Биография и личная жизнь Олега Николаевича Ефремова

Юность и первые театральные опыты

Олег Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. Первые годы его жизни прошли в большой коммунальной квартире на Арбате. Еще в детстве будущий актер и режиссер увлекся театром: вместе с двоюродным братом Германом Меньшениным он вырезал из бумаги фигурки людей и животных, а потом разыгрывал разные сценки в простых декорациях из подручных материалов.

Отец Олега Ефремова работал бухгалтером в Главном управлении лагерей и мест заключения — ГУЛАГе. По службе ему вместе с женой и сыном пришлось в 1941 году переехать под Воркуту. В поселке Абезь Воркутинского района семья прожила до августа 1943 года. Николаю Ефремову не нравилось, что его 16-летний сын общается с уголовниками, поэтому он решил уйти с работы и вернуться с семьей в Москву.

Будучи школьником, Олег Ефремов играл в драмкружке при Доме пионеров на старом Арбате. Руководила кружком Александра Кудашова — ученица театрального режиссера и педагога Михаила Чехова. В то время Ефремов близко общался с Александром Калужским — внуком известного в то время мхатовского актера Василия Лужского. Именно Калужский уговорил друга в 1945 году сдать экзамены в Школу-студию МХАТ. Ефремова приняли с первой попытки на курс к педагогам Михаилу Кедрову и Василию Топоркову.

В 1949 году, получив диплом о высшем образовании, он надеялся попасть во МХАТ. Но в прославленный театр Ефремова не взяли даже на должность статиста. Однако почти сразу же молодого актера пригласили в Центральный детский театр, которым руководила тогда актриса МХАТа Ольга Пыжова. На сцене ЦДТ состоялся актерский дебют Олега Ефремова — он сыграл Володю Чернышева в спектакле «Ее друзья» по произведению драматурга Виктора Розова.

Одновременно актер вел занятия в Школе-студии МХАТ: на его курсе учились Игорь Кваша, Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев. В 1955 году Ефремов попробовал себя и в театральной режиссуре — поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка». Однако и актерскую деятельность он не оставлял: в том же году в репертуаре ЦДТ появился спектакль молодого режиссера Анатолия Эфроса «В добрый час!», где Ефремов сыграл юношу из Сибири, который приехал учиться в Москву.

Как многие талантливые люди, он с трудом принимал чужие творческие предложения. Во время постановки пьесы «В добрый час!» мы иногда спорили все четыре репетиционных часа. Остальные актеры, так и не начав репетировать, уходили домой, а когда возвращались вечером на спектакль, заставали нас стоящими в той же позе и продолжающими спор.

Анатолий Эфрос

В ЦДТ Олег Ефремов прослужил до 1957 года и за это время исполнил более 20 ролей — Митрофанушку в «Недоросле», Молчалина в «Горе от ума», Самозванца в «Борисе Годунове» и других. Постепенно вокруг него объединилась группа молодых актеров — в основном его же студентов. Первоначально объединение называлось «Студия молодых актеров», но вскоре его переименовали в театр-студию «Современник».

Необычное детство и интересные знакомства

Будущий актёр родился в столице, в октябре 1927 года. Семья жила в коммуналке на Старом Арбате, и мальчишка водил дружбу с Серёжей Шиловским, который доводился родным сыном третьей жены М. Булгакова.

Олег был знаком и с самим легендарным создателем «Мастера и Маргариты».

Когда Ефремовы переехали в Воркуту, Николай Иванович стал трудиться на территории ГУЛАГа, бухгалтером. И мальчик с детства узнал, что такое лагерь, наблюдал за непростой жизнью заключённых.

Актер в детстве

Позже семья вернулась в Москву. Здесь Олег припомнил их любимое с двоюродным братом увлечение — игру в театр. Они могли часами мастерить кукол и декорации из подручных средств, разыгрывать сценки и репетировать. Юноша поступил в театральный кружок при Доме пионеров.

Близкий друг Александр, сын театральной звезды Василия Калужского, предложил Ефремову по окончании школы подать документы в Школу-студию МХАТ.

«Современник»

Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.

В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор.

Галина Волчек

Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.

В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».

Искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит — вот сию секунду, — его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство.

Олег Ефремов

Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».

Художественный руководитель МХАТа

Второй шанс попасть во МХАТ представился Олегу Ефремову спустя 21 год: 7 сентября 1970 года его назначили главным режиссером МХАТа. Вслед за ним пришли из «Современника» и некоторые его ученики — Евгений Евстигнеев, Андрей Попов, Александр Калягин. Знаменитый театр переживал тогда не лучшие времена: в труппу входили около 150 артистов, часть из которых вообще не бывала занята в спектаклях, но получала зарплату наравне с часто играющими актерами. Зрители шли во МХАТ неохотно, предпочитая «Таганку» или «Ленком». В развитии театра наступила эпоха застоя.

