Фотофальшивка: «прижизненный снимок» Пушкина расходится по соцсетям


Фейк для легковерных

В качестве доказательства приложен сам снимок – очень плохое изображение некоего субъекта, отдалённо похожего на Солнце русской поэзии.
Причём пользователь, запустивший сенсационное фото в Сеть, в доказательство своей правдивости даже описывает технологию производства этой фотографии. Надо сказать, довольно достоверно, с упоминанием самого господина Дагера, действительно являющегося отцом фотоискусства.

Удивляет не то, что такой снимок появился в Сети. Удивляет то, сколь легко и непринуждённо в «фотографию Пушкина» поверили сотни, если не тысячи человек.

Хотя, казалось бы, имея под рукой весь Интернет, можно легко установить, где правда, а где вымысел, и почему в природе нет фотографий ни Наполеона Бонапарта, ни Александра Сергеевича Пушкина.

В XVIII веке химики обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. Затем немецкий физик Иоганн Шульце, пытаясь приготовить светящееся вещество, случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Учёный обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором – получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле.

Однако ни Шульце, ни его современники даже и не ставили перед собой задачу получения того, что мы ныне именуем фотографией.

Юность пушкина фото

Сего­дня испол­ня­ется 221 год со дня рожде­ния Алек­сандра Серге­е­вича Пушкина — самого извест­ного поэта нашей страны, зало­жив­шего основы реали­сти­че­ской драма­тур­гии в отече­ствен­ной лите­ра­туре и став­шего леген­дой ещё при жизни.

Биогра­фия Алек­сандра Серге­е­вича хорошо известна боль­шин­ству из нас ещё со школы, поэтому сего­дня мы не станем повто­рять её. Пред­ла­гаем вашему внима­нию десять порт­ре­тов, позво­ля­ю­щих по-новому взгля­нуть на осно­во­по­лож­ника совре­мен­ного русского лите­ра­тур­ного языка.

«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1801 — 1802 годы

Первый порт­рет из нашей подборки долго был неиз­ве­стен. Он появился в экспо­зи­ции москов­ского музея Пушкина только в 1961 году — его пере­дал артист Всево­лод Якут, кото­рый в свою очередь полу­чил его от зритель­ницы. Она объяс­няла: порт­рет долго хранился в семье Мудро­вых, предок кото­рых, москов­ский врач Матвей Яковле­вич, лечил семью Пушки­ных.

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели Пушкина сомне­ва­лись, что на порт­рете — вели­кий поэт в детстве. Заме­сти­тель дирек­тора музея по науч­ной работе, Ната­лья Влади­ми­ровна Баран­ская, попро­сила крими­на­ли­стов изучить изоб­ра­же­ние. Они рабо­тали два года и в итоге подтвер­дили, что на порт­рете действи­тельно Алек­сандр Серге­е­вич.

«Саша Пушкин, лицеист», Юрий Иванов, 1984 год

Еще одно детское изоб­ра­же­ние поэта, но здесь его легко узнать по причёске, а на лите­ра­тур­ное буду­щее наме­кает перо в руке. Худож­ник-график Юрий Иванов создал целую серию откры­ток с порт­ре­тами поэта и его извест­ных совре­мен­ни­ков.

«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год

8 января 1815 года в Царско­сель­ском лицее состо­ялся первый торже­ствен­ный экза­мен Пушкина и первое выступ­ле­ние перед публи­кой, кото­рый воспи­тан­ники по обычаю сдавали при пере­ходе с первого курса на второй. Поэту здесь 15 лет. Тёплое воспо­ми­на­ние об экза­мене оста­вил его друг Иван Пущин:

«На публич­ном нашем экза­мене Держа­вин, держав­ным своим благо­сло­ве­нием, увен­чал юного нашего поэта. Мы все, друзья-това­рищи его, горди­лись этим торже­ством. Пушкин тогда читал с блес­ком свои „Воспо­ми­на­ния в Царском Селе“. В этих вели­ко­леп­ных стоках затро­нуто всё живое для русского сердца. Читал Пушкин с необык­но­вен­ным ожив­ле­нием».

Илья Репин напи­сал эту картину по просьбе Пушкин­ского лицей­ского обще­ства, гото­вив­ше­гося отме­тить столе­тие.

Несчастный Ньепс и удачливый Дагер

Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».

Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.

Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.

Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.

Но дело Ньепса подхватил Луи Дагер, талантливый художник и изобретатель. Дагер работал вместе с Ньепсом в 1820-х годах, а после его смерти пытался разработать такую технологию, которая позволила бы сделать данное изобретение применимым на практике.

На это у Дагера ушло одиннадцать лет опытов, и лишь в 1837 году художник и изобретатель добился того результата, к которому стремился.

Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.

Так появилась дагеротипия – первый практически применимый способ фотографирования.

Изобретение Дагера произвело фурор, сделало его богатым и известным человеком.

Служба и карьера

Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса» (принят он был туда заочно, ещё будучи учеником Лицея). В 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819), распространявшиеся в списках. В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма опубликована в мае 1820 года (по спискам была известна ранее) и вызвала различные, не всегда благожелательные, отклики.

Уже после высылки Пушкина вокруг поэмы разгорелись споры. Некоторые критики были возмущены снижением высокого канона. Смешение в «Руслане и Людмиле» русско-французских приёмов словесного выражения с просторечием и фольклорной стилистикой вызвало упрёки и со стороны защитников демократической народности в литературе. Такие нарекания содержало письмо Д. Зыкова, литературного последователя Катенина, опубликованное в «Сыне отечества». Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника.

Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова. По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. По дороге семья Раевских и А. С. Пушкин останавливаются в г. Таганроге, в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова (ул. Греческая, 40). 16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Он написал своему брату Льву: «Из Керчи приехали мы в Кафу, остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе и по бедности. Теперь он под судом – и, подобно старику Вергилия, разводит сад на берегу моря, недалеко от города. Виноград и миндаль составляют его доход. Он не умный человек, но имеет большие сведения об Крыме. Стороне важной и запущенной.

Через два дня Пушкин вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф. Пушкин провёл в Гурзуфе несколько недель летом и осенью 1820 года. Вместе с Раевскими он остановился в доме герцога Ришелье; поэту в нём был предоставлен мезонин, выходивший на запад. Живя в Гурзуфе, поэт совершил множество прогулок вдоль побережья и в горы, среди которых были поездка верхом к вершине Аю-Дага и лодочная прогулка к мысу Суук-Су.

В Гурзуфе Пушкин продолжил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; некоторые из них посвящены дочерям Н. Н. Раевского – Екатерине, Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин».

В середине сентября Пушкин около недели провёл в Симферополе, предположительно, в доме таврического губернатора Баранова Александра Николаевича, старого знакомого поэта по Петербургу. Свои впечатления от посещения Крыма Пушкин использовал и в описании «Путешествия Онегина», которое сначала входило в состав поэмы «Евгений Онегин» в качестве приложения. В сентябре он прибывает в Кишинёв.

Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820–1821), выезжать в Киев, путешествовать с И. П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своём дневнике. Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позднее, в 1830-е годы получил эпитет «Русский Байрон».

Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). В июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Ухаживание за женой начальника, а, возможно, и роман с ней и неспособность к государственной службе обострили его отношения с Воронцовым. Четырёхлетнее пребывание Пушкина на юге – новый романтический этап развития его как поэта. В это время Пушкин познакомился с творчеством Байрона и Шенье.

«Солнце поэзии» закатилось рановато

Первым русским мастером, овладевшим методами дагеротипии и калотипии (технологией англичанина Уильяма Талбота), стал московский гравёр и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъёмки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу – выдержка при фотосъёмке на солнце длилась 23 минуты, а в пасмурную погоду достигала 45 минут.

А что же Пушкин? Если кто-то не помнит подробности биографии Александра Сергеевича, то он получил смертельное ранение на дуэли с Дантесом 27 января 1837 года и через два дня скончался.

Статья по теме

Поединок с судьбой. Пушкин знал, что будет убит, но принял вызов

В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта.

Пушкин, наверное, оказался последним из российских знаменитостей, чей внешний облик нам знаком только по портретам. Современники Александра Сергеевича уже вовсю пользовались новой технологией запечатления изображения, а сам он не дотянул до этого всего пару – тройку лет.

Что касается Наполеона Бонапарта, чьи «фотографические портреты» тоже иногда всплывают в Сети, то он скончался в ссылке на острове Святой Елены в мае 1821 года. И если бы даже Жозеф Ньепс возжелал поэкспериментировать на низложенном императоре, вряд ли английская охрана ему бы это позволила.

Так что, как ни жаль, но ни фотографий Пушкина, ни фотографий Наполеона в природе не существует. Они появляются исключительно в головах и компьютерах любителей всевозможных фейков.

Беззаботное детство

Будущий поэт появился на свет на Немецкой улице Москвы 6 июня 1799 года. Его крестили через два дня после рождения. У Александра был брат Лев и сестра Ольга. Всё своё детство он провёл в селе Захарове у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Именно она решила нанять Арину Родионовну Яковлеву, знаменитую няню Пушкина. Также воспитанием ребёнка занимались французские гувернёры. Под их чутким руководством он изучил русскую и французскую грамматику, арифметику, историю и географию. В доме Пушкиных постоянно бывали творческие личности, элита общества того времени.

Семья принадлежала к дворянскому нетитулованному роду. Литератор чрезвычайно гордился своими родственниками, неоднократно посвящал им стихотворения. Отец Саши, Сергей Львович, был чиновником Московского комиссариата. Его мать, Надежда Осиповна, имела африканское происхождение. Её дедом был Абрам Петрович Ганнибал, воспитанник и слуга Петра I. Именно от матери и её родственников прозаик унаследовал невероятную любовь к жизни и упрямый характер. Он умело подбирал слова, заражая всех читателей своей страстью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: