Размениваться по мелочам бизнесмен Руслан Байсаров не привык. Его стихия — игра по-крупному. Неудивительно, что география проектов предпринимателя охватывает почти всю Россию — от Москвы до Сахалина. Редкий даже для нашего времени масштаб.
В столице предпринимателя последнее время можно встретить все реже. Он не привык сидеть на одном месте. В движении — жизнь, а жизнь — это развитие, уверен он. Энергии бизнесмена, кажется, могло бы хватить на десятерых: сегодня он проверяет возведение моста через Амур, завтра наблюдает за реконструкцией Транссибирской магистрали, а еще через день — обсуждает в Тыве строительство первой в этих краях железной дороги. Местные уже прозвали ее «дорогой жизни».
С сибирским размахом
К далекой республике интерес у Руслана Байсарова особый. В 2011 году он возглавил «Тувинскую Энергетическую Промышленную Корпорацию». Сейчас это один из главных активов бизнесмена. В последние годы компания занималась освоением Элегестского угольного месторождения. Это настоящий сибирский «клондайк»: по словам Руслана Сулимовича, запасы угля в этих местах составляют более 855 миллионов тонн.
На Элегестское угольное месторождение у предпринимателя большие планы, он планирует построить здесь горно-обогатительный комбинат и сопутствующую инфраструктуру. Но для развития месторождения остро не хватает железной дороги. А поставки тувинского угля планируются масштабные: предполагается, что один только Элегест будет давать ежегодно более 15 миллионов тонн.
Сделать экономически целесообразной перевозку «черного золота» призвана крупнейшая в современной России магистраль, которая свяжет месторождение со столицей Республики Тывы Кызылом и поселком Красноярского края Курагино. Для этого «ТЭПК «Кызыл-Курагино» заключила соглашение с АО «РЖД», которое станет генеральным подрядчиком строительства линии. Железная дорога пойдет на пользу всем:
- она даст толчок развитию угольной промышленности,
- улучшит связность территорий Восточной Сибири;
- создаст предпосылки для появления около пяти тысяч новых рабочих мест и еще 10 — в смежных отраслях;
- пополнит местные бюджеты, что позволит регионам инвестировать гораздо больше в социальную сферу.
Новая железнодорожная ветка имеет не только региональное, но и международное значение. Часть полотна пройдет по Красноярскому краю, оттуда тувинское «черное золото» отправится в Хабаровский край, где реализуется еще один проект предпринимателя — угольный терминал в порту Ванино. Затем уголь с Элегеста пойдет в стремительно растущие азиатские страны. Россия и ее восточные регионы получат удобные трансграничные транспортные коридоры, неслучайно в правительстве Тывы линию до Куракино сравнивают с Великим шелковым путем.
Бывший зять Пугачёвой обманул Пугачёва?
«Если верить газете «Коммерсант»… то следует сделать вывод, что Байсаров вовсе не бизнесмен, а обычный авантюрист», — открыто заявили несколько лет назад смелые журналисты республики Тува. – «В статье «Чеченский след в тувинской степи» Тимура Вортаева
сообщается, что Байсаров, «не найдя денег на покупку «Енисейской промышленной компании», попытался скомпрометировать её перед Путиным и перевести бизнес на фирму-двойника». Суть состоит в том, что Байсаров был обязан по сделке с Пугачёвым (беглый банкир
Сергей Пугачёв
) выплатить за свою долю в ЗАО «Енисейская промышленная компания» (ЕПК) более миллиарда долларов США. Однако время шло, а Байсаров не платил. И, по-видимому, не мог платить, поскольку всё его состояние оценивается не более, чем в 200 млн. долларов. В итоге, поскольку в собрании акционеров принимают участие только владельцы оплаченных акций, 20 августа 2012 года акционеры приняли решение переизбрать состав совета директоров ЗАО «ЕПК». И уже на следующий день на заседании нового совета директоров были досрочно прекращены полномочий генерального директора ЗАО «ЕПК»
Дмитрия Сабурова
, вместо которого новым директором назначен человек Пугачёва
Всеволод Вуколов
(в 2013 году получил кресло главы Роструда). Из Совета Директоров были выведены все представители Байсарова и введены люди Пугачёва.
ЕПК распространила официальное сообщение о… том, что господин Байсаров больше никакого отношения к ЕПК, Элегестинскому угольному месторождению и строительству железной дороги в Туву не имеет».
