Из чего состоит
Содержание
Свадебное платье осетинки состоит из многих деталей. Наиболее значимые из них:
- корсет;
- декоративный нагрудник;
- рубаха;
- кафтан;
- металлический пояс;
- передник;
- нарукавники;
- фата;
- шапочка.
Весь костюм выполнен в распашном крое. Кафтанчик надевается поверх рубашки и стягивает фигуру невесты. Его почти не видно из-под платья. Плотно облегающий тело кафтан не дает расстегнуться нагрудным застежкам. Они считаются больше декоративными, а не функциональными элементами костюма.
Сверху рубахи под кафтаном на невесте надет корсет. Он застегивается с помощью шнура или тесьмы, на которых завязаны многочисленные узелки. По традиции развязывать корсет полагается без применения острых предметов и нельзя разрывать шнур.
Распашное платье отличается висячими, расклешенными книзу широкими рукавами и зауженной талией. В некоторых убранствах допускается узкий прямой рукав, который заметно скошен у кисти руки. На узкий рукав полагается надеть широкие нарукавники от самого локтя.
Осетинская невеста имеет на голове шапочку, которая обрамлена фатой и украшена золотыми и серебряными нитями. С головным убором связано много традиций. Он служил для выкупа новобрачной на свадьбе, а если попадал в чужие руки – считалось, что быть беде. Сделана шапочка в форме усеченного конуса и должна быть красного цвета.
От злых взглядов и происков недоброжелателей защищает невесту пояс. Он может быть матерчатым или серебряным. Чем богаче пояс, чем обильнее он украшен камнями, тем зажиточнее семья девушки и, следовательно, достаток будет сопровождать молодых всю жизнь. Матерчатый пояс представляет собой шедевр вышивки и декора, а металлический похож на произведение ювелира.
Осетинская свадьба
Осетинские свадьбы всегда проходят весело и шумно, танцы, песни, шутки, обильная и вкусная еда, много выпивки. Но любая свадьба начинается со сватовства… Если юноша морально и материально готов к созданию семьи, а девушка умеет готовить, делать хорошо дела по хозяйству, то они полностью готовы вступать в брак. Но на первом месте, конечно же, любовь! В дом невесты посылают трех сватов, обычно это кто-то из близких родственников жениха, самый старший уважаемый сосед и хороший друг семьи невесты. О приходе сватов бывает известно заранее и только с позволения невесты они могут прийти. Сваты могут уже многое сказать о семье невесты, зная, как их приняли. Обычно накрывают стол с различными традиционными осетинскими блюдами и напитками. Сваты садятся за стол, но сразу не говорят о цели визита, об этом принято сообщить только во время второго тоста. Глава семьи благодарит сватов, но никогда не даст сразу точный ответ, ссылаясь, что надо посоветоваться с близкими и родными семьи, да и от мнения невесты зависит многое. Сваты и семья невесты обговаривают дату следующего визита, когда можно будет услышать точный ответ. Если семья девушки отказываются от предложения брака, то это считается очень большим оскорблением. Брачное соглашение обычно оговаривают в доме невесты, при этом близкий родственник семьи жениха оставляет семье невесты залог — определённую сумму денег при заключении брачного соглашения. Глава семьи приглашает пройти родственников жениха за стол и обсудить дело и все его детали.На столе по традиции – три пирога, голова и шея жертвенного бычка. Произносятся поочередно три главных тоста-за Большого Бога ( Стыр Хуыцау), за святого Уастырджи , за здоровье молодых и долголетие двух породнившихся фамилии. Также поднимают тосты за здоровье соседей и всех жителей села и счастье, которое будет озарят всю Осетию. Во время тоста все встают, а тому, кто говорит, в свободную руку передают плечевую кость животного. Далее передают также, надрезанное три раза старшим, ухо бычка. В знак согласия брака стороны жмут руки. За несколько недель до свадьбы после брачного соглашения жених тайно наносит визит в дом невесты. Он приходит туда со своими друзьями, невеста тоже приглашает подруг. С собой жених приносит конфеты и угощает невесту и её подруг «на сладкую жизнь». Вечер продолжается застольем