Из дивы в затворницы. Почему Мария Каллас умерла в одиночестве

Всю свою жизнь Мария Каллас пыталась заслужить чью-то любовь. Сначала — матери, которая была равнодушна к ней с самого рождения. Потом — влиятельного мужа, боготворившего артистку Каллас, но не женщину. А замкнул эту цепочку Аристотель Онассис, предавший певицу ради собственных корыстных интересов. Она умерла в 53 года в пустой квартире, так и не став по-настоящему счастливой. К юбилею оперной дивы АиФ.ru рассказывает о главных событиях и людях в судьбе Марии Каллас.

Нелюбимая дочь

Появлению Марии на свет никто не обрадовался. Родители мечтали о сыне и были уверены, что все девять месяцев Евангелия Димитриаду вынашивала именно мальчика. Но 2 декабря 1923 года их ждал неприятный сюрприз. Первые четыре дня мать даже отказывалась смотреть на новорожденную. Неудивительно, что девочка выросла недолюбленной и жутко закомплексованной. Все внимание и забота доставались ее старшей сестре, на фоне которой будущая звезда выглядела серой мышкой. Когда люди видели полную и застенчивую Марию рядом с эффектной Джеки, они с трудом могли поверить в их родство.

Королева итальянских примадонн. Жизнь Марии Каллас в фотографиях

Мария Каллас (при рождении – София Сеселия Карлос) родилась в семье греческих эмигрантов в Нью-Йорке. В детстве мать водила её в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, где Мария приобрела вкус к классической музыке и уже с пяти лет брала уроки фортепиано.

Мария Каллас (при рождении – София Сеселия Карлос) родилась в семье греческих эмигрантов в Нью-Йорке. В детстве мать водила её в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, где Мария приобрела вкус к классической музыке и уже с пяти лет брала уроки фортепиано. © Мария Каллас с сестрой и матерью в Греции, 1937 год. Фото с сайта Wikimedia.org

Дебютировав в 18 лет на сцене Афинской оперы, Каллас с семьёй снова переехали в Нью-Йорк. Здесь певицу ждало несколько разочарований, но в 1947 году под управлением Туллио Серафина она выступила в «Арене ди Верона» в опере «Джоконда».

Дебютировав в 18 лет на сцене Афинской оперы, Каллас с семьёй снова переехали в Нью-Йорк. Здесь певицу ждало несколько разочарований, но в 1947 году под управлением Туллио Серафина она выступила в «Арене ди Верона» в опере «Джоконда». © Туллио Серафин, 1941 год. Фото Global Look Press

Серафин ввёл Каллас в мир большой оперы. С этого момента она спела партии в «Аиде» Верди и «Норме» Беллини, в начале 1949 года исполнила партии Брунгильды в «Валькирии» Вагнера и Эльвиры в «Пуританах» Беллини. Мария Каллас приобретала всё авторитет.

Серафин ввёл Каллас в мир большой оперы. С этого момента она спела партии в «Аиде» Верди и «Норме» Беллини, в начале 1949 года исполнила партии Брунгильды в «Валькирии» Вагнера и Эльвиры в «Пуританах» Беллини. Мария Каллас приобретала всё авторитет. © Мария Каллас в театре «Ла Скала» во время исполнения оперы Верди «Сицилийская вечерня», 1951 год. Фото с сайта Wikimedia.org

В 1953 году компания EMI выпускает полные записи опер с участием Марии Каллас. Годом позже она появилась на сцене в обновлённом образе, похудев на 30 килограммов. Публика и критики в Европе и Америке восторженно приняли её выступления в операх.

В 1953 году компания EMI выпускает полные записи опер с участием Марии Каллас. Годом позже она появилась на сцене в обновлённом образе, похудев на 30 килограммов. Публика и критики в Европе и Америке восторженно приняли её выступления в операх. © Мария Каллас во время оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула», 1957 год. Фото с сайта Wikimedia.org

Мария Каллас стала звездой первой величины, но одновременно с этим в её личной жизни начинается разлад. В 1957 году в Венеции Каллас ознакомилась с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом, с которым начала регулярно появляться на публике.

Мария Каллас стала звездой первой величины, но одновременно с этим в её личной жизни начинается разлад. В 1957 году в Венеции Каллас ознакомилась с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом, с которым начала регулярно появляться на публике. © Американский маршал Стэнли Прингл и Мария Каллас, 1956 год

К 1959 году карьера Марии Каллас начинает рушится. Она теряет голос, разрывает отношения с «Метрополитен Опера», а в связи с регулярными скандальными публикациями в СМИ она вынуждена покинуть и «Ла Скала». Кроме того, певица впала в депрессию.

К 1959 году карьера Марии Каллас начинает рушится. Она теряет голос, разрывает отношения с «Метрополитен Опера», а в связи с регулярными скандальными публикациями в СМИ она вынуждена покинуть и «Ла Скала». Кроме того, певица впала в депрессию. © Мария Каллас в образе Виолетты перед оперой «Травиата» в Королевском театре Ковент-Гарден, 1958 год. Фото с сайта Wikimedia.org

В 1964 году Каллас предпринимает попытку вернуться на большую сцену, но она оборачивается неудачей. Пятью годами позже известный итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини пригласил Марию сняться в роли Медеи в одноимённом фильме.

В 1964 году Каллас предпринимает попытку вернуться на большую сцену, но она оборачивается неудачей. Пятью годами позже известный итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини пригласил Марию сняться в роли Медеи в одноимённом фильме. © Кадр из фильма «Медея», 1969 год

В начале семидесятых Мария Каллас снова попыталась вернуть себе громкое имя в мире оперы и дала несколько концертов в Европе, однако большим успехом или вниманием общественности эти выступления удостоены не были.

В начале семидесятых Мария Каллас снова попыталась вернуть себе громкое имя в мире оперы и дала несколько концертов в Европе, однако большим успехом или вниманием общественности эти выступления удостоены не были. © Мария Каллас во время выступления в Амстердаме, 1973 год. Фото с сайта Wikimedia.org

Примерно в этот период врачи поставили певице диагноз дерматомиозит, который также объяснял резкое ухудшение голоса Каллас – за короткий срок её диапазон сменился с сопрано на меццо-сопрано. Во многом, именно болезнь помешала Марии добиться успеха после.

Примерно в этот период врачи поставили певице диагноз дерматомиозит, который также объяснял резкое ухудшение голоса Каллас – за короткий срок её диапазон сменился с сопрано на меццо-сопрано. Во многом, именно болезнь помешала Марии добиться успеха после. © Мария Каллас, декабрь 1973 года. Фото с сайта Wikimedia.org

Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года в возрасте 53 лет. Причиной смерти стала остановка сердца, вызванная осложнениями дерматомиозита. Однако существуют иные версии смерти певицы – по некоторым данным, Каллас могла быть отравлена.

Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года в возрасте 53 лет. Причиной смерти стала остановка сердца, вызванная осложнениями дерматомиозита. Однако существуют иные версии смерти певицы – по некоторым данным, Каллас могла быть отравлена. © Мемориальная плита в честь Марии Каллас на кладбище Пер-Лашез. Фото с сайта Wikimedia.org

Юность

Мария Анна Софи Цецилия Калогеропулос

появилась на свет
2 декабря 1923
в Нью-Йорке, в семье эмигрантов, только недавно перебравшихся из Греции,
Георгия Калогеропулоса
и
Евангелины Димитриадис
. Помимо Марии у пары было еще двое детей – старшая дочь
Джеки
и сын
Василий
, умерший от тифа незадолго до рождения будущей дивы.

Когда девочке было 6, ее отец сменил фамилию на Каллас

.

С 1932 Мария, вслед за Джеки, начала учится играть на фортепиано и уже в 1934 заняла 2-е место на радио-конкурсе певцов. А впереди семью ждали большие перемены.

Королева итальянских примадонн. Жизнь Марии Каллас в фотографиях

Мария Каллас (при рождении – София Сеселия Карлос) родилась в семье греческих эмигрантов в Нью-Йорке. В детстве мать водила её в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, где Мария приобрела вкус к классической музыке и уже с пяти лет брала уроки фортепиано. © Мария Каллас с сестрой и матерью в Греции, 1937 год. Фото с сайта Wikimedia.org

Дебютировав в 18 лет на сцене Афинской оперы, Каллас с семьёй снова переехали в Нью-Йорк. Здесь певицу ждало несколько разочарований, но в 1947 году под управлением Туллио Серафина она выступила в «Арене ди Верона» в опере «Джоконда». © Туллио Серафин, 1941 год. Фото Global Look Press

Серафин ввёл Каллас в мир большой оперы. С этого момента она спела партии в «Аиде» Верди и «Норме» Беллини, в начале 1949 года исполнила партии Брунгильды в «Валькирии» Вагнера и Эльвиры в «Пуританах» Беллини. Мария Каллас приобретала всё авторитет. © Мария Каллас в театре «Ла Скала» во время исполнения оперы Верди «Сицилийская вечерня», 1951 год. Фото с сайта Wikimedia.org

В 1953 году компания EMI выпускает полные записи опер с участием Марии Каллас. Годом позже она появилась на сцене в обновлённом образе, похудев на 30 килограммов. Публика и критики в Европе и Америке восторженно приняли её выступления в операх. © Мария Каллас во время оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула», 1957 год. Фото с сайта Wikimedia.org

Мария Каллас стала звездой первой величины, но одновременно с этим в её личной жизни начинается разлад. В 1957 году в Венеции Каллас ознакомилась с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом, с которым начала регулярно появляться на публике. © Американский маршал Стэнли Прингл и Мария Каллас, 1956 год

К 1959 году карьера Марии Каллас начинает рушится. Она теряет голос, разрывает отношения с «Метрополитен Опера», а в связи с регулярными скандальными публикациями в СМИ она вынуждена покинуть и «Ла Скала». Кроме того, певица впала в депрессию. © Мария Каллас в образе Виолетты перед оперой «Травиата» в Королевском театре Ковент-Гарден, 1958 год. Фото с сайта Wikimedia.org

В 1964 году Каллас предпринимает попытку вернуться на большую сцену, но она оборачивается неудачей. Пятью годами позже известный итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини пригласил Марию сняться в роли Медеи в одноимённом фильме. © Кадр из фильма «Медея», 1969 год

В начале семидесятых Мария Каллас снова попыталась вернуть себе громкое имя в мире оперы и дала несколько концертов в Европе, однако большим успехом или вниманием общественности эти выступления удостоены не были. © Мария Каллас во время выступления в Амстердаме, 1973 год. Фото с сайта Wikimedia.org

Примерно в этот период врачи поставили певице диагноз дерматомиозит, который также объяснял резкое ухудшение голоса Каллас – за короткий срок её диапазон сменился с сопрано на меццо-сопрано. Во многом, именно болезнь помешала Марии добиться успеха после. © Мария Каллас, декабрь 1973 года. Фото с сайта Wikimedia.org

Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года в возрасте 53 лет. Причиной смерти стала остановка сердца, вызванная осложнениями дерматомиозита. Однако существуют иные версии смерти певицы – по некоторым данным, Каллас могла быть отравлена. © Мемориальная плита в честь Марии Каллас на кладбище Пер-Лашез. Фото с сайта Wikimedia.org

Родители певицы развелись, когда ей было 13 лет. Отец семейства остался жить в Америке, а мать и двое дочерей вернулись на историческую родину: в Грецию. Жили они бедно, но не столько это расстраивало маленькую Марию, сколько разлука с папой, которого ей ужасно не хватало. Несмотря на то, что Евангелию сложно было назвать чуткой и заботливой матерью, своей карьерой оперная дива обязана именно ей. Женщина настояла на том, чтобы младшая дочь поступила в консерваторию. С первых дней учебы Каллас произвела впечатление на педагогов, она схватывала все на лету. В класс всегда приходила первой и уходила из него последней. К концу третьего триместра она уже могла бегло говорить на итальянском и французском. В 1941 году девушка дебютировала на сцене Афинской оперы в партии Тоски в одноимённой опере Пуччини, однако мир узнал о ней немного позже: через шесть лет. В 24 года певица выступила на сцене «Арена ди Верона» в опере «Джоконда». Здесь, в Италии, она познакомилась с Джованни Баттистой Менегини, известным промышленником и страстным поклонником оперы. Неудивительно, что он был с первых минут очарован Каллас и готов бросить к ее ногам весь мир.

Смерть и загадка

Мария скончалась в Париже 16 сентября 1977

. Весной 1979 года ее
прах, хранившийся до этого на кладбище Пер-Лашез, был развеян над Эгейским морем
.

Причиной смерти был назван сердечный приступ. Впрочем, некоторые считали, что Марию из зависти отравила компаньонка и подруга – пианистка Вассо Деветци. Доказательств нет.

Зато, есть исследование врачей, специализирующихся на болезнях связок. Согласно проведенному ими анализу записей Марии, причиной смерти мог стать дерматомиозита – редкое заболевание соединительных тканей и гладкой мускулатуры, следствием его и стал инфаркт.

Муж и продюсер

Джованни Баттиста Менегини был старше Марии на 27 лет, но это не помешало ему жениться на молоденькой певице. Под венец пара пошла меньше чем через год после знакомства. Бизнесмен стал для Каллас супругом и менеджером в одном лице. Следующие десять лет оперная дива и богатый промышленник шли по жизни рука об руку. Конечно, Менегини оказывал супруге мощную финансовую поддержку, что способствовало и без того блестящей карьере Марии. Но главный секрет ее востребованности заключался не в деньгах мужа, а в безупречном владении техникой. Наша знаменитая оперная певица Елена Образцова однажды сказала по этому поводу: «Каллас не обладала красивым голосом. Она обладала фантастической техникой пения и, главное, пела сердцем и душой. Она была как проводник от Бога». После Вероны перед девушкой стали постепенно открываться двери всех известных оперных театров. В 1953 году артистка подписала контракт с крупной звукозаписывающей компанией EMI. Именно эта фирма выпускала записи опер в исполнении певицы.

С самого начала своей карьеры Мария была довольно крупной. Некоторые недоброжелатели и завистники называли ее жирной. Проблемы с весом возникали из-за большой любви к еде. Секретарь артистки Надя Штаншафт рассказывала о ней: «Мы накрывали стол, она подходила и невинно спрашивала: „Надя, что это такое? Можно я попробую маленький кусочек?“ За ним следовал еще один и еще один. Так она практически съедала все, что лежало на тарелке. А потом пробовала из каждой тарелки у всех сидящих за столом. Меня это сводило с ума». Самым любимым лакомством Марии было мороженое. Именно этим десертом должна была заканчиваться абсолютно любая трапеза певицы. С таким аппетитом у Каллас были все шансы не только прославиться в качестве оперной исполнительницы, но и стать самой толстой женщиной в мире, но, к счастью, она вовремя остановилась. Работая над ролью Виолетты в своей любимой «Травиате», девушка сильно похудела и стала настоящей красавицей, которую не мог пропустить мимо известный ловелас Аристотель Онассис.

Аристотель Онассис и Мария Каллас. Фото: Кадр youtube.com

Предатель

Впервые Мария познакомилась с миллиардером в конце пятидесятых годов в Италии, на вечеринке после представления «Нормы». Через полгода миллиардер пригласил певицу с мужем покататься на его знаменитой яхте «Кристина». К концу этого путешествия в браке Каллас с Менегини была поставлена жирная точка. И это при том, что сам Онассис на тот момент тоже находился в отношениях с Тиной Леванос. Именно она застукала новоиспеченных любовников и предала их роман огласке. Чтобы развестись, певица отказалась от американского гражданства, приняв греческое. «Я сделала это по одной причине: я хочу быть свободной женщиной. По греческим законам тот, кто после 1946 года заключил брак не в церкви, не считается состоящим в браке человеком», — рассказывала Мария одному из журналистов, которые в тот период ее жизни активизировались, как никогда.

Статья по теме

От Каллас до Кеннеди. Миллиардер Онассис и его женщины В отличие от экс-супруга певицы Онассис был равнодушен к опере. Он не понимал желания Марии петь и не раз предлагал ей прекратить свою карьеру. Однажды она действительно перестала выходить на сцену, но не ради Аристотеля. Так сложились обстоятельства: проблемы с голосом, общая усталость, разрыв отношений с «Метрополитен Опера» и уход из «Ла Скала». Начался новый период в ее жизни: богемный. Но он не сделал артистку счастливой. Как не сделал и Аристотель. Бизнесмену Каллас была нужна для имиджа. Миллиардер не собирался на ней жениться и даже заставил сделать аборт, когда та забеременела. Взяв от певицы все, что ему было нужно, Онассис благополучно нашел себе новый объект желаний:
Жаклин Кеннеди. На вдове 35-го президента США он женился в 1968 году. О случившемся Мария узнала из газет. Конечно, она была в отчаянии, поскольку сама мечтала оказаться на месте Жаклин. Кстати, после свадьбы бизнесмен не прекратил своих встреч с Марией, только теперь они носили тайный характер. А во время своего медового месяца в Лондоне он звонил певице каждое утро, давая надежду на продолжение отношений.
Единственное лекарство, которое могло спасти диву от депрессии, — это работа. Но к тому моменту голос артистки был уже не тот, поэтому она начала искать новые пути самореализации. Сначала Мария снялась в фильме Пазолини «Медея», правда, он не имел кассового успеха. Потом режиссировала постановку оперы в Турине, а также преподавала в Джульярдской школе Нью-Йорка. К сожалению, удовлетворения от всего этого певица не получала. Тогда Каллас попробовала вернуться на сцену вместе с известным тенором Джузеппе Ди Стефано. Публика встречала творческий тандем очень тепло, но во время гастролей Мария была недовольна собой, голос изменял ей, а критики писали неприятные вещи. В итоге попытка возобновить карьеру тоже не сделала ее счастливее и не смогла помочь забыть предательство Аристотеля.

В конце своей жизни легендарная дива превратилась в настоящую затворницу и практически не выходила из парижской квартиры. Круг тех, с кем она общалась, резко сократился. По словам одного из близких друзей Каллас, в то время до нее невозможно было дозвониться, как, впрочем, и договориться о встрече, и это отталкивало даже самых преданных людей. 16 сентября 1977 года знаменитая оперная певица умерла около двух часов дня от остановки сердца в своей квартире. Согласно последней воле Марии, ее тело кремировали.
Фото: Commons.wikimedia.org

Личная жизнь

С Джованни Баттиста Менегини, Мария познакомилась 30 июня 1947 года. Несмотря на значительную разницу в возрасте и сопротивление со стороны семьи богатого промышленника, 21 апреля 1949 года Мария и Джованни поженились

. Он был для нее наставником, другом, компаньоном. Выбивал гонорары, шокировавшие даже Метрополитан, отказывавшую платить, пока запросы супругов не станут скромнее.

В 1959 году число ангажментов упало, а Мария познакомилась с греческим миллионером Аристотелем Онассисом. Эта встреча определила ее жизнь на следующее десятилетие. Узнав о завязавшихся между миллионером и певицей отношениях, от Онассиса ушла жена. Мария заявила о разводе с Менегини. А в 1966 отказалась от греческого гражданства, что аннулировало брак.

Она надеялась, что впереди ждет семейное счастье. Сложилось иначе. В 1968 году Онассис предпочел жениться на Жаклин Кеннеди. Это стало ударом для Каллас.

Касаетельно детей, брак с Джованни Менегини был бездетным, а Онассис, по словам Марии, дважды вынудил ее сделать аборт. Существует, впрочем, непроверенная версия от биографа Никола Гейджа, подтверждаемая служанкой Марии, что около 1960 года Мария все же родила от Онассиса, но ребенок прожил считанные часы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: