Первая брачная ночь русских царей. Секреты придворного ритуала

Первая брачная ночь на Руси являлась важным событием, подготовка к которому осуществлялась не менее тщательно, чем к самому торжеству. Молодые впервые могли почувствовать себя полноценными любовниками, и этого события взволнованно ожидала как невеста, так и жених. От первой ночи вместе зависели дальнейшие отношения, доверие и притяжение молодых друг к другу. На портале о свадьбах svadebka.ws вы узнаете о том, как проходила брачная ночь на Руси и остались ли отголоски прошлого в проведении ночи любви среди современных молодоженов.

Первая брачная ночь на Руси

Ночь после свадьбы на Руси

Время, которое шло после шумного застолья, с самых древних времен называлось первой брачной ночью. Оно предполагало под собой не простую сексуальную близость, а соединение двух людей. Воспользоваться правом первой сексуальной близости мог только муж. Именно он считался главой семьи.

И для этого ему не надо было выигрывать в бою свою женщину, как это делалось в африканских странах. Мужчина изначально считался хозяином и так называемым властителем.

Женщины до свадьбы были невинными и девственными. В последствие это не подтверждал мужчина, вывешивая на утро простынь. Однако он мог сказать всему поселку, что девушка не была целомудренна и отказаться от неё. В таком случае, на барышню шел настоящий порок, который карался не только люди, но и церковными канонами.

Время проведения

Именно поэтому, назначать свадьбу приходилось вместе с церковным служителем, который обязательно разрешал данное событие. Очень часто мужчины угадывали и цикл женщины, поскольку не хотели просто так поспать в первую ночь. Ведь девушка с месячными до сих пор в церковных правилах считается греховной, поэтому близость с ней невозможна.

Ритуал подготовки к брачной ночи

К первой брачной ночи готовились не только молодожены, но и самые близкие родственники. Мероприятие проходило в доме жениха, ведь именно туда переезжала невеста сразу после свадьбы. По-другому близость первую называли подклетом, поскольку устраивалась она в самом прохладном месте дома. Считалось, что именно в прохладе у молодоженов больше шансов сблизиться и прижиматься друг к другу.

Постель на первую ночь в обязательном порядке застилала мама или сестра жениха. Делать это необходимо было вещами из приданого невесты. При этом, невеста не допускалась в комнату до проведения первой близости.

На постель укладывались и неизменные атрибуты. Они были символами благородия, материального благополучия, здоровья и семейного счастья. Их помещали в углах комнаты таким образом, чтобы они не бросались в глаза молодой семейной паре.

https://www.instagram.com/p/ByCtjsTjO8s/

Первая брачная ночь русских царей. Секреты придворного ритуала

Брачная ночь русских князей и царей, как и остальные ритуалы свадебного обряда, подчинялись правилам, детально описанным в XVI веке в специальном руководстве «Свадебный чин».

Деликатно ограничившись фразой, что «в постели жених с невестой что хотят, то и делают», авторы древнего текста досконально раскрывают другие стороны колоритного вечера.

Для исполнения супружеских обязанностей в одной из уединённых палат дворца устраивали «сенник», убранство которого было проникнуто народными суевериями и христианской символикой.

Центральное место в неотапливаемой опочивальне занимала увенчанная балдахином «постеля», которая укладывалась постельниками, отвечавшими своей головой за правильность её ритуальной сборки. Согласно обычаям на нижний ярус любовного ложа укладывалось 27 ржаных снопа, которые, как уверяет исследователь русского быта Александр Терещенко, символизировали собой достаток, плодородие и сулили лёгкие роды. Поверх даров природы стелился ковёр, на который помещалось до десяти перин, накрытых шёлковой простыней. В изголовье кровати, увенчанной христианскими образами, лежали подушки, накрытые тёплыми куньими или собольими одеялами.

Этнограф Николай Сумцов указывал, что по углам свадебного «сенника» вонзали четыре стрелы, у постели ставили кадку с зерном, а по стенам развешивали кресты.

Из книги «История свадеб» под авторством Олега Ивика, становиться ясным, что у дверей защищённой по всем верованиям опочивальни новобрачных встречала жена тысяцкого, которая посыпала их хмелем, облачившись в вывернутую овчинную шубу – символ семейной жизни.

Когда в церквях начинали служить вечерню, жених снимал с себя праздничный наряд, то же самое за занавеской при помощи дружек и свах делала невеста. Надев телогрею и горлатную шапку, она выходила из-за ширмы и садилась на постель рядом с суженым, облачённым в нагольную шубу и аналогичный головной убор.

