Татьяна Пельтцер — самая советская бабушка, у которой не было внуков

Татьяна Пельтцер — биография

Татьяна Пельтцер вышла впервые на сцену в девятилетнем возрасте. Слава к ней пришла после сорока. И уже тогда актриса стала играть старух. «Бабушка» – так прозвали актрису коллеги. Сама же она себя однажды назвала «счастливой старухой». Лишь имея несгибаемый и твердый характер, можно считать свою судьбу удачной, пережив события, которые вошли в биографию артистки.
Снявшись в фильме «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к Татьяне Ивановне пришла настоящая всенародная любовь.

Татьяна Пельтцер — интересные факты из жизни (15 фото)

Автор: Сергей

11 февраля 2015 08:43

Метки: СССР  Татьяна Пельтцер  кино  факты  

18884

15

Татьяна Пельтцер родилась в семье замечательного русского актера и режиссера, заслуженного артиста Республики Ивана Романовича Пельтцер. Да, немец по национальности, он сумел проникнуться настоящим русским духом, стать настоящим русским актером и передать все это своей дочери.

Смотреть все фото в галерее

Еще до революции Иван Романович поставил несколько фильмов. После революции играл в различных театрах, снимался в кино («Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»), занимался антрепренерской и педагогической деятельностью. Отец и стал для Татьяны первым и единственным учителем. От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесценный дар живого видения мира, необычного и всегда неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она вообще была очень похожа на него, особенно по темпераменту.

Свои первые роли на сцене Татьяна Пельтцер сыграла в спектаклях отца. В девять лет она появилась в роли Авдия в спектакле «Камо грядеше». А за работу в следующей постановке — «Дворянское гнездо» — она впервые получила гонорар. В 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.

После революции Татьяна работала сначала в Передвижном театре Политуправления, а затем на провинциальных подмостках Нахичевани, Ейска и других городов. В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор. Пискатор сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, — а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении «Вальнертеатра», он открыл свой третий театр. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.

Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла.

Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери. В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца — Пельтцер. Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне — театр им. Моссовета). Но ее путь в искусство оказался не легким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там не долго, и в 1934 году ее уволили «за профнепригодность». Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования. Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. К этому времени он уже имел страшный жизненный опыт: еще, когда он учился в Автодорожном институте, он был осуждён по 58-й статье («За контрреволюционную деятельность») и отсидел два года.

Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей «Звезда», сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО, как написано в архивах, «по причине выезда из Москвы». Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, теперь тоже неизвестно. Но 36-й год — время, которое говорит само за себя… Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова. В 1947 году Татьяна Ивановна переходит в Московский театр Сатиры, который стал на долгие годы ее домом, главным театром ее жизни. Она не затерялась в шикарной труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха. Играя много и увлеченно, Татьяна Ивановна, наконец, получает роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Б. Равенских «Свадьба с приданым». В 1953 году спектакль снимают на пленку и выпускают на экраны кинотеатров страны. К ней приходит первая всенародная известность. В сорок девять лет… А сколько слез и разочарований было до этого…

После вышедшего на экраны фильма-спектакля «Свадьба с приданым» к Пельтцер пришла всесоюзная любовь и бешеная популярность. Еще больший успех принесла ей роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». В фильме «Солдат Иван Бровкин» роли Евдокии, матери главного героя отводилось незначительное место. Но как блистательно ее сыграла Пельтцер! Она настолько вжилась в образ, что сельские старушки (фильм снимался в одной из деревень Ярославской области) полюбили и принимали ее за свою. После выхода на экраны этого фильма Пельтцер тут же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки. В продолжении — картине «Иван Бровкин на целине» (1958) — роль Евдокии писалась специально под нее.

Татьяна Ивановна была не просто одаренной и мудрой актрисой, но еще сумела выразить какую-то неистовую российскую отвагу, замешанную на доброте и душевном сострадании. Счастливые зрители встречали ее хохотом, а потом украдкой смахивали слезу. Она обладала феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила, щедро одаривая людей своим ласковым вдохновением. Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью. Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду». Мам («Укротительница тигров», «Одиножды один», «Морозко» , бабушек («Чудак из пятого «Б»», «Вам и не снилось» , «Карантин», учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя.

Чем памятны нам детские ленты «Приключения жёлтого чемоданчика» и «Руки вверх!» — только бабушками в исполнении Татьяны Пельтцер. Кто ещё из наших актрис мог бы в семьдесят лет танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым, кататься, стоя на крыше троллейбуса? И так всю жизнь: бегом, бегом, бегом. Даже в преклонном возрасте Пельтцер продолжала играть в театре, ездить на гастроли, сниматься в кино. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Татьяне Ивановне Пельтцер. Не любили за прямолинейность, за правду-матку, которую она резала в глаза, за вздорный характер. Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!» И потом долго испытывал неловкость за эти слова.

В середине 60-ых Плучек пригласил в театр молодого, никому неизвестного режиссера Марка Захарова. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился гениальный, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере, с удовольствием работая с ним. Конец 60-ых — начало 70-ых стал для Татьяны Пельтцер победным временем. В театре она играла множество больших ролей. В театре она сыграла Прасковью в «Старой деве», мадам Ксидиас в «Интервенции», Марселину в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», мамашу Кураж, фрекен Бок, блистала в спектаклях «Темп 1929″ и «Маленькие комедии большого дома». Наконец, бенефисной ролью стала для актрисы тётя Тони в фееричной постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта «Проснись и пой!». Слава Богу, что спектакль был снят на плёнку, поэтому мы и теперь можем наблюдать этот безупречный комедийный стиль, вихрь эмоций, заразительный темперамент, танцы, песни, феерические взлёты по лестницам, стремительные проходы по сцене, полную раскованность и свободу.

В 1972-м она стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования театра Сатиры. В 73 года она как будто начала новую жизнь. Захаров поставил в театре сатиры пять спектаклей — и все с Пельтцер в главной роли. С его уходом в Ленком актрисе стало чего-то недоставать. Между ней и Плучеком начались размолвки… В 1977 Татьяна Ивановна покинула Театр Сатиры. Татьяна Ивановна отправилась в Театр имени Ленинского Комсомола к Марку Захарову. Переход в Ленком в 73 года для многих стал неожиданностью, многие считали это безрассудным поступком. После тридцати лет работы в популярнейшем столичном театре, где рядом с другими любимцами публики она оставалась лидером, вдруг поменять всё на свете и начать жизнь сначала — для этого нужен особый характер. У Татьяны Ивановны он был. Азартный, рискованный. И в 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, пила крепчайший кофе, все время бегала. У нее был очень крепкий сон. Одна из ее подруг вспоминает, что однажды в открытое окно гостиничного номера влетел голубь и уселся на голову спящей Татьяны Пельтцер, а она даже не проснулась.

В последние годы жизни Пельтцер стала терять память. Огромный скандал тогда вызвала маленькая заметка в прессе о том, что Пельтцер попала в психиатрическую больницу. Причем не в элитную, а в простую, районную. Душевнобольные враждебно приняли актрису и жестоко ее избили. Узнав об этом, в Ленкоме приложили усилия, и ее перевели в хорошую клинику. После Татьяна Ивановна снова вернулась в театр, но это уже был совершенно другой человек. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла. Тогда специально для нее Марком Захаровым был поставлен спектакль «Поминальная молитва». Для нее Григорий Горин написал роль старой еврейки Берты. Надо было видеть, как Александр Абдулов, игравший ее сына, выводил Пельтцер на сцену — выводил так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы.

Эта роль была практически без слов, так — пара реплик. Но зрителям не важно было, что она говорит. Каждое появление ее на сцене сопровождалось безумной радостью и ликованием. Зрители были счастливы от того, что видят ее. Это было счастье со слезами в глазах. Все понимали, что прощаются с великой актрисой. В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один… Похоронили Татьяну Ивановну на Немецком кладбище.

Источник:

Ссылки по теме:

  • Александр Ширвиндт — интересные факты из жизни
  • Любопытные факты о фильме «Гараж»
  • «Осенний марафон» — история создания фильма
  • «Экипаж» — история создания фильма
  • «Служебный роман» — история создания фильма

Метки: СССР  Татьяна Пельтцер  кино  факты  

Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

311 5 306

Понравилось

306 2

33

Новости партнёров

Детство и юность, семья

Татьяна Пельтцер родилась в столице 6 июня 1904 года в актерской семье, в которой также воспитывался ее младший брат, впоследствии работавший инженером на автозаводе. В театральном мире ее отец Иван Романович был известен еще до революции. Происходил Иоганн Пельтцер из аристократического немецкого рода. Но до того как женился на дочери раввина, он давно, впрочем, как и вся его родня, забыл о своем дворянском происхождении. Его предки на продолжении последнего столетия занимались преимущественно пошивом шуб. Мать Тани, Евгения Сергеевна) Ройзен из бердичевской купеческой семьи.
Потомок аристократов-ремесленников, достигнув высот в актерском мастерстве, занялся режиссурой. Его малолетняя дочь вошла в труппу. Впервые отец задействовал Татьяну в спектакле «Камо грядеши». Следует заметить, что актерская деятельность на сцену не была лёгкой: актрисой юная Пельтцер стала без актёрского образования.

Татьяна разрывалась между школой и театром. Уже с ранних лет она проявлялась исключительный талант. Однако помимо актерского дарования, которое ей досталось от знаменитого отца, она имела вздорный нрав Иоганна Пельтцера. О последних годах в жизни актрисы ходит немало легенд. Она была остра на язык, прямолинейна и необыкновенно талантлива. За эти качества ее не любили партнеры по сцене, но обожали зрители.

Краткая биография

Звездная актриса Татьяна Пельтцер родилась в Москве в начале июня 1904 года. Ее отец, Иван Пельтцер, был знаменитым режиссером и актером, но только до революции он играл на театральных сценах и снимался в кино. Для своей дочери Иван Романович был не только отцом, но настоящим примером для подражания, а также наставником и учителем. Он старался научить дочь смотреть на мир живо и неожиданно.

Но в жилах известной актрисы текла не только еврейская кровь, но и немецкая. Дедушка Татьяна по материнской линии был главным раввином Киева. А мама, Эсфирь Боруховна Ройзен, после замужества стала Евгенией Сергеевной. В 1906 году в семье Пельцеров родился сын Александр, который стал известным автогонщиком и конструктором. Пока не началась война, в семье Пельтцер дома всегда разговаривали на немецком языке.

Тюлень или динозавр. В Антарктиде были найдены останки странного зверя

Ежедневно распыляю в душе спрей от грибка и мыльной пены: делюсь рецептом

Серверы Star Wars Battlefront 2 не справились с наплывом новых пользователей

Личная жизнь

В тридцатые годы молодая актриса познакомилась со своим будущим мужем. По иронии судьбы избранник Татьяны Пельтцер был немцем. Философ и убежденный коммунист увез свою молодую жену на историческую родину, где она прожила всего четыре года. Ее актерская карьера не сложилась в Германии. Пельцер была приглашена в берлинский театр, но вскоре уволена. Да и личная жизнь не удалась. Пельтцер больше не выходила замуж. Но дружеских отношений со своим первым и последним супругом актриса не прекращала до самой старости. Он несколько раз посещал Татьяну в Москве. Как утверждают очевидцы, спустя десять минут с момента встречи, бывшие возлюбленные начинали громкой выяснять отношения и искать причину разрыва.
Возвращаясь домой, Татьяна Пельтцер возлагала большие надежды на столичную сцену. Шел 1931 год. На случай расспросов актриса придумала легенду относительно причины распада брака с немцем. Долгие годы она утверждала, что рассталась с мужем исключительно из-за политических разногласий. Много лет спустя Пельтцер признается, что причина заключалась в ее измене. И о том, что всю жизнь жалела о своем поступке.

В Советском Союзе гражданам с немецким происхождением жилось не сладко. Все же, ни Татьяна Пельтцер, ни ее отец не пострадали. Однако судьба брата актрисы оказалась трагической. Еще до войны он был арестован по пресловутой пятьдесят восьмой статье. Затем освобожден. Александр Пельтцер окончил техникум, и даже смог реализовать себя на профессиональном поприще. Но должность старшего конструктора ему пришлось оставить в 1936 году.

Александр уехал в далекий провинциальный город, спасаясь от репрессий. Татьяна же в то время трудилась машинисткой: непростой характер и неблагонадежное происхождение вынудили Пельтцер уйти из театра. Впереди были годы скитаний, неустроенной личной жизни, одиночества и потери любимого брата. Попытаться снова устроиться в театр ее убедил отец. Иоганн Пельтцер никогда не сомневался в таланте своей дочери.

Театр и фильмы

В конце сороковых годов Татьяна Пельтцер представляла собой уже немолодую и довольно неудачливую актрису. Она была зачислена в труппу театра Сатиры. Но в то время актриса и представить не могла, что эта сцена принесет ей славу. Благодаря фильму «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к Татьяне пришла настоящая всенародная любовь.

'Татьяна Пельтцер в фильме

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов

А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.

В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы. Она выходила на сцену даже тогда, когда память стала ей отказывать.

Карьера в кино и в театре

Творческая биография Татьяны Пельтцер началась еще в раннем детстве, когда она стала играть в спектаклях отца. В девять лет за роль в спектакле «Дворянское гнездо» Татьяна получила свой первый гонорар. Но никогда актерской профессии она не обучалась. Часто Татьяна Пельтцер меняла театры, а признание к ней пришло почти в пятьдесят лет.

В 1930 году Татьяна Пельтцер в Германии вступила в коммунистическую партию, работала в советском торгпредстве. А вот за все время, пока она жила за границей, сыграла лишь только в одном спектакле «Инга». После возвращения на родину в 1931 году она поступила в театр Моссовета, но была зачислена лишь только во вспомогательный состав. Но отношения с театральным руководством у нее не сложились, поэтому через четыре года была уволена.

После этого она работала в театре в Ярославле, в театре миниатюр Москвы. Но все роли были небольшие и эпизодические. В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в столичный академический театр сатиры, где и сыграла главные роли во многих спектаклях, которые ее и прославили. Но расцвет карьеры актрисы Пельтцер пришелся на семидесятые годы, когда у нее было много ролей в театре.

Заложница одной роли. Сериал «счастливы вместе» сломал карьеру Дарьи Сагаловой

Кембридж: миниатюрные инсталляции, заставляющие подумать о других мирах

От каких белых рубашек надо успеть избавиться до весны: в 2021 они уже не в моде

В 1972 году Татьяна Ивановна получила звание «Народной артистки». Известно, что в 1977 году, проработав в театре тридцать лет, она со скандалом уволилась. Она сразу же устроилась в театр «Ленком».

В 1947 году Татьяна Ивановна сыграла свою первую роль в кино. Это была эпизодическая роль в киноленте «Свадьба». После этого были и другие роли, но чаще всего эти фильмы не допускались цензурой к показу. Успех в кино ей принесли такие киноленты, как «Солдат Иван Бровкин» и «Максим Перепелица». Татьяна Ивановна старалась сниматься много, иногда для нее специально писали эпизодические роли бабушек, которые порой просто затмевали главных героев.

Последние годы, смерть

Последние дни великая актриса провела в психиатрической лечебнице, и единственным человеком, который навещал актрису, была ее домработница. Татьяна Пельтцер стремительно теряла связь с внешним миром. И лишь за день до смерти к ней вернулось сознание: она много шутила и была весела.
Умерла Татьяна Ивановна Пельтцер 16 июля 1992 года. На Введенском кладбище в Москве проститься с Народной артисткой, лауреатом многочисленных премий и самой знаменитой бабушкой Советского Союза пришло всего несколько человек.

Фильмография

-1953 — «Свадьба с приданым» -1955 — «Солдат Иван Бровкин» -1955 — «Максим Перепелица» -1964 — «Приключения Толи Клюквина» -1970 — «Приключения жёлтого чемоданчика» -1972 — «Двенадцать месяцев» -1973 — «Исполняющий обязанности» -1974 — «Анискин и Фантомас» -1979 — «Примите телеграмму в долг» -1980 — «Дульсинея Тобосская» -1982 — «Там, на неведомых дорожках…» -1984 — «Рыжий, честный, влюблённый» -1984 — «Формула любви» -1985 — «После дождичка в четверг» -1986 — «Кто войдёт в последний вагон» -1989 — «Князь Удача Андреевич»

Могила Татьяны Ивановны Пельтцер

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: