Фильмы
В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.
Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни.
«Жених с того света»
В 1961 году он снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.
«Пес Барбос и необычный кросс»
«Самогонщики»
Экранизировав несколько новелл американского юмориста О’Генри в картине «Деловые люди», Гайдай возвращается к советской действительности и дарит зрителям одну за другой бессмертные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.
«Деловые люди»
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
«Бриллиантовая рука»
«Иван Васильевич меняет профессию»
В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Леонид Гайдай экранизировал классические произведения российских авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».
«12 стульев»
Кстати, сам Леонид Гайдай нередко появлялся в своих фильмах в маленьких эпизодах. Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль».
«Спортлото-82»
В 1989 году Леонид Гайдай получил звание народного артиста СССР.
Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Например, Георгий Вицин, Виктор Уральский, Сергей Филиппов и Нина Гребешкова появлялись в его картинах около 10 раз. Также Гайдай любил работать с Натальей Крачковской, Александром Демьяненко и Леонидом Куравлевым.
Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Родился 30 января 1923 года в Амурской губернии, в городе Свободный. Спустя несколько месяцев после рождения мальчика отец перевез жену и трех детей в Читу, где устроился на работу в городское управление железной дороги. В этом городе они остались на семь лет, затем переехали в Иркутск, где Леонид, самый младший ребенок в семье, поступил в железнодорожную школу. В детстве он не отличался примерным поведением, зато активно участвовал в школьной самодеятельности, выступал с клубом железнодорожников, с удовольствием читал стихи.
В 1941 году Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский областной драматический театр. Он работал на всех спектаклях эвакуированного из столицы театра Сатиры. В феврале 1942-го молодого человека призвали в армию. Он окончил полковое училище и был назначен командиром отделения. На фронте он подорвался на противопехотной мине, был тяжело ранен и признан инвалидом 2-ой группы. Вернувшись в Иркутск в 1944 году, Леонид поступил в театральную студию. Начинающего актера быстро заметили: эффектной игрой на эпизодических ролях он затмевал главных персонажей. В 1949 году он поступил во ВГИК на режиссерский факультет, в мастерскую Григория Александрова. Молодой человек выгодно выделялся среди абитуриентов. Однако уже на первом курсе с ним произошел неприятный инцидент: из-за неудачной шутки он оказался на грани отчисления, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться в университете.
Во время учебы Леонид встретил Нину Гребешкову, которая стала спутницей всей его жизни и исполнительницей множества ролей второго плана практически во всех картинах мужа. У пары родилась дочь Оксана.
Студентом Гайдай снялся в нескольких фильмах, но с середины 50-х полностью ушел в режиссуру. В 1956 году вышел его первый фильм, «Долгий путь», поставленный по сибирским рассказам В. Г. Короленко. Следующая лента, «Жених с того света», чуть не положила конец карьере Леонида: сатира на бюрократов была жестко раскритикована чиновниками. Следующий фильм, «Трижды воскресший», разительно отличался от всего творчества режиссера, а яркий патриотический настрой выглядел неестественно.
В 1961 году Гайдай снял 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», на который его вдохновил фельетон Степана Олейника в газете «Правда». Короткометражка имела оглушительный успех и породила на свет трех героев, которые потом еще не раз появлялись в картинах Гайдая и завоевали любовь зрителей. Образы Труса, Балбеса и Бывалого стали нарицательными и снова появились уже в следующей работе, «Самогонщики», затем перекочевали в трилогию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», лидер кинопроката в 1965 году, а позднее и в музыкальную комедию «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Еще одного «кочующего» персонажа, чудаковатого студента в очках, звали Владиком, но цензура углядела аналогию с Лениным, и на свет появился Шурик.
В 1968 году на экраны вышла картина, признанная лучшим фильмом Гайдая – криминальная комедия «Бриллиантовая рука». Главная роль создавалась специально под Юрия Никулина, а на роль Геши Козодоева вместо Георгий Вицина пригласили Андрея Миронова. К съемочной группе был приставлен сотрудник КГБ. Для того чтобы свести к минимуму вмешательство цензуры в сценарий, Гайдай прибегнул к хитрости: он запечатлел мощный ядерный взрыв на море, который никак не хотел вырезать из финальной версии. Когда проверяющая комиссия поинтересовалась значением эпизода, он представил взрыв как символ сложной международной обстановки и зла империализма. Представители Госкино согласились оставить фильм без существенных изменений при условии, что Гайдай исключит сцену со взрывом. Картина вошла в пятерку лучших фильмов советского кинопроката, а реплики героев немедленно разошлись на цитаты.
В 1971 году на экраны вышла его лучшая, по мнению режиссера, работа: экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Самым сложным моментом оказались поиски исполнителя главной роли. В пробах участвовало более двадцати именитых актеров, но роль получил никому не известный Арчил Гомиашвили. В 1973 году свет увидела еще одна комедия, «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя, работающего над созданием машины времени. В 1973 году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей. Последней заметной работой Гайдая стала лента «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди».
Леонид Гайдай умер в Москве 19 ноября 1993 года.
Личная жизнь
Со своей будущей супругой, актрисой Ниной Гребешковой, Леонид Гайдай познакомился во ВГИКе – девушка была его однокурсницей. Они поженились в 1953 году и дружно прожили 40 лет. Кстати, режиссер был расстроен, что супруга отказалась официально брать его фамилию, но Гребешкова объясняла свой отказ тем, что не сразу понятно – мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для актрисы это важно.
В семье родилась дочь Оксана, которая впоследствии подарила Леониду и Нине внучку Ольгу.
Личная жизнь Леонида Гайдая
В жизни знаменитого режиссера была всего одна любимая женщина – актриса Нина Гребешкова. Их свадьба состоялась в 1953 году, после чего пара прожила вместе долгих 40 лет, вплоть до самой смерти Леонида. У супругов появилась одна дочь, которая была названа Оксаной.
Осенью 1993 года у Леонида Иовича диагностировали воспаление лёгких. Режиссер некоторое время провёл в больнице, а 19 ноября его сердце остановилось. Причиной смерти послужил оторвавшийся тромб, который закупорил лёгочную артерию.
Леонид Гайдай – гений кинопроизводства, который оставил после себя огромное количество культовых кинолент.
Главное фото: @andrey_mironov1941
Смерть
Последние годы Леонид Гайдай сильно болел. У него была незаживающая рана на ноге, а затем из-за пристрастия к курению режиссера стали беспокоить дыхательные пути. В 1993 году режиссер заболел воспалением легких, попал в больницу, где и скончался от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В память о Леониде Гайдае кинотеатр в родном городке режиссера Свободном Амурской области был назван его именем, а также установлен монумент режиссеру. Имя Гайдая присвоили и крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, расположена красивая мемориальная доска. Также мемориальные доски появились на школе, где учился кинорежиссер, на здании школы № 49, где в 1943—1944 годах режиссёр проходил лечение в госпитале, располагавшемся в этой школе во время войны, и на доме № 5, корпус 1 по московской улице Черняховского, где жил Леонид Гайдай после переезда в Москву.
В Перми в 2010 году появился памятник Леониду Гайдаю – скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев кинорежиссера, которые переходили из фильма в фильм, установлена перед кинотеатром «Кристалл». Три комедийных героя изображены в полный рост, в движении, без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди.
Через 2 года подобная композиция была открыта и в Иркутске. Но здесь, кроме знаменитой троицы из Труса, Балбеса и Бывалого, присутствовал также и сам Леонид Гайдай на режиссерском стульчике.
Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве – одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая.
Вся фильмография
Режиссер
- 1989-Частный детектив, или Операция «Кооперация»
- 1985-Опасно для жизни!
- 1982-Спортлото-82
- 1979-За спичками
- 1977-Инкогнито из Петербурга
- 1975-Не может быть!
- 1973-Иван Васильевич меняет профессию
- 1971-12 стульев (1971)
- 1968-Бриллиантовая рука
- 1966-Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- 1965-Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- 1962-Деловые люди
- 1962-Самогонщики
- 1961-Пес Барбос и необычный кросс
- 1958-Жених с того света
Актер
- 1971-12 стульев (1971)
Сценарист
- 1989-Частный детектив, или Операция «Кооперация»
- 1985-Опасно для жизни!
