Дагестанская свадьба: обычаи и традиции

Дагестанская свадьба — это красивое торжество, которое отмечается несколько дней с широким размахом. Праздник сопровождается национальными обычаями и традициями, которые не похожи на таковые других народов.

Побывать на дагестанской свадьбе — значит, увидеть всю культуру народа. Ведь на свадьбе не только соблюдают обычаи, но и произносят национальные тосты, танцуют дагестанские пляски, надевают народные костюмы.

Какова же она — красивая дагестанская свадьба?

Особенности народного торжества

Дагестанские свадьбы трудно спутать с какими-либо другими. А все благодаря национальным особенностям.

  1. Традиционная дагестанская свадьба отмечается два дня. Но между ними проходит еще ровно 7 дней.
  2. На свадьбе присутствует огромное количество гостей — от 300 до 1500. Это обязательно близкие и дальние родственники, друзья, коллеги. На торжество могут приходить и официально не приглашенные люди: соседи, знакомые или просто жители города или села. Последним не обязательно оставаться на празднике, но поздравить молодых и произнести тост они обязаны.
  3. По желанию родителей и молодоженов, свадьба может проводиться в одном из двух вариантов: религиозном мусульманском без алкоголя, громкой музыки и танцев, или классическом с алкоголем, пышным столом, шумными гуляниями.
  4. Сбор денег на свадьбу родители начинают еще с рождения ребенка. Гости дарят много денег на будущую свадьбу, на приданое невесте, на выкуп. Этот факт приводит к тому, что деньги на организацию свадьбы идут без счета.
  5. Национальной особенностью, которая сейчас соблюдается редко, являлось то, что родители сами выбирали жениха для невесты. Молодожены знакомились друг с другом прямо на свадьбе. Сейчас такой обычай соблюдается крайне редко.
  6. Раньше очень часто проводилась кража невесты. Это был красивый национальный обычай. Сейчас же к нему прибегают, когда родители жениха и невесты не дают благословения на брак. Когда жених крадет свою возлюбленную, он приводит ее в свой дом. А переночевавшая в доме мужчины незамужняя девушка считается опозоренной. И, чтобы смыть этот позор с семьи, родителям ничего не остается, как дать согласие на свадьбу.
  7. Дата свадьбы не должна выпадать на дни рождения молодоженов, дни рождения родителей, мусульманские религиозные праздники.

Свадебные обряды народов Дагестана

Библиографическое описание:

Исмаилова, А. М. Свадебные обряды народов Дагестана / А. М. Исмаилова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/61/2723/ (дата обращения: 16.02.2021).
Дагестан — один из самых уникальных регионов, с точки зрения этнокультурного многообразия проживающего здесь населения. Сходные естественно-географические и историко-социальные условия способствовали выработке как общенациональной культуры, у различного этнического населения Дагестана, так отличительных черт присущих тому или иному народу.

Наиболее ярко это проявилось в обрядах жизненного цикла. И одним из важных обрядов является свадебный, где можно выделить особенности национальной и локальной идентичности. Свадьба является большим праздником в дагестанском селе, которая всегда проводилась торжественно, с привлечением к участию в ней всех жителей села. Свадьба в каждом городском селении представляла собой совокупность обрядовых действий, призванных обеспечить долгую и счастливую супружескую жизнь для молодой четы, обеспечить ей многочисленное потомство, а также это большое праздничное торжество для всего населения, красочное зрелище, своего рода представление с известным сценарием, где основные действующие лица прекрасно знали свои роли. Режиссером — распорядителем всего действия, где каждый зритель был одновременно и исполнителем, являлся специально назначенный ведущий, который у разных народов Дагестана, а иногда в разных селениях одного народа, назывался по-разному: шах, тамада и т.д.

Формы заключения брака у народов Дагестана имели несколько видов. Наиболее распространенной из них у всех был брак по сговору. Оформлявшая его обрядность начиналась сватовством, во время которого стороны договаривались о размерах калыма и сроках его уплаты, по Калоеву, «калым имеет большое символическое значение в Дагестане и легко может быть опущен»[1;С131]. Одни народности Дагестана требуют уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым — даргинцев и лакцев. Но если плата за невесту постепенно исчезала, то этого нельзя сказать о другом виде платежа, известного под названием калым. О существовании брачной уплаты нам говорят адаты южно-дагестанского общества. «Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить, за нее условную уплату ее родственникам, а за не имением их опекуну» [2;С19]. Коран определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. «Только оформленный служителем Аллаха по всем канонам шариата мусульманский «никях», считается законным браком. Это было незыблемо у всех народов Северного Кавказа, у которых ислам был официальной религией» [3;С102]. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер не был одинаковым, и величина его во многом зависела от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от экономического благосостояния общества, материального положения, и сословной принадлежности.