И далее региональные журналисты напомнили о скандалезной известности Руслана Байсарова (цитата по газете « Риск»): «Как пишет «Коммерсант», «ситуацию можно назвать предсказуемой, если учитывать репутацию Байсарова в деловом мире. Так, имя чеченского бизнесмена в 1997 году пресса связывала с убийством гендиректора «Совинцентра»
Бориса Грязнова
. СМИ писали о конфликте, где столкнулись воры в законе
Беслан Дожуа (Бесик)
,
Майрбек Дакаев (Майер)
– и Байсаров, которому Грязнов сдал в аренду несколько крупных объектов «Совин, поскольку чеченский бизнесмен умел «договариваться» с бандитами. В 2002 году о бизнесмене заговорили в связи с терактом на Дубровке: муссировались слухи, что якобы Байсаров являлся теневым хозяином расположенного в здании театрального .
Именно там, по сообщению экс-губернатора Московской области Бориса Громова
, террористы
Мовсара Бараева
в течение полутора месяцев складировали оружие и взрывчатые вещества. Однако Руслан Байсаров открестился от этих обвинений».
«На памяти также конфликт Байсарова с известным бизнесменом Шалвой Чигиринским
из-за компании Sibir Energy. Адвокат Чигиринского
Кристофер Грисон
дал в то время показания, что Руслан Байсаров действовал в конфликте с Чигиринским не в собственных интересах, а в интересах
Елены Батуриной
, жены мэра Москвы
Юрия Лужкова
. Так или иначе, с поста первого вице-премьера Московской Нефтегазовой компании (МНГК) и вообще из «нефтянки» Руслан Байсаров ушёл после отставки Лужкова…». Говорят, у чеченского бизнесмена со скандальной известностью Байсарова и тувинского премьера
Шолбана Кара-оола
много общего. Достаточно напомнить, как Кара-оол в боулинг-клубе «Страйк» выбил глаз охраннику. По некоторым сведениям, когда Руслан Байсаров с дочерью
Аллы Пугачёвой
Кристиной Орбакайте «делил» совместного сына
Дени
, он так ударил гражданскую жену, что, якобы, даже сломал ей нос». Конец цитаты.
Вояжи бизнесмена Байсарова в республику Тува, как говорится, — отдельная песня.
Согласно опубликованным данным, при покладистости Шолбан Кара-оола здесь обустроено поместье на таёжном озере для прихотей олигарха. Три года назад, в 2016-м, пресса обнаруживала информацию о том, сколько презервативов было случайно потеряно из его авто.
«Уточняю, в тувинской тайге. Если бы, например, они валялись в чеченской тайге, то и хрен бы на них и на самого Байсарова, так ведь? Но в Чечне, во-первых, тайги нет, а, во-вторых, в той маленькой, но гордой братской республике не забалуешь. Уточняю, с проститутками не забалуешь. Потому что там Чечня и
Кадыров Рамзан
. А здесь, пожалуйста! Потому что здесь Тува и Кара-оол Шолбан. Милости просим, господа, с инвесторами или с проститутками, или все скопом с теми и другими – Тува всё стерпит… Рюкзак-то тот злополучный один старовер нашёл и всё, как на духу, в точности описал, потому что ценники были не оторваны… Сам рюкзак с его новейшим содержимым стоит около 250 тысяч рублей. Считайте сами: рюкзак – 25 тысяч, спальный мешок на две персоны – 50 тысяч, 2 комплекта съёмного постельного белья на двуспальный мешок – 34 тысячи каждый, какие-то складывающиеся туристические приспособления за 70 тысяч и другая походная утварь по мелочёвке с пачкой голландских презервативов – итого вот та самая сумма.
Гостей у чеченца на этот раз было предостаточно… Ну, охрана охраной, а девки же дурные, бегают по тайге в чём мать родила – им так по профессии положено, там и сям после себя эти противозачаточные штучки оставляют, не будет же в самом деле охрана после каждой собственноручно собирать их?.. Интересует другое: за что он (глава республики) подарил все эти озёра и леса, если Байсаров железную дорогу не строит и уголь не добывает?», — недоумевала «очень вредная тувинка» в региональной газете.
Байсаров, скандалы и презервативы есть – а где обещанная магистраль?
Несколько недель назад наши коллеги из издания СМИ опубликовали материал под заголовком «Кызыл — Куракино — Кара-оол» по вопросу о том, как «Руслан Байсаров хочет выстлать железную дорогу главе Тувы Шолбану Кара-оолу «денежными купюрами»?». Цитируем: «Правительство РФ потребовало выделить деньги на железную дорогу в Республике Тува, которую никак не могут построить. В противном случае под штраф пойдут инвесторы — Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова и управляющая . Ещё в середине мая 2021 года на заседании у первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова
было принято решение: управляющая и концессионер железнодорожной линии «Элегест – Кызыл – Курагино» – проектная компания ТЭПК Кызыл – Курагино (принадлежит Байсарову и УК «Лидер») должны до 5 июня согласовать структуру финансирования по проектированию и строительству. УК «Лидер», должна организовать выпуск облигаций ТЭПК «Кызыл – Курагино». И выкупить этот выпуск. Тогда к концу июня все документы, гарантирующие финансирование этого проекта, получит агентство «Росжелдор»: именно это агентство отвечает за стройку со стороны государства. Но если документы не появятся до 31 июля 2019 года концессионер будет платить штраф. По последним данным, громкий проект по строительству железнодорожной ветки «Элегест-Кызыл-Курагино», как и разработка Элегестского угольного месторождения, находятся в полуобморочном состоянии: все обещания со стороны бизнесмена Байсарова пока остаются лишь обещаниями. И многие из них за эти годы проросли густым мхом…
«В опухшем состоянии…»
Денежный мешок из списка Форбс Руслан Байсаров стал хозяином Элегестского угольного месторождения в Туве в 2013 году. Лицензия на разработку месторождения стоила 548 млн. рублей. И поначалу Байсаров лихо взялся за дело: начал часто наведываться в Кызыл. С распростёртыми объятиями его постоянно встречал самый главный человек в субъекте — Шолбан Кара-оол. Правда, горячий пыл господина Байсарова немного поулегся, когда он узнал, что на запуск Элегестского месторождения нужно выложить еще 240 млрд. рублей. Но, тем не менее, длительное время оптимизм у Байсарова не угасал. «Когда я впервые полетел вглубь Тувы, я вернулся в опухшем, замерзшем состоянии. У ЕПК (Енисейская промышленная компания, бывший владелец лицензии) нет других проблем, кроме той, что её никто не строит. Нужно отойти от всей этой политической байды, засучить рукава – вот и вся история», — говорил Байсаров журналистам. Об этом писали «Ведомости». Роснедра выдали Тувинской энергетической промышленной корпорации лицензию на разработку Элегестского угольного месторождения. Разрешение даёт право добывать уголь на месторождении в течении 20 лет (но прошло уже 6 лет, а конь не валялся!)… Есть тут и такое «но»: чтобы поставить на рынок первый уголёк, нужно вместе с партнёрами инвестировать в строительство шахты, вахтового поселка и ГОКа (горно-обогатительного комбината) более 44 млрд. рублей. И корпорации нужно построить железнодорожную ветку «Элегест – Кызыл – Курагино». Кстати, подрядчиком по строительству была выбрана . Еще в 2013 году было решено, что строить железнодорожное полотно корпорация Байсарова будет вместе со своими партнёрами, как-то: Министерством транспорта, Администрацией Тувы и Красноярского края. И рамочное соглашение между подписано ещё до получения лицензии на освоение месторождения. Руслан Байсаров должен был выступить в роли генподрядчика. И, как полагали, после завершения строительства Байсаров мог бы сохранить за собой построенную ветку. Но был и второй вариант: владелец ТЭПК мог передать эту ветку в собственность РЖД. Известен и такой факт: первый вице-премьер Игорь Шувалов
(уже бывший) в те дни дал поручение проработать вопрос о предоставлении корпорации Байсарова льготы в виде госгарантий на 75% от стоимости проекта. Получается, просто фантастические условия! Почему же никто так и не начал стройку?
Ко всему прочему, еще в 2013 году г-н Байсаров, уразумев, что строительство ГОКа потребует дополнительных энергетических мощностей, наобещал построить несколько тепловых электростанций. И первую пустить уже к 2016 году! А добывать уголь корпорация Байсарова планировала к 2018 году. Разведанные запасы Элегестского месторождения, кстати, оцениваются в 855 млн. тонн. На календаре нынче — июнь 2021 года… А Германа всё нет!