Отпустив посторонних лиц, молодые оставались наедине. Чтобы раззадорить их страсть под окнами «сенника» часто привязывали жеребцов и кобылиц, которые своим протяжным ржанием разжигали любовный аппетит. Из этих же соображений не протапливали спальню, холод и сырость которой должны были заставить робеющих новобрачных быстрее бросить в жаркие объятья.

Исполнив супружеский долг, царь подзывал караулившего у двери постельника и отправлял его за «ближней боярыней», которая должна была засвидетельствовать целомудренность невесты и мужскую силу жениха.

Совершив после близости ритуальное омовение, муж, расположившись на постели, а жена за занавеской, ждали тысяцкого и свекровь, которые должны были накормить молодых курицей или рыбным пирогом, поскольку за свадебным столом они к еде не притрагивались.

С приходом к власти проевропейски ориентированного Петра I настало время искоренения нерациональных с его точки зрения древнерусских традиций проведения первой брачной ночи. В книге «Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга» Кристофер Марсден выражает мнение, что питая страсть к «поучающим представлениям» первый российский император устраивал потешные свадьбы в старом стиле, высмеивая царившие тогда нравы и предрассудки. Издеваясь над обычаем стелить постель для первой брачной ночи в холодном «сеннике», он повелевал мнимым новобрачным зимой предаваться любовным ласкам в неотапливаемой избушке.

Желая сблизиться с правящими династиями Старого света, Петр I не хотел отпугивать потенциальных невест закостенелыми обрядами, которые подходили для патриархальной Руси, но не соответствовали новой императорской России, ставшей на стезю светского общества.

Отныне молодожёны в брачную ночь были предоставлены сами себе в самой шикарной спальне дворца, их никто не караулил под дверью, не обсыпал из суеверия хмелем, не мешал сокровенному уединению. Более того, в этот период канула в лету традиция демонстрации простыни с целью подтверждения целомудрия невесты.

Отказавшись от старинных свадебных традиций, императорский двор вскоре обзавёлся собственными обычаями. Так в брачную ночь молодожёнам предписывалось облачаться в сшитые специально по этому случаю ночные туфли и халат из тяжёлой серебряной парчи.

Если вступавший в брак член императорской семьи сочетался браком в юном возрасте, то перед брачной ночью с ним вели «просветительскую работу». Подобный инструктаж существовал и в княжеско-царские времена, тогда о тонкостях интимной близости новобрачным рассказывали няньки и дядьки, а в новой России их миссию выполняли родители, воспитатели или придворные врачи.

В издании «Врачи двора Его Императорского Величества, или Как лечили царскую семью …» Игорь Зимин констатирует, что с Александром II подобный ликбез проводил лейб-медик Николай Вельяминов, записавший в ежедневнике, что его подопечный до свадьбы «был чист, как девушка».

Другой императорский врач Николай Здекауер вёл аналогичную беседу с застенчивым Александром III, которого до заветного часа поддерживали и родители. Наутро после свадьбы растроганный престолонаследник оставил в дневнике откровение: «Такого чувства уже никогда не будет, как в этот вечер. У меня была совершенная лихорадка, и я насилу стоял на ногах. В 3/4 1 Мама взошла в кабинет. Я встал, крепко обнялись с Папа, просил еще раз его благословения… Потом я помолился, запер дверь в кабинет на ключ, потушил свечку и пошёл к постели. Снял халат и туфли и лёг в постель. Первое чувство было непонятное, когда я очутился в постели и почувствовал все члены моей душки на моём теле, которая так и обвилась кругом меня. Здесь дальше я не буду распространяться…».

Куда более осведомлённым в вопросах обращения с дамами был тёзка и предшественник Александра III – император Александр I, которого теоретически вводил в курс дела воспитатель Николай Салтыков, а практически поучала одна из придворных дам.

Исполняя наказ Екатерины II, они должны были подготовить её 15-летнего внука к свадьбе, однако в самый ответственный момент что-то пошло не так, поскольку в дневнике Александра I после свадьбы появилась заметка: «Боже, как она прекрасна! Я никогда не смогу забыть этой ночи, в которую не сумел, не смог прикоснуться к ее белоснежному атласному телу… » Так, что вопреки стараниям Екатерины II её внук в первую брачную ночь повторил судьбу ей мужа — Петра III, который предпочёл любовным утехам с молодой невестой спокойный сон. Но если Александр I в следующую ночь исправил свою оплошность, то Пётр III, по заверению Игоря Зимина, оставался равнодушным к Екатерине II на протяжении ещё 5 лет.

