Сначала женимся, а потом полюбим: особенности свадеб в Индии


Индийская свадьба по праву считается разноцветной, ведь такого изобилия красок не встретишь больше ни на одном другом торжестве. Пестрота здесь заметна во всем: в тканях одежды, в специях и цветах. Изобилие ритуалов, душевных песен и танцев, которые способны рассказать о чувствах, — это основа индийской свадьбы.

Индусы относятся с великим трепетом к бракосочетанию, ведь они считают, что не только материальные узы теперь связывают мужчину и женщину, а также их души объединяются на семь грядущих жизней.

Индийская невеста должна быть девственницей, так как целомудрие является незыблемым условием любого брачного союза. Ведические верования оставили свой отпечаток, поэтому женщина ассоциируется у жителей этой страны с полем. Мужчину рассматривают, как владельца поля, он должен первым его засеять и собрать урожай, став его хозяином. Если же первым сеятелем был другой человек, мужчина становится вором по отношению к женщине, а если они поженятся, то станут изгоями.

От гарбхадханы до антьешти-крия

В культуре Индии, как и во всех традиционных культурах, значимые события человеческой жизни — рождение детей, женитьба, похороны — сопровождаются различными религиозными церемониями. Правила их проведения описаны в различных священных писаниях (шастрах). И называются эти церемонии на санскрите «самскары», что значит «благоприятное действие». Считается, что самскары устраняют плохое влияние судьбы, планет и привлекают благословение свыше.

Виваха-ягья, или свадебная церемония, — первая и самая важная в списке самскар. За ней следуют множество других церемоний, например гарбхадхана (ритуал зачатия), пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового ребенка или ребенка мужского пола), упанаяна (инициация), антьешти-крия (погребальные ритуалы).

В конце обязательно устраивается праздничный пир и все гости получают подарки

Для каждой из этих церемоний астрологи рассчитывают благоприятное время (вплоть до дня и часа). Само мероприятие сопровождается пением прославляющих Бога молитв, люди надевают новые одежды, помещение украшается цветами, наполняется ароматами, и в конце обязательно устраивается праздничный пир и все гости получают подарки. Шастры сообщают, что в прежние времена для совершения обрядов обязательно приглашались святые (риши и брахманы), а священники с помощью различных мантр могли призвать даже полубогов с райских планет («Почему в Индии много богов и кто из них главный»). Говорится, что в наш век полубоги уже не сходят на землю и не осталось священников, способных их призвать. Однако сами ритуалы не утратили своей благоприятной силы и проводятся по всей Индии.

Одна жизнь — один муж

Все мировые религии накладывают ограничения на отношения между мужчинами и женщинами. Одобряется такая связь только в браке. Однако шастры идут еще дальше: даже в браке они предписывают мужу и жене контролировать свои чувства. Например, они запрещают половые отношения без цели зачатия детей. Согласно этой системе, брак — это только один из этапов в жизни человека. Семейная жизнь — это своего рода уступка для мужчин, которые не способны сразу отречься от материальных удовольствий и посвятить всю свою жизнь служению Богу. С другой стороны, союз мужчины и женщины считается достойным славы, если муж и жена настроены выполнить свой долг, воспитать хороших детей и следовать религиозным предписаниям. Так или иначе, к пятидесяти годам мужчина должен развить отречение, стать способным оставить дом и детей и полностью посвятить себя духовной практике («Другой взгляд на кастовую систему»). И как раз для того, чтобы семейные привязанности постепенно ослабевали, существуют дхарма-шастры («дхарма» переводится как «долг»), где подробно описаны обязанности мужчины и женщины. Если говорить кратко, то эти предписания сводятся к тому, что жена послушна и верна своему мужу, а муж берет обязательство всю жизнь заботиться о жене духовно и материально.

