Биография Жан-Жака Руссо


Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.

Биография. Юность и начало карьеры

Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования. С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать. Он пришел в соседнюю область — Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан — своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан. С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его. В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».

Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо

Мыслитель, идейный предшественник Французской революции 18 века, Руссо вошел в историю как педагог, писатель, философ и энциклопедист. Его взгляды на общество и государство были более чем новы для его времени.
Жан-Жак Руссо
(фр. Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. В юности он перепробовал многие профессии — служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки…, а в 1741 году уехал в Париж. Здесь Руссо сблизился с Д.Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки.

В 1750 году его трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес автору премию Дижонской академии и известность. В последующие годы он продолжает плодотворно работать, его оперы и пьесы ставятся на различных французских сценах, правда с переменным успехом.

Но в 1762 году, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль», где автор развивал деистическую доктрину, на Руссо обрушился гнев католической церкви, а правительство распорядилось его арестовать. И Руссо был вынужден покинуть Францию и уехать в Англию. Причем его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты.

К тому же у Руссо был весьма сложный характер: он был удивительно злопамятен, но в то же время обладал талантом забывать о своих благодетелях. А к концу жизни в нем развилась мнительность: всюду ему мерещились заговоры с целью выставить его в неблагоприятном свете. В конце концов, терпение даже самых преданных друзей исчерпывалось и философу указывали на дверь.

Выходящий из ряда эгоист, Руссо отличался необыкновенным тщеславием и гордыней. Его отзывы о собственном таланте, о достоинстве его сочинений, о его всемирной славе бледнеют перед его способностью любоваться своей личностью.

Между тем он и впрямь оказал серьезное влияние на многие умы эпохи. Возможно, именно обостренные общественные противоречия вывели Руссо на арену времени. Признав зловредным влияние наук и художеств, он искал в них душевного отдыха и источника славы. Выступив обличителем театра, он писал для него. Прославив «естественное состояние» и заклеймив позором общество и государство, как основанные на обмане и насилии, он провозгласил «общественный порядок священным правом, служащим основой для всех других».

Постоянно воюя против разума и размышления, он искал основы «для закономерного» государства в самом отвлечённом рационализме. Ратуя за свободу, он признал единственную свободную страну своего времени несвободной. Вручая народу безусловную верховную власть, он объявил чистую демократию неосуществимой мечтой. Избегая всякого насилия и дрожа при мысли о преследовании, он водрузил во Франции знамя революции. Руссо оставался сыном своего искусственного века и мастером парадокса.

Благодаря сочетанию страсти с искусством, никто из писателей 18 века не имел такого влияния на Францию и Европу, как Руссо. Он преобразовал умы и сердца людей своего века тем, чем он был, и ещё более тем, чем казался.

Его книга «Новая Элоиза» была невероятно популярна, как и трактат «Общественный договор», где Руссо описал идеальное государство, свободный человеческий союз, власть в котором принадлежит всему народу и в котором все граждане равны.

Вообще художественное наследие Руссо очень разнообразно но жанрам — это стихи, поэмы, комедии, оперы (для которых он сам сочинял и либретто и музыку) и другие произведения.

В Париж он смог вернуться в 1770 году, с собой писатель привез и законченную рукопись «Исповеди», которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах…

Последние месяцы жизни Жан-Жак Руссо провел в Эрменонвиле, близ Парижа, где и скончался 2 июля 1778 года.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

РУССО́

Портрет Ж. Ж. Руссо работы М. К. де Латура (1753). Музей искусства и истории (Женева).

РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Же­не­ва – 2.7.1778, Эр­ме­нон­виль, близ Па­ри­жа; в 1794 прах Р. был пе­ре­не­сён в Пан­те­он), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, ком­по­зи­тор. Сын ча­сов­щи­ка-каль­ви­ни­ста. Са­мо­стоя­тель­но обу­чал­ся разл. ре­мёс­лам, мно­го чи­тал; слу­жил ла­ке­ем, гу­вер­нё­ром, учи­те­лем му­зы­ки, до­маш­ним сек­ре­та­рём. Во вре­мя стран­ст­вий сбли­зил­ся со швейц. дво­рян­кой Л. де Ва­ран, в до­ме ко­то­рой жил с пе­ре­ры­ва­ми в те­че­ние 1730-х гг., изу­чал ис­то­рию, фи­ло­со­фию, ма­те­ма­ти­ку, бо­та­ни­ку и му­зы­ку и под влиянием ко­то­рой принял католицизм. До кон­ца жиз­ни за­ра­ба­ты­вал пе­ре­пис­кой нот. В 1741 прие­хал в Па­риж. В 1743–44 сек­ре­тарь франц. по­сла в Ве­не­ции. С 1749 пи­сал для «Эн­цик­ло­пе­дии», из­да­вав­шей­ся Д. Дид­ро и Ж. Д’Аламбером (пре­им. ста­тьи о му­зы­ке, ко­то­рые вы­зы­ва­ли воз­ра­же­ния Ж. Ф. Ра­мо), од­на­ко фи­лос. и об­ществ. взгля­ды Р. от­ли­ча­лись от пред­став­ле­ний стар­ших эн­цик­ло­пе­ди­стов. В то вре­мя как про­све­ти­те­ли (см. Про­све­ще­ние) свя­зы­ва­ли со­ци­аль­ный и нравств. про­гресс с раз­ви­ти­ем нау­ки, Р. про­ти­во­пос­та­вил при­ро­ду и ци­ви­ли­за­цию, «ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние» и «об­ще­ст­вен­ное», ут­вер­ждая, что чем бли­же че­ло­век к при­ро­де (где нет пром-сти, на­ук и ис­кусств), тем он чи­ще и доб­ро­де­тель­нее: трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о нау­ках и ис­кус­ст­вах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, рус. пер. 1768), при­нёс­ший ему из­вест­ность. Р. осу­дил пред­ло­же­ние Воль­те­ра от­крыть те­атр в Же­не­ве и ос­по­рил ут­вер­жде­ние Д’Алам­бе­ра о том, что те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния спо­соб­ст­ву­ют очи­ще­нию нра­вов («Пись­мо Д’Аламберу о зре­ли­щах», «Lettre à M. D’Alem­bert sur les specta­cles», 1758). Ра­зо­рвав от­но­ше­ния с Дид­ро, Д’Аламбером и Воль­те­ром, Р. со­сре­до­то­чил­ся на кри­ти­ке су­ще­ст­вую­щих со­ци­аль­ных норм как про­ти­во­ре­ча­щих приро­де и на ут­вер­жде­нии не­об­хо­ди­мо­сти воз­вра­та в «ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние», ко­то­рое мыс­ли­лось им как пер­во­на­чаль­ный этап су­щест­во­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва, от­ме­чен­ный сво­бо­дой, ра­вен­ст­вом и доб­ро­де­те­лью: трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о про­ис­хо­ж­де­нии и ос­но­ва­ни­ях не­ра­вен­ст­ва ме­ж­ду людь­ми» («Discours sur l’origine et les fon­de­ments de l’inégalité parmi les hommes», 1755, рус. пер. 1770). При­чи­ну со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва Р. ус­мат­ри­вал в став­шей ос­но­вой гражд. об­ще­ст­ва ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая от­сут­ст­во­ва­ла в «ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии». Осоз­на­вая, од­на­ко, что вер­нуть­ся к это­му со­стоя­нию нель­зя и что толь­ко вла­де­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью пре­вра­ща­ет ин­ди­ви­да в от­вет­ст­вен­но­го чле­на об­ще­ст­ва, Р. в трак­та­те «Об об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре, или Прин­ци­пы по­ли­ти­че­ско­го пра­ва» («Du contrat so­cial ou principes du droit politique», 1762, рус. пер. 1903), при­нёс­шем ему наи­боль­шую, хо­тя и по­смерт­ную, сла­ву, обос­но­вал не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния до­го­во­ра ме­ж­ду людь­ми во вре­мя пе­ре­хо­да от ес­те­ст­вен­но­го со­стоя­ния к об­ще­ст­вен­но­му. В от­ли­чие от дру­гих кон­цеп­ций об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра 17–18 вв., Р. пред­ла­гал не до­говор пра­ви­те­ля с под­дан­ны­ми, но со­гла­ше­ние рав­ных лиц друг с дру­гом или об­ще­ст­ва как це­ло­го с ка­ж­дым из ин­ди­ви­дов, его со­став­ляю­щих («все они при­ни­ма­ют на се­бя обя­за­тель­ст­ва на од­них и тех же ус­ло­ви­ях и все долж­ны поль­зо­вать­ся оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми»). Гл. по­ня­тия трак­та­та – «су­ве­рен» и «об­щая во­ля». На­род, не­су­щий бре­мя за­ко­но­дат. вла­сти, объ­яв­лял­ся Р. «су­ве­ре­ном», власть ко­то­ро­го не­де­ли­ма и не­от­чу­ж­дае­ма; де­пу­та­ты при­зна­ют­ся лишь упол­но­мо­чен­ны­ми на­ро­да, об­ла­даю­щи­ми ис­клю­чи­тель­но со­ве­ща­тель­ным го­ло­сом. Для при­ня­тия за­ко­нов – ак­тов «об­щей во­ли» – тре­бу­ет­ся со­б­ра­ние всех гра­ж­дан (пря­мая де­мо­кра­тия), при этом на­род не мо­жет быть со­зи­да­те­лем за­конов: ему ну­жен за­ко­но­да­тель, по­ни­маю­щий че­ло­ве­че­ские сла­бо­сти, но не под­вер­жен­ный ни од­ной из них. Ко­гда мо­нар­хия пре­вра­ща­ет­ся в дес­по­тию, а ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан ока­зы­ва­ет­ся ра­вен­ст­вом всех пе­ред ти­ра­ном, воз­мож­но на­силь­ст­вен­ное нис­про­вер­же­ние дес­по­тиз­ма: в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мых для спа­се­ния оте­че­ст­ва мер Р. до­пус­кал и ре­во­лю­цию, и дик­та­ту­ру, од­на­ко счи­тал их край­ни­ми и крат­ко­вре­мен­ны­ми сред­ст­ва­ми. Взгля­ды и со­чи­не­ния Р. бы­ли осу­ж­де­ны Па­риж­ским пар­ла­мен­том, а за­тем и вла­стя­ми Же­не­вы; он ук­рыл­ся от пре­сле­до­ва­ний в Мо­тье (близ Нё­вша­те­ля), а в 1766 по при­гла­ше­нию Д. Юма уе­хал в Анг­лию. Вер­нув­шись в 1767 в Па­риж, Р. в по­след­ние го­ды жиз­ни стра­дал ма­ни­ей пре­сле­до­ва­ния, жил под по­пе­чи­тель­ст­вом мар­ки­за Р. Л. Жи­рар­де­на в его зам­ке в Эр­ме­нон­ви­ле.

Как пи­са­те­лю из­вест­ность Р. при­нёс эпи­сто­ляр­ный ро­ман «Юлия, или Но­вая Элои­за» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокр. рус. пер. 1769; рус. пер. 1803–04), на­пи­сан­ный под влия­ни­ем С. Ри­чард­со­на и спо­соб­ст­во­вав­ший раз­ви­тию сен­ти­мен­та­лиз­ма во Фран­ции. В нём в рус­ле тео­ре­тич. воз­зре­ний Р. пред­став­ле­на ис­то­рия люб­ви дво­рян­ки Юлии к сво­ему учи­те­лю Сен-Пре – че­ло­ве­ку не­знат­но­му, но бла­го­род­но­му и доб­ро­де­тель­но­му, а так­же ис­то­рия её за­му­же­ст­ва не по люб­ви, а по во­ле от­ца, и ги­бе­ли; тон­кий пси­хо­ло­гизм ро­ма­на, опи­са­ние «жиз­ни серд­ца» и доб­ро­де­тель­ной чув­ст­ви­тель­но­сти гл. ге­ро­ев со­че­та­ют­ся с со­ци­аль­ной кри­ти­кой. Пси­хо­ло­гич. про­зу ро­ман­тиз­ма пред­вос­хи­ти­ла «Ис­по­ведь» («Les Confessions», 1765–70, изд. в 1782–89, сокр. рус. пер. 1797), в ко­то­рой Р. по­ка­зал се­бя «во всей прав­де при­ро­ды». Во мно­гом ав­то­био­гра­фич­ны так­же его позд­ние со­чи­не­ния: «Рус­со су­дит Жан-Жа­ка» («Rousseau juge de Jean-Jac­ques», 1772–75), «Про­гул­ки оди­но­ко­го меч­та­те­ля» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Сре­ди др. лит. про­из­ве­де­ний: по­этич. сб-ки, ко­ме­дии «Нар­цисс» («Narcisse», 1733, пост. в 1752, изд. в 1753), «Во­ен­но­плен­ные» («Les pri­son­niers de guerre», 1743, изд. в 1782).

Пе­да­го­гич. воз­зре­ния Р. от­ра­зи­лись в кн. «Эмиль, или О вос­пи­та­нии» (« ́Emi­le, ou De l’éducation», 1762, сокр. рус. пер. 1779), со­че­таю­щей чер­ты трак­та­та и ху­дож. про­из­ве­де­ния, в ко­то­рой на при­ме­ре ис­то­рии за­глав­но­го ге­роя Р., в про­ти­во­вес книж­но­му свет­ско­му вос­пи­та­нию, пред­ла­гал осо­бую сис­те­му фор­ми­ро­ва­ния «серд­ца», а не «ума» по­сред­ст­вом тру­да и об­ще­ния с при­ро­дой. Из­ме­нить об­ществ. ук­лад, вос­соз­дать по­до­бие «ес­те­ст­вен­ных» по­ряд­ков мо­жет, по Р., ли­бо ре­во­люц. на­си­лие, ли­бо про­све­ще­ние и над­ле­жа­щее вос­пи­та­ние; от вер­но­го вос­пи­та­ния за­ви­сит бла­го­по­лу­чие не толь­ко го­су­дар­ст­ва, но и ка­ж­до­го инди­ви­да. Ра­зум муд­ре­ца, си­ла ат­ле­та, тру­до­лю­бие, на­вы­ки по­лез­но­го ре­мес­ла, не­вос­при­им­чи­вость к со­блаз­нам ци­ви­ли­за­ции, пред­рас­суд­кам и дур­ным влия­ни­ям, уме­ние вла­деть со­бой, со­раз­ме­рять же­ла­ния с воз­мож­но­стя­ми – та­ко­вы ка­че­ст­ва со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка. Ка­ж­дый че­ло­век об­ла­да­ет не­по­вто­ри­мым фи­зич. и пси­хич. скла­дом, тре­бую­щим от пе­да­го­га ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да, по­это­му у ка­ж­до­го ре­бён­ка дол­жен быть соб­ст­вен­ный на­став­ник, яв­ляю­щий­ся и вос­пи­та­те­лем, и учи­те­лем. Из­ло­жен­ная в «Эми­ле» и др. про­из­ве­де­ни­ях Р. мо­дель ес­теств. вос­пи­та­ния бы­ла во мно­гом ги­по­те­ти­че­ской. По сло­вам Р., он стре­мил­ся дать не прак­тич. ре­ко­мен­да­ции, а изо­бра­зить иде­ал, к ко­то­ро­му нуж­но стре­мить­ся. Пе­да­го­гич. тео­рия Р. ока­за­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние на сис­те­мы вос­пи­та­ния в кон. 18 – нач. 19 вв.

«Му­зы­каль­ный сло­варь» Р. («Dic­tion­naire de musique», 1768, не­од­но­крат­но пе­ре­из­дан, в т. ч. на иностр. язы­ках) – од­но из са­мых ав­то­ри­тет­ных в 18 в. спра­воч­ных из­да­ний о му­зы­ке. Муз. эс­те­ти­ка Р. близ­ка иде­ям эн­цик­ло­пе­ди­стов: он про­по­ве­до­вал про­сто­ту, ес­те­ст­вен­ность, не­по­сред­ст­вен­ную эмо­цио­наль­ность и ут­вер­ждал, что ос­но­вой му­зы­ки яв­ля­ет­ся ме­ло­дия. В раз­ра­зив­шей­ся в 1752 в Па­ри­же «вой­не буф­фо­нов» за­нял про­италь­ян­ские по­зи­ции (из­дал за свой счёт пар­ти­ту­ру «Слу­жан­ки-гос­по­жи» Дж. Б. Пер­го­ле­зи, в 1753 вы­сту­пил в пе­ча­ти с по­ле­мич. «Пись­мом о фран­цуз­ской му­зы­ке»). Яз­ви­тель­ная кри­ти­ка в ад­рес франц. ба­роч­ной опе­ры со­дер­жа­лась и в ро­ма­не Р. «Юлия, или Но­вая Элои­за». В по­след­ние го­ды жиз­ни вы­сту­пил в под­держ­ку опер­ной ре­фор­мы К. В. Глю­ка. Од­но­акт­ная опе­ра Р. «Де­ре­вен­ский кол­дун» («Le devin du village», на собств. текст; Фон­тенб­ло, 1752) – од­но из пер­вых про­из­ве­де­ний жан­ра опе­ра-ко­мик. Пре­мье­ра ме­ло­дра­мы «Пиг­ма­ли­он» (текст Р., му­зы­ка в со­ав­тор­ст­ве с О. Ку­а­нье; Ли­он, 1770) по­ро­ди­ла мо­ду на этот жанр в Ев­ро­пе. Ав­тор не­сколь­ких мо­те­тов, 3 сб-ков во­каль­ных пьес и др.

Влия­ние Р. на зап. куль­ту­ру очень ве­ли­ко; его уче­ние по­ло­жи­ло на­ча­ло ши­ро­ко­му идей­но-фи­лос. дви­же­нию – рус­со­из­му, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­ше­му миф о «доб­ро­де­тель­ном ди­ка­ре»; по­ли­тич. взгля­ды Р. спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию де­мо­кра­тии, ока­за­ли су­ще­ст­вен­ное влия­ние на Т. Джеф­фер­со­на и др. ру­ко­во­ди­те­лей Вой­ны за не­за­ви­симость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83, яви­лись идей­ным ос­но­ва­ни­ем для ра­ди­каль­ных те­че­ний Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. Отд. фор­му­ли­ров­ки «Об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра» бы­ли вклю­че­ны в Дек­ла­ра­цию прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Со­чи­не­ния Р. ши­ро­ко из­вест­ны в Рос­сии с 18 в.; сре­ди его наи­бо­лее яр­ких по­чи­та­те­лей – М. В. Ло­мо­но­сов, Н. М. Ка­рам­зин, Л. Н. Тол­стой; А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин» на­звал Р. «крас­но­ре­чи­вым су­ма­сбро­дом» и «за­щит­ни­ком воль­но­стей и прав».

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Переезд в Париж

Некоторое время Жан-Жак Руссо проживает вместе с госпожой на вилле, но, к сожалению, уже не чувствует себя так легко и свободно в её обществе. Он прекрасно понимает, что оказывается для пары «третьим лишним», поэтому спустя полгода устраивается работать домашним преподавателем в семье Мабли из Лиона. Но и там он не находит покой: образование младшего поколения проходит сложно, а «учитель» больше времени уделяет хозяйскому вину, которое он ворует по ночам в свою комнату, и хозяйской жене, которой «строит глазки». После серьезного скандала Руссо выгоняют.

Он решает перебраться в Париж и продемонстрировать там свою рукопись под названием «Рассуждение о современной музыке», по которому Жан-Жак предлагал записывать ноты цифрами для большего удобства. Его теория проваливается, а Руссо вновь становится перед фактом бедного и никчемного существования.

Французский откупщик Франкёль сжаливается над Руссо и предлагает ему должность секретаря у себя. Писатель соглашается и с этого момента становится лучшим другом семьи Франкёля. Благодаря умению красиво говорить он очаровывает публику красивыми рассказами о собственных путешествиях, половину из которых нагло придумывает. Кроме того, он даже ставит несколько вульгарных спектаклей, повествующих некоторые периоды его жизни. Но любую бестактность ему прощают за прирожденную харизму и отличные ораторские способности.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

[править] Алсо

  • В восьмом томе ранобэ о Харухи Судзумии Бригада SOS расследует дело о странном поведении местных животных. Заняться делом просит одноклассница Кёна и Харухи Саканака, у которой есть пёсик, названный именно в честь Жан-Жака Руссо.
— Знаешь, первым неладное почуял Руссо, — сообщила Саканака, повернувшись к Харухи. — Руссо? — Харухи, разумеется, наморщила лоб. — Угу. Наш домашний пёсик, Руссо. Ну и имечко у собаки.
Нагару Танигава
. Негодование Харухи Судзумии. Wandering Shadow
  • А вот расово армянский певец ртом Авраам Руссо точно не имеет никакого отношения к знаменитому философу.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]