Гомиашвили, Арчил Михайлович


Детство, юность: Чиатура – Тбилиси – Москва

Арчил родился весной 1926 года в небольшом грузинском поселении Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили, выпускник Московской школы красной профессуры, в это время трудился председателем комитета угольщиков на Донбассе. Узнав о появлении наследника, Михаил отправил жене поздравительную телеграмму с просьбой назвать мальчика Виктором. Но родня решила, что новорожденный должен носить имя дедушки-священника Арчила, репрессированного по ложному доносу. Он был освобожден лишь по окончании Великой Отечественной войны, после чего вернулся в Грузию, надломленный партийным предательством.

Арчил Гомиашвили в детстве

Детство Арчила проходило и на Украине, и в Грузии, но он никогда не ощущал притеснений со стороны сверстников из-за национальности или места проживания. Он окончил русскую школу, а на грузинском языке стал разговаривать лишь в четырнадцать лет.

Мальчик рано стал проявлять лидерские способности, а его неуемная энергия часто служила поводом для приводов в милицию. Так, в шестнадцатилетнем возрасте его уже арестовывали за связь с криминалом.

Начало карьеры

Окончив в Тбилиси Академию художеств, в 1943 году Арчил отправился в театр имени Александра Грибоедова для оформления постановки пьесы «Лисички». Ставил спектакль Георгий Товстоногов, художественный руководитель труппы. Для Гомиашвили было неожиданностью предложение режиссера сыграть в постановке роль Лео Хаммера, однако с того момента Арчил стал играть почти во всех постановках Товстоногова.

Арчил Гомиашвили в юности

В 1948 году режиссера пригласили в Москву, и он предложил Арчилу поехать вместе с ним. Актер без профильного образования поступил в школу-студию МХАТа. Но характер было не изменить, и Гомиашвили снова попал в неприятную историю, став участником драки в баре, после которой его исключили из вуза. Арчил уехал обратно в Грузию и стал работать в театре имени Константина Марджанишвили.

Арчил Гомиашвили: биография

Знаменитый актер Арчил Михайлович Гомиашвили, который запомнился зрителям прежде всего своим исполнением роли Остапа Бендера, прожил яркую и необычную жизнь. Родился мальчик 23 марта 1926 года в семье бывшего пастуха, который далеко пошел по партийной лестнице и был принят в Московскую Школу красной профессуры.

Несмотря на просьбу отца назвать сына Виктором, ребенку дали имя Арчил в честь деда-священника. В 30-е годы Михаил Гомиашвили попал в лагерь по ложному доносу и был освобожден только в последний год войны. Отец прожил долгую жизнь, но предательство партии он так и не смог забыть.

В 16 лет Арчил поступает в художественное училище столицы Грузии, где учится в течение двух лет. Увлечением юного живописца становится театр, там он проводит все свое свободное время. В то время в Тбилиси как раз работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер делает несколько заказов талантливому художнику на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана, а потом предлагает попробовать себя в небольшой роли Лео Хаммера.

В 1942 году Арчила исключают из учебного заведения. Поводом к отчислению стала его связь с криминальным миром, а также дружба с вором в законе Джабой Иоселиани. Один раз Арчила арестовали с компанией хулиганов, и он чуть не попал в тюрьму. В тот раз дело обошлось недолгим пребыванием в изоляторе. Георгий Товстоногов предлагает молодому человеку попробовать себя в актерском искусстве, и Гомиашвили уезжает в Москву.

Поступив в Школу-студию МХАТ, Арчил Гомиашвили благополучно проучился там до 1948 года, пока не попал в неприятную историю с криминальным оттенком. Его вновь выгнали из вуза, теперь уже за драку в кафе с погромом имущества. После этого молодой кавказец был вынужден уехать к себе на родину. В Грузии ему предложили место в труппе Академического театра имени Марджанишвили, а через 10 лет он переезжает в Поти, где устраивается вначале в театр имени Г. Эристави, а затем в Русский театр имени А. Грибоедова.

Остап Бендер и другие роли

В 1958 Арчил отправился в Поти, где поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Через некоторое время Гомиашвили снова пригласили в труппу тбилисского театра. Параллельно со службой в театре Арчил снимался и в кино. Так, в 60-х он снялся в картинах «Крот», «Иные нынче времена» и «Взрыв после полуночи».
Однако несмотря на киноработы, Гомиашвили все равно оставался малоизвестным провинциальным актером, о котором практически ничего не знала широкая публика. Тем не менее, именно его порекомендовали Леониду Гайдаю, когда тот в конце 60-х приступил к работе над художественным фильмом «12 стульев».

Арчил Гомиашвили и Леонид Гайдай

Режиссер уже успел подобрать практически весь состав актеров, включая Сергея Филиппова, в итоге блестяще воплотившего образ Кисы Воробьянинова на экране. Но с выбором героя на главную роль Остапа Бендера возникли проблемы. На пробах побывали более двадцати известных артистов, в числе которых оказались Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Олег Борисов. Предлагали эту роль и Владимиру Высоцкому, которому помешала сниматься алкогольная зависимость.

Арчил Гомиашвили в образе Остапа Бендера

После многочисленных проб на роль был утвержден Александр Белявский, однако молодому актеру не хватило харизматичности и яркости. Съемки приостановили и стали искать нового Остапа. Леонид Иович вместе с ассистентами выехал в Горький, где как раз гастролировал со своим мюзиклом-моноспектаклем Гомиашвили. Гайдаю понравилась напористость и энергия 40-летнего актера, его умение держаться на сцене и хитроватый блеск в глазах. И хотя Бендеру по сценарию было не более тридцати, Арчила Михайловича утвердили на роль.

Арчил Гомиашвили на съемках «12 стульев»

Актер сходу вписался в съемочный процесс, не смущаясь уже прославленных на тот момент коллег – Михаила Пуговкина и Георгия Вицина, Нины Гребешковой и Юрия Никулина, Савелия Крамарова и Натальи Варлей. Гомиашвили показал силу своего таланта, а после выхода комедии на экраны его полюбили и зрители. Ошеломительный успех фильма в 1971 году принес Арчилу не только всесоюзную славу, но и ордер на трехкомнатную квартиру в Москве, куда он вскоре и переехал.

Тем не менее, в своем более позднем интервью Гомиашвили сетовал на то, что Гайдай не дал ему возможности раскрыть роль так, как он хотел — Бендера на экране почти полностью озвучил Юрий Саранцев, а Арчил лишь спустя годы узнал, что без его согласия этого не имели права делать. Песни, звучавшие в картине, исполнял Валерий Золотухин. Гомиашвили считал, что не раскрыл характера героя, играя его словно на бегу, следуя ритмике картины. Тем не менее, его как актера узнала вся страна именно благодаря Остапу Бендеру.

После ошеломительного успеха артист собирался продолжить играть эту роль в театре Ленинского комсомола, в труппу которого попал после переезда. Предложив Марку Захарову сценарий своего мюзикла, Арчил не знал, что в планах режиссера уже имеется собственный вариант о великом комбинаторе. Выход на экраны фильма «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили. Но телепремьера помирила его с Гайдаем, который назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением». Сам Арчил до конца своих дней считал, что в его несостоявшейся театральной карьере виноват Марк Захаров.

Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов в образе Остапа Бендера

В середине 70-х Арчил Михайлович перешел из Ленкома в театр имени Александра Пушкина. Тогда же он снялся в роли подлеца-соблазнителя из «Мимино» (1977), Якова в «Золотом руне» (1981) и Паши Фокина в «Моем любимом клоуне» (1986). Пять раз Гомиашвили создавал в разных фильмах образ Иосифа Сталина («Государственная граница. Год сорок первый» (1980), «Сталинград» (1989), «Трагедия века» (1993) и «Война на западном направлении» (1990). Последняя работа актера в этой же роли – и в кинематографе и в принципе – состоялась в 1993 году в военной драме Юрия Озерова «Ангелы смерти».

Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»

Фильмы

Параллельно со своей работой в театре артист начинает сниматься в кино. Он дебютирует в 31 год, сыграв роль Монташерова в ленте «Лично известен», которая стала первой частью известной исторической трилогии о жизни большевика Камо. Некоторое время артист начинает плотно сотрудничать с грузинским кинорежиссером Михаилом Чиаурели. Арчил играет в его картине «Иные нынче времена» в паре с его дочерью Софико Чиаурели.

Многогранный талант артиста раскрывается в фильмах Гугули Мгеладзе «Простите, вас ожидает смерть» и Эразма Карамяна и Степана Кеворкова «Взрыв после полуночи».

Настоящим триумфом в биографии малоизвестного большой публике актера Гомиашвили стала его работа в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», в которой он блестяще сыграл «великого комбинатора». Арчил шел к своей главной роли очень долго. Впервые он попробовал себя в образе Остапа Бендера в моноспектакле, который поставил для него режиссер Юрий Любимов в 1958 году. С мюзиклом, в котором Арчил играл и пел за всех героев, в том числе за Паниковского, Фунта, Зосю Синицкую, он объездил весь Советский Союз.

Когда Леонид Гайдай в 1971 году начал работу над своей картиной, у него никак не получалось подобрать артиста на роль Бендера. На нее пробовалось более 20 известных актеров своего времени, в том числе Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже Муслим Магомаев. Но режиссер все не находил подходящего, пока его ассистенты не предложили рассмотреть кандидатуру напористого и убедительного грузина, который вот уже несколько лет подряд играл историю про «идейного борца за денежные знаки» на подмостках страны.

Чтобы познакомиться с артистом, Гайдай даже специально со всей съемочной группой выехал в Горький, где в тот момент гастролировал Арчил Гомиашвили. Постановщика устроила манера игры артиста, несмотря на то, что по возрасту Арчил был старше своего героя на 16 лет. Но харизма, моложавость и достаточно высокий рост делали его образ убедительным.

Он отлично вписался в блестящий актерский состав комедии, представленный такими звездами, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Нина Гребешкова, Наталья Крачковская, Клара Румянова, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Юрий Никулин. И несмотря на то, что его роль частично была озвучена Юрием Саранцевым, а песни исполнены Валерием Золотухиным, Арчил Гомиашвили получил всесоюзную известность и был признан одним из самых выдающихся киноактеров своей эпохи.

После успеха «12 стульев» Арчил переезжает в Москву. Артиста вызывают на торжественную встречу Совета министров СССР, где вручают ордер на трехкомнатную квартиру в одной из сталинских высоток. В ней раньше проживала дочка Сталина — Светлана Аллилуева. Освоившись в столице, Арчил устраивается в театр имени Ленинского комсомола. Проработав там некоторое время и не найдя общего языка с молодым режиссером Марком Захаровым, он становится актером труппы театра имени А. С. Пушкина.

Последующие киноработы артиста были уже не столь яркими. Его успехом можно считать роль потерпевшего в комедии Георгия Данелии «Мимино», а также созданный им экранный образ вождя народов. В роли Сталина Гомиашвили сыграл в пяти фильмах: «Государственная граница. Год сорок первый», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти», «Трагедия века». Режиссеры сразу отметили большое внешнее сходство актера со Сталиным, что было видно по фото, а также умение Арчила Гомиашвили воссоздать внутреннее единство со своим героем.

Несостоявшийся Штирлиц

Сложно представить кого-то кроме Вячеслава Тихонова в роли легендарного разведчика Максима Исаева, но, по словам Гомиашвили, на роль Штирлица в телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1971) вначале был утвержден он. Однако, к его несчастью, работая над сценарием, Арчил влюбился в режиссера Татьяну Лиознову, и у них случился служебный роман.

Арчил Гомиашвили и Татьяна Лиознова

У Тихонова уже было имя в кинематографе, и ему удалось доказать руководству студии, что роль создана специально для него. Лиознова, на которую оказывали давление «сверху», самоустранилась от конкретного выбора, что было очень оскорбительным для Арчила. Обидевшись, он бросил все и уехал в Грузию. Получив телеграмму с просьбой вернуться, он проигнорировал ее. По словам Гомиашвили, когда роль отдали Тихонову, ему предложили сыграть Мюллера, что показалось актеру еще более оскорбительным.

«Золотой Остап» и новая деятельность

В 80-х на волне перестройки актер увлекся режиссурой и решил сам написать сценарий по книге миллионера Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Он отправился в Западный Берлин, чтобы обсудить идею с самим Майклом и договориться о финансировании проекта.

После успеха в кино Арчил Гомиашвили стал бизнесменом

Немецкий бизнесмен отказался связываться с кинобизнесом, но подарил Арчилу десять игральных залов казино. Кроме того, Гомиашвили выиграл более ста тысяч марок в казино. Так стремление к творчеству в одночасье сделало его состоятельным человеком, и Гомиашвили решил открыть в Москве собственный клуб с рестораном, назвав его «Золотой Остап».

Клуб Арчила Гомиашвили «Золотой Остап»

Заведение стало одним из самых популярных мест столицы начала 90-х, признанным лучшим даже по европейским меркам. В 1990 году Гомиашвили стал акционером компании “Сити-бизнес” и открыл в Москве итальянские бутики.

Личная жизнь Арчила Гомиашвили

Несмотря на популярность среди женщин творческой среды, первой женой актера стала Яна Маилова, врач. В этом браке у Гомиашвили родилась дочь Карина. Рождение ребенка не скрепило уз, и пара разошлась.
Второй женой Арчила стала грузинская актриса Лиана Манджавидза, с которой Гомиашвили познакомился в Тбилиси. В семье появилось двое мальчиков – Зураб (1954) и Михаил (1961), а немногим позже супруги расстались.

Вторая жена Гомиашвили Лиана Манджавидза

Как говорил сам актер, ревность Лианы переходила иногда в манию, и даже в его привычке принимать каждое утро холодный душ она подозревала грядущую измену. Арчил не был святошей и любил женщин, но разводиться не собирался. Тем не менее, семьи не сложилось, хотя своих мальчиков Гомиашвили всегда обожал и всячески поддерживал.

Несколько лет после развода актер жил холостяком, занимаясь карьерой. Но однажды мужчина встретил юную балерину по имени Татьяна, которой предложил руку и сердце, несмотря на большую разницу в возрасте (возлюбленная была младше на 24 года). О своем втором браке артист вспоминал со смехом: С женитьбой на этой девушке к 44-летнему Арчилу пришла и слава великого комбинатора, а вскоре счастье стало еще более полным: Татьяна подарила ему одну за другой двух дочек – Нину и Катю.

Дочери Арчила – Нина и Катя Гомиашвили

Несмотря на собственную юность, женщина оказалась мудрой и любящей, всегда готовым прийти на помощь другом и верной спутницей по жизни. Дочери Гомиашвили, Нина и Екатерина связали свою жизнь с искусством и подарили Арчилу внуков.

Личная жизнь

Арчил Гомиашвили всегда пользовался большой популярностью у представительниц прекрасного пола и отвечал им взаимностью. Его женщинами в свое время были режиссер Татьяна Лиознова, актриса Татьяна Окуневская, с которой он даже венчался. Но все они появились только в период его жизни в Москве.

Первой настоящей любовью и женой Гомиашвили стала уроженка Грузии Лиана Георгиевна, с которой он познакомился в Тбилиси. Вместе с Лианой Арчил работал в одном театре. В первом браке у Гомиашвили родилось двое сыновей — Зураб, который стал впоследствии инженером, и Михаил, получивший актерское образование. Брак с Лианой распался по причине неверности супруга.

После нескольких лет свободной жизни, которые совпали с расцветом его актерской карьеры, в личной жизни Гомиашвили произошли кардинальные перемены. Он повстречал юную балерину Татьяну, которая стала его второй официальной супругой. Она была намного моложе артиста, но до конца жизни осталась ему верным помощником и любимой женщиной. В новой семье у Арчила появилось две дочки — Нина и Екатерина. Обе стали творческими личностями и связали свою жизнь с изобразительным искусством.

Смерть актера

Арчил Гомиашвили всегда внимательно относился к собственному здоровью и ежегодно обследовался. Именно поэтому диагноз врачей — рак дыхательных путей с метастазами в легкие — грянул для Арчила и его родных словно гром. В Америке 79-летнему актеру сделали несколько операций по удалению опухоли и лимфатических узлов — их было больше сорока. Как только Арчил Михайлович почувствовал себя лучше, тут же сбежал из больницы, приехал в Москву и собрал всех друзей у себя в «Золотом Остапе».

Арчил Гомиашвили в старости

По словам внучки актера Анастасии, смертельные осложнения от него скрывали, хотя Гомиашвили и стал догадываться о них после резкого ухудшения. Жена Татьяна все время находилась рядом. Метастазы распространялись по организму очень быстро, поэтому в последние дни жизни Гомиашвили уже молчал и никого не узнавал.

Актер скончался 31 мая 2005 года в онкологическом отделении больницы. Похоронили его на Троекуровском кладбище Москвы рядом с могилой Натальи Гундаревой.

Смерть

В возрасте 78 лет у Арчила Гомиашвили было обнаружено раковое новообразование в дыхательных путях. Артист для лечения поехал в США, где в онкоцентре ему была сделана сложнейшая операция по удалению опухоли и более четырех десятков лимфоузлов с метастазами.

Артист держался бодро, во время проведения терапии все время шутил, но раковая опухоль продолжала распространяться по организму пожилого человека. Сильные метастазы стали причиной смерти актера. Он скончался в клинике Москвы 31 мая 2005 года. Гражданская панихида и похороны прошли в Москве, его могила находится на Троекуровском кладбище.

Память

В 2006 году родные установили на могиле любимого мужа, отца и дедушки памятник — фигуру Арчила Гомиашвили в роли Остапа Бендера. Он стоит, немного склонившись вперед, опираясь ботинком на знаменитый резной стул, и смотрит куда-то вдаль.

Памятник на могиле Арчила Гомиашвили
По словам Эммануила Виторгана, актер оставил на память о себе всего одну яркую звездную роль — “человека с большой буквы, настоящего товарища и хорошего друга”. Поклонники из Чебоксар также почтили память Гомиашвили, установив его памятник в роли Остапа Бендера в одном из местных скверов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]