Родители и появление на свет
Андрей появился на свет в московском родильном доме 7 марта 1941 года. Но при регистрации родители отметили дату его рождения – 8 марта. Позже его мама Мария Владимировна говорила: «Андрей – это подарок и сюрприз всему женскому полу к Международному дню женщин».
Его отец и мать были состоявшимися эстрадными артистами. На сцене Александр Семёнович Менакер и Мария Владимировна Миронова создавали яркие комедийные и сатирические образы. Их жизненный путь пересёкся во время гастролей в городе Ростове-на-Дону, оба на этот момент имели семьи. Вспыхнувшие чувства были настолько сильными, что родители Андрея сразу же расторгли свои браки и поженились.
В первом браке Менакер был женат на балерине Ирине Ласкари, жили они в Петербурге, в семье подрастал маленький сын Кирилл. После ухода к Марии Мироновой Александр Семёнович приложил все усилия, чтобы его сыновья от разных браков Андрей и Кирилл подружились. В будущем блистательный актёр Андрей Миронов и известный хореограф Кирилл Ласкари действительно стали очень близки, отношения между ними были не как между единокровными братьями, а как между родными.
Можно сказать, что тесная связь Андрея Миронова с театром появилась ещё до его рождения. Схватки у его мамы начались прямо на сцене во время представления, из театра её увезли в роддом Грауэрмана.
Детство
Через четыре месяца после рождения Андрея началась война. Театр, где работали Миронова и Менакер, эвакуировали в Ташкент, там и прошло раннее детство будущего актёра.
Во время эвакуации Андрюша очень сильно заболел, врачи поставили диагноз тропической лихорадки. Болезнь протекала настолько тяжело, что Мария Владимировна постоянно прислушивалась к сыну – дышит он или нет. А малыш лежал на полу, без движения, у него не было сил даже на то, чтобы заплакать. Лекарства для мальчика помогла достать жена лётчика М. Громова, благодаря лечению Андрей пошёл на поправку.
Годы, проведенные в Ташкенте, Андрей Миронов не запомнил. Зато в памяти отлично запечатлелось то время, когда после войны семья вернулась домой в Москву, а страна восстанавливалась от разрухи.
С самого рождения Андрей был записан на фамилию отца – Менакер. Но перед тем, как ему идти в школу, в стране началась новая волна гонения на евреев, и, опасаясь за судьбу своего ребёнка, родители приняли решение переписать Андрюшу на фамилию матери – Миронов. С новыми документами и фамилией Андрей пошёл в первый класс мужской московской школы.
Творческая атмосфера в семье не слишком повлияла на детские увлечения Андрея. Как вспоминает его мама, в раннем детстве особо он ничем не увлекался. Иногда ему нравилось изображать из себя джазового музыканта, он брал на кухне принадлежности (вилки, ложки, поварёшки) и играл ими на кастрюлях и тарелках.
У Андрея было обычное советское послевоенное детство, он часто гонял во дворе с мальчишками в футбол, коллекционировал значки, любил мороженое и просто обожал сбегать на очередной сеанс «трофейного» кино. В школе он не особо хорошо учился, не любил точные науки, но в классе всегда занимал лидирующие позиции, был заводилой.
Детство и семья
Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении – Менакер) рос в творческой актерской семье. Его отец, Александр Менакер, выступал в музыкальных фельетонах, а затем занимался режиссурой, а мать, Мария Миронова, играла в Театре современной миниатюры и во МХАТе, а также снялась на тот момент в музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» (1938). Единокровным братом Андрея по отцу был Кирилл Ласкари, ставший заслуженным балетмейстером.
Андрей Миронов в детстве
Частыми гостями родителей Андрея были писатели Михаил Зощенко и Валентин Катаев, легендарная Фаина Раневская и Леонид Осипович Утесов.
Андрей Миронов с родителями
Родители Андрея Миронова познакомились в Государственном театре эстрады и миниатюр, где служили актерами и вскоре создали дуэт. Спустя три года, в 1941-м, в Москве родился их первенец Андрей, причем буквально на театральной сцене – у Марии Владимировны схватки начались прямо во время спектакля.
Через несколько месяцев после рождения Андрея началась война. Театр миниатюр переехал в Ташкент, и там мальчик серьезно заболел – врачи считали, что это тропическая дизентерия. Болезнь протекала очень тяжело, и мама Андрея сильно беспокоилась за его жизнь – к ее радости, им помогли достать необходимые лекарства.
Андрею Миронову пришлось сменить фамилию в детстве
В 1948 году Андрей Менакер пошел в московскую школу №170 (сейчас – №1278). Вскоре разразилось антисемитское «дело врачей», и родителям посоветовали сменить мальчику фамилию – так Андрей навсегда стал Мироновым.
В детстве Андрей Миронов рос обычным ребенком
Увлечения маленького Миронова были вполне обычными для детей той поры. Мальчик гонял мяч, постоянно бегал в кино, собирал значки и обожал мороженое. В школе же он был лидером и заводилой, учился средне и не любил точные науки.
Школьные годы
На лето семья выезжала в подмосковный посёлок Пестов, где располагался дом отдыха для артистов. Там собиралось очень много известных людей: художников и актёров, музыкантов и писателей, скульпторов и танцоров. За время каникул Андрюша буквально пропитывался там духом творчества и искусства, а многие знаменитости, глядя на мальчика и его поведение, отмечали, что он растёт весьма артистичным человеком.
