Татьяна Доронина: биография, личная жизнь, фильмы с актером


Биография

Актриса родилась в Ленинграде, куда ее родители перебрались из небольшого городка в Ярославской области Данилова, в котором прошли несколько лет жизни и самой Татьяны Васильевны. Когда началась война, отец ушел на фронт, а мама, забрав Таню и ее сестру, уехала в родной Данилов, подальше от фронта, где пережить лихое военное время было немного легче.

На фото: Татьяна Доронина в детстве

Когда война закончилась, они снова вернулись в Ленинград, захватив с собой козу, чтобы в доме всегда было молоко. Отец вернулся с фронта инвалидом, семья Дорониных жила не богато, но родители всегда очень любили и уважали друг друга, и их отношения были предметом восхищения для дочерей, которых они не только вырастили, но и дали им высшее образование.

На фото: Татьяна Доронина в молодости

Татьяна пошла в школу, и старалась учиться хорошо, хотя точные науки давались ей нелегко. Зато она обожала литературу, а когда начинала читать стихи, сразу приковывала к себе всеобщее внимание. Доронина не раз декламировала стихи на различных мероприятиях не только в школе, но и на выездных концертах на городских предприятиях.

С ранних лет театр вошел в биографию Татьяны Дорониной, в душе которой поселилась мечта стать актрисой. Она занималась в школьном театральном кружке, на факультативе по французскому языку, в студии вокала. Для школьных спектаклей Анна Ивановна шила дочке платья из марли, в которых Таня выглядела не хуже других юных артисток.

Мама Татьяны Васильевны тоже любила театр и частенько устраивала семейные походы во МХАТ, спектакли которого обожала. Стремление стать актрисой у Татьяны Васильевны было настолько сильным, что она поехала в Москву поступать в театральный вуз, окончив восьмой класс и не имея на руках аттестата о среднем образовании. Отсутствие документа и стало камнем преткновения для Дорониной, которая успешно прошла вступительные испытания во МХАТ, но была отослана обратно домой доучиваться в школе.

Через два года она снова приехала в столицу и опять поступила, причем сразу в несколько вузов, среди которых выбрала Школу-студию при МХАТе. Татьяна Васильевна попала на курс, который в будущем подарил отечественному кино и театру талантливейших артистов, среди которых Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, с которым, к слову, в течение нескольких лет была связана личная жизнь Татьяны Дорониной.

Вместе с ним после окончания вуза она отправилась в Сталинград, где стала актрисой областного драмтеатра, но прослужила в нем совсем недолго. Доронина вернулась в Ленинград и была принята в Ленком. Через три года по приглашению Товстоногова, главного режиссера БДТ им. Горького, Татьяна Васильевна сыграла Надежду Монахову в «Варварах», очень быстро стала ведущей актрисой, и в течение семи лет творческая биография Татьяны Дорониной была связана с этим театром, в котором репертуар был построен исключительно под нее.

На фото: Доронина на театральной сцене

В шестьдесят шестом году актриса переехала в Москву и вскоре вошла в труппу МХАТа, на сцену которого выходила до семьдесят второго года.

«Уход из БДТ — это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар», — говорила позже Татьяна Доронина.

Потом она перешла в Театр им. Маяковского, но спустя одиннадцать лет вернулась во МХАТ, а еще через четыре года, в 1987-м, стала его руководителем.

Татьяна Доронина покинула руководство МХАТ им. Горького

Татьяна Доронина посвятила последние тридцать лет МХАТ имени Горького, она встала во главе театра и выполняла роль художественного руководителя после разделения МХАТ на две труппы. С 1987 по декабрь 2021 года она руководила театром и принимала участие в спектаклях. Но в конце прошлого года в результате определенных решений высшего руководства Татьяну Васильевну «повысили» в должности и она стала почетным президентом МХАТ, а место худрука занял Эдуард Бояков. По словам представителей труппы, Татьяне Васильевне обещали оставить полномочия и возможность влиять на жизнь театра.

Весной труппа театра начала возмущаться тем, что Доронину отстранили от дел полностью, оставив роль «свадебного генерала», который ничего не решает. Репрессии в сторону актеров со стороны нового руководства довели труппу до того, что она начала сопротивляться, писать письма президенту и в министерство культуры. Смена руководства привела к новым правилам, которые не всех устраивали. С начала года уже уволена четверть труппы из-за несогласия работать с новым репертуаром и заключать другие невыгодные трудовые договора. На фоне всех скандалов Татьяна Васильевна просто исчезла, а когда о ней вспомнила публика, все заметили, что о ней уже несколько месяцев ничего не слышно.

Самое интересное

Вместе с театром Татьяне Васильевне пришлось пережить сложные времена, но она всегда была сильной женщиной и талантливым руководителем, благодаря чему театр смог сохранить свое лицо.

Фильмы

Несмотря на то, что в творческой биографии Татьяны Дорониной не так много фильмов, благодаря талантливой глубокой игре каждая ее роль трогает душу и запоминается.

В первый раз она появилась на экране в маленькой роли в кинофильме «Первый эшелон». Следующий фильм с участием Татьяны Васильевны вышел лишь спустя три года – в картине «Шли солдаты» она сыграла девушку по имени Христя.

Доронина снималась раз в два-три года, и ее первые роли не приносили актрисе настоящей популярности и только после картины «Старшая сестра» она стала по-настоящему знаменитой, и по опросу журнала «Советский экран» была признана актрисой шестьдесят седьмого года.

В следующем году ее снова ждал оглушительный успех – Татьяна Доронина, снявшись в фильме «Три тополя на Плющихе», приумножила свою популярность. Интересно, что, когда она в первый раз прочитала сценарий фильма, он ей не понравился и показался слишком обыденным.

На фото: Татьяна Доронина в фильме «Три тополя на Плющихе»

Только после кинопроб Доронина изменила свое мнение о будущей картине, вошедшей позже в золотой фонд отечественного кино.

На фото: актриса в фильме «Еще раз про любовь»

В шестьдесят восьмом году зрители увидели любимую актрису в фильме «Еще раз про любовь», в котором она снялась в главной роли в паре с Александром Лазаревым.

Мелодрама побила все кассовые рекорды, а Татьяна Доронина закрепилась в своем звездном статусе.

Героинь «Старшей сестры» и «Еще раз про любовь» актриса в первый раз сыграла в театре, а потом повторила их на экране.

Снимая Татьяну Васильевну в своих фильмах, режиссеры не могли не предоставить ей возможность продемонстрировать свои вокальные способности. Так было и в последующих картинах – «Чудный характер» и «На ясный огонь».

«Старшая сестра»

Незабываемый глубокий образ удалось создать актрисе в картине «Мачеха», который невозможно смотреть равнодушно, а роль Шуры Олеванцевой, по мнению критиков, стала лучшей ролью Дорониной в кино. Фильм получил признание не только в Советском Союзе, но и на международном уровне, заслужив награду на кинофестивале в Тегеране.

На фото: Доронина в фильме «Мачеха»

Министерство культуры вернуло Татьяне Дорониной власть в театре

Министерство культуры России внесло изменения в устав МХАТа им. М. Горького. Отныне руководство театром будут совместно осуществлять его директор Олег Михайлов и президент Татьяна Доронина.

До этих изменений вся полнота власти во МХАТе находилась в руках художественного руководителя-директора. Эту должность занимал продюсер Эдуард Бояков. Он стал худруком в конце 2021 года, тогда же народная артистка СССР Татьяна Доронина, руководившая театром — также единолично — более тридцати лет, получила пост президента МХАТа и была, таким образом, отправлена в почетную отставку. Предполагалось, что она наряду с новым худруком будет принимать участие в управлении театром и выработке художественной программы.

Однако на деле получилось иначе — фактически Татьяна Доронина оказалась отрезана от жизни театра.

Это стало возможным еще и потому, что полномочия президента МХАТа им. М. Горького, как это обычно в таких случаях и происходит, не были документально зафиксированы.

Эдуард Бояков и его заместитель, писатель Захар Прилепин, объявили свою программу «патриотической», новый руководитель всячески подчеркивал свою преданность государственной культурной политике и близость к определенным властным кругам. Многие спектакли доронинского периода были сняты с репертуара, а часть труппы, не принявшая приход господина Боякова и методы его работы, в 2021 году неоднократно публично протестовала против нового руководства. Однако никакого влияния на ход событий эти протесты не имели. МХАТ начал выпускать премьеры, самой громкой из которых стал «Лавр» по роману Евгения Водолазкина в постановке Эдуарда Боякова (декабрь 2021 года).

Худрук МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Еще в марте 2021 года Татьяна Доронина пожаловалась на ситуацию президенту Владимиру Путину во время церемонии награждения (госпожа Доронина получила орден «За заслуги перед Отечеством» I степени). После церемонии актриса удостоилась личной аудиенции у главы государства. Затем, уже в декабре прошлого года, Министерство культуры опубликовало результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности театра, в ходе которой были обнаружены серьезные нарушения. Дело было передано в Генпрокуратуру. Вследствие этого — официально связь событий не была подтверждена, но у наблюдателей на сей счет не было сомнений — свой пост была вынуждена оставить исполнительный директор театра Татьяна Ярошевская, ранее приглашенная Эдуардом Бояковым.

Теперь, согласно уставу, власть во МХАТе имени Горького будет принадлежать двум людям — директору и президенту театра.

