«Хотел жить со мной и иметь красивую ляльку на стороне»: первая жена Бондарчука Инна Макарова не простила ему измены


Студент театрального училища и начинающий актер

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в украинской деревне Белозерка. Его мать Татьяна Бондарчук работала в колхозе, а отец Федор Бондарчук был рабочим. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехали в Таганрог, а затем в Ейск. Еще в школе будущий режиссер мечтал стать актером и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях, первым из которых была постановка «Джек и золотая табакерка» по одноименной английской сказке.

В 1938 году Сергей Бондарчук закончил школу. Отец хотел, чтобы он стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Он отправился в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции (сейчас Московский академический театр имени Вл. Маяковского). Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актерского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища. Там будущий режиссер отлично учился и параллельно играл в местном театре. Актриса Нонна Мордюкова, которая дружила с сестрой Бондарчука, писала: «Мы еще учились в школе, а он уже был студентом театрального училища в Ростове и присылал оттуда фотографии в ролях. В каких — забыла, но всегда на карточках он выглядел красавцем прямо-таки сногсшибательным».

Сергей Бондарчук — биография советского актёра и гениального режиссёра

Родился Сергей Бондарчук в непростое послереволюционное время в обычной крестьянской семье в украинском селе Белозёрки Херсонской области 25 сентября 1920 г. Его отец был красноармейцем и на момент рождения сына находился на службе. Мама была верующим человеком, крестила сына в Благовещенском монастыре и дала имя в честь Сергея Радонежского.

Детство Сергея прошло в Таганроге, где он и начал театральную деятельность, посещая театральный кружок. После переезда семьи в Ейск, он не оставил своего увлечения и принимал участие в спектаклях Ейского драмтеатра.

Поступая во ВГИК, Сергей Фёдорович по сути являлся профессиональным актёром, но на региональном уровне. До 1942 г он был актёром Театра Красной Армии в городе Грозном и имел диплом об окончании Ростовского театрального училища. Заканчивать обучение во ВГИКе пришлось после войны, перерыв в учёбе зависел не от него, потому что, как и все достойные мужчины военного времени, он защищал Родину.

Сергей Бондарчук — ученик Сергея Герасимова

Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел — в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена, в том числе «За оборону Кавказа». После войны Бондарчук продолжил карьеру в армии, служил под Москвой, но вскоре решил вернуться к актерской работе. В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Будущий режиссер пришел на прослушивание и прочитал отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». За выступление он получил отличные оценки от приемной комиссии и был зачислен на третий курс института.

«Он прочитал нам гоголевскую «Птицу-тройку» и заворожил своим голосом: с переливами, с оттенками. Богатство, красота интонаций и глубина глаз притягивали к нему мгновенно, ему, казалось, и делать, играть ничего не надо — просто сказать фразу, посмотреть, и сразу веришь ему, попадаешь в плен его личностного обаяния»

Актриса Клара Лучко, «Кому повем печаль мою?..» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)

На курсе Сергей Бондарчук был одним из лучших студентов. Часто его приглашали играть в студенческих спектаклях и выступать на отчетных концертах. Сценарист Василий Соловьев, который в то же время учился во ВГИКе, писал: «Впечатление было поразительным — он не походил на студента. Это был мощный человек, хотя было ему всего, или уже — двадцать семь лет». В это же время режиссер Сергей Герасимов решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». На роль одного из членов одноименной организации Бондарчук не подходил по возрасту. Однако Герасимов разрешил своему студенту самому выбрать любую другую роль в картине.

После «Молодой гвардии» Сергея Бондарчука стали звать в кино. Поначалу он снимался только в эпизодах, но в 1950 и 1951 годах он исполнил главные роли в картинах «Кавалер Золотой Звезды» и «Тарас Шевченко». За второй фильм в 1952 году году он получил Сталинскую премию первой степени и звание народного артиста СССР. Василий Лановой писал: «Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошёл в золотой фонд нашего киноискусства».

В следующие несколько лет Бондарчуку стали часто давать главные роли. В 1955 году он сыграл доктора Дымова в «Попрыгунье» Самсона Самсонова, кораблестроителя в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» и Отелло в одноименной картине Сергея Юткевича по пьесе Уильяма Шекспира. Последняя лента принесла артисту славу за рубежом. «Отелло» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и получил приз за лучшую режиссуру.

Сергей Бондарчук. Творческий путь актёра и режиссёра

В оте­че­ствен­ном кино боль­шое собы­тие — 25 сен­тяб­ря 2020 года отме­ча­ет­ся сто лет со дня рож­де­ния Сер­гея Бон­дар­чу­ка, авто­ра филь­мов «Судь­ба чело­ве­ка» (1959), «Вой­на и мир» (1967) и «Они сра­жа­лись за Роди­ну» (1975). К тор­же­ствен­ной дате запла­ни­ро­ва­но мно­го кино­по­ка­зов и меро­при­я­тий, вый­дут доку­мен­таль­ные филь­мы. VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет био­гра­фию мэт­ра совет­ско­го кино­экра­на и рас­ска­зы­ва­ет, за какую роль он полу­чил Ста­лин­скую пре­мию пер­вой сте­пе­ни, с кем он сопер­ни­чал за пра­во экра­ни­зи­ро­вать «Вой­ну и мир» и поче­му из-за Бон­дар­чу­ка Стэн­ли Куб­ри­ку при­шлось отка­зать­ся от филь­ма о Наполеоне.

На войну из театрального училища

Сер­гей Бон­дар­чук родил­ся 25 сен­тяб­ря 1920 года в селе Бело­зёр­ка, сей­час это Хер­сон­ская область Укра­и­ны. Его отец, Фёдор Пет­ро­вич Бон­дар­чук, был ком­му­ни­стом-два­дца­ти­пя­ти­ты­сяч­ни­ком. Он вхо­дил в чис­ло пере­до­вых город­ских рабо­чих-доб­ро­воль­цев, кото­рых отпра­ви­ли на вспо­мо­га­тель­ные рабо­ты в кол­хо­зы и МТС. После рож­де­ния сына семья пере­еха­ла в Таган­рог, а затем в Ейск, где Бон­дар­чук окон­чил сред­нюю шко­лу. С 1937 по 1938 год он высту­пал в Ейском дра­ма­ти­че­ском теат­ре. В 1937 году Сер­гей посту­пил в Ростов­ское теат­раль­ное учи­ли­ще. Актри­са Нон­на Мор­дю­ко­ва, кото­рая тес­но обща­лась с семьёй Бон­дар­чу­ка, так писа­ла о нача­ле его твор­че­ско­го пути:

«Мы ещё учи­лись в шко­ле, а он уже был сту­ден­том теат­раль­но­го учи­ли­ща в Росто­ве и при­сы­лал отту­да фото­гра­фии в ролях. В каких — забы­ла, но все­гда на кар­точ­ках он выгля­дел кра­сав­цем пря­мо-таки сногсшибательным».

В 1941 году Сер­гей Бон­дар­чук запи­сал­ся доб­ро­воль­цем в Крас­ную армию. До 1942 года он рабо­тал актё­ром Теат­ра Крас­ной Армии в Гроз­ном. О фрон­то­вых рас­ска­зах мужа вспо­ми­на­ет Ири­на Скобцева:

«Была страш­ная фугас­ная ата­ка на Гроз­ный. Каза­лось, что зем­ля горит и желе­зо пла­вит­ся. Сто­ял жут­кий запах горе­ло­го чело­ве­че­ско­го мяса. Сер­гей укрыл­ся в око­пе, кото­рый в любую секун­ду мог стать его моги­лой. Неожи­дан­но к краю око­па подо­шла соба­ка, опа­лён­ная, в язвах, с пере­би­тым хво­стом. „Сей­час точ­но набро­сит­ся“, — решил Сере­жа. Они встре­ти­лись гла­за­ми и дол­го-дол­го смот­ре­ли друг на дру­га. Взгляд этой соба­ки, пол­ный ужа­са, Сер­гей Фёдо­ро­вич запом­нил на всю жизнь. Поз­же в одной из сцен „Вой­ны и мира“ он снял гла­за вол­ка, кото­рый так­же смот­рел на людей как на чудовищ».