После виваха-ягьи, обряда бракосочетания, муж и жена связаны вместе на всю жизнь. Разорвать их связь может только смерть одного из супругов или уход мужа в монастырь. Но в обоих случаях жена не должна повторно выходить замуж, она становится вдовой. Как мне пояснили женщины в Южной Индии: одна жизнь — один муж. Более того, в традиции сохранились упоминания о таком обряде, как сати, когда жена после смерти мужа добровольно входила в его погребальный костер, не в силах вынести разлуку с ним («Вслед за мужем в погребальный костер»). Для мужчин ситуация немного иная: они могут иметь много жен. Однако развод не просто запрещен шастрами — такого понятия в них просто не существует. Причем мужем и женой люди становятся, даже просто вступив в половые отношения: хотя такой брак считается низкосортным, его тоже нельзя разорвать. До недавних пор все индийцы знали об этом (за исключением той части населения, которая попала под влияние мусульманской культуры завоевателей). В языках Индии даже не было слова, обозначающего развод, оно пришло уже в XX веке из арабского языка.

Муж и жена могут даже не видеть друг друга до свадьбы

Брак по расчету или священный долг?

Национальные устои в индийском обществе прививались детям с ранних лет. Поэтому вступая в брак, девушка даже не предполагала, что мужа можно не любить. Брак считался священным долгом, а целомудрие — обязательным условием, также от девушки требовалось приданое. Но мужчины все же могли вести себя более вольно, к примеру, взять в дом не одну жену, а двух или трех. Полигамия в индийском обществе не осуждалась, но встречалась не так часто, как у арабов.

Красивая свадьба

Подготовка к браку

Браки в Индии до сих пор чаще всего устраиваются не по любви, а по договоренности. Это значит, что решение принимают старшие — отец, братья, дядья. Муж и жена могут даже не видеть друг друга до свадьбы. Я знакома с женщиной из образованной южноиндийской семьи, которая увидела своего мужа только во время свадебной церемонии. Они вместе уже 30 лет. «Мы с мужем даже не видели друг друга до брака. Родители решали все между собой. Моя сестра, все женщины моей семьи так выходили замуж. Моя мама тоже не видела отца до брака. Только после проведения бракосочетания мы могли видеть друг друга. И потом начиналась наша любовь. И не было никаких проблем. А что сейчас происходит? Они уже как будто бы любят друг друга, болтают что попало, потом женятся, ссорятся и разводятся. У нас двое замечательных детей. Иногда бывают какие-то недопонимания, но мы подстраиваемся и идем дальше. Кто-то скажет: «Прости меня!» — и все хорошо», — рассказывает она.

Понять такой менталитет мне также помогла научно-популярная книга «Взгляд на традиционную Индию» Бхакти Викаши Свами, где содержатся интервью с представителями традиционных индийских семей, вспоминающих о том, в какой культуре они выросли. Один индиец, проживший долгое время на Западе, так говорит о том, что он там видел: «Они устраивают из любви целый спектакль. Когда муж подвозит жену до работы, они на прощанье целуются. (В Индии целоваться на людях, даже если это муж и жена, — вещь неслыханная.) Но потом они с такой же легкостью ссорятся и разводятся. В нашей стране о любви не принято даже говорить, не то что показывать ее окружающим. В этом нет необходимости. Любовь проявляется сама собой. Жена не может не любить своего мужа. Она любит его потому, что он ее муж. Многие американцы спрашивали меня о браке по расчету: «Как вы можете вступать в брак с тем, кого никогда даже не видели? Как можно любить такого человека?» На это я отвечал: «У вас принято влюбляться до свадьбы, а у нас — после. Разница лишь в том, что после свадьбы ваша влюбленность быстро проходит и вы с легкостью разводитесь. У нас же этого не происходит».

При выборе жениха и невесты учитывается их происхождение, уровень достатка, а также астрологическая совместимость. Астрологи составляют карту супругов, по которой смотрят, какой у них склад характера, сколько у них будет детей, какова продолжительность жизни и будущие болезни жены и мужа, возможность измены и многое другое. Астролог может определить, будут ли счастливы этот мужчина и эта женщина в браке, встречались ли они в прошлой жизни, что ожидает их в совместной жизни — духовное развитие или деградация и страдания. Астрологическая совместимость и сегодня играет очень важную роль при заключении брака в религиозных семьях.

При выборе жениха и невесты учитывается их происхождение, уровень достатка, а также астрологическая совместимость

Хотя правила стали менее строгими, и родственники учитывают мнение невесты или жениха, а также позволяют им под присмотром взрослых встречаться до свадьбы, личная симпатия все равно не имеет большого значения. Многие мои индийские подруги долгие годы не могли выйти замуж, потому что их родители не находили совместимого с ними человека.

Раньше в Индии девочек отдавали замуж очень рано, в 12—14 лет, по достижении полового созревания. Помолвка заключалась еще раньше, в совсем юном возрасте, и все это время девочка знала, что у нее уже есть муж. Девочки не ходили в школу, под присмотром матери они учились готовить и вести хозяйство. Так было еще совсем недавно. Например, Махатма Ганди женился на своей ровеснице в 13 лет. В современной Индии с этой традицией борются из-за насмешек со стороны западного общества, поэтому ввели закон, что выходить замуж можно только с 18 лет. Однако закон этот нередко нарушается, особенно в провинции: по данным за 2007 год, почти 50% индианок выходят замуж до 18 лет. Мальчики тоже женились рано. Если это были представители брахманического сословия, то после окончания гурукулы, в 25 лет. А если более низкие классы — рабочие и торговцы, то намного раньше, в 15—16 лет. До брака мальчикам и девочкам не позволялось свободное общение. Требования к женской чистоте были настолько строгими, что девушке запрещалось без сопровождения старших родственников покидать дом, а если она задерживалась где-то до наступления сумерек, это ставило крест на ее репутации.

Традиции накануне дня свадьбы

Разнообразие свадебных традиций впечатляет: каждый обычай имеет свой смысл и сопровождается определенными действиями. Красота индийских песен, танцев, шелест тканей, обилие цветов и благовоний, изысканные национальные блюда – индийцы не жалеют средств и сил для организации торжества.

Встреча гостей

Свадьба в Индии – это особое торжество, к нему долго готовятся, тратят много денег. Если семья обеспеченная, на свадьбу расходуется от 15 до 20 тысяч долларов. Приглашается 700-800 гостей, которых нужно обеспечивать жильем, а еще угощением много дней, ведь свадьба со всеми прелюдиями длится больше недели.

По давней традиции за четыре дня до свадьбы домой к девушке съезжаются все ее родственники, сооружают во дворе свадебный навес, украшенный гирляндами цветов, кокосов, бананов, ярких огней. Жители Индии такой навес называют «пандал». Посредине под навесом устанавливают большую чашу с рисом, поверх риса кладут большой цветок кокосовой пальмы – символ счастья, вокруг чаши горят огни.

Минди-девичник

Церемония «минди» предполагает разукрашивание национальным орнаментом рук и ног невесты при помощи хны. Согласно свадебной традиции в Индии, узоры девушкам наносятся на ладони и выше, охватывают руки до локтя. В результате вырисовывается что-то вроде своеобразных перчаток. После этого на руки девушке надевают золотые кольца, браслеты. Руки и стопы выбраны не случайно: на руках нанесены линии судьбы человека, а также на руках и ногах отражаются все семь чакр.­Как это выглядит, показано на фото.

Родные, подружки девушки стараются сделать свадебные узоры как можно темнее: по традиции считается, что тогда будущий муж будет крепче ее любить. Процедура длится почти весь день: во время разрисовывания невесты молодые девушки и опытные женщины разговаривают с ней о том, что сулит брак, как правильно вести себя с будущим мужем, как построить счастливую семью. Поэтому считается, что чем сложнее рисунок, чем больше времени его выполняли, тем больше секретов супружеской жизни узнала невеста.

Согласно традициям Индии, невесте с нанесенными узорами уже не подобает покидать дом до самой свадьбы, ее жилье украшают яркими праздничными гирляндами из цветов, лампочек, фольги. После бракосочетания молодая жена не выполняет никакой домашней работы, пока узоры не сойдут полностью.­

Как выполняется рисунок минди, смотрите в видео:

Санджит-предсвадебный ужин­

Среди жителей Индии существует традиция: за пятнадцать дней да начала свадьбы индусы проводят ритуал поклонения Ганеше – богу богатства и изобилия. Представители обеих семей просят Ганешу поспособствовать проведению свадьбы, убрать все препятствия к ней.

Санджит – это сугубо женская предсвадебная церемония, одна из самых радостных и веселых в Индии. Гостеприимные женщины из семьи невесты приглашают на ужин женщин со стороны жениха. Вся доброжелательная компания песнями, танцами, тостами желает семейного счастья и благополучия невесте. Приготовленный родственницами невесты праздничный стол изобилует вкусными блюдами. Ужин длится долго, женщины веселятся от души.

Церемония гайе холуд

Это традиция восхваления желтого цвета, который в Индии считается символом солнца, обозначает супружескую верность. Начинается она дома у жениха: участники церемонии красят себе лбы желтой краской, а потом желтым порошком обсыпают друг друга. После нужно обязательно сообщить усопшим родственникам, что их потомок женится. Это делает отец жениха, перечисляя всех предков, словно приглашая их стать свидетелями знаменательного события.

Завершив обряд дома у молодого человека, вся процессия направляется к дому девушки, где «гайе холуд» повторяется сначала.

Приданое

Традиционно семья невесты готовит приданое и отдает его жениху, чтобы молодожены имели все необходимое для жизни, пока не встанут на ноги. Это посуда, драгоценности и одежда. Также важно как можно красивее украсить невесту, поэтому родственники жениха дарят ей на свадьбу золотые украшения и сари. Это восходит к пониманию того, что невеста — представительница богини процветания Лакшми, и если хорошо к ней относиться, вместе с невесткой в дом входит благосостояние.

Конечно, не все семьи могут собрать богатое приданое своим дочерям, поэтому рождение девочки для многих становится тяжелым бременем: с первых дней родители начинают копить деньги на ее приданое и готовы влезать в долги, лишь бы не упасть в грязь лицом перед знакомыми и родственниками. В этом есть хорошее зерно: традиционно свадьба проводится с размахом, чтобы в уме молодоженов отпечаталась необратимость произошедшей в их жизни перемены в окружении большого числа свидетелей. Это принудит мужа и жену серьезнее относиться к исполнению своего долга в семье. Однако нередко таким подходом к устройству свадеб злоупотребляют, и тогда подготовка к торжеству напоминает торговлю, что наносит тяжелую психологическую травму невесте.

Тело невесты и жениха натирают куркумой, наносят хной рисунки на ноги и руки

Свадебная церемония

Сама свадьба по индийским канонам и традициям невероятно красива. Сказка, оживающая перед глазами, заставляет трепетать сердца даже тех, кто давно не верит в чудеса. Красивые молодые люди, белая лошадь, как исполнение девичьей мечты, и многое другое. Вот как проходит свадьба по-индийски.

Приезд жениха

Мечта каждой девушки – суженый на белом коне! По свадебной традиции в Индии приезжает к своей избраннице жених – на белой лошади, украшенной красными и желтыми гирляндами. В сопровождении свидетеля, гостей, музыкантов с громкими песнями, плясками жених прибывает домой к девушке. Встречают его только мужчины – отец и дядя невесты, все женщины убегают с дороги, чтобы не попадаться жениху на глаза, это считается плохой приметой.

Младшему брату невесты предоставляется честь встретить жениха у самых ворот. По традиции он моет ему ноги, целует его, как родственника.

Шубхо дришти – самый первый взгляд

Сама свадьба в Индии начинается вечером дома у девушки. Для совершения обряда, согласно традициям строится специальный шатер. Его покрывают тентом, по углам ставят четыре пальмы. Шатер украшается живыми ароматными цветами, преимущественно желтых тонов.­

Жених, стоя на камне, ожидает, пока вынесут деревянный паланкин с его суженой. Носильщики обносят невесту семь раз вокруг жениха и ставят. Гости просят парня и девушку обратить взгляд друг на друга, то есть совершить свадебный обряд шубхо дришти – первый взгляд.

Венчание

По всем традициям венчание в Индии совершается натощак, молодым запрещается что-либо кушать до завершения обряда.

Для венчания сооружается маленький свадебный храм «веди» из пяти бамбуковых палок, которые сверху накрываются тентом. Внутри храма зажигается огонь. Один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха, чтобы объединить их навеки. Молодожены садятся возле огня.­

Предварительные обряды

Предваряют свадебную церемонию различные благоприятные обряды. Они проходят в доме жениха (где не присутствуют невеста и ее родственники) и в доме невесты (где тоже не может находиться жених с родней). Например, тело невесты и жениха натирают куркумой, наносят хной рисунки на ноги и руки. Проводят пуджу (обряд поклонения) полубогам и Вишну.

Особенно поражает воображение западного человека обряд, когда жених забирает невесту из отчего дома. Невеста окунает ладони в куркуму и оставляет следы на стенах родительского дома и лицах родных. При этом все заливаются искренними слезами. Такое прощание может длиться несколько часов, и плач невесты не прекращается все это время. Понять нам это сегодня, когда так распространено сожительство до свадьбы, трудно. Однако в небольших индийских городках, где сохранились многие традиции, подобные картины можно наблюдать до сих пор. Дело в том, что девушка, которая никогда не выходила одна из дома, очень сильно привязана к своим родителям. Тем более что в следующих обычаям индийских семьях к дочери относятся с большим почтением и заботой, как к богине (на санскрите «канья»), например, считается неблагоприятным, если дочь донашивает за кем-то одежду. С замужеством ее беззаботная жизнь заканчивается. Она переселяется в новую большую семью, где ей предстоит жить вместе с другими родственниками мужа, свекровью, свекром и так далее. И в доме мужа она уже не богиня, а служанка: если в отчем доме все служили ей, то теперь она сама должна служить и угождать всем. Поэтому можно понять тот страх, который испытывает девушка с переменой в своей жизни.

Свадебные традиции в Индии

Жених в окружении родных приезжает к дому невесты на празднично убранном слоне, но сегодня в обряде стал участвовать автомобиль. Мать девушки, надев праздничное платье, при встрече проводит церемонию поклонения арати, здесь наносится на лоб будущего супруга красная точка — тилак. Рядом установлен великолепно убранный свадебный шатер, под которым проходит главное сакральное действо. Под сенью шатра молодожены в обряде Вар Мала под звуки священных мантр меняются праздничными гирляндами из цветов. Так они выражают согласие на брак.

Соединенные руки молодых традиционно связывают символическими нитями. Свадебное торжество в Индии сопровождается церемонией Канья Даан. Отец будущей жены омывает руки молодоженов ключевой водой. Одежды будущих супругов снизу связывают крепким узлом. Кульминация событий таинство Агни Париная под звуки мантр молодожены совершают три круга вокруг жертвенного огня, супругами они становятся только после этого.

https://youtube.com/watch?v=n0J6ZGz9o74

После церемонии Синдурдана, где жених окрашивает красным красителем, приготовленным из растений пробор своей молодой жены, одаривает драгоценностями, после пышного застолья, благословений брахмана и родных молодожены отправляются к дому супруга. Как видно, индийская свадьба – это совокупность множества обрядов, ритуалов и проявлений индийской культуры.

На пороге нового дома в обряде встречи невесты свекровью, девушка совершает по обычаю арати, опрокидывает на пол ножкой кувшинчик с рисовыми зернами и мелкой монетой, призывая материальное благополучие. Позже невесту просят встать босыми ступнями в блюдо с красящим красным порошком и пройти в дом, оставляя яркие следы на белой ткани, символизирующие удачу.

Благоприятная дата и украшения

«Виваха-ягья» означает «поддерживающее жертвоприношение». Мужчина и женщина на этой церемонии отдают Богу свою будущую семью и обещают, что будут помогать друг другу на протяжении всей своей жизни вернуться в духовный мир.

Прежде всего астролог выбирает благоприятную дату, сверяя гороскопы невесты и жениха. Затем подготавливаются атрибуты для совершения огненного жертвоприношения: кокос, сандал, параферналии, топленое масло, фрукты и пр. Для церемонии нужно место, где жрец и новобрачные будут читать различные мантры, бросая в огонь зерно и фрукты. Вокруг огня располагаются коврики и мягкие подстилки (асаны) для сидения гостей на полу.

Традиционно невеста надевает 16 украшений (шрингар)

Большое значение придается украшению жениха и невесты. Традиционно невеста подводит глаза черной сурьмой, наносит на руки благоприятные узоры и линии (мехенди) и надевает 16 украшений (шрингар): серьги в уши и нос, ручные и ножные браслеты, тика (на лоб), кольца на пальцы ног и другие. А также украшает волосы цветами.

Одежда на новобрачных должна быть новая. Сари на невесте обычно красное, золотое или блестящее. Жених надевает все белое — дхоти, чадр, иногда также курту («Почему индийские сари не постигла судьба татарских калфаков»).

Также украшается помещение, им может быть свадебный шатер (пандал), алтарная комната в храме, крыша дома или просто чья-то квартира. Вешают гирлянды из живых цветов, листьев манго, которые символизируют плодородность, ставят вазы с душистыми цветами, горшки с банановыми деревьями, символизирующими процветание, раскладывают кокосы и другие зеленые растения, устанавливают цветные флаги, зажигают благовония и лампадки с топленым маслом. Часто свадьбы справляют в украшенных свадебных шатрах (пандалах).

Во время церемонии используют большое количество цветочных лепестков, чтобы обсыпать ими новобрачных, нужны также цветочные гирлянды для молодых, жреца, родственников.

Все эти руки окропляются священной водой

Топ-5 интересных фактов, связанных с индийской свадьбой

Свадьба в Индии – уникальное торжество, наполненное множество интересных моментов, которые могут поразить и удивить. Вот некоторые из них:

  1. Невеста никак не участвует в выборе жениха (как и в случае свадьбы у мусульман). За нее это делают ее родители. Причем, выбирают в основном по гороскопу – если звездные предначертания молодоженов совпадают, значит, быть свадьбе.
  2. Свадьба в Индии оплачивает сторона невесты. Причем, на такое торжество тратится уйма денег. Сторона жениха лишь преподносит дорогие подарки невесте.
  3. Индийские свадьбы обычно поражают количеством гостей – на торжество может быть приглашено до 700 человек.
  4. В период времени от помолвки до свадьбы семьям жениха и невесты запрещено употреблять мясо, только молочные и овощные блюда. А в день свадьбы до начала церемонии жених и невеста не имеют права вообще ничего принимать в пищу.
  5. Рисунки, нарисованные хной на руках невесты, не должны быть смыты во время домашней работы. Потому примерно около месяца после свадьбы молодая отдыхает и наслаждается своим новым статусом. Отличная традиция, не правда ли?!

По рукам

Свадебный обряд подобен театральной постановке, где у каждого отведенная роль и слова. Обычно на свадьбе зачитываются изысканные стихи из шастр, которые прославляют хорошие качества мужчин и женщин. Это призвано воодушевить новобрачных. Семья невесты встречает жениха, предлагая ему цветочную гирлянду и сладкие освященные напитки. Будущий муж занимает место у священного огня. Трубят раковины, входит вместе с подругами невеста. Если новобрачные до этого никогда прежде не встречались, невеста входит в комнату, покрытая фатой, которую держат ее подруги. Невеста садится рядом с женихом, и когда жрец снимает с невесты фату, новобрачные бросают друг в друга цветочными лепестками.

Содержание виваха-ягьи немного различается в разных штатах и религиозных школах, которых в Индии великое множество. Ключевым в церемонии является обряд «канйа-дана», когда отец невесты (или просто женатый мужчина) соединяет руки невесты и жениха: он берет правую руку невесты и кладет ее на правую руку жениха, после чего кладет сверху свою руку, тем самым провозглашая, что отдает ее в жены, а в это время член семьи жениха помещает свою руку снизу в знак радушного приема невесты, приглашая ее войти в ее новую семью. Все эти руки окропляются священной водой, и правые руки жениха и невесты замужняя женщина связывает цветочной гирляндой. Затем жрец спрашивает жениха: «Берешь ли ты в жены (имя невесты) и обещаешь ли ты опекать ее в ее материальной и духовной жизни и оставаться верным ей, и не разводиться с ней?» Тот же самый вопрос задается невесте.

После этого новобрачные произносят свои обеты и могут обменяться местами, цветочными гирляндами и обручальными кольцами. Жених обещает невесте, что он будет защищать ее, брать ее с собой в паломничество, делить с ней религиозные и семейные обязанности, посвящать ее в курс дел касательно семейных расходов, не стыдить ее при людях, не нарушать регулирующих принципов или поступать безнравственно. Также муж обещает любить лишь ее одну, а ко всем остальным женщинам относиться как к собственной матери, и всегда, в меру своей возможности, делать все, чтобы она оставалась довольна.

Жених также просит дать невесту следующий обет: «О возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь одна уходить в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой».

Члены семьи обсыпают их рисом и лепестками цветов, после чего они объявляются мужем и женой

Новобрачные кланяются друг другу, затем жених посыпает ее пробор красным порошком, синдуром, — это значит, что она замужем, и покрывает ее голову сари (замужние женщины традиционно покрывают голову вне дома). Конец одежды жениха привязывают к концу сари невесты, этот узел нельзя развязывать семь дней, он символизирует неразрывность их союза.

В свидетели брака приглашается Бог в форме огня, поэтому в знак почтения новобрачные обходят вокруг огня семь раз. В это время члены семьи обсыпают их рисом и лепестками цветов, после чего они объявляются мужем и женой. Затем молодожены дарят всем гостям подарки и приглашают на пир.

Образ индийской невесты и жениха

Индийские невесты чрезвычайно красивы, их наряды очень богаты. По традиции, свадебное сари в Индии шьется из хлопка, шелка, шифона различных оттенков красного цвета либо золотистого. У индусов красный цвет издревле символизирует чистоту, невинность.­Белый цвет жители Индии считают траурным.

Традиционный женский свадебный наряд

Сари невесты украшается изящной вышивкой, бахромой, стразами, роскошными аксессуарами. Поддерживает свадебное сари золотой пояс. Блузка шьют либо простую, под цвет сари, либо золотистую, из парчи. Ее также оформляют вышивкой, бисером.

Богато расшитый наряд индианки

На шее у девушки – золотое ожерелье, передающееся по наследству от матери к дочери. Также украшают невесту золотые серьги, браслеты на руках и ногах. Браслеты бывают с орнаментами, эмалью, резьбой. Ювелирные украшения для свадьбы в Индии подбираются дорогие, очень редко используется бижутерия.