- 1982-Спортлото-82
- 1979-За спичками
- 1977-Инкогнито из Петербурга
- 1975-Не может быть!
- 1973-Иван Васильевич меняет профессию
- 1971-12 стульев (1971)
- 1968-Бриллиантовая рука
- 1966-Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- 1965-Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- 1962-Деловые люди
- 1962-Самогонщики
- 1961-Пес Барбос и необычный кросс
Что помешало Леониду Гайдаю идти вперёд?
Тем, кто захочет больше узнать об этом культовом режиссёре, лучшем постановщике советских эксцентрических комедий, хорошим подспорьем будет документальная лента Евгения Цымбала «Леонид Гайдай: От смешного до великого» (2001 год). В фильме вы встретите более двух десятков человек, от Юрия Никулина и Натальи Варлей до Анатолия Папанова и Нонны Мордюковой. То есть тех, кто вплотную соприкасался с Леонидом Иовичем при съёмках его картин.
Гайдай – фронтовик. Отличное знание немецкого языка определило выбор военной профессии будущего режиссёра: он попал в разведку. Доводилось побывать в разных переплётах. После того, как он однажды забросал гранатами огневую точку противника и непосредственно принял участие в захвате «языка», Гайдай получил медаль «За боевые заслуги».
Война кончилась для него после тяжелого ранения и долгого лечения в госпитале. Он едва не остался без ноги. Много позже, через десятки лет, это ранение не раз давало о себе знать.
В кинематограф Гайдай пришёл через театр. Еще до войны был рабочим сцены Иркутского драмтеатра, после демобилизации окончил театральную студию, стал актёром, сыграл немало вполне серьезных, не комедийных ролей. Среди них – Иван Земнухов в «Молодой гвардии».
По окончании режиссёрского факультета ВГИКа оказался на киностудии «Мосфильм». Талант комедиографа обнаружил в нём уже тогда очень известный и талантливый педагог Михаил Ромм. Он-то и подсказал начинающему режиссёру этот путь.
Первый громкий успех приходит с выходом на экран двух коротеньких лент: «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Казалось бы, суммарный хронометраж всего-то полчаса – а какая бурная реакция зрителей, какая мгновенная влюблённость в эту быстро ставшую знаковой троицу – Труса, Балбеса и Бывалого.
Они в этом составе еще дважды поучаствуют в съёмках у Гайдая: в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» и в «Кавказской пленнице». Но прежде режиссёр ещё успеет порадовать зрителя тремя киноновеллами по произведениям О. Генри – все они входят в один фильм «Деловые люди».
А «визитной карточкой» Гайдая многие считают его «Бриллиантовую руку». Не случайно в 1995-м зрители признали её «лучшей отечественной комедией за 100 лет». Увы, это признание пришло, когда режиссёр уже ушёл.
К слову, сам Гайдай считал одной из своих лучших лент другую – «12 стульев» по бессмертному произведению Ильфа и Петрова. Которую многие кинокритики относят скорее к неудачным работам режиссёра, отдавая предпочтение тому же фильму в постановке Марка Захарова. Впрочем, это лишь мнение кинокритиков, верно?
Как все талантливые люди, Гайдай не был «простым» человеком. В тех же «12-ти стульях» изначально предполагалось, что Остапа Бендера будет играть Владимир Высоцкий, и даже уже приступили к съемкам. Но актёр ушёл в очередной запой – и… был снят с роли.
Или другой эпизод. Уже к концу съемок «Кавказской пленницы» Моргунов пришёл на очередной просмотр подшофе, начал дерзить режиссёру, и последние кадры в фильме играл уже его дублёр. А Моргунова Гайдай пообещал больше никогда не снимать. И слово своё сдержал.
К началу 90-х годов зрительский интерес к новым фильмам Гайдая становится все меньше. Казалось бы, и сил у человека для работы ещё хватало, и опыта. И характера. Не случайно в одном из своих последних интервью он произнёс фразу: «Надо идти вперёд». А вот как раз «вперёд»-то и не получилось. Почему?
Менялось время. Прекратила существование одна страна – та, с которой у Леонида Иовича связана вся его творческая биография – и нарождалась другая. Совсем другая. Герои новых работ режиссёра («Опасно для жизни!», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Частный детектив, или Операция «Кооперация») были по-прежнему комичны, трюки смешны, но… Возможно, стране просто уже было не до искреннего, задорного смеха «от Гайдая»?
На смену привычной для режиссёра эксцентрики пришла острая социально-политическая… нет, даже не сатира – гневное обличительство: мы вновь начали «свергать до основанья», в который раз строить «новый мир». Какой уж тут смех с наивно-трогательными Балбесами и Шуриками…
К тому же здоровье Гайдая становилось всё слабее. В 1993-м Инин и Волович принесли ему свой сценарий новой комедии и были крайне удивлены, услышав от всегда энергичного и работоспособного Леонида Иовича такое: «Ребята, наверное, я не смогу…».
Он умер в ноябре того же 1993-го, в одной из московских больниц. Всё началось с воспаления лёгких. Причиной смерти Леонида Гайдая послужила лёгочная эмболия. Что это такое?
Главная проблема – в тромбах, которые закупоривают лёгочную артерию или её ветви. Когда эти сгустки крови не очень велики по размеру, они могут довольно быстро раствориться. А вот сгустки покрупнее неизбежно приводят к омертвению легочной ткани, что грозит инфарктом легких. И внезапным летальным исходом.
Каковы симптомы лёгочной эмболии? Если ещё не дошло до инфаркта лёгких, единственным симптомом может оказаться одышка. Не исключены также тахикардия, боли в груди при глубоком вдохе, чувство беспокойства.
Разумеется, здесь уже налицо повод для того, чтобы показаться врачу. Особенно, если ко всему перечисленному выше начались обмороки, головокружение, судороги, влажные хрипы, кровь в мокроте.
Как спасти человека при лёгочной эмболии? Это возможно только в стационарных условиях. Врачи «скорой помощи» при подозрениях на это заболевание стараются как можно скорее доставить пациента в больницу. А уже там врачи начинают интенсивно поддерживать дыхательные функции больного, вводят специальные тромболитические препараты, используют антикоагулянты. Главная их задача – максимально улучшить кровообращение в сосудах легких.
Если медикаментозные методы не помогают, не исключено и хирургическое вмешательство. Как правило, времени при этом у врача совсем немного.
Есть такая поговорка: «Немец идёт к врачу за два года до начала болезни, русский – за три дня до смерти». Как хотелось бы, чтобы наши соотечественники поменьше подходили под эту грустную шутку…
С вопросом «Можно ли уберечься от такого заболевания, как лёгочная эмболия? Если да, то как?» мы обратились к Ивановой Александре Олеговне, врачу-кардиологу, специалисту по управлению и контролю качества медицинской помощи КДЦ УК ГК «Эксперт».
Ответ доктора:
Легочная эмболия мало предсказуемое заболевание, в подавляющем большинстве случаев являющееся осложнением другого состояния. Чаще всего к легочной эмболии приводят заболевания сердца, также провокаторами могут стать злокачественные опухоли, заболевания вен, сложные операции. У здоровых женщин болезнь может возникнуть на фоне беременности. Также риск возникновения легочной эмболии выше у всех курящих людей и страдающих ожирением.
Независимо от заболевания, задача лечащего врача – контролировать такой показатель свертываемости крови, как Д-димер. Беременные женщины, например, его сдают несколько раз в течение всего периода наблюдения.
Его повышение однозначно укажет доктору на то, что где-то есть «поломка», хотя человек субъективно может чувствовать себя хорошо и не отмечать ухудшения состояния. Именно в этом и состоит опасность легочной эмболии, предшествующие ей изменения практически не ощущаются человеком. По этой причине крайне важно хотя раз в полгода посещать своего лечащего врача и контролировать уровень Д-димера.
Наибольшую опасность представляет наличие врожденной патологии системы свертывания крови, которое очень долго может себя не проявлять. В лучшем случае, человек может за всю жизнь не узнать, что у него вообще есть такая патология. В худшем случае, у него внезапно на фоне полного благополучия может случится легочная эмболия.
Для того, чтобы выявить врожденные изменения, врачи назначают исследование определённых показателей, таких как белок С, белок S, антитромбин, плазминоген и другие. При выявлении отклонений обязательно обращение к врачу.