Умерла Кира Муратова — режиссёр «кино не для всех»

Детство и юность

Кира Муратова родилась в непростой семье, проживающей в городке Сороки в Бессарабии (Румыния). Отец Юрий Александрович Коротков до войны с немцами работал секретарем подпольного обкома коммунистической партии Румынии, а в 1941 году в составе партизанского отряда погиб.

Мама Наталья Исааковна, еврейка по национальности, с 1928 года входила в компартию Румынии. После войны женщина заняла кресло министра культуры республики, вошедшей в состав СССР.

В интервью Кира Георгиевна вспоминала, что часто бывала у мамы на работе. В министерстве было отведено отдельное помещение для просмотра иностранных фильмов, а особенно запомнился специальный пропуск, который девочка получила от родительницы.

Бумажка открывала двери любого кинотеатра Бухареста, и маленькая Кира часто после школы бегала на сеансы. В то время в перерывах в фойе кинотеатров публику развлекали номерами фокусники и певцы. Однажды девочка увидела «живую» знаменитость – Петра Лещенко и долго ходила под впечатлением.

После окончания школы юная Кира отправилась в столицу России, где поступила на филологический факультет в МГУ. Спустя некоторое время поняла, что ее манит кинематограф, и решила попытать счастье во ВГИКе. Девушка поступила на режиссерский, попав под крыло прославленных мастеров кино Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Гениальная Кира Муратова: «Ужас. А вдруг я ничего не придумаю»

Муратова родилась в Бессарабии 5 ноября 1934 года и была наполовину румынкой, жила когда-то с родителями в Бухаресте, где ее мама руководила культурой. А потом Кира отправилась в Москву, поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова. Распределилась на Одесскую киностудию и лишь чуть-чуть пожила в Ленинграде. Алексей Герман-старший шутил, что Одессу когда-нибудь переименуют в Муратовку.

На вопрос о том, что движет ею при поиске сюжетов, отвечала: «Ужас. А вдруг я ничего не придумаю, и будет скучно». — «Как вы находите деньги на картины?» — «Трудно очень. Нет смысла про это говорить. Отчаиваюсь». Она считала, что «без мании величия в режиссуре делать нечего», а «искусство — это золотые пилюли, необходимые нам, жаждущим все подсластить».

Ей принадлежит фраза «этой планете я ставлю ноль»…

Кинорежиссер Али Хамраев: «Кира говорила: я помочь тебе приехала, а не деньги зарабатывать!»

«Страшная весть: не стало Киры Муратовой. Перебираю фотографии. С кем я только не снимался! А вот с Кирой у меня нет ни одной фотографии… Мы виделись с Кирой на различных конференциях, семинарах, пленумах кинематографистов, она работала в Одессе, я в Ташкенте. Я преклонялся перед талантом этой удивительно скромной женщины, часто на разных пленумах, премьерах, семинарах, при визитах в Одессу говорил ей шутливо: привет, короткие встречи — долгие проводы!..

В 1978 году у меня были неприятности со сдачей фильма «Триптих» — стандартные обвинения в пессимизме, очернении советской жизни и так далее. Я умолил прилететь в Ташкент Киру. Какие это были удивительные дни и ночи в монтажных комнатах!.. Мы с неутомимой Кирой крутили, резали, кромсали километры целлулоида, среди ночи смотрели сложенную сцену, спорили, Кира злилась, потом хохотала, пила кофе и снова садилась за монтажный стол. И еще она написала для фильма прекрасные монологи о достоинстве женщины Востока.

Когда мы завершили монтаж «Триптиха», наш администратор подошел к гостье из Одессы с расходным ордером и деньгами:

— Кира Георгиевна, пожалуйста, получите и вот здесь распишитесь…

— Это что такое?.. Деньги?.. Уберите немедленно!..

— Кира, ты их заработала, — говорю я сквозь зубы, но твердо.

— Не возьму! — голос у нее сорвался. — Ты меня кормил пловом, возил по горам, показал Самарканд!.. Я помочь тебе приехала, а не деньги зарабатывать!

