Армения является страной, которая первая в мире, еще в 301 году, приняла христианство в качестве государственной религии. С тех пор армянские народные традиции и обычаи, многие из которых являлись языческими и складывались на протяжении тысячелетий, пополнились церковными христианскими обрядами и ритуалами. И многие из них переплелись друг с другом, приобретая новый окрас. Церковь приняла и подкорректировала некоторые из языческих традиций. Сегодня жители современной Армении продолжают свято чтить большинство обычаев своего народа, считая их неотъемлемой частью своей культуры и истории.
Армения – страна традиций
Эта страна Закавказья расположена на перекрестке между Западом и Востоком, Европой и Азией. Она часто оказывалась на пути столкновений древнейших могучих держав, великих империй. Армянская земля не раз превращалась в арену боевых действий. Оставаясь верной своим традициям, языку и культуре, армяне смогли сохранить самобытность. Одним словом, именно традиции и обычаи армянского народа являются секретом его долголетия. Порой они принимают некий искусственный, демонстративный характер, однако, возвращаясь к ним вновь и вновь, жители страны оказывают уважение своим корням и сохраняют свою идентичность.
Традиции – главное богатство древних народов
Антропологи, изучая древние нации, пришли к выводу, что если представители того или иного этноса глубоко чувствуют свои корни, осознают причастность к данному народу, то они со временем не утрачивают своих обычаев и свято чтят традиции предков. Так и армяне: они живут, развиваются, адаптируются к новым реалиям, однако армянские традиции и обычаи, которые были сформированы на протяжении многих веков и даже тысячелетий их прародителями, остаются незыблемыми. Более того, представители этой древней нации считают их своим национальным достоянием и главным богатством, и им совершенно не важно, сопровождают эти ритуалы радостные события или печальные.
Праздники Армении
Армянские праздники – это целый калейдоскоп, где старинные обычаи смешались с современностью, а языческие обряды с традиционными верованиями. На мой взгляд дин из самых необычных и колоритных праздников Армении – Вардавар. Отмечают его летом, в разгар жары и засухи.
В праздничный день армяне обожают обливать друг друга водой, ведь Вардавар посвящён именно этой стихии. Корни праздника уходят в древние времена. Тогда девушки за несколько недель до Вардавара клали в воду зёрна пшеницы. Когда те прорастали, молодёжь обливала друг друга священной водой, что считалась символом долголетия и жизни.
А вот в конце зимы армяне празднуют Трндез. Мне он напомнил смесь русских Масленицы и дня Ивана Купалы. Почему? Во-первых, Трндез символизирует приход весны и отступление зимних холодов.
Во-вторых, его обязательным атрибутом является костёр, что разводят в церковном дворе. Пары влюблённых и молодожёнов должны прыгнуть через пламя, чтобы обрести счастье и укрепить свои чувства. Армяне верят, что прыжок через костёр очищает человека от всего плохого, всех грехов, что он мог совершить.
Праздник, посвящённый добрым делам, любви к Богу и помощи бедным людям, – Матах. В этот день совершаются церковные жертвоприношения. Люди молятся о прощении грехов, просят милости и подносят свои дары Богу. В Матах армяне размышляют о прошлом и будущем, чтут память умерших родственников, почитают предков и основателей рода.
Армянский праздник Трндез
Традиции армян – воплощение характера и колорита населения Армении. Как и знаменитые армянские вина, обычаи этого народа полны ярких акцентов, необыкновенных сочетаний, которые делают культуру ещё интереснее и богаче. Несмотря на все трудности, которыми судьба испытывала армян на протяжении истории, эти люди сумели сохранить самобытность в своих верованиях, традициях, искусстве. Именно это заставляет многих путешественников, посетивших однажды Армению, возвращаться туда снова и снова.
Главные армянские традиции и обычаи
Испокон веков для этого древнейшего христианского народа главными национальными ценностями считаются брак и семья, в которой главой остается муж, а слово старшего мужчины в роду является законом для всех его членов. Уважение к пожилым людям также является одной из основополагающих традиций армянского народа. В стране также культивируются родственные отношения, а соседи в скором времени становятся ближе некоторых родных: всегда помогают и поддерживают друг друга. Ну и самой большой традицией в Армении является гостеприимство. Человек, который переступил порог твоего дома, не может быть нежеланным гостем. В Армении никто не поймет выражения “незваный гость хуже татарина”. Для каждой семьи – дело чести с достоинством принять людей, пришедших в их дом, “уваживших их очаг”. Лучшее место за столом принадлежит гостю. И это традиция, которая передается из поколения в поколение.
Влияние западных традиций на армянские
Армянские семьи насчитывают до 50 человек. Благодаря любви между мужчиной и женщиной и взаимоуважении поколений, семьи остаются дружными и крепкими на протяжении долгого времени.
Женщина в семье играет главную роль как создательница и хранительница семейного очага, в семье существует понимание важности мужчины и уважительные отношения между младшими и старшими в семье. В армянских семьях царит патриархат, который держится на любви и почитании старших.