Всё больше начал мальчик увлекаться театром, в школе он принимал участие во всех постановках. Был в биографии Андрея Миронова и несостоявшийся кинодебют. В 1952 году родители привели сына на съёмочную площадку фильма «Садко». Кинопробы оказались неудачными, и роль мальчику не досталась. Режиссёр отбирал ребят на массовку нищих детей, но под рваными одеждами у Андрея оказалась модная тенниска, и его отправили со съёмок. Невероятно чистоплотный Миронов не смог надеть нищенское тряпьё на голое тело и поплатился за это своей первой ролью.
Это не по-детски зацепило его, и Андрей с ещё большим рвением начал учить и играть роли в школьном драматическом кружке. Зрители тепло принимали сыгранных им персонажей.
Он почувствовал вкус театральных подмостков, признание зрительского зала и записался в кружок при центральном детском театре. А когда надо было оканчивать школу и определяться с выбором будущей профессии, Андрей не видел для себя другого варианта, кроме как подать документы в Щукинское училище.
Учеба в театральном
Мария Владимировна видела сына дипломатом и надеялась, что Андрей после школы поступит в МГИМО. Но юноша дождался, когда родители уедут на гастроли, и подал документы в Щукинское театральное училище. Он ни слова не сказал о своих знаменитых родственниках, и никто даже не догадывался об этом.
Волнение не помешало Андрею успешно сдать вступительные экзамены. Он стал студентом. И с этих пор педагоги потеряли покой и сон. Внутренний перфекционист заставлял Миронова пересдавать четверки, бегая за ними по пятам.
Но Андрея Александровича быстро полюбили. Молодой человек был душой компании, а за грандиозный талант наставники прощали ему многое. Например, первые съёмки в кино. Студентам запрещалось участвовать в съёмках, многих исключали. Но когда Миронов сыграл небольшую роль в фильме «А если это любовь?», его простили. А ему безумно понравилось сниматься. И теперь целью Андрюши стало покорение кино.
Андрей Миронов и Нина Шорина в фильме «А если это любовь?», 1961 год
Студенчество и начало карьеры в театре
В 1958 году он блистательно сдал вступительные экзамены и стал студентом театрального учебного заведения.
В приёмной комиссии ни один человек не знал, что Андрей – сын известных актёров. Он настолько волновался, что зайдя в экзаменационный зал, почувствовал кровь, льющуюся из носа. Но он благородно вытер её и сдал экзамен. Его зачислили на курс Иосифа Раппопорта.
Учился он очень старательно, мечтал о красном дипломе, как только по какому-то экзамену получал меньше, чем «отлично», тут же бежал на пересдачу.
Среди всех студентов он выделялся безукоризненной чистотой, Миронов всегда был одет с иголочки и благоухал приятными ароматами. Домой часто ездил на такси, для чего ему не раз приходилось перезанимать деньги.
Студентам запрещалось сниматься в кино, но всё равно они пытались попасть на экраны всеми правдами и неправдами. Андрей же старался избегать этого соблазна. Один раз он поучаствовал в кинопробах к картине «Прощайте, голуби», но утверждён не был.
В 1962 году Андрей с отличием окончил училище, и его сразу же пригласили в Театр Сатиры, где он прослужил 25 лет. Его темперамент и невероятный талант сразу же стали очевидными, и вскоре Андрей невольно попал в любимчики режиссёра Валентина Плучека. С ним работалось очень легко, своей безудержной энергией он заряжал всех, кто попадал в поле его обаяния. Даже опытные театралы восхищались его игрой.
Исключительную работоспособность и талант он демонстрировал сразу же в своих первых постановках:
- «Доходное место»;
- «24 часа в сутки»;
- «Клоп»;
- «Домоклов меч»;
- «Над пропастью во ржи»;
- «Лев Гурыч Синичкин».
После спектаклей «Проделки Скапена» и «Женский монастырь» к нему пришли слава, популярность и любовь зрителей. Купить билет в Театр Сатиры отныне было проблематично, все хотели попасть на постановку с восходящей звездой Андреем Мироновым.
Андрей Миронов — актер и режиссер Театра сатиры
Андрей Миронов (слева) в роли Фигаро и Александр Ширвиндт в роли графа Альмавива в телеспектакле Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 1973 год. Московский академический театр сатиры, Москва
Андрей Миронов (слева) в роли Рулле в телеспектакле Маргариты Микаэлян «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». 1971 год. Московский академический театр сатиры, Москва
Андрей Миронов в роли Хлестакова в телеспектакле Валентина Плучека «Ревизор». 1982 год. Московский академический театр сатиры, Москва
В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральное училище. Он мечтал играть в Театре имени Вахтангова, но туда актера не пригласили. Режиссер Валентин Плучек позвал его в Театр сатиры. Вскоре Миронов получил небольшую роль в спектакле «24 часа в сутки». Затем в 1963-м он сыграл Присыпкина в постановке пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Этой его роли была посвящена целая статья в журнале «Театральная Москва». В ней говорилось: «Присыпкин в исполнении Миронова… сыгран по Маяковскому — яркими сатирическими красками, со множеством неожиданных гротескных граней. Впереди у Андрея Миронова новые роли, новые встречи со зрителями, и хочется думать — новые творческие победы». Еще через год Миронов сыграл финансиста Тушканчика в водевиле «Женский монастырь». После успешной премьеры актеру стали давать главные роли — Дон Жуана в постановке «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в «Горе от ума».
В 1969 году Миронов исполнил роль Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Кроме него в этой постановке играли Валентин Гафт, Вера Васильева и Нина Корниенко. Спектакль стал очень популярен у зрителей. Актриса Татьяна Егорова писала: «На фоне серой… жизни советского народа на сцене Театра сатиры вызывающе благоухали… розы. Два актера — Миронов и Гафт, облаченные в великолепные костюмы, блестяще разыгрывали на сцене вечную тему — Власть и Художник, Талант и Бездарность». Через восемь месяцев после премьеры из-за конфликта с Плучеком Гафт перестал играть в постановке. Вместо него роль графа Альмавива исполнял Александр Ширвиндт. В таком составе «Женитьба Фигаро» шла на сцене Театра сатиры около 20 лет. Спектакль записали и для телевидения.
В 1973 году Андрей Миронов попробовал себя в роли театрального режиссера. Вместе с Александром Ширвиндтом он поставил пьесу Аркадия Арканова и Григория Горина «Маленькие комедии большого дома». В следующие несколько лет он работал над спектаклями «Феномены», «Бешеные деньги», «Прощай, конферансье» и другими.
Кино
Карьера в кино у Миронова началась с картины «Мой младший брат», режиссёром которой был Александр Зархи. Его заметили и оценили в мире кино, но на всю страну он стал известным после премьеры картины «Три плюс два». Весёлая троица друзей оправилась отдыхать на море дикарями и познакомилась там с очаровательными девушками, картина до сих пор не сходит с экранов телевизоров, как напоминание о счастливом солнечном времени. Андрей сыграл в ней ветеринара Романа. Роль стала поистине звёздной, потому что после этого фильма Миронов был засыпан предложениями о съёмках.
Все его роли в кино сложно перечислить, и ведь каждая из них становилась самой лучшей, любимой зрителями:
Год выхода картины на экраны | Название картины | Роль Андрея Миронова |
1966 | «Берегись автомобиля» | Семицветов Дима |
1968 | «Бриллиантовая рука» | Козодоев Геша |
1971 | «Достояние республики» | Шиловский |
1973 | «Невероятные приключения итальянцев в России» | Васильев Андрей |
1974 | «Соломенная шляпка» | Фадинар Леонидас |
1976 | «Небесные ласточки» | Селестен |
1976 | «12 стульев» | Остап Бендер |
1978 | «Обыкновенное чудо» | министр |
1979 | «Трое в лодке, не считая собаки» | Джером |
1979 | «Фантазии Фарятьева» | Фарятьев Павел |
1980 | «Крах операции «Террор» | Глазов Глеб Витальевич |
1981 | «Будьте моим мужем» | Виктор |
1984 | «Блондинка за углом» | Порываев Николай |
1984 | «Мой друг Иван Лапшин» | Ханин |
1987 | «Человек с бульвара Капуцинов» | Джонни Фёст |
Любую роль Андрея Миронова можно назвать шедевральной. Его любили все, он заряжал позитивом и энергией, он стал кумиром и до сих пор им остаётся. Прошло время, выходят на экраны новые фильмы, но если у человека бывает плохое настроение, стоит только посмотреть картину, в которой играл Миронов, ─ и кажется: все проблемы и заботы уходят на второй план. Сквозь годы и расстояния он учит всех радоваться жизни и любить её, как это делал сам великий актёр.
Как сложилась кинокарьера Андрея Миронова
Дебют актера в кино состоялся в 1961-м году. В молодежной мелодраме Юлия Райзмана “А если это любовь?” он сыграл небольшую роль десятиклассника Пети, а в главных ролях снялись Жанна Прохоренко (уже прославившаяся в “Балладе о солдате”) и Игорь Пушкарев. Совершенно невинная, по современным меркам, история любви двух школьников, в 60-е годы казалась необычайно смелой и вызвала бурные дискуссии в обществе (такой же резонанс имел фильм “Маленькая Вера” в конце 80-х).
Андрей Миронов. “А если это любовь?” 1961 г.
Удачной оказалась и следующая молодежная картина Александра Зархи “Мой младший брат” (1962 г.), где Миронов, Людмила Марченко, Александр Збруев и Олег Даль сыграли вчерашних выпускников школы, покинувших родительский дом, чтобы начать самостоятельную жизнь.
Андрей Миронов и Олег Даль. “Мой младший брат” 1962 г.
Через год Андрей исполнил свою первую главную роль ветеринара Ромы Любешкина в комедии Генриха Оганесяна “Три плюс два”. С нее и началась звездная карьера Миронова и других исполнителей ведущих ролей: Натальи Фатеевой, Евгения Жарикова и Натальи Кустинской. Фильм имел оглушительный успех в советском прокате. Под впечатлением от романтики “дикого” отдыха, граждане массово ринулись на Черное море с палатками.
Наталья Фатеева и Андрей Миронов. “Три плюс два” 1963 г.
“Бриллиантовая рука”
Затем была яркая роль спекулянта Димы Семицветова в гениальной комедии Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” (1966 г.), но всенародная слава пришла к 28-летнему актеру после выхода на экран эксцентрической комедии Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука” (1968 г.).
В образе Геши Козодоева режиссер видел Георгия Вицина, но решил рискнуть и утвердил Миронова. Относительно Семена Горбункова он не сомневался — сценарий был написан специально под Юрия Никулина, а на роль Лёлика претендовали три артиста: Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Все мы знаем, кого выбрал Гайдай.
“Бриллиантовая рука” 1968 г.
Андрей полностью оправдал доверие режиссера, блестяще сыграв авантюриста-неудачника Гешу. Его виртуозная легкость и пластика поразили зрителей. Никто не догадывался, сколько изматывающих репетиций стояло за этой отточенностью движений. Кстати, по свидетельству родственников, природа обделила Миронова музыкальным слухом. Он долго учился петь. Но разве можно в это поверить, слушая “Остров невезения” в его исполнении?
Юрий Никулин и Андрей Миронов. “Бриллиантовая рука” 1968 г.
“Бриллиантовая рука” стала лидером проката 1969 года в Советском Союзе и до сих пор является любимым народным фильмом. Многие зрители не сомневались, что звездный дуэт Миронов-Папанов появится и в следующем фильме Гайдая, но в “12 стульях” главные роли исполнили другие актеры. Режиссер не хотел повторяться, так как Андрей, по сути, уже сыграл своего Бендера. К тому же, на фоне Сергея Филиппова в роли Кисы Воробьянинова, он выглядел не слишком убедительно. Через 5 лет Миронов и Папанов все-таки сыграют главных героев в “12 стульях” у Марка Захарова.
Фотопроба Андрея Миронова на роль Остапа Бендра в “12 стульев” (1971 г.) Фото livejournal.com
За “Бриллиантовой рукой” последовали множество замечательных картин: “Достояние республики” (учитель фехтования Шиловский), “Невероятные приключения итальянцев в России” (капитан милиции Васильев), “Соломенная шляпка” (рантье Фадинар), “Небесные ласточки” (учитель пения Селестен), “Будьте моим мужем” (детский врач Виктор), “Блондинка за углом” (астроном Николай) и т.д. Мы знаем их наизусть, но пересматриваем снова и снова.
Читать также «Будьте моим мужем»: как курортный роман на экране продолжился в реальной жизни
“Соломенная шляпка” 1974 г.
“12 стульев” 1976 г.
Драматические роли Андрея Миронова
Миронов мечтал избавиться от амплуа комедийного актера, но возможностей реализовать свой драматический дар у него не было. Среди огромного количества комедий в его фильмографии только две драмы: “Фантазии Фарятьева” Ильи Авербаха и “Мой друг Иван Лапшин” Алексея Германа. В первой из них Андрей сыграл мечтателя-идеалиста Фарятьева, полюбившего девушку, которая любит другого (роль Александры исполнила Марина Неелова), а во второй — психологически надломленного писателя Ханина, совершившего самоубийство.
Андрей Миронов и Марина Неелова. Фантазии Фарятьева” 1979 г.
Возможно, Миронов сумел бы воплотить в жизнь все свои творческие планы, но судьба отпустила ему слишком мало времени. Свою последнюю роль мистера Фёста актер сыграл в музыкальном фильме Аллы Суриковой “Человек с бульвара Капуцинов” (1987 г.)
Андрей Миронов и Александра Яковлева. “Человек с бульвара Капуцинов” 1987 г.
Личная жизнь
Андрей был любимчиком многих женщин. Первые серьезные отношения сложились у Миронова с партнёршей по фильму «Три плюс два» Натальей Фатеевой, влюбленные уже хотели пожениться. Но свадьба расстроилась из-за смерти отца Андрея, впоследствии отношения как-то сами собой сошли на «нет».
В 1971 году по большой и искренней любви Андрей сочетался браком с актрисой Екатериной Градовой, известной всем по роли радистки Кэт в кинофильме «Семнадцать мгновений весны». У супругов родилась дочь Машенька. Но по прошествии трёх лет Андрей с Катей развелись
Второй женой актёра стала Лариса Голубкина. Она тоже была актрисой и только развелась со своим супругом, осталась одна с маленькой дочерью Марией. В течение десяти лет Андрей ухаживал за ней, делал предложения руки и сердца. В итоге они стали мужем и женой, Миронов удочерил дочку Ларисы, но девочка так и осталась на фамилии матери – Голубкина.
Обе дочери – Мария Миронова и Мария Голубкина – продолжили актёрскую династию и стали довольно успешными актрисами российского кинематографа. Маша Миронова родила сына Андрея (названного в честь великого отца), он также занимается актёрской деятельностью.
Личная жизнь Андрея Миронова
Любовных приключений в жизни знаменитого актера хватало, но он их не афишировал. Как сказала о Миронове его коллега по сцене Вера Васильева: “Он был постоянно в кого-то влюблен”. Наиболее известна его связь с первой красавицей страны Натальей Фатеевой. Они познакомились на съемках картины Генриха Оганесяна “Три плюс два” (1963 г.), которая прославила и Андрея, и Наталью.
Наталья Фатеева. Фото kino-teatr.ru
Фатеева была старше Миронова на 7 лет. На тот момент она еще не развелась с режиссером Владимиром Басовым, но вскоре это произошло. Бурный роман не привел к свадьбе, несмотря на сильные чувства со стороны Андрея. Его мать Мария Владимировна, принимавшая деятельное участие в жизни сына, отвергла кандидатуру Фатеевой. Причиной тому стал возраст красавицы и наличие у нее 5-летнего ребенка от брака с Басовым (к тому же, когда состоялась церемония знакомства, маленький Володя, очарованный шикарной квартирой Мироновых, громко поинтересовался у Фатеевой: “А мы теперь здесь жить будем?”). Убедившись, что мать непреклонна, а Миронов не предпринимает решительных действий, Наталья разорвала с ним отношения.
Андрей Миронов с мамой. Фото 2aktera.ru
О следующем романе Андрея с актрисой Татьяной Егоровой стало известно благодаря самой Егоровой. В 1999-м году она издала скандальную автобиографическую книгу “Андрей Миронов и я”, где представила себя главной женщиной в его жизни и смешала с известной субстанцией коллег по Театру Сатиры (я эту “любовную драму” прочитала и вполне понимаю тех, кто перестал здороваться с Егоровой). Кстати, когда Леонид Менакер (родственник по отцу) спросил у Миронова, почему тот не женится на Татьяне, актер ответил: “Слушай, не могу же я быть скомпрометированным 24 часа в сутки!”
Татьяна Егорова. Фото hab.kp.ru
Андрей Миронов: две жены, известные актрисы
В первый раз Андрей женился в 1971-м году на молодой актрисе Екатерине Градовой, перешедшей в театр Сатиры из “Маяковки”. Свою избранницу актер познакомил с матерью уже после того, как они подали заявление в ЗАГС. У знаменитой пары родилась дочь Мария (в будущем известная актриса). Этот союз распался через 5 лет.
Екатерина Градова. “Собака Баскервилей” 1971 г.
Андрей хотел, чтобы жена ушла из театра и посвятила жизнь семье, но Градова не собиралась отказываться от карьеры. После роли радистки Кэт в “Семнадцати мгновениях весны”, она стала очень популярной. А Екатерину не устраивали интрижки мужа с их общими коллегами по сцене. По словам актрисы: “Делить его ни с кем не могла, а прощать тогда еще не научилась”.
Андрей Миронов с дочерью Марией. Фото back-in-ussr.com
Они расстались. Впоследствии Градова очень сожалела, что не пыталась сохранить семью, тем более, что после “Семнадцати мгновений” сыграла в кино только одну яркую роль — подруги вора Ручечника (Евгения Евстигнеева) в фильме “Место встречи изменить нельзя”.
Екатерина Градова. “Место встречи изменить нельзя” 1979 г.
Второй и последний брак Миронов заключил с актрисой Ларисой Голубкиной, звездой фильма “Гусарская баллада”. Они познакомились еще в начале 60-х, на дне рождения подруги Ларисы Натальи Фатеевой. Тогда у Миронова с Голубкиной случился недолгий роман, не имевший продолжения.
Лариса Голубкина. “Гусарская баллада” 1962 г.
Разведясь с Градовой, Андрей возобновил отношения с Голубкиной. Они прожили вместе 3 года, а потом официально оформили брак. Актер удочерил ребенка жены 4-хлетнюю Марию.
Лариса безропотно согласилась на роль “второй скрипки”, в результате чего этот союз продержался 10 лет, до конца жизни Миронова. По ее словам: “Буквально все вертелось и крутилось вокруг Андрея и для него”. Голубкина безукоризненно содержала дом, принимала многочисленных гостей мужа (даже если они заявлялись за полночь) и закрывала глаза на его похождения. О чем еще может мечтать мужчина?!
Лариса Голубкина и Андрей Миронов. “Трое в лодке, не считая собаки” 1979 г.
Смерть
В 1978 году во время гастрольного тура в Ташкенте у Андрея случилось кровоизлияние. Медики установили диагноз – минингит. Но не прошло и двух месяцев, как после случившегося великий артист играл на сцене, и благодарные зрители усыпал его букетами живых цветов, несмотря на холодное зимнее время.
Но никто не знал, насколько сложно актёру было играть в театре и сниматься в кино, прогрессировала болезнь, его тело было полностью поражено фурункулами. Любое движение сопровождалось немыслимой болью. Андрею сделали сложную операцию, удалили лимфоузлы.
Но 14 августа 1987 года на гастролях в Риге состоялся его последний выход на сцену. Он произносил монолог героя в постановке «Женитьба Фигаро». Актёру стало плохо, он начал падать…Его увезли в больницу прямо со сцены. Двое суток врачи не отходили от него и боролись за жизнь. 16 августа обширное кровоизлияние в мозг привело к смерти величайшего Андрея Миронова. Через несколько дней его похоронили в Москве.
Андрей Александрович Миронов
Когда речь заходит об Андрее Миронове, его коллеги единодушно признаются, что он был лучшим из них — в артистической среде это большая редкость. Идеальный актер, остроумный без пошлости и драматичный без лишнего пафоса, он навсегда останется одной из главных легенд советского кино.
7 марта Андрею Миронову исполнилось бы 76 лет…
Как-то в Звенигороде Андрей Миронов стоял на улице с Эльдаром Рязановым и вспоминал о съемках фильма «Бриллиантовая рука» в Сочи.
В частности, вспоминал о том, как во время съемок эпизода, в котором участвовали Юрий Никулин, он сам и Анатолий Папанов, из толпы зевак прорвался к самой площадке какой-то верткий небритый тип и, оттолкнув Миронова с Папановым, подбежал к Никулину с криком: «Здорово, разгильдяй!»
— Вот тут-то мы, — сказал Андрей Миронов, — по-настоящему позавидовали популярности Юрия Никулина в народе. Нас-то с Папановым он не заметил…
В это время мимо проезжал на велосипеде какой-то звенигородский обыватель. Он резко затормозил и, уставившись на Миронова, закричал на всю улицу:
— Вот так хрен к нам пожаловал!
— Вот так-то, Андрей, — заметил Рязанов. — Теперь я вижу, что вы с Никулиным вполне сравнялись по популярности в народе!
Позднее Миронов так отзывался об этой роли: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино — это фильм «Бриллиантовая рука». Мне действительно это очень больно».
Когда Георгий Натансон взялся снимать фильм «Повторная свадьба» , трагедию нравов из жизни партийной бюрократии 1970-х, он столкнулся с серьезной проблемой банального сюжета: чистая и неглупая девушка влюбляется в карьериста Илью, циника-интеллигента, у которого нет ничего святого, но зато по любому поводу, даже по поводу смерти, мгновенно сыщется острота. Как мотивировать такую любовь? И Натансон пригласил на роль карьериста Миронова — никаких мотивировок не потребовалось.