Я взял из рук администратора деньги, подошел к урне и сказал:

— Не возьмешь? Тогда я их порву и выброшу в мусор!

— Ты с ума сошел!..

Кира выхватила у меня пачку, и потом мы в гостинице весь вечер пили шампанское вместе с художником Женей Голубенко, верным спутником жизни Киры…

В последнее время говорили и писали, что Кире Муратовой много лет, что она не хочет больше снимать кино. Я не верил этому. И вот великая Кира Муратова, не сломленная яростной жизнью в кинематографе, была побеждена болезнью и ушла от нас. Как горько и печально!

У меня есть фотографии, на которых я снят с Куросавой и Феллини, с Антониони и Тарковским, с Параджановым и Германом… А вот с Кирой Муратовой у меня нет ни одной фотографии. Кира просто навсегда в моем сердце. Прощай, родная…»

Юрий Клименко: «Как нож входит в масло, так и мы познакомились»

С оператором Юрием Клименко Кира Муратова работала на картине «Познавая белый свет», и теперь в Сочи, на «Кинотавре», мы вспоминаем о том, какой же была эта уникальная женщина.

— Кира была постарше меня, а я был молодым оператором, приехал на Одесскую студию. Никаких сложностей в общении у нас не было. Как нож входит в масло, так и мы познакомились. Все было просто, как со всеми людьми. Мы жили рядом, в одном дворе. На одну работу ходили — на киностудию через дорогу. Обменивались впечатлениями о фильмах, о жизни. Время было другим, люди иначе друг к другу относились — человечнее, внимательнее. В последний раз мы виделись четыре года назад. Я в Одессе снимал картину и два раза заходил к ней в гости. Потом еще со Станиславом Говорухиным приезжал, когда он привозил снятую нами в Одессе картину. Кира пришла на просмотр и сказала, как она это умела: «Слава, ну что вы сентиментальничаете? Вырежьте вы эту молитву. Кому она нужна?». Была сцена, где девочка молилась перед смертью. Слава вырезал, хотя картина была уже готова. Он ее уважал. Кира гением была. Таких можно было насчитать пять–восемь по стране. Она последняя. Больше нет. И она это понимала. Иначе бы не боролась. А она всегда боролась. Судьба у нашей картины «Познавая белый свет» сложная. Материал поступал из лаборатории сначала к главному редактору, а потом только в группу. Кире без конца говорили, что так нельзя, надо что-то вырезать. Она сильная была.

Я не понимал, что она делает на площадке такого особенного. Но потом видел на экране нечто волшебное. Никаких жестов гения в процессе самой работы я не наблюдал. Я так и не знаю ее творческого метода, хотя стоял рядом, снимал ее актеров.

Не думаю, что Кира все странные высказывания в свой адрес принимала близко к сердцу. Она же закаленный боец была. У меня на глазах она всякого натерпелась на Одесской киностудии. Мы с ней собирались снимать картину «Княжна Мери». Кира написала чудесный сценарий. Актеры были хорошие. Мы поехали в экспедицию, и в первый съемочный день нас закрыли. Пришло письмо из Киева, из Министерства культуры: фильм закрыть, а расходы списать на убытки студии. Это было как запрет на профессию. Она ведь потом и библиотекарем работала, и проявщицей числилась. Директор студии чем мог, тем помогал. Но как режиссер она долго не могла работать. Потом уж удалось поехать на «Ленфильм», где мы и снимали «Познавая белый свет».

Сергей Члиянц: «В Одессе с ее уходом ничего столичного не осталось»

Пока мы разговаривали с кинорежиссером и продюсером Сергеем Члиянцем, который сделал как продюсер с Кирой Муратовой две картины — «Настройщик» и «Справка», он постоянно звонил ее мужу, художнику Евгению Голубенко. Телефон не отвечал.

— В 2004 году мы сделали картину «Настройщик». А до этого дружили. Я работал у нее ассистентом и был однажды ею спасен. Я делал свой режиссерский дебют, и мой фильм был закрыт худсоветом Одесской киностудии с формулировкой «творческая неудача». Кира матом не ругалась никогда, но могла сказать так, что все было понятно, и она в свойственной ей манере произнесла: «Кто вы такие? Почему взяли на себя право кого-то закрывать?». И мне дали закончить картину. Это было время кооперативного кино, и я с ней советовался, какой взять материал, что делать. Она, как ни странно, выслушивала суждения некоторых из нас по поводу своих картин. Нам казалось странным, что она снимает непрофессиональных артистов. Я ей сказал: «Они же у вас врут». — «Да нет, — ответила она. — Это вы, Сергей, врете». С тех пор у нас появилась шутка. На любые мои слова она отвечала: «Опять врете». В последний раз я был у нее в гостях осенью прошлого года. Она попросила: «Расскажите что-нибудь». Я решил рассказать про море и услышал: «Опять врете». Она же не шутила, хотя могла. Я ей рассказывал про свой замысел фильма о войне в Донбассе. Она меня не поддержала, сказала, что мне придется выбрать чью-то сторону, а этого делать сейчас не следует. Должно пройти время.

До «Настройщика» Кира дважды просила помочь ей закончить картины, которые начинала с другими российскими продюсерами, но все время заканчивались деньги. Когда она задумала снимать «Настройщика», то позвонила и сказала, что это будет необычный для нее фильм — короткий, всего 90 минут, и коммерческий. А когда Кира его собрала, оказалось, что он больше четырех часов. Она мне говорила: «Я же вам не Буслов и не Велединский. Вы мне хотите помочь?». В главной роли она хотела снимать Олега Меньшикова. Но в какой-то день принесла портрет Георгия Делиева, с которым я в архитектурном учился, и сказала, что будет героем он. Опять я стал говорить, что непрофессиональных актеров надо снимать аккуратно. А она ответила: «Бросьте вы ваши штучки». Так Кира и вытаскивала людей — непонятно почему. Она искала жизненность, не соответствие, а суть. Несколько раз я как ассистент по актерам пытался ей кого-то предложить из интересных людей, и никогда не мог угадать. Кира знала про способ существования актеров что-то свое и не ведала сомнений. Она не колебалась, когда их выбирала.

Трудно описать ее. Жаль, что так все случилось. Как одессит в седьмом поколении, скажу вам, что как в Африке нет снега, так и в Одессе нет медицины. Я знаю, что квалифицированной помощи Кира там не получила. Наверное, можно было куда-то выехать, но это была бы не Муратова.

Когда мы встречались в последний раз, я спросил, что она собирается делать. «Есть птицы нелетающие, а я режиссер неснимающий. Вы же не дадите мне возможности снимать два часа в день? А больше мне уже тяжело», — ответила она. Я называл ее Кирой. Это было допустимо для тех, кто был с ней с давних времен. Да и на площадке так было проще. Не орать же на площадке: «Кира Георгиевна!».

За годы ее пребывания в профессиональном небытии у нее выработалось несколько пристроек в отношении людей. Она не делила их на враждебных или дружественных. Просто менялась ее интонация. Некоторые ее поэтому и побаивались. Иногда казалось, что получишь в глаз. Как-то я пришел к ней с чаем, печеньем, мармеладом. А она говорит: «Я приготовила фасоль. Вы что, не будете есть мою фасоль?». И я понял, что лучше согласиться. А готовить она умела. Задавать ей вопросы не было принято. Ответы бывали жесткими, подразумевавшими слова: «Ты что, идиот?» Только она так не говорила, достаточно было: «Что?». Она из той породы, для которой кино как воздух, и если не делать его, то становится плохо жить. Я студентов учу делить режиссеров на породы собак. Есть декоративные, а есть бойцовые, охотничьи. Надо четко понимать, с каким режиссером вы столкнулись и насколько это опасно. Кира из редкой породы людей, для которых снимать значит жить. Она из породы собак больших и сильных. Такие редко бывают бойцовыми, но Кира совмещала несовместимое. В Одессе с ее уходом ничего столичного не осталось.

Фильмы

В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).

Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.

В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.

Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.

Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко. После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную). Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:

«Мы познакомились на фестивале «Арсенал» в Риге. Мне сразу показалось, что ее надо снимать, у нее замечательные и внешность, и манера говорить».

Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, о. Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.

В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.

Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.

Биография

Кира Муратова родилась в бессарабском городе Сороки, в семье секретаря сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии[1] Юрия Александровича Короткова (рум. Gheorghe Corotcov, 15 января 1907, Осовице — 1941)[2], который пропал без вести предположительно осенью 1941 года под Одессой[3][4][5]. Её мать — Наталья Исааковна Короткова-Скурту (рум. Natalia Corotcov-Scurtu, 18 октября 1906 — 28 июля 1981) — еврейского происхождения, родом из Сорок[6][7]; член компартии Румынии с 1928 года[8]. В 1934 году была арестована в Черновицах[9]. В годы войны — секретарь Анны Паукер, директора базировавшегося в Уфе под эгидой Коминтерна радио «România Liberă» (Свободная Румыния

)[10]. Впоследствии работала в министерстве культуры СРР, врачом родильного дома «Polizu»[11][12] и, наконец, заместителем министра здравоохранения СРР[13][14]. Ею написано несколько пособий по уходу за новорождёнными[15]. Кира с отцом и матерью ещё перед войной поселились в Бухаресте, где родители находились на нелегальной работе[16].

Изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В 1961 году Кира Муратова стала режиссёром на Одесской киностудии. Как сценарист и режиссёр Муратова дебютировала в 1962 году, совместно со своим будущим мужем Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм «У крутого яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб». Уже первыми своими самостоятельными фильмами «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) режиссёр заявила об интересе к современной нравственной проблематике и неоднозначным человеческим характерам (фильмы были «положены на полку

» до перестройки).

После скандалов с руководством Одесской киностудии, ей пришлось уехать из Одессы в Ленинград, где на «Ленфильме» появилась картина «Познавая белый свет» (1978). Тогда же она познакомилась с художником Евгением Голубенко, ставшим её вторым мужем и соавтором сценариев. Среди наиболее заметных её работ — «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989), ленты, привлёкшие к себе значительное внимание критики и общества. Последняя картина была удостоена Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990 год) и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм (1991 год).

После премьеры картины «Вечное возвращение» заявила, что уходит из кинематографа[17].

В фильмах Киры Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова, Алла Демидова, Наталья Бузько.

Сотрудничала с композиторами Олегом Каравайчуком и Валентином Сильвестровым.

Личная жизнь

Кира Георгиевна побывала замужем дважды. С первым мужем, режиссером и сценаристом Александром Муратовым, познакомилась в студенческие годы, однако в 70-х брак распался. Пара вырастила дочь Марианну, которая трагически погибла. Режиссерская чета развелась после дебютного фильма Киры.

Второй муж, с которым Муратова жила до последних дней, тоже из творческой среды – питерский художник и сценарист Евгений Голубенко.

Бескомпромиссная и невыносимая на съемочной площадке, Кира Георгиевна в жизни была спокойным, уравновешенным человеком, способным ужиться с кем угодно. Женщина любила вкусно поесть, но пищу выбирала простую. С годами Муратова стала глядеть в сторону вегетарианства, однако примкнуть в ряды веганов так и не решилась.

Жизнь и творчество Киры Муратовой

Кира Муратова (до замужества Короткова) родилась в городе Сороки в Румынии 5 ноября 1934 года. Спустя пять лет семья перебралась в Бухарест, а в 1940 – в Кишинев.

Муратова училась в МГУ на филолога, а также на режиссерском факультете во ВГИКе, который окончила в 1959 году. Спустя два года, в 1961-м, Кира Муратова стала режиссером Одесской киностудии.

Первый фильм она сняла в паре со своим будущим мужем Александром Муратовым – это была короткометражка «У крутого яра». С ним же через два года Муратова сняла полнометражную картину «Наш честный хлеб».

Самостоятельно она начала снимать кино с 1967 года, первым ее «личным» фильмом стали «Короткие встречи». Это был один из первых фильмов, в которых снимался Владимир Высоцкий, причем сначала Муратова, по словам ее мужа, не хотела его снимать.

Фильм Муратовой «Долгие проводы», снятый в 1971 году, был запрещен в СССР и более 15 лет не выходил в прокат.

В тот период Муратова развелась, и бывший супруг перебрался в Киев, а сама она оставалась в Одессе.

В 70-х у Муратовой случился конфликт с руководством Одесской киностудии, и режиссер переехала в Ленинград, став работать на «Ленфильме». Там в 78 году она сняла фильм «Познавая белый свет». В Ленинграде же Кира Муратова познакомилась со своим вторым супругом – художником Евгением Голубенко.

Позже Муратова вернулась в Одессу, где сняла фильм «Астенический синдром». Этот фильм получил специальный приз жюри «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале в 1990 году, а также кинопремию «Ника» в 1991-м.

После фильма «Вечное возвращение», который вышел в 2012 году, Кира Муратова заявила, что это была ее последняя режиссерская работа.

В фильмах Киры Муратовой снимались такие звезды, как Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова, Алла Демидова. Ко многим фильмам Кира Муратова сама писала сценарии.

От первого брака у Киры Муратовой родилась дочь Марианна, которая трагически погибла. Больше детей у нее не было.

Смерть

Последние годы Кира Георгиевна жила в Одессе и почти не выходила в свет.

«Я много где была, и теперь мне не хочется никуда. Я не хочу лететь самолетом, да и поездом тоже», — признавалась она.

Журналисты, побывавшие в гостях у режиссера, отмечают, что ее квартира удивительна – напоминает музей, в котором нашлось место мастерской супруга-художника. Муратова редко соглашалась на интервью, мемуары женщина писать тоже отказалась.

Летом 2021 года киношный мир облетала новость, что Кира Георгиевна стала членом американской киноакадемии, получившей право выбирать, кто достоин престижной награды «Оскар-2018».

6 июня 2021 года Киры Муратовой не стало. Об этом в соцсетях сообщил продюсер Юрий Минзянов.

Умерла Кира Муратова — режиссёр «кино не для всех»

На 84-м году ушла из жизни Кира Муратова.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

6-го июня нас постигла большая утрата — на 84-м году ушла из жизни Кира Муратова. Последние несколько лет назад она, объявив о завершении своей работы в кино, жила в Одессе со своим мужем, художником и сценаристом Евгением Голубенко, практически в затворничестве. «На пенсии» поначалу активно следила за происходящем между Россией и Украиной, критически высказываясь о действиях политиков, но потом потеряла к этому интерес. Много болела, как это бывает со многими людьми в пожилом возрасте, оставшихся без дела, которому они были преданы всю жизнь. И в итоге умерла.

Умерла Кира Муратова

6 июня на 84-м году ушла из жизни Кира Муратова — кинорежиссер, сценарист и актриса

Она, конечно, оказала огромное влияние на отечественный кинематограф, да и на нас, зрителей. Больше всего ей, наверное, подходило слово «особенная». Кира Георгиевна не снимала простых фильмов, а будто ставила диагнозы нашему обществу. И персонажей показывала особенных — чудаковатых, неустроенных, часто откровенно нелепых, раскрывая через чужие особенности человеческую натуру. Однажды в Берлине, после премьеры ее «Увлечений», на неё напала пожилая пара, упрекая в том, что она не любит людей. Любила. Просто у неё была своя правда. «Я не кошка, чтобы любить людей вообще» — говорила она. Да и ее фильмы не для того, чтобы их любить «вообще» и смотреть семьей на большом экране после Малахова и перед новостями.

Ее творческий радикализм с большим трудом принимало общество.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Кира Георгиевна родилась в Румынии, в городе Сороки. После школы поехала в Москву, поступать на филфак МГУ, но в итоге попала во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вышла замуж первый раз, стала Муратовой (в браке родилась дочь Марианна, но трагически погибла).

В 1961 году Кира Муратова стала режиссёром на Одесской киностудии.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Одной из первых ее работ стала картина «Короткие встречи», где главные роли помимо самой Киры сыграли Нина Русланова и Владимир Высоцкий. Ее творческий радикализм (по тем временам ее картины были понятны, пожалуй, только коллегам по ВГИКу) с большим трудом принимало общество.

Смотреть видеосюжет

Короткие встречи (реж. Кира Муратова, 1967)

Короткие встречи (реж. Кира Муратова, 1967)

Фрагмент

Фильм «Долгие проводы» вообще 16 лет пролежал на полке, обвинённый в «мелкобуржуазности», «искажении лица советских людей, представляя их дегенератами»… Ее дважды увольняли с Одесской киностудии, лишали режиссерского кресла, назвав «профнепригодной». Но, после каждой опалы режиссёр возрождалась из пепла.

«Я не кошка, чтобы любить людей вообще» — говорила Кира Муратова

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Большой удачей для Муратовой стала Рената Литвинова — в данном случае даже не понятно, кто для кого стал музой. Муратова говорила: «Рената часто спасительно фигурирует в моей биографии, появляясь со своим сценарием и со своей ролью». Рената стала актрисой, можно сказать, именно из-за Муратовой, которая помогла ей распрощаться с фантазиями о том, что ее лицо не фотогеничное. Первая ее актерская работа — роль медсестры Лилии в «Увлечениях» Киры Муратовой — стала настоящей сенсацией авторского кино середины 90-х. Потом были «Три истории», «Настройщик», «Два в одном», «Мелодия для шарманки», где у неё были как всегда яркие роли. Рената своей инаковостью идеально воплощала героинь Муратовой, которая будто через неё говорила с миром. Литвинова же обрела «свои» фильмы, где она раскрылась, как актриса.

Смотреть видеосюжет

Настройщик — трейлер

Настройщик — трейлер

Последней работой Киры Георгиевны стала вышедшая в 2012-м году картина «Вечное возвращение» с ее любимой Ренатой, Олегом Табаковым, Аллой Демидовой и Сергеем Маковецким. По ее собственным словам, ей было нечего больше сказать ни себе, ни миру, да и физически было очень тяжело. Режиссёр Роман Балаян как-то сказал: «Все снимают, как могут. Муратова — как хочет». Видимо, больше не хотела.

Фильмография

  • 1967 — «Короткие встречи»
  • 1971 — «Долгие проводы»
  • 1979 — «Познавая белый свет»
  • 1983 — «Среди серых камней»
  • 1987 — «Перемена участи»
  • 1989 — «Астенический синдром»
  • 1992 — «Чувствительный милиционер»
  • 1994 — «Увлеченья»
  • 1997 — «Три истории»
  • 2001 — «Второстепенные люди»
  • 2002 — «Чеховские мотивы»
  • 2004 — «Настройщик»
  • 2007 — «Два в одном»
  • 2009 — «Мелодия для шарманки»
  • 2012 — «Вечное возвращение»

Ссылки

  • 1970-е Долгие проводы (1971) • Познавая белый свет (1978)
    1980-е Среди серых камней (1983) • Перемена участи (1987) • Астенический синдром (1989)
    1990-е Чувствительный милиционер (1992) • Увлеченья (1994) • Три истории (1997) • Письмо в Америку (1999)
    2000-е Второстепенные люди (2001) • Чеховские мотивы (2002) • Настройщик (2004) • Справка (2004) • Два в одном (2006) • Кукла (2007) • Мелодия для шарманки (2009)
    2010-е Вечное возвращение (2012)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]