с разнообразными и вкусными угощениями. Также молодые поют и танцуют. Обязательно просят станцевать и спеть жениха, показать его таланты. Веселятся обычно в этот день допоздна. Но жених не должен оставаться с невестой на ночь. Заранее до свадьбы обговаривают все свадебные хлопоты. Назначают шаферов, которые являются практически организаторами свадьбы. Они должны позаботиться, кто поедет за невестой, как принять гостей. Шаферами обычно назначают двух лучших друзей жениха, после свадьбы они становятся братьями для невесты и родственниками в семье жениха. Шафер- первый, кто увидит невесту после свадебного застолья, зайдёт к ней в комнату и разрешить одеть в свадебный наряд. Помогают одеть невесту обычно три молодые соседки. Соседи села тоже помогают, они забивают животных к застолью и следят за варкой мяса, следят и обслуживают гостей на пиршестве, распоряжаются и следят за всем съестным во время свадьбы. Если у соседей недавно умер близкий человек, то семья жениха посылает к ним уважаемых людей, которые спрашивают разрешения о проведения в свадьбы. Так осетины проявляют искреннее уважение и сострадательность. Наступает день свадьбы. С утра, подкрепившись перед дорогой и помолившись Богу, женихи и один из старших, отправляются со свадебным кортежем за невестой. Кортеж встречают родственники и гости семьи невесты. В руках трех старших три пирога, арака, пиво. Старшие произносят молитву Богу и желают благополучия и вечной любви молодым. Далее все проходят в дом, где устраивают танцы. Старшие первые садятся за стол. На столе обязательно присутствует шея и голова священного бычка, три пирога, шашлык из печени, легких и сердца животного. Хозяева стараются заботиться о гостях, уделяют им большое внимание, предлагают еду и выпивку, если видят, что гости скромничают. Старшие произносят тосты за любовь, за здоровье, за родство и за будущих сыновей, которые прославят Осетию. Далее старшему преподносят блюдо с тремя ребрами и бокалы с выпивкой, которые он передает женщинам-гостьям, кто готовил праздничный стол и старшей женщине в доме. Далее, одевавшие невесту, соседки проводят выкуп невесты. Выкупает молодую шафер. Всё сопровождается смехом и шутками. Ну вот стороны договорились о выкупе, пришла очередь привести невесту. Невеста появляется в сопровождении молодых людей, которые поют песню. Старшие поднимают бокалы и дают напутственные пожелания девушке, также произносят молитвы святым и покровителю путников. Невесту усаживают в свадебный кортеж и отправляют в путь. Но перед тем как невеста еще не уехала молодые люди и мальчики перекрывают ворота двора и не выпускают кортеж без выкупа, которым служит три пирога, курица, арака, деньги, конфеты. Ну вот ворота открыты и невеста покидает родной дом. Есть в Осетии обычай — по дороге свадебные кортежи заезжают в святую рощу Хетага, где молятся святому Уастырджи и просят о главном. Свадебный кортеж подъезжает ко двору жениха с песнями и плясками. Все веселятся и благодарят за удачную дорогу. Старшие приветствуют молодую и провожают в дом. Но пред этим проводят ритуал – в руки невесты дают младенца- мальчика, с пожеланиями, чтобы у нее первым был сын. Далее невеста правой ногой переходит порог дома и три раза кланяется. В это время самая мудрая и старшая женщина произносит молитву Покровителю Мужчин- Лагты Дзуа и обещает, что берет под покровительство невесту. Начинаются танцы, после которых невесту ведут снимать фату. Снимает фату обычно красноречивый юноша, он обводит три раза небольшим флажком, присланный с родительского дома, голову невесты и произносит обрядовые слова. Затем снимает фату, и все любуются лицом невесты. Флажок укрепляют за печкой, где он должен храниться постоянно. Также вместе с флажком из родного дома посылают чашу с медом и топлёным маслом -мыды кус, которую невеста предлагает всем женщинам на свадьбе и свекрови, чтобы отношения их были также сладки. После этого ритуала невесту снова отводят в комнату, где проводят танцы, где обычно она стоит в самом дальнем углу от входа в комнату. Рядом с ней стоят два молодых