Детство и юность
Биография талантливого режиссера началась в Кишиневе. Коля родился в семье, которая не имела никакого отношения к кинематографу. Мама Елена Алексеевна – экономист, отец Игорь Николаевич – военный, уволившись в запас, работал инженером на заводе.
Режиссер Николай Лебедев
В раннем детстве Николая серьезно увлек мир кино: насмотревшись художественных фильмов, он тоже мечтал примерить образ режиссера и даже написал сценарий. Первый фильм мальчик снял в 10-летнем возрасте на камеру, одолженную у отцовского товарища. Родители, считающие интерес к киноискусству не более чем баловством, сдались и подарили сыну видеокамеру «Ломо».
Повзрослевший Николай и не думал расставаться с мечтой детства. После школы отправился покорять приемную комиссию ВГИКа, однако с триумфом провалился. Чтобы не терять время, пришлось по настоянию родителей поступить на факультет журналистики. Сначала учился в родном городе, позже перевелся в МГУ.
Николай Лебедев в молодости
Журналистика хоть и увлекла, но так и не стала основной профессией. Упорный юноша все же влился в ряды ВГИКа, правда, заочно. В 1993 году Николай Лебедев держал в руках заветный диплом сценарно-киноведческого факультета.
Учась на журфаке, Николай работал корреспондентом в печатных изданиях. Позднее как режиссер и сценарист участвовал в создании детской телепрограммы «Улица Сезам», а также документальных фильмов о столице России, которые транслировались на телевидении.
Николай Лебедев: Я был мужем любови Орловой
Этого актера зрители помнят по старому доброму фильму «Евдокия», где он играл на пару с Людмилой Хитяевой. Было это пятьдесят лет назад! В этом году актеру, покорившему весь Советский Союз ролью мужественного, надежного Евдокима, исполнится девяносто лет. Мы навестили его, чтобы узнать, чем и как сейчас живет Николай Сергеевич.
Невозможно себе представить, когда смотришь на этого подвижного, живого человека, что он прошел войну и немецкие лагеря. Что он не только хорошо помнит Сталина, но теоретически мог видеть и Ленина – когда вождь умер, москвичу Николаю Лебедеву было три года. Что такие фамилии, как Завадский, Серова, Орлова, Марецкая, Плятт, Мордвинов – для него не просто имена из истории, а реальные люди, с которыми он общался, вместе играл на сцене и дружил…
– Правда, со многими из тех, кто еще жив, развела судьба, – признается Николай Сергеевич. – Кто-то добился высокого положения и стал совсем другим. Власть и почести меняют людей. А я этого не признаю. Я вот работаю в Театре Моссовета пятьдесят лет, и для меня самые близкие люди – рабочие сцены и весь технический персонал. Я с ними общаюсь на равных и не могу себе представить другого отношения. Вся жизнь Николая Сергеевича делится на «до» и «после». До войны и лагеря и после них. В тридцатых годах Николай занимался в театральной студии, он мечтал стать актером. Причем ради искусства он даже бросил школу – его просто оттуда выгнали за прогулы. После окончания студии Лебедев поступил в молодежную труппу МТЮЗа, откуда его забрали в армию. Это было в 1940 году. Так что понятно, что в 1941-м Лебедев сразу попал на фронт.
– Я знаю о войне все, – по праву говорит он. – Потому что сам видел, как это все начиналось. Правительство не сделало ничего, чтобы подготовиться к военным действиям и чтобы был порядок. Меня отправили на фронт без оружия! Ничего не дали. Потом дали пистолет… Пулемет появился намного позже, когда кого-то убило и я просто занял место этого бойца. Люди в 1941 году были в отчаянии, многие вообще не верили, что будет победа. А что делал Сталин? Немцы уже гуляли по Подмосковью, захватили Химки, а в Большом театре шли спектакли. На Красной площади – парад. Актерские бригады выступали перед бойцами, только что вернувшимися с передовой. Бойцы использовали это время, чтобы поспать, и актерам приходилось выступать перед смертельно усталыми людьми, которые даже не могли держать голову.
Вскоре Лебедев попал в число пленных и был отправлен в немецкий лагерь. Несколько раз он бежал. Один раз его долго не могли найти, он босиком прошел всю оккупированную Украину. И уже когда переходил линию фронта, немцы его поймали.
– Ну, понятно, хотели расстрелять, допросы, побои, издевательства – это все было, – вспоминает Лебедев. – Каждый раз спасало чудо. Например, после этого побега мне в группе гестаповцев попался немец, который во времена нэпа был артистом и выступал в России. Я немного знал немецкий и поговорил с ним о московских артистах. Называл имена Утесова и других, утверждая, что все они меня лично знают. Хотя такого, конечно, быть не могло, ведь в то время я был ребенком. В общем, немец ко мне проникся симпатией, и благодаря этому меня не убили.
Вообще, по словам актера, жизнь его полна мистики и счастливых случайностей. Например, при освобождении из немецкого лагеря люди потом сидели уже в советских лагерях по 25 лет. Но Лебедева чудом не посадили.
– Меня допрашивали тридцать три раза! Потом еще следили за мной много лет, – рассказывает актер. – Помню, на одном из первых допросов мне, человеку, терпевшему голод несколько лет, ослабленному лагерем, дали полный стакан коньяка и сигару. Специально, чтоб я выпил и все выболтал. И я болтал все, что знал! Но поскольку был уверен в своей невиновности и помнил, что я делал и где был каждый день плена, мне поверили. Повезло, а могли бы посадить или расстрелять, не разобравшись. Вообще, я считаю, хорошо, что все это было. Зато я понял людей, понял жизнь…
Не может, особенно на фоне нашего времени, не потрясать воспитание этого человека. В девяностолетнем возрасте он мог бы уже наплевать на манеры. Но Лебедев исправно подает дамам пальто, целует ручку, держит осанку.
– Еще бы, ведь в Школе-студии МХАТ, куда я поступил после войны, нас обучала манерам княгиня по фамилии Волконская, – говорит Николай Сергеевич. – На одном курсе со мной, взрослым парнем, училось подросшее поколение, например Лёша Баталов. И вот мы учились правильно владеть столовыми приборами, садиться в машину, ухаживать за дамой… Представьте, какое это все на меня произвело впечатление после войны, голода и лагерей.
Конечно, в советское время прошлое людей не забывали. И закончив Школу-студию МХАТ, Лебедев поначалу не мог попасть ни в один театр – его не брали, потому что в анкете было написано «был в плену». Но Юрий Завадский, руководитель Театра Моссовета, рискнул. А в шестидесятых актера стали снимать и в кино. Первую славу ему принесли фильмы «Нормандия-Неман» и «Ровесник века». Потом режиссер Татьяна Лиознова пригласила на главную роль в фильм «Евдокия».
– Знаете, я ведь был обыкновенным мальчишкой, хоть и прошел войну, – сам удивляется Лебедев. – Когда учился в Школе-студии МХАТ и потом, в пятидесятые, бегал в кино и с восхищением смотрел на таких актрис, как Любовь Орлова, Валентина Серова, Наталья Фатеева, Людмила Хитяева, Руфина Нифонтова, Надежда Румянцева… Во всех них, в хорошем смысле этого слова, влюблялся. И со всеми ними меня потом свела судьба в театре или кино. И как правило, я играл их мужей!
После успеха фильма «Евдокия» к Лебедеву пришла истинная популярность. Его стали узнавать на улицах, брать автографы, женщины были без ума от мужественного, доброго и отзывчивого киногероя. И думали, что и в жизни актер такой же.
– Когда я приходил на мероприятия вместе со своей супругой, актрисой Анной Георгиевной Касенкиной, женщины подходили и спрашивали ее: «А в жизни Николай такой же хороший, как Евдоким?» На что она со смехом отвечала: «Нет!» Конечно, я совсем не такой. И в отличие от Евдокима, измены первой жене не простил. Она тоже была актрисой, мы с ней вместе снимали жилье. И однажды она позвонила и сказала, что ночует у отца. Интуиция мне что-то подсказала, наутро я поехал к ее отцу и узнал, что ее там не было. Тогда я вернулся, собрал ее вещи и выставил их за дверь. Вот и все… Так что на вопрос: «Как бы вы поступили на месте Евдокима?» – отвечаю прямо: «Я бы ей голову оторвал!» А на вопрос: «Сами вы хранили верность своим супругам?» – отвечаю так: «Без комментариев» (смеется).
К сожалению, супруга, с которой Николай Сергеевич прожил более полувека, три года назад умерла. Общих детей у них не было. Но сына Анны Георгиевны от первого брака воспитал, как родного.
– Сейчас сыну уже 60 лет, – говорит актер. – И я живу с ним и его женой. Внуков нет, и я не задаю вопрос: «Почему?» Не вмешиваюсь в их дела. Я доволен жизнью. Считаю себя счастливым человеком! Я столько увидел, со столькими интересными людьми свела судьба. Иногда и самому не верится, что в декабре мне будет девяносто лет. Главное, чему я рад – это то, что сохранился ясный ум и я все помню. Это самое важное в моем возрасте.
Казалось бы, развал Советского Союза на фоне всего произошедшего должен был восприниматься Лебедевым как огромная радость.
– Но это не совсем так… – говорит актер. – Например, для меня загадка – личность Сталина. При этом сразу хочу оговориться: я его тоже ненавижу. Он мне испортил жизнь, ведь в 1937 году пострадали многие мои родственники. Я достаточно пострадал. Но при этом уверен, что через два поколения к Сталину будет еще больше интереса, который есть уже сейчас. Это личность, хоть и со знаком «минус». Я вот хотел найти Светлану Аллилуеву через знакомых, она сейчас за границей, и попросить ее, чтобы она написала все откровенно об отце и объяснила, что им двигало. Хотя, может, и она этого не знает.
Теперь Николай Сергеевич получает дивиденды за свое мученическое прошлое – и моральные, когда у него берут интервью на эту тему, и даже материальные… В Германии создан фонд, он выплачивает деньги бывшим советским военнопленным, которые сидели в фашистских лагерях. Правда, осталось этих военнопленных очень мало. А среди таких, которые добились положения в обществе и стали известными, Лебедев оказался один. Поэтому к нему повышенный интерес.
– Они меня попросили подробно описать все зверства, издевательства, которые были в лагере, – говорит актер. – Представляете, я должен рассказывать немцам про зверства их предков! Нужно им это было, чтобы воспитывать на таких рассказах молодежь. Чтобы такое никогда не повторилось. Но я от подробного рассказа отказался, не хочу возвращаться в прошлое.
Артист и так понимает, что при всей своей жизнерадостности и ясном уме никогда не сможет выбросить из памяти то, что было. Например, он до сих пор, несмотря на изобилие, не может выбрасывать хлеб. Даже крошки со стола по привычке отправляет в рот, потому что помнит голод.
– Мне интересно нынешнее время, хоть многого я в нем и не принимаю, – говорит Николай Сергеевич. – Ну, такие вещи, как реклама или сериалы, – это понятно. Но достижения цивилизации меня, конечно, потрясают. Я их воспринимаю как чудо! Вот недавно с помощью сына начал пользоваться Интернетом. Отправляю электронные письма. Меня всегда удивляет, что уже через 5 минут ты получаешь ответ на свое письмо. Сотовым телефоном тоже пользуюсь.
и это все о нем…
Николай Сергеевич Лебедев родился в 1921 году в Москве. Родители были театральными работниками. Мать работала кассиром в Театре Моссовета. Закончил театральную студию Хмелева и Эфроса. Потом работал в Театре юного зрителя. Ушел в армию в 1940 году. В 1941 году ушел на фронт (был пулеметчиком). В 1941 году попал в плен, несколько лет провел в фашистских концлагерях. После возвращения на родину поступил в Школу-студию МХАТ. Потом был принят в Театр имени Моссовета, где работает до сих пор. С начала шестидесятых годов снимается в кино. Славу принесли фильмы «Нормандия-Неман», «Ровесник века», «Евдокия». Сейчас Николай Лебедев в кино не снимается.
Фильмы
Дебют в режиссерской карьере Лебедева состоялся в 1991 году. На суд зрителям и критикам он представил короткометражку «Ночлег. Пятница» и получил восторженные отзывы. Жуткая картина в жанре психологического ужаса рассказывает о девушке, случайно оказавшейся в потустороннем мире, где ждет встреча с умершей мамой, возлюбленным и другими знакомыми людьми.
Евгений Миронов и Ольга Остроумова в фильме Николая Лебедева «Змеиный источник»
Первая полнометражная лента показала, что появился режиссер, обещающий внести серьезный вклад в российский кинематограф. В триллере «Змеиный источник» (1997) Николай Игоревич поговорил со зрителем на тему провинции, проявив сильную личную позицию и показав жизнь без прикрас. В этой работе снялись известные актеры – Дмитрий Марьянов, Екатерина Гусева, Евгений Миронов, Лев Борисов. После выхода фильма постановщика начали сравнивать с Альфредом Хичкоком.
Мария Порошина в фильме Николая Лебедева «Поклонник»
Спустя два года Николай Лебедев снова удивил поклонников кино умением создавать ярких героев, раздираемых страстями. Картина «Поклонник» (1999) вновь собрала актерский цвет – Марию Порошину, Сергея Гармаша, Елену Сафонову, Нину Усатову и отправилась на кинофестиваль «Киношок», где завоевала россыпь престижных наград.
В 2002 году Николай Игоревич обратился к теме Великой Отечественной войны, презентовав фильм «Звезда». В основу киноленты лег одноименный роман Эммануила Казакевича, главный герой которого – лейтенант Травкин – вместе с группой разведчиков идет в рейд за пределы фронта. В ходе операции все бойцы погибли.
Игорь Петренко в фильме Николая Лебедева «Звезда»
Военная драма, в которой ключевую роль доверили Игорю Петренко, добавила постановщику славы. Однако критики оказались не столь благосклонны, обвинив режиссера в несоблюдении авторского слова. Впрочем, Николай Игоревич именно в этом увидел успех – если критика «грохочет и обстреливает», значит, работа удалась.
Следующей заметной картиной стал фильм «Волкодав из рода Серых Псов», вышедший на экраны в 2006 году. Фантастическая лента является вольной интерпретацией книги Марии Семеновой «Волкодав». Режиссер значительно изменил сюжетные линии, поэтому согласование сценария с писательницей проходило тяжело. И все же Мария Васильевна осталась довольной тем, что фильм взялся снимать Лебедев.
Александр Бухаров в фильме Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов»
Главные роли отошли Александру Бухарову и Оксане Акиньшиной. Для съемок сказочных сцен выбрали пейзажи Словакии, что и назвали критики самой яркой стороной картины. Все остальное не понравилось, волну нареканий фильм получил за сюжетную слабость. Это не помешало картине завоевать премию «Золотой орел» за блестящую работу художника-постановщика.
В 2007 году Николай Лебедев снимал военный сериал «Апостол», начатый режиссером Геннадием Сидоровым, который на полпути отказался от работы. В дальнейшем к процессу присоединился постановщик Юрий Мороз.
Евгений Миронов в фильме Николая Лебедева «Апостол»
12 серий повествуют о братьях-близнецах, ставших немецкими диверсантами, которые согласились сотрудничать с НКВД. В образы главных героев вжился Евгений Миронов. Картину также украсили игрой Николай Фоменко, Дарья Мороз, Андрей Смирнов.
О творчестве Николая Игоревича заговорили с новой силой после выхода на экраны фильма «Легенда № 17», представившего биографию знаменитого хоккеиста Валерия Харламова. В легендарного спортсмена перевоплотился Данила Козловский.
Николай Лебедев на съемках фильма «Легенда №17»
Режиссерскую работу критики встретили восторженно, только часть осталась недовольна, обвинив Лебедева в мифологизации образа хоккеиста. Лента забрала шесть статуэток «Золотого орла».
Весной 2021 года зрители с нетерпением ожидали заявленной премьеры новой картины Николая Лебедева «Экипаж». Режиссер мечтал снять фильм-катастрофу, и вот, наконец, случай представился.
Николай Лебедев на съемках фильма «Экипаж»
Приключенческая драма о буднях пилотов стала совместной актерской работой Данилы Козловского, Владимира Машкова и Агне Грудите, которые перед съемками прошли курсы в летной школе. Блокбастер «Экипаж» собрал рекордные суммы с проката, а Лебедева назвали режиссером года.
Авантюрист
«Легенда N17» и «Экипаж» — проекты с размахом. Как удается их осуществить в условиях нашей киноиндустрии?
Николай Лебедев:
Она не такая уж хилая! У меня был опыт работы в Лос-Анджелесе, в Лондоне — везде один и тот же процесс. И проблемы те же — нужно только уметь держать удар. Есть мнение, что большой бюджет ограждает от проблем. Что это не так — я убедился на «Волкодаве из рода Серых Псов». Можно иметь деньги, но если ты не умеешь ими правильно распорядиться, выбрать нужных людей, построить производство, если сам не готов — ты провалишься! На «Легенде» и «Экипаже» у меня была сильная команда, и если возникали проблемы — мы не терялись и их решали. Блистательный оператор Ирек Хартович может снимать в любых условиях и всегда находит выход из сложнейших ситуаций. На «Фонограмме страсти» мы снимали на площади в центре Москвы, два дня готовились, ставили оцепление, освобождали ее от машин — и вдруг катастрофа: дождь стеной. А в кадре должен быть солнечный день — что делать? Снимать! — говорит Ирек. И снял так, что это одна из лучших сцен в картине. Здесь важен внутренний настрой, желание сделать дело, невзирая на проблемы. Так и на «Экипаже»: самый пик кризиса, трудно и студии, и продюсерам, и группе. Но все выкладывались ради конечного результата — картины.
Приходилось идти на компромиссы?
Николай Лебедев:
Если, в чем-то уступив, выигрываешь в целом, — компромисс имеет смысл. В «Экипаже» мы снимали сцену, где самолет врезался в здание: все горит, взрывается… Начинаем съемку — и вдруг метель, в октябре-то! Ирек спокойно сказал: ну и что, это у нас будет пепел! И так поставил свет, что на экране снег казался пеплом. Был случай, когда из-за неточной подготовки задерживалась съемка — а уже нужно было снимать следующую сцену, но приступать к ней, не сняв предыдущую, было бессмысленно. И я предложил остановить съемку и еще раз отрепетировать эту сложную сцену. И половину ночи мы репетировали, не сняв ни кадра, так что наутро продюсеры должны были меня просто расстрелять. Зато когда мы смогли приступить к съемкам следующей сцены, то вместо трех ночей сняли ее за одну. Потому что потратили время на более точную подготовку, и в итоге идеально все рассчитали.
Триллер — предприятие рискованное. Были моменты реальной опасности?
Николай Лебедев:
На «Волкодаве» таких моментов было много. По счастью, все остались живы, никто не пострадал, но это был хороший урок, и на «Легенде» и «Экипаже» мы особое внимание уделяли безопасности. Все просчитывалось заранее, и никто у нас ничего не сломал, никаких увечий не было, при том, что съемки были сложными, и многие трюки актеры выполняли сами. Так, Сергей Кемпо в роли бортпроводника Андрея героически прыгал с одного пылающего микроавтобуса на другой — никаких внештатных ситуаций не случилось.
1,5 миллиарда рублей только в России собрал в прокате фильм Николая Лебедева «Экипаж» в 2021 году
Вы причастны к трем фильмам о пушистиках: «Котовасия», «Кошки против собак» и «Месть пушистых». У вас что, особые отношения с животным миром?
Николай Лебедев:
У меня есть крошечная собачонка, йоркширский терьер Сара — и это все, что меня связывает с животным миром. Но в ней столько любви, это такая распахнутая душа и такое большое сердце, что я поражаюсь, насколько животные добрее и лучше людей.
Личная жизнь
Николай Лебедев неохотно афиширует личную жизнь. Жена режиссера Ирина – экономист по профессии, тоже работала в киноиндустрии. Совместных детей у пары нет, у супруги есть дочь Светлана от первого брака.
Николай Лебедев и Алла Пугачева
Николай Игоревич – пользователь «Инстаграма», правда, активностью не отличается. Изредка балует поклонников фото со съемочных площадок, встреч с друзьями, среди которых много актеров и звезд эстрады. Мужчина хорошо знаком с Аллой Пугачевой, в «Инстаграме» нашлось место селфи, сделанными в компании с Примадонной.
Николай Лебедев сейчас
Создатель кинохитов «Легенда №17» и «Экипаж» в 2021 году попробует силы в преподавательстве. Постановщика пригласили в высшую школу кино «Арка» курировать актерско-режиссерский курс. Лебедев научит два десятка студентов азам съемок, построения сценариев, общения с драматургами и съемочной группой.
В середине марта киноманы, а также поклонники творчества Михаила Булгакова получили новость о том, что скоро начнутся съемки романа «Мастер и Маргарита». В Фонде кино прошла защита проектов, чьи сценарии уже утверждены. Николай Лебедев – шестой режиссер, решивший отобразить нетленное произведение на пленке.
Мужчина представил собственный сценарий, а за продюсирование взялись Константин Эрнст, Игорь Толстунов, Леонард Блаватик и Рубен Дищдишян. Предварительные оценки бюджета картины составляют 800 млн. рублей. Уже начался кастинг актеров, скоро приступят к съемкам. Премьера «Мастера и Маргариты» глазами Николая Лебедева намечена на 2021 год.