кадры из фильма «Повторная свадьба» 1975г.
Вспоминает Эльдар Рязанов: «Приступия к съемкам комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», в которой на роль Ипполита пригласил Миронова, но он, прочитав сценарий, от этой роли отказался и попросил дать ему сыграть роль Лукашина.
Однако, когда начались пробы, Рязанов понял, что эта роль не для Миронова. Актер застенчиво произносил: «Я у женщин никогда не пользовался успехом… еще со школьной скамьи… Была у нас девочка, Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился… Потом она вышла замуж за Павла».
Поверить в то, что девушка могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. В результате роль досталась Мягкову.
Его мужское обаяние было почти магическим. Но, когда он смотрелся в зеркало, сомневался: неужели такой может кому-то понравиться? Полноватый, с нездоровой кожей… Впрочем, женщины всего этого не замечали.
С Татьяной Васильевой в спектакле театра Сатиры «Ревизор»
Актриса Татьяна Васильева как-то призналась: от любви к Андрею она была почти на грани суицида. — Женщин он боготворил, — вспоминает брат Кирилл Ласкари. — Ухаживал за ними порой уж слишком элегантно. Влюблялся как сумасшедший. А как он мучился из-за Гали, дочери писателя Дыховичного, как страдал по Анастасии Вертинской!.. Романов у него действительно было немало, но еще больше Андрею Александровичу приписывали.
В 1962 году во время съемок картины «Три плюс два» молодой актер увлекся красавицей Натальей Фатеевой.
Роман начал развиваться стремительно и вполне мог закончиться свадьбой, но Мария Владимировна не одобрила отношения сына, и Андрей расстался с Натальей. К слову, до этого разрыва на дне рождении Фатеевой Андрей познакомился с Ларисой Голубкиной. Прошло время, и он сделал предложение актрисе, но та тогда ответила отказом…
— Не секрет, что Андрюша был избалован вниманием женщин, – скажет через много лет Лариса Голубкина. – Отчасти я понимаю, почему не вышла за него замуж в молодые годы. Я бы не вынесла ни дня. Как мужчина он должен был пройти этап в отношении с женщинами где-то с 19 до 30 лет. Андрюша мне часто рассказывал о своих прошлых романах, я злилась, а он бегал за мной по квартире и кричал: «Нет, ты послушай, она…» Тогда я давала ему листок бумаги и говорила, что у него есть замечательная возможность написать мемуары…
В конце 60-х во время работы в Сочи над лентой Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» Миронов увлекся Светланой Светличной, правда, по словам Светланы Афанасьевны, дальше страстных поцелуев на ночном берегу Черного моря у них дело не дошло. Служебных романов у Миронова было много, один из них — с Еленой Прокловой, вспыхнувший на съемках фильма «Будьте моим мужем»…
Тем не менее официальных браков у актера было всего два, но и был еще, правда, один особенный роман, который прошел через многие годы, — с актрисой Татьяной Егоровой.
Татьяна Егорова — яркая актриса, вместе с Мироновым работала в театре Сатиры. В спектакле «Над пропастью во ржи» им достались роли влюбленных, и чувства вскоре были перенесены со сцены в реальную жизнь. Но эти отношения не были безоблачными: непростой характер Татьяны Егоровой усугубляла ревность и тяжелые отношения с мамой избранника.
Татьяна Егорова и Андрей Миронов — Салли и Хольден в спектакле «Над пропастью во ржи» 1966г.
После смерти Андрея Александровича Егорова напишет скандальную книгу «Миронов и я», в котором расскажет не только о своей тайной связи, но и вынесет приговор каждому из актеров Театра Сатиры. – Я, конечно, хотела выйти замуж за Андрея, – признается сегодня Егорова. – Мы прожили вместе пять лет, и это была сумасшедшая жизнь. Столько счастья, откровений, любви! Нам говорили, что мы и внешне похожи. Считается, что похожие люди созданы друг для друга и всегда хорошо уживаются. Но Мария Владимировна не принимала меня. Я была неизвестной и бедной… Ревновала ли я Миронова? А как же! Как у любого мужчины, у него были периоды, когда он оставался один. И для него это было невыносимо. Ему казалось, что на него смотрит вся страна, и все знают, что его кто-то бросил. Миронову было нужно, чтобы все время кто-то находился рядом. Он окружал себя представительницами женского пола (я их в книге назвала икебанами), чтобы скрыть свое одиночество и неуверенность. А жениться на Голубкиной я ему посоветовала: «Ты с ней живешь три года. Нехорошо, женись. Это дело чести». Ему было важно, что я скажу. Тем более Лариса нравилась его маме. Потом, конечно, начались проблемы. Одно время он очень страдал от того, что его заставляют удочерить Машу Голубкину, а он этого не хочет. Андрей говорил: «Танечка, как может быть две Маши Мироновых?! Это же Гоголь, Гоголь!» Он был уже на грани разрыва с Ларисой и в последнее время жил у мамы. Приняла бы я Андрея, если бы он разошелся с Голубкиной? Да. Когда нам было по 40 с лишним лет, наши отношения стали совершенно иными… Только мы задумали соединить свои жизни, Бог забрал его к себе. Андрей умер у меня на руках. Я выла на всю гостиницу, меня не могли остановить…
В мае 1971 года он знакомится с актрисой Екатериной Градовой и 29 июня делает ей официальное предложение. 30 ноября состоялась свадьба Миронова и Градовой.
По словам Екатерины, «Андрей был очень консервативен в браке. Воспитанный в лучших традициях «семейного дела», он не разрешал мне делать макияж, не любил в моих руках бокал вина или сигарету, говорил, что я должна быть «прекрасна, как утро», а мои пальцы максимум чем должны пахнуть — это ягодами и духами. Он меня учил стирать, готовить и убирать так, как это делала его мама. Он был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом. Андрей боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет». Очень боялся кормить Машу кашей. Спрашивал, как засунуть ложку в рот: «Что, так и совать?» А потом просил: «Давай лучше ты, а я буду стоять рядом и любоваться ею…»
Екатерина Градова безропотно взяла на себя бытовые хлопоты. В профессиональной сфере в первую очередь учитывалось мнение мужа — если его не устраивала предложенная Екатерине роль — она от нее отказывалась. При всем при этом Градова считала Миронова очень добрым и отзывчивым человеком.
С родной дочерью Машей Мироновой
В 1973 году произошло важное событие в жизни молодой семьи — появилась на свет их дочь Мария. Но Андрей Миронов не смог сохранить верность супруге, Екатерина стала свидетельницей повышенного внимания мужа к одной из актрис и решилась на расторжение брака. Андрей Миронов вернулся к родителям.
Андрей Миронов, возвратившись в родительский дом после развода, не смог вести привычный образ жизни с гостями и постоянным весельем. Мария Владимировна Миронова подливала масла в огонь, попрекая Андрея оставленной жене жилплощадью. Поэтому он вскоре переехал к своей давней знакомой Ларисе Голубкиной. За десять прошедших лет Андрей четырежды предлагал Ларисе выйти за него замуж и она всегда отказывалась. Но в 1974 году, после расставания Миронова с Екатериной Градовой, Лариса Голубкина изменила свое отношение к Миронову. К этому времени у нее тоже подрастала дочь Мария, тезка дочери Андрея.
Мария Голубкина: «Мой настоящий отец — Андрей Александрович Миронов. И если бы папа был жив, он бы всем за такие разговоры ноги оторвал. И когда мне вдруг стали говорить, что Миронов — мой отчим, что я не имею к нему никакого отношения, что я примазываюсь, я только удивлялась этим глупым речам».
с маленькой Машей Голубкиной
Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и Никита Михалков и другие «серьезные» режиссеры.
Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало… В театре я используюсь в самых разных планах. В кино — пока очень однопланово».
Вместо этого одно за другим следовали предложения сниматься в музыкальных фильмах. В 1974 году Миронов снялся в картине «Лев Гурыч Синичкин», в 1975 году – в фильме «Соломенная шляпка», в 1976 году – в фильме «Небесные ласточки», в 1977 году – в фильме «Двенадцать стульев», в 1978 году — «Обыкновенное чудо», и в 1979 году — «Трое в лодке, не считая собаки».
«Небесные ласточки» 1976г.
Но всё же основным приложением таланта Миронова оставался театр.
В 1969 году была премьера этого спектакля. Андрей Миронов играл главную роль — Фигаро. Этот спектакль имел грандиозный успех и на долгие годы стал визитной карточкой театра Сатиры.
Спектакль «Женитьба Фигаро»
Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у Андрея Миронова произошел кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи диагностировали менингит. А в начале 1980-х годов у Миронова на теле появились фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться.
Михаил Державин рассказывал: «В «Ревизоре», когда он падал, мы с Шурой Ширвиндтом пытались изловчиться и поймать его так, чтобы не дотронуться до больных мест под коленками, под мышками. Он страшно мучился. Дорогой парфюм заглушал аптечный запах разных мазей, которыми он спасался. Ему делали переливание крови, аутогемотерапию. Но ничего не помогало…» Миронов решился на жесточайшую операцию – лимфаденектомию. Под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно.
1980-е годы были самыми тяжелыми в жизни Андрея Миронова. Несмотря на хроническую аневризму сосудов головного мозга, которую врачи констатировали лишь посмертно, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по стране, собирая аншлаги.
Наконец его приглашает в свою картину режиссёр Авербах, в»Фантазиях Фарятьева», в этом сутулом провинциальном интеллигенте с прилизанными слипшимися волосами (Авербах даже запретил Миронову мыть голову), не было уже и намека на привычную зрителям игристость шампанского.
Это был человек глубоко одинокий, несчастный, спрятавшийся от окружающей его реальности в прекрасный мир внеземного происхождения, где все счастливы и любят друг друга. Неуверенной, неловкой походкой входит он в жизнь трех женщин. И даже кажется, будто рушит невидимые стены, которые разделяют их, волею обстоятельств живущих в тесной квартирке, слишком близких, чтобы расслышать друг друга, и уставших от душевной глухоты. Да только сам мечтатель-инопланетянин страдает еще большей глухотой, он так и не научился самым простым человеческим чувствам, так и не понял элементарных земных вещей. В последних кадрах мы смотрим на Фарятьева сквозь мутное, покрытое каплями дождя стекло и словно видим спящего младенца. Фарятьев медленно открывает глаза и обжигает нас щемящей вселенской пустотой…
«Фантазии Фарятьева» 1979 г.
И мало кто знал, что в это же время актер снялся в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» — картина легла на полку и была выпущена только в 1985 году.
А. Вислова писала: «Миронов удивил многих, хотя новаторская эстетика самой картины несколько отодвинула на задний план впечатление от роли актера… Миронов очень органично вошел в этот фильм. Настолько, что зрители первых просмотров меньше всего думали о том, что на экране среди других популярнейший актер. Это была его победа, одержанная в поединке с самим собой, с собственным образом в кино и со зрителями, приверженными застывшим стереотипам восприятия. Роль писателя Ханина, особо сразу не отмеченная, на самом деле оказалась едва ли не лучшей его ролью в кино».
«Мой друг Иван Лапшин» 1984г.
Об Андрее Миронове принято говорить как об актере, который не реализовался в полную меру, не сыграл Сирано де Бержерака, Обломова, о которых так мечтал. Но в его биографии была роль совершенно уникальная, в которой сошлось все — и искрометная легкость, и фееричная самоирония, и виртуозные словесные дуэли, и глубокая драма. Это Фигаро — плут и весельчак, поэт и философ, политик и дипломат. Слуга, который держит в своих руках все нити хозяйских интриг. Эквилибрист, который скользит по тонкой проволоке над пропастью, жонглируя остротами и ловушками.
Миронов и Плучек дали бессмертной комедии Бомарше новое рождение. Монолог Фигаро — о чести, достоинстве и превратностях судьбы — разошелся на цитаты.
«Я вынужден был идти дорогой, на которую я вступил, сам того не зная, и с которой сойду, сам того не желая…»
Эта фраза многим сегодня кажется пророческой — ее Миронов успел произнести на своем последнем спектакле, 14 августа в Риге. Но доиграть ему было не суждено — он потерял сознание прямо на сцене. В костюме Фигаро он ушел в бессмертие, в легенду об актере, не знавшем занавеса и сыгравшем свою судьбу от первого до последнего шага.
Цитаты актера
Надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми.
Относиться к актерской работе как к приятному времяпрепровождению можно только по недоразумению.
Я знаю все и еще одну вещь.
Мои родители — Мария Миронова и Александр Менакер — почти всегда репетировали дома, и очень скоро я понял, какой это жестокий по отношению к себе, мучительный труд.
Зрители жалеют меня. Однажды во время концерта в Ленинградском доме офицеров из зала мне прислали на сцену большой апельсин, на котором было написано: «Андрюша, скушайте. Вы плохо выглядите».
Надо стараться все делать хорошо: плохо оно само получится.
Нынешние зрители более образованны, более информированы, а актер не имеет права быть глупее своих зрителей.
Актеру не на пользу гладкая, спокойная биография.
В актере есть две вещи: мастерство и личность. И чтобы личность сложилась, возмужала, не обязательно, конечно, в Сибирь или грузчиком, но через что-то человек должен пройти. Возьмите Ульянова, Смоктуновского. Это не благополучные люди.
Я не скажу, чтобы я был безумно счастлив каждую минуту жизни и что мне всегда хочется скакать и веселиться, как моему герою из «Бриллиантовой руки», но тем не менее я — оптимист.
Недостачу страданий бытовых я восполняю страданиями моральными.
Если актер играет без дублеров, значит, движет им некое эгоистическое стремление играть свою роль «от» и «до». Это всегда тешит самолюбие актера и дает ему дополнительный импульс. В ленте «Приключения итальянцев…» было занято много итальянцев, и в их глазах мне не хотелось ронять престиж советского кинематографа.
Играть можно в любом жанре. Единственное, чего мне хочется, чтобы мой герой был не глупее, чем я.
Для меня каждый спектакль — это огромное напряжение. Я себе говорю: «спокойней, спокойней», но не могу: хочется донести до зрителя все полностью, убедить его до конца.
К сожалению, есть зрители, особенно молоденькие зрительницы, которые никак не хотят ограничить контакт с актером сферой искусства: дежурят на лестнице, отрывают пуговицы. Но это, так сказать, издержки актерской популярности и зрительского интереса.
Популярность лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко это ирония судьбы.
В кино мне предлагают в основном одноплановые роли. Это молодой жизнерадостный комик или экстравагантный жулик.
Как многие простые смертные, люблю петь. Мне это просто доставляет удовольствие.
Отсутствие голоса пытаюсь спрятать за иронией, пародийностью, шаржем. Для меня пение, как и танец, не самоцель, а один из способов выражения характера героя. Так что, пожалуйста, не воспринимайте мое пение всерьез: пою не я — поют те, кого я играю. И все претензии — к ним.
Я вообще человек не очень уверенный.
Люблю стремительный ритм жизни, позволяющий чувствовать себя нужным.
Кто из актеров не думал о Гамлете! Я тоже. Но мечта остается мечтой, а с годами реальность побуждает играть уже не Гамлета, а Клавдия. Кончается все это Полонием, а потом просто упирается в могильщика… Лучше уж не отрываться от грешной земли.
Обо мне писали по-разному. Приятно, конечно, когда хвалят. Но в принципе я руководствуюсь правилом Маяковского. Он никогда не интересовался, хвалят или ругают его. Он спрашивал: «Уважают?»
В нашей стране, чтобы жить, нужно умереть.
Прекрасная вещь — путешествие. Оно никогда не кончается возвращением домой. Все увиденное западает в эмоциональные области памяти, и потом из этого источника черпаешь материал для новых ролей.
Чтобы упасть с лошади, надо на нее взобраться.
В нашей профессии не считаются былые заслуги.
Раньше думал, что и я легкий человек. Но замечаю: с годами тяжелею, становлюсь мрачноватым.
Не особенно понимаю значение слова «хобби» на русском языке. А вообще-то люблю сырники и балет.
Жизнь великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная.
Если я уймусь, то умру.
С днём рождения, Андрей Александрович!