Биография Юрия Айзеншписа
Юрий Шмильевич Айзеншпис – пионер отечественного шоу-бизнеса, обладавший непревзойденным талантом производства и продвижения поп-звезд, лауреат премии «Овация» в номинации «Лучший продюсер».
Российский продюсер Юрий Айзеншпис
В 24 года он угодил в тюрьму за спекуляцию в особо крупных размерах, контрабанду и проведение незаконных валютных операций, отсидев впоследствии 17 лет. Освободившись, он вывел на всесоюзный уровень и сделал главной группой страны «Кино» во главе с Виктором Цоем. После гибели музыканта он первым разрушил монополию государства на производство пластинок, выпустив последний траурный «Черный альбом» коллектива.
Его называли «крестным отцом», «акулой шоу-бизнеса», «Карабасом-Барабасом российской попсы» за беспроигрышный результат сотрудничества с ним артистов, становившихся мегапопулярными, но обязанными подчиняться ему беспрекословно и отдавать основной доход от выступлений (на начальной стадии – 90%, на конечной – 60%). Среди его подопечных были: рок-группа «Технология», «Динамит», певцы Влад Сташевский, Линда, Катя Лель, Дима Билан.
Продюсер Юрий Айзеншпис
Юрий Айзеншпис решил серьезно заняться музыкой. Первоначально рецидивиста приютило творческое объединение «Галерея», работавшее под крылом городского комитета ВЛКСМ. Юрий Айзеншпис всегда отличался высокой коммуникабельностью и невероятной способностью к адаптации в любых условиях. Это помогала ему в работе. Идейные комсомольцы почувствовали вкус денег и не прочь были подзаработать на молодых талантах. Айзеншпис быстро вошел в курс дела в музыкальном бизнесе и вскоре отказался от патронажа, начав работать на себя.
Юрий Айзеншпис и Виктор Цой
Его первым продюсерским проектом стала группа «Кино» и ее лидер Виктор Цой. Тогда же он впервые назвал себя продюсером. В 1990 году Юрий Айзеншпис первым в СССР полностью оплатил собственными средствами выпуск «Черного альбома» группы «Кино». До него так никто не рисковал поступать. После Цоя он занимался рок-группами «Технология», «Моральный кодекс» и «Динамит». Следом за коллективами наступил черед сольных исполнителей – Влада Сташевского, Кати Лель, Димы Билана и еще нескольких меньшего калибра.
Юрий Айзеншпис и Влад Сташевский
Для финансирования проекта Сташевского Айзеншпис привлек хорошо знакомого ему по годам заключения криминального авторитета Александра Макушенко, которого он знал, как Сашу Цыгана. Музыка в руках бизнесмена оказалась привлекательным инструментом для зарабатывания больших денег. В 2001 году Айзеншпис становится генеральным директором целого предприятия «Медиа Стар». Все бы было хорошо, но сильно беспокоило здоровье. Юрий Айзеншпис вынужден был придерживаться постоянной диеты, регулярно показываться врачам и постоянно глотать кучу таблеток.
Детство и юность
Будущий профессионал, способный даже из заурядных исполнителей создавать яркие и великолепные проекты, появился на свет 15 июля 1945 года в Челябинске. Туда во времена Второй мировой войны попала его беременная мать, Мария Михайловна, уроженка Белоруссии, участница партизанского движения в Гомельской области, выпускница журфака Минского университета (правда, так и не получившая диплом).
Юрий Айзеншпис с родителями
Отец, Шмуль Моисеевич, ошибочно записанный в паспорте как Шмиль, был парикмахером родом из Польши. В СССР он оказался, спасаясь от нацистов, затем в рядах Красной армии дошел до Берлина. Антисемитизм ни Юрия, ни членов его семьи совершенно не затронул – с притеснениями из-за еврейской национальности, по словам продюсера, они не сталкивались.
Родители Юрия познакомились в 1944 году в Москве, куда и переехала позже их семья. Долгое время они мыкались по столичным баракам, но, работая в Главном управлении аэродромного строительства, жили по тем временам неплохо – у них был телевизор, стоивший две средние зарплаты, патефон с солидной коллекцией пластинок. В 1957 в их семействе появилась дочь Фаина, а в 1961 они получили квартиру в районе метро «Сокол».
Юрий Айзеншпис в детстве
Мальчик был поклонником гандбола, волейбола и «королевы спорта» – легкой атлетики. Он посещал спортивную школу, где вместе с ним учились многие будущие чемпионы и видные деятели спорта. В частности, он дружил с Владимиром Алешиным (впоследствии гендиректор Олимпийского комплекса «Лужники»). В 16 лет из-за травмы ноги занятия спортом ему пришлось оставить.
Юрий Айзеншпис в молодости
В те времена он также увлекался джазом и записывал на магнитофон композиции Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Джона Колтрейна, Вуди Германа, других ведущих музыкантов мира. Позже его заинтересовал ритм-н-блюз, стоявший у истоков рок-н-ролла.
Семья и детство Юрия Айзеншписа
Юрий Айзеншпис, фото которого можно увидеть в данной статье, родился в Челябинске, сразу после войны, пятнадцатого июня 1945 года. Его отец Шмиль Моисеевич был ветераном Великой Отечественной. Мать звали Мария Михайловна. Фамилия Айзеншпис значит «железная пика» в переводе с языка идиш. Родители Юрия были евреями, работали в Главном управлении строительства аэродромов.
Сначала семья проживала в деревянном бараке. Но в 1961 году они получили квартиру в Соколе (это был престижный на тот момент московский район). Юрий Айзеншпис с детства очень любил спорт. Больше всего увлекали его легкая атлетика, гандбол и волейбол. Он вполне мог бы стать чемпионом в одном из этих направлений. Но спорт ему все же пришлось оставить. Виной тому стала полученная травма ноги в 16 лет.
Начало пути. Тюрьма
Получив аттестат, юноша поступил в экономико-статистический институт (МЭСИ). Во время учебы в 1965 году он параллельно занялся продюсированием рок-группы «Сокол», устраивая ее полуподпольные выступления в местном кафе и Доме культуры, а с устройством на работу в Тульскую филармонию и получением официального статуса – гастрольные туры по Союзу. Уже тогда он проявил данную от природы деловую хватку – его месячный доход достигал более 1,5 тыс. рублей.
Группа «Сокол», с которой началась карьера Юрия Айзеншписа
В 1968 Айзеншпис получил диплом инженера-экономиста и, уволившись из филармонии, стал трудиться в Центральном статистическом управлении с окладом в 115 руб. Одновременно он занимался деятельностью, сегодня именующейся предпринимательством, но тогда считавшейся незаконной.
К примеру, Юрий скупал по государственной, а продавал по спекулятивной цене билеты на концерты своего коллектива. Затем стал приобретать валюту для покупки в дефицитных товаров, а позже – золота в слитках в коммерческом отделении Внешторгбанка, и реализовывал их в несколько раз дороже. Вследствие подобных махинаций он вскоре стал миллионером, а в 1970 попал на 10 лет в тюрьму.
Юрий Айзеншпис в период тюремного заключения
В 1977 Юрия выпустили по УДО, но, взявшись на свободе за старое, через 3 месяца он снова оказался за решеткой. Хотя следует отметить, что благодаря феноменальной коммуникабельности и предпринимательскому таланту Айзеншпиц смог сделать свое пребывание и на зоне достаточно сносным. Окончательно он вышел из заточения в 1987 и позже получил оправдательный вердикт по всем статьям.
Юрий Айзеншпис: биография. Арест
На вырученные от продажи билетов деньги (в основном это были доллары) Айзеншпис закупал у иностранцев музыкальные инструменты для группы и качественное звуковое оборудование. Но в то время в СССР все валютные операции были незаконными, и он сильно рисковал, совершая такие сделки. Если бы его поймали, то могли посадить на серьезный срок.
На его «спекулятивную» деятельность обратили внимание правоохранительные органы. Седьмого января 1970 года Айзеншписа арестовали. При обыске было найдено и конфисковано более 7 тысяч долларов (как признался сам Юрий в одном из интервью, он накопил даже более 17 тыс. $) и свыше 15 000 рублей. Айзеншпис Юрий Шмильевич был осужден по статье за валютные махинации. Срок ему дали – десять лет лишения свободы. Отбывать наказание Юрия отправили в город Красноярск.
После того как он вышел на свободу, наслаждался ею недолго. И снова оказался в тюрьме по той же самой статье. Но на этот раз ему дали семь лет и восемь месяцев лишения свободы. В общей сложности он отсидел в тюрьме семнадцать лет. И окончательно вышел на свободу только в апреле восемьдесят восьмого года.
Карьера в шоу-бизнесе
На свободе Юрий впал в глубокую депрессию и перенес инфаркт – в 42 года у него не было ничего: ни квартиры, ни семьи, ни денег. Он стал заниматься организацией выступлений начинающих исполнителей, работая в творческом молодежном объединении «Галерея» при горкоме комсомола.
Со временем его приятель музыкант и режиссер Александр Липницкий, пасынок В.М. Суходрева, личного переводчика высших лидеров страны (включая Брежнева, Хрущева, Громыко, Горбачева), помог ему получить должность руководителя фестиваля «Интершанс». Вначале он начал сотрудничать с группой «Кино», записавшей альбом «Группа крови». Он вывел коллектив на большую сцену, организовал участие в популярных телепрограммах «Взгляд» и «Утренняя почта», которые в те годы смотрела вся страна, подключил прессу и превратил Цоя в суперзвезду. После трагической гибели певца в 1990, взяв кредит в 5 миллионов, Айзеншпиц выпустил его посмертный диск и в результате заработал авторитет и 24 млн. рублей.
Юрий Айзеншпис о Викторе Цое и работе с группой «Кино» В 1991 году, занявшись своим вторым проектом – группой «Технология», продюсер показал, что даже из исполнителей среднего дарования можно сделать звезд. Спустя год он получил премию «Овация» как лучший продюсер страны и приступил к продюсированию групп «Моральный Кодекс» и «Янг Ганз». В 1993 он поработал над раскруткой певицы Линды, позже работавшей под началом композитора Максима Фадеева.
Юрий Айзеншпис на съемках с группой «Технология»
Затем в течение шести лет Айзеншпиц сотрудничал с Владом Сташевским. Каждый из пяти выпущенных за этот период альбомов музыканта становился бестселлером. Артиста звали на все крупные мероприятия в стране, а в 1997 по приглашению Сената США он выступил перед 20-тысячной аудиторией в городе Бруклин-Парк.
Юрий Айзеншпис и Влад Сташевский
В 1995 за творческие достижения продюсер вновь был удостоен премии «Овация», а в 1997 в его послужном списке появились такие звезды, как Катя Лель, Инга Дроздова, затем – певец Никита, Саша, группа «Динамит». В 2001 Юрий занял пост гендиректора крупнейшей продюсерской компании Media Star. Кроме этого, он проявил себя и в качестве писателя, представив автобиографическую книгу «Зажигающий звезды».
Юрий Айзеншпис с группой «Динамит»
Последним и главным проектом Юрия Шмильевича был Дима Билан. В отличие от Сташевского, его Айзеншпиц называл «настоящим талантом», а не «синтетическим продуктом». Юрий не дожил буквально двух дней до триумфа своего воспитанника, получившего премию MTV RMA-2005 в категориях «Лучший исполнитель» и «Лучший артист». Дмитрий вышел на сцену за наградой вместе с Мишей, 8-летним сыном продюсера, и публика почтила минутой молчания память Юрия.
Юрий Айзеншпис и Дима Билан
Айзеншпис привел в шоу-бизнес «голубое лобби»?
В прошлом еженедельнике мы начали рассказ о самом противоречивом продюсере отечественного шоу-бизнеса — Юрии Айзеншписе. Из биографии Юрия Шмильевича понятно, что во многом он, не боясь ничего, даже тюрьмы, шел напролом, чтобы заработать деньги, которые затем вкладывал в шоу-бизнес. И, как уверяют те, кто с ним работал, сегодняшнее лицо нашей эстрады — со всеми плюсами и минусами — во многом такое, каким его в свое время увидел Айзеншпис. Сегодня мы продолжаем наш рассказ о нем. О жестком характере — Юрий Шмильевич старался контролировать каждый наш шаг, у него много было «ушей и осведомителей» в один из его питомцев, певец Никита. — Он старался влезть буквально во все, даже советовал, с какой девушкой мне дружить. Та, которая у меня была, ему казалась неподходящей, он мне сватал другую. Но однажды я дал ему понять, что не потерплю такого чрезмерного контроля, он обижался. Ему хотелось дружить, быть ближе, а я — человек замкнутый, был увлечен музыкой. Обычно он всем давал советы, на какие тусовки можно идти, а на какие нет. Я же вообще не ходил на тусовки, а просиживал в студии — писал себе песни. У нас с ним часто были стычки. Он на меня орал просто в визг. Но и я «показывал зубки». Однажды он настаивал, чтобы я спел одну песню, которая мне не нравилась. Дошло до конфликта. Наконец меня убедили пойти ему на уступки. А я… записал песню с грузинским акцентом. Юрий Шмильевич уселся слушать запись и как закричит: «Это не Никита поет, это какой-то грузин?!» Еще несколько минут стены студии сотрясали его вопли. В своей книге Юрий Шмильевич написал, что я ревновал его к Билану. Нет, у меня не было ревности. Хотя я не понимал, зачем он делает из новенького Билана второго Никиту. Все, что было отработано на мне, он под копирку откатал в раскрутке Билана. Видимо, хотел побыстрее отбить деньги и заработать. На меня Шмильевич очень рассчитывал, но я взбрыкнул — хотел писать электронную музыку, а он настаивал, чтобы я оставался в попсовом имидже. В результате «Шпис» принял решение меня отпустить. К этому моменту он стал еще более активно раскручивать Билана, который с ним не спорил. Хотя Дима требовал больших финансовых вливаний. Я-то сам себе песни писал, и мне за это не платили. — Говорят, Айзеншпис вам мстил, кислород перекрывал? — Я слышал такие разговоры… Но у меня не было другого пути — с Айзеншписом я не видел развития…. — Я писал песни для подопечных Айзеншписа. Надо признать, Айзеншпис был невероятно требователен к подчиненным. Он сам загорался идеей и требовал такой же «искры» от всех, кто рядом, — рассказывает «динамитчик» Илья Зудин. — Однажды я привез диск с новой записью, а диск не включается. Айзеншпис решил, что я просто не выполнил работу и пытаюсь все свалить на технику. Накричал на меня, не выбирая слов. Я услышал такие оскорбления, что не стерпел — хлопнул дверью и пообещал порвать все контакты с этим человеком. Однако через некоторое время он позвонил: «Ну погорячился. Давай приезжай мириться!» Оказалось, диск чудесным образом заработал, и Юрий убедился, что я его не обманывал… Он был деспотичен. На моих глазах он швырял в людей разными предметами. Попадал чаще всего в голову. Люди уходили с синяками. Но терпели — становиться врагом Айзеншписа, знаете, себе дороже! Он мог сделать неприятности тем, кто хотел перейти ему дорогу. Но был отходчивым… На гастролях в «Юрмале» Айзеншпис разбил фотоаппарат одному фотографу, который делал «шпионские снимки». Осколки попали в лицо фоторепортера, написавшего заявление в милицию. Мы «делали ноги» с этой «Юрмалы», боясь, что Айзеншписа посадят. Он мог быть жесток. Но в критические моменты поступал по понятиям. Когда у меня умер отец, он открыл саквояж, достал, не глядя, охапку долларов и сунул мне: «Похорони отца достойно». Потом никогда не вспоминал про эти деньги и не попрекал ими…
«Голубое лобби» С именем Ю. А. связывают появление «голубого лобби» в шоубизе. Якобы сначала к продюсеру крутые приводили для раскрутки любовниц, а потом стали приводить… любовников. — Почему-то последние годы Юра начал раскручивать каких-то субтильных мальчиков из каких-то своих соображений. Выбирал миловидных пацанов с сексапильными данными, как ему представлялось, — рассказал «КП» Артемий Троицкий. — Я не поддерживал его в этом направлении и говорил ему об этом, он огорчался. Отчасти из-за этого мы с ним почти прекратили общение. Часто спорили, даже из-за Билана… Слухи о нетрадиционной ориентации «Шписа» до меня доходили. Но упрекнуть в чем-либо конкретном его не могу. У него были жена, сын. Почему развелись, не знаю. Когда он зачем-то покрасил свою благородную седину в иссиня-черный цвет, мне это показалось дикостью… — Мои парни-танцоры боялись Айзеншписа, — рассказал «КП» продюсер Виталий Маншин. — Я обратил внимание, что Айзеншпис спокойно реагировал на девушек, а вот с мальчиками-танцорами быстро находил общий язык. Я все не мог подобрать ему подтанцовку для Димы Билана. Прислал двух девчонок. Он их забраковал. Предложил ему парней из балета «Мираж». Айзеншпису они понравились. С ними и с Биланом уехал на гастроли, а по возвращении парни примчались ко мне с вытаращенными глазами: «Нет, мы с Айзеншписом работать не будем!» Тогда я договорился с тремя ребятами из балета «Дэнс-мастер» (один из них был экс-участник «Рефлекса» Денис). Парни как-то мялись и расспрашивали меня про Айзеншписа: «А он не будет к нам приставать?» Но работают же с ним ребята с нормальной ориентацией! Однако через несколько дней работы с Юрием Денис прибежал ко мне обратно: «Нет, я так не могу». Видимо, там что-то происходило… У меня он переманил танцевальный коллектив, видимо, сумев расположить к себе одного танцора-лидера. — Вы намекаете на нетрадиционную ориентацию самого Айзеншписа? — Я вам этого не говорил! Знаете, мне еще жить хочется. Не хочу, чтоб ко мне приехали и голову прострелили. — Так ведь он же умер?! — Остались его друзья. Поэтому я не буду говорить о нем плохо… — Отсидка в тюрьме могла повлиять на ориентацию Айзеншписа. Если все другие продюсеры в те годы раскручивали исключительно любовниц, жен, девочек (если появлялся мальчик-певец, то чаще всего он оказывался сыном какого-то продюсера), то Айзеншписа тянуло раскручивать парней. О его «голубом лобби» говорили многие. Сейчас этим уже мало кого удивишь. Знаю, что он делал левые концерты и получал от крутых за приглашение к ним звезд хорошие деньги, — рассказал «КП» Александр Стефанович, бывший муж и промоутер Аллы Пугачевой.
Александр Толмацкий: «Лидерство у Айзеншписа отнял Крутой» — Я называю Айзеншписа лучшим продюсером. Он трудился всю жизнь. Начинал вместе со мной в 70-х, — рассказал «КП» бывший друг Юрия Шмильевича Александр Толмацкий, продюсер Децла, Олега Газманова, группы «Комбинация». — С конца 70-х я и Юра Айзеншпис одними из первых занялись подпольными концертами, торговлей (тогда — спекуляцией) музыкальными инструментами, пластинками. Юра плюс к этому еще занялся торговлей валютой, за что и сел. Еще мы вели дискотеки. Мы с ним — одни из тех, кто стоял у истоков российского шоу-бизнеса. Все остальное — это новое поколение, которое появилось в 90-х. До 2000 года на музыкальном рынке лидировали я и Айзеншпис. В моей работал директором Айзеншпис, а также среди моих партнеров-учредителей был тогдашний директор телеканала Муз ТВ, который втихую продал телеканал Игорю Крутому, после чего моя компания потеряла лидерские позиции, а влияние на музыкальном рынке получил Игорь Крутой. На его фоне Пугачева скорее была организатором, а не продюсером. А Кобзон — не пр одюсер, а артист. — Говорят, Айзеншпис общался с криминальными авторитетами? — Знаете, все «авторитеты» в разных сферах общаются друг с другом, это так повелось. Айзеншписа все уважали. Он никогда ничего не делал втемную. Он был очень порядочным человеком. — Правда, что Айзеншпис привел в шоу-бизнес «голубое лобби»? — Есть такое мнение (посмеиваясь). Его часто окружали мальчики. Я не буду комментировать этот момент. Но он знал толк в раскрутке певцов! Айзеншпис в конце жизни очень переживал из-за Димы Билана, который подружился с Яной Рудковской. Юра приходил ко мне в гости и говорил о своих переживаниях, боялся, что Диму у него уведут. Те переживания сказывались на ухудшении здоровья Юры. Многие его подопечные не отличались большой благодарностью. Но, когда от него ушли, все погасли. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ Искушение Димы Билана * * * Певец написал о своих взаимоотношениях с Айзеншписом в книге, которая выйдет в свет осенью. Фрагмент из нее «КП» предоставил пиар-менеджер Димы Билана. «Во время съемок клипа «Хочу стать олигархом» мы познакомились с двумя уважаемыми людьми — один очень известен в деловой среде, другой — в мире шоу-бизнеса. Нам с Юрием Шмильевичем поступило весьма заманчивое предложение — а именно, о «покупке» моего контракта и о моем переходе из StarPro в другую продюсерскую компанию. Остроту ситуации придавал тот факт, что другой продюсер предлагал очень крупную сумму денег, которая вдвое покрывала все расходы Юрия Шмильевича на мою раскрутку. Для меня же открывались совершенно сказочные горизонты — перспектива работать с лучшими западными композиторами и музыкантами, а значит, стать и более популярным, и более обеспеченным человеком.
— Что скажешь? — спросил меня Юрий Шмильевич, выслушав подробности сделки от второй стороны. — А вы? — задал я ему встречный вопрос. — Это очень щедрое предложение, — похвалил Юрий Шмильевич. — Тебе надо обдумать его. Тщательно и на холодную голову. Я взял время на размышление… …Бизнесмены заказали мне в Питере машину очень дорогой марки, о какой я в то время даже мечтать не мог. Ее пригнали и поставили прямо под окно моей съемной квартиры — жил я в то время на Соколе в довольно скромной двушке. С утра я выглядывал вниз, видел сверкающую бамперами красавицу и осознавал, что все это может стать моим, как только я подпишу нужные бумаги… — Юрий Шмильевич! — позвонил я в один прекрасный день. — А вы уверены, что обязательно нужно принимать это предложение? — Давай встретимся и поговорим, — тут же отреагировал Айзеншпис… …Мы встретились в одном из кафе, взяли каждый по чашке кофе и так молча сидели некоторое время. — Ты пойми одно, Дим, — начал объяснять Юрий Шмильевич. — Я не могу предложить тебе те же условия, что и эти люди. И, чтобы нам достигнуть того же уровня, какой может быть у тебя с ними уже сейчас, нам понадобится несколько лет… — Но ведь сможем, правда? — поднял я глаза на своего наставника. Юрий Шмильевич молчал. Он… готов был согласиться с любым моим решением. — Я не хочу от вас уходить! — сказал я. — Мне с вами очень комфортно, позитивно, легко работать. Мы уже давно вместе, и много чего было, а этих людей я совсем не знаю. Уверен, что они выполнят абсолютно все свои обещания до конца. Но я не уверен, что смогу с ними сработаться… Я посмотрел на Юрия Шмильевича, и мне показалось, что в его глазах мелькнула радость. Колючий взгляд смягчился, лицо посветлело и даже как-то разом стало моложе… — Хорошо, — коротко ответил он. — За дружбу — спасибо. * * * Первую пару лет мы с Юрием Шмильевичем — а скорее лично он — проверяли друг друга на прочность. Айзеншпис постоянно провоцировал меня, закидывал какие-то обидные штуки и при этом внимательно наблюдал, как я буду реагировать. Негативных ситуаций в общении с ним было превеликое множество, поскольку Юрию Шмильевичу обязательно нужно было дожать до той самой точки кипения, за которой человек теряет терпение и начинает активно протестовать. Это было своеобразного рода «тестом». Каждый из его артистов или сотрудников хоть раз доходил до последней грани, когда решал увольняться и заявлял: «Все, я здесь больше не работаю!» Кто-то уходил безвозвратно, кто-то в итоге возвращался, но в таких вот экстремальных условиях и существовала кузница кадров имени Айзеншписа. Причем, как мне кажется сейчас, в «программе воспитания» у Юрия Шмильевича обязательно значился этот пункт — проверка скандалом. Возможно, это имело и какой-то сакральный смысл, ведь бесконечные концерты и многодневные туры действительно съедают столько сил, эмоций и нервов, что не каждому под силу пережить такой стресс. Тренировали нас то бишь.
ЛИЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Он или заносил журналистов в черный список, или признавал за своих Я была лично знакома с Юрием Шмильевичем. Мы друг к другу испытывали симпатию и общались нежно. Потом мне часто рассказывали про крутой и даже жестокий нрав продюсера. Он мог быть очень груб с журналистами, а тем, кто критиковал его подопечных, чинил пакости. Не верить в эти рассказы я не могла, но ко мне Юрий Шмильевич поворачивался «не шипами, а листочками»… Мы познакомились в Сочи в отеле. Я была в командировке, он — на отдыхе. В шортиках, в какой-то невообразимой цветастой рубашке и улыбкой во весь рот, как у Щелкунчика, Айзеншпис сразу же обратил на себя внимание. Причем первое впечатление — шок от его жутковатой внешности — мгновенно переросло в интерес к этому человеку. Он умел завораживать. Не мог усидеть на месте, вокруг него все начинало вертеться и искриться. Тут же приказал накрыть для меня столик. Тут же зашелестел страницами откуда-то взявшихся журналов. Айзеншпис скороговоркой объяснял, что познакомился здесь с модельером и решил с ним сотрудничать. Уже договорился с местным журналом, который опубликует фото Димы Билана в костюмах того модельера. «Ты будешь о Диме писать? Согласись, хорошая гостиница, мой друг ее держит. Ты говоришь, хочешь попасть на концерт Максима Галкина, сделаем, директор «Фестивального» мой друг», — Юрий Шмильевич слушал меня в одно ухо, а к другому прижимал сотовый, общаясь с каким-то продюсером и нахваливая выступление его певицы в Сочи, на которое он вообще-то не ходил. Он на бегу убивал сразу десяток зайцев, пытаясь всех зазнакомить, задружить и закрутить в одно общее дело. «Главное, чтобы всем было выгодно и интересно, — говорил мне Айзеншпис. — Ты говоришь, информацию наш пиар-менеджер не дает? Да я их всех по стенке размажу! Да ты угощайся! Я питаюсь по модной диете Волкова. Салатик мне здесь специально готовят. У меня сахарный диабет. На зоне здоровье потерял. А жить-то хочется. Отказываю себе в удовольствии вкусно покушать… Вот посмотри фото Билана, правда очень сексуальный?!» Я кивала. Я вообще с ним не спорила. В каждый наш последующий разговор он не забывал меня спросить, когда же я напишу про Диму Билана. Я шутливо отговаривалась: это очень ответственное дело, и мне нужно хорошенько подготовиться. А попутно выспрашивала у него мелкие новости из мира шоу-бизнеса. Потом узнала, что любую публикацию о Билане «Шпис» подвергал тщательному анализу, после чего либо автора вносил в черный список, либо зачислял в свои. Со мной не случилось ни первого, ни второго. А все потому, что я так и не написала про Билана НИЧЕГО. Возможно, это обстоятельство и позволяло нам с Айзеншписом общаться без проблем до конца его жизни… Я звонила ему на мобильный за два дня до его смерти. Еле узнала его голос. Он прохрипел, что в больнице, очень плохо ему. Но тут же сказал, что ничего, не первый раз, прорвется. «Чуть оклемаюсь и снова в бой, надо гастроли Диме делать, — прошипел в трубу. — Ты давай позвони пиар-менеджеру, они что-нибудь сообщат, скажи, я велел». А через два дня пришло сообщение, что его не стало. Официальный диагноз — сердце. Ходили слухи — СПИД. Есть версия, что это результат лечения стволовыми клетками. Он во всем был первопроходцем. Айзеншпис вот так объяснял свой успех: «Можно сказать, что шоу-бизнес — это уже сформировавшаяся отрасль, такая же индустрия, как производство автомашин или там выплавка чугуна. Здесь тоже существуют своя технология и свои законы… Шоу — это зрелище. Слово «концерт» не подходит, оно ассоциируется с классическим жанром, будь то симфонический оркестр, Зыкина или Магомаев… Шоу-бизнес два-три года назад приносил большие деньги. Сейчас болеет все общество и болеет та область, где работаю я. Сумма затрат на большие зрелища сегодня не окупается стоимостью билетов. Требуются рекламодатели и спонсоры. Я считаю, что преимущество в бизнесе за теми, в чьих генах течет кровь делового человека. Настоящий бизнес — удел талантливых. Это искусство. Мне помогают работоспособность, вкус, который пока не отказывает, знание дела».
Личная жизнь Юрия Айзеншпица
В музыкальной среде ходили слухи о нетрадиционной ориентации продюсера и некоторых его подопечных. Однако они не нашли подтверждения и не помешали его роману с младшей на 22 года Еленой Львовной Ковригиной. В 1993 году у пары появился сын Миша.
Юрий Айзеншпис с женой и сыном
Жить Айзеншпис, одиночка по натуре, предпочитал в большой отдельной квартире, хотя сын, проживавший с мамой в соседнем доме, очень часто к нему заходил. Любящий отец не жалел средств на его образование – с раннего возраста мальчик учил иностранные языки, много путешествовал.
Юрий Айзеншпис и его сын
В феврале 2014 юноша был задержан в Москве по подозрению в употреблении наркотиков. У него обнаружили чемодан с деньгами и 1,5 г кокаина, но, допросив, отпустили под подписку о невыезде. В ноябре следующего года молодого человека обнаружили в Северной столице. Он ушел из дома в январе и находился по заявлению матери в розыске (как утративший связь с родственниками).
Юрий Айзеншпис: биография. Детские и юношеские годы
Айзеншпис появился на свет в Челябинске в 1945 году. В этот город была отправлена в эвакуацию его мама — Мария Михайловна Айзеншпис, коренная москвичка. Шмиль Моисеевич Айзеншпис (отец Юрия) — польский еврей, который был вынужден покинуть свою родину, спасаясь от нацистов. Он воевал в рядах Советской армии и являлся ветераном ВОВ.
После окончания войны семья вернулась в Москву. До 1961 года она жила в ветхом деревянном бараке, а затем получили замечательную квартиру в престижном районе столицы. В то время у них был патефон с большой коллекцией грампластинок и телевизор КВН-49.
Как вспоминал сам Юрий Шмильевич Айзеншпис, в юности он серьезно занимался спортом: гандболом, легкой атлетикой, волейболом, но из-за травмы ноги ему пришлось прекратить занятия. Кроме спорта юношу в те времена интересовал джаз. У него был магнитофон, который молодой человек купил на свои сбережения.
Первыми записями стали джазовые композиции известных музыкантов мира — Вуди Германа, Джона Колтрейна, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд. Юрий Айзеншпис, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, прекрасно разбирался в различных направлениях – джаз-рок, авангардный и популярный джаз. Спустя некоторое время его заинтересовали истоки рок-музыки, основатели направления ритм-н-блюза.
Круг любителей и знатоков этой музыки был в те времена совсем небольшой, все знали друг друга. Когда у кого-то из единомышленников появлялась новая пластинка, Юрий Айзеншпис ее переписывал. В то время в нашей стране были распространены «черные рынки», которые милиция постоянно разгоняла. Были запрещены обмен, купля-продажа. У продавцов диски просто изымали. И несмотря ни на что, пластинки поступали в страну из-за границы регулярно, преодолевая мощные заслоны таможенных правил и законов. Под запретом находились некоторые исполнители — Элвис Пресли, сестры Бэри.
Смерть
В 2005 продюсер исполнил второстепенную роль в фильме «Дневной дозор», получившем дурную славу из-за несчастий, обрушившихся на участников проекта (в частности, Мария Порошина вывихнула ногу, Алексей Маклаков потерял мать и перенес микроинфаркт, Константин Хабенский потерял отца и впоследствии жену).
Могила Юрия Айзеншписа
Во время съемок Айзеншпис почувствовал недомогание. 19 сентября его госпитализировали, провели необходимые медицинские манипуляции, улучшившие его состояние. Однако на следующий день он скончался от острой сердечной недостаточности. В память о продюсере, главным для которого в шоу-бизнесе был все же творческий процесс, а не деньги, на канале «ТВ Центр» вышла телепередача в рамках документальной серии «Дикие деньги» (2016-2017гг.). Юрий Айзеншпис. Дикие деньги | Центральное телевидение
Акула шоу-бизнеса
Оказавшись на свободе, Айзеншпис угодил в самое пекло перестройки. Вскоре приятель Александр Липницкий (пасынок Вадима Суходрева, личного переводчика Брежнева) ввел его в тогдашнюю рок-тусовку. Сначала он возглавил дирекцию фестиваля «Интершанс», потихоньку изучая закулисье и скрытые пружины доморощенного шоу-бизнеса, а вскоре взялся продюсировать отечественных музыкальных исполнителей.
Свое кредо Юрий Шмильевич изложил предельно откровенно: «Продвигать артиста – функциональная обязанность продюсера. И тут любые средства хороши. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа». Именно так он и действовал, заслужив прозвище «акулы шоу-бизнеса».
Его формула успеха в шоу-бизнесе: «Результат является произведением таланта исполнителя на талант продюсера, на затраченное обоими время, на вложенные деньги, на обоюдное желание и на удачу».
Неизвестных музыкальных исполнителей, которые мечтали пробиться на большую сцену, было много. Айзеншпис выискивал таких, которые могли зацепить зрителя, у которых имелся хоть какой-то более или менее привлекательный репертуар. Сначала через СМИ, в основном через телевидение, он их раскручивал и делал знаменитыми, а потом организовывал гастроли.
Виктор Цой
После освобождения из тюрьмы в 1988 году, Юрий устроился работать в творческое объединение «Галерея», созданное горкомом комсомола. Сначала Айзеншпис организовывал концерты молодых талантливых исполнителей. В 1989 году он стал официальным продюсером группы «Кино», после чего группа быстро вышла на новый уровень популярности.
На момент начала сотрудничества с Айзеншписом, группа «Кино» уже была достаточно известна. Уже был записан и сведен в домашних условиях самый успешный в творческом и концептуальном плане альбом «Группа крови», после которого, по словам критиков, Цой мог, как минимум 2 года, ничего не писать. Поэтому работа с «Кино» также вывела и Юрия Шмильевича на новый звездный уровень продюсерской деятельности, позволила ему заработать авторитет в своем деле.
«Первое время после освобождения я работал в творческом молодежном объединении. Они как грибы после дождя начали рождаться на ниве всяких комсомольских и советских организаций. Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятие «менеджер».
Одна из первых моих акций – организация концерта ленинградских рок-групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену.
И вот я познакомился с Виктором Цоем. В принципе это не случайность. Я сам его разыскал и убедил работать со мной, убедил, что человек я в музыке не случайный. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало, хотя я был ему совсем незнаком, а Виктор не тот человек, который легко идет на контакт.
Наше знакомство перешло в дружбу. Потом дружба переросла в творческий союз. Не хочу приписывать себе лишних лавров. Конечно, Цой и группа «Кино» и до нашей встречи были известны. Но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. А я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось. Работа велась на радио, в прессе. На телевидении в первый раз Цой появился в программе «Взгляд», которую тогда смотрела вся страна. Выпуск делал Мукусев. Я убедил его, что Цой сейчас нужен миллионам подростков.
Внутренне Цой – человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов и была ему очень хорошим другом. Думаю, она тоже немало сделала для создания того имиджа, который известен широким массам. Он сделался из голодного, злого Цоя, вальяжным и загадочным. Таким я его и узнал – сформировавшимся исполнителем, уже снявшимся в «Ассе». И сумел помочь ему превратиться в суперзвезду, или, может быть даже в нечто большее».
После трагической гибели Цоя в 1990 году, Айзеншпис выпускает последний «Черный Альбом» группы «Кино». Причем впервые в постсоветской истории делает это независимо от абсолютного монополиста на рынке звукозаписи – , взяв для этого кредит в 5 млн рублей. Посмертный альбом вышел тиражом в 1 200 000 экземпляров и принес Юрию Шмильевичу 24 млн рублей.
«Технология» (1991-1992)
Следующим этапом карьеры Айзеншписа стала группа «Технология». И если «Кино» на старте работы с ним уже имела некую начальную скорость, то успех «Технологии» продюсер вылепил практически «с нуля», будучи уже опытным скульптором.
«Второй мой проект – «Технология», показал, что можно взять ребят обычного, среднего дарования и тоже сделать из них звезд. Я имел дело в общем-то с самодеятельностью. Среди многочисленных разношерстных ансамблей была группа «Биоконструктор», которая потом развалилась на две подгруппы. Одна называлась «Био», другая еще лишь вынашивала свою музыкальную концепцию. Показать могли всего две-три песни. Вот эти-то песни мне и понравились. Даже, может, мне одному понравились, потому что концерты с их участием собирали не больше двухсот-трехсот человек. Но я почувствовал в них перспективу.
Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной – вы уже звезды. Эта уверенность дала им возможность раскрепоститься. А когда творческий человек расковывается, у него прилив сил, он начинает создавать что-то подлинное. Так и они. Через 4 месяца стали группой года и держали высочайший рейтинг всё время, пока мы работали вместе. Сейчас популярность их падает. Этому много объективных причин, в том числе, я считаю, и наш разрыв. Так что даже суперзвезда без талантливого продюсера сегодня ничего не может сделать.
Можно сказать, что шоу-бизнес это уже сформировавшаяся отрасль – такая же индустрия, как производство автомашин или там выплавка чугуна. Здесь тоже существует своя технология и свои законы».
Премия «Овация»
В 1992 году Айзеншпис получил премию «Овация» как лучший продюсер страны. И с этого года по 1993-й был продюсером групп «Моральный Кодекс», «Янг Ганз», певицы Линды.
«Янг Ганз» (1992-1993)
Короткая история «отечественных Guns’n’Roses», как их называли в прессе, в равной степени поучительна и типична как для музыкантов, так и для продюсеров. Выпустив пару ярких хитов, группа просто взорвалась от внутреннего противостояния участников. «Каждый из музыкантов «Янг Ганз» хотел быть лидером, они постоянно ругались, дрались, ломали инструменты. Моя вина была в том, что я вовремя их не остановил».
Линда (1993)
В 1993 году Айзеншпис заметил на юрмальской сцене молодую талантливую исполнительницу Светлану Гейман и помог певице сделать первые шаги на большой сцене. Вскоре имя певицы Линды становится известным и зрителям, и в музыкальных кругах. В это время появились песни «Нон-стоп», I want your sex и самый первый хит «Игра с огнем» (на который Федор Бондарчук снял первый видеоклип певицы). Совместная работа артистки и продюсера продолжалась менее года, после чего их творческие пути разошлись. Для изменения аранжировки «Игры с огнем» был привлечен композитор Максим Фадеев, который затем некоторое время писал музыку для Линды.
Влад Сташевский (1993-1999)
Секс-символ середины девяностых, любимец девушек всех возрастов, Влад Сташевский в сотрудничестве с Юрием Айзеншписом выпустил 5 альбомов, каждый из которых стал национальным бестселлером. Знакомство Юрия и Влада произошло в ночном клубе «Мастер», где выступала продюсируемая Айзеншписом группа «Янг Ганз». Юрий Шмильевич услышал, как Влад на расстроенном рояльчике за кулисами напевал песенки Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского, и поинтересовался, где тот учился музыке. В итоге они обменялись телефонами, и через некоторое время Айзеншпис позвонил Владу и назначил встречу. Прибыв на место, Сташевский познакомился с Владимиром Матецким. Они вместе с Юрием Шмильевичем устроили Сташевскому прослушивание, а уже через неделю была готова первая песня для его репертуара. Она называлась «Дороги, по которым мы идем». Первое выступление Сташевского на широкой публике состоялось 30 августа 1993 года на фестивале в Аджарии.
Дебютная пластинка «Любовь здесь больше не живет» стала первым релизом только что созданной . В 1996 году третий альбом Сташевского «Влад-21» только за первую неделю продается в количестве 15000 экземпляров, что для совсем молодого рынка российских CD было астрономической цифрой. В том же году исполнитель поднимается на вершину еще одного, не совсем обычного чарта: журнал эксперт признаёт его «самым пиратируемым» артистом года. В 1997 году по приглашению Сената США Влад Сташевский дает сольный концерт в Brooclin park перед более чем двадцатитысячной аудиторией.
Другие проекты и достижения в шоу-бизнесе
В 1994 году Юрий был одним из организаторов международного музыкального фестиваля «Солнечная Аджария». Участвовал в учреждении премии «Звезда».
По результатам своей творческой деятельности в 1995 году Айзеншпис вновь получил премию «Овация».
Затем был продюсером певицы Инги Дроздовой (1997), певицы Кати Лель (1997), певца Никиты (1998-2001), певицы Саши (1999-2000), группы «Динамит» (2001).
В 2001 году Юрия Айзеншписа приглашают занять пост генерального директора крупнейшей в то время продюсерской компании Media Star.
Последний проект Айзеншписа – Дима Билан (2002).