Духовная суть венчания
Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).
Обряд венчания в православной церкви — действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.
В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного — мужчину и женщину сотворил Господь.
Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.
Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.
Главой семьи является муж, а ему — Иисус.
Венчанная пара — прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.
В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.
О семейной жизни в православии:
- Что такое православная семья
- Обязанности и наставления для мужа и жены
- Супружеская жизнь во время поста
Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.
Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.
Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.
Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.
После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.
Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.
Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи, целомудрия.
Венчание
Венчание
За обручением следует венчание.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный cвет Таинства, торжественно проходят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут как фимиам, возноситься к Богу. Жених и невеста становятся перед аналоем на разостланный на полу плат (белый или розовый). На аналое лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и от-сутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак. «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?», — спрашивает священник, и жених отвечает: «Имею, честный отче». — «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» — «Нет, не связан». Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?» — «Имею, честный отче». «Не связана ли обещанием другому жени-ху?» — «Нет, не связана». Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и неру-шимость своего намерения вступить в супружество. И только теперь начинается таинственное освящение супружества Божественною бла-годатью — Таинство Венчания. Священник произносит три молитвы, в которых молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благосло-ви брак сей: и подай рабам Твоим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное и неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; ис-полни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни так чтобы они делились избыт-ками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению». Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, со-хранил и помянул брачующихся. «Даруя им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им се-мя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, во-круг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем». Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоля-ет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева. После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. То, о чем священник мо-лил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Бо-жием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать об-раз Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произно-сит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Бо-городицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания! Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!». Возложение венцов и слова священника: «Господи наш, славою и честью венчай их» — запечатлевают Таинство Брака. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, а невеста – жена своего жениха. С этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, ибо «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Затем читаются Апостол и Евангелие, говорящие о значении брака и о благословении Спасителем брака в Кане Галилейской.
Последнее изречение апостола: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри-сту и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да бо-ится своего мужа”.
«Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жиз-ни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: “Я тебя люблю”, — и эта лю-бовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотвер-женной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, об-радовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием. А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — не-веста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, кото-рая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — не-веста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест. Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем». Затем приносится чаша с красным вином (чаша общения), и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. В знак того, что муж и жена должны разделять радости и страдания друг друга, венчающиеся испивают вино из общей чаши — символизирующей жизненную чашу радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, как глава семьи, потом жена. Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Каждый круг хор сопровождает особым песнопением. В первом говорится о вопло-щении Сына Божия от Девы Марии, во втором Церковь просит молитв святых мучеников о том, чтобы и новобрачные прошли трудный путь семейной жизни, и, не взирая на трудности, не поколебались в исполнении заповедей Господних. Наконец третья песнь воздает славу Богу, Который «апостолов похвала, мучеников радование». Это круговое хождение венчающихся вокруг аналоя означает вечное шествие рука об руку, которое началось в этот день для этой четы и будет продолжением и явлением совер-шенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося», они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и читает две заключительные молитвы, испрашивая новой семье небесные и земные блага. Он просит Господа, благословившего брак в Кане Гайилейской, воспринять и венцы новобрачных неос-кверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священни-ком, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поце-луем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу. Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикла-дываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя.
В завершение таинства священник произносит супругам слово назидания, дает им крест для целования и вручает две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Затем новую христианскую семью поздравляют родные и друзья.
В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию
Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье — христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.
Без исповеди и причастия Святых Таин пара не может быть допущенной к обряду благословения перед Богом.
Исполняя все рекомендации по подготовке к исповеди, как жених, так и невеста должны усиленно молиться, просить Бога:
- показать все грехи, явные и неявные и простить их;
- отпустить из сердца всех обижающих;
- попросить прощения у обиженных;
- отдать долги.
После исповеди пара допускается к причастию.
Как написать клятву на венчание, практические советы
Завораживающий текст, который будет содержать настоящие чувства друг к другу, можно написать самостоятельно или заказать профессионалу. Также есть вариант скопировать клятву с интернета. Желательно самому составить речь для венчания, так как это очень интимный момент, все должно идти от сердца. Но найти вдохновение во всемирной паутине все-таки можно.
Вдохновить на написание красивой клятвы для венчания могут следующие моменты:
- Ваше знакомство со второй половинкой — какие были эмоции, что интересного произошло.
- Трогательные моменты вашей лав-стори. Все незабываемое и романтичное может стать вдохновением.
- Черты характера, за которые полюбили вторую половинку. Можно рассказать о том, что привлекает и заставляет гордиться.
- Ваши совместные планы на будущее. Расскажите о мечтах и желаниях, поклянитесь достигнуть этого несмотря ни на что. Это могут быть планы на новое жилье, путешествия, желание родить детей, завести собаку и прочее.
Советы для невесты, как составить клятву на венчание
Женщины отличаются особой эмоциональностью и романтизмом. Поэтому их клятвы могут быть написаны на одном дыхании и занять целую тетрадь. Но нужно рационально подходить к этому вопросу.
Время церемонии венчания ограничено. К тому же слишком длинная речь может утомить гостей. Всего должно быть в меру. Лучше заранее записать все, что хочется сказать и оценить размер текста. Если получается слишком много — постарайтесь сократить, оставив самое главное. Оптимальный вариант клятвы длится около 1-2 минут.
Что надо приобрести перед венчанием
Существует целый перечень предметов, необходимых для совершения обряда.
- Иконы для венчания являются важным атрибутом при благословении пары. В дальнейшем Святые образы Богоматери и Иисуса Христа станут оберегом и благословляющими святынями семейства.
- Обручальные кольца не имеют ни края, ни конца. Надевая друг другу кольцо, жених и невеста клянутся в вечной любви и неразрывности освященного брака.
Кольца из золота являются символами солнечного сияния, серебряные — отражение лунного света, которое блистает в отражении солнца.
Так и православный род сияет в отражении любви Божьей Троицы.
- Свечи для венчания.
- Платочки, чтобы держать свечи и венцы.
- Вышитые полотенца или плата, которые: украшают иконы;
- накрывают поднос с караваем;
- кладут под ноги.
Икона для венчания
Обручение
В храме жених становится по правую, а невеста по левую сторону. Священник триж-ды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Свя-того Духа» и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом не-веста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют радость и ту любовь, которую они питают друг к другу и которая должна быть всегда пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них благодать Божию.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
При обручении кольца имеют очень важное значение: это не просто дар жениха не-весте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Перед чином обручения священник кладет кольца на правую сторону Святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что прикасаясь к Святому Престолу и находясь на нем кольца принимают силу освящения и в последствии низводят на брачующихся благослове-ние Божие. Кольца на Святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты. После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених наде-вает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен произ-водится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (часто кольца меняет сам священник). Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал жениху и не-весте Ангела хранителя и руководителя в новой жизни. На этом обручение заканчивается.
Является ли присутствие свидетелей обязательным
До революции брак заключался только в храме и имел все гражданские и юридические права.
Православное бракосочетание осуществлялось только в присутствии поручителей, нынешних свидетелей, которые записывались в церковных книгах как восприемники.
В свидетели брали, как правило, людей, хорошо знавших семьи жениха и невесты. Поручители не только подтверждали своими подписями совершенное Таинство, но в дальнейшем становились попечителями молодой пары.
В то время в свидетели не брались люди неженатые, молодые, которые еще сами не знают сложностей семейной жизни. При исчезновении церковных записей эти люди выступали свидетелями совершенного Таинства.
Ныне в храме не требуется обязательного присутствия свидетелей при бракосочетании, но приветствует, когда с молодыми разделить Таинство приходят родные, близкие и друзья.
Свидетели, православные, держат венцы над головами брачующихся.
Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.
При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.
Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов
Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.
Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.
Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.
Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.
Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.
Молитвы о семье:
- Молитвы о мире в семье
- Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о семейном благополучии
- Молитвы мученикам Гурию, Самону и Авиву
Какую нужно читать молитву в годовщину свадьбы
Года пролетают как мгновения, не успеваешь оглянуться, а первый день свадьбы уже давно позади и начинается новый отсчёт — годовщины свадьбы . В русском фольклоре существует множество традиций, обрядов и примет, которые сопутствуют годовщине совместно прожитой жизни. Самый первый праздник у молодожёнов — зелёная свадьба , она начинает свой отсчёт с о дня бракосочетания и отмечается ежемесячно в то число, когда был зарегистрирован брак. Символом этого праздника являются живые цветы, которыми молодые обмениваются.