В переводе на язык реальности это означает, что нынешний художественный руководитель театра Эдуард Бояков будет заключать контракт не напрямую с учредителем театра, а лишь с назначенным Министерством культуры директором. Конечно, это означает его административное понижение и известное поражение в правах. Впрочем, новейшая история знает случаи, когда людям, формально не являющимся руководителями, принадлежит вся власть — как, например, Владимиру Кехману в Михайловском и Новосибирском оперном театрах.

Сейчас во МХАТе имени Горького обязанности директора временно исполняет заведующий труппой Олег Михайлов. Сделанные в уставе изменения означают, что он станет руководить театром вместе с Татьяной Дорониной. Однако трудно ожидать, что 87-летняя народная артистка СССР сможет в полном объеме вернуть себе власть. Теперь ключевой фигурой в МХАТе имени Горького станет директор, и окончательно расстановка сил станет понятна, когда в это кресло Минкульт посадит не временного, а постоянного исполнителя.

Эсфирь Штейнбок

Личная жизнь

Красота Дорониной никогда не оставляла мужчин равнодушными, и в студенческие годы у нее было немало поклонников. Среди всех однокурсников Татьяна выделила одного – красивого, скромного и очень интеллигентного Олега Басилашвили.

Их роман начался на первом курсе, а на четвертом они поженились, сыграв скромную комсомольскую свадьбу без подвенечного платья и даже без обручальных колец.

На фото: Татьяна Доронина и Олег Басилашвили

У выпускницы Дорониной была масса предложений от разных столичных театров, но тогда она свою личную жизнь ставила выше карьеры, поэтому, не раздумывая, поехала в Сталинград, куда получил распределение муж Татьяны Дорониной.

С первым браком у актрисы связаны горькие воспоминания – она сделала аборт, и после этого детей у Татьяны Дорониной больше не было.

«Я боялась сама себе признаться, насколько это неуместно, не нужно «сейчас»… Когда все было кончено, женщина-хирург сказала: «Жалко, двое у тебя были. Девочка и мальчик». Я совершила первый страшный грех, который не прощается», — рассказывает Татьяна Васильевна.

Вместе с мужем она выходила на одну сцену, но длилось это недолго – игру молодой актрисы увидел приехавший в город Георгий Товстоногов, предложивший Татьяне Васильевне перебраться в Ленинград и войти в труппу руководимого им БДТ.

Уговаривать актрису пришлось долго, и согласилась она только после того, как Товстоногов принял ее условие.

«Перееду, только если возьмете со мной в театр и мужа», — потребовала Доронина.

До того, как войти в состав БДТ актриса три года проработала в Ленкоме.

Переезд стал новым этапом не только карьеры, но и личной жизни Татьяны Дорониной – она разошлась с Басилашвили, и ее следующим мужчиной стал Анатолий Юфит, влюбившийся в актрису с первого взгляда, увидев ее на сцене.

Олег Валерианович позже признавался, что благодарен Татьяне Васильевне, что она подала на развод – жить с ней с каждым годом ему становилось тяжелее, и виной тому изменившийся характер актрисы, превращавшейся из мягкой скромной девушки во властную женщину.

«Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета…», — говорил первый супруг актрисы.

Второй муж Татьяны Дорониной был на семь лет ее старше, преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, был профессором, завкафедрой истории русского театра. Театральный критик и театровед Юфит был веселым остроумным человеком, которого обожали коллеги и студенты.

С Дорониной они так и не оформили свои отношения официально и три года жили гражданским браком, а одной из причин развода стал непростой характер актрисы. Доронина всегда отличалась гордым независимым нравом, она привыкла быть лидером не только на работе, но и в личных отношениях.

На фото: Эдвард Радзинский

Последней каплей, переполнившей чашу ее терпения стало то, что она не увидела мужа среди встречающих ее после очередных гастролей.

После развода с Юфитом Татьяна Васильевна снова вышла замуж – за драматурга Эдварда Радзинского. Она была увлечена молодым талантливым сценаристом давно, он тоже оказывал ей знаки внимания, поэтому, расставшись с Юфитом, Доронина сразу ушла к Радзинскому.

Семейные отношения для Татьяны Дорониной тогда оказались важнее ее карьеры – Радзинский жил в столице, актриса ушла из БДТ и переехала в Москву. До этого Татьяна Васильевна снялась в фильме по его сценарию – «Еще раз про любовь», вознесший Доронину на вершину успеха.

Для второго мужа актриса стала настоящей музой – во всех пьесах, написанных Эдвардом Радзинском в годы их совместной жизни и даже после развода, его жена играла главные роли. Брак с Эдвардом Радзинским просуществовал пять лет, а следующим мужем Татьяны Дорониной стал ее коллега и партнер по сцене Борис Химичев.

На фото: Борис Химичев

Впервые встретились они на съемках картины «Еще раз про любовь», пробы в который проходил и Химичев. К тому времени Доронина была уже звездой и несколько свысока оглядела кандидата на главную роль. Борис отреагировал очень болезненно и даже отказался от дальнейших проб.

Татьяна Доронина и Борис Химичев в спектакле «Да здравствует королева, виват!

В личной жизни Татьяны Дорониной Химичев вновь появился некоторое время спустя, когда актриса покинула МХАТ и перешла в Театр им. Маяковского, в котором работал Борис. Вместе они выходили на сцену в спектакле «Да здравствует королева, виват!», и совместная работа стала началом их бурного романа, а потом Химичев, игравший в постановке любовника персонажа актрисы, стал мужем Татьяны Дорониной.

Вместе они прожили десять лет, но и этот брак актрисы распался.

«В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении…», — рассказывал предпоследний супруг Татьяны Дорониной.

Тем не менее, четвертый муж актрисы вспоминает о ней, как о прекрасной хозяйке, но женой Доронина, по словам Бориса Химичева, была очень вспыльчивой. Не он, а она была главой семьи, поскольку зарабатывала больше него и сама принимала важные решения.

О том, что Татьяна Васильевна решила с ним разойтись, Борис узнал в ее гримерке после спектакля – Доронина сообщила, что выходит замуж за другого. Новым возлюбленным актрисы оказался Роберт Тохненко, сотрудник Главного управления нефтепромышленности, с которым она познакомилась, когда собралась покупать дачу. Ей пришлось общаться с председателем садоводческого товарищества «Актер», которым и был в то время Роберт Тохненко. Он боготворил супругу и готов был ради нее на все. Роберт радовал жену сюрпризами и подарками, старательно оберегал от возможных неприятностей, но, поскольку театр был выше личной жизни Татьяны Дорониной, то и этот брак актрисы распался. Напрасно Тохненко надеялся, что семья станет для актрисы смыслом жизни – ее главной целью и любовью, по-прежнему, оставалась сцена.

Состояние здоровья Татьяны Васильевны

Глубокие переживания сказались и на здоровье 86-летней актрисы. Она похудела на 20 кг и стала чаще попадать в больницы. В период пандемии Татьяна Васильевна строго соблюдала все рекомендации и сократила до минимума круг общения. Сейчас она разговаривает с близкими и родными людьми в основном по телефону. А корреспондентов в свою жизнь категорически не пускает.

В последний раз ее госпитализировали в июне этого года из-за плохого самочувствия. Известно, что Татьяна Васильевна трепетно относится к здоровью и старается соблюдать все рекомендации врачей.

В настоящее время она живет в своей столичной квартире либо на даче.

Татьяна Доронина сейчас

Весной этого года в СМИ обсуждалось исчезновение Татьяны Дорониной, продолжительное время не появлявшейся на своем рабочем месте, а спектакль «Васса» с ее участием был отменен. В самом конце прошлого года Доронина ушла с должности руководителя МХАТа, уступив свой пост Эдуарду Боякову, а сама стала президентом МХАТа.

По словам личного помощника Татьяны Васильевны, она живет в своем загородном доме и не очень хорошо себя чувствует. Доронина ни с кем не общается, но за тем, что происходит в ее родном театре, следит постоянно. Стало известно, что в июне Татьяну Васильевну лишили всех полномочий и специально для нее создали новую должность – Президент МХАТа.

Основная часть труппы не поддержала такого решения и обратилась к российскому президенту с просьбой разобраться с тем, что происходит в театре. Позже актерам, которые записали это обращение, новое руководство театра урезало зарплаты, а всем остальным, напротив, подняли.

В конце августа этого года МХАТ отмечал свой юбилей, но на него не позвали не только многих его актеров, но и Татьяну Доронину, которая, фактически, создала этот театр и три десятка лет его возглавляла.

Почему уход из театра стал сильным потрясением для актрисы

После отстранения от должности руководителя МХАТа Дорониной ясно дали понять, что в ее мнении больше не нуждаются. Татьяна Васильевна приняла близко к сердцу расставание с театром. За судьбу труппы она переживала как за судьбу собственных детей, и вдруг оказалась не нужной. Артистка не хотела общаться даже с родственниками. По словам ее близкой подруги, Доронина сообщила ей о бесполезности своего творчества. Ведь фильмы с ее участием уже не смотрят, а в ее детище — театре в ней больше не нуждаются.

Нужно отдать должное, что далеко не все артисты театра имени Горького поддержали уход Татьяны Васильевны. Многие из них пытались вернуть бывшего худрука на прежнее место, что подтвердил новый художественный руководитель — Эдуард Боярков. Но все попытки театрального состава отстоять права Дорониной оказались тщетны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]