Западные традиции оказали небольшое влияние на армянские семьи. Женщины считают главной семью, они являются хранительницами очага и верной опорой мужу. К ним предъявляют повышенные требования: нужно быть хорошей хозяйкой и привлекательно выглядеть, следить за своей внешностью.
Замечено, что в последнее время в Армению часто приезжают холостяки с Запада, чтобы выбрать верную жену и создать счастливый крепкий брак.
Видоизменение семейных традиций
Далее в статье мы вам подробнее расскажем о взаимоотношениях между членами одного рода. В этой маленькой закавказской мононациональной стране армянские традиции и обычаи в семье продолжают оставаться неизменными, несмотря на то что сами армяне считают, что в их укладе многое изменилось, получив западный “окрас”. Так, например, сегодня большинство молодых семей стремятся жить отдельно от родителей, женщины также принимают активное участие в общественной жизни, стали более самостоятельными, а это означает, что они не в состоянии всецело посвящать себя семье. Кроме этого, сегодня армянки не желают рано выходить замуж, занимаются вопросами карьеры, и даже могут в зрелом возрасте родить ребенка вне брака.
Происхождения народа и языка
Предками современных армян некоторые историки считают фригийцев. Во всяком случае, именно этот народ в середине первого тысячелетия до нашей эры начал миграцию, с территории Балканского полуострова поближе к территориям Малой Азии. Этот загадочный, древний этнос и армяне имеют нечто общее – а точнее, язык.
Истоки армянского языка
Как утверждают исследователи, фригийцы были носителями протоармянского языка. Они переселились еще в XIII веке до новой эры на Армянское нагорье и облюбовали для себя северную область нынешней Армении, которая как в древности, так и сегодня известна своими плодородными землями. Таким образом, можно считать армянский язык одним из самых древних в мире.
Удивительным образом фригийцы смогли сохранить базовые элементы своего языка, несмотря на то, что со временем они полностью ассимилировались с населением, уже обитавшим тут. На Армянском нагорье проживали, кроме них, еще лувийцы (родственный хеттам народ), хурриты, а также урарты, которые считаются создателями одного из самых мощных в древности государств – Урарту.
Все эти этносы смогли мирно сосуществовать и со временем сформировали армянский народ. Поэтому, говоря сегодня про армян, исследователи рассматривают их как представителей огромного этнического и культурного пласта, ведь они – носители не только древнего языка, но и генетические наследники целой эпохи в истории Малой Азии.
Существуют и иные версии – так, некоторые ученые усматривают связи с другими этносам – идоиранским и греческим. Если верить этим историкам, то армянский народ сформировался еще в XXII веке до нашей эры и, таким образом, являлся носителем праиндоевропейского языка, распространив его с Армянского нагорья по территории всей современной Европы и Ближней Азии.
Насколько это утверждение соответствует действительности, никто не может говорить уверенно. Однако известно, что они как оформившаяся национальная общность ведут свою историю свыше 2500 лет. В 7 столетии до н.э. они занимали огромные территории не только Закавказья, но Малой Азии и Среднего Востока.
История армян подтверждается, как древнегреческими источниками, а точнее, трудами Ксенофонта и Геродота, так и вавилонскими.
Древняя история потомков фригийцев
В VI веке до н.э. распалось государство Урарту, после чего территории Армянского нагорья попали под власть персидской династии Ахеменидов. В V веке до возникновения христианства армяне принимали участие в походе Ксеркса, а век спустя признали власть Александра Македонского, хотя этот завоеватель и не смог их покорить. При этом они уже тогда задумывались об обретении независимости, то есть, о создании собственного государства.
К III веку до н.э. этнический армянский центр сместился к Араратской долине, в результате чего в середине II века до н.э. было создано государство Великая Армения, которое создал Арташес I. В последующие столетия они несколько раз теряли независимость и снова ее обретали.
Государственность их была в тот период еще достаточно слаба, поэтому приходилось выживать в среде гораздо более сильных и воинственных соседей. Так, в середине III века новой эры территории армян попали под власть Персии, столетие спустя их поделили Иран и Рим.
В V столетии они попробовали вернуть независимость в противостоянии персам, но потерпели поражение. Однако в результате серьезных политических процессов внутри самого региона Персия была вынуждена признать, что статус их территорий является зависимым лишь наполовину.
После этого наступила эпоха византийского господства – кстати, именно в этот период была отмечена первая депортация армян. Более 10 тысяч человек были отправлены на Кипр. Византийские правители, как ранее и персидские, неоднократно отмечали, что характер этого народа достаточно непокорный, поэтому они склонны к постоянным бунтам.
В VII веке Армения была захвачена арабами, после чего многие армяне начали перебираться в Византию, которую они все же считали более приемлемой в качестве государственной власти. Во второй половине IX века произошло знаменитое Сражение сорока, где они, объединившись, сумели победить многотысячные арабские войска и стали, по факту, независимыми.
Средние века и новая история
В XIV столетии Армения начала испытывать серьезные проблемы политического характера, поскольку на мировую сцену вышли новые завоеватели. На этот раз в их числе оказался Тамерлан, а затем свои претензии на их территории заявила Османская империя. Здесь им пришлось столкнуться с воздействием не только на их государственность, но и на культуру, и, что гораздо важнее, на религию.
