Студент театрального училища и начинающий актер
Сергей Бондарчук на съемках своего художественного фильма «Война и мир». 1965. Фотография: cont.ws
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в украинской деревне Белозерка. Его мать Татьяна Бондарчук работала в колхозе, а отец Федор Бондарчук был рабочим. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехали в Таганрог, а затем в Ейск. Еще в школе будущий режиссер мечтал стать актером и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях, первым из которых была постановка «Джек и золотая табакерка» по одноименной английской сказке.
В 1938 году Сергей Бондарчук закончил школу. Отец хотел, чтобы он стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Он отправился в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции (сейчас Московский академический театр имени Вл. Маяковского). Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актерского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища. Там будущий режиссер отлично учился и параллельно играл в местном театре. Актриса Нонна Мордюкова, которая дружила с сестрой Бондарчука, писала: «Мы еще учились в школе, а он уже был студентом театрального училища в Ростове и присылал оттуда фотографии в ролях. В каких — забыла, но всегда на карточках он выглядел красавцем прямо-таки сногсшибательным».
Сергей Бондарчук — биография советского актёра и гениального режиссёра
Родился Сергей Бондарчук в непростое послереволюционное время в обычной крестьянской семье в украинском селе Белозёрки Херсонской области 25 сентября 1920 г. Его отец был красноармейцем и на момент рождения сына находился на службе. Мама была верующим человеком, крестила сына в Благовещенском монастыре и дала имя в честь Сергея Радонежского.
Детство Сергея прошло в Таганроге, где он и начал театральную деятельность, посещая театральный кружок. После переезда семьи в Ейск, он не оставил своего увлечения и принимал участие в спектаклях Ейского драмтеатра.
Поступая во ВГИК, Сергей Фёдорович по сути являлся профессиональным актёром, но на региональном уровне. До 1942 г он был актёром Театра Красной Армии в городе Грозном и имел диплом об окончании Ростовского театрального училища. Заканчивать обучение во ВГИКе пришлось после войны, перерыв в учёбе зависел не от него, потому что, как и все достойные мужчины военного времени, он защищал Родину.
Сергей Бондарчук у себя дома, 1956 год / © Давид Шоломович / РИА «Новости»
Сергей Бондарчук — ученик Сергея Герасимова
Сергей Бондарчук. Фотография: imdb.com
Сергей Бондарчук (слева) с гостями фестиваля в кулуарах на I Московском международном кинофестивале. 3–17 августа 1959. Москва. Фотография: Георгий Петрусов / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук в роли Отелло в художественном фильме Сергея Юткевича «Отелло» (1955)
Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел — в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена, в том числе «За оборону Кавказа». После войны Бондарчук продолжил карьеру в армии, служил под Москвой, но вскоре решил вернуться к актерской работе. В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Будущий режиссер пришел на прослушивание и прочитал отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». За выступление он получил отличные оценки от приемной комиссии и был зачислен на третий курс института.
«Он прочитал нам гоголевскую «Птицу-тройку» и заворожил своим голосом: с переливами, с оттенками. Богатство, красота интонаций и глубина глаз притягивали к нему мгновенно, ему, казалось, и делать, играть ничего не надо — просто сказать фразу, посмотреть, и сразу веришь ему, попадаешь в плен его личностного обаяния»
Актриса Клара Лучко, «Кому повем печаль мою?..» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
На курсе Сергей Бондарчук был одним из лучших студентов. Часто его приглашали играть в студенческих спектаклях и выступать на отчетных концертах. Сценарист Василий Соловьев, который в то же время учился во ВГИКе, писал: «Впечатление было поразительным — он не походил на студента. Это был мощный человек, хотя было ему всего, или уже — двадцать семь лет». В это же время режиссер Сергей Герасимов решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». На роль одного из членов одноименной организации Бондарчук не подходил по возрасту. Однако Герасимов разрешил своему студенту самому выбрать любую другую роль в картине.
После «Молодой гвардии» Сергея Бондарчука стали звать в кино. Поначалу он снимался только в эпизодах, но в 1950 и 1951 годах он исполнил главные роли в картинах «Кавалер Золотой Звезды» и «Тарас Шевченко». За второй фильм в 1952 году году он получил Сталинскую премию первой степени и звание народного артиста СССР. Василий Лановой писал: «Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошёл в золотой фонд нашего киноискусства».
В следующие несколько лет Бондарчуку стали часто давать главные роли. В 1955 году он сыграл доктора Дымова в «Попрыгунье» Самсона Самсонова, кораблестроителя в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» и Отелло в одноименной картине Сергея Юткевича по пьесе Уильяма Шекспира. Последняя лента принесла артисту славу за рубежом. «Отелло» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и получил приз за лучшую режиссуру.
Сергей Бондарчук. Творческий путь актёра и режиссёра
В отечественном кино большое событие — 25 сентября 2020 года отмечается сто лет со дня рождения Сергея Бондарчука, автора фильмов «Судьба человека» (1959), «Война и мир» (1967) и «Они сражались за Родину» (1975). К торжественной дате запланировано много кинопоказов и мероприятий, выйдут документальные фильмы. VATNIKSTAN вспоминает биографию мэтра советского киноэкрана и рассказывает, за какую роль он получил Сталинскую премию первой степени, с кем он соперничал за право экранизировать «Войну и мир» и почему из-за Бондарчука Стэнли Кубрику пришлось отказаться от фильма о Наполеоне.
На войну из театрального училища
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка, сейчас это Херсонская область Украины. Его отец, Фёдор Петрович Бондарчук, был коммунистом-двадцатипятитысячником. Он входил в число передовых городских рабочих-добровольцев, которых отправили на вспомогательные работы в колхозы и МТС. После рождения сына семья переехала в Таганрог, а затем в Ейск, где Бондарчук окончил среднюю школу. С 1937 по 1938 год он выступал в Ейском драматическом театре. В 1937 году Сергей поступил в Ростовское театральное училище. Актриса Нонна Мордюкова, которая тесно общалась с семьёй Бондарчука, так писала о начале его творческого пути:
«Мы ещё учились в школе, а он уже был студентом театрального училища в Ростове и присылал оттуда фотографии в ролях. В каких — забыла, но всегда на карточках он выглядел красавцем прямо-таки сногсшибательным».
В 1941 году Сергей Бондарчук записался добровольцем в Красную армию. До 1942 года он работал актёром Театра Красной Армии в Грозном. О фронтовых рассказах мужа вспоминает Ирина Скобцева:
«Была страшная фугасная атака на Грозный. Казалось, что земля горит и железо плавится. Стоял жуткий запах горелого человеческого мяса. Сергей укрылся в окопе, который в любую секунду мог стать его могилой. Неожиданно к краю окопа подошла собака, опалённая, в язвах, с перебитым хвостом. „Сейчас точно набросится“, — решил Сережа. Они встретились глазами и долго-долго смотрели друг на друга. Взгляд этой собаки, полный ужаса, Сергей Фёдорович запомнил на всю жизнь. Позже в одной из сцен „Войны и мира“ он снял глаза волка, который также смотрел на людей как на чудовищ».
Победу Бондарчук встретил в Таллине. После войны продолжил карьеру в армии, служил под Москвой, но вскоре решил вернуться к актёрской работе — нужно было учиться. В 1947 году Сергей Бондарчук прошёл вступительные испытания в мастерскую Сергея Герасимова во ВГИК. За отличные отметки от приёмной комиссии его зачислили сразу на третий курс. Актриса Клара Лучко, присутствовавшая при прослушивании, вспоминает:
«Он прочитал нам гоголевскую „Птицу-тройку“ и заворожил своим голосом: с переливами, с оттенками. Я бы сравнила его голос с хорошим вином, которое достаточно понюхать, и от одних ароматов может закружиться голова, недаром же дегустаторы говорят: букет. А у Серёжи Бондарчука такой „букет“ в голосе был. Богатство, красота интонаций и глубина глаз притягивали к нему мгновенно, ему, казалось, и делать, играть ничего не надо — просто сказать фразу, посмотреть, и сразу веришь ему, попадаешь в плен его личностного обаяния. А ведь он человек нелюдимый, из породы молчунов, на вопросы отвечал односложно, больше бурчал».
В это же время Сергей Герасимов, имя которого сейчас носит ВГИК, решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». На роль одного из членов одноимённой организации Бондарчук не подходил по возрасту. Однако Герасимов разрешил студенту самому выбрать любую другую роль в картине. Сергей выбрал роль Валько, и фильм «Молодая гвардия» (1948) стал первым в его кинематографической карьере.
Народный артист СССР
Известность пришла к Бондарчуку после главной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951). За неё он получил Сталинскую премию первой степени. Василий Лановой вспоминает:
«Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошёл в золотой фонд нашего киноискусства».
В 1952 году Сергею Фёдоровичу присуждают звание народного артиста СССР. Протекцию ему составил лично Иосиф Сталин, впечатлённый актёрским мастерством. Именно поэтому заслуженный артист РСФСР Сергей Бондарчук, минуя звание «Народный артист РСФСР», сразу получил статус «Народный артист СССР».
С этой страницей его биографии связан полумифический сюжет. Однажды после постановки, в театр позвонил Василий Сталин. В трубку он сказал, чтобы Бондарчук готовил «пол-литра за сюрприз» и ехал в ресторан «Арагви». Сергей подумал, что это розыгрыш, но в знаменитый ресторан на Тверской площади поехал. Там его проводили в отдельную комнату, где действительно сидел Василий Сталин и футболист Всеволод Бобров. Василий положил на стол журнал «Огонёк», где на первой странице был портрет Сергея Бондарчука в сценическом образе Шевченко. Внизу была надпись «Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Бондарчук». Это звание было перечёркнуто ручкой, а сверху написано «Народный артист СССР». И подпись — «И. Сталин».
Сергею Фёдоровичу тогда был 31 год. Он стал одним из самых молодых обладателей звания «Народный артист СССР». Милость правительства надолго осветила жизнь кинодеятеля. Количество же врагов начинало увеличиваться.
В 1956 году Михаил Шолохов в газете «Правда» опубликовал рассказ «Судьба человека». Через некоторое время Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы по радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и восторженно писал Бондарчуку:
«Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал».
В это же время Сергей Бондарчук искал подходящий сценарий режиссёрской работы и в итоге решил остановиться на «Судьбе человека». Фильм вышел на экраны в 1959 году, стал кассовым хитом и лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран», взял награды на Московском международном кинофестивале, в Карловых Варах и Мельбурне, а Сергей Фёдорович получил Ленинскую премию.
Триумф «Войны и мира»
В начале 1960‑х годов совпало сразу два обстоятельства: приближалось 150-летие Бородинской битвы, а в 1959 году на экраны СССР вышел американский фильм «Война и мир». Грандиозный успех голливудской картины заставил руководителей советского кинематографа задуматься об экранизации романа, ведь единственная кинематографическая постановка «Войны и мира» в России была осуществлена до этого лишь в 1915 году режиссёром Яковом Протазановым.
С Сергеем Бондарчуком за право осуществить государственный заказ соперничал классик социалистического реализма, основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев. Выбирать должна была комиссия министерства культуры СССР во главе с Екатериной Фурцевой, но Пырьев заранее снял свою кандидатуру. Впоследствии между двумя режиссёрами возникла размолвка, и до конца жизни Пырьева они не здоровались друг с другом.
Пошив костюмов курировало министерство лёгкой промышленности СССР, лошадей и воинские подразделения для съёмочной группы предоставило министерство обороны СССР. Во время работы над фильмом сформировался отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии снимался во многих других отечественных фильмах: «Белое солнце пустыни» (1970), «Бег» (1970), «Битва за Москву» (1985), «Сибирский цирюльник» (1998).
Эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений 1805 года снимали в Закарпатье, натурные съёмки Бородинского сражения — возле города Дорогобуж в Смоленской области, недалеко от реальной Старой Смоленской дороги. Съёмки битвы начали 25 августа 1963 года — в день 151‑й годовщины Бородинского сражения. В массовке было задействовано около 15 тысяч человек пехоты, в кавалерии был полк в 950 сабель. На постановку баталии израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 000 литров керосина, 15 000 ручных дымовых гранат, 2000 шашек и 1500 снарядов.
Во время работы над фильмом создатели прибегали к новаторским приёмам. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем. Пролетая на высоте, камера снимала «с летящего пушечного ядра». Для погружения в атмосферу первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал на роликовые коньки, а ассистент передвигал его среди вальсирующих пар. Эти приёмы вошли в документальный фильм о ходе съёмок киноленты, который до сих пор используют как учебный материал для операторов.
Дважды во время работы над киноэпопеей «Война и мир» Сергей Бондарчук переживал клиническую смерть. Первый раз в июле 1964 года, когда шли павильонные съёмки. Второй сердечный приступ был в июне 1965-го, когда первые две серии спешно готовились к премьерному показу в Кремлёвском Дворце съездов. 14 марта 1966 года в кинотеатре «Россия» состоялась премьера первой серии фильма «Война и мир: Андрей Болконский». В прокате 1966 года она собрала аудиторию в 58 миллионов зрителей.
15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 год фильм «Война и мир» получил награду за лучший фильм на иностранном языке, опередив работы Милоша Формана и Франсуа Трюффо. В июне 1969 года, в разгар проката в США, американский кинокритик Роджер Эберт писал:
«Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — людям, попавшим в жернова истории».
На церемонии награждения Сергей Бондарчук отсутствовал, награду получала хрупкая Людмила Савельева, исполнительница роли Наташи Ростовой. Сергей Фёдорович был занят работой над новым проектом — итальянский продюсер Дино Де Лаурентис предложил ему снять исторический фильм о Наполеоне. В картину удалось привлечь целое созвездие актёров из разных стран — СССР, Италии, Франции, Канады, Великобритании и США. Даже в небольших эпизодах заняты звёздные актёры. По-настоящему крупных ролей в фильме только две — это Наполеон (Род Стайгер) и фельдмаршал Веллингтон (Кристофер Пламмер), все остальные персонажи получают роли лишь в небольших, зачастую оторванных друг от друга эпизодах.
Фильм «Ватерлоо» 1970 года провалился в прокате, собрав 3 миллиона долларов при бюджете в 25 миллионов. Столь крупный провал заставил международных продюсеров отвернуться от постановок костюмированных батальных кинолент. По этой причине другой видный режиссёр, Стэнли Кубрик, был вынужден свернуть работы над фильмом о Наполеоне.
«Они сражались за родину» и другие поздние работы
В 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне Сергей Фёдорович экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». В фильме снимались Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, сам Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова.
Прямо во время съёмок ушёл из жизни Василий Шукшин. В трёх недоснятых сценах вместо него пришлось задействовать другого актёра — сокурсника Шукшина Юрия Соловьёва. Местные жители, участвовавшие в эпизодах, вспоминают сложный период съёмок, сорокаградусную жару и поведение съёмочной группы:
«Условия были ужасные. Меловая пыль, жара. Всех поначалу удивило, что актёры простыми в жизни оказались. Никогда ни на что не жаловались. Как-то перерыв был небольшой в съёмках. Мимо семенили пацанята с удочками на Дон. Юрий Никулин и напросись с ними, мол, удочку дадите. Так вереницей и шли. Только скоро ребята все снасти побросали — за животы схватились — это им Никулин анекдоты стал рассказывать. Потом и на рыбалке самой так. Он один сидел с удочкой — остальные от смеха катались! Какая там рыбалка!».
Стилистика фильма во многом шла вразрез с принятым помпезно-официозным изображением войны. Кинокартина «Они сражались за Родину» показывала горькое и драматическое отступление советских войск в 1942 году с точки зрения самих солдат.
Постоянные съёмки, разъезды, обработка фильмов отнимали у Сергея Бондарчука время на семью и детей. Ирина Скобцева, вспоминает, каким он был в семейной жизни:
«Жизнь наша была кочевая: всё время на съёмках, дети Алёнка и Федя находились под опекой моих родителей. Как-то Сергей Фёдорович пошёл на рынок, купил красных яблок. Ночью залез на дерево под окном и на ниточки привязал их к веткам. Как будто они за ночь выросли. Это был удивительного таланта человек, к чему бы он ни прикасался. Абсолютно неприхотливый в быту. Он никому не доставлял неудобств».
Переломный момент в судьбе Сергея Бондарчука наступил после исторического пятого съезда Союза кинематографистов, который прошёл в мае 1986 года в Кремле. Кинокритик Андрей Плахов, делегат съезда и самый молодой его спикер, так оценивает итоги съезда:
«Пресса начала задаваться вопросом, почему не пользуются зрительским успехом статусные советские фильмы: идеологически правильные, они оказывались коммерчески провальными, на них сгоняли солдат или школьников, а в отчётных цифрах посещаемости практиковались приписки. Пятый съезд кинематографистов СССР, отношение к которому было и остаётся неоднозначным, сменил руководство союза, фактически покончил с партийной цензурой в кино, снял с полки десятки фильмов и объявил переход проката на рыночные рельсы».
Ход истории сменил старых кинодеятелей свежими дарованиями, Сергей Бондарчук вместе с остальными авторами «старой школы» был вынужден сойти с пути молодых творцов. Силы кинематографистов во главе с новым председателем Элемом Климовым были брошены на восстановление «полочных» фильмов, которые раньше не пропускала цензура.
Замысел третьей экранизации Шолохова возник у Сергея Бондарчука давно. Воплощать его в жизнь приходилось в тяжёлое время. Советские зрители помнили блистательную работу Сергея Герасимова «Тихий Дон» 1957 года. Актёр Евгений Самойлов вспоминает диалог учителя и ученика:
«Дай мне спокойно умереть, Серёжа, а потом снимай так, как ты думаешь».
Что делал Бондарчук с романом «Тихий Дон», было известно мало. Работа над сериалом, которая длилась два года, была прервана сменой власти в России и банкротством итальянского продюсера. На всё имущество продюсерского центра был наложен арест, в том числе и на 160 тысяч метров отснятой плёнки. Выкупить у Италии киноматериалы удалось Константину Эрнсту для «Первого канала» лишь в 2005 году, фильм заканчивал Фёдор Бондарчук.
В последнем прижизненном интервью Сергей Фёдорович Бондарчук кажется очень живым, он действительно полон сил. Он старается не ругать современников за то, что они сместили его с киноэкрана, за то, что освистали. Режиссёр говорит размеренно, вкратце делится деталями работы над сценариями, шутит.
Сергей Бондарчук скончался 20 октября 1994 года в Москве от инфаркта миокарда. Перед смертью его исповедовал и причастил иеромонах Тихон (Шевкунов).
Поделиться
Режиссерский дебют — картина «Судьба человека»
Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова и Павел Полунин в роли Ванюшки в художественном фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» (1959)
Съемки художественного фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека». 1958. Фотография: Виктор Руйкович / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в своем художественном фильме «Судьба человека» (1959)
В 1956 году Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и прислал Бондарчуку телеграмму, в которой написал: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на «Судьбе человека».
«Прочитал [«Судьбу человека»] — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни»
Сергей Бондарчук о рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» (по журналу «Советский экран», 1987 год)
Бондарчук долго не мог получить разрешение на съемки. В Союзе кинематографистов его считали хорошим актером, но не думали, что он сможет сам снять достойный фильм. Однако вскоре режиссер получил разрешение и в июле 1958 года приступил к съемкам. Отсняли картину быстро — всего за семьдесят четыре дня. Главную роль в «Судьбе человека» исполнил сам Бондарчук. Фильм вышел на экраны в следующем 1959 году и стал очень популярным. Его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях «Судьба человека» удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. В 1960 году за эту ленту Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию.
«Первый фильм Бондарчука-режиссёра получил Ленинскую премию. Более того, «Судьба человека» ошеломила весь мир. Бондарчук в своём фильме ответил на вопросы: почему и как мы победили. Но для меня, прошедшего фронт и провалявшегося потом два года по госпиталям, «Судьба человека» дорога тем, что в ней ясно показано: Отечественная война была народной войной, которую выиграли и фронт, и тыл. Здесь вроде бы судьба одного человека, но содержание жизни этого человека, этого народного характера — всеобъемлюще»
Сценарист Василий Соловьев, «Война и мир» и мы» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Оскароносный режиссер — киноэпопея «Война и мир»
Сергей Бондарчук на съемках своего художественного фильма «Война и мир». 1964. Фотография: yablor.ru
Съемки Бородинского сражения художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». 1963. Фотография: yablor.ru
Сергей Бондарчук (второй справа) на съемках своего художественного фильма «Война и мир». Фотография: museikino.ru
Вскоре после успеха «Судьбы человека» министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Сергею Бондарчуку и Ивану Пырьеву экранизировать роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Иван Пырьев снимать картину отказался. А Бондарчук ради этого фильма отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».
Сценарий для эпопеи Бондарчук написал совместно с Василием Соловьевым. Режиссер говорил: «Надо, чтоб все поняли — не себя при помощи Толстого мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе».
Режиссер долго подбирал актеров для фильма, отказывал знаменитым артистам и устраивал длительные пробы. Чтобы найти исполнительницу роли Наташи Ростовой, он даже опубликовал в газетах объявление. Однако подходящую кандидатуру заметил сценарист Василий Соловьев в Ленинградском балетном училище, и на роль утвердили Людмилу Савельеву. Сам Сергей Бондарчук сыграл в «Войне и мире» Пьера Безухова. Василий Соловьев вспоминал: «Сергей был убеждён, что Пьер — это и есть картина. Он — её звучание. Всё понимание Толстым и жизни, и Бога идет через Пьера. В итоге ему пришлось самому и Пьера играть, и «от автора» толстовский текст читать».
Над экранизацией Бондарчук работал очень тщательно: несколько раз ездил в Ясную поляну, изучил рукописи Толстого, консультировался с научными работниками, чтобы в точности воспроизвести наряды, обмундирование войск, обстановку имений. В экранизации использовали как подлинные предметы начала XIX века, так и копии, которые изготовили специально для картины.
Съемки художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Фотография: pastvu.com
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова и Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967)
Слева направо: актрисы Людмила Савельева и Ирина Губанова и Сергей Бондарчук на съемках художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Фотография: interest.pics
Съемки эпопеи продолжались около шести лет. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовало около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Для эпизодов изготовили свыше пятисот тысяч холостых патронов.
«В создании всех этих исторических костюмов, военной техники, снаряжения и реквизита участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. На киноэпопею «Война и мир» с мастерством и вдохновением работала вся наша, тогда огромная, нерушимая страна»
Директор картины «Война и мир» Николай Иванов (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Сергей Бондарчук долго искал и композитора для фильма. На это место претендовали Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов, но режиссер выбрал студента консерватории Вячеслава Овчинникова. Василий Соловьев писал: «Композитор, как правило, появляется на фильме, когда отснята значительная часть, смотрит материал, и, согласуясь с увиденным, пишет музыку. У нас — наоборот — некоторые эпизоды Бондарчук снимал уже под сочиненную Овчинниковым музыку».
Съемки дались Бондарчуку тяжело, от стресса он даже пережил клиническую смерть. Руководство «Мосфильма» потребовало в срочном порядке готовить первую серию, чтобы показать ее на Московском международном кинофестивале 1965 года. Съемочной группе пришлось остановить работу над фильмом и заняться монтажом и озвучкой. В процессе у Бондарчука остановилось сердце — его с трудом спасли врачи.
Первая серия эпопеи вышла на экраны в 1966 году и стала лидером проката. Следующие три части «Войны и мира» показали в 1967 году. Фильм был очень популярен. Четыре серии эпопеи в совокупности посмотрело свыше 135 миллионов зрителей. Картина завоевала признание и за рубежом. «Война и мир» получила несколько престижных наград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
Судьба Бондарчука. К 100-летию самого титулованного режиссера Советского Союза
Отец его был рабочим и бывшим моряком, отправленным в числе «25-тысячников» поднимать колхозы. Это были коммунисты-рабочие, которых большевики отправили в советские сёла и деревни для того, чтобы перетянуть крестьянство на свою сторону. Бондарчук позже не раз говорил, что судьба его отца во многом перекликается с судьбой Семёна Давыдова — главного героя романа Михаила Шолохова «Поднятая целина».
Шолохов в судьбе Сергея Фёдоровича сыграл решающую рол.
День в истории. 11 сентября: родился классик советского кино, воевавший за петлюровцев
©
РИА Новости, Георгий Петрусов / Перейти в фотобанк
Уже в первом классе в школьном драмкружке Сергей сыграл на сцене свою первую роль — старика, бороду которого изображала мочалка. Белёсую «седину» ей придавал зубной порошок, которым она была густо присыпана. Театр захватил мальчика полностью.
После голода 1932 года семья уехала в Таганрог, а затем — в Ейск. Здесь в 1938 году Сергей закончил школу. Его отец хотел, чтобы он стал инженером, но Бондарчука младшего тянуло на театральные подмостки — он поехал в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции. Однако конкурс юноша не прошёл.
Возвращаться домой несолоно хлебавши было стыдно, и Сергей поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище вступительные экзамены уже закончились, но, благодаря высшей оценке, полученной им от преподавателя актёрского мастерства Алексея Максимова, специально для него сделали исключение. В Ростове и застала Бондарчука война.
Его мобилизовали весной 1942 года. После случившейся под Харьковом Барвенковской катастрофы немцы стремительно продвигались к Сталинграду и на Кавказ. Молодому новобранцу Сергею Бондарчуку пришлось сражаться в районе Моздока, Армавира, Грозного.
Подробных воспоминаний о военных годах Сергей Фёдорович не оставил. Судя по тому, что боевыми орденами и медалями он не отмечен, особыми военными подвигами он не отличился, но некоторые впечатления о войне всё же иногда в его разговорах с близкими проскальзывали.
В конце сентября ожесточённые бои развернулись на Грозненском направлении в излучине Терека.
Город подвергся страшной бомбардировке, а оборонительные позиции на ближних подступах к нему — массированному артиллерийскому обстрелу. Горели нефтяные промыслы. Бондарчук оказался в обороне как раз на этом участке фронта.
«Коммунистический Христос». Как в Киеве закалялись Алов, Наумов и Лановой
©
РИА Новости, / Перейти в фотобанк
Он вспоминал жуткий тошнотворный запах горелого человеческого мяса, стенку своего окопа, в которую он отчаянно вжимался. И вдруг сверху показалась заглянувшая вниз полосатая кавказская гиена — вся в язвах, опалённая, с перебитым хвостом. Сергей подумал, что она сейчас на него бросится. Он встретился с диким зверем глазами, и увидел в его взгляде ужас ничего не понимающего живого и смертельно перепуганного существа. Этот взгляд стал для Бондарчука едва ли не самым сильным впечатлением за всю войну.
Позже в одной из сцен «Войны и мира», вспомнив о той грозненской гиене, он снял взгляд волка, в глазах которого отражались творящие бессмысленные убийства двуногие чудовища.
Окончание войны Бондарчук встретил в Таллине. День Победы чуть не стал для него последним днём в жизни — он провожал поле концерта знакомую актрису, когда прогремел выстрел и пуля, срикошетив от стены дома, просвистела в миллиметре от его лица, опалив ему брови. По хранящимся в архиве документам, демобилизовался он в этот же день.
В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Это был период, когда в советскую кинематографию пришло множество отставных военных: вчерашних лейтенантов и сержантов, которым предстояло сделать её поистине великой. Полученный на фронте опыт наложил на людей им обладавшим своё непередаваемое понимание жизни, которое выделяло студентов-фронтовиков среди не нюхавших пороху коллег.
Бондарчук решил попытать счастья. Рассказанный им отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души» о «птице-тройке» заслужил самые высокие оценки, и его зачислили на третий курс института.
Война Петра Тодоровского. Как фронтовой опыт выковал классика советского кинематографа
©
РИА Новости, Дмитрий Коробейников / Перейти в фотобанк
В мастерской Герасимова Бондарчук стал одним из лучших студентов. Его постоянно приглашали выступать на студенческих отчётных концертах, и уже тогда Сергей Фёдорович отличался тем, что старался не играть свою роль, а проживать её на сцене. Своим отношением к профессии этот 27-летний студент совсем не походил на студента.
Как раз в этот период времени Сергей Герасимов приступил к съёмкам знакового для советского кинематографа фильма «Молодая гвардия» о трагических событиях военного лихолетья в шахтерском городке Краснодон. Бондарчук сыграл подпольщика Андрея Андреевича Валько. Прототипа его героя немцы закопали живьем за отказ работать на шахте.
После талантливого исполнения этой роли Бондарчука заметили и стали приглашать на другие картины. Его карьера почти сразу резко пошла вверх.
Сначала были роли второго плана и эпизоды. Но уже в 1951 году заслуженный режиссёр украинского кинематографа Игорь Савченко, снявший такой знаковый фильм как «Богдан Хмельницкий», предложил Бондарчуку главную роль в другом очень важном для украинского кинематографа фильме «Тарас Шевченко». Режиссёр умер в самом конце съёмок фильма, 12 лично внесённых в ленту Сталиным правок делали его ученики — Александр Алов и Владимир Наумов. Но фильм от этого нисколько не потерял, и за Бондарчуком укрепилась репутация глубокого актёра, способного талантливо сыграть любой характер.
© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк
Посыпались главные роли, среди которых были и Отелло, и Иван Франко. Но Бондарчук хотел сам снимать кино. Ещё в детстве он рисовал на бумажных лентах кадры, которые потом протягивал через самодельный аппарат, в котором линзой служила наполненная водой бутылка. Его друзья смотрели через неё на быстро сменявшие друг друга картинки. Теперь, когда судьба так далеко продвинула его в советской кинематографии, он мечтал всерьёз заняться режиссурой. Вскоре представился удобный случай.
В 1956 году газета «Правда» опубликовала рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Через несколько недель Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. В то время часто по вечерам известные актёры читали в прямом эфире отрывки или полностью известные произведения отечественных поэтов и писателей.
Исполнение Бондарчука услышал сам Шолохов и отбил актёру телеграмму: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». После этого случая, мечтавший о собственном режиссёрском проекте Сергей Фёдорович «загорелся» идеей экранизации рассказа. История измочаленного страшной военной судьбой простого русского человека Андрея Соколова не могла не тронуть зрителя за душу. Снять этот фильм стало целью жизни Бондарчука.
© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк
В Союзе кинематографистов разрешения на съёмки долго не давали — Бондарчука считали там хорошим актёром, но это совсем не значило, что он мог снять достойный фильм. Однако вершины покоряются настойчивым, и в 1958 году разрешение на съёмки всё-таки дали.
Бондарчук встретился с Михаилом Шолоховым, писатель скептически отнёсся к тому, что Андрея Соколова сыграет Бондарчук. Он рассказал ему историю, как в Первую мировую врачи не могли сделать одному казаку укол — игла не пробивала заскорузлую от тяжёлого физического труда кожу, ломалась. После чего Шолохов, кивнув на его руки, сказал Бондарчуку: «У Соколова руки-то другие…».
Но Бондарчук не сдавался. Из 74 съёмочных дней значительная часть съёмок велась в Вёшенской — станице, в которой жил Шолохов. Режиссёр поселился у писателя в доме и каждый день шёл через всю станицу на работу. Вскоре местные, которые постоянно навещали писателя и фактически дружили с ним, приняли Бондарчука за своего.
Однажды Сергей Фёдорович пришёл в дом к Шолохову со съёмочной площадки прямо в образе главного героя, после этого писатель вопрос о руках Соколова не поднимал, а когда фильм «Судьба человека» оказался оглушительно успешным — сдружился с Бондарчуком. Эта дружба продолжалась до последних дней жизни писателя.
© РИА Новости, В. Уваров / Перейти в фотобанк
«Судьбу человека» посмотрели около 40 миллионов человек. Картина заслужила призы в Москве, Мельбурне и Сиднее. Режиссёру вручили за неё Ленинскую премию. Но самое главное — фильм ошеломил весь мир. Бондарчук показал, почему русские победили в войне — этот вопрос мучил западного обывателя, да и сейчас он не может на него толком ответить. Мы сами, к сожалению, постепенно забываем ответ на этот вопрос, что приводит потом к событиям, происходящим в Украине или сотрясающим сейчас Белоруссию.
Фильм «Судьба человека» стал для Бондарчука важнейшей вехой в его творчестве ещё по одной причине. Он поразил министра культуры СССР Екатерину Фурцеву, и она предложила Сергею Фёдоровичу и второму режиссёру — Ивану Пырьеву — экранизировать роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Пырьев, испугавшись ответственности и неизбежных организационных сложностей, отказался. Бондарчук же ради него на десятилетие отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».
Сценарий «Войны и мира» Бондарчук писал совместно со сценаристом Василием Соловьёвым. В собрании сочинению Толстого, которое хранилось у него дома, текст романа был исчёркан множеством замечаний и заметок. Главным героем, отражавшим точку зрения писателя на разворачивающиеся в эпопее события, Бондарчук считал Пьера Безухова, и решил сыграть его сам, а также озвучить закадровый голос автора. Свою цель он видел кристально ясно:
© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк
«Надо, чтоб все поняли — не себя при помощи Толстого мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе».
Специально для съёмок фильма в Вооруженных силах СССР был создан кинематографический кавалерийский полк. Всего в съёмках сражений было задействовано около 100 тысяч солдат, использовалось свыше 500 тысяч холостых патронов. Над созданием костюмов, оружия и реквизита трудилось множество заводов, фабрик и мастерских всего Советского Союза. Вливавшиеся в съёмки гигантские финансовые ресурсы накладывали на режиссёра огромную ответственность, которая постоянно довлела над ним и с каждым годом съёмок, которые длились шесть лет, всё сильнее сказывалась на его здоровье.
В какой-то момент руководство «Мосфильма» потребовало остановить съёмки, чтобы в срочном порядке смонтировать первую серию для показа на Московском международном кинофестивале 1965 года. Летел график, терялись огромные денежные ресурсы, и душевное напряжение вызвало у Бондарчука сердечный приступ. Он пережил клиническую смерть — в критический момент его сердце перестало биться на четыре минуты, однако, к счастью, врачи его спасли.
Первая серия вышла на экраны кинотеатров в 1966 году и стала лидером проката (58 миллионов зрителей). Остальные три части увидели свет в следующем 1967 году.
© РИА Новости, В. Уваров / Перейти в фотобанк
Картина заслужила множество международных наград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке. Ни один советский фильм, или фильм стран постсоветского пространства не может похвастаться таким всемирным признанием и количеством международных премий, как «Война и мир».
В 1969 году итальянский продюсер Дино Де Лаурентиса предложил Сергею Бондарчуку совместно снять исторический фильм о последнем сражении Наполеона — битве при Ватерлоо. К съёмкам были привлечены мировые звёзды первой величины, такие как Род Стайгер, Кристофер Пламмер, Орсон Уэллс, Андреа Чекки, Евгений Самойлов. К сожалению, фильм провалился в мировом прокате, что не помешало ему войти в золотой фонд мирового кинематографа.
© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк
В 1975 году Бондарчук вернулся к творчеству Михаила Шолохова и экранизировал его неоконченный роман «Они сражались за Родину». В конце съёмок скончался великий русский актёр, писатель и режиссёр Василий Шукшин, исполнявших в фильме одну из главных ролей. Однако к счастью большую часть материала группа уже успела снять. В немногих оставшихся кадрах Шукшина подменил дублёр Юрий Соловьёв, а дублировал при озвучивании Игорь Ефимов.
Среди актёров было много тех, кто сам прошёл войну, в том числе и Бондарчук. Именно поэтому фильм смог передать то чувство солдатского братства, которое и помогло в тяжелейших условиях летнего отступления 1942 года выстоять советскому солдату и в конце концов победить врага.
© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк
Следующее десятилетие было богато для Сергея Фёдоровича на новые творческие успехи — он наконец экранизировал чеховскую «Степь». В 1981-82 годах по книгам и записям известного американского писателя-коммуниста Джона Рида им был снят фильм-эпопея «Красные колокола», о событиях революции в Мексике 1910-17 годов и Октябрьской Социалистической революции. В 1986 году был экранизирован «Борис Годунов», в этом фильме Бондарчук также снялся в главной роли…
А затем началась Перестройка.
В 1986 году было переизбрано руководство Союза кинематографистов, в обновлённый состав которого Бондарчук не вошёл. В советской прессе на него обрушился вал критики. Против режиссёра завистниками была развязана форменная травля. Средства на его проекты государство выделять перестало.
Сергей Фёдорович страстно хотел сделать телевизионную экранизацию романа Шолохова «Тихий Дон», с середины 80-х он упорно работал над сценарием, но кинематографические власти фактически измывались над ним. Сначала он написал 20-серийный вариант: ему сказали, что надо 18 серий. Он переписал сценарий, но, когда поставил последнюю точку, оказалось, что серий уже надо 16. Когда их количество сократилось до 13, ему заявили: «…Отпущенные на «Тихий Дон» деньги лучше направить на сельское хозяйство».
© РИА Новости, РИА Новости / Перейти в фотобанк
Не найдя средства для экранизации на Родине, в 1990 году Бондарчук подписал контракт с итальянской компанией International Cinema Company и всё-таки начал съемки «Тихого Дона». На роль Григория Мелехова был приглашён английский актёр Руперт Эверетт (сам он потом считал исполнение им роли русского казака ошибкой продюсеров). Наталью Мелехову — жену главного героя, сыграла дочь Бондарчука Алена. 10-серийный сериал сняли за одиннадцать месяцев — уже к августу 1992 он был готов. Режиссёр успел его смонтировать, но эту версию фильма до сих пор никто не видел.
Когда начались монтаж и озвучивание фильма, итальянская компания объявила себя банкротом, все материалы картины были изъяты банком-кредитором.
Этого удара прославенный режиссёр не вынес. У него начались серьёзные проблемы со здоровьем и 20 октября 1994 года он умер в Москве.
Вышел в степь донецкую еврей-антисемит
©
РИА Новости, / Перейти в фотобанк
Компания Первый канал при непосредственном участии министра культуры России Михаила Швыдкого смогла выкупить рабочие материалы «Тихого Дона» — около 160 тыс. метров плёнки, только в 2005 году. Новый монтаж картины, которая сократилась до семи серий, осуществил сын режиссёра Фёдор Бондарчук. Также он доснял несколько второстепенных сцен, главным образом, натурных съёмок природы. Премьера сериала на Первом канале состоялась 6 ноября 2006 года — через 12 лет после ухода из жизни его создателя.
Так, начав свою карьеру режиссёра экранизацией произведения Михаила Шолохова, прославленный режиссёр так же закончил её этой, ставшей для него последней, экранизацией.
«Добрый творческий товарищ»: фильмы 1970-х и 1980-х годов
Сергей Бондарчук (слева) с супругой Ириной Скобцевой со студентами ВГИКа. 1962. Москва. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа арт музей, Москва
Актер Евгений Самойлов (слева) и Сергей Бондарчук (второй справа). 1960-е. Москва. Фотография: Павел Маныч / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук и актриса Ирина Короткова на съемках художественного фильма Юлии Солнцевой «Такие высокие горы». 1974. Новгород-Северский, Черниговская область, Украинская ССР. Фотография: семейный архив Марии Косаревой / russiainphoto.ru
В 1969 году итальянский продюсер Дино Де Лаурентиса предложил Сергею Бондарчуку вместе снять исторический фильм о Наполеоне. Его темой стала битва при Ватерлоо в 1815 году. Бондарчук согласился и в том же году написал сценарий для картины. Вместе с Лаурентисом ему удалось привлечь к работе над фильмом знаменитых актеров из США, Канады, Италии и СССР, среди которых были Род Стайгер, Кристофер Пламмер, Андреа Чекки и Евгений Самойлов.
«В работе с актёрами режиссёр Сергей Бондарчук — добрый творческий товарищ. Сам блестящий артист, он никогда не делил актёров на основных и второстепенных, был одинаково внимателен к каждому: не важно — главный ты герой, или играешь эпизодик с одной репличкой. Отрадно было наблюдать, с каким неподдельным интересом и уважением слушали его замечания снимавшиеся в картине «Ватерлоо» такие крупные мастера мирового кинематографа, как Род Стайгер, Орсон Уэллс, Кристофер Пламмер».
Евгений Самойлов, «Нутряк» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Несмотря на усилия Бондарчука, фильм провалился в прокате. Но режиссер не оставил творчества. В следующие пять лет он много снимался — играл главные роли в картинах «Такие высокие горы» и «Выбор цели». В эти же годы Бондарчук стал профессором ВГИКа и секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
В 1975 году Сергей Бондарчук вернулся к режиссуре и экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Главные роли в фильме исполнили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов. Актриса Зинаида Кириенко писала: «По-моему, пропустил он этот шолоховский роман через сердце, через свое мироощущение и прекрасных собрал актеров, настоящие все ребята, очень достоверные». Прямо во время съемок умер Василий Шукшин и в оставшихся сценах с участием его героя пришлось задействовать другого актера — Юрия Соловьева, а затем и переозвучивать все его реплики. Музыку к фильму по приглашению Бондарчука вновь сочинил композитор Вячеслав Овчинников. Фильм стал одним из самых популярных в 1976 году, картина была удостоена Государственной премии РСФСР.
Кадр из художественного фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975)
Оператор Вадим Юсов и Сергей Бондарчук (справа) на съемках художественного фильма Сергея Бондарчука «Красные колокола». 1981. Фотография: m24.ru
Делегаты Третьего съезда Союза кинематографистов СССР Марк Донской и Сергей Бондарчук (справа). 11–13 мая 1976. Москва. Фотография: Юрий Садовников / Мультимедиа арт музей, Москва
В следующем 1977 году Бондарчук вернулся к экранизации повести Чехова «Степь», в которой исполнил главную роль — певчего Емельяна. На несколько лет он сделал перерыв в режиссуре и сосредоточился на актерской работе — снялся в картинах «Бархатный сезон» и «Овод». В 1981 на экраны вышла первая часть новой эпопеи режиссера — картины «Красные колокола» под названием «Мексика в огне», а в 1982 году — ее продолжение «Я видел рождение нового мира». Бондарчук решил экранизировать сборники репортажей американского писателя Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». Они были посвящены двум революциям — мексиканской и российской. За «Красные колокола» Бондарчук получил Государственную премию СССР.
В 1986 году режиссер экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», в которой исполнил главную роль. Художник Александр Шилов писал: «Я считаю, что трагедию царя Бориса он сыграл прежде всего глазами своими. Глубина в его глазах бездонная». Образ Бориса Годунова был одним из самых любимых у Бондарчука. Он мечтал сыграть этого героя много лет и много готовился к роли.
«Рассказывали, что к монологу царя Бориса на «Годунове» он готовился целый день. И тот, кто пытался подойти, спросить про реквизит, или уточнить график завтрашнего съемочного дня, получал такой отпор, что весь день боялся ему на глаза показаться. Хотя ответить на производственные вопросы было его обязанностью как режиссёра. Но он был в образе! Он жёстко требовал понимания. И это — не актерский эгоизм и не проявление его крутого характера. К актерскому труду Сергей Фёдорович относился с благоговейной требовательностью»
Актер Андрей Ростоцкий, «Свеча» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Картина «Борис Годунов» стала последней режиссерской работой Бондарчука, которая вышла при его жизни.
Бондарчук, Сергей Федорович
Родился 25 сентября 1920 г. в селе Белозерка (Херсонская губерния Украинской ССР, ныне Херсонская область Украины) в семье крестьян Федора Петровича Бондарчука и Татьяны Васильевны Токаренко.
В детстве проживал с родителями в Таганроге и Ейске (ныне Ростовская обл. и Краснодарский край соответственно). В школе посещал театральный кружок, в 1937-1938 гг. выступал в Ейском драматическом театре. В 1938-1941 гг. Сергей Бондарчук занимался в театральном училище в Ростове-на-Дону. В 1941-1942 гг. был актером фронтового театра в г. Грозном. В 1942 г. призван в Красную армию. Участвовал в Великой Отечественной войне, оборонял Кавказ. Демобилизовался в 1946 г. в звании рядового. В 1946 г. в Москве был принят на третий курс Всесоюзного государственного института кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт им. С. А. Герасимова). Выпускник мастерской педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В 1948 г. Сергей Бондарчук дебютировал в качестве киноактера, исполнив роль подпольщика Андрея Валько в экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (режиссер Сергей Герасимов). Широкую известность ему принесла роль поэта Тараса Шевченко в одноименном историко-биографическом фильме Игоря Савченко (1951). Впоследствии Бондарчук снялся в более чем 30 фильмах. Среди его ролей: Дмитрий Коростелев в мелодраме «Сережа» (1960, Игорь Таланкин и Георгий Данелия), доктор Астров в экранизации пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» (1970, Андрей Кончаловский), отец Сергий в одноименном фильме по повести Льва Толстого (1978, Игорь Таланкин), кардинал Монтанелли в драме «Овод» по мотивам романа Этель Лилиан Войнич (1980, Николай Мащенко). Сергей Бондарчук был одним из наиболее известных советских кинорежиссеров. Его первым фильмом стала драма «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова (1959), в которой он исполнил главную роль — Андрея Соколова. Мировую известность ему принесла экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» (1965-1967; в 1969 г. была удостоена американских кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). Он же сыграл роль Пьера Безухова. В 1970 г. поставил историческую драму «Ватерлоо» (СССР — Италия; в 1971 г. отмечена итальянской национальной кинопремией «Давид ди Донателло» в номинации «Лучший фильм»). В 1975 г. Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова, исполнил в нем роль рядового Ивана Звягинцева. В 1977 г. поставил драму «Степь» по мотивам повести Антона Чехова. В 1982 г. состоялась премьера дилогии Сергея Бондарчука «Красные колокола», снятой в сотрудничестве с итальянскими и мексиканскими кинематографистами. Первый фильм, «Мексика в огне», посвящен революции 1910 г. в этой стране. Вторая часть, «Я видел рождение нового мира», повествует о событиях 1917 г. в России. Основой для фильмов послужили книги американского журналиста Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». В 1986 г. Сергей Бондарчук осуществил экранизацию исторической трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» (СССР — Польша — ФРГ — Чехословакия), исполнил в ней заглавную роль. В том же году поставил в Государственном академическом Большом театре оперу Петра Чайковского «Мазепа». Последней работой режиссера стал драматический телесериал «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Съемки проходили в начале 1990-х гг. с участием кинематографистов России, Великобритании и Италии. Из-за банкротства фирмы итальянского продюсера отснятые киноматериалы более десяти лет находились за пределами России. В 2005 г. они были выкуплены Первым каналом, окончательный монтаж сериала осуществил сын режиссера — Федор Бондарчук. Премьера «Тихого Дона» состоялась в 2006 г. на Первом канале. С 1970-х гг. преподавал во ВГИКе, был профессором вуза. Сергей Бондарчук скончался 20 октября 1994 г. в Москве на 75-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
В 1963-1990 гг. Сергей Бондарчук был депутатом Верховного совета РСФСР. В 1971-1986 гг. являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
Герой Социалистического Труда (1980). Народный артист СССР (1952).
Был награжден орденами Ленина (1967, 1980), Трудового Красного Знамени (1970), Октябрьской Революции (1974), Отечественной войны II степени (1985), медалями. Лауреат Сталинской премии I степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977), Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1982), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1984).
В 1981 г. выпустил книгу «Желание чуда».
Был трижды женат. Первая супруга — Евгения Белоусова. Сын — Алексей (род. 1944, математик). Вторая жена — народная артистка СССР Инна Макарова (1926-2020). Дочь — заслуженная артистка РСФСР, актриса и режиссер Наталья Бондарчук (род. 1950). Третьей супругой была народная артистка РСФСР Ирина Скобцева (1927-2020). Дочь — актриса Елена Бондарчук (1962-2009). Сын — актер и режиссер Федор Бондарчук (род. 1967).
Личная жизнь
Вторая жена Сергея Бондарчука — Инна Макарова (слева) — на съемках художественного фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». 1948. Фотография: molodguard.ru
Сергей Бондарчук в роли Отелло и Ирина Скобцева в роли Дездемоны в художественном фильме Сергея Юткевича «Отелло» (1955)
Сергей Бондарчук с женой Ириной Скобцевой. 1960-е. Фотография: Олег Мерцедин / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук был женат трижды. Первой его супругой стала Евгения Белоусова, с которой режиссер познакомился во время учебы в Ростовском театральном училище. Они расстались после войны, когда Бондарчук поехал поступать в театральный институт в Москву. В браке родился сын Алексей.
Второй женой Сергея Бондарчука была однокурсница по мастерской Герасимова во ВГИКе Инна Макарова. Они поженились во время съемок «Молодой гвардии» в 1947 году. Актриса вспоминала: «При нем я чувствовала себя несмышленой девчонкой — все-таки, когда мы поженились, Сергей был уже взрослым дядечкой, прошедшим фронт, бывшим однажды женатым». В 1950 году у Сергея Бондарчука и Инны Макаровой родилась дочь Наталья. Режиссер и актриса расстались в 1958 году во время съемок картины «Дорогой мой человек» в 1958 году.
Уже через год Бондарчук женился в третий раз. Его супругой стала актриса Ирина Скобцева. Они встретились на съемках картины «Отелло». В фильме Бондарчук играл Отелло, а Скобцева — Дездемону. Вместе они прожили больше тридцати лет. Бондарчук часто снимал жену в своих фильмах, в том числе в «Войне и мире». Актриса Клара Лучко писала: «Она была его вдохновением, его музой. И это не красивые слова. Мы, близкие друзья, всегда отмечали, как они едины, как дышат одним воздухом». В их семье было двое детей — дочь Алена и сын Федор. Алена Бондарчук была артисткой театра и кино, а Федор, кроме актерских работ, занимался режиссурой.
У Сергея Бондарчука есть старший сын. Почему всю жизнь избегал его и что стало с Алексеем
До недавнего времени считалось, что знаменитый кинорежиссер Сергей Бондарчук был женат дважды: на Инне Макаровой, а потом на Ирине Скобцевой. И только несколько лет назад журналисты узнали, что в молодости у Бондарчука была еще одна жена, которая родила от него сына Алексея.
Причем обстоятельства этого брака настолько запутаны и необычны, что вполне могли бы послужить сюжетом для сериала.
Военная служба охладила чувства к молодой жене
С Евгенией Белоусовой Бондарчук познакомился в конце 30-х годов, когда учился в Ростовском театральном училище. Евгения работала в Доме культуры вертолетного завода и по роду службы часто встречалась с будущими артистами.
Вскоре Сергей и Евгения стали жить вместе. Правда, официально оформить свои отношения они не успели — началась война.
В 1943 году Бондарчука призвали в армию. Уезжая на фронт, он не знал, что оставляет Евгению не одну, а с их будущим ребенком.
Сергей Бондарчук в к/ф «Кавалер Золотой Звезды» / Мосфильм
По-видимому, военная служба охладила чувства Сергея к молодой жене. Во всяком случае, демобилизовавшись в 1946 году, он не вернулся в Ростов, а отправился в Москву и поступил во ВГИК.
«Она родила Лешеньку, когда Сергея уже не было рядом»
В институте Бондарчук закрутил роман со своей однокурсницей Инной Макаровой, а сразу после получения диплома сделал ей предложение.
При этом Сергей не решился признаться Инне, что в Ростове у него осталась другая женщина. Будущий знаменитый режиссер попросту вычеркнул тот период из своей жизни.
Но тайное все же стало явью. Причем совсем неожиданно.
Однажды, вернувшись домой из театра, Макарова еще с порога заметила, что муж какой-то растерянный и испуганный. Пройдя в комнату, она увидела на диване маленького мальчика.
Оказалось, что это Алеша, сын Бондарчука, которого Евгения Белоусова привезла в Москву и оставила на проходной театра.
«Она родила сына Лешеньку, когда Сергея уже не было рядом с ней. Возможно, надеялась, что он вернется. Но этого не случилось, и она подбросила ему Алешу», — рассказывала Макарова.
К большому удивлению Сергея, Инна обрадовалась мальчику и сказала, что будет растить его как собственного сына. И, действительно, Алеша прожил у них некоторое время.
«Сережа еще долгое время ездил в Ростов»
Но через несколько месяцев внезапно объявилась Белоусова. Причем не одна, а с членами комиссии, которые потребовали от Бондарчука подписать документ, что он является отцом Алексея. Когда же Сергей выполнил это требование, Евгения тут же забрала ребенка.
Прошло еще около полугода и Белоусова снова дала о себе знать. Оказалось, что для признания отцовства подписанной Бондарчуком бумаги недостаточно. Чтобы мальчик мог на полном основании носить фамилию Бондарчук, нужно, чтобы Сергей и Евгения официально вступили в брак.
И началась долгая эпопея хождения по судам. Ведь для того, чтобы жениться на Белоусовой, Сергею нужно было развестись с Макаровой.
Инна Макарова в к/ф «Высота» / Мосфильм
«Мы с Сережей развелись, он зарегистрировал фиктивный брак с Евгенией, и только тогда Лешу записали на него. Все это длилось несколько лет. Но потом Сережа еще долгое время ездил в Ростов — Евгения не приходила в суд, не хотела разводиться!», — рассказывала Макарова.
К моменту, когда Сергей и Инна вновь стали супругами, их дочери Наталье было уже почти пять лет.
«Сереженька, я так дальше не могу»
Выходя во второй раз замуж за Бондарчука, Макарова даже представить себе не могла, что через два года снова будет с ним разводиться.
На этот раз причина была не в Белоусовой, а в молодой актрисе Ирине Скобцевой, с которой Бондарчук познакомился на съемках фильма «Отелло».
По словам Макаровой, после выхода картины Скобцева не давала Бондарчуку прохода — караулила его возле дома и театра, забрасывала любовными письмами.
«Сначала мы с Сергеем выбрасывали все эти записки, но они продолжали приходить. И я сказала: «Сереженька, я так дальше не могу». Мы не ссорились, но я не выдержала и сказала, что нам нужно расстаться», — вспоминала Макарова.
В 1959 году Бондарчук и Скобцева стали мужем и женой. В 1962 году у них родилась дочка Алена, а в 1967 — сын Федор.
«Скобцева тут же отправляла мужа в какой-нибудь санаторий»
Примерно в середине 60-х в Москву неожиданно приехал Алексей и прямо с вокзала пришел к Макаровой. Он рассказал, что закончил школу и решил посоветоваться с отцом, куда ему поступать.
Ирина Скобцева в к/ф «Отелло» / Мосфильм
Но Бондарчук совсем не обрадовался приезду сына. Он как раз снимал «Войну и мир» и был целыми днями занят на съемочной площадке. Поэтому уделить внимание Алексею знаменитый режиссер не мог.
Несколько дней Алексей слонялся по съемочной площадке дожидаясь, когда у отца найдется для него свободная минутка. Но так и не дождался.
Пригласить же сына к себе домой Бондарчук не смел — Скобцева была категорически против. Причем она запрещала мужу видеться не только с Алексеем, приезжавшим изредка, но и с Наташей, жившей в Москве.
«Потом Леша еще приезжал, но, как только собирался встретиться с отцом, Скобцева тут же отправляла мужа в какой-нибудь санаторий. Она также отстраняла Сергея и от моей дочки», — рассказывала Макарова.
Наладить контакт с отцом Алесей так и не сумел. Бывая в Москве, он всегда останавливался у Макаровой, которая принимала парня как родного человека. Ей Алексей рассказал, что закончил в Ростове иняз, женился, у него родился сын.
Последний раз Алексей приехал в столицу в октябре 1994 года на похороны Сергея Бондарчука. Спустя время, Инна Макарова попыталась разыскать Алексея, но безуспешно.
«Я ездила в Ростов-на-Дону в прошлом году и приложила все усилия, чтобы найти Алексея, который в последнее время не звонил мне и не писал, – рассказывает Инна Владимировна. – Но оказалось, что даже его собственная жена и сын не знают, где он! Жена у него хорошая, работает в местном Доме кино, сын стал математиком, очень умный парень. А сам Алексей болтается, бродяжничает и часто не живет дома. Опустился. Мне было очень обидно это услышать», — рассказывала в 2011 году в интервью «Собеседнику» Инна Макарова.
С тех пор о старшем сыне Бондарчука ничего неизвестно.
Комментарии
10
1
Последние годы: «Тихий Дон»
Кадр из художественного фильма Сергея Бондарчука «Тихий Дон» (2006)
В 1986 году переизбрали руководство Союза кинематографистов. Сергей Бондарчук не вошел в обновленный состав. Его работы начали критиковать в советской прессе, а на новые проекты не выделяли денег. С середины 1980-х Бондарчук работал над экранизацией романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он хотел начать съемки эпопеи в 1986 году, но не получил средств от Госкино.
«Не было в начальные перестроечные времена ни одной статьи в прессе о кино, в которой не поносили бы Бондарчука. Его даже делегатом на съезд кинематографистов СССР не выбрали. Перестроечный «ветер перемен» захлопнул ему картину «Тихий Дон», которую он должен был делать для телевидения. Он написал сценарий на 20 серий, сказали, надо 18 — переписал, потом попросили оставить 16 — опять всё начисто переписал. Когда дошло до 13 серий, ему сказали: отпущенные на «Тихий Дон» деньги лучше направить на сельское хозяйство»
Режиссер Георгий Данелия, «Мой Бондарчук» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
В 1990 году Бондарчук подписал контракт с итальянской компанией International Cinema Company и начал съемки «Тихого Дона». На роль Григория Мелехова режиссер пригласил английского актера Руперта Эверетта, а Наталью Мелехову, его жену, сыграла дочь Бондарчука Алена. «Тихий Дон» сняли за одиннадцать месяцев — уже к августу 1992 он был готов. Начались монтаж и озвучивание фильма, однако в это же время итальянская компания объявила себя банкротом, а все материалы картины были изъяты банком-кредитором. Работа над «Тихим Доном» остановилась, а у Бондарчука начались серьезные проблемы со здоровьем. Режиссер так и не увидел «Тихий Дон» в прокате. Он умер 20 октября 1994 года в Москве. Причиной смерти стала тяжелая болезнь. Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище.
«Тихий Дон» спустя двенадцать лет после смерти отца закончил Федор Бондарчук. Семисерийный телевизионный фильм вышел на экраны в 2006 году.