Брак по сговору распадался на два вида: сговор малолетних и сговор совершеннолетних. «Весьма распространен, — писала С.Ш. Гаджиева, — обычай сговаривать детей, даже вскоре после рождения; при этом обыкновенно отец мальчика дает, в виде залога, какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считаются с этого времени женихом и невестою»[2;С19]. Колыбельное обручение (реже, чем другие варианты подобного сговора) было широко известным у лезгин [5;С41]. «Зажиточные люди приготавливают своим детям женихов и невест тогда, когда те находятся еще в младенческом возрасте»[6;С17]. Все же самой распространенной формой сговора, был сговор совершеннолетних. При таком сговоре наиболее полно соблюдали традиционные церемонии; 1) сватовство и вручение невесте подарка; 2) обручение; 3) посещение дома; 4) отправка невесты в дом жениха.

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занимались не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. «Главным образом в невесте ценится ее происхождение и способность к работе по хозяйству» [8;С143].

У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов»[9;С173].

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко. Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Следующим этапом было обручение. На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки.

Обязательным условием заключения брака было совершение религиозного обряда бракосочетания — «мах’ар», «магъар» (у аварцев, лакцев, даргинцев), «никах» у лезгин, «кебин» у азербайджанцев. Обряд совершался либо в доме жениха, либо в доме, куда он уходил на время свадьбы, либо у мамы. Обычно обряд происходил с участием самого жениха и отца невесты. Совершался обряд накануне или в день свадьбы. Невеста должна была получить от отца разрешение на бракосочетание — фурман, а в случае смерти отца — от другого родственника (опекуна). Девушка сама в обряде не участвовала, жених же иногда участвовал. У лакцев был распространен обычай когда «магъар» совершался перед доверенным лицом жениха и невесты. У аварцев бытовал немного другой обряд. Как отмечал Пржецлавский, у аварцев — «брачные союзы заключались или словесно при свидетелях, или же поверенным от жениха или его родителей». Вся церемония брачной сделки собравшихся родителей невесты и жениха, включала объявление о желании выдать, а последние — о согласии принять избранную женихом невесту»[10;С160]. Основные циклы обряда строго регулировались основными законами шариата, а также адаты. Одним из доказательств того, что браки заключались в Дагестане в основном по шариату, была религиозная роль отца в выдаче невесты. «Один только отец имеет право, — говорится в адатах Самурского округа, — выдать дочь замуж против ее желания, прочие же родные и опекуны не имеют этого права, так что засватанная при жизни отца девушка может после смерти его отказаться от замужества с тем женихом, с которым она была обручена».[11;С.2]. Ни молодые люди, ни тем более девушки не были свободны в своем брачном выборе. Решающее слово принадлежало их родителям, которым также приходилось считаться с многочисленными традиционными правилами заключения брака. Центральным акцентом свадебного торжества был переезд невесты из отцовского дома в дом жениха. У лакцев день перевода невесты из отцовского дома в дом жениха или в предшествующий этому вечер несколько женщин от нее шли в дом юноши и совершали обряд занавешивания угла комнаты, предназначенной для молодых. Здесь должна была находиться их брачная постель. У даргинцев, в ночь предшествовавшую переводу невесты в дом жениха в ее доме пекли огромный пирог и делали халву. У лакцев после танцев в доме невесты вечером этого дня, на которых присутствовала и невеста с подругами оставалась на всю ночь и проводила время в играх и танцах. У даргинцев и аварцев в день перевода невесты к жениху, приглашалась в его дом вся мужская родня невесты. Перед отправлением в дом жениха подруги наряжали невесту в лучшую одежду, подаренную женихом. Сам жених за невестой никогда не шел. У каждого народа, этнической группы были свои ритуалы, устоявшаяся система действий, выполнявшиеся представителями обеих сторон в определенный момент свадебного цикла. У даргинцев невесту первым встречал отец жениха, который делал с ней два-три шага в сторону входа в дом. При входе в дом жениха, невеста