Биография
Татьяна Никитична Толстая – писатель, телеведущая интеллектуальной передачи «Школа злословия», автор романа «Кысь».
Татьяна родилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в мае 1951 года. Семья писательницы такая же колоритная и необычная, как и Татьяна. Дедушка по маминой линии – известный литературный переводчик Михаил Лозинский, поэт. Дедушка по отцу – знаменитый писатель Алексей Толстой, создавший незабвенный «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Гиперболоид инженера Гарина». Жена Толстого, бабушка Татьяны Никитичны, поэтесса Наталия Крандиевская.
Писатель Татьяна Толстая
Добился успехов и отец Татьяны Толстой, который пошел не по литературной, а по научной линии и стал профессором физики.
В доме, в котором родилась будущая писательница, всегда было шумно и весело. Ведь у Толстых росло 7 сыновей и дочерей. Позднее сестра Татьяны Наталья также стала писателем и преподавателем шведского языка. Филологией и историей периода холодной войны увлекся и брат Иван, высказывания которого можно услышать на радио «Свобода». Естественным наукам посвятил себя брат Михаил, который, помимо физики, позднее обратил внимание на политологию.
Фекла, Петр и Татьяна Толстые — родственники
В детстве Татьяна увлеклась чтением. Окончив школу, девушка отправилась поступать в Ленинградский университет, выбрав классическую филологию. Здесь Толстая изучала литературу и два языка – латынь и греческий.
По окончании университета в 1974 году будущая писательница и телеведущая переехала в столицу вместе с мужем, филологом-классиком Андреем Лебедевым.
К вершине успеха
1983-й стал годом начала ее литературной карьеры. На страницах журнала «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…», который был признан самым успешным литературным дебютом года. Литературные критики и читатели тепло приняли прозу писательницы, по всей России начали обсуждать новое имя в литературе.
Вскоре успех ожидал и другие ее рассказы:
- «Соня».
- «Любишь – не любишь».
- «Чистый лист» и другие.
Всего за 5 лет Татьяна Толстая опубликовала более 20 рассказов, которые затем вошли в сборник, названный так же, как и ее дебютный рассказ – «На золотом крыльце сидели…»..
Однако были те, кто отзывался о сборнике не очень положительно. Писательницу обвиняли в «густоте» сюжетов рассказов, чрезмерной шаблонности и слишком глубоком анализе и синтезе, характерных для ее произведений. Несмотря на это, Толстая была принята в Союз писателей Советского Союза.
Произведения Татьяны Никитичны неоднократно отмечались премиями и наградами. Круг ее читателей с каждым годом расширялся, а имя нового человека в литературе стали обсуждать чаще.
Рекомендуем: Вера Инбер: жизненный путь
В конце 80-х годов Татьяна Толстая решает уехать за границу, куда ее пригласили читать лекции по русской литературе. Работая в колледже в Соединенных Штатах, писательница начала раскрывать в себе все больше возможностей, глубже узнавать людей и получать больше практического опыта.
До конца XX века Татьяна работала в зарубежных университетах, где в то время возрос интерес к изучению языка и литературы. Именно тогда Толстая начала слышать и анализировать «гибридность» русских слов, оценивать возможность их перевода на иностранный язык.
Но Толстая не забывала и о России. Проживая за рубежом, она периодически отправляла свои работы (статьи, очерки, обзоры) в Москву, где печаталась в газете «Московские новости». У нее даже была своя авторская колонка. Параллельно писательница занималась переводом собственных рассказов, благодаря чему начала приобретать мировую славу.
В начале 2000-х годов Татьяна Никитична вернулась в Москву и начала работать журналистом и преподавателем в университете. С этого же времени начинают с успехом выходить ее книги. Всего на данный момент опубликовано 14 книг. Среди них:
- «День. Личное» (2007 год).
- «Сестры» (1998 год).
- «Кысь» (2001 год).
- «Легкие миры» (2014 год).
- «Войлочный век» (2015 год) и другие.
В своем творчестве писательница всегда выбирала общечеловеческие темы зла и добра, смерти и жизни, отношений между поколениями. Со временем герои ее произведений становились более разнообразными и глубокими. Так, у нее можно встретить и сумасшедших бабушек, и слабоумных инвалидов, и людей, оказавшихся в трудных, нечеловеческих условиях.
Книги и телевидение
В столице литератор из Питера устраивается корректором в редакции издательства «Наука». Здесь началась литературная биография Татьяны Толстой. Дебют писательницы – это критическая статья «Клеем и ножницами…», опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1983 году.
Татьяна Толстая в молодости
Как позже поделилась Татьяна Никитична, взяться за перо самой, а не только читать и рецензировать чужие произведения, девушку заставило банальное обстоятельство. После произведенной на глаза операции Татьяне пришлось месяц пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.
Сняв повязку, Татьяна Толстая сразу же взялась переносить фантазии на бумагу. Так родился дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновленная успехом, Толстая пишет еще два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы – «Свидание с птицей», «Соня», «Чистый лист», «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль», «Охота на мамонта» и другие. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы – «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь».
Татьяна Толстая
Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.
Вскоре после издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. Но вот советская критика отреагировала на произведения нового члена Союза писателей довольно холодно. Молодого литератора упрекали в «густом» письме, умничанье и шаблонности произведений.
Тем не менее, число поклонников творчества Татьяны Толстой росло стремительно. Молодой автор с острым умом и оригинальной точкой зрения, не боящийся резкости и броских красок, Толстая стремительно ворвалась в современную литературную тусовку. Писательница слывет интеллектуалкой и даже бунтаркой. Героями произведений становятся неожиданные персонажи – старорежимные старушки, инвалиды детства, городские сумасшедшие и бомжи. Особо резко высмеивается мещанство и потребительская психология современного общества.
Писатель Татьяна Толстая
В 1989 году Татьяну Толстую приняли в Российский ПЕН-центр. А в следующем году писательница отправилась в США, где предложили преподавать русскую литературу и письмо в одном из колледжей, расположенном в Принстоне. В этот период Толстая сотрудничает с известными журналами, среди которых «The New Yorker» и «TLS».
Все 1990-ые Татьяна Никитична регулярно наведывалась в Америку, где читала лекции в разных университетах. Толстая по нескольку месяцев жила в США и вскоре заметила, что под влиянием окружающей среды язык эмигрантов наполняется «недословами», некими уродливыми гибридами нескольких языков. Детально это явление остроумная писательница сумела отобразить в эссе «Надежда и опора».
В 90-е не забывала Татьяна и родину, где в еженедельнике «Московские новости» писательнице предоставили собственную рубрику под названием «Своя колокольня». В журнале «Столица» Толстая занимала пост редактора. Статьи литератора появлялись также в издании «Русский телеграф». За рубежом Татьяна Толстая принялась за создание переводов собственных произведений, благодаря чему приобрела мировую литературную славу. В 1998 году вместе с сестрой Натальей Толстой выпустила книгу «Сестры».
Татьяна Толстая на презентации своей книги «Сестры»
В России, куда писательница окончательно вернулась в 1999 году, Татьяна Толстая вернулась к журналистской и преподавательской деятельности.
В 2000 году появился первый роман Татьяны Толстой, названный «Кысь». Произведение было встречено неоднозначно, но приобрело множество поклонников. В книге речь пошла о России, пережившей ядерный взрыв, после которого интеллектуальные способности населения резко снизились. Первобытные инстинкты заменили человеку нормы морали и нравственности. В романе, созданном без единого положительно персонажа, каждая строчка сквозит сарказмом. Создательнице роман принес премию «Триумф» и вскоре превратился в бестселлер. Сюжет неоднократно становился основой для сценических постановок, в том числе и для радиоспектакля.
А в следующем году вышло еще три книги Толстой: сборники рассказов «День», «Ночь» и «Двое», тираж которых составил 200 тысяч экземпляров. В этом же году писательница была удостоена премии XIV Московской Международной книжной ярмарки в категории «Проза».
Татьяна Толстая в шоу «Минута славы»
С 2002-го Татьяна Никитична Толстая появилась на экране. Сначала в передаче «Основной инстинкт», а потом и в «Школе злословия». Последнее ток-шоу она вела вместе с Авдотьей Смирновой. Передача стала любимой для многих интеллектуалов и принесла ведущим премию «ТЭФИ». Позже Толстая появилась в еще одном шоу под названием «Минута славы».
В начале 2000-х библиография Татьяны Толстой пополняется работами «Изюм», «Круг», «Белые стены», «Женский день», «Не Кысь», «Река». В 2010 году Толстая вместе с племянницей Ольгой Прохоровой публикует первую книгу для детей, которая получила название «Та самая Азбука Буратино». Здесь прослеживается связь с известнейшим произведением деда Татьяны Никитичны «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В 2010 году литератору вручается ряд международных премий. Через два года радиостанция «Эхо Москвы» и журнал «Огонек» помещает имя писательницы в список «Ста самых влиятельных женщин России». В 2014 году после выпуска повестей «На малом огне», «Невидимая дева», «Легкие миры» Татьяна Толстая становится лауреатом литературной премии Белкина. Через год писательница порадовала поклонников сборниками «Войлочный век» и «Девушка в цвету».
Татьяна Толстая на презентации своей книги «Легкие миры»
Еще один талант Татьяны Толстой – кулинария. За плечами писательницы большой багаж рецептов приготовления блюд европейской и русской кухни. Описание приготовления пирогов, салатов, тортов писательница размещает на собственной страничке в «Фейсбуке» и в блоге . Описания рецептов Татьяна сопровождает красочными фото, которые увеличивают просмотр аккаунтов пользователями сетей.
Мемория. Татьяна Толстая
3 мая 1951 года родилась Татьяна Толстая, писательница, телеведущая.
Татьяна Никитична Толстая (65 лет) родилась в Ленинграде в многодетной семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого (у нее было шесть братьев и сестер). Дедушка по материнской линии – знаменитый переводчик Михаил Лозинский. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
Окончив школу, Татьяна поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии, который окончила в 1974-м. В этом же году вышла замуж за филолога-классика Андрея Лебедева, с которым переехала в Москву. Работала корректором Главной редакции восточной литературы издательства «Наука».
Литературная деятельность началась в 1983 году: писательница перенесла операцию на глазах, после которой ей пришлось, по ее словам, «лежать с повязкой целый месяц». «А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», – вспоминала Толстая. В «Вопросах литературы» в этом же году вышла критическая статья «Клеем и ножницами…», а в «Авроре» – рассказ «На золотом крыльце сидели…», признанный одним из лучших литературных дебютов. Далее последовали публикации в «Новом мире» и других толстых журналах; в 1987 году изданные и новые произведения объединяются в сборник, названный по дебютному рассказу. После его издания Толстая становится членом Союза писателей СССР, с 1989 года – Российского ПЕН-центра.
В 1990 году Толстая уехала в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books, The New Yorker и другими журналами. Все 1990-е годы писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. Параллельно началась постоянная журналистская деятельность в России: Толстая вела колонку «Своя колокольня» в «Московских новостях», входила в состав редколлегии журнала Столица», писала для «Русского телеграфа». В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В эти же годы вышли книги «Любишь – не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999), в соавторстве с сестрой Натальей Толстой в 1998 году выходит книга «Сестры».
В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию.
Здесь через два года ее ждал «Триумф» – престижная премия была вручена за вышедший в 2000-м роман «Кысь». Постапокалиптическая антиутопия, написанная сказовым языком, без преувеличения стала литературным событием года.
Тогда же она впервые появилась на телевидении – в передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия» на «Культуре». В 2003 году Толстая и Смирнова получили премию ТЭФИ в категории «Лучшее ток-шоу». С 2004 по 2014-й передача выходила на НТВ. Сначала она полностью отвечала своему названию и гостям в студии часто приходилось несладко; со временем в передаче стали появляться откровенно симпатичные ведущим люди (писатель Дмитрий Горчев, экскурсовод Татьяна Мэй и другие), и тон программы заметно снизился – теперь нередко это был просто разговор «за жизнь».
В 2010 году в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой писательница выпустила детскую книжку «Та самая Азбука Буратино». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки книга заняла второе место в разделе «Детская литература».
Чем знаменита
Фото из личного архива
В 80-е Толстая стала известна благодаря самобытному плотному, «густому» языку. Некоторые критики даже жаловались, что «много за раз не прочтешь». Персонажами ее прозы становились «тихие маргиналы» – пожилые люди, непризнанные поэты, городские сумасшедшие. 2000-е принесли Толстой славу как одной из самых ярких и умных телеведущих страны.
О чем надо знать
Толстая – активный интернет-деятель, ведет блог в ЖЖ и на Facebook. Она яркий полемист (а по мнению некоторых – «толстый тролль»), умеющий пригвоздить противника одним комментарием (стоит отметить, что для этого она не пускает в ход обсценную лексику, которой искусно и по делу пользуется в других случаях). Давняя «женская дружба» связывает Толстую со светской обозревательницей Боженой Рынской: история началась в 2010-м, когда последняя заявила о необходимости жестко ставить на место людей, норовящих сесть на шею. Тогда Толстая напомнила ей эпизод, в котором Рынска повела себя именно описанным образом.
Этим дело не кончилось: недавно Рынска сообщила о желании насыпать крысиного яду шумящим под окнами детям, на что получила в ответ краткое: «Божена, вы гнида».
Прямая речь
О vox populi: «Единственное пространство, единственное вольное место, где можно – если повезет – послушать глас народный и неподдельный, – это троллейбус. <�…> Если чаще кататься на троллейбусе – и неважно на каком маршруте, и неважно, с какими пассажирами, – можно составить себе довольно ясную картину народного мировоззрения, так как народ более или менее одинаков на всем протяжении вширь и вглубь, и мифопоэтическое начало в нем свежее и здоровое, как при царе Горохе, и так же пульсирует, и такое же упрямое, и ты с ним не поспоришь, и ты его не ухватишь, и ты его не вытравишь, и никакая справедливость тут ни при чем, и никакие права человека ни при чем, и нам не укажешь, и нас не догонишь, и нас не победишь».
О ничегонеделании (в связи с операцией на глазах): «Все, что нужно было знать о литературе, о том, как создавать ее, открылось мне в один прекрасный момент. И это я приписываю вынужденной медитации, смысл которой – выкинуть весь мусор, который накопился в голове и в душе. Длительное ничегонеделание (если, конечно, у вас нет депрессии) способствует новым открытиям – у всех в этом смысле есть шанс измениться».
О США: «Америка меня не бесит – она, скажем так, ровно раздражает. Очень трудно обсуждать глобальные историософские вопросы с людьми, которые не знали того ужаса и горя, которые происходили на нашей территории. Тамошние люди в эту бездну не заглядывали. Один из знакомых был очень сочувствующий – когда я рассказывала ему про «шаламовский» быт, он поддакивал: «Да-да, как я понимаю! У нас в пятидесятые годы маккартизм был, всех подозревали в коммунизме, было так тяжело!» А я ему: «Не стыдно? Здесь миллионы на Колыме померли, а у вас – маккартизм!» – «Ну, у нас из университетов много кого уволили», – отвечает. А у нас, говорю, всех расстреляли».
О Крыме: «К Крыму у меня свое особенное отношение, потому что в Крыму меня зачали. Если бы спросили меня: «Крым ваш или Крым наш?», я бы ответила: «Крым – мой! Не было бы Крыма – не было б меня. А все остальные понаехавшие. Все: и русские, и украинцы. Кроме меня»».
О воспитании детей: «В свое время так удачно получилось, что, когда мои дети были маленькие, у нас сломался телевизор, и новый мы решили не покупать. Это было очень хорошо: дети смотрели диафильмы. И это было так же интересно, как и мультфильмы, но за просмотром диафильмов мы проводили время вместе, я им читала вслух, они могли попросить меня что-то повторить. Этот досуг был более деревенским, что ли, и более приятным, чем сидение перед телевизором. Сейчас такое провернуть труднее: в квартире по восемь телевизоров и интернет, и больше ничего нету, и вроде бы все есть. Как отучить детей сидеть в интернете? Никак! Надо дозировать интернет. И надо стараться читать ребенку. Читать, читать, читать – чтобы дети не отучились от чтения».
Об обустройстве жизни: «Как минимум у человека всегда есть возможность создать вокруг себя чистый круг, чистое пятно существования: не гадить вокруг себя, не относиться к людям так, как он не хотел бы, чтобы относились к нему, наладить свою жизнь и жизнь своей семьи. Вытаскивать же общество к каким-то сияющим вершинам не нужно, потому что это невозможно. Надо идти другим путем, тихим. Путем просвещения».
О романе «Кысь»: «Это была попытка литературно описать живущее в этой парадигме общество с его особой логикой, наплевательством на идеи равенства, кумовством, непотизмом. Пока все это сохраняется, ничего в России особо не изменится. Хотя сейчас видно размывание этой парадигмы, несмотря на наши контры с Западом, – все-таки у нас есть интернет, который открывает нас миру, а мир – нам».
О «Школе злословия»: «Я готовилась к передаче, поэтому я знала, кого я буду обижать, будет ли мне его жалко или нет. Не было такого, чтобы кто-то внезапно расплакался. Разумеется, бывало, обижались совершенно попусту. Хотя все гости прекрасно знали, что их ждало в «Школе злословия», и это был их выбор – приходить или не приходить».
Саша Соколов о Татьяне Толстой: «Мне нравится ее эссеистика больше всего. Очень пронзительно. Рассказы есть кое-какие хорошие. Я думаю, она останется в истории русской литературы именно своими эссе. Она выросла за последние 15 лет здорово».
6 фактов о Татьяне Толстой
- Творчество писательницы неоднократно становилось объектом научных исследований, в том числе и таких «тяжеловесов», как Марк Липовецкий, Петр Вайль и Александр Генис
- Старший сын Татьяны Толстой – известный дизайнер Артемий Лебедев, младший – фотограф Алексей Лебедев (живет в США)
- По роману «Кысь» было поставлено несколько спектаклей, а в 2001 году в эфире «Радио России» прошел литературный сериал
- В 2002 году Толстая возглавила редакционный совет недолго просуществовавшей газеты «Консерватор»
- Толстая совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1–3 сезоны)
- Совместно с Борисом Гребенщиковым является автором слова «скорбец» (ставшего названием одной из песен БГ) – перевода на русский английского blues
Материалы о Татьяне Толстой
Татьяна Толстая: «Я у многих вызываю злобу»
Татьяна Толстая: С моей родословной начинать писать было стремно
Татьяна Толстая в Библиотеке Мошкова
Статья о Татьяне Толстой в Википедии
Личная жизнь
Как человек умный и интеллигентный, Татьяна Никитична не обсуждает приватную жизнь и не выставляет подробности на всеобщее рассмотрение. Известно, что личная жизнь Татьяны – это сыновья Артемий Лебедев и Алексей Лебедев, которые родились от брака с Андреем Лебедевым, потомком знаменитого военачальника.
Татьяна Толстая и Андрей Лебедев с сыновьями
Артемий – талантливый дизайнер, у которого есть собственная студия, где Лебедев осуществляет художественное руководство.
Младший сын Татьяны Толстой – Алексей – фотограф, живет в Америке и занимается компьютерной графикой и архитектурой.