Проводы новобрачных

Поэтому, как только процессия отправлялась от дома невесты к жениху, то все громко пели песни, пританцовывали. Мужчины нередко рассказывали похабные шутки, тем самым настраивая на нужный лад.

Как только подходили к дому все люди, зайти в комнату мог лишь близкий друг жениха и сестра, устелившая постель. Дружок с помощью прута выбивал из кровати всю нечисть и злого духа. После чего он должен был заплатить деньги сестре жениха за то, что она застелила постель.

Особенности первой брачной ночи в Древней Руси

Ещё в 16 веке были подробно описаны правила свадебного обряда для князей и царей. Руководство называлось «Свадебный чин». В одной из палат дворца заранее устраивался «сенник». Это особое убранство комнаты, куда проникли народные суеверия и христианские традиции. Над кроватью натягивался балдахин. Само ложе накрывалось постельниками. В нижнем ярусе кровати должно было быть 27 ржаных снопа. Это количество было фиксированным. Оно символизировало достаток и плодородие.

Сверху на ложе могли стелить ковёр. Далее должны были идти 10 перин, и лишь потом шёлковая простынь. На подушки клали соболиные одеяла. В углах кровати вонзали четыре стрелы. На стену обязательно вешался крест. Рядом с ложем оставляли мешочек с зерном. Новобрачным дарили шубу из овчины. Это считалось достатком в семье. В ней они шли до самого ложа.

При венчании в церкви князь с княгиней должны были снять пышные наряды и переодеться в обычную одежду. Интересный факт, но комната для новобрачных совершенно не отапливалась. Это делалось для того, чтобы молодожёны не стеснялись друг друга и бросились в объятия. После первой брачной ночи царь звал караульного. Тот бежал за боярыней. Именно она должна была вынести простынь и засвидетельствовать целомудренность царицы. После этого в комнату заходила свекровь, которая кормила молодожёнов мясом или рыбным пирогом.

Наедине

Шумная процессия после проводов на ночь не уходила из дома, она обязательно оставалась возле хаты. Нередко мужчины подглядывали в комнату, пытаясь понять, что же происходит. За дверью оставался самый близкий друг жениха. Периодически он подслушивал, что творится за дверью, о чем всем громко сообщал.

Молодожены изначально садились за накрытый стол. В обязательном порядке на нем присутствовал хлеб и курица. Будущие супруги должны были немного подкрепиться. Это нужно было для того, чтобы духи привлекли к ним удачу и семейное благополучие.

После этого мужчина ложился на кровать, а женщина снимала с него обувь. Тем самым, девушка показывала свою смиренность и покорность перед мужем, главой семьи. Жена обязательно спрашивала у мужа, в каком он настроении и может ли она лечь с ним в постель. Если мужчина соглашался, то начиналась сексуальная близость. Как правило, должно было состояться несколько актов.

Все происходящее подслушивал за дверью близкий друг жениха, он сообщал о том, что невеста лишилась девственности. Как только это произошло, секс заканчивался, молодые должны были выйти к гостям. Торжество дальше продолжалось уже с семейной парой. Далее считалось, что они полноценная семья. При этом, застолье могло продолжиться как в доме жениха, так и у невесты.

https://youtu.be/SacG5wc_zCI

Какой была первая брачная ночь на Руси?

Однако феодалы зачастую переступали через закон и заменяли молодого супруга на брачном ложе, отнимая у него данное церковью право лишить молодую девственности. Подобные действия церковью не одобрялись, но, к сожалению, это не останавливало господ, считавших себя законными владельцами подвластных им крестьян.

Свадьбы на Руси относились к разряду сложных таинств, в которых причудливо переплетались традиции язычества и христианской религии. Народ очень ответственно подходил к выбору дня для проведения свадьбы. Это должна была быть разрешенная церковью дата.

Н. К. Пимоненко, «Сваты», 1882 г. Фото: ru.wikipedia.org

Поскольку первую брачную ночь, а следовательно, и интимную близость молодоженов, полагалось провести в день свадьбы, то это празднество не назначали на дни церковных постов и больших христианских праздников. Дело в том, что в такие дни церковью не разрешается выполнение супружеского долга, и молодожены не могли бы иметь половую связь друг с другом.

Согласно свадебной традиции, процесс приготовления к первой брачной ночи являл собой целое ритуальное действо. Опочивальню молодым готовили в той части дома, где всегда было прохладно: в чулане, амбаре, бане или подклете. Произойти действу полагалось по обычаю в доме, где жил молодой. Супруга после свадьбы жила у мужа.

Новобрачным заранее подготавливали супружеское ложе. Ему полагалось быть высоким и иметь крепкое деревянное основание. Простыни и одеяла для брачного ложа брали из приданого невесты. Застелить ложе для новобрачных могли только женщины-постельницы, которые были свахами. Помогать им могла мать молодого и его сестра.

М. Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г. Фото: ru.wikipedia.org

В брачном ложе согласно обычаю прятали разные вещи, носившие ритуальное значение и служившие молодоженам оберегом от злого умысла недоброжелателей и обеспечивающие им счастье и достаток (ржаные снопы, мешки, полные муки, перины). Покрывали супружескую кровать белым покрывалом с вышивкой. Под кроватью прятали поленья, ветви можжевельника. Помимо этого там можно было увидеть кочергу и сковородник — они служили для отпугивания от новобрачных всякой нечисти. Поленья же прятали для того, чтобы у супругов было много детей.

В спальню отводили молодую чету. Их сопровождала веселая толпа гостей, состоявшая из дружек, свах, родственников и приглашенных на свадьбу. Так называемые «проводы» были шумным и веселым действом, во время которого звучали песни и шутки непристойного характера, а также советы молодоженам. Дружке положено было бить ложе кнутом, чтобы изгнать нечисть, которая там могла прятаться. Обязательным свадебным обрядом был выкуп, который платился женщинам-постельницам.

С. И. Грибков, «Благословение на свадьбу», 1886 г. Фото: ru.wikipedia.org

После обязательных ритуалов молодоженов, наконец, оставляли одних. Дверь в опочивальню закрывалась на замок. У закрытой двери должен был караулить клетник. Но часто там задерживались родственники, которые, не смущаясь, подглядывали за происходящим в супружеской опочивальне.

Молодые, оставшись наедине, подкрепляли свои силы, угощаясь куриным мясом и хлебом. Выбор блюд был неслучаен. Они гарантировали паре большое потомство.

После трапезы молодая опускалась перед супругом на колени и снимала с него обувь, показывая этим покорность и послушание. После ей полагалось испросить у супруга позволения лечь рядом с ним на ложе. После чего между молодоженами происходила интимная близость.

Н. Петров, «Смотрины невесты» Фото: artchive.ru

Если молодая оказывалась девственницей, супружеский союз признавался действительным, поскольку был физически подтвержден. Об этом обстоятельстве объявлялось во всеуслышание гостям. Молодожены снова показывались на свадебном пиру или к ним в опочивальню приходили гости и праздновали свадьбу до самого утра вместе с молодыми супругами.

Невинность была главным атрибутом свадебного действа. Главным событием празднества была демонстрация гостям рубашки молодой, на которой полагалось быть пятнышкам девственной крови.

Если же оказывалось, что молодая не сберегла чистоту до вступления в брак, ее признавали нечестной. Это было большим позором не только для девушки, но и для ее родственников. Отцу и матери нечестной невесты на шею надевали хомут, а саму девицу возвращали в отчий дом сразу же после свадьбы.

К. Е. Маковский, «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия», 1883 г. Фото: ru.wikipedia.org

Потеряв невинность, новобрачная становилась «молодкой». Ее обряжали так, как положено замужней женщине.

Все свадебные обычаи соблюдались нашими предками с особым тщанием, ведь иначе молодым супругам грозило познать нищету и остаться без потомства.

Теги: свадебные традиции, свадебные обряды, девственность, первая брачная ночь, Русь

Невинность как главный атрибут

Важным в жизни молодой супружеской пары считалась девственность и целомудренность невесты. Если девушка была не целомудренна, то на неё и её семью навлекался позор. Мужчина по своему усмотрению мог вернуть обратно в отчий дом свою избранницу.

Подтверждалось целомудрие слова жениха и кровавой рубашкой. Однако далеко не во всех случаях мужчина соглашался показать всем кровь на рубахе своей супруге. Поэтому он мог подтвердить данный факт лишь на словах.

После того, как мужчина и женщина вступили в половую связь, их было принято считать молодкой и молодцом. Женщину на следующий день после свадьбы переодевали в наряд замужней дамы, на голову водружали соответствующий убор. Считалось, что именно это обещает семье благополучие и семейное счастье. Поэтому никто их молодых не пренебрегал данному ритуалу.

Плетка в спальне

Про эротические изыски тогда не думали, церковь не одобряла сексуальные «художества». Хотя такой аксессуар современных эротических затейников, как плетка, в старославянской спальне все же появлялся. Дружка колотил ею ложе, дабы отвадить нечистую силу.

В остальном же главным было лишить девственности невесту, притом наглядно — чтобы на белой простыне (она была непременно) образовалось красное пятно. Простыню эту потом таскали по всей деревне на радостях, били горшки (чем больше черепков, тем больше детей) и украшали дома полотенцами, расшитыми красными нитями.

А вот если пятна не было — позора не оберешься. По правилам, свахе и родителям нечестной новобрачной полагалось вешать на шею хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Но вообще-то такой финал был крайне редок. Те, кто поумней, заранее резали петуха и пользовались его кровью. Часто жених был в курсе, а иногда и его родственники. Что поделать — жизнь есть жизнь.

Брачная ночь у русских в нынешнее время

Не смотря на это, молодожены стараются особенно провести и отметить первую брачную ночь.

Именно поэтому они нередко снимают номера в гостиницах, уезжают в теплые страны или устраивают друг другу сюрпризы в виде ролевых игр.

Эта ночь, которая должна запомниться надолго. Поэтому даже когда двое людей достаточно долго живут вместе, они должны постараться и организовать ночь так, чтобы было что вспомнить. Ведь именно эта ночь окутана особой романтикой, таинственностью и любовью.

Право первой ночи в Средневековье

Право первой брачной ночи
В средние века в Европе феодал, он же сеньор, мог быть первым мужчиной у девушки вступившей в брак. Право первой ночи считалось благом: новоиспеченный муж всячески старался отблагодарить сеньора за оказанную честь. Благодарность выказывали деньгами или подарками. Если жених и невеста не хотели соблюдения традиции, то от хозяина можно было откупиться, если на это были деньги.

Правители европейских стран по-разному смотрели на этот обычай. В 1486 году король Испании Фердинанд издал указ, которым запретил знати делить ложе с простолюдинами. Во Франции наоборот чтили право первой ночи. Участвовать в нем могли даже монахи, если они имели свои угодья и слуг, для работы на них.

Если невеста уходила в первую брачную ночь к сеньору, ее семья на год освобождалась от уплаты налогов. Нередко после первой ночи рождались дети, в таком случае их признавали бастардами сеньора. Участия в воспитании он не принимал, но финансовую помощь оказывал.

Многие сеньоры пользовались правом первой ночи до глубокой старости. Когда приходила немочь, свои права он передавал сыну, брату или верному слуге.

Итог

На Руси, пожалуй, существовали одни из самых демократичных правил первой брачной ночи. Считалось, что супруги после свадьбы не должны заниматься сексом в разных позах. Их единственной позицией могла стать миссионерская, где они лежат лицом друг к другу. Все остальные позы считались бездуховными, особенно карался церковью анальный секс.

Поэтому впоследствии сексуальная жизнь у молодоженов была достаточно однообразной и типичной, дабы не прогневать Бога и церковные каноны. Несмотря на это, первая ночь у русских была, и она требовала обязательной физической близость с подтверждением целомудренности невесты. Вступить в половую связь мог лишь муж. Остальные все люди не допускались до молодой девушки.

Сакральные таинства

В древности свадебный обряд и первая супружеская ночь имели большее значение. Это действо символизировало переход из одной жизни в другую сродни смерти и рождению. В этот момент закладывается фундамент будущей семьи, а девушка образно «умирает» в доме матери и отца и возрождается в доме мужа.

ЧИТАТЬ

Конкурсы для девичника – незабываемые эмоции на долгую память

Молодожены брачная ночь

Сразу после совершения обряда супруги отправлялись в дом родителей мужа. Постель готовили так — на настил из досок клали мешки с мукой и зерном (символ будущего богатства), поверх располагали подушки, матрасы. Простыня была вышита особыми узорами. Под кровать помещали кочергу или полено. Все эти элементы несли свое сакральное значение, обеспечивая молодым здоровье, богатство и счастье в будущем.

Супругов закрывали одних в комнате на замок. У двери оставляли охранника, стерегущего покой молодых.

Оставшись одни, молодожены вместе съедали курицу и хлеб. Это действо также было частью брачного ритуала. В Древней Руси царил патриархальный строй, жена во всем подчинялась мужу. Чтобы лечь в постель, она должна была снять обувь супруга и попросить его разрешения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: