11 фильмов великого Георгия Данелии

Георгий Николаевич Данелия (1930-2019) – советский и российский кинорежиссер, сценарист и мемуарист. Народный артист СССР. Лауреат Государственных премий СССР и РФ.

Данелия снял такие известные ленты, как «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня» и «Кин-Дза-Дза», ставшие классикой советского кинематографа.

В биографии Данелии есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Георгия Данелии.

Биография Данелии

Георгий Данелия появился на свет 25 августа 1930 в Тбилиси. Его отец, Николай Дмитриевич, трудился в Московском Метрострое. Мать, Мери Ивлиановна, изначально работала экономистом, после чего начала снимать киноленты на «Мосфильме».

Детство и юность

Любовь к кинематографу Георгию привила его мать, а также его дядя Михаил Чиаурели и тетя Верико Анджапаридзе, которые были народными артистами Советского Союза.

Почти все детство Данелии прошло в Москве, куда его родители переехали спустя год после рождения сына. В столице его мать стала успешным режиссером-постановщиком, в результате чего ее удостоили Сталинской премии 1-й степени.

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) семья переехала в Тбилиси, однако уже через пару лет вернулась в Москву.

После окончания школы Георгий поступил в местный архитектурный институт, который окончил в 1955 г. Получив диплом он несколько месяцев трудился в Институте проектирования городов, однако с каждым днем понимал, что хочет связать свою жизнь с кинематографом.

В следующем году Данелия решил пройти Высшие режиссерские курсы, которые помогли ему получить множество полезных знаний.

Детство и юность

Георгий Николаевич Данелия родился в сердце солнечной Грузии – Тбилиси. Это случилось в августе 1930 года. Папа Николай Данелия работал инженером-путейцем, а мама Мери Анджапаридзе – ассистентом на «Мосфильме». Именно мама привила сыну любовь к кинематографу. На выбор будущей профессии Георгия Данелии повлияли и родные дядя и тетя: Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели – народные артисты СССР.

Когда сыну исполнился год, родители переехали в Москву. Здесь отец вскоре был назначен бригадиром, а потом и главным инженером столичного Метростроя, а мама поднялась в карьерной иерархии до режиссера-постановщика и получила Сталинскую премию 1-й степени.

Георгий Данелия не сразу определился с будущей профессией. Сначала юноша поступил в архитектурный вуз и после окончания учебы даже устроился на должность архитектора в институт проектирования. Но вскоре Данелия понял, что больше всего его влечет кинематограф. Поэтому Георгий Николаевич бросил проектирование и поступил на режиссерские курсы при «Мосфильме».

Фильмы

На большом экране Данелия появился еще в детстве. Когда ему было около 12 лет он сыграл эпизодическую роль в фильме «Георгий Саакадзе». После этого он еще пару раз появлялся в художественных картинах в качестве второстепенных персонажей.

Первой режиссерской работой Георгия Данелии была короткометражная лента «Васисуалий Лоханкин». Со временем парень устроился работать режиссером-постановщиком на «Мосфильм».

В 1960 г. состоялась премьера полнометражного фильма Данелии «Сережа», который удостоился нескольких кинонаград. Через 4 года он представил знаменитую лирическую комедию «Я шагаю по Москве», которая принесла ему всесоюзную известность.

В 1965 г. Георгий Николаевич снял не менее популярную комедию «Тридцать три», где главная роль досталась Евгению Леонову. Именно после этой ленты юмористический талант режиссера был задействован в киножурнале «Фитиль», для которого мужчина отснял около десятка миниатюр.

После этого на большой экран вышли картины «Не горюй!», «Совсем пропащий» и «Мимино». Последняя работа приобрела огромную известность и до сих пор считается классикой советского кинематографа. Зрители были в восторге от игры Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна.

В тот период биографии Данелия также снял трагикомедию «Афоня», в которой рассказывалось о жизни рядового сантехника.

Интересен факт, что в 1975 г. фильм оказался лидером проката – 62,2 млн зрителей. В 1979 г. на экран вышла «печальная комедия» «Осенний марафон», где главная мужская роль досталась Олегу Басилашвили.

В 1986 г. Георгий Данелия представил фантастическую ленту «Кин-дза-дза!», которая до сих пор не теряет своей популярности. Использование в трагикомедии научной фантастики было новинкой для советского кино. Множество фраз героев быстро вошли в народ, а знаменитое «Ку» многие использовали в качестве приветствия с друзьями.

Интересно, что своей лучшей работой Данелия считал фильм «Слезы капали», который не приобрел особой популярности. Ключевого персонажа сыграл Евгений Леонов. Когда герою попал осколок волшебного зеркала, он стал замечать пороки людей, на которые ранее не обращал внимания.

В 90-е годы Георгий Данелия снял 3 ленты: «Настю», «Орел и решку» и «Паспорт». За данные работы в 1997 г. он удостоился Государственной премии России. Также Данелия выступил соавтором комедии «Джентльмены удачи» и новогодней ленты «Француз».

В 2000 г. Георгий Николаевич представил комедию «Фортуна», а спустя 13 лет снял мультфильм «Ку! Кин-дза-дза!». Интересен факт, что начиная с 1965 г. и вплоть до своей смерти актер Евгений Леонов снимался во всех фильмах мэтра.

Биография Георгия Данелии

Георгий Николаевич Данелия — режиссер таких картин как «Я шагаю по Москве», «Кин-Дза-Дза», «Мимино», Осенний Марафон и многих других. Каждому советскому зрителю знакомы эти фильмы, но не каждый из них знает, что сценарист этих давно ставших классикой кинокартин этот талантливый человек, которого эти картины сделали известным.

Театр

Кроме режиссерской деятельности Данелия проявлял интерес к музыке, графике и живописи. Две академии – Национальная кинематографических искусств и «Ника» – выбрали его своим академиком.

За годы творческой биографии Георгий Данелия получил множество наград в самых разных категориях. Он стал обладателем ряда премий, включая «Нику», «Золотого овна», «Хрустального глобуса», «Триумфа», «Золотого орла» и многих других.

С 2003 г. мужчина занимал должность председателя «Фонда Георгия Данелии», который ставил перед собой цель помогать развитию российского кино.

В 2015 г. фонд запустил новый проект «Кино в театре», который заключался в сценической адаптации популярных фильмов. Авторы проекта решили запустить обратный процесс экранизации театральных пьес.

Личная жизнь

За свою жизнь Данелия трижды состоял в браке. Его первой женой была дочь замминистра нефтяной промышленности Ирина Гизбург, с которой он поженился в 1951 г.

Этот брак продлился около 5 лет. За это время у пары родилась девочка Светлана, которая в будущем станет юристом.

После этого Георгий взял в жены актрису Любовь Соколову, однако этот брак так и не был зарегистрирован. Позже у пары родился мальчик Николай. Прожив с Любовью около 27 лет Данелия решил уйти от нее к другой женщине.

В третий раз Георгий Николаевич женился на актрисе и режиссере Галине Юрковой. Женщина была на 14 лет моложе своего супруга.

В молодости у мужчины был долгий роман с писательницей Викторией Токаревой, однако до свадьбы дело так и не дошло.

В 21 веке Данелия издал 6 биографических книг: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито», «Джентльмены удачи и другие киносценарии», «Не горюй!» и «Кот ушел, а улыбка осталась».

Ко дню рождения любимого режиссёра! Сегодня ему исполнилось бы 89 лет… Георгий Данелия — о своих фильмах, юморе и вредной привычке снимать комедии.

«Режиссёр на съёмках должен быть готов, как боксёр в бою: он должен всё время ожидать удара… Защититься, сделать нырок и… нанести удар самому». [источник]

«После „Сережи“ следующий фильм снимать было страшно. Конечно, хотелось такого же успеха, призов на фестивале, статей в газетах… Но я понял: буду рассчитывать на успех — вообще никогда ничего не сниму. Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно». [источник]

«Я настолько выкладываюсь, работая над картиной, что ничем другим одновременно заниматься не могу. Если я, скажем, начинаю писать сценарий, то даже время, когда я ем, кажется потерянным, мне его жалко». [источник]

«Поэт имеет несомненное право написать стихотворение, продиктованное настроением. По-моему, такое же право имеет и режиссёр. Но к работе режиссёра почему-то относятся иначе: к каждому фильму обязательно — как к единственному и всё исчерпывающему. Это неверно». [источник]

«Женщины всегда женщины, они не делятся на старых и молодых». [источник]

«Я сам знаю недостатки каждого своего фильма. И если критик попадает в них — это ничего, это я приемлю. А если он начинает ругать то, что я считаю достоинством, мне бывает больно… Однако только до того момента, пока я не начал следующую работу. С этого дня предыдущий фильм становится для меня вроде бы чужим, и мне безразлично, как к нему относятся, хорошо или плохо». [источник]

«Смех — штука заразительная. И комедию, если хочешь определить, смешная она или нет, надо смотреть на зрителе, а не с соратниками». [источник]

«Фильм „Кин-дза-дза“ — это картина о человеческой глупости, которая везде тебя преследует, где бы ты ни поселился. Когда первая „Кин-дза-дза“ только вышла, она не была такой популярной. А сейчас по всему миру поклонники. Почему? Да потому что-то, что происходит рядом, очень уж напоминает планету Плюк». [источник]

«Самое неприятное для меня — съёмка. Потому что тут больше административного труда, чем творческого». [источник]

«Я в своей жизни снял только одну комедию — „Тридцать три“. Комедии снимал Гайдай — и делал это блестяще. Его ругали и говорили, что это автоматическое повторение немого кино. И тем не менее никто не сумел сделать ничего подобного. Его задача была в том, чтобы всё время было смешно. Кадры, которые нужны только для того, чтобы было смешно, я выкидываю. Юмор, который мне интересен, чаще кроется в характерах». [источник]

«Когда превозносят моё творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдёт контролёр, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!». [источник]

«На любую дорогу можно вернуться. Если она правильная». [источник]

«Я сам часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы. Может быть, дело в том, что в них заложена энергетика добра?! Хотя взять, например, мою картину „Слезы капали“. По режиссуре — классная работа, но почему-то не пользуется такой популярностью. Наверное, не совсем добрый фильм. А вот такие, как „Афоня“ или „Тридцать три“, любимы. Они простые, оттуда добром веет». [источник]

«Иногда удивляются, почему актёров так любят и всегда идут им навстречу. Да не актёров любят, а любят их героев. И не хотят понимать, что актёр и тот, кого он играет, — не один и тот же человек». [источник]

«В старости всё видится, как в бинокль — чем дальше, тем лучше». [источник]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]