Вместо паровоза — льготный социальный автобус
Железная дорога «Элегест – Кызыл – Курагино» длиной 410 км должна была бы пройти по территории Тувы и Красноярского края. Ожидаемая плановая пропускная способность – 19 пар поездов в сутки. Эти паровозы должны обеспечить перевозку 15 млн. тонн груза в год. Дорога, как ни крути, важнейшая часть проекта разработки Элегестского угольного месторождения. Но ещё нужно построить не только ГОК, но и угольный терминал в районе мыса Бурный в Хабаровском крае. Для ГОКа и угольного терминала Правительство РФ готово предоставить государственные гарантии.
В марте 2019 года куратором Тувы был назначен министр экономического развития Максим Орешкин
. О своем желании построить железную дорогу в Туве заявило ПАО «РЖД». Для стройки века нужно продолбить 8 тоннелей, а также построить 180 мостов. Но до сих пор нет готовой проектной документации! Чиновники пеняют на трудности с геодезией, сложным рельефом местности, а также с трассировкой. Проект явно затягивается, если вспомнить, что первый колышек на стройплощадке был вбит ещё в 2011 году! Теперь же принято решение — ускорить строительство железной дороги… Правительство РФ решило дать ПАО «РЖД» год на то, чтобы представить готовую проектно-сметную документацию. Что ещё любопытно? Сегодня железнодорожное сообщение в Туве отсутствует (олени лучше), но и после того, как дорога «Элегест – Кызыл – Курагино» начнёт работать, пассажиров на железной дороге всё равно не будет. Правда, маленькая надежда есть: …Министерство транспорта должно решить — есть ли необходимость в пассажирских перевозках по маршруту «Элегест – Кызыл – Курагино»? На совещании у Силуанова говорилось, что альтернативой железнодорожному пассажирскому сообщению может быть льготный социальный автобус. И это поможет сэкономить до 10% в тувинском проекте. На дворе 21 век. Тува живет без железнодорожного сообщения. Но с большими обещаниями от г-на Байсарова.
Финансы поют романсы
Финансировать проект стоимостью 192,4 млрд. рублей собиралась УК «Лидер». И помимо выкупа облигаций и «Лидер», и корпорация Байсарова должны были вложить по 28,9 млрд. рублей своих средств. Но «капуста» до сих пор не поступила. Чего выжидаем? Руслан Байсаров неоднократно посещал Туву. В один из первых приездов он и глава Тувы Шолбан Кара-оол и подписали соглашения о строительстве теплоэлектростанции. Байсаров обязался вложить в объект более 5 млрд. долларов. Он пообещал построить не только ТЭС, но и шахту, железную дорогу и др. Корпорация бизнесмена брала на себя в те дни обязательства по привлечению внебюджетных инвестиций. И ещё обещала обеспечивать своевременную уплату налогов в республиканский и местные бюджеты, способствовать повышению уровня занятости населения.
Но почему же на строительных площадках стоит такая тишина?
Руслан Байсаров дал большое интервью РБК, в котором рассказал о своих планах в Туве. Он повторяет одни и те же слова: опять обещает построить железную дорогу «Курагино-Кызыл» и порт в Ванино. И добывать на Элегестинском месторождении 12 млн. тонн коксующегося угля, чтобы продавать его в Китай. Эти планы горячо разделяет его друг, глава Тувы Кара-оол. Но сегодня на рынках сырья происходит дальнейшее падение котировок. Замедление темпов экономики Китая снизило и спрос на сырьё. И Китай планирует ощутимые сокращения в угледобывающей промышленности. Власти намерены сократить в общей сложности 1,8 млн. человек, что поможет снизить уровень добычи угля на 500 млн. тонн. С 2011 года цены на уголь рухнули с 200-250 долларов за тонну коксующегося угля до 80 долларов соответственно. В связи с чем в такой сложной ситуации Минэнерго прогнозирует отсутствие роста добычи угля и его экспорта. Байсаров и Кара-оол дружно обещают спасти дотационную Туву при помощи железной дороги и «черного золота»…
Блогеры пишут, что за те 6 лет обещаний «построить», «разработать», ничего, кроме скандалов, не происходит. Об этом пишет Живой журнал. За это время г-н Байсаров кинул своих партнеров Сергея Пугачёва и Игоря Алтушкина
. Он отказался заплатить 1 млрд. рублей за долю в Енисейской промышленной компании. Эта компания, как говорилось выше, владела лицензией на добычу угля Элегестинского месторождения. И Пугачёв фактически потерял свой актив в Туве. Байсаров также отказывается платить НПО «Мостовик» 895 млн. рублей за строительство железной дороги Кызыл-Курагино. «Мостовик» оказался на грани банкротства. Ещё Байсаров непонятно для чего зарегистрировал в Кызыле компанию-клон с аббревиатурой ЕПК.