Первая годовщина совместной жизни — ситцевая или марлевая свадьба — в этот день супруги дарят друг другу пёстрые ситцевые платочки, не забывая одаривать такими же платочками приглашённых на торжество гостей. Чем ярче и платочки — тем ярче будет их дальнейшая жизнь.
Вторая годовщина совместной жизни — бумажная свадьба, в этот день супруги обмениваются изделиями из бумаги — картины, открытки, и тому подобные вещи. Хорошо провести специальный ритуал : для этого нужно вместе составить список всех неприятных моментов за прожитые два года и сжечь его с радостью и удовольствием.
Третья годовщина — кожаная свадьба , супруги обмениваются изделиями из кожи. Хорошей приметой будет подарить супругу кожаный кошелёк, положив в неё монету — главный добытчик в семье всегда будет при деньгах, а жене — ремень, символ того, что она всегда сможет удержать своего мужа.
Четвёртая годовщина — восковая свадьба , в этот день нужно зажечь как можно больше свечей в доме, гостей в этот день лучше не приглашать, а провести время вдвоём. В подарок друг другу нужно дарить свечи, желательно красного цвета.
Пятая годовщина — деревянная свадьба , в этот день супруги обмениваются изделиями из дерева. Хорошо в этот день сжечь ритуальное полено, в котором нужно выдолбить отверстие и заложить в него лист, с желанием. которое должно быть обоюдным. Следите за тем, чтобы полено догорело полностью, а золу от полена развеять на реке. или любом другом водоёме.
Шестая годовщина — чугунная свадьба , супруг дарит супруге чугунную сковороду или горшочек, в котором она в этот же день должна что-то приготовить, слегка пересолив еду.
Шесть с половиной лет — цинковая свадьба, в этот день дарятся изделия из цинка: тазик, ванночка.
Семь лет совместной жизни — медная свадьба , в этот день супруги обмениваются подарками из меди, но впоследствии нужно строго следить, чтобы эти подарки не потемнели. Хорошо подарить друг другу по копилке с медными монетами.
Восьмая годовщина — жестяная свадьба , в этот день принято дарить кухонные принадлежности из жести. но обязательно вместе с чем — нибудь мягким и пушистым. К примеру — противень, а внего положить мягкую игрушкеу.
Девятая годовщина — фаянсовая свадьба , в этот день нужно дарить друг другу сервизы из фаянса, хорошо в этот день посадить дома два растения, в фаянсовые горшки соответственно — мирт и денежное дерево.
Десятая годовщина — оловянная или розовая свадьба , выбор подарка на ваш вкус: розы или изделия из олова. Если вы остановили выбор на розах, то после того, как цветы увянут — соберите лепестки, зашейте в белый хлопковый мешочек и храните дома — эти лепестки будут оберегом для вашего брака.
Одиннадцатая годовщина — стальная свадьба , в этот день дарят изделия из стали, но нельзя дарить острые предметы — ножи, вилки и тому подобные вещи.
Двенадцать лет с половиной — никелевая свадьба , дарятся в этот день блестящие подарки, гостей не приглашают, хорошо в этот день вместе прогуляться под звёздами и загадать желание, глядя на небо.
Тринадцать лет — ландышевая или кружевная свадьба , в этот день дарятся подарки, соответствующие названию.
Четырнадцать лет — агатовая свадьба , в этот день хорошо дарить ювелирные украшения с агатом, в этот день приглашают к себе родителей, обязательно приготовив для них подарки.
Пятнадцатилетие — хрустальная свадьба , в этот день дарят хрусталь, но нельзя дарить зеркала. внимательно следите за тем, чтобы в этот день ни чего не разбилось, особенно из подарков.
Восемнадцать лет — бирюзовая свадьба , в этот день дарятся изделия с бирюзой, в одежде на торжестве должны преобладать голубые цвета, хорошо украсить стол незабудками.