Побе­ду Бон­дар­чук встре­тил в Тал­лине. После вой­ны про­дол­жил карье­ру в армии, слу­жил под Моск­вой, но вско­ре решил вер­нуть­ся к актёр­ской рабо­те — нуж­но было учить­ся. В 1947 году Сер­гей Бон­дар­чук про­шёл всту­пи­тель­ные испы­та­ния в мастер­скую Сер­гея Гера­си­мо­ва во ВГИК. За отлич­ные отмет­ки от при­ём­ной комис­сии его зачис­ли­ли сра­зу на тре­тий курс. Актри­са Кла­ра Луч­ко, при­сут­ство­вав­шая при про­слу­ши­ва­нии, вспоминает:

«Он про­чи­тал нам гого­лев­скую „Пти­цу-трой­ку“ и заво­ро­жил сво­им голо­сом: с пере­ли­ва­ми, с оттен­ка­ми. Я бы срав­ни­ла его голос с хоро­шим вином, кото­рое доста­точ­но поню­хать, и от одних аро­ма­тов может закру­жить­ся голо­ва, неда­ром же дегу­ста­то­ры гово­рят: букет. А у Серё­жи Бон­дар­чу­ка такой „букет“ в голо­се был. Богат­ство, кра­со­та инто­на­ций и глу­би­на глаз при­тя­ги­ва­ли к нему мгно­вен­но, ему, каза­лось, и делать, играть ниче­го не надо — про­сто ска­зать фра­зу, посмот­реть, и сра­зу веришь ему, попа­да­ешь в плен его лич­ност­но­го оба­я­ния. А ведь он чело­век нелю­ди­мый, из поро­ды мол­чу­нов, на вопро­сы отве­чал одно­слож­но, боль­ше бурчал».

В это же вре­мя Сер­гей Гера­си­мов, имя кото­ро­го сей­час носит ВГИК, решил экра­ни­зи­ро­вать роман Алек­сандра Фаде­е­ва «Моло­дая гвар­дия». На роль одно­го из чле­нов одно­имён­ной орга­ни­за­ции Бон­дар­чук не под­хо­дил по воз­рас­ту. Одна­ко Гера­си­мов раз­ре­шил сту­ден­ту само­му выбрать любую дру­гую роль в кар­тине. Сер­гей выбрал роль Валь­ко, и фильм «Моло­дая гвар­дия» (1948) стал пер­вым в его кине­ма­то­гра­фи­че­ской карьере.

Народный артист СССР

Извест­ность при­шла к Бон­дар­чу­ку после глав­ной роли в филь­ме «Тарас Шев­чен­ко» (1951). За неё он полу­чил Ста­лин­скую пре­мию пер­вой сте­пе­ни. Васи­лий Лано­вой вспоминает:

«Рас­кры­ти­ем на экране обра­за Тара­са Гри­го­рье­ви­ча Шев­чен­ко Бон­дар­чук заявил себя как побе­ди­тель и сра­зу вошёл в золо­той фонд наше­го киноискусства».

В 1952 году Сер­гею Фёдо­ро­ви­чу при­суж­да­ют зва­ние народ­но­го арти­ста СССР. Про­тек­цию ему соста­вил лич­но Иосиф Ста­лин, впе­чат­лён­ный актёр­ским мастер­ством. Имен­но поэто­му заслу­жен­ный артист РСФСР Сер­гей Бон­дар­чук, минуя зва­ние «Народ­ный артист РСФСР», сра­зу полу­чил ста­тус «Народ­ный артист СССР».

С этой стра­ни­цей его био­гра­фии свя­зан полу­ми­фи­че­ский сюжет. Одна­жды после поста­нов­ки, в театр позво­нил Васи­лий Ста­лин. В труб­ку он ска­зал, что­бы Бон­дар­чук гото­вил «пол-лит­ра за сюр­приз» и ехал в ресто­ран «Араг­ви». Сер­гей поду­мал, что это розыг­рыш, но в зна­ме­ни­тый ресто­ран на Твер­ской пло­ща­ди поехал. Там его про­во­ди­ли в отдель­ную ком­на­ту, где дей­стви­тель­но сидел Васи­лий Ста­лин и фут­бо­лист Все­во­лод Боб­ров. Васи­лий поло­жил на стол жур­нал «Ого­нёк», где на пер­вой стра­ни­це был порт­рет Сер­гея Бон­дар­чу­ка в сце­ни­че­ском обра­зе Шев­чен­ко. Вни­зу была над­пись «Заслу­жен­ный дея­тель искусств РСФСР Сер­гей Бон­дар­чук». Это зва­ние было пере­чёрк­ну­то руч­кой, а свер­ху напи­са­но «Народ­ный артист СССР». И под­пись — «И. Сталин».

Сер­гею Фёдо­ро­ви­чу тогда был 31 год. Он стал одним из самых моло­дых обла­да­те­лей зва­ния «Народ­ный артист СССР». Милость пра­ви­тель­ства надол­го осве­ти­ла жизнь кино­де­я­те­ля. Коли­че­ство же вра­гов начи­на­ло увеличиваться.

В 1956 году Миха­ил Шоло­хов в газе­те «Прав­да» опуб­ли­ко­вал рас­сказ «Судь­ба чело­ве­ка». Через неко­то­рое вре­мя Сер­гея Бон­дар­чу­ка при­гла­си­ли озву­чить его для про­грам­мы по радио. Испол­не­ние арти­ста услы­шал сам Шоло­хов и вос­тор­жен­но писал Бондарчуку:

«Теперь я не пред­став­ляю дру­го­го арти­ста, кото­рый мог бы так про­честь: вы про­чи­та­ли луч­ше, чем я написал».

В это же вре­мя Сер­гей Бон­дар­чук искал под­хо­дя­щий сце­на­рий режис­сёр­ской рабо­ты и в ито­ге решил оста­но­вить­ся на «Судь­бе чело­ве­ка». Фильм вышел на экра­ны в 1959 году, стал кас­со­вым хитом и луч­шим филь­мом года по опро­су жур­на­ла «Совет­ский экран», взял награ­ды на Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле, в Кар­ло­вых Варах и Мель­бурне, а Сер­гей Фёдо­ро­вич полу­чил Ленин­скую премию.

Триумф «Войны и мира»

В нача­ле 1960‑х годов сов­па­ло сра­зу два обсто­я­тель­ства: при­бли­жа­лось 150-летие Боро­дин­ской бит­вы, а в 1959 году на экра­ны СССР вышел аме­ри­кан­ский фильм «Вой­на и мир». Гран­ди­оз­ный успех гол­ли­вуд­ской кар­ти­ны заста­вил руко­во­ди­те­лей совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа заду­мать­ся об экра­ни­за­ции рома­на, ведь един­ствен­ная кине­ма­то­гра­фи­че­ская поста­нов­ка «Вой­ны и мира» в Рос­сии была осу­ществ­ле­на до это­го лишь в 1915 году режис­сё­ром Яко­вом Протазановым.

С Сер­ге­ем Бон­дар­чу­ком за пра­во осу­ще­ствить госу­дар­ствен­ный заказ сопер­ни­чал клас­сик соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, осно­ва­тель Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов СССР Иван Пырьев. Выби­рать долж­на была комис­сия мини­стер­ства куль­ту­ры СССР во гла­ве с Ека­те­ри­ной Фур­це­вой, но Пырьев зара­нее снял свою кан­ди­да­ту­ру. Впо­след­ствии меж­ду дву­мя режис­сё­ра­ми воз­ник­ла раз­молв­ка, и до кон­ца жиз­ни Пырье­ва они не здо­ро­ва­лись друг с другом.

Пошив костю­мов кури­ро­ва­ло мини­стер­ство лёг­кой про­мыш­лен­но­сти СССР, лоша­дей и воин­ские под­раз­де­ле­ния для съё­моч­ной груп­пы предо­ста­ви­ло мини­стер­ство обо­ро­ны СССР. Во вре­мя рабо­ты над филь­мом сфор­ми­ро­вал­ся отдель­ный кине­ма­то­гра­фи­че­ский кава­ле­рий­ский полк в соста­ве око­ло 1500 всад­ни­ков, кото­рый впо­след­ствии сни­мал­ся во мно­гих дру­гих оте­че­ствен­ных филь­мах: «Белое солн­це пусты­ни» (1970), «Бег» (1970), «Бит­ва за Моск­ву» (1985), «Сибир­ский цирюль­ник» (1998).

Эпи­зо­ды Шен­гра­бен­ско­го и Аустер­лиц­ко­го сра­же­ний 1805 года сни­ма­ли в Закар­па­тье, натур­ные съём­ки Боро­дин­ско­го сра­же­ния — воз­ле горо­да Доро­го­буж в Смо­лен­ской обла­сти, неда­ле­ко от реаль­ной Ста­рой Смо­лен­ской доро­ги. Съём­ки бит­вы нача­ли 25 авгу­ста 1963 года — в день 151‑й годов­щи­ны Боро­дин­ско­го сра­же­ния. В мас­сов­ке было задей­ство­ва­но око­ло 15 тысяч чело­век пехо­ты, в кава­ле­рии был полк в 950 сабель. На поста­нов­ку бата­лии израс­хо­до­ва­ли 23 тон­ны взрыв­чат­ки и 40 000 лит­ров керо­си­на, 15 000 руч­ных дымо­вых гра­нат, 2000 шашек и 1500 снарядов.

Во вре­мя рабо­ты над филь­мом созда­те­ли при­бе­га­ли к нова­тор­ским при­ё­мам. Съём­ки неко­то­рых сцен Боро­дин­ско­го сра­же­ния велись с помо­щью каме­ры, кото­рую укре­пи­ли на канат­ной доро­ге дли­ной 120 мет­ров, про­тя­ну­той над полем. Про­ле­тая на высо­те, каме­ра сни­ма­ла «с летя­ще­го пушеч­но­го ядра». Для погру­же­ния в атмо­сфе­ру пер­во­го бала Ната­ши Росто­вой опе­ра­тор Ана­то­лий Пет­риц­кий встал на роли­ко­вые конь­ки, а асси­стент пере­дви­гал его сре­ди валь­си­ру­ю­щих пар. Эти при­ё­мы вошли в доку­мен­таль­ный фильм о ходе съё­мок кино­лен­ты, кото­рый до сих пор исполь­зу­ют как учеб­ный мате­ри­ал для операторов.

Два­жды во вре­мя рабо­ты над кино­э­по­пе­ей «Вой­на и мир» Сер­гей Бон­дар­чук пере­жи­вал кли­ни­че­скую смерть. Пер­вый раз в июле 1964 года, когда шли пави­льон­ные съём­ки. Вто­рой сер­деч­ный при­ступ был в июне 1965-го, когда пер­вые две серии спеш­но гото­ви­лись к пре­мьер­но­му пока­зу в Крем­лёв­ском Двор­це съез­дов. 14 мар­та 1966 года в кино­те­ат­ре «Рос­сия» состо­я­лась пре­мье­ра пер­вой серии филь­ма «Вой­на и мир: Андрей Бол­кон­ский». В про­ка­те 1966 года она собра­ла ауди­то­рию в 58 мил­ли­о­нов зрителей.

15 апре­ля 1969 года в Лос-Андже­ле­се на цере­мо­нии вру­че­ния пре­мии «Оскар» за 1968 год фильм «Вой­на и мир» полу­чил награ­ду за луч­ший фильм на ино­стран­ном язы­ке, опе­ре­див рабо­ты Мило­ша Фор­ма­на и Фран­с­уа Трюф­фо. В июне 1969 года, в раз­гар про­ка­та в США, аме­ри­кан­ский кино­кри­тик Род­жер Эберт писал:

«Бон­дар­чу­ку уда­лось удер­жать­ся на тон­кой гра­ни меж­ду зре­лищ­ным, чело­веч­ным и интел­лек­ту­аль­ным. Даже самые про­дол­жи­тель­ные и кро­ва­вые баталь­ные сце­ны не утом­ля­ют, а при­ко­вы­ва­ют взгляд. Бон­дар­чук доно­сит до зри­те­ля все дета­ли эпи­че­ской дра­мы, не про­иг­ры­вая в зре­лищ­но­сти и одно­вре­мен­но посто­ян­но воз­вра­ща­ясь к фун­да­мен­таль­ной теме Тол­сто­го — людям, попав­шим в жер­но­ва истории».

На цере­мо­нии награж­де­ния Сер­гей Бон­дар­чук отсут­ство­вал, награ­ду полу­ча­ла хруп­кая Люд­ми­ла Саве­лье­ва, испол­ни­тель­ни­ца роли Ната­ши Росто­вой. Сер­гей Фёдо­ро­вич был занят рабо­той над новым про­ек­том — ита­льян­ский про­дю­сер Дино Де Лау­рен­тис пред­ло­жил ему снять исто­ри­че­ский фильм о Напо­леоне. В кар­ти­ну уда­лось при­влечь целое созвез­дие актё­ров из раз­ных стран — СССР, Ита­лии, Фран­ции, Кана­ды, Вели­ко­бри­та­нии и США. Даже в неболь­ших эпи­зо­дах заня­ты звёзд­ные актё­ры. По-насто­я­ще­му круп­ных ролей в филь­ме толь­ко две — это Напо­ле­он (Род Стай­гер) и фельд­мар­шал Вел­линг­тон (Кри­сто­фер Плам­мер), все осталь­ные пер­со­на­жи полу­ча­ют роли лишь в неболь­ших, зача­стую ото­рван­ных друг от дру­га эпизодах.

Фильм «Ватер­лоо» 1970 года про­ва­лил­ся в про­ка­те, собрав 3 мил­ли­о­на дол­ла­ров при бюд­же­те в 25 мил­ли­о­нов. Столь круп­ный про­вал заста­вил меж­ду­на­род­ных про­дю­се­ров отвер­нуть­ся от поста­но­вок костю­ми­ро­ван­ных баталь­ных кино­лент. По этой при­чине дру­гой вид­ный режис­сёр, Стэн­ли Куб­рик, был вынуж­ден свер­нуть рабо­ты над филь­мом о Наполеоне.

«Они сражались за родину» и другие поздние работы

В 1975 году к 30-летию Побе­ды в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне Сер­гей Фёдо­ро­вич экра­ни­зи­ро­вал роман Миха­и­ла Шоло­хо­ва «Они сра­жа­лись за Роди­ну». В филь­ме сни­ма­лись Васи­лий Шук­шин, Вяче­слав Тихо­нов, сам Сер­гей Бон­дар­чук, Геор­гий Бур­ков, Юрий Нику­лин, Нон­на Мордюкова.

Пря­мо во вре­мя съё­мок ушёл из жиз­ни Васи­лий Шук­шин. В трёх недо­сня­тых сце­нах вме­сто него при­шлось задей­ство­вать дру­го­го актё­ра — сокурс­ни­ка Шук­ши­на Юрия Соло­вьё­ва. Мест­ные жите­ли, участ­во­вав­шие в эпи­зо­дах, вспо­ми­на­ют слож­ный пери­од съё­мок, соро­ка­гра­дус­ную жару и пове­де­ние съё­моч­ной группы:

«Усло­вия были ужас­ные. Мело­вая пыль, жара. Всех пона­ча­лу уди­ви­ло, что актё­ры про­сты­ми в жиз­ни ока­за­лись. Нико­гда ни на что не жало­ва­лись. Как-то пере­рыв был неболь­шой в съём­ках. Мимо семе­ни­ли паца­ня­та с удоч­ка­ми на Дон. Юрий Нику­лин и напро­сись с ними, мол, удоч­ку дади­те. Так вере­ни­цей и шли. Толь­ко ско­ро ребя­та все сна­сти побро­са­ли — за живо­ты схва­ти­лись — это им Нику­лин анек­до­ты стал рас­ска­зы­вать. Потом и на рыбал­ке самой так. Он один сидел с удоч­кой — осталь­ные от сме­ха ката­лись! Какая там рыбалка!».

Сти­ли­сти­ка филь­ма во мно­гом шла враз­рез с при­ня­тым пом­пез­но-офи­ци­оз­ным изоб­ра­же­ни­ем вой­ны. Кино­кар­ти­на «Они сра­жа­лись за Роди­ну» пока­зы­ва­ла горь­кое и дра­ма­ти­че­ское отступ­ле­ние совет­ских войск в 1942 году с точ­ки зре­ния самих солдат.

Посто­ян­ные съём­ки, разъ­ез­ды, обра­бот­ка филь­мов отни­ма­ли у Сер­гея Бон­дар­чу­ка вре­мя на семью и детей. Ири­на Скоб­це­ва, вспо­ми­на­ет, каким он был в семей­ной жизни:

«Жизнь наша была коче­вая: всё вре­мя на съём­ках, дети Алён­ка и Федя нахо­ди­лись под опе­кой моих роди­те­лей. Как-то Сер­гей Фёдо­ро­вич пошёл на рынок, купил крас­ных яблок. Ночью залез на дере­во под окном и на ниточ­ки при­вя­зал их к вет­кам. Как буд­то они за ночь вырос­ли. Это был уди­ви­тель­но­го талан­та чело­век, к чему бы он ни при­ка­сал­ся. Абсо­лют­но непри­хот­ли­вый в быту. Он нико­му не достав­лял неудобств».

Пере­лом­ный момент в судь­бе Сер­гея Бон­дар­чу­ка насту­пил после исто­ри­че­ско­го пято­го съез­да Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов, кото­рый про­шёл в мае 1986 года в Крем­ле. Кино­кри­тик Андрей Пла­хов, деле­гат съез­да и самый моло­дой его спи­кер, так оце­ни­ва­ет ито­ги съезда:

«Прес­са нача­ла зада­вать­ся вопро­сом, поче­му не поль­зу­ют­ся зри­тель­ским успе­хом ста­тус­ные совет­ские филь­мы: идео­ло­ги­че­ски пра­виль­ные, они ока­зы­ва­лись ком­мер­че­ски про­валь­ны­ми, на них сго­ня­ли сол­дат или школь­ни­ков, а в отчёт­ных циф­рах посе­ща­е­мо­сти прак­ти­ко­ва­лись при­пис­ки. Пятый съезд кине­ма­то­гра­фи­стов СССР, отно­ше­ние к кото­ро­му было и оста­ёт­ся неод­но­знач­ным, сме­нил руко­вод­ство сою­за, фак­ти­че­ски покон­чил с пар­тий­ной цен­зу­рой в кино, снял с пол­ки десят­ки филь­мов и объ­явил пере­ход про­ка­та на рыноч­ные рельсы».

Ход исто­рии сме­нил ста­рых кино­де­я­те­лей све­жи­ми даро­ва­ни­я­ми, Сер­гей Бон­дар­чук вме­сте с осталь­ны­ми авто­ра­ми «ста­рой шко­лы» был вынуж­ден сой­ти с пути моло­дых твор­цов. Силы кине­ма­то­гра­фи­стов во гла­ве с новым пред­се­да­те­лем Эле­мом Кли­мо­вым были бро­ше­ны на вос­ста­нов­ле­ние «полоч­ных» филь­мов, кото­рые рань­ше не про­пус­ка­ла цензура.

Замы­сел тре­тьей экра­ни­за­ции Шоло­хо­ва воз­ник у Сер­гея Бон­дар­чу­ка дав­но. Вопло­щать его в жизнь при­хо­ди­лось в тяжё­лое вре­мя. Совет­ские зри­те­ли пом­ни­ли бли­ста­тель­ную рабо­ту Сер­гея Гера­си­мо­ва «Тихий Дон» 1957 года. Актёр Евге­ний Самой­лов вспо­ми­на­ет диа­лог учи­те­ля и ученика:

«Дай мне спо­кой­но уме­реть, Серё­жа, а потом сни­май так, как ты думаешь».

Что делал Бон­дар­чук с рома­ном «Тихий Дон», было извест­но мало. Рабо­та над сери­а­лом, кото­рая дли­лась два года, была пре­рва­на сме­ной вла­сти в Рос­сии и банк­рот­ством ита­льян­ско­го про­дю­се­ра. На всё иму­ще­ство про­дю­сер­ско­го цен­тра был нало­жен арест, в том чис­ле и на 160 тысяч мет­ров отсня­той плён­ки. Выку­пить у Ита­лии кино­ма­те­ри­а­лы уда­лось Кон­стан­ти­ну Эрн­сту для «Пер­во­го кана­ла» лишь в 2005 году, фильм закан­чи­вал Фёдор Бондарчук.

В послед­нем при­жиз­нен­ном интер­вью Сер­гей Фёдо­ро­вич Бон­дар­чук кажет­ся очень живым, он дей­стви­тель­но полон сил. Он ста­ра­ет­ся не ругать совре­мен­ни­ков за то, что они сме­сти­ли его с кино­экра­на, за то, что осви­ста­ли. Режис­сёр гово­рит раз­ме­рен­но, вкрат­це делит­ся дета­ля­ми рабо­ты над сце­на­ри­я­ми, шутит.

Сер­гей Бон­дар­чук скон­чал­ся 20 октяб­ря 1994 года в Москве от инфарк­та мио­кар­да. Перед смер­тью его испо­ве­до­вал и при­ча­стил иеро­мо­нах Тихон (Шев­ку­нов).

Поделиться

Режиссерский дебют — картина «Судьба человека»

В 1956 году Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и прислал Бондарчуку телеграмму, в которой написал: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на «Судьбе человека».

«Прочитал [«Судьбу человека»] — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни»

Сергей Бондарчук о рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» (по журналу «Советский экран», 1987 год)

Бондарчук долго не мог получить разрешение на съемки. В Союзе кинематографистов его считали хорошим актером, но не думали, что он сможет сам снять достойный фильм. Однако вскоре режиссер получил разрешение и в июле 1958 года приступил к съемкам. Отсняли картину быстро — всего за семьдесят четыре дня. Главную роль в «Судьбе человека» исполнил сам Бондарчук. Фильм вышел на экраны в следующем 1959 году и стал очень популярным. Его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях «Судьба человека» удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. В 1960 году за эту ленту Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию.

«Первый фильм Бондарчука-режиссёра получил Ленинскую премию. Более того, «Судьба человека» ошеломила весь мир. Бондарчук в своём фильме ответил на вопросы: почему и как мы победили. Но для меня, прошедшего фронт и провалявшегося потом два года по госпиталям, «Судьба человека» дорога тем, что в ней ясно показано: Отечественная война была народной войной, которую выиграли и фронт, и тыл. Здесь вроде бы судьба одного человека, но содержание жизни этого человека, этого народного характера — всеобъемлюще»

Сценарист Василий Соловьев, «Война и мир» и мы» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)

Оскароносный режиссер — киноэпопея «Война и мир»

Сергей Бондарчук (второй справа) на съемках своего художественного фильма «Война и мир». Фотография: museikino.ru

Вскоре после успеха «Судьбы человека» министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Сергею Бондарчуку и Ивану Пырьеву экранизировать роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Иван Пырьев снимать картину отказался. А Бондарчук ради этого фильма отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».

Сценарий для эпопеи Бондарчук написал совместно с Василием Соловьевым. Режиссер говорил: «Надо, чтоб все поняли — не себя при помощи Толстого мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе».

Режиссер долго подбирал актеров для фильма, отказывал знаменитым артистам и устраивал длительные пробы. Чтобы найти исполнительницу роли Наташи Ростовой, он даже опубликовал в газетах объявление. Однако подходящую кандидатуру заметил сценарист Василий Соловьев в Ленинградском балетном училище, и на роль утвердили Людмилу Савельеву. Сам Сергей Бондарчук сыграл в «Войне и мире» Пьера Безухова. Василий Соловьев вспоминал: «Сергей был убеждён, что Пьер — это и есть картина. Он — её звучание. Всё понимание Толстым и жизни, и Бога идет через Пьера. В итоге ему пришлось самому и Пьера играть, и «от автора» толстовский текст читать».

Над экранизацией Бондарчук работал очень тщательно: несколько раз ездил в Ясную поляну, изучил рукописи Толстого, консультировался с научными работниками, чтобы в точности воспроизвести наряды, обмундирование войск, обстановку имений. В экранизации использовали как подлинные предметы начала XIX века, так и копии, которые изготовили специально для картины.

Съемки эпопеи продолжались около шести лет. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовало около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Для эпизодов изготовили свыше пятисот тысяч холостых патронов.

«В создании всех этих исторических костюмов, военной техники, снаряжения и реквизита участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. На киноэпопею «Война и мир» с мастерством и вдохновением работала вся наша, тогда огромная, нерушимая страна»

Директор картины «Война и мир» Николай Иванов (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)

Сергей Бондарчук долго искал и композитора для фильма. На это место претендовали Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов, но режиссер выбрал студента консерватории Вячеслава Овчинникова. Василий Соловьев писал: «Композитор, как правило, появляется на фильме, когда отснята значительная часть, смотрит материал, и, согласуясь с увиденным, пишет музыку. У нас — наоборот — некоторые эпизоды Бондарчук снимал уже под сочиненную Овчинниковым музыку».

Съемки дались Бондарчуку тяжело, от стресса он даже пережил клиническую смерть. Руководство «Мосфильма» потребовало в срочном порядке готовить первую серию, чтобы показать ее на Московском международном кинофестивале 1965 года. Съемочной группе пришлось остановить работу над фильмом и заняться монтажом и озвучкой. В процессе у Бондарчука остановилось сердце — его с трудом спасли врачи.