За первый год работы Ефремов лично поговорил с каждым актером и сделал вывод: «Я понял, что многие мхатчики имеют одну сверхзадачу — сохранить собственный покой». После этого начались реформы: новый художественный руководитель вводил в репертуар пьесы, которые раньше не ставили, учредил «совет старейшин», состоявших из наиболее опытных актеров, старался занять в спектаклях как можно больше артистов. В первых девяти постановках обновленного театра участвовала почти вся труппа.

Главное, к чему стремился Олег Николаевич, — чтобы на сцене был живой человек, а не фигляр, изображающий жизнь, чтобы в театре царила жизнь человеческого духа, как завещал великий Станиславский, верным и неотступным поклонником которого до конца своих дней был сам Ефремов.

Актер Вячеслав Невинный

В 1971 году Ефремов поставил спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина. Эта постановка еще соответствовала традициям «Современника» — простоте восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Во МХАТе тогда появлялись другие пьесы — острые, злободневные истории из советской жизни. К ним относились произведения драматурга Александра Гельмана, к которым позже обращался Ефремов, — «Обратная связь», «Заседание парткома», «Наедине со всеми».

Не уходила из репертуара и классика — «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры» Антона Чехова, «Последние» Максима Горького. Ефремов не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. Часто с ним работали приглашенные режиссеры: Анатолий Эфрос ставил во МХАТе «Тартюфа», Лев Додин — «Господ Головлевых» по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Ефремов сотрудничал не только с именитыми театральными деятелями, но и с начинающими режиссерами — Камой Гинкасом, Романом Виктюком, Марком Розовским.

Тем временем в театре назревал раскол. Труппа снова стала слишком многочисленной, Ефремову приходилось ставить множество мелких проходных спектаклей, которые мало интересовали публику, но позволяли занять большую часть актеров. Артисты с небольшой занятостью считали, что их несправедливо оценивают. Для некоторых это стало причиной ухода из театра: так покинули МХАТ Георгий Бурков и Алексей Петренко.

Постепенно труппа разделилась. Чтобы сгладить конфликт, в 1987 году Олег Ефремов предложил создать два автономных подразделения театра — основной МХАТ в Камергерском переулке и филиал на улице Москвина. Но в результате образовались два независимых друг от друга коллектива: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина.

Театр

В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а видели живого настоящего школьника.

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и в Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-неведимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.

Олег Ефремов в спектакле

Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, к тому времени стал немоден в театральных кругах, но верный своей клятве актер нашел себе единомышленников среди учеников школы-студии МХАТ. Окончив студию, Ефремов остался в ней преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и даже Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.

Олег Ефремов на сцене

Ефремов, будучи режиссером «Современника», всегда оставался и его актером. Он задавал тон и определял стиль театра, а все остальные актеры ему подражали. В 1970 году Олега Ефремова пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная когда-то в студенческом дневнике, стала реальностью.

Правда реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась в юности. Ефремова пригласили в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризис-менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти в МХАТ, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку постепенно удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.

Олег Ефремов в театре

Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.

Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его любимого актера Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу – «Три сестры». А 6 лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Его театр был в этот момент за тысячи километров от него – на гастролях в Тайване. Поклонники таланта без преувеличения великого актера и режиссера принесли ему на прощанье столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.

Новые решения Ефремова

Первое время в новом театре Олега Ефремова царила сумятица: слишком трудно оказалось гармонично разделить на две части не только коллектив, но и репертуар. Ефремов отказался ставить проходные, неактуальные спектакли и произведения, которые были ему не интересны, и это вызвало новые протесты в труппе. МХТ имени Чехова покинули Анастасия Вертинская, Екатерина Васильева, Александр Калягин и другие именитые актеры. Большой трагедией стала смерть Иннокентия Смоктуновского в 1994 году.

Найти нового интересного драматурга из современных авторов Ефремову также не удалось, поэтому он сосредоточился на постановках классических произведений. На сцене МХТ имени Чехова шли «Вишневый сад», «Борис Годунов», «Чайка», некоторые произведения Александра Гельмана и Леонида Зорина из старого репертуара.

Последней постановкой Олега Ефремова стал спектакль «Три сестры» в 1997 году. Он вызвал восторг публики и критиков. Режиссер отступил от привычных канонов этого спектакля: так, финальная сцена, по его задумке, происходила в парке, дома на заднем плане не было видно. «Спектакль о доме, а дома нет, это ведь глубокий пессимизм». — высказалась по этому поводу журналистка из Великобритании. «Это не пессимизм, это жизнь», — ответил ей Ефремов.

Олег Ефремов в кино

В отличие от многих коллег-режиссеров, Олег Ефремов никогда не оставлял актерскую деятельность. Он играл почти во всех спектаклях «Современника», исполнил 14 ролей во МХАТе и МХТ имени Чехова. Параллельно он снимался в кино, хотя поначалу с сомнением относился к этому виду искусства, считая, что такая работа губительна для таланта театрального актера.

Кинокарьера Ефремова началась в 1955 году: он сыграл Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон». Это была роль идеального советского человека — комсомольца, примерного советского гражданина. После этого Ефремов не раз перевоплощался в подобных «правильных» героев — чекистов, партийных деятелей, сотрудников уголовного розыска. Сыграл он даже Феликса Дзержинского в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине».

Однако зрители больше запомнили и полюбили лирические образы Ефремова. В 1965 году он сыграл в «Войне и мире» Федора Долохова — разжалованного офицера, красавца, повесу и любителя зло подшутить над окружающими. Следующей знаменитой ролью стал добрый доктор Айболит из детской сказки «Айболит-66».

В 1966 году вышла комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» В ней Ефремов исполнил роль следователя Максима Подберезовикова, который в свободное от службы время играет в самодеятельном театре, а в кабинете у него вместо портрета Дзержинского висит изображение Станиславского. «С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу», — говорил Рязанов. А годом позже появился фильм «Три тополя на Плющихе», в котором актер сыграл таксиста Сашу.

Коллеги отмечали, что все свои роли Ефремов исполнял естественно и просто, легко вживаясь в образ. В театре он почти не пользовался гримом. Зрители ошибочно считали, что во всех героях-современниках актер просто играет самого себя, однако в кино он так же естественно «вошел» в образ Долохова. Это была собственная художественная традиция Ефремова — играть, практически не играя.

Последней работой Олега Ефремова в кино стал десятисерийный фильм «Чехов и Ко», вышедший в 1998 году. В нем актер исполнил сразу две роли — отца Саввы Жезлова в новелле «Святая простота» и помещика Камышова в истории «На чужбине».

Роли в кино

Не меньше, чем для театра, сделал он и для кино. Начиная с 1955 года актер снялся в более, чем ста кинокартинах. Очевидцы утверждали, что он мог сыграть практически любую роль с одинаковым успехом. Ефремов был и художником из «Гори, гори моя звезда», и добрым доктором Айболитом из фильма «Айболит-66», и Долоховым из «Войны и мира», и влюбленным в театр следователем из «Берегись автомобиля». Все его роли удавались ему одинаково хорошо.

олег николаевич ефремов лилия толмачева

Интересно, что Олег Ефремов снялся вместе со своим сыном Михаилом в фильме «Когда я стану великаном», когда тот был еще подростком, и этот фильм прославил Ефремова-младшего на весь СССР.

Личная жизнь Олега Ефремова

Олег Ефремов считался человеком привлекательным и влюбчивым. В разное время у него были короткие романы с Анастасией Вертинской, Галиной Волчек, Ириной Мирошниченко, Ниной Дорошиной. Однако ни с кем из них не сложилось семьи.

Первой женой Ефремова стала актриса Лилия Толмачева. Их брак продлился недолго, общих детей не было. Однако и после развода супруги сохранили теплые отношения, даже образовали прочный творческий союз: Ефремов пригласил Толмачеву в «Современник», и вскоре она стала ведущей актрисой.

В 1955 году Ефремов познакомился с 19-летней журналисткой Ириной Мазурук. Официально они брак не заключали, но прожили вместе три года. У них родилась дочь Анастасия, которая стала впоследствии театральным критиком.

Третьей и последней женой Ефремова стала актриса Алла Покровская. Они поженились в 1962 году, и вскоре у супругов родился сын Михаил — будущий актер.

Олег Ефремов умер 24 мая 2000 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Константина Станиславского.

Личная жизнь

Олег Ефремов славился своей влюбчивостью и сам привлекал миллионы советских красавиц. Первой любовью актёра стала Таня Ростовцева. Девушка была на два года младше артиста. Когда она выросла — вышла замуж за Юрия Никулина.

