Леонид Утёсов
Имя при рождении | Лазарь Иосифович Вайсбейн |
Дата рождения | 21 марта 1895 года |
Место рождения | Одесса, Херсонская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 9 марта 1982 года |
Место смерти | Москва, СССР |
Инструменты | вокал |
Жанры | джаз романс народная музыка эстрадная музыка блатная песня |
Награды и премии |
«Дядя Эля». Песня «Пароход».
Леони́д О́сипович Утёсов
(настоящее имя
Ла́зарь (Ле́йзер) Ио́сифович Вайсбе́йн
; 9 (21) марта 1895 — 9 марта 1982) — советский эстрадный артист — певец и руководитель оркестра.
Народный артист СССР (1965, первым из артистов эстрады удостоен этого звания). Утёсов исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса. Снимался в кино.
[править] Биография
Лазарь Вайсбейн родился 9 (21) марта 1895 года [Прим. 1]) марта 1895 года в Одессе, в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта (по другим данным — экспедитора одесского порта) Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. Учился в одесском коммерческом училище Файга, но был отчислен, по версии самого Утёсова, за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего [Прим. 2].
Параллельно брал уроки игры на скрипке.
Некоторое время выступал в бродячем цирке борца Ивана Бороданова в качестве гимнаста. В 1912 году он устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов.
В 1913 году поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров, таких, как Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, Херсонский театр миниатюр, передвижной театр миниатюр «Мозаика». В 1917 году победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1919 году впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».
В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы, Ленинграда (куда он переехал в 1922) и Риги. Продолжалась и его кинематографическая карьера.
В 1928 году в Париже (где он с женой и дочерью был в качестве туриста) Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.
Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов.
В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал И. Дунаевский, тексты песен — В. Лебедев-Кумач). Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране.
В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.
После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. В последние годы Леонид Осипович с оркестром не выступал (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни).
Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 9)[1]. На доме, где он жил с 1970 по 1982 год. (Каретный ряд, 5/10), установлена мемориальная доска.
В 1982 году Треугольный переулок в Одессе, где родился и жил Утёсов, переименован в улицу Утёсова.
Краткая хронологическая биография
- 1912 год. Появление псевдонима, который вместе с самим артистом стала легендой. Лазарь долго искал яркое, возвышенное имя. Перед ним прошлись фамилии Скалов, Горов, Холмов, выбор пал на Утесова. Лазарь Вайсбен стал Леонидом Утесовым.
- 1913 год. Начало сотрудничества с театром Росанова, одновременное выступление в Ришельевском театре. В эти годы расцвело сценическое мастерство, постепенно Леонид Утесов стал хорошим профессионалом.
- 1917 год. Фестиваль куплетистов в городе Гомель – первая серьезная победа музыканта-певца. В этом же году организовал труппу и вместе с ними стал гастролировать в саду «Эрмитаж» и вблизи Москвы.
- 1919 год. Старт кинематографической страницы биографии артиста с образа адвоката Зарудного в ленте «Лейтенант Шмидт – борец за свободу».
- 1923 год. Новая роль – Петлюра в картине «Антанта и Ко».
- 1928 год. Первое посещение столицы Франции Парижа. Здесь произошло загадочное знакомство с джазом, который перевернул все мысли музыканта.
- 1929 год. Театрализация джазовой музыки, задумка интересной программы для своего оркестра. Уже через год программа обновилась, коллектив давал концерты с яркими произведениями композитора Исаака Дунаевского.
- 1931 год. Роль в постановке «Условно убитый» из Ленинградского мюзик-холла, где партнером Утесова была знаменитая Клавдия Шульженко.
- 1934 год. Выход на экран кинофильма «Веселые ребята». Зрители запомнили Леонида Утесова и яркие нотки его оркестра.
- 1935 год. Появление в репертуаре очень значимого произведения – песни «С одесского качмана». Песня запрещалась властями и редко исполнялась певцом. Но позже сам Сталин попросил спеть песню для моряков-челюскинцев.
- 1936 год. Появление песен, написанных специально для Утесова. Одна из таких под названием «Жил отважный капитан» не попала в репертуар певца.
- 1937 год. Выступление с новой программой «Песни моей Родины» в сотрудничестве с дочерью – певицей Эдит.
- 1939 год. Участие в снятии клипа. Леонид Утесов был первым участником среди артистов СССР.
- 1941 год. Создание новой программы «Бей врага» для выступления на фронте.
- 1942 год. Присуждение звания «Заслуженный артист РСФСР».
- 1942-1945 годы. Невероятная популярность с военно-патриотическими песнями в исполнении оркестра и самого певца.
- 1945 год. Участник победного концерта в сердце России Москве.
- 1947 год. Становление Джазового оркестра Леонида Утесова Эстрадным оркестром РСФСР.
- 1951 год. Первое звучание легендарной композиции «У черного моря», ставшей песней города Одессы и родного края композитора.
- 1954 год. Постановка эстрадного спектакля «Серебряная свадьба».
- 1965 год. Присуждение звания «Народный артист СССР».
- 1981 год. Начало проблем со здоровьем, особенно с сердцем. Уход со сцены.
- 1982 год. Смерть Леонида Утесова. Похоронен в Новодевичьем кладбище в Москве.
[править] Личная жизнь
Леонид Утёсов был дважды женат: с 1914 года на Елене Осиповне Ленской (1892—1962) и с 1982 г. (в течение 2-х последних месяцев своей жизни) на Антонине Сергеевне Ревельс (1923—1997; она много лет работала в квартире Утесовых, и официальный брак обеспечил ей жилье — ей осталась квартира Утесовых). Дочь от первого брака — Эдит Леонидовна Утёсова (1915—1982)[2], была солисткой его оркестра (её муж — режиссёр Альберт Александрович Гендельштейн). Многие песни исполнял в дуэте с ней, в частности, широко известную «Дорогие мои москвичи»[3].
Утесов Леонид Осипович — Лазарь Лейзер Иосифович Вайсбейн
советский эстрадный артист. 1895–1982
Леонид Осипович Утёсов (Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн) родился 21 марта 1895 года в Одессе в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны.
Леонид учился в Одессе в коммерческом училище, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр и взял сценический псевдоним Утесов. Как рассказывал Леонид Осипович: «… я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности… Утёсов? – мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов!»
В 1913 году поступил в одесскую труппу Розанова, до революции играл в ряде театров.
В 1917 году Утёсов победил в конкурсе куплетистов в Гомеле и поехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». 26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко. На этой же сцене состоялись премьеры пьес Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Здесь ставились оперные спектакли труппы Мамонтова, в качестве дирижера Русской частной оперы дебютировал Рахманинов. Проходили бенефисы Шаляпина, пели Собинов, Нежданова, Вяльцева, Вавич.
Здесь гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвинии. Тут выступала выдающаяся русская балерина Анна Павлова.
В 1919 году Утёсов впервые снялся в кино. В 1921—28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (в Риге). В 1925 году снялся в двух фильмах.
В 1928 году, будучи в турпоездке с семьей в Париже, Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией».
По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра.
Успех был значительным, и с этого момента Утёсов стал руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Тогда коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни, которые постепенно заняли основное место в программах оркестра. Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней «Пока», для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания.
Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» – обработки русских, украинских и еврейских (на идиш) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В начале 1930-х годов поэт-песенник Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных Дунаевским, – «Русской», «Украинской», «Еврейской» и «Советской». По-новому зазвучали популярные мелодии «Во субботу день ненастный», «Виют витры» и другие. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?»
В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин». В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» Чайковского.
Следующая программы оркестра – «Кармен и другие» – продолжала успешные интерпретации джазом классической музыки. В ней комически обыгрывались эпизоды известной оперы музыкой Бизе.
В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал Дунаевский, тексты песен – Лебедев-Кумач). Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под «Марш веселых ребят».
В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне («Тачанка», «Полюшко»), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни «Варяг», «Раскинулось море широко», «Моряки», «Краснофлотский марш», «Баллада о неизвестном моряке».
В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера».
Играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
В 1941 году оркестр Утесова репетировал новую программу «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже».
Началась война. Оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: «И не раз и не два мы врага учили», «Партизан Мороз-ко», «Привет морскому ветру». За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: «Жди меня», «В землянке», «Темная ночь», «Одессит Мишка», сатирические антифашистские частушки «Гадам нет пощады!» Неоднократно во время таких поездок оркестр попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.
В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР
Вторая программа военных лет явилась откликом на начало серьезных успехов Красной армии. В нее были включены песни: «Прощание», «Пароход», «Десять дочерей», «Два друга», «Песенка военных корреспондентов», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?»
В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии.
9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
К 800-летию Москвы в 1947 году утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского «Дорогие мои москвичи!» Дочь Утесова, Эдит Леонидовна, которая с 1936 года была солисткой его оркестра, в дуэте с мужем режиссёром Альбертом Гендельштейном исполняла эту песню.
В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского «Я песне отдал все сполна». Песня вошла в фильм «Веселые звезды».
В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения – марш Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».
В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания.
В последние годы Леонид Осипович с оркестром не выступал (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1–2 песни). Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова. Леонид Осипович говорил: «Я пою не голосом – я пою сердцем!»
Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве.
Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Материал создан: 14.07.2015
Райкин Аркадий Исаакович
Главная страница
[править] Происхождение псевдонима
Одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в 1912 году в свою миниатюру. Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!»
… и я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую.
Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… — Что же есть на земле ещё выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утёсы, есть же ещё утёсы! Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? — Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… — Утёсов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! Наверно, Колумб, увидя после трёх месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки .[4].
Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Леониду Утёсову, 1999, 2 рубля (ИТЦ 535, Скотт 6542)
Детство и семья Леонида Утёсова
Родной город Утёсова – Одесса. Имя, данное ему при рождении – Лазарь Вайсбейн. Семья будущего певца была многодетной. Мальчишкой он мечтал, что станет пожарным, немного повзрослев, начал мечтать о кораблях. Ни о каком театре или сцене он никогда не задумался.
Поступив в восемь лет в коммерческое училище, так его и не окончил, будучи отчисленным. Большую часть времени он не учился, а пел в хоре, пытался играть в духовом оркестре училища, участвовал в сценках, при этом отставал в учёбе. Из-за неуёмного характера, он всегда получал замечания за плохое поведение. Так закончилась учёба Утёсова. К тому времени ему уже исполнилось четырнадцать лет. Притом что музыкального образования не было, он, не смущаясь, пел на улицах, играл на скрипке и гитаре. В пятнадцатилетнем возрасте подросток начал выступать в цирке. На арену Утёсов выходил как гимнаст. Вместе с цирковой труппой будущий певец объездил крупные украинские города. Всё это время он учился игре на скрипке.
Песни Леонида Утесова были фантастически популярны
С 1912-го года Утёсов был артистом Кременчугского театра миниатюр. Он играл на нескольких музыкальных инструментах. Придумав себе псевдоним, под которым молодого человека вскоре узнал весь мир, стал Леонидом Утёсовым.
[править] Библиография
- Утёсов Л. О.
Записки актёра. — М., 1939. - Утёсов Л. О.
С песней по жизни. — М., 1961. - Бейлин А.
Леонид Утёсов. // В кн.: Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады. — Л., 1971, с. 102—105. - Утёсов Л. О.
Спасибо, сердце! Воспоминания, встречи, раздумья. — М., 1976. - Булгак Л. Г.
Леонид Утёсов. // В кн.: Певцы советской эстрады. [Вып. 1.] — М., 1977, с. 3—20. - Дмитриев Ю. А.
Леонид Утёсов. — М., 1982. - Скороходов Г. А.
Звёзды советской эстрады. — М., 1982; 2-е изд.: М., 1986 (в ч., глава «Секрет Утёсова», с. 18-33, 2-е изд. с. 25—43). - Ревельс А. С.
Рядом с Утёсовым. — М., 1995. - Неизвестный Утёсов. Сост. Г. А. Скороходов. — М., 1995.
- Акимов В. В.
Леонид Утёсов. — М., 1999. - Хорт А. Н.
Король и свита. Забавные картинки из жизни Леонида Утёсова, его друзей и его Одессы. — М., 2000. - Скороходов Г. А.
Леонид Утёсов на эстраде, на пластинках и в кино. // В кн.: Скороходов Г. А. В поисках утраченного. — М., 2000, с. 3—24. - Утёсов Л. О.
Прости-прощай, Одесса-мама! (Стихи. Сост. А. Г. Иванов). — М., 2003. - Погадаев В. А., Погадаева П. В.
П. Рамли и Леонид Утёсов: параллели творчества. // В кн.: Малайско-индонезийские исследования. Выпуск 16. М., Общество «Нусантара», 2004, с. 208—218. - Pogadaev Victor, Pogadaeva Polina.
Ramlee and Leonid Utesov: Parallels of Creativity. // В кн.: P. Ramlee di Cakera Nusantara. Editor Awang Azman Awang Pawi, Khor Chooi Lian. Universiti Malaysia Sarawak, Kota Samarahan, 2005, p. 239—249. - Скороходов Г. А.
Диски Леонида Утёсова. // В кн.: Скороходов Г. А. Тайны граммофона. Всё неизвестное о пластинках и звёздах грамзаписи. — М., 2004, с. 36—57; Отколовшийся Яков Скоморовский. // Там же, с. 57—65. - Сафошкин В. Д.
Леонид Утёсов. — М., 2005. - Гейзер М. М.
Леонид Утёсов (серия «Жизнь замечательных людей»). — М., 2008. - Клитин С. С.
Теа-джаз Л. Утёсова. // В кн.: Клитин С. С. История искусства эстрады. Учебник. — СПб., 2008, с. 342—345. - Надеждин Н. Я.
Леонид Утёсов: «Тебе не хочется покоя…»: [биогр. рассказы] (серия «Неформальные биографии»). — М., 2011.
История музыки
Эстрадный певец, музыкант, киноактер, руководитель джазового коллектива, танцор, куплетист, артист разговорного жанра, цирковой акробат, жонглер и даже клоун… Трудно поверить, но всеми этими профессиями с блеском владел один-единственный человек. Тот самый, которого знает и помнит на протяжении почти целого столетия вся наша страна. Его имя — Леонид Утесов.
В начале 1920-х гoдов в одном небольшом театре разыгрывался так называемый «синтeтический вечер-спeктакль» под названием «От трагeдии до трапeции», где замечательный артист выступал в самых разнообразных жанрах. Представление начиналось сценой из «Прeступления и наказaния», где он играл Раскольникова, затем следовал первый акт оперетты «Прeкрасная Елeна» Оффенбаха с Утесовым в роли Менeлая, потом скетч «Амeриканская дуэль». Продолжением были куплеты, комические рассказы, игра на скрипке в составе трио. Далее эксцентрические танцы, опереточные дуэты, вальс с профессиональной балериной, потом романсы и пародии под собственный аккомпанемент на гитаре, цирковые номера, управление комическим хором… Замечательное выступление, длящееся с восьми часов вечера до двух ночи, заканчивалось номерами на трапеции.
Биография. Еще начало или уже продолжение?
Биография Леонида Утесова полна ярких, почти невероятных событий. Выходец из Одeссы, города, который славится своими талантами, не имеющий ни музыкального, ни даже среднего образования, знаменитый артист был настоящим самородком. К своему двадцатилетию он успел объездить с передвижным цирком практически всю Украину, а в семнадцатом гoду уже вел активную творческую деятельность в Москве.
Лазарь Иосифович Вайсбейн родился 9 (21) мaрта 1895 гoда в Одeссе. В 1912 гoду, выступая в Кременчугском театре миниатюр, Лазарь Иосифович взял себе псевдоним, который стал известен всему миру. Он очень хотел, чтобы в его актерской фамилии было что-то уникальное и в то же время значительное. После долгих раздумий решение было найдено. Так появился Леонид Утесов.
В детстве будущий артист совсем не задумывался о театре — он просто никогда там не был. Сначала он хотел быть пожарным, потом, достигнув более зрелого возраста – 10 лет, решил стать моряком. Учился мальчик в коммерческом училище Файга, из которого за плохую успеваемость и не менее плохое поведение был отчислен в 1909 гoду. Это, конечно, не могло сломить бурную энергичную натуру.
Начинающий артист начал изучать игру на скрипке, играл на гитаре на улицах родного города, затем в передвижных цирках и балаганах выступал на трапеции и кольцах. Постепенно осваивал сцену в качестве певца. В 1917 гoду пришел первый успех. На конкурсе куплетистов в Гoмеле Утесов занял первое место. Вскоре после этого он организовал маленький оркестр и начал выступления в московском саду «Эрмитaж».
Кинематограф – великое искусство. Но джаз!..
В 1919 гoду состоялся дебют Леонида Осиповича в кино. Первые два фильма – «Лейтeнант Шмидт – бoрец за свoбоду» и «Тoрговый дом «Антaнта и Кo» снимались в Одeссе. Затем в Ленинграде последовали два фильма режиссера Бориса Светлова — «Карьeра Спирьки Шпaндыря» и «Чужиe».
Об этих съемках Утесов писал: «…я снялся в двух больших фильмах, не ставших шедеврами кинематографии и не соблазнивших меня на переход в немое великое искусство. Вы же понимаете, что превратить меня в немого трудно – легче в покойника».
В 1928 гoду Леонид Осипович побывал в Пaриже и там впервые познакомился с профессиональным джазом. Вернувшись в Ленинград, он сразу собрал свой оркестр-театр. Первая программа нового коллектива называлась “Теа-джаз” и была очень похожа на спектакль «От трагeдии дo трапeции». В следующих программах звучали джазовые фантазии на темы популярных мелодий, классических произведений и песен разных народов СССР.
О народных мелодиях в джазе Утесов говорил так: “Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?”.
В 1933 гoду «Теа-джаз» подготовил программу «Музыкальный магазин». В ней были разыграны эпизоды, происходящие в музыкальном магазине. Эта программа стала основой одного из наиболее популярных отечественных фильмов — «Веселые ребята», отснятого Г. Александровым в 1934 гoду. Стихи песен к фильму В. Лебедев-Кумач написал именно по просьбе Утесова, которому не понравились изначальные варианты. Эти песни — «Мaрш весeлых рeбят» и «Сeрдце, тeбе не хочется пoкоя» – стали символом нашей страны 1930-х гoдов.
Уже на вершине славы.
В 1936 гoду с оркестром начала выступать дочь Леонида Осиповича, Эдит.
В 1939 гoду появился киноконцерт «Пароход», в котором Утесов пел, играл и дирижировал. От этой ленты берут начало современные видеоклипы.
В гoды Великой Отечественной войны коллектив Утесова давал концерты для фронтовиков, постоянно пополняя свой репертуар новыми песнями. Так появились “Жди мeня”, “В зeмлянке”, “Темнaя ночь”, “Одeссит Мишкa”, “Прoщание”, “Парoход”, “Дeсять дoчерей”, “Двa другa”. 9 мaя 1945 гoда оркестр отметил выступлением на площади Свeрдлова в Мoскве.
В 1947 гoду в программе, подготовленной к 800-лeтию Мoсквы, была впервые исполнена песня “Дoрoгие мoи мoсквичи!”.
Первым из артистов эстрады, в 1965 гoду Утесов получил звание Народного артиста Советского Союза.
Леонид Осипович Утесов ушел из жизни 9 мaрта 1982 гoда в Мoскве.
Самая актуальная информация втулка для шнека мясорубки зелмер на нашем сайте.
[править] Ссылки
- Список песен в исполнении Л. О. Утесова
- Леонид Осипович Утёсов
- Гордость Украины — Леонид Осипович Утёсов
- «Спасибо, сердце…» (о Леониде Осиповиче Утёсове) //Лев Аркадьев «Труд», 23 марта 2000.
- Леонид Осипович Утёсов. Актёрские байки
- Леонид Утёсов: мифы и реальность
- Леонид Утесов на сайте «Джаз в России»
- Разумный В. А. Воспоминания современника о Л. О. Утёсове
- Мультфильм «Старая пластинка» на темы популярных песен в исполнении Леонида и Эдит Утёсовых («Союзмультфильм», 1982, реж. Вячеслав Котёночкин, 00:15:36)
- [2] Клип на исполнение Л. О. Утесовым песни «Тачанка»
- Саратовский джаз-оркестр Ретро. Песня Л. и Э.Утесовых «Му-му».