Первая серия эпопеи вышла на экраны в 1966 году и стала лидером проката. Следующие три части «Войны и мира» показали в 1967 году. Фильм был очень популярен. Четыре серии эпопеи в совокупности посмотрело свыше 135 миллионов зрителей. Картина завоевала признание и за рубежом. «Война и мир» получила несколько престижных наград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.

Судьба Бондарчука. К 100-летию самого титулованного режиссера Советского Союза

Отец его был рабочим и бывшим моряком, отправленным в числе «25-тысячников» поднимать колхозы. Это были коммунисты-рабочие, которых большевики отправили в советские сёла и деревни для того, чтобы перетянуть крестьянство на свою сторону. Бондарчук позже не раз говорил, что судьба его отца во многом перекликается с судьбой Семёна Давыдова — главного героя романа Михаила Шолохова «Поднятая целина».

Шолохов в судьбе Сергея Фёдоровича сыграл решающую рол.

День в истории. 11 сентября: родился классик советского кино, воевавший за петлюровцев

©

РИА Новости, Георгий Петрусов / Перейти в фотобанк

Уже в первом классе в школьном драмкружке Сергей сыграл на сцене свою первую роль — старика, бороду которого изображала мочалка. Белёсую «седину» ей придавал зубной порошок, которым она была густо присыпана. Театр захватил мальчика полностью.

После голода 1932 года семья уехала в Таганрог, а затем — в Ейск. Здесь в 1938 году Сергей закончил школу. Его отец хотел, чтобы он стал инженером, но Бондарчука младшего тянуло на театральные подмостки — он поехал в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции. Однако конкурс юноша не прошёл.

Возвращаться домой несолоно хлебавши было стыдно, и Сергей поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище вступительные экзамены уже закончились, но, благодаря высшей оценке, полученной им от преподавателя актёрского мастерства Алексея Максимова, специально для него сделали исключение. В Ростове и застала Бондарчука война.

Его мобилизовали весной 1942 года. После случившейся под Харьковом Барвенковской катастрофы немцы стремительно продвигались к Сталинграду и на Кавказ. Молодому новобранцу Сергею Бондарчуку пришлось сражаться в районе Моздока, Армавира, Грозного.

Подробных воспоминаний о военных годах Сергей Фёдорович не оставил. Судя по тому, что боевыми орденами и медалями он не отмечен, особыми военными подвигами он не отличился, но некоторые впечатления о войне всё же иногда в его разговорах с близкими проскальзывали.

В конце сентября ожесточённые бои развернулись на Грозненском направлении в излучине Терека.

Город подвергся страшной бомбардировке, а оборонительные позиции на ближних подступах к нему — массированному артиллерийскому обстрелу. Горели нефтяные промыслы. Бондарчук оказался в обороне как раз на этом участке фронта.

«Коммунистический Христос». Как в Киеве закалялись Алов, Наумов и Лановой

©

РИА Новости, / Перейти в фотобанк

Он вспоминал жуткий тошнотворный запах горелого человеческого мяса, стенку своего окопа, в которую он отчаянно вжимался. И вдруг сверху показалась заглянувшая вниз полосатая кавказская гиена — вся в язвах, опалённая, с перебитым хвостом. Сергей подумал, что она сейчас на него бросится. Он встретился с диким зверем глазами, и увидел в его взгляде ужас ничего не понимающего живого и смертельно перепуганного существа. Этот взгляд стал для Бондарчука едва ли не самым сильным впечатлением за всю войну.

Позже в одной из сцен «Войны и мира», вспомнив о той грозненской гиене, он снял взгляд волка, в глазах которого отражались творящие бессмысленные убийства двуногие чудовища.

Окончание войны Бондарчук встретил в Таллине. День Победы чуть не стал для него последним днём в жизни — он провожал поле концерта знакомую актрису, когда прогремел выстрел и пуля, срикошетив от стены дома, просвистела в миллиметре от его лица, опалив ему брови. По хранящимся в архиве документам, демобилизовался он в этот же день.

В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Это был период, когда в советскую кинематографию пришло множество отставных военных: вчерашних лейтенантов и сержантов, которым предстояло сделать её поистине великой. Полученный на фронте опыт наложил на людей им обладавшим своё непередаваемое понимание жизни, которое выделяло студентов-фронтовиков среди не нюхавших пороху коллег.

Бондарчук решил попытать счастья. Рассказанный им отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души» о «птице-тройке» заслужил самые высокие оценки, и его зачислили на третий курс института.

Война Петра Тодоровского. Как фронтовой опыт выковал классика советского кинематографа

©

РИА Новости, Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанк

В мастерской Герасимова Бондарчук стал одним из лучших студентов. Его постоянно приглашали выступать на студенческих отчётных концертах, и уже тогда Сергей Фёдорович отличался тем, что старался не играть свою роль, а проживать её на сцене. Своим отношением к профессии этот 27-летний студент совсем не походил на студента.

Как раз в этот период времени Сергей Герасимов приступил к съёмкам знакового для советского кинематографа фильма «Молодая гвардия» о трагических событиях военного лихолетья в шахтерском городке Краснодон. Бондарчук сыграл подпольщика Андрея Андреевича Валько. Прототипа его героя немцы закопали живьем за отказ работать на шахте.

После талантливого исполнения этой роли Бондарчука заметили и стали приглашать на другие картины. Его карьера почти сразу резко пошла вверх.

Сначала были роли второго плана и эпизоды. Но уже в 1951 году заслуженный режиссёр украинского кинематографа Игорь Савченко, снявший такой знаковый фильм как «Богдан Хмельницкий», предложил Бондарчуку главную роль в другом очень важном для украинского кинематографа фильме «Тарас Шевченко». Режиссёр умер в самом конце съёмок фильма, 12 лично внесённых в ленту Сталиным правок делали его ученики — Александр Алов и Владимир Наумов. Но фильм от этого нисколько не потерял, и за Бондарчуком укрепилась репутация глубокого актёра, способного талантливо сыграть любой характер.

© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк

Посыпались главные роли, среди которых были и Отелло, и Иван Франко. Но Бондарчук хотел сам снимать кино. Ещё в детстве он рисовал на бумажных лентах кадры, которые потом протягивал через самодельный аппарат, в котором линзой служила наполненная водой бутылка. Его друзья смотрели через неё на быстро сменявшие друг друга картинки. Теперь, когда судьба так далеко продвинула его в советской кинематографии, он мечтал всерьёз заняться режиссурой. Вскоре представился удобный случай.

В 1956 году газета «Правда» опубликовала рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Через несколько недель Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. В то время часто по вечерам известные актёры читали в прямом эфире отрывки или полностью известные произведения отечественных поэтов и писателей.

Исполнение Бондарчука услышал сам Шолохов и отбил актёру телеграмму: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». После этого случая, мечтавший о собственном режиссёрском проекте Сергей Фёдорович «загорелся» идеей экранизации рассказа. История измочаленного страшной военной судьбой простого русского человека Андрея Соколова не могла не тронуть зрителя за душу. Снять этот фильм стало целью жизни Бондарчука.

© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк

В Союзе кинематографистов разрешения на съёмки долго не давали — Бондарчука считали там хорошим актёром, но это совсем не значило, что он мог снять достойный фильм. Однако вершины покоряются настойчивым, и в 1958 году разрешение на съёмки всё-таки дали.

Бондарчук встретился с Михаилом Шолоховым, писатель скептически отнёсся к тому, что Андрея Соколова сыграет Бондарчук. Он рассказал ему историю, как в Первую мировую врачи не могли сделать одному казаку укол — игла не пробивала заскорузлую от тяжёлого физического труда кожу, ломалась. После чего Шолохов, кивнув на его руки, сказал Бондарчуку: «У Соколова руки-то другие…».

Но Бондарчук не сдавался. Из 74 съёмочных дней значительная часть съёмок велась в Вёшенской — станице, в которой жил Шолохов. Режиссёр поселился у писателя в доме и каждый день шёл через всю станицу на работу. Вскоре местные, которые постоянно навещали писателя и фактически дружили с ним, приняли Бондарчука за своего.

Однажды Сергей Фёдорович пришёл в дом к Шолохову со съёмочной площадки прямо в образе главного героя, после этого писатель вопрос о руках Соколова не поднимал, а когда фильм «Судьба человека» оказался оглушительно успешным — сдружился с Бондарчуком. Эта дружба продолжалась до последних дней жизни писателя.

© РИА Новости, В. Уваров / Перейти в фотобанк

«Судьбу человека» посмотрели около 40 миллионов человек. Картина заслужила призы в Москве, Мельбурне и Сиднее. Режиссёру вручили за неё Ленинскую премию. Но самое главное — фильм ошеломил весь мир. Бондарчук показал, почему русские победили в войне — этот вопрос мучил западного обывателя, да и сейчас он не может на него толком ответить. Мы сами, к сожалению, постепенно забываем ответ на этот вопрос, что приводит потом к событиям, происходящим в Украине или сотрясающим сейчас Белоруссию.

Фильм «Судьба человека» стал для Бондарчука важнейшей вехой в его творчестве ещё по одной причине. Он поразил министра культуры СССР Екатерину Фурцеву, и она предложила Сергею Фёдоровичу и второму режиссёру — Ивану Пырьеву — экранизировать роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Пырьев, испугавшись ответственности и неизбежных организационных сложностей, отказался. Бондарчук же ради него на десятилетие отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».

Сценарий «Войны и мира» Бондарчук писал совместно со сценаристом Василием Соловьёвым. В собрании сочинению Толстого, которое хранилось у него дома, текст романа был исчёркан множеством замечаний и заметок. Главным героем, отражавшим точку зрения писателя на разворачивающиеся в эпопее события, Бондарчук считал Пьера Безухова, и решил сыграть его сам, а также озвучить закадровый голос автора. Свою цель он видел кристально ясно:

© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк

«Надо, чтоб все поняли — не себя при помощи Толстого мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе».

Специально для съёмок фильма в Вооруженных силах СССР был создан кинематографический кавалерийский полк. Всего в съёмках сражений было задействовано около 100 тысяч солдат, использовалось свыше 500 тысяч холостых патронов. Над созданием костюмов, оружия и реквизита трудилось множество заводов, фабрик и мастерских всего Советского Союза. Вливавшиеся в съёмки гигантские финансовые ресурсы накладывали на режиссёра огромную ответственность, которая постоянно довлела над ним и с каждым годом съёмок, которые длились шесть лет, всё сильнее сказывалась на его здоровье.

В какой-то момент руководство «Мосфильма» потребовало остановить съёмки, чтобы в срочном порядке смонтировать первую серию для показа на Московском международном кинофестивале 1965 года. Летел график, терялись огромные денежные ресурсы, и душевное напряжение вызвало у Бондарчука сердечный приступ. Он пережил клиническую смерть — в критический момент его сердце перестало биться на четыре минуты, однако, к счастью, врачи его спасли.

Первая серия вышла на экраны кинотеатров в 1966 году и стала лидером проката (58 миллионов зрителей). Остальные три части увидели свет в следующем 1967 году.

© РИА Новости, В. Уваров / Перейти в фотобанк

Картина заслужила множество международных наград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке. Ни один советский фильм, или фильм стран постсоветского пространства не может похвастаться таким всемирным признанием и количеством международных премий, как «Война и мир».

В 1969 году итальянский продюсер Дино Де Лаурентиса предложил Сергею Бондарчуку совместно снять исторический фильм о последнем сражении Наполеона — битве при Ватерлоо. К съёмкам были привлечены мировые звёзды первой величины, такие как Род Стайгер, Кристофер Пламмер, Орсон Уэллс, Андреа Чекки, Евгений Самойлов. К сожалению, фильм провалился в мировом прокате, что не помешало ему войти в золотой фонд мирового кинематографа.

© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк

В 1975 году Бондарчук вернулся к творчеству Михаила Шолохова и экранизировал его неоконченный роман «Они сражались за Родину». В конце съёмок скончался великий русский актёр, писатель и режиссёр Василий Шукшин, исполнявших в фильме одну из главных ролей. Однако к счастью большую часть материала группа уже успела снять. В немногих оставшихся кадрах Шукшина подменил дублёр Юрий Соловьёв, а дублировал при озвучивании Игорь Ефимов.

Среди актёров было много тех, кто сам прошёл войну, в том числе и Бондарчук. Именно поэтому фильм смог передать то чувство солдатского братства, которое и помогло в тяжелейших условиях летнего отступления 1942 года выстоять советскому солдату и в конце концов победить врага.

© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк

Следующее десятилетие было богато для Сергея Фёдоровича на новые творческие успехи — он наконец экранизировал чеховскую «Степь». В 1981-82 годах по книгам и записям известного американского писателя-коммуниста Джона Рида им был снят фильм-эпопея «Красные колокола», о событиях революции в Мексике 1910-17 годов и Октябрьской Социалистической революции. В 1986 году был экранизирован «Борис Годунов», в этом фильме Бондарчук также снялся в главной роли…

А затем началась Перестройка.

В 1986 году было переизбрано руководство Союза кинематографистов, в обновлённый состав которого Бондарчук не вошёл. В советской прессе на него обрушился вал критики. Против режиссёра завистниками была развязана форменная травля. Средства на его проекты государство выделять перестало.

Сергей Фёдорович страстно хотел сделать телевизионную экранизацию романа Шолохова «Тихий Дон», с середины 80-х он упорно работал над сценарием, но кинематографические власти фактически измывались над ним. Сначала он написал 20-серийный вариант: ему сказали, что надо 18 серий. Он переписал сценарий, но, когда поставил последнюю точку, оказалось, что серий уже надо 16. Когда их количество сократилось до 13, ему заявили: «…Отпущенные на «Тихий Дон» деньги лучше направить на сельское хозяйство».

© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк

Не найдя средства для экранизации на Родине, в 1990 году Бондарчук подписал контракт с итальянской компанией International Cinema Company и всё-таки начал съемки «Тихого Дона». На роль Григория Мелехова был приглашён английский актёр Руперт Эверетт (сам он потом считал исполнение им роли русского казака ошибкой продюсеров). Наталью Мелехову — жену главного героя, сыграла дочь Бондарчука Алена. 10-серийный сериал сняли за одиннадцать месяцев — уже к августу 1992 он был готов. Режиссёр успел его смонтировать, но эту версию фильма до сих пор никто не видел.

Когда начались монтаж и озвучивание фильма, итальянская компания объявила себя банкротом, все материалы картины были изъяты банком-кредитором.

Этого удара прославенный режиссёр не вынес. У него начались серьёзные проблемы со здоровьем и 20 октября 1994 года он умер в Москве.

Вышел в степь донецкую еврей-антисемит

©

РИА Новости, / Перейти в фотобанк

Компания Первый канал при непосредственном участии министра культуры России Михаила Швыдкого смогла выкупить рабочие материалы «Тихого Дона» — около 160 тыс. метров плёнки, только в 2005 году. Новый монтаж картины, которая сократилась до семи серий, осуществил сын режиссёра Фёдор Бондарчук. Также он доснял несколько второстепенных сцен, главным образом, натурных съёмок природы. Премьера сериала на Первом канале состоялась 6 ноября 2006 года — через 12 лет после ухода из жизни его создателя.

Так, начав свою карьеру режиссёра экранизацией произведения Михаила Шолохова, прославленный режиссёр так же закончил её этой, ставшей для него последней, экранизацией.

«Добрый творческий товарищ»: фильмы 1970-х и 1980-х годов

В 1969 году итальянский продюсер Дино Де Лаурентиса предложил Сергею Бондарчуку вместе снять исторический фильм о Наполеоне. Его темой стала битва при Ватерлоо в 1815 году. Бондарчук согласился и в том же году написал сценарий для картины. Вместе с Лаурентисом ему удалось привлечь к работе над фильмом знаменитых актеров из США, Канады, Италии и СССР, среди которых были Род Стайгер, Кристофер Пламмер, Андреа Чекки и Евгений Самойлов.

«В работе с актёрами режиссёр Сергей Бондарчук — добрый творческий товарищ. Сам блестящий артист, он никогда не делил актёров на основных и второстепенных, был одинаково внимателен к каждому: не важно — главный ты герой, или играешь эпизодик с одной репличкой. Отрадно было наблюдать, с каким неподдельным интересом и уважением слушали его замечания снимавшиеся в картине «Ватерлоо» такие крупные мастера мирового кинематографа, как Род Стайгер, Орсон Уэллс, Кристофер Пламмер».

Евгений Самойлов, «Нутряк» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)

Несмотря на усилия Бондарчука, фильм провалился в прокате. Но режиссер не оставил творчества. В следующие пять лет он много снимался — играл главные роли в картинах «Такие высокие горы» и «Выбор цели». В эти же годы Бондарчук стал профессором ВГИКа и секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

В 1975 году Сергей Бондарчук вернулся к режиссуре и экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Главные роли в фильме исполнили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов. Актриса Зинаида Кириенко писала: «По-моему, пропустил он этот шолоховский роман через сердце, через свое мироощущение и прекрасных собрал актеров, настоящие все ребята, очень достоверные». Прямо во время съемок умер Василий Шукшин и в оставшихся сценах с участием его героя пришлось задействовать другого актера — Юрия Соловьева, а затем и переозвучивать все его реплики. Музыку к фильму по приглашению Бондарчука вновь сочинил композитор Вячеслав Овчинников. Фильм стал одним из самых популярных в 1976 году, картина была удостоена Государственной премии РСФСР.

В следующем 1977 году Бондарчук вернулся к экранизации повести Чехова «Степь», в которой исполнил главную роль — певчего Емельяна. На несколько лет он сделал перерыв в режиссуре и сосредоточился на актерской работе — снялся в картинах «Бархатный сезон» и «Овод». В 1981 на экраны вышла первая часть новой эпопеи режиссера — картины «Красные колокола» под названием «Мексика в огне», а в 1982 году — ее продолжение «Я видел рождение нового мира». Бондарчук решил экранизировать сборники репортажей американского писателя Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». Они были посвящены двум революциям — мексиканской и российской. За «Красные колокола» Бондарчук получил Государственную премию СССР.

В 1986 году режиссер экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», в которой исполнил главную роль. Художник Александр Шилов писал: «Я считаю, что трагедию царя Бориса он сыграл прежде всего глазами своими. Глубина в его глазах бездонная». Образ Бориса Годунова был одним из самых любимых у Бондарчука. Он мечтал сыграть этого героя много лет и много готовился к роли.

«Рассказывали, что к монологу царя Бориса на «Годунове» он готовился целый день. И тот, кто пытался подойти, спросить про реквизит, или уточнить график завтрашнего съемочного дня, получал такой отпор, что весь день боялся ему на глаза показаться. Хотя ответить на производственные вопросы было его обязанностью как режиссёра. Но он был в образе! Он жёстко требовал понимания. И это — не актерский эгоизм и не проявление его крутого характера. К актерскому труду Сергей Фёдорович относился с благоговейной требовательностью»

Актер Андрей Ростоцкий, «Свеча» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)

Картина «Борис Годунов» стала последней режиссерской работой Бондарчука, которая вышла при его жизни.

Бондарчук, Сергей Федорович

Родился 25 сентября 1920 г. в селе Белозерка (Херсонская губерния Украинской ССР, ныне Херсонская область Украины) в семье крестьян Федора Петровича Бондарчука и Татьяны Васильевны Токаренко.

В детстве проживал с родителями в Таганроге и Ейске (ныне Ростовская обл. и Краснодарский край соответственно). В школе посещал театральный кружок, в 1937-1938 гг. выступал в Ейском драматическом театре. В 1938-1941 гг. Сергей Бондарчук занимался в театральном училище в Ростове-на-Дону. В 1941-1942 гг. был актером фронтового театра в г. Грозном. В 1942 г. призван в Красную армию. Участвовал в Великой Отечественной войне, оборонял Кавказ. Демобилизовался в 1946 г. в звании рядового. В 1946 г. в Москве был принят на третий курс Всесоюзного государственного института кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт им. С. А. Герасимова). Выпускник мастерской педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В 1948 г. Сергей Бондарчук дебютировал в качестве киноактера, исполнив роль подпольщика Андрея Валько в экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (режиссер Сергей Герасимов). Широкую известность ему принесла роль поэта Тараса Шевченко в одноименном историко-биографическом фильме Игоря Савченко (1951). Впоследствии Бондарчук снялся в более чем 30 фильмах. Среди его ролей: Дмитрий Коростелев в мелодраме «Сережа» (1960, Игорь Таланкин и Георгий Данелия), доктор Астров в экранизации пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» (1970, Андрей Кончаловский), отец Сергий в одноименном фильме по повести Льва Толстого (1978, Игорь Таланкин), кардинал Монтанелли в драме «Овод» по мотивам романа Этель Лилиан Войнич (1980, Николай Мащенко). Сергей Бондарчук был одним из наиболее известных советских кинорежиссеров. Его первым фильмом стала драма «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова (1959), в которой он исполнил главную роль — Андрея Соколова. Мировую известность ему принесла экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» (1965-1967; в 1969 г. была удостоена американских кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). Он же сыграл роль Пьера Безухова. В 1970 г. поставил историческую драму «Ватерлоо» (СССР — Италия; в 1971 г. отмечена итальянской национальной кинопремией «Давид ди Донателло» в номинации «Лучший фильм»). В 1975 г. Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова, исполнил в нем роль рядового Ивана Звягинцева. В 1977 г. поставил драму «Степь» по мотивам повести Антона Чехова. В 1982 г. состоялась премьера дилогии Сергея Бондарчука «Красные колокола», снятой в сотрудничестве с итальянскими и мексиканскими кинематографистами. Первый фильм, «Мексика в огне», посвящен революции 1910 г. в этой стране. Вторая часть, «Я видел рождение нового мира», повествует о событиях 1917 г. в России. Основой для фильмов послужили книги американского журналиста Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». В 1986 г. Сергей Бондарчук осуществил экранизацию исторической трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» (СССР — Польша — ФРГ — Чехословакия), исполнил в ней заглавную роль. В том же году поставил в Государственном академическом Большом театре оперу Петра Чайковского «Мазепа». Последней работой режиссера стал драматический телесериал «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Съемки проходили в начале 1990-х гг. с участием кинематографистов России, Великобритании и Италии. Из-за банкротства фирмы итальянского продюсера отснятые киноматериалы более десяти лет находились за пределами России. В 2005 г. они были выкуплены Первым каналом, окончательный монтаж сериала осуществил сын режиссера — Федор Бондарчук. Премьера «Тихого Дона» состоялась в 2006 г. на Первом канале. С 1970-х гг. преподавал во ВГИКе, был профессором вуза. Сергей Бондарчук скончался 20 октября 1994 г. в Москве на 75-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

В 1963-1990 гг. Сергей Бондарчук был депутатом Верховного совета РСФСР. В 1971-1986 гг. являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

Герой Социалистического Труда (1980). Народный артист СССР (1952).

Был награжден орденами Ленина (1967, 1980), Трудового Красного Знамени (1970), Октябрьской Революции (1974), Отечественной войны II степени (1985), медалями. Лауреат Сталинской премии I степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977), Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1982), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1984).

В 1981 г. выпустил книгу «Желание чуда».

Был трижды женат. Первая супруга — Евгения Белоусова. Сын — Алексей (род. 1944, математик). Вторая жена — народная артистка СССР Инна Макарова (1926-2020). Дочь — заслуженная артистка РСФСР, актриса и режиссер Наталья Бондарчук (род. 1950). Третьей супругой была народная артистка РСФСР Ирина Скобцева (1927-2020). Дочь — актриса Елена Бондарчук (1962-2009). Сын — актер и режиссер Федор Бондарчук (род. 1967).

Личная жизнь

Сергей Бондарчук был женат трижды. Первой его супругой стала Евгения Белоусова, с которой режиссер познакомился во время учебы в Ростовском театральном училище. Они расстались после войны, когда Бондарчук поехал поступать в театральный институт в Москву. В браке родился сын Алексей.

Второй женой Сергея Бондарчука была однокурсница по мастерской Герасимова во ВГИКе Инна Макарова. Они поженились во время съемок «Молодой гвардии» в 1947 году. Актриса вспоминала: «При нем я чувствовала себя несмышленой девчонкой — все-таки, когда мы поженились, Сергей был уже взрослым дядечкой, прошедшим фронт, бывшим однажды женатым». В 1950 году у Сергея Бондарчука и Инны Макаровой родилась дочь Наталья. Режиссер и актриса расстались в 1958 году во время съемок картины «Дорогой мой человек» в 1958 году.

Уже через год Бондарчук женился в третий раз. Его супругой стала актриса Ирина Скобцева. Они встретились на съемках картины «Отелло». В фильме Бондарчук играл Отелло, а Скобцева — Дездемону. Вместе они прожили больше тридцати лет. Бондарчук часто снимал жену в своих фильмах, в том числе в «Войне и мире». Актриса Клара Лучко писала: «Она была его вдохновением, его музой. И это не красивые слова. Мы, близкие друзья, всегда отмечали, как они едины, как дышат одним воздухом». В их семье было двое детей — дочь Алена и сын Федор. Алена Бондарчук была артисткой театра и кино, а Федор, кроме актерских работ, занимался режиссурой.

У Сергея Бондарчука есть старший сын. Почему всю жизнь избегал его и что стало с Алексеем

До недавнего времени считалось, что знаменитый кинорежиссер Сергей Бондарчук был женат дважды: на Инне Макаровой, а потом на Ирине Скобцевой. И только несколько лет назад журналисты узнали, что в молодости у Бондарчука была еще одна жена, которая родила от него сына Алексея.

Причем обстоятельства этого брака настолько запутаны и необычны, что вполне могли бы послужить сюжетом для сериала.

Военная служба охладила чувства к молодой жене

С Евгенией Белоусовой Бондарчук познакомился в конце 30-х годов, когда учился в Ростовском театральном училище. Евгения работала в Доме культуры вертолетного завода и по роду службы часто встречалась с будущими артистами.

Вскоре Сергей и Евгения стали жить вместе. Правда, официально оформить свои отношения они не успели — началась война.

В 1943 году Бондарчука призвали в армию. Уезжая на фронт, он не знал, что оставляет Евгению не одну, а с их будущим ребенком.

Сергей Бондарчук в к/ф «Кавалер Золотой Звезды» / Мосфильм

По-видимому, военная служба охладила чувства Сергея к молодой жене. Во всяком случае, демобилизовавшись в 1946 году, он не вернулся в Ростов, а отправился в Москву и поступил во ВГИК.

«Она родила Лешеньку, когда Сергея уже не было рядом»

В институте Бондарчук закрутил роман со своей однокурсницей Инной Макаровой, а сразу после получения диплома сделал ей предложение.

При этом Сергей не решился признаться Инне, что в Ростове у него осталась другая женщина. Будущий знаменитый режиссер попросту вычеркнул тот период из своей жизни.

Но тайное все же стало явью. Причем совсем неожиданно.

Однажды, вернувшись домой из театра, Макарова еще с порога заметила, что муж какой-то растерянный и испуганный. Пройдя в комнату, она увидела на диване маленького мальчика.

Оказалось, что это Алеша, сын Бондарчука, которого Евгения Белоусова привезла в Москву и оставила на проходной театра.

«Она родила сына Лешеньку, когда Сергея уже не было рядом с ней. Возможно, надеялась, что он вернется. Но этого не случилось, и она подбросила ему Алешу», — рассказывала Макарова.

К большому удивлению Сергея, Инна обрадовалась мальчику и сказала, что будет растить его как собственного сына. И, действительно, Алеша прожил у них некоторое время.

«Сережа еще долгое время ездил в Ростов»

Но через несколько месяцев внезапно объявилась Белоусова. Причем не одна, а с членами комиссии, которые потребовали от Бондарчука подписать документ, что он является отцом Алексея. Когда же Сергей выполнил это требование, Евгения тут же забрала ребенка.

Прошло еще около полугода и Белоусова снова дала о себе знать. Оказалось, что для признания отцовства подписанной Бондарчуком бумаги недостаточно. Чтобы мальчик мог на полном основании носить фамилию Бондарчук, нужно, чтобы Сергей и Евгения официально вступили в брак.

И началась долгая эпопея хождения по судам. Ведь для того, чтобы жениться на Белоусовой, Сергею нужно было развестись с Макаровой.

Инна Макарова в к/ф «Высота» / Мосфильм

«Мы с Сережей развелись, он зарегистрировал фиктивный брак с Евгенией, и только тогда Лешу записали на него. Все это длилось несколько лет. Но потом Сережа еще долгое время ездил в Ростов — Евгения не приходила в суд, не хотела разводиться!», — рассказывала Макарова.

К моменту, когда Сергей и Инна вновь стали супругами, их дочери Наталье было уже почти пять лет.

«Сереженька, я так дальше не могу»

Выходя во второй раз замуж за Бондарчука, Макарова даже представить себе не могла, что через два года снова будет с ним разводиться.

На этот раз причина была не в Белоусовой, а в молодой актрисе Ирине Скобцевой, с которой Бондарчук познакомился на съемках фильма «Отелло».

По словам Макаровой, после выхода картины Скобцева не давала Бондарчуку прохода — караулила его возле дома и театра, забрасывала любовными письмами.

«Сначала мы с Сергеем выбрасывали все эти записки, но они продолжали приходить. И я сказала: «Сереженька, я так дальше не могу». Мы не ссорились, но я не выдержала и сказала, что нам нужно расстаться», — вспоминала Макарова.

В 1959 году Бондарчук и Скобцева стали мужем и женой. В 1962 году у них родилась дочка Алена, а в 1967 — сын Федор.

«Скобцева тут же отправляла мужа в какой-нибудь санаторий»

Примерно в середине 60-х в Москву неожиданно приехал Алексей и прямо с вокзала пришел к Макаровой. Он рассказал, что закончил школу и решил посоветоваться с отцом, куда ему поступать.

Ирина Скобцева в к/ф «Отелло» / Мосфильм

Но Бондарчук совсем не обрадовался приезду сына. Он как раз снимал «Войну и мир» и был целыми днями занят на съемочной площадке. Поэтому уделить внимание Алексею знаменитый режиссер не мог.

Несколько дней Алексей слонялся по съемочной площадке дожидаясь, когда у отца найдется для него свободная минутка. Но так и не дождался.

Пригласить же сына к себе домой Бондарчук не смел — Скобцева была категорически против. Причем она запрещала мужу видеться не только с Алексеем, приезжавшим изредка, но и с Наташей, жившей в Москве.

«Потом Леша еще приезжал, но, как только собирался встретиться с отцом, Скобцева тут же отправляла мужа в какой-нибудь санаторий. Она также отстраняла Сергея и от моей дочки», — рассказывала Макарова.

Наладить контакт с отцом Алесей так и не сумел. Бывая в Москве, он всегда останавливался у Макаровой, которая принимала парня как родного человека. Ей Алексей рассказал, что закончил в Ростове иняз, женился, у него родился сын.

Последний раз Алексей приехал в столицу в октябре 1994 года на похороны Сергея Бондарчука. Спустя время, Инна Макарова попыталась разыскать Алексея, но безуспешно.

«Я ездила в Ростов-на-Дону в прошлом году и приложила все усилия, чтобы найти Алексея, который в последнее время не звонил мне и не писал, – рассказывает Инна Владимировна. – Но оказалось, что даже его собственная жена и сын не знают, где он! Жена у него хорошая, работает в местном Доме кино, сын стал математиком, очень умный парень. А сам Алексей болтается, бродяжничает и часто не живет дома. Опустился. Мне было очень обидно это услышать», — рассказывала в 2011 году в интервью «Собеседнику» Инна Макарова.

С тех пор о старшем сыне Бондарчука ничего неизвестно.

Комментарии

10

1

Последние годы: «Тихий Дон»

В 1986 году переизбрали руководство Союза кинематографистов. Сергей Бондарчук не вошел в обновленный состав. Его работы начали критиковать в советской прессе, а на новые проекты не выделяли денег. С середины 1980-х Бондарчук работал над экранизацией романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он хотел начать съемки эпопеи в 1986 году, но не получил средств от Госкино.

«Не было в начальные перестроечные времена ни одной статьи в прессе о кино, в которой не поносили бы Бондарчука. Его даже делегатом на съезд кинематографистов СССР не выбрали. Перестроечный «ветер перемен» захлопнул ему картину «Тихий Дон», которую он должен был делать для телевидения. Он написал сценарий на 20 серий, сказали, надо 18 — переписал, потом попросили оставить 16 — опять всё начисто переписал. Когда дошло до 13 серий, ему сказали: отпущенные на «Тихий Дон» деньги лучше направить на сельское хозяйство»

Режиссер Георгий Данелия, «Мой Бондарчук» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)

В 1990 году Бондарчук подписал контракт с итальянской компанией International Cinema Company и начал съемки «Тихого Дона». На роль Григория Мелехова режиссер пригласил английского актера Руперта Эверетта, а Наталью Мелехову, его жену, сыграла дочь Бондарчука Алена. «Тихий Дон» сняли за одиннадцать месяцев — уже к августу 1992 он был готов. Начались монтаж и озвучивание фильма, однако в это же время итальянская компания объявила себя банкротом, а все материалы картины были изъяты банком-кредитором. Работа над «Тихим Доном» остановилась, а у Бондарчука начались серьезные проблемы со здоровьем. Режиссер так и не увидел «Тихий Дон» в прокате. Он умер 20 октября 1994 года в Москве. Причиной смерти стала тяжелая болезнь. Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище.

«Тихий Дон» спустя двенадцать лет после смерти отца закончил Федор Бондарчук. Семисерийный телевизионный фильм вышел на экраны в 2006 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]