должна была совершить обряд угощения. У разных народов обряд проходил по-разному. У даргинцев невесту угощали медом, а равно и обсыпали ее сладостями. Этот обряд совершала мать или пожилая родственница. У лезгин при входе в дом жениха, невеста должна была раздавить правой ногой, положенную на пороге ложку с маслом. После этого невесту вводили в комнату и сажали на сундук с ее приданным. В группе описанных обрядов, связанных с приводом невесты в дом жениха, назначением которых считалось обеспечение ей счастливой жизни в новом доме, большое значение придавалось осыпание ее мукой, рисом, конфетами. К ногам невесты кидали мелкие серебряные монеты. Среди обычаев и обрядов особое место занимали те, которые были направлены якобы на обеспечение господства мужа над женой или наоборот, жены над мужем. Лачка при входе в дом жениха старалась дотронуться до притолоки над дверью. Обычно родня жениха помещала невесту в углу комнаты, за ширмой. Роль жениха в это время у разных народов была различной. У одних он вовсе не участвовал в торжестве, ожидал, пока разойдутся гости. По старинному горскому этикету, жених не имеет права быть на собственной свадьбе. Жениха загоняют подальше с глаз к соседям, а лучше на чердак, чтобы хоть оттуда увидеть собственную свадьбу. Дружки ему туда носят еду с собственного стола, разумеется, тайком, но так, чтобы свадьба заметила и оценила. У других (даргинцев), напротив участвовал. Совершенно не принимала участия в пиршестве невеста, изолированная за занавеской. На следующий день после брачной ночи свадьба шла в доме жениха. С утра к невесте собирались женщины, чтобы поесть ритуальную кашу (лакцы), а жених уходил на речку. У даргинцев подруга приносила из ее родительского дома мясные пельмени, приготовленные матерью невесты. У аварцев свадьба как таковая вообще проводилась на второй день. В этот же день происходило одаривание новобрачной родных мужа подарками. У некоторых аварцев и даргинцев, принято было на второй день приглашать родителей и других близких родственников невесты в дом жениха для угощения. Заканчивался этот день, как правило, у всех народов танцем новобрачных, причем с молодой мог танцевать любой из присутствующих на свадьбе мужчин. У даргинцев во время этого танца принято было одаривать невесту небольшой суммой денег. Чаще всего на третий день свадьбы, принято было приглашать молодых в дом ее родителей. После свадьбы происходило символическое приобщение молодой к труду и приглашение ее в дом ее родителей. Обрядами были насыщены все свадебные циклы, но действия направленные на вызывание смеха, сосредотачивались главным образом в ритуалах собственно свадьбы. Шут, ряженый на свадьбе XIX — начале XX вв. — это чисто смеховой персонаж, об обеспечении наличия которого на свадьбе ее устроители беспокоились так же, как и о том, чтобы были музыка и угощение. Следует отметить, что проявление этой смеховой культуры, у каждого народа проявлялось по-разному. Так, например в рутульской свадьбе ряженные в женской одежде изображали беременных женщин, а так же в пародийной форме имитировали выполнение разнообразных женских работ (чесание шерсти, прядение и пр.).

В аварском с. Кикуни ряженные начинали соучастие в свадебный день, предшествующий переводу невесты в дом жениха. Вечером этого дня они появлялись в доме невесты, изображая жениха и невесту, в сопровождении друзей жениха, с музыкой. Иногда под видом одного из ряженных сюда мог явиться и жених. Значительную роль играли ряженные на агульской свадьбе, где действия их относились к первым трем дням свадьбы, до водворения невесты в дом жениха, это были молодые люди из селения. Ряженные устраивали шуточную борьбу между собой. Они осыпали присутствующих толокном, мукой, осмеивали и подвергали шутливому наказанию «нарушителей порядка».

Рассмотрев весь приведенный выше материал не трудно заметить, что явно выделяются как общенациональные особенности, характерные для всех народов, так и локальная специфика отдельных этнических групп. Многообразие, большая палитра особенностей этнокультурных явлений показывает, что многие проявления и феномены культуры дагестанских народов, воспринимаемые как национально-специфические, особенные, по сути варианты местного проявления более общих моделей имеющих общедагестанский, зачастую общекавказский характер.

Литература:

  1. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов. М., 1979.
  2. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, Вып. 3. 1870.
  3. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь. 1984.
  4. Гаджиева С.III. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — начале XX века. М., 1985.
  5. Гаджиева М.И., Омаров А.О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. Ч 1. Махачкала, 2000.
  6. Сборник сведений о кавказских горцах.
  7. Исрапилова З.А. Брак и семейно бытовые обряды аварцев Андала. Махачкала 2002.
  8. Гаджиева С.III. Указ.соч.
  9. Народы Дагестана. М., 2002.
  10. Пржецлавский П. Указ. соч.
  11. Калоев Б.А. Указ. соч.
  12. РУК. фонд. ИИАЭ ДНЦРАН Ф.5 Он. 1. С. 23.

Как проходит сватовство?

Обычаи дагестанской свадьбы начинаются со сватовства. Еще его называют сговор. Это процедура заключения договора и обсуждения всех нюансов. Представители жениха: родители, родственники, друзья приходят в дом будущей жены, смотрят на благосостояние семьи, интересуются приданым невесты, обсуждают размер калыма — выкупа за невесту. В этом вопросе фиксированного размера нет.

Сватовство может проводиться в двух вариантах:

  1. Договор между родителями заключается, когда жених и невеста еще дети. Такой сговор называют «колыбельным». При его проведении мнения и желания невесты и жениха не спрашивают. Если все условности были обговорены, отец невесты вручал отцу жениха ценную вещь, которая служила символом заключения договора, и отныне дети становились женихом и невестой. Чаще такой сговор можно встретить у лезгинов.
  2. Сговор проводится, когда потенциальные жених и невеста уже совершеннолетние. Этот вид актуален для современной дагестанской свадьбы. Невесте дарят ценные подарки, которые в некоторых регионах вместе с ее приданым вывешивают на веревках у дома, демонстрируя их окружающим. Если всех все устраивает, то совершается помолвка. После нее жених и родители посещают дом невесты, а затем проводится ответный визит.

Традиции сватовства

Дагестанцы славятся эксцентричностью, поэтому долгое время в этой стране были популярны кражи невесты. Похищение невесты на свадьбе в Дагестане случается до сих пор, но чаще в тех случаях, когда родители запрещают молодоженам пожениться. Также воруют невест, когда молодые из разного сословия. Считалось губительным для девушки провести ночь в доме мужчины, поэтому родители чаще всего соглашались на такой шантаж, чтобы уберечь дочку от позора.

Зачастую свадьба происходит после сговора или сватовства. Сватовство по-дагестански включает визит представителей жениха в дом невесты. В этот день договаривались о размере калыма, интересовались приданым молодой невесты. Плата за невесту являлась обязательной во всех регионах страны, только сумма была не определенной.

Сватовство в Дагестане имело две разновидности. В первом случае связывали свадебными обязательствами маленьких детей. Такую разновидность называли «колыбельным сватовством», когда без решения будущих жениха и невесты договаривались об их бракосочетании. В качестве залога отец девочки давал отцу мальчика ценную вещь, после чего детей считали женихом и невестой. Такой вид сговора больше всего присущ лезгинам. Дагестанское сватовство совершеннолетних сильнее распространено, особенно в современном мире. Такой вид сговора наполнен национальными традициями, которые включают несколько этапов. Сначала происходит сватовство, во время которого невесте вручают подарки. В некоторых регионах все эти дары, вместе с приданым девушки вывешивали на веревке, чтобы все могли их созерцать. Затем происходит предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных, после которой следует визит жениха в дом невесты и ее визит в дом жениха.

В Дагестане сватовство сильно отличается от всех других свадебных обычаев. Оно происходит тайно, в вечернее время суток и в кругу ближайших родственников.

Подготовка к свадьбе

Праздновать торжество можно в зале ресторана, банкетном зале, а также в доме. Главное, чтобы помещение было достаточно просторным, поскольку количество гостей варьируется от нескольких сотен до двух тысяч. Такой размах предполагает затраты огромных денежных сумм.

Собирать деньги начинают еще с рождения детей, а вот непосредственную подготовку к торжеству начинают после помолвки. Готовиться начинают и со стороны невесты, и со стороны жениха. Первый день праздника проводится у невесты, второй — у жениха. Если жилищные условия не позволяют принять огромное количество гостей, то возможно проведение мероприятия в ресторане.