Двадцать лет — фарфоровая свадьба , в этот день дарят фарфор, на столе должна стоять та посуда. которую подарили в этот день. Если что-то разобьётся — хорошая примета, осколки нужно собрать и закопать подальше от дома.
Двадцать пять лет совместной жизни — серебряная свадьба , в этот день супруги обмениваются серебряными кольцами, которые носят в последствии вместе с золотыми, одевая первыми — золотые. Следите за тем, чтобы серебро, подаренное в этот день, не потемнело — дурной знак.
Тридцать лет совместной жизни — жемчужная свадьба , приглашённые гости дарят супругам изделия с жемчугом, а вот супругам, вопреки бытующему правилу, нельзя обмениваться подобными подарками, иначе остаток совместной жизни проведут они в слезах.
Тридцать четыре года — янтарная свадьба , в подарок — изделия с янтарём, хорошо в этот день сделать ритуальное жертвоприношение воде, для этого просто возьмите несколько монет, стеклянных бусин и бросьте в реку, попросив у неё долголетия и счастья.
Тридцать пять лет совместной жизни — льняная, полотняная или коралловая свадьба , подарки в этот день должны соответствовать названию. Праздничный стол необходимо застелить белой скатертью.
Тридцать семь с половиной лет — алюминиевая свадьба , праздничный стол лучше сервировать алюминиевыми столовыми приборами и подарки соответственные, но нельзя дарить кружку из этого металла — дурной знак.
Сорок лет — рубиновая свадьба , в этот день муж должен подарить жене серьги с рубином, а она ему подарить что-то красного цвета.
Сорок пять лет совместной жизни — сапфировая свадьба и подарки соответствующие.
Сорок шесть лет — лавандовая свадьба , лучшим подарком будет букет лаванды.
Сорок семь лет совместной жизни — кашемировая свадьба.
Сорок восемь лет — аметистовая свадьба.
Сорок девять лет совместной жизни — кедровая свадьба.
Пятидесятилетие — з олотая свадьба . В этот день супруги обмениваются новыми золотыми кольцами. а старые дарят свои внукам. которые ещё не успели сочетаться браком.
Пятьдесят пять лет — изумрудная свадьба .
Шестьдесят лет — бриллиантовая свадьба .
Шестьдесят пять лет — железная свадьба .
Шестьдесят семь с половиной лет — каменная свадьба .
Семья как маленький мир, созданный добровольным союзом двух половинок перед богом и людьми. И только от этих двоих зависит, насколько этот супружеский мир готов противостоять жизненным невзгодам. Напомним, что разрушить семейное счастье очень просто, а уберечь его наоборот – задача не из легких. Поэтому не стоит забывать о молитве. Просить помощи в Бога и его Святых, никогда не поздно.
Молитва за семью поможет сохранить ее, укрепить духовный фундамент, даст силы и веру в любовь.
Семья, как благословенная сообществом, растет в общении мужа и жены с Богом и в этом ее большая сила.
В зависимости от причины обращения к Богу можно выделить следующие виды:
- Молитва о благополучии в семье;
- Молитва о семье к Богородице;
- Супружеская молитва;
- Молитва о сохранении семьи.
В отдельную категорию можно выделить также молитвы к святым, что опекают семейные пары. В первую очередь обратим внимание на такую святую семейную пару как Петр и Феврония. Покровительство Петра и Февронии поможет преодолеть не только трудности в семейной жизни, но и обрести благополучие, сохранить доверие.
Обращаясь к Петру и Февронии супруги должны вместе проговаривать молитву. Можно держаться за руки, чтобы связь их была крепкая и сильная. Молитва к Петру и Февронии базируется на гармонии и искренности чувств. Если у супругов возникли разногласия, то откровенное обращение к святым Петру и Февронии обязательно поможет найти силы, чтобы преодолеть пришедший семейный кризис.
Молиться к Петру и Февронии можно так: «О великие угодники божие, благоверный княже и княгине, хранители честного брака и любви между супругами. Святые чудотворцы примете наши молитвы и покажите, как уберечь в своих сердцах любовь и верность. Молимся к Петру, чтобы дал силу защищать жену и детей своих от зла всякого и бед. Молимся к Февронии, чтобы дала жене мудрости и терпении в браке, и чтобы детей всегда оберегала от недугов и боли. Святые угодники берегите наш союз на небесах, а мы будем славить Вас на земле.