К XVIII столетию их национальная государственность сохранилась лишь в районе Нагорного Карабаха. Тем не менее, они никогда не собирались отказываться от независимости, и периодически возникали мятежи и национально-освободительные движения, которые всегда жестоко подавлялись.
Наконец, когда на политическую арену вышла Россия, армяне постарались извлечь из этого обстоятельства максимум пользы. В начале XIX столетия под власть русского императора перешли восточные территории Армении. Это послужило причиной их массового переселения сюда из других регионов, прежде всего, с запада страны и из Ирана.
К сожалению, Россия допустила определенные ошибки в политике в отношении армян, что и привело к новому освободительному движению. Они испытывали давление как со стороны царской власти, так и со стороны Турции. Ситуация осложнилась еще больше, когда во время Первой мировой войны Османская империя осуществила геноцид армян, который и сегодня остается одной из главных точек преткновения Армении и Турции.
Турки в 1915 году начали физическое уничтожение армянского народа, проживающего на их территории. В результате были замучены и убиты тысячи людей. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, сколько армян было уничтожено в процессе геноцида. Называются разные цифры, начиная от 100 тысяч до миллиона человек.
Перемены для населения армян принесла октябрьская революция в России. Уже в 1918 году была провозглашена независимая Армения, а в 1920 году на территории была установлена власть большевиков. Однако и здесь не обошлось без проблем, последствия которых мы до сих пор наблюдаем. Так, большевики, очерчивая границы Армянской республики, отнесли область Нагорного Карабаха к Азербайджану, а ведь на этой небольшой территории, почти 95% населения являются этническими армянами.
Поэтому неудивительно, почему армяне и азербайджанцы в дальнейшем не раз поднимали вопрос о территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, что и привело в 1991 году к карабахскому вооруженному конфликту, переросшему в Карабахскую войну, затянувшуюся на 4 года.
Окончательно независимость Армения получила в 1991 году, когда распался Советский Союз. С тех пор эта страна является полноправным членом сообщества кавказских государств и, тем не менее, сохраняет с Россией дружеские отношения, чего нельзя сказать о некоторых других бывших союзных республиках. Что касается армянской валюты, то это драм. Сегодня курс драма по отношению к доллару составляет в среднем 500:1.
Семейные традиции в современном армянском обществе
Жизнь меняется, и ничто не может оставаться незыблемым. Тем не менее есть армянские обычаи и традиции, которые актуальны даже в современной Республике Армения. По-прежнему главой семьи здесь является муж, однако если семья состоит из нескольких поколений, то у старшей женщины есть широкие права, и она подотчетна только своему супругу, а ее сыновья и их жены должны беспрекословно подчиняться ей. В идеале все это делается с любовью и уважением, однако известно немало случаев, когда молодые невесты встают на защиту своих прав в семье и во избежание серьезного конфликта их мужья бывают вынуждены отделиться от родительского дома.
Армянская кухня
Знаете ли вы, что армянская кухня одна из древнейших в мире, сохранившая многие рецепты и традиции по сей день. Отличительные черты блюд:
- Обилие зелени, специй.
- Высокое содержание соли.
- Сложный процесс приготовления. Комбинирование разных способов готовки в одном блюде.
- Широкое применение мяса. Необычное сочетание ингредиентов.
- Предпочтение топленого масла растительному.
Так же употребляют в пищу овощи, бобовые, злаки.
Вернуться к оглавлению
Место зятя в армянском доме
Армянские семейные традиции и обычаи, как правило, отрицают возможность проживания молодой семьи с родителями жены, то есть с тещей и тестем. Есть даже пренебрежительное прозвище — “домашний зять”, которым нарекают молодых мужчин, которые после женитьбы перебираются в отчий дом своей супруги. Однако и этот обычай сегодня часто нарушается, ведь порой городские девушки выходят замуж за приехавших из областей провинциалов, у которых, как правило, нет собственного жилья. Естественно, молодая супруга не желает ехать за тридевять земель в дом родителей мужа, и новобрачные остаются жить в доме жены.
Погребальные обычаи
Практически у всех народов мира есть особые ритуалы, которые придают торжественности процессу погребения человека. Все обычаи и традиции армянского народа кратко сложно описать, особенно когда это касается самых печальных моментов нашей жизни — прощания с близким человеком. При этом, будучи христианами, армяне соблюдают все церковные обряды. То есть усопшего отпевают либо в церкви, либо в его доме в присутствии всех близких и знакомых. При этом на панихиду приходят не только люди, лично знавшие усопшего, но и друзья, знакомые и коллеги членов его семьи.
Брак с армянином/армянкой: плюсы и минусы
Армения — это многострадальная держава, в которой для того, чтобы построить собственное жилище и вырастить урожай, необходимо приложить немало усилий.
Скорее всего, именно по данной причине мужчины из этой страны немногословны. Они предпочитают не говорить попусту, а действовать.
Мало кто знает о том, что представители сильного пола, проживающие на территории Армении, только с виду такие строгие и невероятно агрессивные. За их красивой внешностью скрываются тонкие и ранимые натуры, которые однозначно умеют любить, совершать уйму взбалмошных поступков, способны радоваться каждому моменту, а также готовы дарить свои сердца женщинам.
Но, немногие понимают, что же на самом деле означает брак с армянином? Конечно, нужно обратить внимание, что это прочная семья, которая построена на обоюдном уважении и понимании. Жители этого государства умеют чтить собственные традиции, а также достаточно уважительно относятся к старшим.
Многие женщины интересуются вопросом: так где же реально познакомиться с армянином? Конечно, можно отправиться в эту страну в качестве туриста.
Мало кто знает о том, что это действительно прекрасное государство. Вполне вероятно, что вам посчастливится познакомиться с мужчиной своей мечты, со своим настоящим принцем. Если вы сможете покорить его сердце, то станете его законной женой.
Следовательно, вы войдете в армянскую семью, а также станете ее полноправным членом. Через определенное время вы поймете, насколько же вам повезло. Люди, которые являются коренными жителями этой удивительной страны, выше всего ставят именно семью.
По данной причине они стремятся создать не только невероятно прочные, но и достаточно большие семьи. Мужчина-армянин, естественно, всегда является главой семьи. Но, нужно заметить, что это не деспот и не тиран. Он в первую очередь заботливый и любящий муж, а также отец.
Такой ответственный и волевой представитель сильного пола будет трудиться не покладая рук, чтобы обеспечить собственных жену и детей.
Армяне очень сильно любят детей, они их балуют. Малыши всегда живут в заботе, честности, верности и уважении. Но, неотъемлемой частью воспитания является дисциплина, а также строгость.
Если вы примите все законы, традиции и обычаи данного народа, то ваше знакомство с армянином может перерасти в нечто большее. Если не получится любви, но дружба вам точно гарантирована. Но как же понять их святые традиции?
В первую очередь вам необходимо поближе познакомиться с историей Армении. Вам следует прочувствовать всю боль армянского народа.
Нужно заметить, что по темпераменту и характеру армяне очень отличаются от народов Кавказа.
Они более рассудительны, полны уверенности и достоинства. Еще одним отличительным качеством таких мужчин является спокойствие.
Войны, которые достаточно продолжительное время велись на территории их государства, научили их ценить доброту, мир, а также жить в согласии с соседями и еще при этом радоваться жизни.
Похоронная церемония
В день похорон приглашается священник, который вновь отпевает усопшего и вместе с похоронной процессией отправляется на кладбище. В Армении есть области, в которых женщинам не разрешается в день похорон идти на погост. По возвращении домой участников похорон ждет обильный стол. Люди едят и, не чокаясь, пьют за упокой души усопшего. На следующий день в доме собирается группа близких людей и вновь отправляется на кладбище, а затем собирается за накрытым столом, вновь поминая покойника. Поминальные обряды также устраиваются на седьмой и сороковой дни и в годовщину печального события, а также на церковные праздники: на Рождество, Пасху, Праздник Святого Креста и т. д. На протяжении 40 дней мужчины (ближайшие родственники усопшего) не бреют бороды, а женщины носят траур.
Крышка гроба или как армяне готовят умершего к похоронам
Весть о наступлении смерти быстро распространяется среди родни, друзей и соседей, и все спешат в дом к умершему, чтобы выразить его семье свои соболезнования и пожелать ему светлой загробной жизни. По традиции у двери в квартиру или подъезд принято выставлять крышку гроба, чтобы сообщить о траурном событии, а также попросить проходящих вести себя соответственно случаю и воздержаться от веселья и громких разговоров.
В целом похоронный обряд у армян соответствует христианским канонам и не сильно отличается от распространенных в России обычаев. Сейчас большинство подготовительных процедур совершаются в соответствующих медицинских учреждениях, однако омовение традиционно происходит именно дома. В дом приглашают священника, который читает над умершим молитву и освящает воду для омовения. Купальщики укладывают покойника на специальный стол или скамью лицом к востоку и моют его тело освященной водой с мылом, начиная с головы и заканчивая ступнями. Если после этой процедуры в сосуде останется жидкость, ей поливают руки и ноги купальщиков, чтобы «смыть» с них прикосновение смерти. Затем посуду, в которой находилась вода, разбивают, а черепки выбрасывают.
Армянская свадьба: традиции и обычаи
Прежде чем рассказать о том, как происходит традиционная церемония венчания в Армении, хочется описать подробности процесса сватовства. Ну, во-первых, начнем с того, что еще полвека назад в данном вопросе Армения была более традиционной. Были времена, когда женихи и невесты видели друг друга только в день сватовства или даже обручения. То есть выходили замуж и женились «вслепую». Нынче это редкость даже в самой глухой деревне. Сегодня девушки и парни сначала знакомятся, влюбляются, встречаются, затем знакомятся с родителями друг друга, потом уже происходят традиционные сватовство, обручение и, наконец, венчание. И все это — дань национальному, хотя сегодня от этих традиций осталось одно только название. А все эти мероприятия настолько модифицированы, что в них сложно углядеть даже отголоски прошлого.
