Николай Губенко: Сложная судьба, большая любовь и уход в преддверии 79-летия
Жестокое военное детство
Мальчик Коля родился в Одессе. Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, 17 августа 1941 года. Все тяготы и лишения того ужасного времени ребёнок прочувствовал на себе. Война осиротила его. В 42-м на фронте погиб отец. А маму еще раньше замучили немцы. Так что семьи у Коли Губенко не было. Мальчишка рано попал в детский дом.
Однако об этом заведении Губенко всегда отзывался с любовью и уважением. Он подчёркивал важность того, что государство не оставило несчастных сирот. Вырастило их достойными людьми. Свой фильм «Подранки» Николай Николаевич снял на основе детдомовских воспоминаний.
Николай Губенко в детстве и юности. Источник: biography-life.ru
Здесь же неунывающий артистичный парнишка занимался в театральном кружке и обрёл мечту – стать актёром.
Он получил неплохое школьное образование в английской спецшколе.
После гибели родителей сердобольные соседи разобрали детей, усыновили и дали новые фамилии. Младший Коля остался с дедушкой и бабушкой, родителями матери. Поэтому у его семьи никогда не было общего фото детей. В биографии Николая Губенко о личной жизни того периода написано очень мало.
Жили они очень тяжело, еле сводили концы с концами, несмотря на то что дед не чурался никакой работы. Он был простым человеком, мог выполнять практически все работы, связанные с простым физическим трудом, мог быть и плотником, и кровельщиком.
Желая как-то улучшить жизнь внука, в 1947 году дед прикрепил к груди Георгиевский крест и отправился в военкомат, прихватив с собой внука. Попав в кабинет военкома, он сообщил, что мальчик — сын погибшего офицера и попросил направить его в военную спецшколу (в послевоенные годы их было много открыто в стране). Чтобы продемонстрировать способности внука, он поставил Колю на стул и предложил прочитать какое-нибудь стихотворение. Тот громко и с чувством продекламировал отрывок из поэмы Лермонтова «Бородино».
Долгий путь в профессию
Постепенно, шаг за шагом, Николай начал прокладывать дорогу к своей мечте. Для начала устроился рабочим сцены в местный ТЮЗ. С удовольствием участвовал в массовках, набираясь опыта.
Однажды Губенко понял – пора ехать в Москву и получать профессиональное актёрское образование. Он сорвался с гастролей ТЮЗа прямо в столицу. Во всех театральных училищах приём был закончен. Но Николаю повезло. Во ВГИКе он еще не завершился. Молодой человек успешно поступил. Оказался на одном курсе с будущими звёздами: С. Никоненко, Ж. Болотовой, Л. Федосеевой и другими.
Николай Губенко в молодости. Источник: stuki-druki.com
В течение года Губенко совмещал учёбу во ВГИКе с занятиями в цирковом училище. Повышал гибкость и пластичность тела.
Поступление в театральное училище
Окончив обучение в школе, Николай должен был задуматься о будущем и, в частности, о получении профессии. Он мечтал стать актером, и это желание направило его в театр юного зрителя в качестве рабочего сцены.
Фотография, на которой изображён юный Николай Губенко
Коля играл второстепенные роли в театре, но его график был плотным. Он не жаловался на жизнь, потому что был занят любимым делом. Став более взрослым, он понял, что ТЮЗ не даст ему того образования, которое позволит стать настоящим актером.
Находясь на гастролях, он буквально сбежал в другой город с целью поступить в театральное училище. Губенко не успел сдать экзамены, но смог пройти отбор во ВГИК. Там он познакомился с такими заслуженными актерами театра и кино, как Сергей Никоненко, Жанна Болотова (его будущая жена) и Лидия Федосеева-Шукшина.
Дипломная работа была представлена пьесой «Карьера Артуро Уи», где Губенко играл роль Гитлера. Николай потрясающе справился с ролью, и проект был успешен.
Кадр из фильма «Подранки», в котором Губенко принял участие не только в качестве актера, но и в роли режиссера
Необычный дебют и театральные работы актера
Ещё будучи студентом, Николай Губенко впервые вышел на сцену в роли Адольфа Гитлера. Это было в пьесе «Карьера Артуро Уи». Молодому начинающему актёру пришлось выучить монологи на незнакомом ему немецком языке. Но он справился.
По окончании театрального ВУЗа Губенко пригласили в знаменитую Таганку. Здесь он сыграл ведущие классические образы: Бориса Годунова, Емельяна Пугачёва, Григория Печорина…
Николай Губенко в театре: слева в роли Керенского; справа с Владимиром Высоцким. Источник: nesnilos.com
Николаю Николаевичу всегда было интересно сыграть человека, полностью противоположного ему по характеру. Он с удовольствием выстраивал образы персонажей, которые никогда бы не имели ничего общего с самим артистом Губенко.
Сцена Театра на Таганке стала для актёра родной. Её пришлось покинуть на несколько лет, когда Николай Николаевич принял решение стать ещё и режиссёром. Снова поступил во ВГИК. Спустя много лет, Губенко вернулся, чтобы возглавить любимый театр. А позже, после раскола среди артистов, основал «Содружество актёров Таганки».
Николай Губенко в фильме «Директор», 1969 год
Экс-министр культуры. Всё о Николае Губенко
Актер и режиссер Николай Губенко. Москва, 2021 год. Музей кино, Москва Кажется, что раннюю биографию Николая Губенко можно восстановить по одному из самых трагических и пронзительных его фильмов — «Подранки», хотя автор и говорит, что картина автобиографична только наполовину.
Как и герои этого фильма, он рано остался без родителей, долго не верил в гибель отца и до 16 лет ждал его возвращения; как и они, тепло относился к преподавателям школы-интерната, в которой воспитывался.
Николай Губенко появился на свет во время бомбежки в катакомбах Одессы. Шел первый год войны. Его отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына, а мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.
«Подранки» (Николай Губенко, 1976)
Кирилл Разлогов
2016
12 мин
Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Так он стал актером. Сначала поработал в Одесском театре юного зрителя, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
«Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».
Николай Губенко Фотография: Валерий Плотников / Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича». Гонорар для нищего студента оказался баснословным — 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал — и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.
Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий, актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.
Актер и режиссер Николай Губенко (слева) и театральный режиссер Юрий Любимов. Москва, 1975–1989 годы. Музей кино, Москва
Николай Губенко в роли Григория Криворучко в своем художественном фильме «Подранки» (1976)
Слева направо: Николай Губенко в роли, оператор Маргарита Пилихина и режиссер Марлен Хуциев на съемках художественного фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»). 1961–1970 годы. Музей кино, Москва
В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко — «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую полнометражную драму — «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин. Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя: писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.
Кино
Дебютной работой в кино для Губенко стала картина «Мне двадцать лет» (сокращённый вариант х/ф М. Хуциева «Застава Ильича»).
После нескольких эпизодических работ Николаю Губенко наконец-то улыбнулась удача. Роль полковника Блюхера в фильме «Пароль не нужен» оценили на одном из ленинградских кинофестивалей. Губенко получил премию за лучшую мужскую роль.
В творческой копилке актера немало военных образов: «Они сражались за Родину», «Пришёл солдат с фронта». Также Губенко снимался в таких картинах как «Дворянское гнездо», «Золотые ворота», «Директор» и других.
Кадр из фильма «Они сражались за Родину», 1975 год
Режиссура
Параллельно с актерской деятельностью Николай Николаевич сам снимал фильмы. Играл в них ведущие роли. «Братья Макаровы», «Подранки», «Если хочешь быть счастливым», «Пришёл солдат с фронта», «Из жизни отдыхающих», «Запретная зона». Как режиссер и сценарист Губенко завоевал множество премий и наград. Занял свою заслуженную нишу в истории советского кино.
С наступлением новой эпохи российского кинематографа артист всё больше отказывался сниматься в картинах. Даже самым модным и именитым режиссерам отказывал. Свою позицию объяснял либо непонравившимся сценарием. Либо слишком затратной ролью с точки зрения моральных сил.
Николай Губенко в фильме «Подранки», 1976 год
Большинство современных картин вызывало у мэтра отвращение. По его мнению – к производству кино стали относиться продажно. Николай Николаевич не хотел иметь ничего общего с этим.
Гражданская позиция
По политическим взглядам Губенко относился к коммунистической партии. Он ностальгировал по ушедшей стране. Не раз на собственном примере подчёркивал преимущества бесплатного образования. Отмечал равенство между народами и социальными слоями общества.
Артист активно выступал за чистоту и сохранение русского языка.
Николай Губенко, актер, режиссер, общественный деятель. Источник: biography-life.ru
Николай Николаевич был министром культуры, депутатом Гос. Дум. Советником президента по культуре и спорту.
Часто задаваемые вопросы о политической деятельности Николая Николаевича Губенко
Многие зрители, знающие Николая Николаевича, как прекрасного актера и режиссера, даже не ведают о том, что он связан с политической деятельностью. С 2009 года он является председателем городской думы в столице России.
Кроме того, он был депутатом в Государственной думе, председателем факультета по культуре и туризму, министром культуры СССР и президентом Международной ассоциации содействия по культуре.
Важно! Николай Губенко является членом партии КПРФ.
Муж Жанны Болотовой Николай Губенко все еще работает в театре, где ставятся пьесы по его сценариям. Он прекрасно совмещает общественную и театральную деятельность, а также поет и озвучивает роли. Его официальный сайт: https://gubenko.mos.ru/.
Несмотря на бурные романы в молодости (среди возлюбленных Губенко были актрисы Зинаида Славина и Инна Ульянова), актёр женился один раз и на всю жизнь. Более полувека прожил в счастливом браке с коллегой и однокурсницей Жанной Болотовой.
Правда в начале знакомства крупная ссора стоила гордым влюблённым трёх лет молчания. Они избегали друг друга. Но однажды встретившись снова, расстаться уже не смогли.
Николай Губенко и его жена Жанна Болотова. Источник: 2aktera.ru
Детей супругам Господь не дал. Но они вполне были довольны компанией друг друга. Губенко отмечал спокойный и рассудительный характер жены. Её начитанность и интеллигентность, которые были ему по нраву.
Актёр признавался, что покорил Жанну своим пением. Николай Николаевич часто переозвучивал других артистов. Исполнял песни своего друга Владимира Высоцкого.
Николай Губенко. Источник: biography-life.ru
Также Николай Николаевич признавался, что любит готовить вместе с женой. Перенял у неё рецепты некоторых блюд. Жалел только, что не очень подружился с тестом. А выпечку Жанны актер просто обожал.
Немного о личном
Губенко о том, что у него есть три сестры и брат, узнал только в шестнадцать лет, но они так и не стали близкими людьми. После нескольких непродолжительных встреч все разъехались по тогда еще общей стране (в Одессу, Донецк, на Колыму и в Москву). Николай практически не общается с ними.
Во время работы в Театре на Таганке, когда он только туда поступил, у него был роман с актрисой Зинаидой Славиной. Они играли в одной труппе и жили вместе в комнате общежития. Так всегда происходило в биографии актера Николая Губенко: личная жизнь и актерская карьера были тесно переплетены.
Далее он жил фактически гражданским браком с актрисой Инной Ульяновой. Она исполняла роль Маргариты Павловны в популярном фильме «Покровские ворота». Инна даже представила Николая своему высокопоставленному отцу, работавшему заместителем министра. Тот благословил отношения, и молодая пара переехала в шикарную квартиру Ульяновой. Правда, официально отношения они так и не оформили.