Может, у господина Байсарова хобби такое — обещать? И ничего не делать? Или он старательно ждёт деньги от государства? Или от другого источника? Но при всей свой близости к главе Чечни Кадырову, Байсаров все-таки не
Ротенберг
, не
Ковальчук
и не
Тимченко
! Выходит, у него одна надежда — на Кара-оола?
Кара-Оол идет на выборы?
Скандалами изобилует и жизнедеятельность господина Кара-оола… Все чаще люди из его близкого окружения вдруг попадают в сложные жизненные переплеты, как это недавно случилось в святая святых — в Госналогслужбе! Уголовное дело было возбуждено против руководства Госналогслужбы Тувы с участием представителя в Каа-Хемском кожууне А. Суге-Маадыра
. Достоянием общественности стало и то, что китайцы, работающие в Туве, почему-то были освобождены от уплаты налогов… В размере под 1 млрд. рублей в год! Об этом писал Живой журнал.
Соединяя берега
Можно не сомневаться, что компания Байсарова справится с поставленной задачей. У структур предпринимателя богатый опыт в строительстве сложных объектов. В 2015 году он приобрел 25% акций группы компаний СК Мост. Строительный бизнес быстро увлек бизнесмена, стал главным делом его жизни. Спустя некоторое время он доводит пакет акций в компании до контрольного и садится в кресло главы совета директоров.
ГК СК Мост — один из признанных лидеров на рынке строительных компаний. Название полностью совпадает с деятельностью организации: за 30-летнюю историю она построила почти 350 мостов и реконструировала более двух тысяч мостовых переходов по всей стране. Также в активе ГК СК Мост:
- строительство Рокского автомобильного тоннеля через Кавказский хребет;
- инфраструктурные объекты арктического поста «Сабетта» на полуострове Ямал;
- новый Кузнецовский тоннель на участке Оунэ — Высокогорная Байкало-Амурской магистрали
С государством у ГК СК Мост выстроены крепкие деловые отношения. Структурам Руслана Сулимовича неоднократно доверяли самые ответственные проекты. Байсаров всегда брался даже за самые сложные объекты. Предприниматель уверен: в мире нет ничего невозможно. Трудолюбие, профессионализм и сила воли — три слагаемых успеха его команды.
ГК СК Мост был одним из главных подрядчиков государства при подготовке к зимней Олимпиаде в Сочи. Структуры бизнесмена построили автомобильную и железную дорогу от Адлера до Красной поляны. Тоннели, мосты и эстакады общей длиной более 50 километров были возведены в рекордно короткие сроки. А главное — качественно.
На другом конце страны, во Владивостоке, компания бизнесмена построила знаменитый вантовый мост на остров Русский. Величественное сооружение стало визитной карточкой города и попало на новую купюру достоинством две тысячи рублей.
Трудовая деятельность
В начале 1990-х вместе с друзьями адаптировал иностранные компьютеры. Всерьез занялся предпринимательством по окончании вуза. Осуществил проекты в московской артистической тусовке:
- — студия красоты;
- — ночной клуб;
- — первый в России японский ресторан.
Его партнерами в то время были Федор Бондарчук и Степан Михалков.
В 2000-х работал в нефтяной промышленности, главным образом на позициях вице-президента крупных компаний.
В 2011-м учредил Тувинскую Энергетическую Промышленную Корпорацию (ТЭПК) и стал успешным управленцем. Корпорация строит горно-обогатительный комбинат на Элегесте с совокупными запасами угля равными 855 млн тонн, возводит перевалочный терминал вблизи мыса Бурный в Хабаровском крае и прокладывает первую в Туве железную дорогу Элегест — Кызыл — Курагино.
ГК «Мост» осуществляет инфраструктурные проекты общегосударственного масштаба, самые крупные из уже завершенных:
- — крупнейший в мире вантовый мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный;
- — совмещенная скоростная автомобильная и железнодорожная магистраль Адлер — Красная поляна.
В данный момент группой компаний СК Мост под руководством российского бизнесмена Руслана Байсарова реализуется масса проектов, предназначенных для улучшения инфраструктурной ситуации и развития регионов России и Европы. Это обусловлено высоким кредитом доверия к персоне Руслана Сулимовича не только в пределах нашей страны, но и на международной арене, что позволяет свободно развивать строительный холдинг на просторах всего материка Евразии.
Некоторые из реализуемых работ:
- — мосты через реку Амур — железнодорожный в Еврейской АО и автомобильный в Амурской области;
- — второй Байкальский тоннель на БАМе;
- — перешивка путей с колеи 1067 мм на стандартные в России 1520 мм и модернизация ж/д инфраструктуры на Сахалине;
- — проходка перегонных тоннелей в московском метро на новой Некрасовской линии уникальным 10-метровым в диаметре щитом;
- — железнодорожный виадук в Сербии на международной магистрали Белград — Будапешт.
Лидер с детства
К вершине успеха Руслану Байсарову приходилось пробиваться самостоятельно: его биография классический пример того, как человек при должном старании и огромном желании может добиться желаемого. Будущий бизнесмен родился 9 августа 1968 года в чеченском селе Пригородное под Грозным в тогда еще Чечено-Ингушской АССР. Семья была многодетной, но родители маленького Руслана Сулим и Касират старались уделять достаточно внимания каждому ребенку.
Традиционное кавказское воспитание наложило глубокий отпечаток на личность будущего предпринимателя. С детства он впитал в себя ценность таких понятий, как
- семья
- дружба
- забота о ближнем.
Мужской характер Байсарова ковала и улица. Руслан рос активным и бойким ребенком, во дворе среди мальчишек слыл уверенным лидером, никогда не боялся постоять за себя и заступиться за других. Далеко пойдет, говорили о нем старшие.
Деньги в кармане у Байсарова водились с детства. В Пригородном Руслан прошел «школу юного бизнесмена». Семья жила небогато, и молодой человек помогал родителям, как мог. Он скупал яблоки из садов и перепродавал их, внося вклад в семейный бюджет.
На студенческой скамье
После окончания школы умному и любознательному парню мучиться с выбором дальнейшего пути не пришлось. Он твердо решил, что будет поступать в вуз. Он без особого труда сдал экзамены и влился в ряды студентов инженерно-строительного института в Москве.
Через год в жизни Байсарова произошел резкий поворот: настала пора отдавать долг родине, и 18-летнего парня забрали в армию. Отслужив положенные два года, Руслан решил продолжить обучение, но уже не в Москве. Будущий предприниматель вернулся в родную республику и поступил в Грозненский нефтяной институт, в котором, по его собственному признанию, всегда хотел учиться.
На этом академический путь бизнесмена не закончился. Стремительную карьеру Руслан Сулимович Байсаров умудрялся совмещать с учебой: в 2001 году, по данным Википедии, он стал магистром социологии в Московском государственном университете. А спустя 13 лет, уже будучи известным и успешным бизнесменом, он защитил кандидатскую диссертацию в Московском институте стали и сплавов.
Уголь и стройиндустрия
Новый этап в жизни бизнесмена чеченского происхождения начался в 2011 году, когда в единый пазл сложилось сразу несколько факторов:
- многолетний опыт, полученный во время работы по развитию рынка энергоресурсов;
- учеба в строительном вузе;
- диплом инженера;
- серьезный капитал.
Когда зашла речь об освоении крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения, Байсаров Руслан, оценив все нюансы масштабного проекта, вложил свои основные активы в Тувинскую энергетическую промышленную корпорацию и в дальнейшем возглавил ее. Сейчас будущие угольные разрезы в Элегесте называют «угольным Клондайком». Он стал ярким примером новой ступени развития всей угольной промышленности России, которая еще больше укрепит позиции Восточно-Сибирского региона и даст толчок всестороннему подъему Дальнего Востока.
Основатель АО «ТЭПК» Руслан Байсаров
Сегодня АО «ТЭПК» реализует на Крайнем Севере несколько проектов, относящихся к инвестиционной сфере и напрямую влияющих на развитие промышленной энергетики. Они, несомненно, придадут экономике страны дополнительные стимулы и будут способствовать ее успешному развитию в ближайшем будущем, а также в долгосрочной перспективе. Среди них:
- прокладка первой железнодорожной ветки в Тыве от Элегеста до Курагино через Кызыл;
- возведение горно-обогатительного комбината на Элегестском месторождении;
- работы по строительству терминала по перевалке в Хабаровском крае.
В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций строительного холдинга ГК СК Мост. Через год Байсаров увеличил свою уставную долю до 56%, став контролирующим акционером и встал во главе совета директоров компании. С этих пор гигантское предприятие еще энергичнее включилось в реализацию сложнейших проектов, связанных со строительством мостов, тоннелей и метро общефедеральной значимости.
Сложно представить, но свои карьерные успехи Руслан Сулимович Байсаров умел совмещать еще и с научной деятельностью. В 2001 году он получил в МГУ степень магистра социологии. В 2021 году в МИСиС защитил диссертацию, став кандидатом технических наук.
Путь в большой бизнес
Как и многие другие предприниматели, первые бизнес-проекты он начал еще в студенческие годы. Страна в те годы стремительно менялась. Жизнь в «лихие 90-е» была непростой, но это была эпоха возможностей. Судьба благоволила активным и целеустремленным, бойцам по своей натуре, готовым бульдожьей хваткой вцепиться в любые возможности. Мужское воспитание Байсарова сыграло одну из определяющих ролей в его становлении как успешного бизнесмена.
Молодой предприниматель не зацикливался на одном и пробовал силы на разных поприщах. Первые солидные деньги заработал на перепродаже иностранных компьютеров. Сколотив неплохой стартовый капитал, бизнесмен решил окунуться в сферу развлечений и открыл ночной клуб и ресторан.
Затем он переориентировался на профильную отрасль — нефтепереработку и поставки топлива. И не прогадал. В 1997 году он стоял у истоков . Дела шли в гору: через несколько лет структура Байсарова перерабатывала миллионы тонн нефти в Москве, ее топливо продавалось на двух тысячах заправках по всей стране.
Восхождение на вершину было стремительным. В 2001 году он стал вице-президентом «Московской нефтяной Центральной топливной азиатские тигры» Китай, Япония и Корея совсем рядом, буквально под боком. Осталось только протянуть им руку — построить удобные дороги, надежные мосты и вместительные порты. Именно этим занимается предприниматель Руслан Сулимович Байсаров.
Сейчас ГК СК Мост завершает сооружение двухполосного автомобильного моста через Амур между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. Реализация проекта ведется в тесном сотрудничестве с КНР. Вот лишь некоторые характеристики проекта:
- Длина переправы с подъездными путями составляет около 20 километров;
- В перспективе мост сможет пропускать до 4,5 тысячи автомобилей в сутки;
- Мост через Амур рассчитан на пропуск более 20 миллионов тонн груза в год
По словам Руслана Сулимовича, переправа Благовещенск — Хэйхэ поможет увеличить товарооборот между Россией и Китаем. Это будущая точка экономического роста для Амурской области, уверен предприниматель.
Укрепить позиции России в Азии и на Тихом океане призвана и модернизация Транссиба и Байкало-Амурской магистралей со строительством тоннеля длиной почти семь километров. Это позволит нарастить объем перевозок между Западной и Восточной Сибирью в 2,5 раза, подчеркивают эксперты.
Значимый для Дальнего Востока проект осуществляется и на Сахалине. Там ГК СК Мост Руслана Байсарова работает над расширением железнодорожной колеи до 1520 миллиметров. Это улучшит связь между населенными пунктами острова.
У бизнесмена есть и столичные проекты. В Москве ГК СК Мост строила тоннели новой, Некрасовской линии метро. Деятельность предпринимателя выходит за пределы нашей страны: так, в Сербии его компания строит уникальный виадук, по которому пройдет высокоскоростная железнодорожная магистраль Белград — Будапешт.
Любящий муж и заботливый отец
Предприниматель из года в год доказывает неофициальное звание одного из самых любящих и заботливых отцов в нашей стране. Его часто можно увидеть в окружении своих отпрысков на отдыхе – будь то в России или за рубежом. Байсаров прекрасно знает их вкусы, но предпочитает их не баловать.
С 2009 года его счастливой женой является соотечественница Мадина Гайтаева, в браке с которой родились двое сыновей – Амир и Амин.
Всего же у многодетного отца Байсарова – шестеро. Помимо выше упомянутых это еще два сына: Илман и Дени, мама которого – известная певица и актриса Кристина Орбакайте – дочь Аллы Борисовны Пугачевой. И две красавицы-дочки: Камила и Дали.
Назвав всех своих детей мусульманскими именами, бизнесмен личным примером прививает соблюдение традиций и обычаев, знание чеченского языка и истории своего народа. И даже несмотря на невероятную загруженность в своих делах по бизнесу, постоянно участвует в жизни своих отпрысков, стараясь, как и его родители, уделять внимание каждому. Известно, что дети очень близки и дружны между собой, в чем немалая заслуга их отца и заведенных им семейных традиций, к примеру, собираться их за одним столом на празднование Нового года или дней рождений каждого ребенка.
Личная жизнь Руслана Байсарова
Русланн Байсаров женат и имеет шестерых детей. Первой женой бизнесмена стала модель Татьяна Ковтун, в браке с которой в 1993 году родилась старшая дочь Байсарова Камила.
В 1997 году бизнесмен познакомился с Кристиной Орбакайте, которая, как вряд ли кто-то в нашей стране не знает, является дочерью Аллы Пугачевой. На тот момент Кристина уже была известной певицей. Этот брак не был оформлен официально, однако пара вступила в союз по канонам ислама в Московской мечети. В 1998 году у супругов родился сын Дени. В 2003 пара рассталась, но, после ряда противоречий сумела прийти к мировому соглашению об опеке над сыном.
В 2003 году у Руслана Байсарова и модели агентства Modus Vivendis Алины Цевиной появился еще один сын — Илман. А в 2005-м, как говорится в биографии в Википедии, от девушки по имени Юлия у Руслана родилась девочка, которую назвали красивым именем Дали.
В 2009 году Руслан Байсаров женился на Мадине Гайтаевой, которая родила ему еще двух сыновей — Амира и Амина. Брак был официально зарегистрирован в селе Ведучи Итум-Калинского района Чеченской республики. Как сообщается в новостях, Мадина окончила факультет экономики и финансов Чеченского государственного университета. Мать девушки работала учителем русского языка и литературы в школе, а отец является бывшим главой местной администрации Октябрьского района.
Быть милосердным
Как и многие другие представители крупного бизнеса, предприниматель активно участвует в благотворительных акциях. Для Байсарова помощь другим людям — это то, что происходит по зову сердца, а не ради пиара. Бизнесмен старается не афишировать свое участие в благотворительности, тем не менее некоторые факты все же известны.
Оказалось, что он выделяет серьезные средства на борьбу с детской онкологией. Показателен случай, произошедший в 2009 году. Главной новостью благотворительного мероприятия стал выигрыш предпринимателем на аукционе женской роли длительностью три минуты в фильме Федора Бондарчука «Сталинград».
Лот стоил 200 тысяч евро. А роль предназначалась для молодой и перспективной актрисы. Все собранные в тот вечер денежные средства были перечислены на помощь детям.
Доброе сердце
Протянуть руку помощи тем, кто нуждается – этому Руслана Байсарова учили еще в детстве. В юные годы он помогал родителям и младшим братьям и сестрам. А в зрелом возрасте, заработав хорошие деньги, решил поддержать нуждающихся.
Впрочем, о своих благотворительных проектах предприниматель распространяться не любит, на помощи другим людям бизнесмен никогда не пиарился. Во многом благотворительность для Байсарова – дело личное, ведь ему всегда были присущи милосердие и сострадательность.
Тем не менее один эпизод все же не ускользнул от внимания любопытной общественности. Однажды Федор Бондарчук выставил на аукцион женскую роль в фильме “Сталинград”. Предприниматель купил лот за 200 тысяч евро. В итоге роль досталась молодой, но подающей надежды актрисе, а вырученные деньги пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Поступок, достойный настоящего мужчины.
Руслан Байсаров и Фёдор Бондарчук
Главное – в деталях
Байсаров Руслан Сулимович — один из богатейших бизнесменов России, он неизменно входит в рейтинг влиятельного журнала Forbes. В прошлом году он занял 118-ю строчку, общее состояние предпринимателя оценивалось в 900 миллионов долларов.
Почти все свое время предприниматель уделяет семье и работе, на светских мероприятиях появляется крайне редко. Вот лишь некоторые любопытные факты о Руслане Байсарове:
- Предприниматель успевает находить время для хобби. Он увлекается конным спортом, обожает горные лыжи;
- Благодаря Руслану Сулимовичу удается сохранить культурно-историческое наследие Сибири. Структуры предпринимателя стали партнером крупной археологической экспедиции в Тыве;
- Бизнесмена связывает давняя и крепкая дружба с режиссером Федором Бондарчуком (на фото), который был одним из учредителей «Инфант силвер».
Главная ценность в жизни для предпринимателя — семья. На большие праздники в его доме в Подмосковье всегда собираются многочисленные члены семьи.