Женщина и ее место в армянском обществе
В современной Армении, несмотря на все изменения, армянские обычаи и традиции для девушек намного более строги, чем для мужчин. Так, например, представительницам прекрасного пола не подобает знакомиться на улице с парнями. Именно этому учат своих дочерей матери едва ли не с детства. Однако сегодня молодежь умудряется знакомиться через социальные сети, общаются онлайн, а через какое-то время парни просят пассию о встрече.
Согласно современной армянской традиции, девушке не пристало сразу же соглашаться на уговоры кавалера, она должна “проверить” его чувства, оттягивая время встречи. Если у девушки есть брат, особенно старший, то парень, который имеет виды на его сестру, должен обязательно встретиться с ним и попросить его разрешения. Одним словом, тайные встречи в Армении не одобряются. После нескольких свиданий, если молодые решают начать серьезные отношения, родители договариваются о сватовстве или сразу же о помолвке: иногда одно плавно перерастает в другое.
Сватовство
Наверняка многих интересует, как проходит армянская свадьба. Традиции и обычаи в современном обществе в основном утратили свою актуальность, хотя есть семьи, которые ратуют за возрождение национального и всячески стремятся придерживаться правил и канонов, которые были созданы тысячелетия назад. Итак, первым этапом в этом процессе является сватовство. В старину, когда люди жили в небольших городках и селах, и все знали друг друга, этот процесс доверяли посреднице – общей знакомой для двух семей. Однако сегодня этот этап полностью выпал из череды предсвадебных мероприятий. На сватовство не принято идти большой компанией. В группу сватов входят мать, отец, дедушки-бабушки, старший брат или сестра жениха. Они берут с собой конфеты, армянский коньяк, букет цветов и золотое колечко для невесты (но не обручальное). Родители девушки встречают их сдержанно. На столе не должно быть никаких угощений. Какое-то время идут переговоры, стороны знакомятся друг с другом. Исход этой беседы может быть самым неожиданным: либо отец невесты будет согласен отдать свою дочь за данного парня, либо нет. В первом случае в “переговорную” комнату приглашается девушка, и отец спрашивает её, согласна ли она выйти за этого молодого человека замуж. Девушка, как правило, отвечает легким кивком – либо отрицанием, либо согласием. В первом случае жених подходит к ней и надевает на безымянный палец ее левой руки кольцо, затем на стол выносятся рюмки и откупориваются две бутылки коньяка. В каждую из рюмок наливается немного из каждой бутылки. Сначала чокаются отцы, а потом все остальные. Затем следует угощение. В случае отказа сваты уходят, даже не увидев девушку и не спросив ее согласия.
Семейные традиции армян — Исторический очерк
Для традиционного армянского быта, как и для быта многих других народов мира, были характерны большие патриархальные семейные общины — гердастан, объединявшие до 50 и более родственников нескольких поколений, с четко выраженной половозрастной регламентацией прав и обязанностей их членов.
Недаром слово ынтаник («семья» по-армянски) в переводе означает «под кровлей», т.е. имеются в виду живущие вместе в одном доме, под одной крышей. В то же время в народе для обозначения семьи чаще употребляли слова оджах (очаг), мец оджах (большой очаг), тсух (дым), тун (дом) или, как говорили в Арцахе, мец тон (большой дом).
В больших семейных общинах вместе жили родители и взрослые сыновья, в свою очередь имевшие детей и даже внуков. Во главе такой общины стоял пользовавшийся неограниченной властью старший в доме мужчина — тантер, хозяин дома, который единолично распоряжался как движимым и недвижимым имуществом гердастана, так и личными судьбами ее членев.
Неограниченность его власти характеризуется бытописателями прошлого такими красноречивыми словами, как «самовольный властитель», «деспот», «владыка» и т.п.
В функции тантера входили организация общесемейного хозяйства, руководство мужскими хозяйственными работами, главных образом земледельческими и скотоводческими, контроль над всеми доходами семьи, в том числе и заработками отдельных ее членов.
В то же врем, несмотря на явно деспотический характер своей власти, при решении самых важных вопросов он советовался со старшими членами семьи, особенно со своими братьями, если они жили вместе с ним. Во второй половине XIX в. в Армении встречались семьи (правда, как редкое исключение, отмечает Э.Т.Карапетян), в которых власть отца контролировал совет старейших или семейные «собрания».
По отношению к главе семьи были приняты определенные нормы этикета: при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить; тантер первым садился за стол, занимая центральное место у очага, и первым ложился спать, причем младшая невестка должна была его разуть, раздеть, вымыв ноги и уложить в постель. Все члены семьи, независимо от пола и возраста, беспрекословно подчинялись ему.
Исключение составляла только пользовавшаяся большим авторитетом семье старшая в доме женщина — тантируи или тантикин, хозяйка или госпожа дома. Обычно это была жена главы семьи, но если она умирала раньше мужа, то ее права переходили к жене следующего по старшинству мужчины — старшего брата или сына. В этом случае ее авторитет признавался всеми родственниками и был выше авторитета ее мужа, который при живом старшем брате или отце оставался подчиненным членом семьи.
Тачтикин руководила всеми женскими работами в семье — домашним хозяйством, переработкой сельскохозяйственных продуктов и животноводческого сырья, сама пекла хлеб, варила обед, распределяла его между членами семьи, следила за чистотой и порядком.
В ее ведении были все материальные ценности дома и ключи от него, продукты, без ее разрешения никто не мог ничего взять. В ее непосредственной компетенции, по выражению Елалаяна, «был руль семьи». Тантер, переступив порог дома, сам во всем подчинялся порядку, установленному ею.
Недаром народная поговорка гласила: Муж — наружная стена дома, а жена — внутренняя. Мнение тантикин было решающим при выборе жены для сына, к ней в первую очередь обращались сваты, когда дело касалось замужества ее дочери. Только тантикин могла обращаться к тантеру по всем домашним вопросам и была единственной из женщин семьи, которая имела право садиться за стол вместе с мужчинами.
Тем не менее круг ежедневных обязанностей армянских женщин в большой семье был весьма широк. Так, Елалаян писал об этом: старшая невестка делает тесто, доит скотину, прядет шерсть, идет летом на высокогорное пастбище и там заготавливает сыр и масло; вторая и третья невестки просеивают муку, разжигают тонир, ткут различные шерстяные изделия и ковры, шьют, штопают, относят еду работающим в поле мужчинам, работают на гумне; младшая невестка каждое утро идет за водой, одевает свекра и свекровь, подает всем воду для умывания, стелит и убирает постели, подметает, зажигает огонь, подает всем обувь, открывает дверь, приносит обед, убирает со стола.
Она снимает обувь со всех, включая своего мужа, укладывает спать свекра и свекровь и сама ложится спать позже всех, а встает раньше всех. Незамужние дочери были более свободны. По мере надобности они помогали невесткам по хозяйству, но в основном были заняты рукоделием и приготовлением приданого.
Взаимоотношения членов традиционной армянской семьи во многом регламентировались одним из широко распространенных в мире архаических обычаев — обычаем избегания. У разных народов этнографами были отмечены четыре основные группы избегания в зависимости от категории лиц, между которыми они возникали: запреты в отношениях между самими супругами; между родителями и детьми; между женщиной и родственниками ее мужа; между мужчиной и родственниками его жены.
Эти же формы избегания были характерны и для армян, но сохранялись они в разной степени. Так, материалы XIX в. показывают, что избегание мужчиной родственников его жены носило к этому времени чисто реликтовый характер, проявляясь только в некоторых свадебных обрядах, но не в повседневной жизни. Дольше всего у армян сохранялось избегание женщиной родственников ее мужа (в основном старших), что объяснялось патриархальностью армянской семьи и положением в ней женщины.
Этот обычай в народе назывался чхосканутюн или анхоск (букв. «неразговорчивость»), другое название — hарснутюн (от hарc — «невестка»).
В традиционной армянской семье стойко сохранялся запрет даже произносить имя жены или мужа, для супругов считалось «особым стыдом» называть друг друга по имени, сказать «мой муж», «моя жена». Эти слова заменяли другими, например, муж называл жену ахчи («девушка»), жена мужа — мард («человек»), а в присутствии посторонних — «сын» или «брат» либо соответственно «дочь» или «сестра» такого-то.
Если мужу нужно было что-то передать жене, он обращался к ней обычно через свою мать, говоря; «Скажи ей, что…» При обращении к свекрови невестка, не называя имени мужа говорила: «Твой сын», а в разговоре с матерью или отцом — «твой зять». Избегание в отношениях между родителями и детьми в армянской семье в большей степени касалось отца, чем матери.
Отец в присутствии своих старших родственников или даже посторонних лиц не должен был брать ребенка на руки, играть с ним и т.д. Родители старались не показывать, что этот ребенок принадлежит им. Если их спрашивали, чей это ребенок, отвечали так «К стыду сказать, наш», и тут избегая произнести «мой».
В литературе встречается немало сообщений об избегании армянкой старших родственников мужа. Так, еще армянский историк V в. Фавтос Бюзанд писал, что Тирит, двоюродный брат Гнела (оба были племянниками царя Аршака II), наслышавшись о замечательной красоте жены последнего, Парандзем, «…искал случая… повидать свою невестку», что свидетельствует о том, что в прошлом армянской женщине не полагалось даже показываться на глаза родственникам своего супруга.
По замечанию А. Гакстгаузена, замужняя армянка «ни с кем не должна говорить… она разговаривает с мужем — и то тогда, когда она с ним наедине: со всеми прочими она объясняется только жестами».
Как сообщалось в 80-е годы XIX в., в среде сельского армянского населения молодая «по истечении года обязана ходить не иначе как с закрытым лицом, а до первых родов не вправе говорить как с родителями мужа, так и со старшими из ближайших родственников. В течение всего этого времени ей в случае надобности дозволяется объясняться с ними только при посредстве переводчиков: роль последних исполняют маленькие дети».
По сообщению Х.Самуэляна, «невестка в семье не имеет права говорить ни с кем из родных мужа (кроме детей) и даже с мужем в присутствии посторонних.
До рождения первого ребенка, в некоторых местах даже в течение семи лет со дня замужества она показывается с закрытым лицом и говорит со всеми мимикой. Невестка не должна говорить со свекром до самой смерти, со свекровью — до разрешения от бремени первым ребенком, с деверями — в течение 10—15 лет.
Вне семьи каждая женщина не только не имеет права говорить с посаженым отцом — кавором, но даже считается большим грехом показаться ему на глаза. Молодые невестки обязаны также для оказания чести старикам, соседям, как сотоварищам свекра, не говорить с ними 5—6 лет».
С. Д. Лисициан писал, что «невестке не разрешалось говорить со «старшей» (т.е. со свекровью) иначе как знаками. Сложилась особая манера речи при помощи знаков, которой пользовались невестки, обращаясь к старшим мужчинам, в особенности к свекру и старшим деверям». Схожие описания этого обычая имеются и в других публикациях.
Имущественно-правовые отношения членов семейной общины были основаны на общесемейной коллективной собственности при допущении элементов личной собственности, которую составляли предметы личного пользования, прежде всего одежда и оружие, а также украшения.
В личной собственности женщины было ее приданое, состоящее из имущества, выделенного из общесемейного имущества отцовского дома. Оно увеличивалось эа счет труда женщины в семье мужа и подарков, полученных от родственников жениха во время смотрин и свадьбы, а также после рождения детей, особенно первенца.
Отцовский дом доставался самому старшему или младшему из братьев. Для остальных братьев строили дома на общие средства либо выделяли соответствующее имущество с учетом расходов на строительство.
Если была жива мать, которая считалась хранительницей семейного очага, то она вместе с незамужними дочерьми оставалась, как правило, в семье младшего сына, и в данном случае отцовский дом доставался ему. Если же матери не было в живых, то в этом доме оставался старший сын, как главный наследник, достойный занять место отца.
Для армян, как и для других народов Кавказа, всегда были характерны тесные родственные связи. Кровные родственники входили в одну большую родственную патронимическую группу — азг (термин в армянском языке многозначен: «народ», «нация», «группа родственников» и др.).
Азг образовывался путем деления разросшейся семейной общины на малые и большие дочерние семьи, которые, став самостоятельными, продолжали сохранять определенные хозяйственные, территориальные и духовные связи.
Со временем эти семьи, разрастаясь, вновь распадались, и в результате такой последовательной сегментации образовывался коллектив родственных семей, насчитывающих в своем составе до семи-восьми поколений, ведущих свое происхождение от одного общего предка и связанных между собой главным образом духовными интересами.
Патронимические связи во многом дополнялись соседско-обшинными и при локализованном расселении семей одной патронимии тесно с ними переплетались. Эти связи принимали формы взаимопомощи, влияли на формирование общественного мнения.
У армян родственники по отцовской и материнской линиям назывались по-разному: соответственно азгакан (букв. «сородич») и барекам (букв. «доброжелатель»). Особенно близким родственником считался брат матери — керри.
В традиционном быту для армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства. «Гость от Бога», — говорили в народе, и поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню — овес и вода.
При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека.
По этикету полагалось, чтобы такой гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве. Его сажали на почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и соседей, его развлекали, дарили подарки и всячески старались угодить.
В западноармянских селениях для гостей и должностных лиц, приезжающих по служебной надобности, обычно содержали специальное помещение, куда назначали прислужника и поочередно присылали гостям еду. Это было вызвано нежеланием принимать турецких должностных лиц у себя в доме, поскольку они могли вести себя крайне назойливо, предъявляя оскорбительные для чести семьи требования.
Гердастаны в Армении отличались сравнительно большой устойчивостью и встречались еще в конце XIX в. и иногда даже в начале XX в. Многочисленные (до 100 человек и более) семейные общины, состоявшие из пяти-шести поколений родственников, с их патриархальным бытом, основанным на натуральном хозяйстве, сохранялись в конце прошлого столетия в некоторых отдаленных селениях горных районов Западной Армении (селения Сасун, Дерсим).
Но в целом большесемейные общины уже не были характерны для армянского общества. Распад их был обусловлен меняющимися социально-экономическими условиями, развитием капитализма, товарно-денежных отношений, усилением частнособственнических тенденций.
Это было особенно заметно там, где развивалось отходничество, способствовавшее разложению общесемейной собственности, натурального хозяйства и патриархального быта семьи, как это происходило, например, по свидетельству С. Д. Лисициана, в Арцахе.
Знакомство с бытом рабочих других национальностей, несомненно, оказывало определенное воздействие на традиционный быт армян, причем решающую роль в этом играл экономический фактор: заработав деньги, взрослый женатый сын предпочитал отделиться с женой и детьми, а не отдавать эти деньги в общесемейную кассу, как это всегда было принято в больших семьях.
К концу XIX в, для Армении стали типичными семьи, объединявшие родителей с женатыми сыновьями и их малолетними детьми; сыновья со взрослыми детьми образовывали самостоятельную семью. Так постепенно шел процесс сокращения средней численности семей.
Например, в 80-е годы XIX в. средний размер армянской семьи колебался в ряде долинных сел от 6,0 до 9,6 человека, в горных селах — от 8,2 до 14,3 человека; в конце XIX в. в населенных в основном армянами Карсской и Ереванской губерниях средний размер хозяйства составлял соответственно 7,6 (в том числе в городах 7,9, в селах— 7,6) и 7.1 человека (6,1 и 7.3). Сравнительно меньшего размера были армянские семьи в Тбилиси. Подавляющее большинство из них объединяло от 2 до 5 человек и примерно четверть — от 6 до 10 человек. hayadat.ru
Обручение
Армянские свадебные традиции и обычаи очень интересны. После сватовства следует обряд обручения. Главным организатором этого мероприятия является сторона невесты. Семья девушки накрывает столы (сегодня это делается в ресторане), приглашаются родственники. Сторона жениха готовит корзины с дарами. Каждая из приглашенных женщин приходит со своим подарком, помещенным в корзину с фруктами, конфетами и напитками. Естественно, для невесты готовят букеты, торт, ну и, конечно, кольцо, уже обручальное.
На этот раз кортеж встречают с распростертыми объятиями и улыбками, ведь родные жениха — желанные гости, будущие родственники. Затем происходит собственно обряд обручения. В идеале всё должно происходить в церкви, однако этого сегодня редко кто придерживается. Молодые просто надевают друг другу кольца, а родители откупоривают коньяки. Затем идет самое настоящее застолье и танцы, танцы, танцы…
Свадьба
Если вы желаете увидеть, что собой представляют самые настоящие армянские традиции и обычаи (фото с некоторых мероприятий есть в статье), то лучше отправиться куда-нибудь в провинцию. В городе, особенно в столице, молодежь тяготеет ко всему инородному, и армянская свадьба превращается в настоящий микс традиционно армянской, европейской, а иногда, как бы абсурдно это ни звучало, арабской.
В доме у невесты: обряд свадебного платья
В корзину укладывают подарки для невесты (иногда платье) и несколько атрибутов: туфли (обязательно), фата, духи, косметика, сумочка, букет и т. д. Согласно древнему обычаю, после прихода сватов все женщины собирались в девичьей комнате и наряжали невесту, напевая обрядовые песенки. Молодая должна была нарядиться во все новое, купленное женихом. В процессе этого куда-то исчезала одна из ее туфелек, причем ее должна была “украсть” одна из родственниц невесты. Каворкин должна заплатить выкуп за возвращение туфли. Фату надевают, трижды перекрутив ее вокруг головы невесты. Затем в комнату приглашается жених, и он, приподняв фату с лица невесты, целует ее и выводит к гостям. Однако здесь их ждет еще одно препятствие. Путь им преграждает брат невесты с мечом в руках и тоже требует выкуп. На этот раз приходится раскошелиться жениху.
Свадьба
После небольшого застолья в доме невесты молодые и свадебный кортеж отправляются в церковь, где совершается обряд венчания. После этого молодожены отправляются в дом жениха, где их с лавашами и медом встречает мать жениха. Она набрасывает лаваш на плечи жениха и невесты и дает им по ложке меда.
Это знак того, чтобы они жили в мире и согласии. Затем новобрачная должна сломать каблуком тарелку перед входом в дом своего новоиспеченного мужа. После этого начинается долгое застолье, во время которого невесту задаривают золотыми подарками. Последний этап – танец невесты, после которого молодые удаляются из зала, но свадьба продолжается.
Как проходит сватовство и помолвка
У армян право на выбор невесты принадлежит родителям жениха, а если точнее, то его матери. Женщина с большим энтузиазмом относится к поиску подходящей пары для своего сына, учитывая при этом не только происхождение девушки, но и ее здоровье, трудолюбие и образованность. К внешним критериям оценки особых требований не имеется.
Далее мать жениха оговаривала свой выбор с супругом, после чего избиралась посредница среди близких родственников. Ее целью было вести переговоры по поводу намерений молодого человека жениться на девушке. Если от матери невесты был получен положительный ответ, сватовство могло состояться.
Армянская свадебная церемония начинается со сватовства, на которое отправляются исключительно мужчины. Они обсуждают с родней невесты цель их приезда, просят одобрения на женитьбу детей. Но по традиции первый раз положительный ответ со стороны родителей девушки не мог даваться. А это означало, что второго визита не избежать.
После удачного сватовства следует не менее важная часть подготовки к свадьбе – обручение.
Предполагаемый день помолвки оговаривается заранее. В доме жениха собирается много родственников, которые принесли с собой разные подарки для молодой избранницы.
Сначала застолье проводится у жениха, при этом накрывается богатый праздничный стол. Позже тоже мероприятие проходит в доме у невесты, с теми же действующими лицами.
Уважаемый родственник (кавор) со стороны жениха выводит невесту и ее подружек и сажает их за стол к жениху. Молодая девушка принимает подарки от гостей. После этого новоиспеченный жених надевает на палец своей возлюбленной обручальное кольцо. Обручение сопровождается песнями, танцами и веселыми конкурсами.
После того, как увеселительная часть праздника подошла к окончанию, кавор и отец жениха решают, в какой день будет проходить свадебное торжество.