человека, приехавших с отчего дома, чтобы оберегать её. Также заботиться о невесте и молодая женщина — Ханга Мад, которая предварительно назначается матерью жениха, обычно такая женщина будет невесте самая близкая на протяжении всей последующей жизни. После того, как с невесты сняли фату, её может пригласить на танец молодой парень-смельчак. Танец обычно недолгий, в конце танца парень желает счастья невесте и её жениху и преподносит бокал, в который кладёт в знак благодарности купюру. Вскоре невесту увозят обратно в родной дом. За ней едут жених и шаферы. Семья невесты накрывает стол и ждет жениха. Жених привозит с собой конфеты и сладости и угощает женщин. Его сажают за стол, но он ведёт себя довольно скромно, мало ест и пьет, старается произвести на родственников невесты лучшее впечатление. Во время застолья жених должен попроситься выйти со стола и пойти отблагодарить женщин, которые готовили и накрывали на стол за их труд и гостеприимство. Женщины выпивают из бокалов, потом жених кладёт туда денежки. После все возвращаются за стол. Гости обычно уезжают за полночь. Наутро второго дня на невесту сбегается посмотреть вся детвора. Невеста дарит мальчишкам игрушки, а девчонка заплетает косы. Ближе к обеду из дома невесты привозят приданое невесты. Обычно молодёжь (друзья, подруги невесты) сопровождает приданное, в доме жениха их встречают всем необходимым – застолье, угощения, танцы, песни, которые не смолкают до утра. Раньше жених не мог присутствовать во время свадьбы в собственном доме, а находился у шафера. В настоящее время жених может увидеть невесту на второй день свадьбы. Он приезжает вместе с шафером и парой друзей, с собой он должен иметь три пирога и пиво, которые вручает дорогой. На осетинской свадьбе раньше существовал обычай «кражи невесты», но и сейчас он как никогда актуален. Друзья жениха крадут невесту и отвозят в запланированное место, прихватив с собой различные кушанья со свадьбы. Ночью веселятся, в шутку посмеиваются над женихом, а на утро отправляют молодую к заскучавшему милому. Иногда невесту выкрадывали и на две-три ночи. В ближайшие дни после свадьбы семья жениха приглашает соседей, которые помогали в обслуживании гостей и взяли на себя все хлопоты, снова к себе в дом. Глава дома всех угощает и желает все соседям только праздников и смеха в их домах. Через некоторое время после свадьбы родители жениха приглашают семью невесты к себе в дом. Устраивается застолье, песни и танцы. Так же поступают и родители невесты. После таких приёмов родственники в праве навещать друг друга в любое время и без приглашения.
Особенности
Образ невесты-осетинки обильно украшен символикой. Прежде всего, на нем присутствует символ плодородия, так как главное предназначение женщины – продолжение рода.
Платье невесты украшает вышивка, напоминающая разветвленные рога. Она украшает края одеяния и служит мощным оберегом. Шапочка на голове новобрачной также декорирована оберегами – их вышивают золотыми и серебряными нитями и украшают яркими камнями, предпочтительно – рубинового оттенка.
Платье разделено на три части: верх, середина и низ. В свадебном одеянии осетинский наряд невесты имеет зоны, которые делятся шапочкой, воротом и поясом.
Считалось, что в день свадьбы невеста особенно подвержена проискам нечистой силы и очень уязвима. Именно поэтому особенностью свадебного платья считается обилие оберегов и защитных символов.
Немного о тайном визите
Традиции осетинской свадьбы многообразны. Одним из обрядов является тайный визит в дом девушки жениха с друзьями. В обязательном порядке должен присутствовать старший, который уже находится в браке, и младший шафер. После тайного визита эти люди становятся братьями невесты. Они дают согласие о том, что будут оберегать девушку всю жизнь.
Во время визита в соседнем помещении находятся родные избранницы. Как только они произнесут несколько тостов, в комнату войдет будущий супруг с шаферами. Женщины обслуживают мужчин. Они должны налить полные бокалы вина. А после того, как мужчины их опустошат, они вкладывают туда деньги.
В день тайного визита зять одаривает тещу конфетами, а будущей супруги вручает свадебное платье и обручальное кольцо.
Цвета и ткани
Кафтанчик в традиционных нарядах шьется из дорогих натуральных тканей. Преимущественно это шелк, атлас или же бархат. Борта кафтана, подол и ворот украшены галуном и золотой вышивкой. На поясе также могли быть разнообразные элементы декорирования. Под кафтаном на новобрачной надета ситцевая или шелковая рубаха желтого или красного цвета. Корсет под кафтан шьется из шелка, сложенного в несколько слоев.
Распашное свадебное платье первоначально шилось из красной материи. Но мода внесла свои коррективы. Сегодня осетинский наряд невесты выполнен в светлых тонах с яркими элементами. Можно встретить осетинок в кремовых, голубых, розовых свадебных платьях. Но все же большинство девушек предпочитают белоснежные свадебные национальные убранства из дорогих материалов.
Проект «Осетинский национальный мужской костюм»
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Глава 1.
Осетины – одна из народностей Северного Кавказа ………
Глава 2.
Национальный осетинский мужской костюм …………….
Национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он несет в себе особенности традиций, обычаев и духовной культуры народа.
В своей работе мы показали самобытность национального мужского костюма.
Предмет исследования –
национальный осетинский мужской костюм.
Анализ литературы и материалов сайтов в Интернете.
Наблюдения и беседы.
Цель работы – исследовать историю и особенности национального осетинского мужского костюма.
Основные задачи исследования:
— изучить литературу по истории народностей и их костюмов;
— дать характеристику отдельным частям осетинского мужского
— исследовать уровень знаний учащихся 2-х классов на предмет знания
осетинского мужского костюма;
— подготовить презентацию работы.
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа.
На Северном Кавказе живет ираноязычный народ – осетины. Они являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Численность осетин – более 600 тыс. человек в мире (в Республике Северной Осетии — Алании 335 тыс. человек). Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия — Алания, с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации.
Разновидности
Несмотря на строгое требование присутствия в осетинском свадебном платье всех обязательных элементов, у невесты все равно есть право выбора. Она может примерить убранство, где рукава узкие или расклешенные. Может заменить традиционную ткань свадебной одежды на более современную. К примеру, классическое белое осетинское платье невесты из дорогого гипюра или фатина своим фасоном полностью повторит исторические требования наряда осетинской невесты.
Приход за суженой
Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.
Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.
Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.
Аксессуары и обувь
Свадебное осетинское платье украшено драгоценными камнями, серебром и вышивкой. Это делает наряд не только богатым, роскошным, но и довольно тяжелым. Драгоценные камни, стоит заменить декоративными искусственными элементами. Например: камни Сваровски, стразы, жемчуг или бисер.
Наряд традиционно должен идти с серебряным поясом. Его украшает орнамент с позолотой и тиснение. Также пояс может быть декорирован камнями красных оттенков.
На ноги осетинская невеста обувает чувяки – мягкую национальную обувь, пошитую из натуральных тканей. Следуя строго традициям, чувяки должны быть, сделаны из цельного куска сафьяна и украшены национальным орнаментом. Узоры вышиваются золотыми и серебряными нитями.
Фата на невесте может быть заменена прозрачным платком. Он надевается поверх шапочки и полностью прячет лицо девушки. После церемонии бракосочетания этот платок снимают, а вместо него шапочку покрывает красный бархатный отрезок ткани.
Функции пояса и шапки в свадебном наряде
Пояс надевался поверх распашного платья и носился девушкой с периода, когда разрешалось сватовство. Все такие изделия отличались по качеству, форме, материалу, зависели от достатка семьи. Серебряные пояса передавались из одного поколения в другое. Этот аксессуар защищал невесту от злых взглядов. Шапочки в форме усеченного пояса с золотой растительной вышивкой защищали от порчи, а также символизировали высокое положение невесты на осетинском свадебном торжестве.
Осетинский национальный костюм мужской и женский
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.