Официальная регистрация проходит только во второй день. Кстати, растягивание свадьбы на два дня связано с национальным обычаем: родители не имеют права присутствовать на таком событии у дочери, поскольку она переходила под покровительство семьи жениха. В дом жениха невеста отправлялась в сопровождении незамужних сестер.

Но родители хотели видеть свадьбу дочери, да и сама невеста желала, чтобы родители не оставались в стороне от важного дня в ее жизни. Чтобы никого не обидеть, но и не идти вразрез с обычаем, в доме невесты стали проводить мини-свадьбы. В современном Дагестане посиделки в доме невесты стали полноценным днем свадьбы, который гуляют с размахом.

После помолвки подготовкой занимаются преимущественно родители молодоженов. Но невеста также не остается в стороне. В ее обязанности входит подготовка будущего семейного «гнездышка»: выбор мебели, расстановка ее в доме, декорирование интерьера.

Дагестанские обычаи на свадьбе

Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.

Подготовка к свадьбе в Дагестане

Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.

Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных

У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.

Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.

Наряды для торжества

В современной дагестанской свадьбе девушки-невесты не ограничены в выборе платья. Единственное условие — оно должно быть длинным, изящным, дорогим и изысканным: сшитым из дорогих тканей с добавлением дорогих украшений. Платок или фату не используют.

Однако про традиционное убранство невесты никто не забывает. Его готовят в качестве второго наряда для свадьбы.

У жениха все намного проще с нарядом — любой классический костюм. Но если не отступать от традиций, то и жених должен иметь второй свадебный костюм, в котором он исполнит торжественный танец. Главным атрибутом этого костюма является папаха.

Свадьба: день первый

Проведение праздника в два дня объясняется еще и тем, что, как правило, дагестанская свадьба отмечается единственный раз. Разводы — крайне редкое явление у дагестанского народа. Крепость союза связана с религиозностью народа.

Первый день свадьбы — в доме невесты — начинается с исполнения ритуальной музыки. Приглашенные музыканты располагаются на крыше дома невесты и исполняют народные песни, напоминающие молитвенный мотив.

В это время в доме идет активная подготовка невесты для дагестанской свадьбы. В 12 часов дня из дома жениха выходит праздничная процессия, состоящая из одних только женщин — родственниц жениха. Сам жених и его сопровождающие следуют за процессией, исполняя при этом характерные для дагестанской свадьбы песни. С собой шествующие несут дары в виде сладостей, драгоценностей и ковров. Как только гости заходят в дом невесты, все принесенные угощения и дары убираются в сундук, который невеста заберет с собой в теперь уже свой дом.

Мать невесты в сопровождении других женщин-родственниц передает свою дочь в семью жениха. Весь процесс сопровождается плачем и причитаниями, которыми оплакивают уход дочери из родительского дома. Хотя в эту ночь невеста еще остается в родительском доме.

ТРАДИЦИИ ГОРНОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СВАДЬБЫ

Раньше гуляли свадьбы три дня, где-то до сих пор отмечают по полной программе, начиная дегустировать коньячок ещё с утра, а кто-то сокращает до двух. Не суть. Я приехал на самые интересные события, которые начинаются как раз ближе к вечеру. В селе есть шикарная поляна на самом верху села. Лучшего места для празднования не придумать, вокруг шикарные виды на луга, на горы и небо. Я бы тут тоже отметил свою свадьбу.

По соседству с нами.

Вереница женщин несёт приданное для невесты (в дом жениха). Теперь зачастую приданное перевозят на машинах, но это выглядит не так красиво и эстетично.

Несут всякие ковры, одеяла, кувшины, ларцы, короче всё, что может пригодится в хозяйстве. Разумеется, есть и украшения и деньги.

Всё принесённое складывают в комнате молодожёнов. И теперь все ждут, когда начнётся самое главное. А самое главное — это шествие по ночному селу с факелами (не потому что надо осветить дорогу, а потому что так раньше делали) от дома жениха к невесте.

Нам пришлось ждать часа два. Что бы как то убить время, все собрались на заднем дворе, и под музыку приехавших музыкантов начались танцы.

Но вот факелоносцы начали суетиться, значит скоро состоится парад. Из дома вынесли несколько факелов. Факел, это консервная банка, внутри которой кизяк (все знают, что такое кизяк?) обильно политый керосином. Всё это поджигают и вуаля, можно начинать!

Стараясь не упасть, я увязался за толпой радостных мужиков, с криками и свистом сопровождавших жениха. Глядя на церемонию, меня не покидало ощущение, что я очутился в средневековье. Всем, кто хочет испытать подобное, рекомендую посетить эти земли, пока ещё живы такие традиции.

Вот показался дом невесты. Слава богу, пройти по тёмным улицам надо было немного.

Нас встречали как героев. Возле входа в дом собралась наверно вся деревня, не протолкнуться.

Дальше всё просто, мальчики направо, девочки налево. Девочки собираются в комнате, где сидит невеста, а парни за стол. Из за стола то и дело раскатывались возгласы и произносились тосты, но самое интересное происходило у девчонок. Наряжали невесту.

В итоге невесту покрывают с головой и теперь она будет передвигаться только при помощи двух подруг, которые с ней всегда рядом.

В комнату принесли специальную лампу, это для подруг невесты, чтобы освещать путь.

А внизу, во дворе дома дым коромыслом.

Все ждут когда же начнётся шествие. И как обычно, ожидание затягивается. Не знаю, может так и надо, но в общем, невеста не спешит.

Дождались, девушки наконец то вышли. Сзади кто то начал кидать конфеты и внизу у процессии случилась ещё одна давка, теперь уже из пацанов, собирающих конфеты. В этот момент со стороны улицы я увидел сильные отсветы, сперва подумал что у соседей начался пожар, но нет. Это стали разводить костры.

Костры разводят жители домов, мимо которых проходит невеста. И разводят, если у них хорошие отношения с домом жениха и невестки, и огонь означает пожелание благополучия. Это я вкратце описываю суть. Если же костёр не разводится, это значит что между домами/семьями существуют серьёзные разногласия.

За невестой образовалась огромная толпа. Давка такая, что я не рискнул оказаться в самой гуще, ребята толкали друг друга, и это наверно тоже часть ритуала.

Процессия добралась до дома жениха, куда ввели невесту. Там она должна пройти ещё одно испытание, вкатить в комнату хлеб. Я не стал пробиваться туда и снимать этот процесс.

На следующий день, после долгой и бурной ночи, жители собираются вновь. Часа в два, не раньше. К поляне потихоньку стекается народ, а из дома невесты и жениха течёт вереница родственников с едой и выпивкой.

Снова вперёд выходят бабки и одна с бубном. Они поют и ведут на люди невесту. Она в новом наряде, но с ней по прежнему её лучшие подруги.

На поляне собирается наверно вся деревня. За всё время, пока народ веселится, танцует и произносит тосты, невеста танцует три танца.

Остальное время, безостановочно играет музыка и кто-то в центре круга.

Свадьба: день второй

Второй день проходит в доме жениха. Он приходит в дом своей супруги и забирает ее под свою опеку. Но, прежде чем забрать невесту, жениха встречает ее сестра, исполняя национальный праздничный танец перед свадьбой. После мать девушки дает молодоженам испить меда из чаши. Это символ счастливой семейной жизни.

Именно во второй день проводится много шумных и веселых мероприятий. Стрельба в воздух, песни и пляски, конкурсы для гостей. На втором дне дагестанской свадьбы лезгинка является самым популярным любимым развлечением.

Начинается торжество после 12 дня, когда жених приведет невесту в дом. Праздник сопровождается плясками, при этом мужчины танцуют отдельно от женщин.

Молодожены также исполняют свой первый танец. Но этому событию предшествует еще один обычай: невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующем на свадьбе. Но, танец выглядит следующим образом: девушка танцует, а мужчина кружится вокруг нее, бросая возле нее деньги.

Все свадебное мероприятие проводит тамада — заранее выбранный родственник. Он проводит конкурсы, произносит тосты, следит за соблюдением традиций.

Помолвка

Как и у большинства народов, свадьбе предшествует обручение. В дом девушки засылают сватов, которые одаривают семью подарками. Собравшись на совет, родители молодых назначают дату бракосочетания, которая не должна проходить в день рождения молодых, и, так же их отцов и матерей, а главное не в праздники, отмечаемые мусульманами. Помолвка проходит тайно вечером в тесном кругу родных. Договорившись о дате, парень и девушка отправляются в ЗАГС подавать заявление, и с этого срока начинается активное приготовление к свадьбе: выбираются одежда для молодожёнов, согласовывается меню угощений, подбирается удобный зал в ресторане.

Ранее волосы невесты были плотно закрыты платком, но сейчас платок на голове можно увидеть редко. Сейчас девушки отдают предпочтение модным причёскам с замысловатыми плетениями, которые являются мастерской работой парикмахера.

Подруги невесты, закрыв лицо девушке специальной накидкой, выводят её во двор, а затем девушка с отцом жениха и его свитой едут в их дом. Весь путь к новому жилью сопровождается традиционно народным пением и весёлой музыкой на народных инструментах. Часто это шествие останавливают знакомые или незнакомые люди, перекрывая дорогу, и требуют подарки. У дверей дома жениха и девушку встречают мёдом, чтобы жизнь у супругов была сладкой и богатой.

Интересный факт — женщины и мужчины на свадебном застолье сидят отдельно друг от друга. На столах расставлено много национальных блюд. На свадьбе одним из главных событий считается танец молодожёнов. До этого танца невеста танцует с мужчинами, пришедшими с подругами. Для гостей на торжестве самым любимым развлечением является танец лезгинка.

Мы рассказали вам, какой интересной и веселой может быть дагестанская свадьба. Такой грандиозный праздник подарит миллиард положительных эмоций и впечатлений не только молодоженам, но и всем присутствующим гостям!

Комментарии (0)

Современная свадьба в Дагестане

Современные свадьбы у дагестанцев все больше напоминают европейские торжества. Некоторые обычаи изжили себя, а некоторые продолжают соблюдаться.

  1. Жених обязательно танцует лезгинку, облаченный в национальный костюм.
  2. На столах обязательно присутствуют национальные угощения: шашлык, хинкали, долма, плов и т. д.
  3. Приданое невесты и калым от жениха обязательно должны быть собранными.
  4. Жених обязательно приходит за невестой во главе торжественного шествия.

На дагестанских свадьбах уже нанимают тамаду — профессионального ведущего, а не родственника. Чаще арендуются рестораны и банкетные залы для мероприятия, которые украшаются по-современному. Играет популярная музыка.

Вход невесты в дом жениха: национальный обычай

Красивому обычаю — входу невесты в дом будущего супруга — ранее предшествовали неоднократные визиты родственников жениха и невесты друг к другу за несколько недель до свадьбы. Сейчас это совершают только после заключения брака.

Вход невесты в дом супруга сопровождается обсыпанием ее орехами, монетами и конфетами, как символ того, что в этом доме девушка не будет знать ни горя, ни нужды. В некоторых районах Дагестана невесту обсыпают мукой.

Как только молодая переступала порог, мать жениха вручала ей чашу с медом, которую невеста должна была испить.

После окончания свадьбы наставница (теперь уже жены) рассказывала ей, как провести первую брачную ночь: как вести себя и что делать. Молодой муж приступает к исполнению супружеского долга только после того, как спросит девушку о ее истинном желании стать его супругой и получит положительный ответ.

Национальные танцы

На дагестанской свадьбе лезгинка — обязательный, традиционный танец, который любят и умеют исполнять все: и мужчины, и женщины. Именно в этом танце раскрывается весь характер и потенциал дагестанцев. В этот танец они вкладывают «душу».

Вообще, на дагестанской свадьбе танцы открывает аравул — главный танцор на торжестве. Положенное им начало танцев называется «дем». После к танцору присоединяются гости-мужчины.

В начале танца мужчинам вручаются цветы — символ приглашения в танец. Как только мужчина чувствует усталость, он может передать цветы другому, который не вправе отказаться от приглашения. Такие танцевальные мероприятия длятся вплоть до окончания праздника.

Танцы на дагестанской свадьбе для девушек и женщин начинаются с приглашения от сестры жениха. Именно она вправе первая приступить к пляскам. Женщины также могут танцевать лезгинку на дагестанской свадьбе.

Возможны ли браки дагестанцев с другими народами?

Русско-дагестанская свадьба имеет место в современности, невзирая на разницу между этими двумя народами.

Подготовка такой свадьбы — это прежде всего обсуждение двумя сторонами (жениха и невесты) всех нюансов, касающихся соблюдений русских и дагестанских традиций. Что положено на русской свадьбе и не принято на дагестанской, и наоборот.

Многие пары идут на компромисс и проводят на своем торжестве только самые интересные обычаи и конкурсы, характерные для каждого народа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]