Наряд невесты прекрасно сочетается с украшениями

По всем традициям у индийской невесты есть одно отличительное свадебное украшение – большая серьга в крыле носа, от которой тянется цепочка к уху, как показано на фото.

Свадебная цепочка у невесты

Придерживаясь древней традиции, на свадьбу молодой девушке впервые рисуют хной бинди – красную точку на лбу, символизирующую в Индии замужнюю женщину. Бинди бывает различной формы – круглой, овальной и даже треугольной. Свадебный макияж подчеркивает особенную глубину глаз девушки, ее брови с четко очерченными волосками.­

Волосы по традиции укладываются красивой свадебной прической, украшенной цветами и золотыми изделиями. Пенджабские девушки и женщины чрезвычайно скромны и застенчивы, их волосы постоянно собраны, среди них считается верхом неприличия ходить с распущенными волосами. Это могут себе позволить в Индии только девушки легкого поведения или жена наедине с мужем.

Свадебная прическа индианки

Жених в Индии тоже выглядит очень нарядно. По традиции, его узкие штаны и белый с красным свадебный сюртук расшиты золотым шитьем. Подпоясывает его красивый красный кушак. На ногах у него туфли с загнутыми носами, расшитые бисером. Голову увенчивает свадебный тюрбан из яркой ткани. Все это расшито бисером, бусинками, вышивкой, блестит и переливается на солнце. В некоторых районах Индии издавна существует традиция лицо жениха наполовину прикрывать подвесками из бусин или цветов.

Наряд новобрачного индуса

Индийская свадьба – не просто праздник или традиция, это слияние двух больших семей, поэтому отмечают ее с особенной пышностью, соблюдением огромного числа свадебных ритуалов. Изучить их все не так-то просто. В видео ниже вы можете полюбоваться красотой индийской свадьбы:

Если вас заинтересовала информация о свадебных традициях в Индии, поделитесь своими впечатлениями и отзывами в комментариях.

Современные реалии

Современные индийцы все чаще отступают от своих традиций и перенимают западные идеи. Многое, что раньше считалось неприличным, сегодня в порядке вещей. Например, входит в моду свадебный танец невесты на виду у всех гостей, хотя в культуре Индии порядочная женщина никогда не будет танцевать на публике. Современные свадьбы часто сопровождаются оглушительным ревом музыкальных колонок, дискотеками. Однако есть и те, кто празднует свадьбы в соответствии с правилами, описанными выше. Я посещала несколько таких свадеб, и могу сказать, что это красивая и запоминающаяся церемония, наполненная глубоким смыслом.

Наталия Федорова, фото из архива автора
ОбществоКультура

Индийские наряды будущих супругов

Традиционно одеянием невесты на свадебном торжестве является бардовое, красное либо золотистое индийское свадебное платье — сари, в заплетенной косой прическе ювелирные украшения и цветы. Разрез глаз подведен линией черной подводки каджал, от которой взгляд становится загадочным и притягательным. В центре лба между бровями рисуют красную точку бинди сакральный знак замужества. Пробор в волосах синдур подкрашивают растительной краской красного оттенка и надевают мангтика, особое ювелирное украшение.

В крылышко левой ноздри вдевают колечко натх, символизирующее замужество. Массивное довольно тяжелое свадебное украшение — золотые сережки карн пхул инкрустированы драгоценными разноцветными камнями. Драгоценное ожерелье для свадьбы хаар имеет разный дизайн согласно местным традициям, и наследуются в индийских семьях. Разные по форме и размерам браслеты одеваются выше локтя и на запястье, паял с колокольчиками для ног.

Одеяния для торжественного повода жениха выглядят не менее изящно и красиво, чем платье невесты. Удлиненный, с вышивкой нарядный сюртук шервани он одевает с узкими в тон штанами чириданами. Туфли джути расшивают бисером обычно они с поднятыми вверх носами. Тюрбан пагди тоже особого кроя, он может украшаться подвесками из цветов и бусин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: