Детство и юность
Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.
Портрет Жана-Жака Руссо
Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.
Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.
В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.
Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.
Биография. Юность и начало карьеры
Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования. С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать. Он пришел в соседнюю область — Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан — своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан. С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его. В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.
Философия и литература
Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.
Философ Жан-Жак Руссо
Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.
«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.
Выступление Жана-Жака Руссо
«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.
В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:
«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».
Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.
Жан-Жак Руссо
Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.
Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.
Жан-Жак Руссо
Мыслитель, идейный предшественник Французской революции 18 века, Руссо вошел в историю как педагог, писатель, философ и энциклопедист. Его взгляды на общество и государство были более чем новы для его времени.
Жан-Жак Руссо
(фр. Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. В юности он перепробовал многие профессии — служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки…, а в 1741 году уехал в Париж. Здесь Руссо сблизился с Д.Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки.
В 1750 году его трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес автору премию Дижонской академии и известность. В последующие годы он продолжает плодотворно работать, его оперы и пьесы ставятся на различных французских сценах, правда с переменным успехом.
Но в 1762 году, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль», где автор развивал деистическую доктрину, на Руссо обрушился гнев католической церкви, а правительство распорядилось его арестовать. И Руссо был вынужден покинуть Францию и уехать в Англию. Причем его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты.
К тому же у Руссо был весьма сложный характер: он был удивительно злопамятен, но в то же время обладал талантом забывать о своих благодетелях. А к концу жизни в нем развилась мнительность: всюду ему мерещились заговоры с целью выставить его в неблагоприятном свете. В конце концов, терпение даже самых преданных друзей исчерпывалось и философу указывали на дверь.
Выходящий из ряда эгоист, Руссо отличался необыкновенным тщеславием и гордыней. Его отзывы о собственном таланте, о достоинстве его сочинений, о его всемирной славе бледнеют перед его способностью любоваться своей личностью.
Между тем он и впрямь оказал серьезное влияние на многие умы эпохи. Возможно, именно обостренные общественные противоречия вывели Руссо на арену времени. Признав зловредным влияние наук и художеств, он искал в них душевного отдыха и источника славы. Выступив обличителем театра, он писал для него. Прославив «естественное состояние» и заклеймив позором общество и государство, как основанные на обмане и насилии, он провозгласил «общественный порядок священным правом, служащим основой для всех других».
Постоянно воюя против разума и размышления, он искал основы «для закономерного» государства в самом отвлечённом рационализме. Ратуя за свободу, он признал единственную свободную страну своего времени несвободной. Вручая народу безусловную верховную власть, он объявил чистую демократию неосуществимой мечтой. Избегая всякого насилия и дрожа при мысли о преследовании, он водрузил во Франции знамя революции. Руссо оставался сыном своего искусственного века и мастером парадокса.
Благодаря сочетанию страсти с искусством, никто из писателей 18 века не имел такого влияния на Францию и Европу, как Руссо. Он преобразовал умы и сердца людей своего века тем, чем он был, и ещё более тем, чем казался.
Его книга «Новая Элоиза» была невероятно популярна, как и трактат «Общественный договор», где Руссо описал идеальное государство, свободный человеческий союз, власть в котором принадлежит всему народу и в котором все граждане равны.
Вообще художественное наследие Руссо очень разнообразно но жанрам — это стихи, поэмы, комедии, оперы (для которых он сам сочинял и либретто и музыку) и другие произведения.
В Париж он смог вернуться в 1770 году, с собой писатель привез и законченную рукопись «Исповеди», которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах…
Последние месяцы жизни Жан-Жак Руссо провел в Эрменонвиле, близ Парижа, где и скончался 2 июля 1778 года.
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
РУССО́
Портрет Ж. Ж. Руссо работы М. К. де Латура (1753). Музей искусства и истории (Женева).
РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа; в 1794 прах Р. был перенесён в Пантеон), франц. писатель, философ, композитор. Сын часовщика-кальвиниста. Самостоятельно обучался разл. ремёслам, много читал; служил лакеем, гувернёром, учителем музыки, домашним секретарём. Во время странствий сблизился со швейц. дворянкой Л. де Варан, в доме которой жил с перерывами в течение 1730-х гг., изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку и под влиянием которой принял католицизм. До конца жизни зарабатывал перепиской нот. В 1741 приехал в Париж. В 1743–44 секретарь франц. посла в Венеции. С 1749 писал для «Энциклопедии», издававшейся Д. Дидро и Ж. Д’Аламбером (преим. статьи о музыке, которые вызывали возражения Ж. Ф. Рамо), однако филос. и обществ. взгляды Р. отличались от представлений старших энциклопедистов. В то время как просветители (см. Просвещение) связывали социальный и нравств. прогресс с развитием науки, Р. противопоставил природу и цивилизацию, «естественное состояние» и «общественное», утверждая, что чем ближе человек к природе (где нет пром-сти, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее: трактат «Рассуждение о науках и искусствах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, рус. пер. 1768), принёсший ему известность. Р. осудил предложение Вольтера открыть театр в Женеве и оспорил утверждение Д’Аламбера о том, что театральные представления способствуют очищению нравов («Письмо Д’Аламберу о зрелищах», «Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles», 1758). Разорвав отношения с Дидро, Д’Аламбером и Вольтером, Р. сосредоточился на критике существующих социальных норм как противоречащих природе и на утверждении необходимости возврата в «естественное состояние», которое мыслилось им как первоначальный этап существования человечества, отмеченный свободой, равенством и добродетелью: трактат «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» («Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes», 1755, рус. пер. 1770). Причину социального неравенства Р. усматривал в ставшей основой гражд. общества частной собственности, которая отсутствовала в «естественном состоянии». Осознавая, однако, что вернуться к этому состоянию нельзя и что только владение частной собственностью превращает индивида в ответственного члена общества, Р. в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» («Du contrat social ou principes du droit politique», 1762, рус. пер. 1903), принёсшем ему наибольшую, хотя и посмертную, славу, обосновал необходимость заключения договора между людьми во время перехода от естественного состояния к общественному. В отличие от других концепций общественного договора 17–18 вв., Р. предлагал не договор правителя с подданными, но соглашение равных лиц друг с другом или общества как целого с каждым из индивидов, его составляющих («все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами»). Гл. понятия трактата – «суверен» и «общая воля». Народ, несущий бремя законодат. власти, объявлялся Р. «сувереном», власть которого неделима и неотчуждаема; депутаты признаются лишь уполномоченными народа, обладающими исключительно совещательным голосом. Для принятия законов – актов «общей воли» – требуется собрание всех граждан (прямая демократия), при этом народ не может быть созидателем законов: ему нужен законодатель, понимающий человеческие слабости, но не подверженный ни одной из них. Когда монархия превращается в деспотию, а равенство всех граждан оказывается равенством всех перед тираном, возможно насильственное ниспровержение деспотизма: в качестве необходимых для спасения отечества мер Р. допускал и революцию, и диктатуру, однако считал их крайними и кратковременными средствами. Взгляды и сочинения Р. были осуждены Парижским парламентом, а затем и властями Женевы; он укрылся от преследований в Мотье (близ Нёвшателя), а в 1766 по приглашению Д. Юма уехал в Англию. Вернувшись в 1767 в Париж, Р. в последние годы жизни страдал манией преследования, жил под попечительством маркиза Р. Л. Жирардена в его замке в Эрменонвиле.
Как писателю известность Р. принёс эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокр. рус. пер. 1769; рус. пер. 1803–04), написанный под влиянием С. Ричардсона и способствовавший развитию сентиментализма во Франции. В нём в русле теоретич. воззрений Р. представлена история любви дворянки Юлии к своему учителю Сен-Пре – человеку незнатному, но благородному и добродетельному, а также история её замужества не по любви, а по воле отца, и гибели; тонкий психологизм романа, описание «жизни сердца» и добродетельной чувствительности гл. героев сочетаются с социальной критикой. Психологич. прозу романтизма предвосхитила «Исповедь» («Les Confessions», 1765–70, изд. в 1782–89, сокр. рус. пер. 1797), в которой Р. показал себя «во всей правде природы». Во многом автобиографичны также его поздние сочинения: «Руссо судит Жан-Жака» («Rousseau juge de Jean-Jacques», 1772–75), «Прогулки одинокого мечтателя» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Среди др. лит. произведений: поэтич. сб-ки, комедии «Нарцисс» («Narcisse», 1733, пост. в 1752, изд. в 1753), «Военнопленные» («Les prisonniers de guerre», 1743, изд. в 1782).
Педагогич. воззрения Р. отразились в кн. «Эмиль, или О воспитании» (« ́Emile, ou De l’éducation», 1762, сокр. рус. пер. 1779), сочетающей черты трактата и худож. произведения, в которой на примере истории заглавного героя Р., в противовес книжному светскому воспитанию, предлагал особую систему формирования «сердца», а не «ума» посредством труда и общения с природой. Изменить обществ. уклад, воссоздать подобие «естественных» порядков может, по Р., либо революц. насилие, либо просвещение и надлежащее воспитание; от верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями – таковы качества совершенного человека. Каждый человек обладает неповторимым физич. и психич. складом, требующим от педагога индивидуального подхода, поэтому у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Изложенная в «Эмиле» и др. произведениях Р. модель естеств. воспитания была во многом гипотетической. По словам Р., он стремился дать не практич. рекомендации, а изобразить идеал, к которому нужно стремиться. Педагогич. теория Р. оказала существенное влияние на системы воспитания в кон. 18 – нач. 19 вв.
«Музыкальный словарь» Р. («Dictionnaire de musique», 1768, неоднократно переиздан, в т. ч. на иностр. языках) – одно из самых авторитетных в 18 в. справочных изданий о музыке. Муз. эстетика Р. близка идеям энциклопедистов: он проповедовал простоту, естественность, непосредственную эмоциональность и утверждал, что основой музыки является мелодия. В разразившейся в 1752 в Париже «войне буффонов» занял проитальянские позиции (издал за свой счёт партитуру «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези, в 1753 выступил в печати с полемич. «Письмом о французской музыке»). Язвительная критика в адрес франц. барочной оперы содержалась и в романе Р. «Юлия, или Новая Элоиза». В последние годы жизни выступил в поддержку оперной реформы К. В. Глюка. Одноактная опера Р. «Деревенский колдун» («Le devin du village», на собств. текст; Фонтенбло, 1752) – одно из первых произведений жанра опера-комик. Премьера мелодрамы «Пигмалион» (текст Р., музыка в соавторстве с О. Куанье; Лион, 1770) породила моду на этот жанр в Европе. Автор нескольких мотетов, 3 сб-ков вокальных пьес и др.
Влияние Р. на зап. культуру очень велико; его учение положило начало широкому идейно-филос. движению – руссоизму, популяризировавшему миф о «добродетельном дикаре»; политич. взгляды Р. способствовали развитию демократии, оказали существенное влияние на Т. Джефферсона и др. руководителей Войны за независимость в Северной Америке 1775–83, явились идейным основанием для радикальных течений Французской революции 18 в. Отд. формулировки «Общественного договора» были включены в Декларацию прав человека и гражданина. Сочинения Р. широко известны в России с 18 в.; среди его наиболее ярких почитателей – М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой; А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал Р. «красноречивым сумасбродом» и «защитником вольностей и прав».
Личная жизнь
Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.
Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер
Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.
Переезд в Париж
Некоторое время Жан-Жак Руссо проживает вместе с госпожой на вилле, но, к сожалению, уже не чувствует себя так легко и свободно в её обществе. Он прекрасно понимает, что оказывается для пары «третьим лишним», поэтому спустя полгода устраивается работать домашним преподавателем в семье Мабли из Лиона. Но и там он не находит покой: образование младшего поколения проходит сложно, а «учитель» больше времени уделяет хозяйскому вину, которое он ворует по ночам в свою комнату, и хозяйской жене, которой «строит глазки». После серьезного скандала Руссо выгоняют.
Он решает перебраться в Париж и продемонстрировать там свою рукопись под названием «Рассуждение о современной музыке», по которому Жан-Жак предлагал записывать ноты цифрами для большего удобства. Его теория проваливается, а Руссо вновь становится перед фактом бедного и никчемного существования.
Французский откупщик Франкёль сжаливается над Руссо и предлагает ему должность секретаря у себя. Писатель соглашается и с этого момента становится лучшим другом семьи Франкёля. Благодаря умению красиво говорить он очаровывает публику красивыми рассказами о собственных путешествиях, половину из которых нагло придумывает. Кроме того, он даже ставит несколько вульгарных спектаклей, повествующих некоторые периоды его жизни. Но любую бестактность ему прощают за прирожденную харизму и отличные ораторские способности.
Смерть
Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.
Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.
[править] Алсо
- В восьмом томе ранобэ о Харухи Судзумии Бригада SOS расследует дело о странном поведении местных животных. Заняться делом просит одноклассница Кёна и Харухи Саканака, у которой есть пёсик, названный именно в честь Жан-Жака Руссо.
— Знаешь, первым неладное почуял Руссо, — сообщила Саканака, повернувшись к Харухи. — Руссо? — Харухи, разумеется, наморщила лоб. — Угу. Наш домашний пёсик, Руссо. Ну и имечко у собаки. |
Нагару Танигава . Негодование Харухи Судзумии. Wandering Shadow |
- А вот расово армянский певец ртом Авраам Руссо точно не имеет никакого отношения к знаменитому философу.