Кроме парных семейных молитв священники рекомендуют молиться по отдельности. Для семейной пары это нормально, ведь молитва всегда вещь интимная и в одиночестве со своими мыслями каждый из партнеров может просить у Господа или прибегать к Богородице Матери о благосклонности для другого. И это не делает их союз слабее перед лицом Бога, даже наоборот.
Рассмотрим отдельно молитву для жены и для мужа.
- Молитва мужа. Небесный Отче Наш, Ты сказал в раю, не хорошо человеку самому жить. Ты создал и дал ему помощницу – первую женщину, праматерь человеческого рода – Еву. С Твоей воли я выбрал жену, чтобы служить Тебе на земле. Дай мне милость быть хорошим мужем для подруги моей жизни, которую Ты дал мне во время брака. Помоги мне искренне и до смерти любить ее, не позволь, чтобы когда-нибудь я добровольно сделал неприятность или обидел ее. Помоги мне владеть собой и моими страстями, чтобы наши узы были святыми и милыми Тебе. Дай мне мудрость понимания ее несовершенств, дай силу работать для нашего общего блага, чтобы моя супруга имела все то, что хороший человек должен дать своей жене, чтобы мы одним сердцем и одной душой служили Тебе во веки веков. Аминь.
- Молитва жены. Всевышний, помоги мне быть достойной супругой человеку, с которым ты Сам соединил меня в Тайне брака. Хочу быть хорошей женой и всегда поступать в удовольствие своему мужу в тех вещах, которые нравятся тебе. Сделай, чтобы в ежедневных проблемах и разногласиях с моим мужем моя любовь к нему только крепла, была непробиваемая и твердая как скала. Дай мне мудрость понимать его потребности, недостатки и несовершенства, спокойно нести бремя семейной жизни. Храни меня от злого духа, который портит супружескую жизнь, дай мне милость быть хорошей женой, матерью и хозяйкой, чтобы из-за меня мужчине было легче прославлять Тебя. Богородица, Ты была образцом жены, дай мне милость наследовать Тебя в моем браке, искренне и верно любить своего мужа до смерти. Аминь.
Советуем всем семейным парам, прежде чем начать ссору и сказать друг другу кучу болезненных слов упрека – подумайте, зачем это вам? Вы вместе со своим любимым, а, следовательно, это время для двух можно наполнять или ссорами и обвинениями, или конструктивом, даже если возникла определенная проблема. Вы заодно, даже если ваш партнер сделал (или часто делает) то, что вам не очень нравится. А если уж очень трудно, помолитесь вместе. Помолившись Богородице и Господу Богу нашему вместе, вы ощутите умиротворение и духовную связь друг с другом. Помогает всегда!
Еще з давних времен в нашей стране было заведено обязательно получить благословение иконами перед свадьбой на долгую и счастливую жизнь. Данный обряд считается самым значительным и волнительным, как для молодоженов, так и для их родителей.
Стоит отметить, что в принципе традиция благословения с тех времен немного отличается. Если в те времена благословение у родителей просили за долго до свадьбы, то сегодня благословение родителей происходит на свадьбе.
Несмотря на то, что современные молодые сами решают за кого и когда им выходить замуж или женится все же обряд благословения остается достаточно важным и трогательным моментом всей свадьбы. Наверное, это и правильно, ведь ничто так не сможет взбодрить и дать уверенное напутствие на будущую жизнь, как добрые и искрение слова родителей.
Обряд благословения может производится двумя способами:
- Православный. Он проходит по определенным правилам. При этом ритуале если кто-то из участников (родителей или молодых) не крещен, то сначала обязательно нужно перекрестится, и только потом проводить благословение. Также здесь обязательно должны быть иконы. Какие иконы используются для этих целей мы рассмотрим ниже. С помощью икон и происходит весь обряд. Но все же для точного и правильного проведения обряда нужно накануне уточнить все нюансы у священника.
- Современный. Данный вид благословения используется достаточно часто на современных свадьбах. Ее используют молодые, которые не готовы до серьезного обряда, и он выполняет сугубо формальный вид. Его могут проводить и не крещенные люди. Для проведения обряда достаточно просто попросить родителей заранее подготовить напутствующую речь.
Сегодня чаще всего для благословения молодых используют икону Божьей Матери Казанская и Христа Спасителя. Рассмотрим немного подробнее иконы для благословения на свадьбу:
Сегодня благословлять можно как обеими иконами, так и одной из них. Также в иконной лавке можно купить складень из этих образов.
Благословение дочери проводят с помощью лика Казанской Божьей матери. Иконы должен подать матери отец. Причем очень важно, чтобы мать держала рушники, ведь святые образы голыми руками брать не принято. Отец во время обряда держит каравай.
Родители по очереди говорят свои пожелания не перебивая друг друга. Напутствие должно быть емким, лаконичным и простым. После произношения речи дочь необходимо три раза перекрестить и поднести к ней образ. Она также должна перекрестить образ и поцеловать его. Если у молодой нет родителей, то обряд могут провести крестные родители.
- Отец жениха держит образ, мать молодой – каравай.
- Мамы молодых держат иконы, а отцы шампанское и каравай,
- Одна из мам держит образы святых, другая каравай, а отцы просто стоят по бокам.
Все схемы следует рассматривать с лева на право. Можно вовремя обряда использовать специальную молитву. Она произносится перед пожеланиями самыми родителями. Если пожелание лучше не заучивать, чтобы во время волнения не забыться, то молитву следует постараться выучить.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою. Господи, в милости Твоей власти чада мои (имена), помилуй и спаси их имени Твоего ради. Господи, прости им вся согрешения, вольныя и невольныя, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь заповедей Твоих и вразуми их и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их в доме, около дома, в школе, в поле, в работе и в дороге, и на каждом месте Твоего владения. Господи, сохрани их под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы (лучей атома) и от напрасныя смерти. Господи, огради их от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий. Господи, исцели их от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи их душевные страдания и скорби. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравия и целомудрия. Господи, умножь и укрепи их умственные способности и телесные силы. Господи, дай им Твое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение. Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в настоящее время утра, дня, вечера и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.
После обряда иконы обязательно передаются молодым. С момента передачи они считаются семейной реликвией. Если семья верующая, то их располагают дома в красном уголке (специально отведенное место под иконы в доме), застелив под них салфетку, и покрыв рушником.
Если семья не является глубоко верующей и в доме по каким-то причинам нет места для святых ликов, то их следует аккуратно завернуть в рушники и выделить специальное место для их хранения.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о том, как правильно благословить дочь или сына перед свадьбой:
Как вести себя в храме во время Таинства
Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.
Бракосочетание в храме — священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.
Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.
Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.
Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям — жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.
С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.
Должна ли невеста покрывать голову во время венчания
Белоснежное платье, воздушная фата — традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.
Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?
История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.
Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.
В православии фата является символом чистоты и невинности.
По канонам Церкви, в рекомендациях апостола Павла, в храм надо приходить с покрытой головой, в настоящее время это символ покорности.
Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.
Что такое обручение перед венчанием
Обручение — событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.
Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.
Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.
Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.
Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.
Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.
На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.
Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.
Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.
Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».
Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.
В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.
Важно! Супружество — благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.
В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.
Далее священник, совершающий Таинство соединения двух людей в единое целое, просит Создателя благословить молодых, после чего все склоняют головы перед духовным благословением.
В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.
После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.
«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.
Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.
Кольцо от жениха на руке невесты — символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.
Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя — Ангела для нового семейства.
Венчальные аксессуары
Сильная молитва читаемая перед свадьбой
Комментариев нет
Православная молитва должна пронизывать всю жизнь верующего человека, что уж говорить о важных, знаковых событиях. Православная молитва перед свадьбой – старинный русский обычай. Для большинства людей день свадьбы – один из важнейших дней в жизни, и всем без исключения молодоженам хочется, чтобы этот день положил начало долгой и счастливой супружеской жизни. В день свадьбы православные жених и невеста обязательно приходят в храм, где молятся на Божественной Литургии с остальными прихожанами, исповедуются и причащаются святых Христовых Таин. Церковная молитва перед свадьбой очень важна, она подготавливает молодых к великому таинству венчания.
Молиться перед свадьбой нужно не только в храме, но и дома. Хорошо накануне вечером почитать молитвы, акафисты перед иконами Христа, Богородицы и святых. Кроме несомненной духовной пользы, молитвы эти успокоят накануне такого волнительного дня.
Каким святым молятся перед свадьбой?
Согласно русской традиции, невесты накануне свадьбы молятся перед иконами Богородицы Казанская, Владимирская, Феодоровская, Умиление, Тихвинская, Неувядаемый Цвет, Козельщанская. Женихи – перед иконами Христа Вседержителя. О благополучии в браке можно также перед свадьбой помолиться святым Николаю Угоднику, Параскеве Пятнице, Петру и Февронии Муромским, Ксении Петербуржской, Матроне Московской, Адриану и Наталье. Этим святым также молятся на протяжении всей супружеской жизни, чтобы муж и жена жили в мире, чтобы между ними не было разладов.
Не забудьте помолиться перед свадьбой своим святым и ангелам-хранителям, прося у них помощи в устроении супружеской жизни, в преодолении искушений и скорбей, которые, к сожалению, часто возникают на совместном пути. В православной молитве перед бракосочетанием можно попросить чадородия, совместного очага, умножения любви друг к другу. Не стесняйтесь говорить Богу и святым о своих потребностях и открывать перед ними сердце, ведь только так они смогут услышать Вас и помочь.
Родительская молитва перед свадьбой
Конечно же, не должны обходить стороной молитвенную поддержку молодых и их родители. Материнская и отцовская молитва перед свадьбой так же важны, как и молитвы молодых, ведь умудренные опытом родители лучше понимают, что супружеская жизнь – это совместный подвиг терпения и любви, и знают, чего именно нужно просить у Бога для своих детей. В день свадьбы с утра родителям вместе с детьми хорошо прочитать утреннее молитвенное правило, прося у Бога благословения на день.
Православный текст молитвы перед свадьбой
Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане Галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу, в мире и единомыслии сохрани: честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благослови и сподоби я к старости маститей достигнут, чистым сердцем делающе заповеди Твоя. Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Читать текст православной молитвы о любви и счастье в семье
«Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния.
А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения.
Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Слушать на видео свадебную молитву
Таинство Церкви — венчание
После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.
Певчие исполняют псалом.
Псалом 127
Песнь восхождения.
Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
так благословится человек, боящийся Господа!
Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.
Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.
Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.
Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.
После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.
Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.
После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.
Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.
Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.
Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.
Далее священником читаются три молитвы.
Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.
«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:
- деток, как зерен на колосе;
- изобилие, как винограда на лозе;
- долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.
В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.
В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.
Настало время главного действия венчания — надевание венца.
Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.
Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.
Венчание
Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.
Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.
Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.
Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)
В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены — быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)
В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).
Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.
После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.
Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.
Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу — пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.
После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.
Таинство венчания — как проходит обряд?
Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.
Хор встречает пару пением псалма 127.
- Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник: оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
- Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак, который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
- Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
- Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания, когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
- Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
- После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла, а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
- После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
- Приносят «чашу общения» с кагором, и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
- Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
- Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя: на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
- С супругов снимают венцы, и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
- Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам: здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.
Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.
В каких случаях церковный брак недопустим
По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.
- Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
- Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
- Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
- Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
- Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.
В какие дни венчание не совершается
Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:
- на протяжении всех дней постов, а их четыре;
- семь дней после Пасхи;
- 20 дней от Рождества до Крещения;
- по вторникам, четвергам, субботам;
- перед великими храмовыми праздниками;
- за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.
Когда не совершается венчание
Венчаться можно не всегда. Это следует принять во внимание, планируя дату венчания. Есть дни и периоды года, когда церковное венчание не совершается:
- Вторник, четверг, суббота – в течение всего года.
- Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
- В течение всех четырех многодневных постов.
- От Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
- Во время масленицы.
- В течение Пасхальной седмицы.
- В дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак.