Её первая роль – образ девушки Алтынай в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель» по одноимённой повести Чингиза Айтматова – принесла ей всесоюзную и даже мировую славу. Начинающая балерина, окончившая академическое хореографическое училище при Большом театре, Наталья Аринбасарова вступает на совершенно новую, незнакомую ей актёрскую стезю.
Потом будут роли в фильмах «Песнь о Маншук», «Транссибирский экспресс», «Слабое сердце» и многих других. Всего более 60 картин.
«Открытая Азия онлайн» поговорила со знаменитой актрисой и узнала, о чём она сожалеет, какие роли не сыграла и считает ли себя счастливой.
Детство и юность Натальи Аринбасаровой прошли в Средней Азии. Частые назначения папы-военного способствовали и частой смене географических точек. Вот Туркмения, местечко Байрам-Али. Здесь она впервые увидит балет «Лебединое озеро» и захочет стать балериной. А вот Сталинабад (ныне Душанбе), куда она вернётся через 25 лет, в дни фестиваля, только чтобы увидеть дворик детства.
Иногда семья Утевле Туремуратовича и Марии Константиновны Аринбасаровых возвращалась на время в Москву. В 1965-м папу Наташи перевели в Алма-Ату. Здесь она начала учёбу в балетной школе, откуда её направили в Москву учиться в знаменитом академическом хореографическом училище при Большом театре.
– Мне всегда везло в жизни, – рассказывает об этом времени Наталья Утевлевна, – балет для меня всегда был олицетворением всего самого прекрасного. Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, потому что балет – это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идёшь и смотришь балет. Ты растёшь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где кроме всего прочего тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят «Вставай!» – и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через «не могу», через «не хочу» в жизни помогает всегда. Особенно это пригодилось в кино. Иногда смотрю, как молодые артисты уже все выдохлись на съёмках, а у тебя словно второе дыхание открывается. Может, и за это режиссёры всегда меня ценили – за то что не была капризной и выдерживала подолгу.
Детство и юность
Родители будущей актрисы познакомились в Москве. Ее отец Утевле Туремуратович был казахом по национальности, он приехал в Россию, чтобы учиться в столичной военной академии. Мама Мария Константиновна происходила из семьи поляков, которые покинули родину в период Первой мировой войны.
В браке родились 5 детей: две дочери и трое сыновей. Наталья Утевлевна Аринбасарова появилась на свет в сентябре 1946 года в столичном роддоме. Вскоре отца отправили служить в Туркмению, где и прошел ранний период биографии будущей артистки. Позднее семья осела в Казахстане, но девочка не переставала тосковать по Москве, которую считала родным городом.
View this post on Instagram
A post shared by СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ (@sputnikkinozritelya)
Наталья Аринбасарова в молодости
В детстве Наташа хотела стать балериной. Она поступила в хореографическую школу в Алма-Ате, а год спустя сбылась ее давняя мечта: талантливую танцовщицу пригласили в училище при Большом театре, расположенное в российской столице. Покинув родительский дом, Аринбасарова жила в интернате, о котором у нее остались только положительные воспоминания.
В училище Наталья была в числе лучших учеников: на государственном экзамене комиссия во главе с Галиной Улановой поставила юной балерине пятерку. Но девушка, готовясь к дипломному выступлению, уже знала — балетной карьеры не видать. В 15 лет, когда ей удаляли гланды, врачи обнаружили порок сердца. Тогда она решила, что станет драматической актрисой. Об этом звезда рассказала в программе «Судьба человека».
Признание за рубежом
Славу не только в СССР, но и за рубежом принесла Аринбасаровой ее первая роль: в 1966 году она была удостоена золотого кубка Вольпи на международном кинофестивале в Венеции. После головокружительного успеха юным дарованием заинтересовались зарубежные режиссеры. Знаменитый Франсуа Годар лично приглашал ее на съемки, но актрисе запретили выезжать за границу.
«Еще и кому-то нравлюсь»: Собчак с юмором прокомментировала свою внешность
Россиянок лишают маткапитала: как это делают и как это предотвратить
«Всегда надо любить»: Андрей Мягков о жизни, искусстве и любви
Фильмы
Первая роль была для Аринбасаровой подарком свыше. Она училась на последнем курсе училища, когда ее пригласили на прослушивание для дипломного фильма молодого режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского. Интересно, что изначально кинематографист присмотрел среди студенток другую девушку, но возникла путаница и прислали Наталью. Отказывать в пробах ей не стали.
Подготовка к съемкам была изнурительной: актрисе намеренно испортили волосы и нанесли сложный грим, чтобы сделать образ чумазым и неряшливым. Но куда труднее оказалась сцена, во время работы над которой экранная партнерша избивала девушку несколько дублей подряд.
Аринбасарова стойко выдержала все испытания, после чего ее утвердили, а затем последовал вердикт режиссера: надо похудеть. Для юной танцовщицы, весившей около 45 кг при росте 165 см, это было шоком. Однако Кончаловский настаивал, что ее лицо едва помещается в кадр. Причина выяснилась спустя годы: из-за сердечной недостаточности в горах, где проходили съемки, тело артистки отекало, и она казалась больше. Но тогда пришлось придерживаться строгой диеты.
View this post on Instagram
A post shared by Ксюша Цыганская (@wwildmint)
Наталья Аринбасарова в фильме «Первый учитель»
Подписывая контакт, Наталья, воспитанная в восточных традициях, настояла, что не станет сниматься обнаженной. Для сцены, в которой ее героиня предстает без одежды, выписали натурщицу, а когда с ней не сложилось, выбрали девочку из массовки. Позднее, когда актриса рассказывала об этом журналистам, те быстро теряли к ней интерес.
Но мучения исполнительницы не были напрасными. Когда на экраны вышла картина «Первый учитель», где Аринбасарова сыграла юную Алтынай, на нее обратили внимание и зрители, и критики. В 1966 году ей, непрофессиональной актрисе, вручили главный приз фестиваля в Венеции — золотой Кубок Вольпи. Конкуренткой была Джейн Фонда, сыгравшая в мелодраме Роже Вадима «Добыча».
В молодости у Натальи от предложений сниматься не было отбоя, а талантливую артистку позвали учиться во ВГИКе. Там она оказалась на несколько лет старше своих однокурсников, среди которых были Наталья Белохвостикова, Николай Еременко и Сергей Никоненко. Но возраст и слава давали привилегии — Аринбасарова была единственной в группе, кому позволяли сниматься.
В 1969 году на экраны вышел фильм «Джамиля», в котором исполнительнице вновь досталась главная роль. Чтобы подготовиться к съемкам, Наталья брала уроки верховой езды и многие трюки выполняла самостоятельно.
Наталья Аринбасарова в фильме «Транссибирский экспресс»
Затем последовала премьера картины «У озера», которую снял ее мастер Сергей Герасимов. Работая над сценарием, он написал роль Кати Олзоевой специально для артистки, чтобы она могла продемонстрировать балетные навыки. С этим образом еще долго ассоциировали исполнительницу.
Не менее яркой и запоминающейся получилась ее Маншук Маметова из военной драмы «Песнь о Маншук». Сценарий ленты Кончаловский написал специально для нее, поэтому Аринбасарова так гармонично вжилась в роль храброй пулеметчицы. Эту работу исполнительница считает одной из самых любимых.
Удался ей и образ Айжан из приключенческого боевика «Транссибирский экспресс». В последующие годы звезда продолжала блистать на экранах, даря зрителям незабываемые эмоции. 1990-е начались для Натальи Утевлевны комедией «Система “Ниппель”» Александра Панкратова-Черного. Там она снялась в необычной для нее роли пьяницы и сумела сделать это правдоподобно.
Переход от образов молодых воинственных красавиц к более характерным и возрастным дался артистке безболезненно. По ее признанию, она гармонично чувствует себя, играя матерей и бойких бабушек. В 2011 году Аринбасарова снялась в картине «Небо моего детства», где воплотила пожилую мать Нурсултана Назарбаева.
Его величество случай
Ему нужно было отобрать девочку на роль Алтынай для своего дипломного фильма «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Андрей Сергеевич сразу обратил внимание на Раушан Байсеитову — миниатюрную девочку с пухлыми губами и довольно характерной внешностью.
— Мы её пригласим на «Мосфильм».
Однако забыл записать имя отобранной девочки.
Спустя несколько дней в интернат позвонили с «Мосфильма»:
— У вас есть девочка из казахской группы — худенькая, симпатичная?
— Это, наверно, Наташа Аринбасарова?
— Да-да! — воскликнули на другом конце провода.
На удивление быстро приехал большой дребезжащий автобус. Воспитательницы вытолкнули ничего не понимавшую Наталью.
— Езжай, тебя приглашают на «Мосфильм»!
Наталья Аринбасарова. Фото: www.globallookpress.com
Когда Наташа в огромном драповом пальто на вырост, цвета бордо, похожая на ночного сторожа, ввалилась в рабочий кабинет режиссёра, от удивления глаза Андрея Сергеевича полезли из глазниц.
— Не та, да к тому же не девочка, а чучело гороховое!
Наташа, как бабочка, избавилась от своего громоздкого кокона. Теперь посреди серой комнаты стояло нечто очень хорошенькое. Глаза Андрея Сергеевича вернулись на положенное место. Режиссёр широко разулыбался…
Личная жизнь
Первым мужем звезды стал Андрей Михалков-Кончаловский, роман с которым разгорелся на съемках «Первого учителя». Режиссер был старше актрисы почти на 10 лет и не казался ей привлекательным, но он был прекрасным собеседником и сумел покорить ее интеллектом. Они поженились втайне от родителей артистки, которые были против такого союза, но со временем приняли выбор дочери.
В браке родился наследник Егор Кончаловский, за которым с радостью присматривала свекровь Натальи Утевлевны. Она обожала невестку и сохранила с ней теплые отношения, даже когда грянул развод. Продолжилось общение и с бывшей супругой брата Андрея Сергеевича Анастасией Вертинской. В 2021 году сын Аринбасаровой поделился фото артисток на личной странице «Инстаграма».
Расставшись с супругом, исполнительница больше не собиралась выходить замуж. Но затем в ее жизни появился художник Николай Двигубский, который долго ухаживал за женщиной и в итоге сумел покорить ее сердце. Свадьбу сыграли всего за 2 дня до появления их дочери Екатерины, ведь звезда боялась, что девочку признают незаконнорожденной.
Наталья Аринбасарова с детьми. Егор Кончаловский и Екатерина Двигубская.
Posted by Светлана Светличная on Sunday, May 3, 2020
Наталья Аринбасарова с сыном Егором Кончаловским и дочерью Екатериной Двигубской
Второй муж, как и первый, развелся с актрисой из-за желания работать за границей. Наталья Утевлевна не собиралась покидать Россию, ведь знала, что только на родине будет востребованной. Ради карьеры она готова была пожертвовать личной жизнью, о чем никогда не жалела.
Позднее Аринбасарова познакомилась с режиссером Эльдором Уразбаевым, с которым прожила 16 лет, но уже не стала официально оформлять отношения. Мужчина легко нашел общий язык с детьми артистки и охотно снимал ее в кино, но в 90-е их отношения испортились, и они решили мирно расстаться.
Сейчас Наталья Утевлевна сосредоточена на воспитании внуков, их у нее трое: Мария, Тимур и Тимофей. Сын и дочь звезды связали судьбу с кинематографом, снимают фильмы, в которые часто приглашают мать. Они считают ее талисманом.
Третий брак
Брак с Двигубским, бывший поначалу очень счастливым, через несколько лет дал трещину. Наталья рассталась со вторым мужем, связав свою судьбу с режиссёром Эльдором Уразбаевым. У нового супруга были свои дети, и Наталья сделала всё для того, чтобы они почувствовали любовь и уют в доме отца. Ей было вначале трудновато, однако очень скоро она смогла завоевать любовь детей своего супруга. Их отношения продолжались даже тогда, когда пара распалась.
Аринбасарова с большой любовью вспоминает все свои браки, она рассказывает, что все мужья очень уважительно относились к её профессии, помогали в самосовершенствовании и всегда были рядом в трудную минуту. Она как мудрая восточная женщина всегда была интересна своим супругам, никогда не замыкалась в семейном быту.
Кончаловский очень хорошо относился к Кате, он даже помогал ей, оплачивая часть суммы за учёбу за рубежом. С собственным отцом у Кати поначалу были небольшие проблемы в отношениях, так как девочка требовала к себе внимания и страдала на первых порах из-за развода родителей. Настоящим отцом Катя считает Эльдора, поставившего её на ноги и давшего ей отличное воспитание. Эльдор всегда был рядом в трудную минуту, помогал советом.
Наталья Аринбасарова сейчас
В 2021 году актриса вернулась на экраны после небольшого перерыва. Она появилась в картине «Хозяйка горы», снятой ее дочерью Екатериной Двигубской. В проекте Аринбасаровой досталась одна из главных ролей, а ее коллегами стали Анна Снаткина, Виктория Толстоганова и Сергей Перегудов. Позднее с участием исполнительницы состоялась премьера комедии «Мой папа — вождь!» Егора Кончаловского.
В чем Наталью обвиняли земляки
В одном из эпизодов фильма молодая актриса должна была сняться обнаженной. Она заявила, что отказывается от этого – воспитанная в строгости, восточная девушка, не могла позволить себе такой вольности. Ее заменила дублерша. Зрители не знали, что в том кадре снялась другая девушка. После выхода фильма на актрису обрушился шквал гневных писем из Средней Азии. Соотечественники считали, что актриса опозорила свой народ.
Фильмография
- 1965 — «Первый учитель»
- 1968 — «Ташкент — город хлебный»
- 1969 — «У озера»
- 1970 — «Спокойный день в конце войны»
- 1971 — «Ночь на 14-й параллели»
- 1977 — «Транссибирский экспресс»
- 1979 — «Вкус хлеба»
- 1981 — «Провинциальный роман»
- 1984 — «Первая конная»
- 1987 — «Визит к Минотавру»
- 1990 — «Система «Ниппель»
- 2005 — «Сага древних булгар»
- 2009 — «Правосудие волков»
- 2010 — «Возвращение в «А»
- 2013 — «До смерти красива»
- 2016 — «Муж с доставкой на дом»
- 2018 — «А.Л.Ж.И.Р.»
- 2019 — «Сильная слабая женщина»
- 2021 — «Хозяйка горы»
Дальнейшая работа в кино
После окончания ВГИКа Наталья Аринбасарова продолжила сниматься в кино. Картины с ее участием часто получали престижные кинопремии. Так, «Транссибирский экспресс» был удостоен специального приза жюри на всесоюзном кинофестивале в Ереване. В 1978 году его посмотрели свыше 24 миллионов зрителей.
За роль в картине «Вкус хлеба» Наталья в 1980 году получила Государственную премию СССР. На международном кинофестивале, который проходил в Женеве в 1994 году актриса получила приз за лучшую женскую роль в фильме «Слабое сердце».