«Мир в рупоре»: детство и юность будущего драматурга
Александр Галич. Фотография: svoboda.org
Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года. Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала из Екатеринослава (сегодня Днепр, Днепропетровская область, Украина) в Севастополь, а еще через три года — в Москву. Еще школьником Александр Гинзбург написал свое первое стихотворение — «Мир в рупоре», которое опубликовали в газете «Пионерская правда».
В 1933 году Александр Гинзбург окончил девятый класс. Он никак не мог определиться — стать ему писателем или артистом, и поэтому поступил сразу в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского. Потом целый год Гинзбург бегал с репетиций спектакля на семинары по поэзии. В итоге бросил Литинститут: сцена привлекала его больше, — но стихи писать не перестал.
В 1939 году Александр Гинзбург оставил и Оперно-драматическую студию. К тому моменту умер Константин Станиславский, и юноша не хотел учиться у других преподавателей. Он поступил в театральную студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Первый спектакль студии прошел по пьесе «Город на заре», соавтором которой стал Александр Гинзбург. Он же сыграл комсорга стройки Борщаговского и написал песни для постановки — это был его дебют в драматургии.
Вторым спектаклем арбузовского театра должна была стать пьеса «Дуэль» Александра Гинзбурга, Исая Кузнецова и Всеволода Багрицкого. Но премьера не состоялась: началась Великая Отечественная война. На фронт Александр Гинзбург не попал по состоянию здоровья. Он отправился на Северный Кавказ. Сначала остановился в Грозном, где несколько месяцев проработал в драматическом театре и выступал в госпиталях со своими песнями. Затем перебрался в город Чирчик под Ташкентом, куда приехала большая часть актеров арбузовского театра.
В 1942 году театр Арбузова вернулся в Москву. Артисты начали репетировать пьесу «Бессмертный», где Александр Гинзбург исполнил главную роль — студента консерватории Славина. Также актер сыграл в спектаклях «Ночь ошибок», «Парень из нашего города». Во время войны Гинзбург сочинял стихи и песни, комедии и короткие пьесы. В конце 1942 года вышел его сборник «Мальчики и девочки» из восьми стихотворений о жестокости войны.
Смерть
После переезда в другую страну Александр обустраивает жизнь вместе с супругой. Однако их идиллия на новом месте длилась недолго. Трагедия, произошедшая с поэтом, видимо, была предначертана судьбой.
Александр Галич
В один из дней жена Галича отправилась в магазин за покупками, а мужчина в это время решил самостоятельно подключить антенну к телевизору. В результате удара током мужчина скончался 15 декабря 1977 года. Причиной смерти стал электрический разряд, который Галич получил из-за неверного обращения с электрикой.
Когда его в квартире обнаружила жена, он был еще жив, но поскольку медики долго добирались до места трагедии, спасти Александра не удалось. Некоторое время ходили слухи, что поэт умер не случайно, а его убийство было заранее подготовлено и спланировано. Однако эта версия не нашла подтверждений, и все, кто был на месте смерти Галича, также заявляют о несчастном случае.
Могила Александра Галича
Похороны Александра Аркадьевича прошли через 7 дней после смерти. Могила поэта находится в Париже, на русском кладбище.
Интересным фактом является то, что запрет на выпуск книг и песен поэта сняли в 1980 году. Видимо, признав талант Александра Аркадьевича, в 1993 году власти страны решили посмертно вернуть мужчине гражданство.
«От беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения»: пьесы Александра Гинзбурга
Александр Галич. Фотография: rferl.org
Александр Галич. Фотография: rferl.org
Александр Галич. Фотография: rferl.org
В 1944 году арбузовский театр распался. У Александра Гинзбурга не осталось средств к существованию, поэтому он начал писать еще больше. Он работал над пьесами «Северная сказка» для Ермоловского театра, «Я умею делать чудеса» для московского ТЮЗа, «Улица мальчиков» для Центрального Детского театра. Но ставить их не торопились. В итоге три пьесы-сказки Гинзбурга цензура вовсе запретила.
После войны Александр Гинзбург решил поступить в Высшую дипломатическую школу при Наркомате иностранных дел, однако туда его не взяли: сказалась «пятая графа». В ответ на притеснения писатель создал пьесу «Матросская тишина». Название автор позаимствовал у знаменитой тюрьмы, а в произведении иронизировал над советскими порядками тех лет. Это произведение ушло в стол: ставить антикоммунистическую пьесу ему, конечно же, не разрешили.
В 1946 году Гинзбург написал драматическую поэму в трех действиях «Начало пути». Идея сюжета возникла после статьи Василия Гроссмана «Треблинский ад» о немецких концлагерях. Гинзбург решил осветить эту тему в театре. Пьеса долго не проходила цензуру: писатель изменил название на «Походный марш, или За час до рассвета», убрал некоторые фрагменты и даже переписал концовку. Однако в то время спектакль по ней прошел лишь один раз — в 1947 году, в Ленинградском Новом театре. Только через десять лет, к 40-летию Октябрьской революции, пьесу издали отдельной книгой и поставили во многих театрах страны.
В 1946 году Александр Гинзбург взял псевдоним «Галич», который составил из букв фамилии Гинзбург («Г»), имени Александр («ал») и отчества Аркадьевич («ич»). Под этим именем он создал пьесу «Вас вызывает Таймыр» в соавторстве с драматургом Константином Исаевым. В 1948 году произведение поставили в Ленинградском государственном театре комедии, Московском государственном академическом театре сатиры и Московском драматическом театре.
Вскоре пьеса стала популярной: она шла по всей стране и даже за рубежом. Актер Ростислав Плятт объяснял интерес публики тем, что «зритель жаждет смешного в искусстве во всех его видах — от беззлобного юмора и до самого резкого сатирического обличения». Хотя официальная пресса о спектакле отзывалась негативно.
Галичу по-прежнему противостояла цензура. Многие его сценарии и пьесы отклоняли. В 1949 году в Московском театре сатиры поставили спектакль «Положение обязывает» по произведению Галича и Георгия Мунблита. Но вскоре пьесу сняли и потребовали переписать ее в соответствии с «требованиями эпохи». В результате переделок ее содержание изменилось практически полностью.
После череды разгромных статей, неудач в кино и театре Галич решил создать сценарий, который точно прошел бы цензуру. По мотивам повести Петра Павленко «Степное солнце» писатель создал сценарий фильма о трудовых буднях юных пионеров в колхозе. В 1951 году картина вышла под названием «В степи».
В 1954 году — уже после смерти Иосифа Сталина — режиссер Николай Акимов поставил в Ленинградском театре имени Ленсовета пьесу Александра Галича «Под счастливой звездой». В этом же году на экраны вышла кинокомедия «Верные друзья» по сценарию Галича и Исаева «На плоту».
Фильм стал очень популярным. Критик Владимир Пименов писал: «Тов. Галич является автором пьес и сценариев, широко идущих и пользующихся любовью зрителей. Им написана популярная пьеса «Вас вызывает Таймыр», пьеса «Под счастливой звездой», а также сценарий «Верные друзья», с успехом прошедший по кинотеатрам страны».
Личная жизнь
С будущей женой Валентиной Архангельской Галич познакомился в Ташкенте. Женщина была актрисой. Ее старший брат Ростислав Архангельский — дирижер и композитор. Некоторое время молодые люди встречались, а после переезда в Москву решили узаконить отношения. И почти сразу после свадьбы стали задумываться о детях, поэтому уже через год Валентина родила мужу дочь Александру. Однако личная жизнь поэта не всегда была счастливой.
Александр Галич и Валентина Архангельская
Через 2 года после рождения совместного ребенка Валентина принимает решение о переезде в Иркутск, поскольку получает в местном драмтеатре место ведущей артистки. Отношения на расстоянии сложно даются молодым людям, и со временем это приводит к разводу.
Александр Аркадьевич недолго страдал от одиночества и в 1947 году снова вступил в брак. На этот раз избранницей поэта стала Ангелина Николаевна Шекрот. Несмотря на измены мужа, женщина была с ним до смерти, ждала его дома и до последнего любила.
Александр Галич и его жена Ангелина
В 1967 году в прессе появилась информации о рождении у Галича внебрачного сына. Его родила работавшая в киностудии имени Горького Софья Михнова-Войтенко. Мальчика назвали Гришей и записали на фамилию матери.
Последние годы жизни были для Александра Галича напряженными. Ущемляя его права как автора и исполнителя песен, преграждая путь к дальнейшему развитию карьеры, государственные власти поспособствовали тому, чтобы в 1974 году мужчина иммигрировал из СССР.
Александр Галич и его дочь Александра
Причем в источниках тех лет озвучены две версии того, как он это сделал. Одни говорят, что по визе Израиля, а другие утверждают, что эмиграция состоялась под видом выезда на норвежский семинар. Через 4 месяца после этого все произведения Александра Аркадьевича – книги, песни, стихи и пьесы – запрещают в СССР и лишают мужчину гражданства.
Покинув Советский Союз, Александр Аркадьевич поселяется в Норвегии. Там он выпускает свою первую виниловую пластинку «A Whispered Cry» («Крик шепотом») с 12 композициями. На обложке пластинки размещено фото автора с гитарой в руках. Позднее Галич переезжает в Мюнхен, а затем, уже для постоянного места жительства, выбирает Париж.
↑ Творчество Александра Галича
О песенных текстах младшего современника Галича – Владимира Высоцкого – до сих пор держится расхожее мнение, что они проигрывают без гитарного аккомпанемента. Вот только мало кто из бардов первого «призыва» вообще сносно владел гитарой. Она, скорее, подкрепляла, усиливала впечатление от стихов. Галич – профессиональный поэт, к тому же, имевший неплохое музыкальное образование. Только он делал мелодию нарочито примитивной, а также часто пользовался уже готовыми мелодиями.
Его пение – не артистическое, это, скорее, мелодекламация. Основная смысловая нагрузка, конечно, возлагалась на текст. Стихотворное наследие Галича невелико, но почти всё им написанное – поэзия самой высшей пробы. Богата и тематическая палитра – песни протеста, песни-плачи, цикл «Литераторские мостки», бытовые или жанровые песни. Колоритен язык, в котором слышатся то отголоски поэзии «серебряного века», то лагерные оттенки, то стихия улицы, то московский говорок.
Преувеличивать популярность песен Галича не стоит – его на ура принимала столичная советская интеллигенция, жадная до всего запретного и острого, но мало знал обыватель. В этом смысле Галич и Высоцкий – антиподы. «Таганского Гамлета» народ принимал неизменно восторженно. Галич вынужденно отдавал предпочтение «квартирникам» и узкому кругу единомышленников, лиц, посвященных в тематику его песен.