Студентка журфака и актриса театра МГУ
Ия Саввина в гримерке театра. Фотография: 24smi.org
Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Ее родители вскоре развелись, будущую актрису воспитывала мать — Вера Кутепова. В 1946 году они перебрались в деревню под Воронежем: Кутепову направили туда работать сельским врачом. Ия Саввина посещала местную школу. Ей нравилась литература, и Саввина мечтала стать преподавателем.
Школу Саввина закончила с золотой медалью, и у нее был шанс поступить в Московский государственный университет. Однако, когда она добралась до столицы, прием документов на филфак уже закрыли. Можно было подать документы на факультет журналистики, который в те годы только отделился от филологического.
Конкурс был сложным, на одно место — 13 медалистов. Многие не могли ответить на дополнительные вопросы, но Саввиной повезло. Экзаменаторы обратили внимание на ее необычное имя — в переводе с грузинского оно означало «фиалка», а после задали формальный вопрос — о любимом поэте. Саввина прочитала Маяковского, а на следующий день увидела себя в списках зачисленных.
Театром Ия Саввина увлекалась еще со школы, и в университете совмещала учебу с занятиями в драматическом кружке. В 1955 году сыграла в любительском спектакле «Машенька». После чего решила пойти в Студенческий театр МГУ, который уже в те годы ставил спектакли наравне с профессиональными коллективами. Первое время она служила там костюмером, а после стала пробоваться на маленькие роли. На репетициях Саввина познакомился со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым. Они поженились, и в 1957 году в семье родился сын Сергей. Однако брак вскоре распался.
В 1958 году, когда подбирали актеров для нового спектакля Ролана Быкова «Такая Любовь», руководитель коллектива Константин Липский порекомендовал Саввину на главную роль — Лиды Матисовой.
Спектакль «Такая любовь» родился на бурном сломе времени, на подъеме общественной жизни; тогда в Политехническом стали устраивать вечера поэтов, Ефремову удалось создать «Современник», появились новые имена в режиссуре. В МГУ был приглашен молодой актер Московского ТЮЗа Ролан Быков, который в нашем коллективе нашел единомышленников. «Такую любовь» пересмотрела вся Москва.
Ия Саввина
В 1958 году Ия Саввина закончила факультет журналистики, защитила диплом по теме «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства» и какое-то время работала по специальности — в издательстве и на телевидении. Актриса вспоминала: «После окончания университета я должна была работать в Детгизе, и была рада этой возможности, потому что обожаю детскую литературу, «проглатываю» все новинки».
Работа на телевидении
Ия Саввина (биография, личная жизнь артистки регулярно обсуждались в СМИ) немало потрудилась и в этой сфере. Она была автором и ведущей ряда телевизионных программ о русских писателях: Салтыкове-Щедрине, Островском и Тургеневе. Помимо этого, Ия Сергеевна написала несколько киноведческих заметок о творчестве Л. Орловой, Ф. Раневской, Н. Ургант, М. Ульянова, С. Юрского и др. Под её эгидой в картинах снимались даровитые московские актёры разных поколений и работали первоклассные телевизионщики во главе с режиссёром Торстенсеном.
«Дама с собачкой»
Ия Саввина в роли Анны Сергеевны и Алексей Баталов в роли Дмитрия Гурова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960)
После спектакля «Такая любовь» выпускницу журфака стали приглашать играть в театре и кино, но она не соглашалась: хотела работать по специальности. Но от главной роли в «Даме с собачкой» по рассказу Антона Чехова отказаться не смогла. На съемки Саввину позвал Алексей Баталов — он заметил актрису на постановке «Такой любви» и предложил прийти на пробы. Режиссер Иосиф Хейфиц решил, что Саввина отлично подойдет на роль Анны Сергеевны фон Дидериц, «дамы с собачкой». Этому назначению удивлялись. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Саввина позже писала, что работа над «Дамой с собачкой» отняла у нее много сил. Театрального образования не было и актерскому мастерству приходилось учиться прямо на съемочной площадке. Она говорила: «Я — лучшая актриса среди журналистов».
Многие сцены из фильма снимали на набережной Ялты. Декораторы установили здесь деревянную копию старинной чугунной изгороди. Съемки проходили утром, на рассвете: в это время здесь почти не было отдыхающих.
Премьера картины прошла в январе 1960 года. Фильм показали и на Международном кинофестивале в Каннах — жюри присудило ленте приз «За гуманизм и исключительные художественные качества», а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль. Картину отметили и на других конкурсах: «Юсси» в Финляндии, Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Алексей Баталов и Ия Саввина стали известны в стране и за рубежом.
