Александр Белявский: Судьба обошлась несправедливо, отняла близких, привела к забвению и уходу


Детство, юность и выбор профессии

Александр Борисович коренной москвич. На свет появился в мае 1932 года. Кроме Саши в семье подрастало двое ребятишек. Родители не имели возможности получить хорошее образование. Несмотря на это, детям прививали любовь к знаниям. Впоследствии все стали образованными интеллигентными людьми.

Когда началась Великая Отечественная война младшему Белявскому едва исполнилось девять лет. Он, как и весь советский народ, пережил страх, разруху, голод. Но даже в такое тяжелое время мальчик корпел над учебниками. Дал себе «слово», что осуществит родительскую мечту, и поступит в высшее учебное заведение.

Стать геологом Саша решил, будучи школьником. Получив аттестат, подал документы в Московский институт цветных металлов и золота. Экзамены сдал успешно и был принят на геологоразведочный факультет. В середине 50-х дипломированного специалиста направили в Иркутск, работал в «Сосновгеология».

Именно там Александру предложили принять участие в художественной самодеятельности. Вскоре все заметили, что юноше не составляет особого труда создать нужный образ на сцене. Уверовав в свой талант, Белявский уезжает в столицу. Далее успешно сдает экзамены и становится студентом знаменитой «Щуки».

Актер родился 6 мая 1932 года в Москве. Родители мальчика из-за сложностей послереволюционного времени не смогли получить должного образования, но ясно видели его значение и необходимость. Именно поэтому Любовь Александровна и Борис Моисеевич постарались дать его своим детям, а их в семье было трое: старший Саша и младшие Толя и Оля. Несмотря на военные годы, Александр получил полноценное среднее школьное образование. Затем он подал документы в Московский институт цветных металлов и золота. Выбор Белявского пал на геологоразведочный факультет. Будущий актер видел в выбранной профессии своеобразную романтику. Помимо столичного обучения, студенты вуза были завсегдатаями разных уголков страны. Геологи могли поехать на практику почти в любую точку Советского Союза. Александр успешно окончил обучение и к 1955 году стал дипломированным специалистом. По принятой практике распределения будущий актер был направлен на работу в далекий Иркутск. Он обосновался в Восточно-Сибирском геологическом управлении. Вариантов проведения свободного времени было не так много, но одним из них было участие в театральной самодеятельности. Именно там, в любительском театре, Белявский впервые попробовал себя в качестве актера. Первой его работой стала роль Алексея Степановича Молчалина в постановке комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Спустя некоторое время Белявский вернулся в столицу, где получил должность младшего научного сотрудника в Институте НИТРИЗолото. Несмотря на переезд, полюбившееся хобби Александр не оставил. В Москве он продолжил играть роли в любительском театре. Со временем актерская профессия настолько увлекла молодого человека, что он принял решение кардинально изменить свою жизнь и подал документы в Театральный институт имени Бориса Щукина. Вступительные испытания были преодолены успешно, и Белявский стал студентом на курсе Владимира Этуша. Кинематографический дебют актера состоялся уже во время обучения на первом курсе. В 1957 году Александр был выбран на роль электротехника Николая в биографической драме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине». На четвертом курсе он появился в образе псевдоиностранца Фреда, на деле оказавшегося советским журналистом, в кинофельетоне режиссера Эдуарда Змойро «Иностранцы». Тогда же вместе с Лидией Федосеевой-Шукшиной Белявский сыграл главную роль в приключенческой картине Алексея Мишурина «Спасите наши души». После окончания Щукинского училища актер присоединился к труппе Театра Сатиры. Спустя три года он перешел в Театр имени Станиславского, а в 1966 году поступил в Театр-студию киноактера. Первой крупной работой стал образ пана ведущего в серии популярных юмористических передач «Кабачок «13 стульев». В 1975 году Белявский запомнился зрителям по небольшой роли Жениного друга Александра в лирической новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», а уже через четыре года появился в образе бандита Евгения Фокса в криминальном детективе Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В общей сложности за свою продолжительную карьеру Белявский сыграл более ста ролей в кино, был дважды женат, имел трех родных и одного приемного ребенка. Сыновья актера погибли в возрасте двух и двадцати лет. Сам Александр скончался в возрасте восьмидесяти лет в результате падения из окна и был похоронен на Кузьминском кладбище.

Театр

Служение Мельпомене актер начал в Театре Сатиры. Но через несколько лет перешел в труппу театра им. К. Станиславского. За два сезона успел пополнить свой творческий багаж интересными спектаклями.

В 1966-м году Белявского переманили в Театр-студию киноактера. Фактурного парня с волевыми чертами лица зрители сразу запомнили. И даже роли «негодяев» не могли помешать с обожанием смотреть на Александра Белявского.

Однако кинематограф все больше манил актера. Да и режиссеры все чаще приглашали на съемочные площадки. Театральные подмостки Белявский оставил на тридцать лет. На сцену вернулся в конце 90-х. Играл в антрепризах классических героев, знатных вельмож, современников.

Начало пути в искусство

В Советское время очень много писалось сценариев на патриотические и исторические темы. Не удивительно, что кинодебют начинающего актера начался с биографической картины «Рассказы о Ленине», роль электрика Коли.

Сюжет следующей картины «Спасите наши души» был намного интересней и держал зрителей в напряжении до самого конца. Белявскому доверили играть главного героя курсанта мореходного училища. Его партнершей стала Лидия Федосеева-Шукшина. Через год, вместе с Ларисой Кронберг и Леонидом Марковым, принял участие в съемках драмы «Ночь без милосердия». И опять ведущая роль досталась Александру.

Большого успеха экранизации актеру не принесли. Но режиссеры продолжали предлагать Белявскому играть людей в погонах. Военная форма была очень ему к лицу, и выгодно подчеркивала статную фигуру.

Первый успех Александр Белявский ощутил после выхода на экраны нескольких картин: драмы «Прерванный полет» – летчик Миронов, киноленты «Их знали только в лицо» — капитан-лейтенант Кулагин, экранизации «Иду на грозу» — ученый Крылов, мелодрама «Июльский дождь» — Володя. По мнению критиков х/ф «Июльский дождь» одна из лучших работ талантливого режиссера Марлена Хуциева.

В середине 60-х Александра Борисовича пригласили стать первым ведущим легендарного телеспектакля «Кабачок «13 стульев». На протяжении 14 лет музыкальная лента имела колоссальный успех. Её создателям удалось собрать блистательный ансамбль советских актеров.

Звездная роль

И все же настоящую славу и признание Белявскому принесла роль хладнокровного красавца Фокса в детективе Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Сказать, что картина имела невероятный успех – ничего не сказать.

После премьеры все актеры стали настолько любимыми, что их называли именами героев. В. Высоцкий – Глеб Жеглов, С. Юрский – Иван Груздев, А. Белявский — Евгений Фокс, В. Конкин – Володя Шарапов, А. Джигарханян – Карп, он же Горбатый, Л. Перфилов – Гриша, он же «6 на 9», И. Бортник – Промокашка.

В последующие годы Александр Борисович достаточно много сыграл разноплановых интересных героев. Но ни один не смог затмить обаятельного мерзавца Фокса. Несмотря на то, что роль была отрицательной, для Белявского она стала звездной.

Всю фильмографию актера перечислить сложно. Отметим самые знаковые работы: многосерийный х/ф «Четыре танкиста и собака», комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!», фантастика «Крах инженера Гарина», исторические ленты «В начале славных дел» и «Юность Петра», трагикомедия «О бедном гусаре замолвите слово», детектив «И снова Анискин», драма «Рожденная революцией», криминальная лента «Следствие ведут Знатоки» и др.

Человек дня: Александр Белявский

6 мая 1932 года родился актер Александр Белявский.

Личное дело

Александр Борисович Белявский (1932—2012) родился в Москве. В юности занимался в театральной студии под руководством актера Леонида Вейцлера. Однако после окончания школы в 1949 году поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. В 1955-м защитил диплом и уехал по распределению в Иркутск, где работал в Восточно-Сибирском геологическом управлении («Сосновгеология»).

В Иркутске Белявский дебютировал на сцене областного драмтеатра — сыграл Молчалина в самодеятельном спектакле «Горе от ума». Вернувшись в Москву, в 1957 году поступил в Щукинское театральное училище на курс Владимира Этуша.

Тогда же Белявский дебютировал в кино — сыграл рабочего Колю в «Рассказах о Ленине».

В 1960 году получил первую большую роль — курсанта мореходного училища в картине «Спасите наши души».

В 1961 году с отличием окончил Щукинское училище, поступив на работу в московский Театр сатиры. Также был приглашен в качестве ведущего на первые игры КВН.

С 1964 по 1966 годы Белявский был актером труппы Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (ныне — «Электротеатр Станиславский»).

В 1964 году снялся в главной роли в польском фильме «Прерванный полет». За эту работу получил звание заслуженного деятеля культуры Польши. Во время съемок начал учить польский язык и впоследствии снялся еще в шести польских картинах, в том числе в сериале «Четыре танкиста и собака» (1966). На польском телевидении Белявский увидел программу «Кабаре старых панов» и загорелся идеей сделать нечто подобное в СССР.

С режиссером Театра сатиры Георгием Зелинским они разработали сценарий передачи «Кабачок «13 стульев»». Эта программа начала выходить на Центральном телевидении в 1966 году. Роли завсегдатаев кабачка исполняли артисты Театра сатиры. В 1966—1967 годах программу вел сам Белявский, затем, когда у него начались съемки в кино, ведущим стал Андрей Миронов. А дольше всего — с 1967 по 1980 год программу вел Михаил Державин.

В 1966 году Белявский перешел на работу в Театр-студию киноактера.

Среди его ранних киноролей — перспективный ученый-физик в фильме «Иду на грозу» по одноименному роману Даниила Гранина, Кулагин в фильме «Их знали только в лицо», Володя в «Июльском дожде».

В 1970-х — 1980-х Белявский воплотил множество образов в кино, в основном, небольших. Среди них физик Шельга в «Крахе инженера Гарина», Саша, друг Жени Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!», ювелир в одной из серий многосерийного фильма «Рожденная революцией», Фокс в «Место встречи изменить нельзя» и другие.

Среди поздних ролей Белявского — Леонид Брежнев в фильме «Серые волки» (1991), адмирал из комедии «ДМБ» (2000), криминальный авторитет в «Антикиллере» (2001). Всего Александр Белявский сыграл более ста ролей в кино, а также озвучил примерно столько же иностранных фильмов и мультфильмов.

В 1990-х много работал на телевидении: снимался в юмористических программах «Белый попугай», «В нашу гавань заходили корабли», «С легким паром», вел программу «На здоровье». Играл в антрепризах.

В декабре 2003 года Белявский перенес инсульт, после которого ему пришлось заново учиться говорить. До конца восстановиться актер так и не смог. Тем не менее, время от времени появлялся в эпизодических ролях.

Одной из последних его работ стали съемки в комедии «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), где Белявский, как и прежде, исполнил роль одного из друзей Жени Лукашина, на этот раз без слов.

Александр Белявский погиб 8 сентября 2012 года, выпав из окна своего дома. Трость актера была обнаружена на пятом этаже, хотя сам он жил на третьем. Актеру было 80 лет.

Александр Белявский

kino-teatr.ru

Чем знаменит

Белявский сыграл больше сотни ролей в кино, но многим запомнился по роли друга Жени Лукашина в «Иронии судьбы» (1975) и роли Фокса в сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Сам же он называл любимой работой роль ученого в фильме «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина.

Также Белявский известен как мастер озвучания. Его голосом говорили персонажи 90 иностранных фильмов и два десятка рисованных героев. Он озвучивал Бенни Хилла в его юмористическом шоу, нескольких персонажей в фильмах про Анжелику, комиссара Наварро в одноименном сериале, комиссара Каттани в «Спруте» и многих других.

О чем надо знать

Первый раз Белявский женился в 1955 году на студентке Московского института цветных металлов и золота. Однако первый ребенок в семье с Валентиной Викторовной Белявской появился лишь в 1973-м. А летом 1975 года сын Белявских Борис утонул. Вскоре после этого супруги взяли из детского дома мальчика Андрея. В 1976 году у них родилась дочь Надежда. В начале 1980-х супруги развелись.

Приемный сын Белявского трагически погиб — в возрасте 20 лет он выпал из окна, поскользнувшись на подоконнике.

От второго брака с врачом-травматологом Людмилой Тихоновной в августе 2003 года у актера родилась дочь Александра. Ему тогда был 71 год, а супруге — 53. Через несколько месяцев после ее рождения у Белявского случился инсульт.

Прямая речь

Первая жена актера Валентина Белявская о съемках в Польше («Караван историй», 2011): «Знаете, как его любили поляки! У них муж в четырех картинах отработал. Рассказывал, когда приехал сниматься в первом фильме «Прерванный полет», сразу попросил: «Говорите со мной по-польски». Саша всегда был человеком любознательным и новый язык освоил довольно быстро! Ну и, вероятно, такой поворот не мог оставить поляков равнодушными, следом пошли новые предложения. Мне нравилась эта страна. Когда Саша снимался в Польше, я покупала турпутевку, чтобы тоже там побывать. К четвертому фильму муж говорил по-польски практически без акцента. Саша вообще человек общительный. Легко сходится с самыми разными людьми. И те в долгу не остаются. Его польская эпопея, например, привела к тому, что в период тотального дефицита мы в магазине при посольстве отоваривались соками, деликатесами. Вообще люди мужа любили, узнавали, старались как- то угодить».

Об измене (там же): «Однажды подруга пригласила на премьеру фильма, ее муж работал на той картине оператором.

Позвонила неожиданно, я на работе была и, конечно, не одета для похода в кинотеатр. Решила быстренько съездить домой принарядиться, чтобы вечером сразу встретиться с подругой. Приехала, вставила ключ в замок, а дверь заперта изнутри. Классика жанра. Чтобы мой муж днем приехал домой — десять медведей в тайге должны помереть! Стучу, звоню, снова стучу… А он меня не пускает! Хотя слышу — топчется у двери. В конце концов, видно, оправился от шока и открыл. В квартире две комнаты, кто скрывался в закрытой, в которую я так и не решилась заглянуть, не знаю. Переоделась и поехала обратно. А Сашу только и смогла спросить: «Почему домой?..» Он промолчал. Муж вообще часто просто уходил от обсуждения неприятных тем».

О съемках в «Иронии судьбы» (там же): «Знаменитую сцену в бане, где Саша с Андреем Мягковым, Георгием Бурковым и Александром Ширвиндтом «каждый год 31-го декабря», снимали ночью в холодном павильоне «Мосфильма». Из Сандунов только пальмы и взяли… А съемочный день Эльдар Рязанов назначил на следующий после очередной годовщины нашей с Белявским свадьбы. Холодно — попробуй в полотенце походи! — так еще и голова болит… Словом, участвовавшие в сцене мужчины потихоньку заменили бутафорскую водку на настоящую.

После первого дубля актерский состав ощутил небывалый творческий подъем и потребовал второго дубля, потом третьего. «Да они же в стельку!» — наконец заметил разгневанный режиссер. На следующий день все переснимали заново… Саша потом рассказывал, что в фильм вошли именно первые дубли, когда они напились по-настоящему, а не потуги актерского мастерства».

Белявский о Фоксе («Комсомольская правда»):

— А правда, что в фильм «Место встречи изменить нельзя» вас позвал Высоцкий?

— Да, он меня рекомендовал режиссеру. В этой роли уже начал сниматься Борис Химичев, но он чем-то не устраивал Станислава Говорухина. И я быстро был введен на замену. С Высоцким я дружил… Но роль Фокса мне принесла не только народную славу, но и сложности. Режиссеры перестали меня воспринимать как артиста. А видели во мне только Фокса, приглашая все больше на роли отрицательных персонажей. И меня это расстраивало.

Об обесцвечивании волос (там же): «Фильм «Иду на грозу» Микаэляна стал одним из моих первых больших работ в кино. <…>

Мы с Лановым были похожи: оба с темными волосами, до этого похожие роли играли в кино. Микаэлян сказал: «Вам с Лановым надо чем-то отличаться. Может, цвет волос поменять». Лановой категорически отказался перекрашиваться. Ну а я дал согласие стать блондином. Боже, я не знал, что меня ждет! Какое это мучение — целый год обесцвечивать волосы перекисью водорода! Черные корешки волос только чуть вырастут, а их уже видно, надо снова красить! А это ожоги, шелушащаяся кожа! И я решил схитрить. Стал подлиннее стричься, чтобы длинными волосами маскировать отросшие корни. Микаэлян это заметил и однажды сказал: «Тебя нельзя снимать. У тебя ощущение парика на голове. Подстригись покороче!» И тут у Плятта я увидел подходящий паричок. Но для роли зека — с коротеньким ежиком.

Решили с Пляттом разыграть режиссера. <…>

Появляюсь я — в кепочке. Микаэлян приказывает: «Сними кепку!» Я канючу-канючу, но в конце концов снимаю кепку. Боже мой, что сделалось на съемочной площадке! Всплески рук — съемки срываются, премии не будет. Микаэлян в отчаянии вопрошает: «Как долго у него будут расти волосы?» «Месяца два». «Ты идиот?! Как ты мог так поступить?!» — кричит на меня режиссер. «Вы же просили покороче! Я сказал парикмахеру «покороче» и задремал. Проснулся — и вот». <…>

Снимаю парик. И… получаю очередную порцию ругани — за издевательство!»

5 фактов об Александре Белявском

  • У актера были еврейские корни. Его родители Борис Моисеевич и Любовь Александровна Белявские из-за революции и гражданской войны получили лишь начальное образование, но сделали все возможное, чтобы дать детям — Александру, Ольге и Анатолию высшее образование.
  • По словам бывшей жены актера, когда в Иркутске он увлекся театром, коллеги-геологи дали ему прозвище Белявский-Станиславский.
  • Уже став актером Театра сатиры, зимой он подрабатывал Дедом Морозом на елках. «Мы вступили в кооператив Союза кинематографистов и поселились в центре, он все бегал с бородой и посохом в польское и японское посольства», — вспоминала бывшая супруга артиста.
  • Белявский много снимался за рубежом, помимо Польши он играл в фильмах, снятых в ГДР, Северной Корее, Чехословакии, Франции, Финляндии и США.
  • Отдыхать актер предпочитал на даче. Рассказывал: «Обожаю возиться в земле, посадки — это на мне. Люблю пить чай из самовара со смородиновым вареньем».

Материалы об Александре Белявском:

Биографическая справка в Википедии

Биография РИА Новости

Статья об актере на 24СМИ

Биография на сайте «Узнай все»

Первый брак и несчастья

Творческая биография Белявского была удачной и насыщенной. Казалось, что этот красивый, с лучезарной улыбкой мужчина, баловень судьбы. К сожалению, это не так. Закадровая жизнь Александра Борисовича сложилась трагически. Актеру пришлось многое пережить в жизни, и это серьезно подорвало его здоровье.

С будущей супругой Валентиной Белявский познакомился, став геологом. Влюбленные поженились и мечтали о наследнике. Когда родился малыш, его назвали в честь деда – Борисом. Александр души не чаял в сыне. И даже нанял няню, чтобы мальчик ни на минуту не оставался один. Но женщина оставила на несколько минут двухлетнего ребенка, и не увидела, как он упал в пруд. Спасти Борю не смогли.

Александр Белявский во всем винил себя. Метался, как загнанный зверь, и ушел в глубокий запой. Выбраться из жуткой депрессии помогла жена. Вскоре чета решила взять из детского дома мальчика Андрея.

В подростковом возрасте он узнал, что приемный сын. Несмотря на любовь и заботу родителей, начал от них отдаляться. Встретить 21 весну парню было не суждено: выпал из окна многоэтажки.

Смерть

Восемь лет Белявский боролся с болезнью, но состояние его здоровья улучшилось ненадолго. Он с трудом ходил, забывал слова, не в состоянии был держать ручку в руках. Александр Борисович понимал, что уже не вернется в театр и кино, не сможет содержать семью. 8 сентября 2012 года он выбросился из окна пятого этажа

, причем это оказалось окно лестничного пролета. Это обстоятельство делает смерть актера особенно загадочной, ведь Александр Белявский жил на втором этаже, и чтобы попасть на пятый этаж, плохо передвигающемуся актеру пришлось бы специально подняться. Такие обстоятельства смерти уверили правоохранительные органы в том, что актер покончил жизнь самоубийством.

Друзья и близкие семьи утверждают, что, несмотря на затяжную болезнь и мрачные перспективы в будущем, Александр Белявский отличался жизнелюбием, а также был настоящим «борцом» по жизни и не стал бы завершать жизнь самоубийством. Жена артиста Людмила также до сих пор не верит, что он сознательно пошел на самоубийство, считает, что причиной смерти актера стал несчастный случай.

Кроме того, у актера подрастала маленькая дочь, и Александр Борисович просто не мог бросить семью, как утверждают противники версии о самоубийстве актера. Старшая же дочь актера рассказала прессе, что из-за болезни у отца случались обмороки и приступы головокружения. Женщина уверена, что и в тот злополучный день у Александра Борисовича случился приступ, который привел к трагедии.

При этом часть актеров поверили в объяснение правоохранительных органов и даже нашли объяснение такому поступку актера. Коллега Белявского Станислав Садальский заявил, что советского артиста до смерти довела затяжная нищета и обвинил

в трагедии Союз кинематографистов в том, что талантливые актеры в старости не могут вести достойную жизнь и борются за существование.

Станислав Садальский утверждает, что при огромных гонорарах популярных актеров всем остальным артистам платят столько, что прожить на эти деньги невозможно. Отдельно актер отметил советский кинематограф, фильмы этого периода и сегодня регулярно демонстрируют по телевидению, обеспечивая телеканалы прибылью с рекламы, но съемочная группа этих фильмов не получает положенных отчислений.

Могила Александра Белявского находится в Москве. Урна с прахом знаменитого актера захоронена на Кузьминском кладбище.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]