Церемония обручения
Как и многие народы, евреи чтят свои традиции с древних времен. Родители подбирали жениха и невесту при помощи йентами (сваха). Вся подготовка к обряду Хупа еврейская свадьба ложилась на плечи отцов и матерей молодоженов. Современная еврейская свадьба подразумевает встречу жениха и невесты до свершения церемонии, но без вступления в добрачные отношения.
После согласования обеих сторон по поводу свадьбы, будущий супруг приходит к отцу невесты и спрашивает разрешение на брак. Это формальность, но таков традиционный обычай. В знак подтверждения своих намерений молодой человек платит выкуп за возлюбленную.
Масштабы свадьбы
После всех обрядов наступает самое настоящее веселие. На еврейской свадьбе любят петь, веселиться и танцевать. Маленьких свадеб у евреев не бывает. Считается, что 200 человек — это маленькая свадьба, 400 гостей — средняя, а большая свадьба на 600–700 человек. На этом празднике очень хорошо зарабатывают банкетные залы. Средний чек на одного гостя в Тель-Авиве молодым выходит в 200–300 шекелей. Если учитывать ведущего, музыкантов и декор, то средний чек вырастает до 500 шекелей на одного гостя. Дарить на еврейской свадьбе принято только деньги или чеки, за счет которых свадьба немного окупиться.
БАЗА ЗНАНИЙ: Поздравления на свадьбе подружек невесты как интересный и уникальный подарок на долгую память
Церемония
После обручения начинается начальный этап праздничной церемонии—тенаим. Этот обряд заключается в разбивание тарелки, как знак траура о разрушенных храмах Иерусалима.
День церемонии назначается, следуя строгим правилам. Церемония не играется во время праздников, к примеру, в день Шаббата, начинают справлять по окончании в субботний вечер.
Интересно! Сравни с православной.
В зависимости от народности иудеев существуют свои традиции дня Хупа. Мишна планируют торжество на среду, чтобы обманутый супруг, мог на следующий день, представить доказательства на обозрение народа. В некоторых странах объединяют еврейскую свадьбу с субботним застольем. Но популярным все-таки остается воскресенье.
Незадолго до свадебной церемонии суженный покупает для еврейской невесты перстень. Кольцо, должно быть, без излишеств и иметь гладкую поверхность.
Праздник празднуется в любую дату года за исключением периода между Песахом и Шавуотом-это траурное время всех израильтян.
Уфруф для еврейского юноши
За неделю до торжества для жениха устраивается праздник вовремя служения в Синагоге—Уфруф. Будущий супруг объявляет общине о намерение вступить в брак. Во время сообщения о предстоящем событии парня обсыпают конфетами, а затем следует праздничный обед.
Миква для еврейской новобрачной
В эти дни также готовится невеста, проходит обряд очищения в бассейне—Миква. Этот обычаи существует и на сегодняшний день в современном стиле.
Ритуал заключается в очищение не только тела, но и души. Невеста снимает с себя всю одежду, украшения, даже косметика убирается с лица. Постепенно девушка вступает в воду, читая молитву.
Еврейская невеста в бассейне проходит ритуал не одна, вместе с ней в Микву вступают женщины из семьи. Во время обряда женщины делятся секретами семейного счастью и дают напутствия. Напутственные речи также говорит почтенная и верующая пожилая женщина.
Неделя перед праздником
В давние времена молодожены за семь дней до свадьбы не должны были видеться и поститься. В современном мире эти традиции так рьяно не соблюдаются, постится жених и то только в день тожества. Этот обычай говорит о вступление в брак чистыми и обновленными. Религия имеет влияние и на современных евреев, но они соблюдаются в не столь строгой форме.
История
Слово хупа
первоначально появляется в Танахе (как то, Иоиль 2:16; Псалмы 19:5). Абрахам П. Блох утверждает, что связь между термином
хупа
и церемонией бракосочетания «может быть прослежена до Библии», однако «физический внешний вид хупы и её религиозное значение претерпели с тех пор множество изменений»[5].
В библейские времена пара консуммировала свой брак в шатре[6], который в талмудический период назывался «хупа»[7]. В Вавилонском Талмуде имеется, однако, упоминание о свадебном балдахине (Гиттин 57a): «В обычае было, когда рождался мальчик, сажать кедр, и когда рождалась девочка — сажать сосну, а когда они женились, дерево срубали и из ветвей делали балдахин».
Еврейские бракосочетания состоят из двух частей: церемония обручения, известная как эрусин
или
киддушин
, и собственно церемония бракосочетания, известная как
нисуин
. Изначально две церемонии обычно совершались по отдельности[1]. После первоначального обручения невеста жила со своими родителями вплоть до дня проведения церемонии фактического бракосочетания; церемония свадьбы происходила затем в комнате или шатре, который оборудовал для невесты жених. После церемонии невеста и жених проводили час вместе в обычной комнате, а затем невеста входила в
хупу
, и после получения её разрешения жених присоединялся к ней[7].
В Средние века эти два этапа всё более объединялись в одну церемонию, и хупа утратила своё первоначальное значение, будучи заменена иными различными обычаями[8]. Действительно, в послеталмудические времена использование покоя хупы
сошло на нет[7]; традиция, которая приобрела наибольшую распространённость вместо этой, состояла в «выполнении всей объединённой церемонии под балдахином, к которому тогда стал применяться термин
Хупа
, и в восприятии вхождения невесты под балдахин как символа консуммации брака»[8]. Балдахин «вызывал ассоциацию с комнатой»[7].
Нисуин обряд бракосочетания
Хупа не всегда проводится в Синагоге, для совершения обычая необходим раввин и сама хупа. Раввин также, может, со стороны наблюдать, как проводит обряд кто-либо из уважаемых родственников.
Хупа—это полог, на котором стоят брачующиеся во время церемониальной части торжества. Сооружение строят под вид дома, четыре колоны с тканью сверху. Первым под полог заходит мужчина, олицетворяя хозяина дома. Затем входит девушка в сопровождении родителей или отца. Этот обряд символизирует, что теперь за жену несет ответственность муж.
Суженая должна сделать от одного до семи кругов вокруг мужа, смотря каким поверяем, отдается предпочтение. Также существует обряд, когда жених покрывает лицо возлюбленной вуалью, символизируя защиту.
И только затем свершается обряд обручения. Перед самим вручением кольца читаются благословения над вином, и начинается церемония. После благословленное вино выпивают молодые. По древним обычаям супруг вручает жене кольцо и произносит торжественную речь. А кольцо супруга по разным традициям одевается и под хупой и при выходе из нее.
Благословения читает либо раввин, или почтенные мужчины. Если гостям выпадает честь читать благословение, то каждый приглашенный зачитывает по одному. Вино также пьется сначала супруг потом жена.
Окончание церемонии завершает обычай «разбить бокал». Новобрачный растаптывает стакан правой ногой. Все гости поздравляют молодоженов и кричат «Мазл тов!», это пожелание счастья молодоженам.
Главный обряд под хупой
Место, где встречает жених свою будущую жену, своеобразный шатер – называют хупой. Мужчина, как бы, приглашает в свой дом свою женщину. По традиции хупа должна быть на улице, но при неблагоприятных погодных условиях допускается, чтобы ее устанавливали внутри синагоги.
Под звуки еврейской музыки мамы ведут невесту под хупу, где ее уже ожидают раввин, жених и отцы. Раввин читает молитву над бокалом вина, после чего, молодые отпивают из него по глотку.
Далее следует то самое предложение руки и сердца. Жених достает кольцо и обязательно показывает его всем свидетелям. Оно должно быть достаточно широкое без какого-либо декора, камни и гравировка строго запрещены.
Выбор редакции: Празднования дня свадьбы: как укрепить и освежить чувства
Жених говорит заветные: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля» – и надевает кольцо на указательный палец своей жены. Впоследствии невеста переоденет его на безымянный.
Раввин зачитывает текст Ктубы, и потом жених торжественно передает этот свиток невесте, которая должна теперь за ним смотреть и хранить как зеницу ока. И в завершении таинства, над вторым бокалом вина читаются семь благословений на свадьбу.
По их окончании, жених разбивает бокал, и молодожены отправляются в специальную комнату, где находятся некоторое время одни, общаются и отдыхают. В это время никто не имеет права туда заходить.
Тонкости
У евреев нет традиционных свадебных нарядов. Молодожен облачается в черный костюм, а невеста надевает белое скромное платье. Мужская часть свадьбы вместе с раввином покрывает головы белыми ермолками.
Перед свадебной церемонией принято подписывать брачный договор, в нем обговариваются обязанности обеих сторон и сумма, на которую может рассчитывать женщина после развода. В Ктубе должен содержать пункт, в котором супруг дает свое согласие на вступление бывшей жены в последующий брак.
Специальной музыкальной композиции также не предусмотрено, включают либо тихую еврейскую мелодию, или Свадебный марш Вагнера. А вот традиция бросать свадебный букет берет свое начало от еврейского народа.
Брачный договор на еврейском торжестве
Непосредственно перед свадебной церемонией подписывается договор – Ктуба. Раввин в красивый бланк, как на фото, вносит все обязательства, которые обещает выполнять жених в семье.
Прежде всего – это еда, одежда и близость. Предусмотрены отступные, в случае, если супруг захочет разорвать отношения, как правило, это немаленькая сумма. Она призвана, в случае чего, облагоразумить мужчину и предостеречь от поспешного поступка. Также прописаны все права жены.
Если будущие супруги со всем согласны, то они, вместе с двумя свидетелями, обязательно мужчинами, подписывают договор и отдают его раввину. Эта бумага будет зачитана перед всеми гостями уже в момент, когда жених будет передавать невесте кольцо.
Выбор редакции: Сценарий современной свадьбы: планируем торжество правильно
Застолье
Религия и здесь пустила свои корни, верующие люди предпочитают вкушать кошерные блюда и праздновать на разных половинах, отдельно женщины от мужчин. Многие по веянию современного общества поддают вегетарианские блюда и рыбные деликатесы, а традиционная еда преподносится некоторым приглашенным. Конечно, во избежание разногласий за столом лучше придерживаться традиционных яств.
Также на застолье влияет принадлежность народности. Ашкенази предпочитают жареную курицу, на гарнир картофель с овощами. Сефарды подают баранину или курятину с рисом на гарнир все это сдабривается пряностями и приправами.
На свадьбу приглашают Бадхена-на современный лад тамаду. Именно на его плечи ложится обязанность развлекать всех присутствующих на торжестве.
Праздник продолжается в течение семи дней и сопровождается застольями. Каждый день приходят новые гости, чтобы преподнести подарки и поздравить молодоженов. Только по прошествии недели пара отправляется в медовый месяц, где они могут провести время вдвоем. В остальном свадьба похожа на торжества других народов и празднуется современно.