1980-е
Данное десятилетие было для актрисы не очень плодотворным. Ия Саввина, личная жизнь которой ничуть не мешала работе, снялась в девяти картинах. Наиболее заметными проектами стала трагикомедия «Слёзы капали», киноповесть «Наше призвание» и драма «Три года».
Отдельно хочется о, которую снял Юрий Райзман в 1982 году. Ия воплотила образ жены Абрикосова Натальи Ильиничны. Главный герой фильма, работающий директором предприятия, вскоре должен уйти на пенсию. Только теперь он понял, что практически не умеет жить обычной жизнью, оказавшись «не у дел». Одиночество, ревность и жалость близких заставляют его пересмотреть свои приоритеты, и попытаться всё изменить… Кинолента получила много номинаций и призов на Московском и Венецианском фестивалях.
«Нора желает Норе успеха»: роли в Театре имени Моссовета
Ия Саввина в роли Фэрри и Фаина Раневская в роли Этель Сэвидж в спектакле Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж». 1965. Театр имени Моссовета, Москва. Фотография: f-ranevskaya.ru
В 1960 году Юрий Завадский пригласил Ию Саввину в Театр им. Моссовета, где она дебютировала в спектакле «Нора» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Позднее актриса вспоминала, что очень волновалась перед премьерой: «Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)». После спектакля Саввина получила отзыв от знаменитой актрисы Любови Орловой, которая исполняла эту роль раньше: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Спектакль много лет не выходил из репертуара театра.
Саввиной наравне с ведущими артистами театра стали давать главные роли в постановках. В 1965 году она сыграла в спектакле «Странная миссис Сэвидж», где ее партнершей по сцене была Фаина Раневская.
Это была первая встреча, в которой я полностью убедилась в том, что моя партнерша умна, талантлива. Для меня партнер самое главное. Она [Ия Саввина] была настолько правдива, настолько убедительна, что мне было трудно представить себе ее иной. Но тут же вспомнила пленительную «даму с собачкой» в кинофильме, вспомнила ряд других ее работ в кино и театре иного плана, и мне стало ясно, что я встретилась с большой актрисой большого дарования, и очень этому обрадовалась…
Фаина Раневская, «Судьба-шлюха»
В 1969 году в Театре им. Моссовета прошла премьера спектакля «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского, в котором актриса исполнила роль Сони Мармеладовой. Поэт Павел Антокольский, который побывал на постановке, посвятил актрисе стихотворение «Сонечка Мармеладова. Ии Саввиной»:
Под пьяный гомон, гам и гик, Под вопли низменных клевет, — Для зрителей, для всех других Сама в себе — ярчайший свет. Она, как в храм, пришла на сцену, К высокой роли не готовясь, Чтобы свою назначить цену На Достоевского, на совесть.
В то же время Саввина продолжала работать в кино: в 1967 году она сыграла Долли Облонскую в «Анне Карениной» и снялась в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Саввина называла эти роли главными в своей карьере. Актриса писала: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли — идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».
«Привез мужиков и баб и заставил с ними разговаривать»
Но и от киноролей актриса не отказывалась. После съемок в «Даме с собачкой» ей стали поступать предложения от разных режиссеров, причем героини, которых ей предлагалось играть, были максимально не похожими друг на друга. Но Саввиной всегда удавалось найти к ним подход и сыграть так, что самый придирчивый критик говорил: «Верю!» Пик ее кинокарьеры пришел на 60-е: она снялась в фильмах «Кроткая» (1960), «Грешница» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1965), «В городе С.» (1966), «Анна Каренина» (1967).
ФОТО: Мастюков Валентин/ТАСС
Одной из самых значимых и сложных ролей того периода для Саввиной стала роль Аси в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье»). Поначалу актриса не верила, что ей удастся воплотить задумку режиссера, да и сам Кончаловский сомневался в своем выборе.
«Никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришел в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». – «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?» И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне», – с улыбкой вспоминала актриса.
В своем фильме Ефремов решил задействовать не профессиональных актеров, а обычных людей из деревни. Но исполнительницу главной роли среди крестьян он так и не нашел. Тогда режиссер вновь вспомнил про Саввину и решил устроить ей испытание.
«Я пришла, он привез мужиков и баб, как мы их называем, которых он отобрал, и заставил с ними разговаривать. На другой день я ему сказала, уходя: «Пробоваться не буду, сниматься не буду». – «Ты с ума сошла, почему?» – «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся в коросте актерской какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». – «Нет, нет, нет, я пробую вас». Он просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в машину и привез на площадку, и мы попробовались.
Это было трудно очень. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я все-таки деревенская», – вспоминала Ия Саввина.
«Винни-Пух и все, все, все»: озвучивание мультфильма
Ия Саввина. Фотография: nastroenie.tv
В 1969 году Ие Саввиной сделали необычное предложение. Режиссер Федор Хитрук пригласил работать над новым мультфильмом по книге Бориса Заходера «Винни-Пух и все, все, все». Заходер был любимым писателем ее сына, актриса хорошо знала его творчество, а «Винни-Пуха» и вовсе читала наизусть.
Всех дублеров в то время уже набрали, а с озвучиванием Пятачка возникли проблемы: никто из претендентов не устраивал Хитрука. Когда режиссер услышал голос Ии Саввиной, он сразу предложил ей этого персонажа.
Реплики Винни-Пуха зачитывал Евгений Леонов. Актриса часто вспоминала комичные случаи, когда сосредоточенный и трагичный, как Гамлет, Леонов, перед микрофоном произносил: «А не пора ли… подкрепиться?» или «Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет».
Пятачка Ия Саввина решила озвучивать героя в стиле речи Беллы Ахмадулиной. Актриса любила слушать ее выступления поэтессы, пересматривала фильм «Живет такой парень» с ее участием. Персонаж мультфильма заговорил таким же хрустальным голосом и так же распевал слова. При монтаже запись ускорили, а тон повысили. Федор Хитрук позже вспоминал: «Это было стопроцентное попадание!»
После выхода мультфильма на экраны Белла Ахмадулина позвонила Саввиной: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».
Интересные факты
- Как-то Фёдор Хитрук решил снять «Винни-Пуха». Один из знакомых сказал ему, что Ия Саввина (биография, личная жизнь, сын актрисы — информация обо всех этих вопросах представлена вашему вниманию выше) очень любит данное произведение. Хитрук сразу же с ней связался и пригласил на пробы. Саввина пришла, посмотрела эскизы и похвалила Леонова, исполнявшего главную роль. Но когда Фёдор предложил актрисе поучаствовать в озвучке, отказалась. Хотя потом заявила, что с удовольствием бы попробовала, если бы нашёлся подходящий прототип. Спустя несколько дней Ия позвонила Хитруку и сообщила об окончании поисков персонажа для озвучки. Так Пятачок заговорил голосом Саввиной. Хотя актрису, как и Леонова, пришлось «ускорять». Трудным был не сам текст, а именно интонация. Ия сильно тревожилась и переживала на записи. Поэтому Хитрук записывал её на многочисленных репетициях. Фёдор считает, что Пятачок Саввиной был самой крупной удачей актрисы.
- В 1994 году Андрей Кончаловский выпустил картину «Курочка Ряба». Этот фильм стал своеобразным продолжением киноленты «История Аси Клячиной». Двадцать пять лет назад Ия Саввина (биография, личная жизнь актрисы постоянно обсуждались в жёлтой прессе) сыграла в ней главную роль. Но работать с Кончаловским она отказалась. Прочитав сценарий, Ия сочла его оскорбительным для всего русского народа. В итоге образ Аси воплотила на экране Инна Чурикова.
Роли Саввиной во МХАТе
Ия Саввина и актер и режиссер Олег Ефремов. Музей Московского художественного академического театра, Москва
В 1977 году художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пригласил Саввину присоединиться к его труппе. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову», — писала позже артистка. В этом театре Саввина дебютировала в спектакле «Дачники» режиссера Владимира Салюка. По словам Ефремова, вскоре она стала одной из основных актрис МХАТа и добавила его постановкам «чистого, интеллигентного звучания».
…Пройдя практическую школу, она на самом деле берет не столько мастерством и изыском, сколько своей богатой интуицией и талантом, отпущенным от Бога. Ия Саввина — актриса, которая притягивает к себе людей. Что очень важно, просто необходимо в театре. С ней можно обо всем говорить всерьез. Спорить всерьез. И также всерьез посидеть за столом. Но превыше всего для нее — Театр.
Олег Ефремов (по книге «Буклет к юбилею»)
На сцене МХАТа ставили спектакли с участием актрисы: «Так победим!», «Заседание парткома». Часто Саввина играла в постановках по рассказам и пьесам Чехова — «Дяде Ване», «Вишневому саду» и другим, а в 1981 году совместно с другими актерами МХАТа она записала радиоспектакль «Чайка».
В 1990-х Ия Саввина приняла участие в проекте «Чехов и К°», который был посвящен столетнему юбилею МХАТа, играла в постановках «Новый американец» по произведениям Сергея Довлатова, «Кошки-мышки» и других. За главную женскую роль в спектакле «Рождественские грезы» режиссера Петра Штейна в 1999 году артистке присудили Высшую театральную премию Москвы — «Хрустальная Турандот».