В школе-студии МХАТ Ефремов влюбился в актрису Ирину Скобцеву, но та предпочла другого. В итоге отвергнутый Ефремов женился на Лилии Толмачёвой. Брак просуществовал полгода. Олег Николаевич из-за расставания не переживал и мгновенно влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла с ним в спектакле.

Следующей музой режиссёра стала Антонина Елисеева. Но их отношения так и не перешли на новый уровень. В 1955 году подруга артиста — Галина Волчек познакомила Ефремова с внучкой полярного летчика Ириной Марзук. Женщина родила актёру дочь Анастасию. Олег Николаевич изменял жене. О его романе с Ниной Дорошиной знали все. Ирина Марзук даже предприняла попытку поговорить с Дорошиной, встретив её в коридоре театра. Когда женщина поняла, что это не помогает, она начала принимать ухаживания других мужчин. А после того, как Олег Ефремов ушёл из семьи, Марзук хотела свести счёты с жизнью.

Ефремов и Дорошина много раз расставались и снова сходились. Актриса устала ждать первого шага от Олега Ефремова и на зло вышла замуж за Олега Даля. Тогда Ефремов пришёл к молодожёнам на свадьбу и обьявил, что невеста любит его. Через два месяца Даль и Дорошина развелись.

Но Олег Ефремов не поспешил брать любящую его артистку замуж. Возлагала надежды на брак с худруком и Анастасия Вертинская. Актриса даже сделала в квартире Ефремова ремонт. Но и на ней Олег Николаевич не женился. Далее у него были яркие романы с Ириной Мирошниченко и Ией Саввиной.

Но в 1962 году Олег Ефремов всё-таки женился. Его последней официальной супругой стала Алла Покровская, дочь театрального деятеля Бориса Покровского. В этом браке у них родился сын Михаил.

Михаил Ефремов пошёл по стопам отца, выбрав театральный путь. Его сын Никита так же является актёром театра и кино. Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей.

Интересные факты из жизни Олега Ефремова

1. В детстве Олег Ефремов дружил с приемным сыном Михаила Булгакова — Сергеем Шиловским. Актер вспоминал, что часто бывал в доме писателя, но не осознавал всей значимости подобных встреч: «Самого хозяина дома, конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, веселой, интеллигентной семьи… Не имел я тогда никакого понятия ни о «Днях Турбиных», ни о «Мольере», ни о самом главе этого дома… Просто булгаковский дом оказался частью жизни, «предвестием» встречи с Художественным театром».

2. В пьесе «Декабристы» Ефремов играл императора Николая I. Однажды на сцене он оговорился: вместо реплики «Я в ответе за всех!» — произнес: «Я в ответе за свет!». Партнер Ефремова — Евгений Евстигнеев — не растерялся и ответил: «Тогда уж и за газ, ваше величество!»

3. В фильме «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов сначала видел Ефремова в роли главного героя — «благородного вора» Юрия Деточкина. Однако, посмотрев результаты проб, соавтор Рязанова Эмиль Брагинский воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!» В итоге Ефремов сыграл следователя Подберезовикова, а главную роль отдали Иннокентию Смоктуновскому.

4. Ефремов был влюблен в Нину Дорошину. Несколько раз они расставались, возобновляли отношения, пока, наконец, актрисе не сделал предложение Олег Даль. Оскорбленный Ефремов вызвал Даля на настоящую дуэль. К счастью, все закончилось вполне мирно: соперники смогли договориться без применения силы.

Олег Ефремов: биография

Легендарный советский актер, режиссер, педагог и основатель театра «Современник» Олег Ефремов родился в большой московской коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были внук легендарного советского актера Василия Калужского Александр Калужский и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский. В детстве Олег частенько бывал у Булгаковых дома в Нащокинском переулке. Он впитывал интеллигентную творческую атмосферу как губка, даже не подозревая, с каким великим человеком ему повезло общаться. Маленький Олег тогда еще ни одной книжки Булгакова не успел прочесть. Но потом, конечно, наверстал упущенное, поставив не одно произведение Булгакова в театре.

Олег Ефремов в молодости

Школьные годы Ефремов провел в Воркуте. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь.

Сразу после войны Олег пошел сдавать экзамены в школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но некрасивый восемнадцатилетний юноша умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Ефремову повезло попасть на курс выдающегося советского театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и не менее выдающегося советского актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.

Олег Ефремов в молодости

Со всей своей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе со своими однокурсниками поклялся ему в вечной верности. Для пущей серьезности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Ефремов был ей верен до конца своих дней.

Олег ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в своем дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это был полный провал. Но он не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: