Свадьба в Башкирии считается одним из тех обрядов, который сохранился практически неизменным до современности. Однако, некоторые традиции в городах себя изжили, а вот в деревнях до сих пор соблюдаются.
В стране существовал обряд, при котором решение о женитьбе детей принималось родителями единолично. Причем нередко пара не могла даже видеться друг с другом в дни до церемонии. Церемония заключения брака проходила в домашней обстановке с участием приглашенного муллы. Но раньше церемонию, по желанию, могли провести и в мечетях.
Свадебные традиции в Башкирии
Нередко родня задумывалась о церемонии в период, когда детям не исполнялось и 5 лет. Традиционным считался обряд помолвки молодых, на башкирском он звучит как «сыргатуй». по мере приближения времени свадебной церемонии начиналась тщательная подготовка к ней семьи: сбора приданного, подготовка украшений и так далее. В обряде свадьбы Башкирии присутствует несколько ключевых этапов:
- проведение переговоров и установка сроков и условий брака (сговор и сватовство);
- никах или сама свадебная церемония;
- традиции и ритуалы после свадьбы.
Традиции башкирской свадьбы претерпевали множество изменений, но в малых поселениях они соблюдаются и сегодня почти в неизменном виде.
Одежда новобрачных
Национальный красочный костюм − играет важную роль во время свадебной церемонии. Однако не меньшего внимания удостаивается и свадебное платье невесты, которое представляет собой изделие достаточно сложное по фактуре. Жених обязательно одевает на свадьбу красный кушак, а молодая − разноцветный пояс.
Одним из обрядов башкирской свадьбы является перевоплощения молодой в супругу. Для этого свадебный головной убор заменяется на символический женский, который дает невесте право переступать порог дома своего возлюбленного.
Этап сговора родителей о свадьбе
По Башкирским традициям отец будущей невесты после разговора с супругой отправлялся к жениху и спрашивал его мнение о возможной свадьбе. Глава семьи определял невесту своему сыну. Участие матери в процессе сводилось к соблюдению косвенных формальностей. После того, как пара сформирована, отец девушки шел к тестю и вел разговоры о будущей церемонии. После получения согласия о свадьбе от отца невесты, заходила речь о калыме.
В знак подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи должны были отпить из одной емкости кумыса или меда. Это был ответственный шаг, поскольку после него родители не имели права выдать невесту за другого даже в том случае, если решение о браке было поспешным и партнер оказался неподходящим. Такая ситуация могла сложиться, к примеру, из-за ухудшения финансового состояния семьи жениха. При принятом решении об отмене свадьбы полагался выкуп либо в виде материальной части, либо долей скота.
Традиционные этапы свадьбы
Свадьба у татар начинается задолго до самого дня бракосочетания.
Традиции мусульманской свадьбы прочно закрепляют союз двух сердец. Ведь в подготовке основной церемонии участвуют обе стороны родственников. Они-то и берут на себя решение первых бытовых вопросов, которые могут стать причиной раздора в новой семье. Итак, обычаи подготовки к свадьбе.
- Сватовство проходит без участия будущих молодоженов. Будущие родственники договариваются о сумме выкупа – калыма. Так же выясняется, нет ли у будущих супругов родственников до седьмого колена.
- Калым в обычаях татарской свадьбы – серьезный обряд. Жених должен одарить не только невесту, но и всех родственников. Невеста же, в свою очередь, готовит свое приданое. В него обычно входит одежда для супруга, полотенца и коврики.
- Смотрины невесты – это когда родня жениха во время переговоров о свадьбе смотрит и оценивает, как невеста разливает чай и ухаживает за ними.
- Так же невеста должна выразить свое согласие с кандидатурой будущего супруга. Современные молодые, конечно, уже давно все обсудили и согласны играть свадьбу. Тем не менее, невеста должна кивнуть головой на вопросы муллы о кандидатуре жениха. В старину невеста должна была громко заплакать – и так выразить свое согласие.
- Помолвка – это объявление о том, что невеста теперь – девушка на выданье, которая скоро выходит замуж.
- После помолвки начинается подготовка к официальной регистрации и длительному застолью.
Официальная регистрация предшествует обряду заключения союза перед Аллахом. Все пары сначала регистрируются в ЗАГСе,а потом обращаются к священнику. Никах или никях – это встреча молодых с муфтием. Обряд проводят либо в мечети, либо дома у невесты. Молодые или читают клятвы, или повторяют слова клятв за священнослужителем. Интересный факт – муфтий спрашивает у невесты, какой подарок она хочет от жениха. Это может быть золотое украшение, постройка дома, что угодно. И во время обряда назначается срок исполнения желания.
После регистраций на земле и на небесах начинается застолье, которое длится минимум два дня. По традициям, первый день празднуется в доме невесты, без родственников жениха. Во второй день жених забирает невесту к себе. Праздник продолжается без родных невесты.
Калым: традиции переговоров
Калым определялся финансовым состоянием обоих семей. Традиционно он включал в себя деньги, одежду, скот и прочие сборы полезных мелочей. Исключая лошадей, все остальные дары предназначались для невесты. Одна из лошадей предназначалась ее отцу, а вторая к обеду на свадебном торжестве.
Для матери в качестве выкупа часто предназначалась лисья шуба. Несмотря на то, что семьи сами устанавливали размеры калыма, были обязательные пункты, которые никто не в силах был отменить, а несоблюдение их считалось проявлением неуважения к одной из сторон. К таковым пунктам относились:
- для матери шуба из лисы хорошего качества;
- для отца годная в хозяйстве лошадь;
- вторая лошадь для свадебного угощения.
Также оставляли максимум по 15 рублей на дополнительные траты, что по тем меркам было адекватной суммой.
На каком языке говорят в Башкирии?
Башкиры говорят на башкирском, который объединил в себе особенности из кыпчакского, татарского, булгарского, арабского, персидского и русского языков. Он также является официальным языком Башкортостана, но говорят на нем и в других областях Российской Федерации.
Башкирский язык делится на куванкский, бурзянский, юрматинский говоры и множество других. Между ними существуют только фонетические различия, но несмотря на это, башкиры и татары легко понимают друг друга.
Современный башкирский язык сложился в середине 1920-х годов. Большая часть лексики состоит из слов древнетюркского происхождения. В башкирском языке нет предлогов, приставок и рода. Слова образовываются с помощью аффиксов. В произношении большую роль играет ударение.
До 1940-х годов башкиры пользовались поволжским среднеазиатским письмом, а потом перешли на кириллицу.
Посещение дома невесты
За 2 дня до того, как жених первый раз посетит невесту, ее отец официально созывает родственников и говорит им о предстоящей свадьбе. Мулла во время визита формально заключает брак в домашней обстановке. Отец со стороны жениха должен привести с собой в первый визит лошадь, предназначенную для стола. Ее позже традиционно закалывают. Все гости, которые были приглашены на торжество, оставались в доме невесты. Сперва приезжих угощали традиционным блюдом под названием бишбармак, после чего начинался процесс одаривания подарками гостями молодых.
Обычно гости приезжали с ночевкой и, поскольку их было много, распределялись они старейшинами деревень по домам родни села невесты. Традиционно на следующий день торжества кололась привезенная лошадь. Роль мужчин в процессе ясна, а задачей дам заключалась в проверке жирности конины. Собравшиеся, зная о традиции, обычно предпочитали надевать традиционные простые одежды. Когда гости приходили на условленное место, свахи обычно накидывались на них и начиналась традиционная свадебная потасовка, которая продолжалась порой до самого утра.
Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?
Обычаи и традиции башкир включали также взаимопомощь. Обычно они предворяли праздники, но могли быть и отдельным явлением. Наиболее популярными можно назвать Каз Умахэ (Гусиная помощь) и Кис Ултырыу (Вечерние посиделки).
При Каз Умахе за несколько дней до праздников хозяйка обходила дома других знакомых женщин и приглашала помочь ей. Все с радостью соглашались и, надев все самое красивое, собирались в доме пригласившей.
Здесь соблюдалась интересная иерархия — хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, а молодые девушки мыли птиц у проруби. На берегу девушек поджидали юноши, которые играли на гармошке и пели песни. Обратно в дом девушки и юноши возвращались вместе, и пока хозяйка готовила наваристый суп с лапшой из гусятины, приглашенные играли в “фанты”. Для этого заранее у девушек собирались вещи — ленты, гребешки, платки, кольца, и водящая задавала вопрос к одной из девушек, вставшей к ней спиной: “Какое задание хозяйке этого фанта?” Среди них были такие, как спеть, станцевать, рассказать историю, сыграть на кубызе или посмотреть на звезды с кем-либо из молодых людей.
На Кис Ултырыу хозяйка дома приглашала родственниц. Девушки занимались шитьем, вязанием и вышиванием.
Закончив принесенную работу, девушки помогали хозяйке. Обязательно рассказывались народные легенды и сказки, звучала музыка, пелись песни и исполнялись танцы. Хозяйка подавала гостям чай, сладости и пироги.
Посещение тестя с тещей дома жениха
После того, как гости пробудут у сватов пару дней, они обычно разъезжаются по своим домам. После чего теща и тесть отправляются к отцу жениха. К их приезду подготавливалась особая женская и мужская комната. Мать невесты должна была привезти с собой сундук, в котором находились дары и национальная одежда.
После обеденной церемонии мужчины отправлялись в комнату для дам. Там мать невесты предлагала кому-нибудь открыть сундук, а согласившейся девушке дарила платок. Нити дарили старушкам, которые должны были принять их с молитвами, но в замен подарки дарить не были обязаны. Рубашка предназначалась отцу невесты взамен на скот для молодой семьи. После завершения церемонии обмена подарками гости традиционно уезжали по домам.
Обряд Малой Свадьбы
Традиционно свадебный обряд в Башкирии проходил в дома отца невесты. Тут же собирались и те старики, которые ранее принимали участие в обряде сватовства. Задача пришедшего муллы была в том, чтобы спросить согласия отца невесты на свадьбу. При положительном ответе мулла читал определенную часть Корана, после чего вносил брачный договор в так называемую метрическую книгу. За такое действие мулле полагалась компенсация 1% от общей суммы калыма. После обряда жених имел право посещать дом жены тогда, когда захочет на роли мужа.
Что такое празднество Туй
После того, как весь калым был уплачен, муж приезжал к тестю за своей невестой или уже законной женой. Тесть же обязан был заранее приготовиться к визиту и организовать праздник под названием Туй. Свадьба в Башкирии позволяла создать семью даже малообеспеченным семьям. В таком случае вместо праздника Туй устраивалось небольшое скромное угощение. Церемония празднества обычно длилась от 1 до 3 дней. Если финансы семьи позволяли, то не обходилось без проведения различных массовых мероприятий вроде скачек и борьбы.
Церемония борьбы за невесту
Данный обряд чем-то похож на конкурсы для современных молодых и заключался в том, что гости различными методами препятствовали отъезду невесты из родного дома. Препятствия зависели от фантазии собравшихся и самих новобрачных: могли как препятствия чинить, так и вовсе привязать невесту к столбу. Ущерб, который был нанесен от борьбы, обычно оплачивал жених. После победы жениха и дополнительного одаривания невесты в качестве компенсации за возможный моральный ущерб, ее все-таки забирали в новый дом к жениху.
Башкирская свадьба: традиции
Свадебные традиции и обряды Башкирии
Родители начинали задумываться о свадьбе своих детей, когда те были еще совсем маленькими. Традиционный обряд, согласно которому происходит помолвка будущих супругов в Башкирии, называется «сыргатуй». Родители оговаривали дату будущей свадьбы, и когда она начинала приближаться, давали наказ своим детям готовиться к свадебной церемонии: собирали приданое, шили одежды, обустраивали дом к приему большого количества гостей.
Свадьба в Башкирии состоит из нескольких этапов:
1. Переговоры между сторонами и обсуждение предстоящего торжества.
2. Обряд заключения брака (никах).
3. Обычаи и ритуалы, которые проводят после свадьбы.
Сговор родителей о свадьбе детей
Следуя свадебным традициям Башкирии, отец жениха, посовещавшись с женой, спрашивал у своего сына, хочет ли тот жениться. Если юноша был согласен, то отец выбирал для сына невесту. Мать жениха тоже принимала участие в выборе невесты, но лишь как советчица, последнее слово всегда было за отцом. После того, как кандидатка на роль невесты была выбрана, отец жениха шел к отцу девушки, чтобы договорится о предстоящей свадьбе. Если предполагаемый тесть был согласен выдать дочь замуж, то переходили к обсуждению калыма.
Чтобы подтвердить соглашение на заключение брака, обе семьи в знак того, что они скоро станут родней, должны выпить из одной чашки мед или кумыс. После того, как соглашение на брак молодых было принято, девушка официально считалась засватанной. С этого дня она становилась невестой того парня, с родителями которого ее старшие заключили соглашение. Они уже не могли пообещать дочь кому-то другому, даже если со временем выбранный жених понижался в рейтинге (например, его финансовое состояние ухудшалось). Если все-таки отец башкирской невесты передумал отдавать свою дочь замуж, то, следуя традиции, он обязан был заплатить несостоявшемуся тестю «штраф» деньгами или домашними животными.
Переговоры о калыме
Какой величины будет башкирский свадебный калым, высчитывали, исходя из общего финансового состояния обоих семей. По традиции, калым состоял из скота, нарядов и других ценностей. Все подарки для будущей невесты, кроме лошадей, предназначались лично ей. Одну из лошадей преподносили в подарок отцу невесты, а вторую резали и подавали на свадебном застолье. Мать девушки получала шубу из лисьего меха. Она служила выкупом за дочь. Размер башкирского калыма, в соответствии с конкретными факторами, мог быть разным, но предусматривались обязательные подарки, жених которые должен был подарить будущим тестю и теще.
Вот перечень обязательных подарков:
- будущей теще – шуба из лисьего меха;
- будущему тестю – лошадь;
- для угощения на свадебном торжестве – вторая лошадь (корова или баран);
- 10-15 рублей на расходы;
- ткань на платье для новобрачной и деньги на украшения.
Остальная часть выкупа (если она была) отдавалась отцу девушки, а тот ответно дарил молодым деньги и скот. В довершение ко всему остальному, башкирская невеста получала от жениха «малый калым», который состоял из скатерти, платка, сапог и других вещей. Когда заключали договор о размере калыма, скрепляли сделку небольшим застольем.
Посещение дома невесты
За несколько дней до первой встречи будущих супругов – в день формального заключения брака, следуя башкирской свадебной традиции, отец звал родственников в свой дом и рассказывал о помолвке дочери. Родня жениха предлагала помощь в организации свадебного торжества, а родители невесты приглашали гостей со стороны будущего супруга посетить их дом.
Отец жениха, когда в первый раз шел в гости к сватам, приводил с собой лошадь. Ее подавали затем в качестве угощения на свадебном застолье. Все гости, которые приезжали на свадьбу, размещались в доме родителей невесты. Им, по древнему обычаю, подавали традиционное угощение из мяса и лапши – бишбармак. После небольшого застолья, гости вручали подарки молодоженам.
На второй день свадебного башкирского торжества закалывали лошадь. В данном ритуале принимали участие и мужчины, и женщины. Представительницы слабого пола определяли жирность лошадиного мяса. Гости, зная заранее о предстоящем ритуале, одевались в простую повседневную одежду. Когда все собирались в условленном месте, на них с криками набрасывались свахи, и начиналась традиционная забава башкир – массовая потасовка.
Приезд тестя с тещей к отцу жениха
Вскоре с ответным визитом в дом родителей жениха приезжали родители невесты. К их приходу сваты готовили две комнаты: женскую и мужскую. Мать молодой супруги, следуя башкирской свадебной традиции, привозила с собой сундук, в котором лежали: платок, лоскуты ситцевой ткани, нитки и рубаха. Пообедав, мужчины шли в женскую комнату, в которой мама невесты предлагала присутствующим там женщинам открыть крышку сундука.
Женщина, которая соглашалась открыть сундук, получала в подарок платок, а лоскуты ситца она продавала мужчинам за небольшие деньги. Нитки отдавали самым старшим женщинам, которые молились за новобрачных. Рубашку, по традиции, вручали отцу молодого супруга. Он же взамен одаривал новых родственников домашними животными. После того как все подарки были розданы, сваты откланивались и уезжали домой.
Малая свадьба
Свадебный обряд в Башкирии проходил в родительском доме девушки, где собирались старики, присутствовавшие во время сватовства. На эту малую свадьбу приглашали муллу и задавали вопрос отцу невесты: согласен ли он выдать дочь замуж? Если отец давал согласие, мулла зачитывал строки из Корана и записывал регистрацию брака в метрическую книгу. По традиции, мулле за эту работу платили 1% от общей суммы калыма. Теперь жених получал разрешение приходить в дом к своей невесте в качестве мужа.
Празднество Туй
После того как все формальности со свадебным калымом были соблюдены, жених с родней приходил за своей любимой в дом тещи и тестя. Здесь заранее готовились к встрече новых родственников и устраивали традиционное торжество Туй, которое по традиции длилось 2-3 дня. Состоятельные родители организовывали шикарный праздник со скачками, играми, вкусными и сытными национальными блюдами. Впрочем, если отец девушки не имел много денег, то угощал гостей по своим возможностям. Никто его не упрекал за скромный праздник.
Отъезд невесты в дом мужа
Уехать молодой башкирской жене в дом мужа было не так просто. Сестра новобрачной и вся ее родня женского пола устраивали козни и препятствия супругам. Постель молодой завязывали узлом и уносили в лес, а концы веревки прятали под корнями деревьев. Саму невесту усаживали на «голую» кровать, и за нее начиналась борьба между подругами и родственницами жениха. Эта древняя свадебная традиция Башкирии проходила всегда очень весело, но наносила ущерб бюджету родственников из-за большого количества порванной одежды.
Перед отъездом молодой супруги, родня девушки ждала ее к себе в гости на традиционное прощание. Новобрачная заходила во все дома родственников в ауле. Вместе с ней процессию составляли четыре подруги, которые держали над головой девушки платок и плакали. Каждой родственнице молодая супруга преподносила скатерть, нити и полотенце. Взамен ей давали деньги и другие ценности. В конце этого ритуала на девушку надевали самый лучший наряд и сопровождали к телеге, на которой она отправлялась к супругу. Но и здесь было не все гладко. По традиции, девушка должна была сопротивляться и соглашалась ехать лишь тогда, когда получала подарки от отца и братьев.
Следуя свадебной традиции Башкирии, вместе с новой супругой ехала одна из родственниц. Она должна была провести обряд продажи молодой жены свекру. Когда невестка в первый раз заходила в дом супруга, то три раза становилась на колени перед родителями мужа. Следуя ритуалу, свекры каждый поднимали ее с колен, показывая тем самым доброе расположение к новой родственнице. После завершения обряда новобрачная дарила родственникам супруга подарки, они отвечали ей тем же.
После свадьбы
На следующее после утро после башкирской свадьбы молодой жене давали коромысло и ведра, отправляли к колодцу за водой. С собой она брала, привязанную к ниточке монету. Этот дар молодая супруга преподносила водяному духу, который по поверьям, живет в колодце. Во время этого ритуала молодую башкирскую жену окружали дети, они пытались вытянуть монетку из колодца. После этого обряда супруга могла больше не стесняться своего мужа и открыть лицо перед ним.
Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу
К свадьбе в Башкирии готовились тщательно и заранее. Для молодоженов шили праздничные одежды, которые они могли надевать и во время других праздников. Свадебное торжество пестрело яркими красками: женщины были одеты в яркие платья с разноцветными юбками и атласными лентами, узорами, оборками. В отдельных регионах Башкирии традиционные свадебные одежды невесты украшали вышивкой. На платье надевали сверху халат или камзол.
Одним из основных свадебных обрядов Башкирии был ритуал переодевания новобрачной в наряд женщины. После этого ее увозили в дом мужа. Это же касалось и головного убора невесты. Часто во время свадебного торжества с нее снимали девичий головной убор и надевали женский. На Юге и Востоке Башкирии головным убором у новобрачной был платок, сверху которого надевали кашмау с кораллами в форме шлема. Кашмау – головной убор башкирских замужних женщин. В других регионах Башкирии на голове невесты красовался колпак, расшитый бисером.
В Башкирии принято дарить одежду с рисунками, сделанными своими руками. Например, молодая перед свадебным торжеством преподносила будущему мужу рубашку с вышитыми рукавами и воротом. Также она дарила новобрачному тюбетейку и штаны. Цветовая гамма свадебных нарядов была очень символична. Традиционными считались оттенки красного, зеленого и синего. Жених подпоясывался красным кушаком, а невеста надевала пояс из лоскутков яркой ткани.
Видео: традиционная башкирская свадьба
По традиции свадьба в Башкирии считалась очень важным событием – создавалась новая национальная семья, рождались дети. Поэтому бракосочетание было важным не только для личного счастья молодых, но и для своего народа, потомства. Раньше башкирская свадьба длилась несколько дней, а иногда и недель, но сейчас такое торжество гуляют скромнее и не всегда соблюдают все свадебные традиции. Смотрите наше видео и делайте выводы сами.
Переезд невесты в новую семью
Перед окончательным отъездом молодые должны были попрощаться с родней путем обхода всех домов по деревне. По традиции девушку окружали 4 подруги, которые должны были плакать и поднимать над головой невесты символический платок. Родственнице женского пола преподносились своеобразные дары вроде скатертей или платков. В ответ дамы дарили нареченной девушке деньги и прочие материальные ценности. После обхода всех домов невесту обыкновенно сажали в телегу и перед этим облачали в лучшие костюмы. Девушка по традиции должна была сопротивляться до тех пор, пока отец или брат не дадут ей гостинец или своеобразный откуп.
Еще одна традиция предусматривала сопровождение невесты родственницей, которая за нее должна была получить выкуп от отца жениха. После прихода в новый дом невеста 3 раза вставала на колени перед семьей жениха, а те после каждого раза поднимали ее. После ритуала происходил традиционный обмен подарками.
Послесвадебные ритуалы
На следующий день семья могла отправить невесту с коромыслами за водой. С собой она брала обычно монету из серебра, которая привязана на нитке. Этот символ считался жертвой молодой жены водяному духу. Но дети иногда пытались выловить монетку. В любом случае, после того, как девушка бросит ее в воду, считалось, что она может беспрепятственно ходить к любому водоему.
Как обживались в доме супруга
После праздника Туй существовали свои традиции и обычаи, о которых было сказано ранее, но их стоит суммировать. Итак, в традиции входило:
- троекратное становление невесты на колени перд новой семьей с последующим поднятием ее родней;
- взаимный обмен подарками с невестой;
- посещение речки или водоема с особым талисманом для безопасности от водяных духов.
Также в традиции входило первичное открытие лица невесты супругу после исполнения предыдущих ритуалов.
Процесс смены статуса с невесты на статус жены также происходил с определенными традициями:
- девушке меняли прическу с одной косы на две;
- замена девичьего головного убора на женский. Кстати, девичий называется Такией, а женский получил в народе наименование Кашмау;
- завязывание пояса как символа счастья, удачи и семейного благополучия.
Но не только у невесты существовали определенные ритуалы смены социального статуса. У мужчины также имелся ряд обычаев, соблюдение которых было обязательным для того, чтобы его признали полноценным мужем. Вот они:
- получение согласия на женитьбу;
- тайные похождения к невесте;
- вхождение во взрослую семейную жизнь.
Также обряды сопровождались дополнительным обучением молодой пары премудростям взрослой жизни от старшего поколения.
Предсвадебные хлопоты
Итак, свадебную обрядность татар условно можно разделить на три основных действия: предсвадебное, сама свадьба и послесвадебное.
В предсвадебные мероприятия входит сватовство, представляющее собой согласие на брак и оговаривание условий его заключения. В качестве сватов чаще всего отправляли родственников жениха. Однако, как было отмечено К. Насыри, «бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа».
В татарском доме. Фото zidanio.livejournal.com
Сваты должны были не только хорошо говорить, рассказывая о претенденте, но и в одежде у них были особенности. Так у свата, одна штанина закатывалась выше колена, а у свахи выпускалась поверх голенища сапога.
После первого посещения сватов, а они могли приходить по пять-шесть раз, прежде чем получат ответ, родители собирали близких родственников на совет. Во время каждого из приходов сватов вели переговоры о том, что будет подарено со стороны жениха (калын
) и в каком количестве. В качестве подарков были в ходу верхняя и нижняя одежда, головные уборы, обувь. Причем, обязательной частью были перины. Зачастую, в калын входила скотина — лошадь, корова, овцы, птица и пр. К тому же, со стороны жениха до свадьбы должны были выплатить обговоренную сумму денег (которые, обычно использовались родителями невесты для приготовления приданного, даров), а также привезти определенное количество продуктов — мясо, масло, молоко, мед, чай. По сведениям К.Ф. Фукса, калын мог составлять «у богатых татар в Казани от трех до пяти тысяч рублей, смотря по состоянию жениха и невесты. В деревнях у зажиточных от двухсот до пятисот рублей, у бедных от пятидесяти до ста рублей».
По достижении обоюдного согласия сторон родители невесты приглашали на сговор-помолвку и родителей жениха и сватов, где в знак окончательной договоренности стороны обменивались подарками. По возвращению в дом, родители жениха устраивали праздничное угощение, во время которого всем сообщалось о согласии со стороны невесты, сроках проведения свадьбы, гостях и их посильной помощи при приготовлении выкупа. На показ гостям выставляли полученные подарки, а все присутствующие выделяли небольшую сумму денег для невесты.
После сговора-помолвки между будущими родственниками проводили встречи с обоюдным обменом подарков и угощением для их знакомства друг с другом. В это предсвадебное время бытовал обряд смотрин невесты. Он мог иметь немного разные вариации, но основа была одна, когда мать жениха и его родственница знакомились с невесткой. Так, например, в некоторых районах (по материалам Р.К. Уразмановой) мать жениха должна была узнать «свою» среди других молодых девушек покрытых платком/шалью. После проходило взаимное одаривание. В доме невесты также проводился девичник со свадебным угощением.
После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской. Фото aif.ru
На мальчишник, проводимый в доме жениха, собирались не только родственники, но и друзья. Жених одаривал гостей небольшими подарками, а в ответ получал деньги. В ночь перед свадьбой могли проводить «ночную свадьбу», когда на вечернее чаепитие в дом невесты приглашался жених с друзьями. После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской.
Таким образом, в предсвадебную обрядовую часть входило неоднократное посещение родственников молодоженов для знакомства, обмена подарками и оказания помощи в приготовлении свадьбы.
О самом обряде бракосочетания (никах) и послесвадебных традициях — в продолжении
Дина Гатина-Шафикова
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
- В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
- Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
- Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».
Традиционные брачные запреты
Основной запрет в Башкирии налагался на то, чтобы мужчина мог взять в жены женщину своего рода. Родство считалось между родней 4-х поколений. В брак могли вступить родственники в пятом и шестом поколениях, иначе говоря, тыуа аят и ете аят. Брачный возраст девушки составлял 14-15 лет, в идеале муж должен быть старше ее года на 3 как минимум.
До 20 века нормой права в Башкирии считался левират. Это форма брака, при которой вдова могла выйти замуж при своем желании за брата умершего. Также денитья мог любой другой родственник покойного на вдове. К новому мужу вдовы переходили не только дети и имущество покойного, но и все его социальное положение и состояние. Такая система способствовала меньшей утечке рабочей силы, например, внутри богатых династий и семей.