говорит на эздики, который является диалектом курдского языка курманджи, принадлежащего иранской группе арийской ветви индоевропейской семьи языков. В 11 веке у народа существовал свой алфавит из 33 букв, который не используется сегодня. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна, журналиста Хасана Тамояна на основе латинских, русских букв был создан новый алфавит. Сегодня на нем издаются художественные книги, учебники, газеты. У езидов есть национальная школа, на езидском языке ежедневно выходит передача на радио.
Религия
Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.
Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:
- Книга откровения «Кетебе Джилве»
- Черная книга «Масхафе раш»
Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:
- кавлы (каулы)
- бейты
Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.
Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.
Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:
- факиры
- шейхи
- пиры
Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.
У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:
- вступление в брак с иноверцем и переход в другую веру;
- вступление в брак, внебрачная связь с представителями других каст;
- поднятие руки на представителя духовной касты.
По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.
Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.
Сватовство
Первый этап чрезвычайно ответственный. Сваты собираются в темное время суток и приходят к родителям невесты. Приходят затемно, чтобы никто посторонний не узнал об отказе, если он произойдет. Сватовство делится на три визита. В первое посещение сваты получают отказ в шутливой форме. Если родители невесты согласятся сразу, значит с девушкой не все в порядке (возможно, она некрасива или засиделась в девках). По обычаю, когда родители отказывают, ссылаясь на молодой возраст невесты и жениха — второго визита не будет, этот отказ серьезный и обжалованию не подлежит.
30 мл на 1 кг веса: во время пандемии желательно пить травяные чаи
Рецепт «бутерброда здоровья» от российского диетолога Ирины Дядиковой
Введут с 1 марта: в стране появится новый дорожный знак
Если все благополучно, сваты приходят во второй раз. В это посещение сватовство происходит при отцах молодых, в присутствии священника преломляется лаваш. Таким образом две семьи объединяют и благословляют на дружбу и добрые родственные отношения.
Третий визит сватов называется хоскап. Проходит встреча в кругу близких родственников, невесте дарят подарки, накрывают богатый стол. Подносят подарки и маме невесты, как правило, это украшения. С этого момента молодые считаются помолвленными. Видеться им до свадьбы запрещено. Однако с разрешения и под контролем матери невесты жених может посетить возлюбленную наедине. Дотрагиваться им друг до друга запрещено.
Интересный факт: если на руку невесты имеется несколько претендентов, то с них собирают подарки. Тот, чей подарок выберет девушка, и станет ее женихом.
Марс в Тельце — значит, пора действовать: советы для каждого знака
Илон Маск хочет распродать свое богатство ради заселения Марса
Как носить оранжевую юбку, чтобы не выглядеть слишком пестро
Внешность
Одежда
Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу.
Жизнь
Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные роды со своим названием, которые им дали исторические предки.
Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды.
Обручение
Обряд помолвки в армянской культуре называется ншанадрутюн. В назначенный день обручения гости со стороны жениха собираются в его родительском доме. После небольшого застолья все отправляются вместе с подарками для будущей невесты и корзинами, наполненными фруктами, сладостями и вином, к дому ее родителей. Подъехав к дому возлюбленной жениха, гости поднимают корзины с угощением над головами и таким образом переступают порог дома. Родные невесты ждут гостей с накрытым столом.
По современному обычаю стол накрывается за счет родителей невесты, указывая на то, что они состоятельные люди. Невеста остается в отдельной комнате и ждет кавора, который выведет ее к жениху. С появлением своей возлюбленной жених надевает ей кольцо на палец. Мать жениха дарит ей золотое украшение, а родственники вручают свои подарки. Это свидетельствует о том, что обручение свершилось.
Родственники с обеих сторон желают будущим мужу и жене счастливой семейной жизни. В этот же день назначается дата бракосочетания. Армянский народ всегда серьезно подходил к выбору невесты и обряду обручения. У них не принято его отменять. Если это произошло, то такие семьи считаются опороченными. В настоящее время к разрыву помолвки относятся достаточно мягко.
Культура
Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров:
- песни
- молитвы
- сказания
- пословицы
- поговорки
- поверья
- обычаи
- религиозные обряды
- сказки
Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.
Музыкальные инструменты езидов:
- барабан «даф»
- зурна
- дудук
- майе
- фик
- блур
Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.
Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом.
Традиции
Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:
- Аиде Эзиде, или праздник Езидов, отмечается во вторую пятницу декабря. Это день примирения, за 3 дня до него держат строгий пост. Нельзя есть, пить, курить до захода солнца. В четверг вечером миряне, духовники собираются у священнослужителя, танцуют, поют религиозные гимны. В пятницу приходят к тем, у кого недавно умер близкий;
- Аиде Шамс, праздник Солнца, отмечается через неделю после праздника Езидов;
- Хызр, или Хырыд Наби, отмечается в феврале. Праздник назван в честь ангела-покровителя. Он помогает исполнению желаний, через него сбываются предначертания судьбы. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет любящие сердца. В праздник молодежь ест соленые лепешки. Считается, что после этого во сне они увидят суженых.
- Рожие Эзид, трехдневный пост, после которого в декабре идет праздник сотворения мира, в феврале пост в память пророка Хадыр-Наби;
- Сарсал, Новый год, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который еще называют Чаршама Сор (красный четверг). На праздник готовят куличи (клоч), красят яйца. Их относят на кладбище в дар усопшим родственникам, посыпают скорлупой крашеных яиц поля, чтобы был богатый урожай. В этот праздник жилище нужно украшать красными цветами. Народ выходит на улицу, угощает бедных, соседей куличами. Строго запрещено в этот день мыться, бриться, стричься, шить, делить с супругом ложе. После Нового года езиды целый месяц празднуют дни святых (таваф), которые сопровождаются большим ликованием. Народ собирается в огромные хороводы, танцует под музыку зурны, барабана. И год начинается у народа не в январе, а в апреле, после Нового года.
Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».
Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.
Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.
Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.
Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.
Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:
- благое дело
- благой помысел
- благое намерение
Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.
После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.
Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.
Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.
Езиды всегда живут по строгим правилам. Девушка должна сохранять девственность до замужества. Если она подверглась изнасилованию, ее родные отрекаются от нее, будь это дочь, сестра, жена. Если семья от нее не отказалась, всю свою жизнь она должна прожить в самой дальней комнате, не попадаться на глаза посторонним. Если кто-то ее увидит, могут убить, как человека, опозорившего семью. Есть люди, которые втайне спасают девушек и женщин из плена бойцов ИГИЛ (организация запрещена в РФ), где их пытают, насилуют, наносят увечья. Их возвращают в семьи или к соплеменникам.
Традиции езидских свадеб
Езидские свадьбы начинаются очень рано утром в доме жениха. В его жилище принято приглашать и музыкантов. Молодожены приглашают на свой праздник лучших друзей и людей, которые живут по соседству. Обязательным считается присутствие ближайших родственников обеих сторон. В полдень родные, которые автоматически становятся доверенными лицами жениха, едут к его будущей жене. У девушки во дворе ставят столик с угощением для желанных гостей. Их будут угощать напитками, вкусной едой, десертами. Когда родственники молодого человека достигнут нужного места, они произносят слова поздравления, пьют и едят.
Приглашенные на праздник женщины преподносят невесте подарки на больших круглых подносах. Презенты нужно красиво упаковать, перевязать ленточками разного цвета и аккуратно разложить на подносах. Лучше всего упаковывать их в прозрачную пленку. Всего должно быть пять подносов с подарками – это считается обязательным. В число подарков входят два обязательных презента. Это нарядное свадебное платье для виновницы торжества и шаль красного цвета. На другие подносы кладут сладости, шампанское и остальные мелочи, которые родственники девушки с удовольствием забирают.
Ближайшие родственники невесты занимаются подарками, а музыканты в это время играют веселую музыку. Затем близкие девушки должны подарить подарки доверенным жениха. Чтобы невеста смогла переступить порог родного дома, родственники обеих сторон должны станцевать танец под названием «гованд». Это очень веселый и оригинальный танец. Только после этого родные невесты позволяют гостям зайти в дом.
Известные люди
Среди представителей народа есть выдающиеся личности, чьи достижения широко известны :
- Герой Советского Союза Саманд Алиевич Сиабандов;
- Педагог, режиссер, автор Поладов Арсен Рашидович;
- Национальный герой, полководец Джангир-ара;
- Общественный деятель Полатов Файзо Рашидович;
- Председатель езидской диаспоры Пивази Гоча Аскарович;
- Боец смешанного стиля Сулоев Амар Шарифович;
- Чемпион мира, боксер Алоян Михаил Суренович.