Александра Пахмутова: биография, личная жизнь, семья, дети

Биография Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова – миниатюрный гений композиторского искусства, народная артистка СССР, Герой социалистического труда, обладательница многочисленных наград.

На фото: Александра Пахмутова

Каждый человек, вспомнив эту улыбчивую жизнелюбивую женщину, ассоциирует ее песни с каким-то периодом собственного прошлого или настоящего. «Нежность», «Надежда», «Команда молодости нашей», «Старый клен»… Лишь для перечисления всех ее произведений потребуется несколько страниц. Искренние и честные, трогательные и мощные – они давно стали ежедневной историей страны.

Закрытая тема

Александра Николаевна не любит говорить об этом. Для любой женщины отсутствие своих детей — очень болезненная тема. И слишком личная. Известно, что графа «дети» в биографии Александры Пахмутовой так и осталась незаполненной. Несмотря на это, очень много детских песен было написано их семейным дуэтом. Но многие поклонники считают, что это черная полоса в биографии и личной жизни Александры Николаевны Пахмутовой.

Детство и юность

Александра родилась осенью 1929 года в семье Николая и Марии Пахмутовых из поселка Бекетовка под Сталинградом. Тогда это был Ниже-Волжский край, жители которого еще хорошо помнили ужасы Гражданской войны.
Мама, Мария Амплеевна Улыбина (в первом браке Кувшинникова), потеряла в Гражданскую мужа и осталась вдовой в неполных двадцать лет, с двумя детьми на руках – Зоей и Мишей. Она самостоятельно научилась парикмахерскому делу, чтобы прокормить детей. В 1925 году она познакомилась с отцом Александры, Николаем Андриановичем, вышла за него замуж. В семье появились еще две дочки – Люда и Аля.

Александра Пахмутова в детстве

Николай Пахмутов был примечательной личностью. Его отец погиб в Гражданскую войну – Андриан Виссарионович был помощником командира красноармейского полка, и его зарубили шашками белоказаки в 1921. Николай работал на заводе, потом устроился на электростанцию, параллельно успевал писать картины, самоучкой играл на домре и балалайке.

Родители Александры Пахмутовой в молодости

Позже, перейдя на партийную работу, в местном клубе он создал оркестр, давал музыкальное сопровождение немым фильмам в кинотеатре. Каким-то чудом раздобыл пианино и в доме всегда звучали произведения Шопена, Чайковского, старинные романсы.

Отец Александры играл в оркестре

На этой музыке и росла маленькая Аля. Когда малышке было три года, отец застал ее за инструментом. Непослушными пальчиками дочь подбирала на клавишах мелодию. Николай Андрианович стал учить девочку всему, что умел сам.

В пятилетнем возрасте Пахмутова создала первое музыкальное произведение, которое они с папой назвали «Петухи поют». На семейном совете родители решили, что дочку нужно серьезно учить музыке и мама стала три раза в неделю возить ее в музыкальную школу Сталинграда. Гораздо позже Александра Николаевна рассказала: Саше было восемь лет, когда она вместе с папой исполнила в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Вольфганга Амадея Моцарта на вечере памяти Владимира Ленина. Переполненный клуб Бекетовки аплодировал их выступлению долго и от души. Весной 1941 года Пахмутова окончила четвертый класс музыкальной школы и получила путевку в интернат при Ленинградской консерватории. Но началась война. О Ленинграде пришлось забыть, семья отправилась в эвакуацию. Целый месяц Мария Амплиевна с детьми добиралась до Караганды. Потом жили в бараках Темир-Тау на берегу реки Нуры. Аля осталась без фортепиано, но был аккордеон, который она освоила очень быстро.

В 1943 году, когда семья вернулась домой, повсюду царила разруха. Многие люди ютились в землянках. Девочка стала выступать в госпиталях перед ранеными, исполняя песни и аккомпанируя себе на аккордеоне. Тогда она впервые сочинила музыку на стихи Иосифа Уткина «Если будешь ранен, милый, на войне».

Александра Пахмутова в школьные годы

Аля очень хотела учиться дальше, и когда отцу по службе выписали командировку в Москву, он взял с собой дочку, чтобы показать ее в Центральной музыкальной школе для одаренных детей. Девочку слушали Екатерина Мамоли и Теодор Гутман, которые и определили Пахмутову в шестой класс музыкальной школы при Московской консерватории.

Папа отвез Сашу на Малую Бронную, где в коммуналке жила семья Спициных, друзья его детства. Они поселили девочку у себя, пообещав заботиться о ней. Нарком электроэнергетики выделил дочери одного из лучших сотрудников пропуск в ведомственную столовую, а также талоны на получение костюма и зимнего пальто. Также Александра получала рабочую продовольственную карточку повышенной категории, как и все ученики Центральной музыкальной школы.

Пахмутова ходила на занятия затемно, пешком, чтобы успеть до начала уроков сделать домашние задания по музыке. В 1945 году об Александре и ее одноклассниках Верой Строевой был снят документальный фильм «Юные музыканты», а следом в «Московском комсомольце» была опубликована статья с фотографией о юной талантливой пианистке.

Юная Аля Пахмутова на роялем Школу Пахмутова окончила с отличием в 1948 году и поступила в консерваторию на теоретико-композиторский факультет к педагогу Виссариону Шебалину. Здесь она зарекомендовала себя как разноплановый автор: написала «Русскую сюиту», кантату на стихи Александра Твардовского «Василий Теркин», «Концерт для трубы с оркестром», «Походную кавалерийскую» на стихи Юлии Друниной.

Аспирантуру Пахмутова окончила в 1956 году с диссертацией «Партитура оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». Но оставаться в жанре исключительно классической музыки не стала, поясняя свое желание писать песни так:

Песни и произведения

Эти песни на слуху у большинства российских граждан и жителей стран бывшего Советского Союза. Их исполняли известные артисты эстрады.

  • «Русская сюита» (часто исполняется зарубежными симфоническими оркестрами).
  • «Герои спорта» (исп. М. Магомаев).
  • «Где ты, где ты, отчий дом?» (слова С. Есенина, а исп. Л. Зыкина).
  • «В песнях останемся мы» (исп. В. Мамонов и Н. Басков).
  • «Концерт для трубы с оркестром».
  • «Русский вальс» (исп. Н. Басков).
  • «Смелость строит города» (слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, исп. Э. Хиль).
  • «Вера» (исп. Л. Гурченко).
  • Увертюра «Юность».
  • Ода «Зажжение огня».
  • «Вся надежда на метро» (исп. Л. Лещенко).
  • «Виноградная лоза» (исп. П. Дементьев).
  • «Белоруссия» (исп. ансамбль «Песняры»).
  • «Где-то в поле, возле Магадана» (слова Н. Заболоцкого, исп. И. Кобзон).
  • «Город нашей славы» (исп. Л. Лещенко).
  • «Вишневый сад» (исп. Витас).
  • «Весна 45-го» (исп. Ю. Богатиков).
  • «Где-то под Бекетовкой» (родина Пахмутовой, слова Г. Киреева, исп. Л. Зыкина).
  • «Пока не поздно» (исп. И. Кобзон)
  • «Геологи» (исп. группа Hi-Fi).
  • «Мы учим летать самолеты».
  • «Наша судьба» (исп. М. Магомаев).
  • «Новый день» (исп. М. Магомаев).
  • «На взлет!» (исп. А. Королев).
  • «Парус алый» (исп. В. Леонтьев).
  • «Обнимая небо» (исп. Л. Лещенко, Э. Хиль).

Это лишь малая часть песен, автором которых является Пахмутова. Всего же их более 400. Даже мелодия для фильма «О спорт, ты мир!» была создана с участием Александры Николаевны. Также были написаны мелодии к фильмам «Девчата», «Битва за Москву», «Три тополя на Плющихе» и многих других. Но большую нишу в творчестве композитора занимает эстрада. Ее песни хотелось слушать и слушать, а слова оставались в памяти надолго. Вообще, биография Александры Пахмутовой примечательна тем, что в творческом союзе со своим мужем она дала жизнь большинству своих песен. Ведь автором слов более половины произведений является Николай Николаевич.

Песни и композиции Александры Николаевны знал весь Советский Союз. Ее песни звучали везде, начиная со строек и заканчивая комсомольскими собраниями. Что уж говорить о танцплощадках. Вся страна подпевала Александре Пахмутовой.

Творческий путь

Еще в консерватории Пахмутова начала писать музыку к фильмам. «Песню о тревожной молодости» страна стала распевать в 1958 году, когда на экраны вышла лента Федора Филиппова «По ту сторону». Помимо нее Александра написала еще четыре песни на стихи Льва Ошанина и музыку к этой картине.

Александра Пахмутова в молодости

Следом были знаменитые «Девчата» и песня «Старый клен» на стихи Михаила Матусовского, которая вскоре стала поистине народной. Композитор живо откликалась на все происходящее в стране. Вместе с соавторами Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым она ездила в творческие командировки на Братскую ГЭС, Усть-Илим, выступала в армейских частях.

Александра Пахмутова во время визита на Братскую ГЭС

Когда в Братске Пахмутовой сделали заявку на песню, которая рассказала бы о ребятах, работающих на ГЭС, она тут же откликнулась, и появилась не одна, а целый цикл композиций: «Марчук играет на гитаре», «Таежные звезды», «Главное, ребята, сердцем не стареть» и другие.

В лагере «Орлёнок»

Александра словно вела музыкальную публицистику, отмечая новыми песнями все важные события, происходящие в СССР. Писала о представителях разных профессий – строителях, геологах, космонавтах, спортсменах. Но ее композиции не были штампами, они волновали и брали за душу людей своей пронзительной лиричностью и точностью. Песни Пахмутовой считали за честь иметь в своем репертуаре Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, {ab:959}Людмила Зыкина{/ab}.

Для своего друга Юрия Гагарина Александра Николаевна создала цикл «Созвездье Гагарина» из пяти композиций, как бравурных, так и лирических, а к первому полету человека в космос появилась песня «Орлята учатся летать».

С Юрием Гагариным

Для фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» ею была написана песня «Нежность», первой исполнительницей которой стала Майя Кристалинская. А знаменитую «Надежду» впервые спела легендарная Анна Герман.

Композитор за работой

Особенно проникновенно звучала в исполнении Магомаева «Мелодия», которую он пел во время разлуки с любимой женой Тамарой Синявской, стажировавшейся в то время в итальянском театре «Ла Скала». Песни Александры Пахмутовой (1979) Торжественно и призывно звучала музыка Пахмутовой в официальном олимпийском фильме «О спорт, ты – мир!», в котором прозвучало виртуознее соло эстрадного ударника, а для картины «Полынь – трава горькая» композитор применила электронное звучание в сочетании с народными инструментами, сама же играла на синтезаторе.

С футболистами киевского «Динамо»

Творчество Александры Николаевны многогранно и обширно, от классических произведений до спортивных гимнов и детских песен. Она с легкостью писала увертюры («Юность», «Русский праздник»), симфонические поэмы («Птица-тройка»), концерт для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita, музыку для спектаклей («Великие голодранцы», «Нина», «Волшебный апельсин»).

Во время визита в Беларусь (70-е годы)

Особенной стала прощальная песня Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!» в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой. Обожают Пахмутову и хоккеисты, о которых она написала песни «Трус не играет в хоккей» и «Команда молодости нашей». Интервью с Александрой Пахмутовой («В гостях у Дмитрия Гордона») Около сорока из четырехсот написанных ею песен вошли в семь циклов, один из которых, «Обнимая небо», особенно дорог композитору.

С Людмилой Зыкиной и Иосифом Кобзоном

О творчестве Александры Николаевны в разное время высказывались по-разному. Кто-то обвинял ее в партийном заказе произведений, хотя Пахмутова никогда не состояла в КПСС. Другие называли ее рупором эпохи и считали ее музыку простой. На это возразил пианист и дирижер Михаил Плетнев: Песни Александры Николаевны входили в репертуар очень многих исполнителей. ВИА «Песняры» и «Сябры» пели «Беловежскую пущу» и «Белоруссию», «Весну 45-го года» и «Вишневый сад» пел Юрий Богатиков. Песни «Звезды становятся ближе» и «Темп» были в репертуаре Софии Ротару, а «Команду молодости нашей» исполнила Людмила Гурченко.

Александра Пахмутова и Муслим Магомаев играют в четыре руки

Композиции Пахмутовой пели Валерий Ободзинский и Аида Ведищева, Валерий Леонтьев и Михаил Боярский. Из молодых исполнителей одно время с песнями Пахмутовой выступал Юлиан. Особенно запомнилась слушателям песня «Русский вальс».

Ее композиции включали в свои концерты и западные исполнители, в числе которых Томас Андерс, группа Kreis из Восточной Германии, коллектив Living Sound из Британии.

Визит в родную Бекетовку (2004 год)

Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами – Расулом Гамзатовым, Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, но наиболее плодотворным было ее сотрудничество с поэтом и мужем Николаем Добронравовым.

Александра Пахмутова, Роберт Рождественский и Николай Добронравов (справа)

Осенью 2021 года композитора чествовали в Большом театре в связи с 90-летним юбилеем. Александра Николаевна как всегда, аккомпанировала за роялем выступавшим – Тамаре Гвердцители, Льву Лещенко, Александру Градскому и многим другим артистам, пришедшим на ее творческий вечер. Фрагмент из передачи «Доброе утро» Президент России Владимир Путин, поздравив Пахмутову с днем рождения, вручил юбиляру высшую награду Российской Федерации – орден Андрея Первозванного, который возглавил длинный список премий и наград, полученных композитором в течение творческой деятельности.

Александра Пахмутова и Владимир Путин на юбилейном вечере

В 2021 году творческий тандем представил на суд зрителей новую песню «Курская дуга», написанную ими для военной картины «Крепкая броня». Композиция была исполнена Сергеем Волчковым в сопровождении хора Сретенского монастыря и симфонического оркестра под управлением Сергея Скрипки.

Пахмутова и Добронравов рассказали историю своей любви

Несмотря на долгую травлю, которой они оказались подвергнуты после смены социалистического режима, вопреки обвинениям в плагиате (да, было и такое!), смеясь над теми глумливыми шутками, которые однажды позволила себе желтая пресса в адрес их семейных отношений, они как будто не замечают жестокостей внешнего мира. Творят свои произведения, не гонясь за внешним и преходящим: ни за деньгами, ни за почестями. По-прежнему глубоко интеллигентны, безукоризненно воспитанны, искренне расположены к собеседнику. Они для века 21‑го все равно что осколки дворянских родов для века 20‑го, наделены той самой глубочайшей сутью, про которую говорят: это кровь! А еще — одарены от Бога. И находят в первую очередь друг в друге и поддержку, и утешение, и вдохновение.

Поэтому 90‑летие, которое отмечает 9 ноября Александра Николаевна Пахмутова, — это поистине их семейный праздник, праздник двоих. Он ее Нежность, она его Мелодия, вместе они тот творческий тандем, который уже навсегда вписан золотыми буквами в историю советской и российской музыки.

Мне же — и как журналисту, и как человеку — несказанно повезло. Я много общалась с Александрой Николаевной и Николаем Николаевичем, причем абсолютно неформально. Некоторые из наших бесед стали основой этой публикации.

«Решили расписаться и расписались»

Молодой поэт и артист Добронравов и юный композитор Пахмутова познакомились в далеком 1956 году, тогда же увидело свет их первое совместное произведение «Лодочка моторная» — предтеча «Нам не жить друг без друга», «Опустела без тебя земля», «Первый тайм мы уже отыграли», «Птица счастья завтрашнего дня», «Знаете, каким он парнем был?», «Ты моя мелодия» и других, ставших такими же цитатными. Между знакомством двух молодых людей и регистрацией, оказавшейся впоследствии поистине звездным браком, прошло всего три месяца.

— Как вы вообще познакомились? — спрашивала я их. — Ведь такие талантливые творческие тандемы все-таки большая редкость.

— На радио встретились, — рассказывает Николай Николаевич, — во время работы, так и познакомились. Редактор представила нас друг другу, сказала: ну вот, вы поэт, она композитор, попробуйте поработать вместе.

— А дальше, как у Булгакова, «любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих»?

— Все случилось как-то очень быстро, — продолжает Николай Николаевич, — решили расписаться и расписались. Не было такого, как сейчас принято: давай сначала просто поживем вместе, посмотрим, подходим ли мы друг другу. К тому же и жить-то нам было негде: ни Але, ни мне. Расписались и сразу уехали на полтора месяца на море.

— В Абхазию, — мечтательно добавляет Пахмутова.

— Пожалуй, это было самое прекрасное время, — вспоминает Добронравов, — солнце, море, с нами были наши друзья… А когда ехали в загс, вдруг начался такой ливень! Такой дождь проливной! Говорят, это хорошая примета, которая обещает долгую и счастливую совместную жизнь.

— Когда ты живешь с человеком и одновременно являешься его соавтором, это упрощает семейные отношения или усложняет?

— У нас разные характеры, — пожимает плечами Николай Николаевич, — конечно, возникали и сложности, как без них? Но у нас всегда была общая позиция, общий взгляд на вещи, ведь недаром говорят: любовь — это когда люди глядят не друг на друга, а смотрят в одном направлении.

Николай Николаевич, я могу лично свидетельствовать, не обманывает. Понятие «они друг на друга не надышатся» — это про Пахмутову и Добронравова. Секрет их семейного счастья прочитывается на раз: они вообще никогда не перечат друг другу, не спорят, не настаивают на своем любой ценой. Достаточно одному сказать «да!», другой тут же подхватит «пожалуй, ты прав!», даже если заметно, что изначально он думал по-другому. Постоянная взаимная уступчивость, полная пристального друг к другу внимания: а кому это сейчас важнее, мне или моему партнеру? — вот залог крепости их отношений.

Они настолько подходят друг другу, что просто не могли не встретиться! Это произошло бы обязательно, не в Москве, так в Санкт-Петербурге. Но все-таки пути-дороги из детства привели их обоих в столицу.

«Вышел представитель руководства города и объявил, что концерт закончен, потому что началась война»

— Александра Николаевна, в вашей жизни переплелись самые разные великие события: война, Победа, первый полет человека в космос, освоение целины, строительство ЛЭП — 500, прокладка БАМа, и не уступающие стройкам-гигантам по мощи люди. А с чего все начиналось?

— В 41‑м году, когда я закончила четвертый класс школы в Бекетовке, где мы тогда жили, то должна была ехать учиться в специальную школу в Ленинград, там был интернат. Но началась война. Встретила я ее «замечательно». Двадцать первого июня был концерт по радио учеников нашей школы, я играла финал концерта Гайдна, было мне 11 лет. Ну сыграла, и ладно. А двадцать второго был концерт, почему-то он назывался «олимпиада художественной самодеятельности», и я там играла вальс собственного сочинения. И вдруг в середине концерта вышел представитель руководства города и объявил, что концерт закончен, потому что началась война.

И, кстати, потом под этим драмтеатром был штаб наших войск и госпиталь, а через площадь в универмаге — штаб Паулюса. Так вот лично для меня началась война. А в 42‑м году, когда уже враг подступал к городу, отец и брат остались на Волжской электростанции, они там работали, станция располагалась от центра в 18 километрах и работала всю войну, а мы, когда начались бои в Сталинграде, уехали в эвакуацию. Там рояля не было, я научилась играть на аккордеоне, изучала казахский язык, выступала в госпиталях. Я играла все песни на слух, даже не предполагая, что когда-то познакомлюсь с их авторами.

— Какой у вас был в детстве характер?

— Судите сами: когда мы вернулись в Сталинград, я со своим подростковым эгоизмом заявила родителям: мне надо в Москву, учиться; если вы не можете меня отвезти, то я договорилась с летчиками, и они меня отвезут. И эти летчики сказали родителям: да, надо везти вашу девочку, она с нами договорилась! И, кстати, такая вот отзывчивость тоже была приметой времени. Тогда родители купили мне пальто и повезли в Москву. Центральная музыкальная школа при Московской консерватории им. Чайковского, куда я поступала, тоже была в эвакуации, но в 43‑м она уже вернулась в столицу. И вот собрали комиссию… Я положила ватник на рояль… (Смеется.) В общем, вынесли вердикт, что меня надо учить, и я осталась. Интерната при школе не было, но у родителей оказались в Москве друзья — Спицыны, и я стала у них жить в одной комнатке в коммунальной квартире. Была война, окна газетами заклеены из-за бомбежек…

— Какое было самое сильное ваше впечатление в тот момент, когда вы оказались в Москве и поступили в школу?

— С отцом вечером, после комиссии, мы пошли в театр, в Большой не удалось, в театре Станиславского и Немировича-Данченко билета ни одного. Отец говорит: «Девушка! Мы из Сталинграда приехали». Это же тогда было все! Дали два билета, шел «Онегин», никаких буфетов, кто-то в антракте грыз морковку… Потом мы, уже ученики этой спецшколы, дневали и ночевали в Большом зале консерватории, бегали на репетиции, это было такое счастье! Были живы такие музыканты, как Гедике, Глиэр, Игумнов, а Гольденвейзер рассказывал о своих встречах с Толстым.

— Вы сразу знали, что станете композитором?

— Я знала, что пойду в консерваторию и буду поступать на композиторское. Как пианистка я бы не состоялась, маленькие руки, был бы ограниченный репертуар.

— Николай Николаевич, расскажите вы про свое детство. Вы же не москвич, могло ведь случиться и так: другой бы улицей прошел, ее не встретил, не нашел?

— Я родом из Ленинграда, не случилась бы война, Аленька приехала туда учиться, а так во время блокады меня эвакуировали, и в итоге я оказался в подмосковной Малаховке, там и учился. Так что встреча наша была предрешена свыше. Конечно, я учился не в столь элитном заведении. Но у меня был учитель литературы и русского языка Яков Васильевич Васильев, он же был и директором нашей малаховской школы. Я до сих пор храню его подарок на мой выпуск в 47‑м году, он подарил «Пушкинский календарь», на котором было написано: «Коля, это одна из самых любимых моих книг. Прошу любить и помнить обо мне».

Он знал, что я пишу стихи. Однажды мы сидим в школе, в пальтишках, помещение не отапливается, чернила замерзают, это был 5‑й или 6‑й класс. И он вдруг говорит: Коля Добронравов, пообещай мне, что ты сделаешь то, о чем я тебя сейчас попрошу, дай мне слово. Я сказал: конечно. И он тогда говорит: когда я умру, приди ко мне на могилу и прочти стихотворение, которое я сейчас буду читать, оно мое самое любимое, а мы сегодня будем проходить Лермонтова. И он начал читать: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу…» И я выполнил его просьбу, он был уже пожилым, наверное, еще до революции преподавал, и умер вскоре после моего выпуска. И я пришел на его могилу с одноклассниками и читал эти стихи.

— В то время мальчикам было незазорно любить поэзию?

— Мы, мальчишки, зарабатывали как могли — рубили сосны, а на полученные деньги ездили в Москву, ходили во МХАТ. Яков Васильевич Васильев был изумительный учитель, от него я узнал о поэзии Серебряного века, узнал стихи Есенина. Я впервые прочитал Есенина, когда ехал в Москву и заглянул в книгу попутчика, тот читал стихи, и — а память у меня хорошая — я по рифмам их потом восстановил. А уже затем Яков Васильевич сказал мне, что это Есенин.

А однажды на соседней даче на террасе я нашел довоенную подшивку «Огонька» и наткнулся там на строчки «Воображаю, как вишнево и персиково здесь весной, под пряным солнцем Кишинева» — это был Северянин. На следующий день я поехал в Москву в букинистический магазин, а шла война, это был 43‑й год, и там мне нашли две книжки его стихов, 19‑го и 21‑го года издания, они у меня до сих пор хранятся.

«И вновь продолжается бой» в Нью-Йорке

Они выросли, выучились и украсили своим творчеством целый мир. Их песни… Они, как камни янтаря, хранят в себе моменты времени и фрагменты истории страны. Песни комсомольской романтики и песни из самых знаменитых советских кинофильмов.

Из-под пальцев Александры Пахмутовой выпорхнуло около 400 песен, на сцене нет такого по-настоящему звездного имени, кто бы их не пел. Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Сенчина, Валерий Ободзинский, Сергей Лемешев, Георг Отс, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев, Александр Градский, Николай Басков, Лариса Долина, Тамара Гвердцители, Надежда Бабкина и др. Не говоря уже про ансамбль Александрова, хор имени Пятницкого, ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», «Пламя», группу Стаса Намина и других. Кто еще может похвастаться таким звездным составом?

А песня «И вновь продолжается бой» когда-то была главной песней ноября, без нее не обходилась ни одна демонстрация в честь очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, потом она же и стала тем самым произведением, за которую Пахмутову и Добронравова хулили, обвиняя в приверженности к социалистическому режиму, в принадлежности к партийной аристократии. Хотя они даже не были в партии… И за это секретарю правления Союза композиторов СССР Александре Пахмутовой и лауреату Государственной премии СССР поэту Николаю Добронравову долго не давали квартиру.

— Мы жили в коммуналке, в комнате. Но я не хотела связывать себя, — рассказывает Александра Николаевна. — Приехал бы ко мне высокопоставленный член партии, провел профилактическую беседу, сел в «Волгу» и уехал. А я что, потом всю жизнь на них работай? Я ни о чем не жалею. Сложилась бы жизнь совсем по-другому — и многих песен вы бы уже не услышали.

А та самая «И вновь продолжается бой» недавно вдруг зазвучала на улицах Нью-Йорка — под нее уличные танцоры полюбили танцевать брейк.

— Я, готовясь к встрече с вами, так и не смогла найти видеозапись одной из ваших самых прекрасных песен в исполнении легендарной Анны Герман — «Надежда». Неужели не снимали?

— Снимали, — отвечает Пахмутова, — даже два раза. Но размагнитили, потому что пленка была тогда в дефиците. Нам как-то позвонил Лапин, он тогда был председателем Гостелерадио, и сказал: вы же записывали «Надежду». Мы говорим: да, Сергей Георгиевич, но ее размагнитили. Он говорит: не может быть, у нас ничего не размагничивают! — и бросил трубку. Потом он как-то встретил нас в театре, подошел и сказал: да, вы были правы, этой записи не осталось…

— Анна Герман, наверное, единственная, кто и сегодня может посоревноваться в популярности с любой — и советской, и российской — исполнительницей. Прямо скажем, не без вашей помощи, все-таки «Надежда» — ее фирменная песня.

— Нет, ну у нее, конечно, были и другие замечательные советские песни в репертуаре, хотя «Надежда» стала очень популярной. Но и сама Анна Герман была чудесная: такая светлая, искренняя, в ней не было ни малейшей капли фальши.

— Ваша другая песенная визитная карточка — «Нежность» — досталась Майе Кристалинской и сделала ее в 1966 году по опросу телезрителей лучшей певицей года.

— Когда Майя исполнила в первый раз в концерте «Нежность», она ушла со сцены под стук собственных каблуков. Но она упрямо продолжала ее петь, и где-то на восьмой раз зритель наконец-то песню принял, а потом уже и влюбился в нее. Так что мы считаем Майю соавтором этой песни, — говорит Добронравов, — песня стала известна во всем мире, ее исполняли на разных языках.

— Майю тоже ведь недооценивали, хотя сегодня считается, что она была в милости у советской власти, — добавляет Пахмутова, — а вот когда мы бились, чтобы поднять ей концертную ставку, нам отвечали: «Как можно? Она же не имеет профессионального образования! У нее же авиационный институт!».

— Александра Николаевна, а вот скажите, композиторов не раздражает, когда исполнитель меняет темп? Если честно, даже меня, слушателя, бесит, когда вдруг знакомая мелодия звучит, так сказать, на другой скорости.

— Раздражает! Но если это убедительно, то можно смириться. Муслим Магомаев как-то сказал: «У меня принцип: медленную песню я пою еще медленнее, а быструю — еще быстрее!». И он сделал из нашей песни «Герои спорта» такую корриду! И пел ее потом очень часто.

— И за это вы, как и обещали, подарили ему песню с шестью бемолями?

Александра Николаевна смеется:

— Она оказалась в ре миноре, пришлось взять на полтона ниже, и остался один бемоль. Это и была «Мелодия». Когда я ее показала, ему так понравилось, что он не стал ждать партитуру. Вообще-то я никогда не отдаю песню без партитуры, но тут он выпросил клавир. У него через три дня был концерт, и он за это время уже успел заказать аранжировку и пел ее с большим успехом. Потом я уже сделала свою аранжировку, и Муслим записал «Мелодию» по моей партитуре.

— Судьба ваших песен счастливая, раз они разлетаются по всему миру, за границей вас знают как авторов?

— Когда Александра Николаевна однажды спросила хозяина знаменитого немецкого агентства по авторским правам Сикорского: «Что надо сделать, чтобы советская песня стала популярна во всем мире?», — рассказывает Николай Николаевич, — он ответил: «Вам — ничего! Просто напишите еще одну «Нежность», у нас ее пели все!» Да, многие песни перепеваются за рубежом, кстати, их очень любят в Японии. Но все-таки Александру Николаевну за границей хорошо знают именно как композитора, который пишет симфоническую музыку. Издаются диски, они есть там в продаже. Просто на охране своего шоу-бизнеса США, например, стоят, как мы на государственных рубежах. Ведь это такие деньги! И в эту сферу они никогда никого не пустят…

Они очень настоящие: гениальные и одновременно простые, невероятно душевные люди. Сильные! Никого не спрашивают ни о какой физической помощи. «Мы все по хозяйству делаем сами, магазинов вокруг много и вполне хороших», — отвечает на мой вопрос Александра Николаевна. Никогда не просят о финансовой поддержке: соглашаются выступать за удивительно небольшие деньги, а то и бесплатно, ведь главное — востребованность, подлинный интерес. И даже у Владимира Путина, который приезжал к ним в гости на 75‑летие Александры Николаевны, ничего просить не стали. «А зачем? — удивился Николай Николаевич моему удивлению. — Нам всего хватает». А это «все» — небольшая трехкомнатная квартира советской планировки и метража, где по большей части живут книги и ноты, да подмосковная дача.

Я бесконечно люблю у них бывать. Они обязательно оба выйдут в прихожую, и чтобы встретить, и чтобы потом проводить. Николай Николаевич по ходу беседы обязательно почитает какие-нибудь удивительные стихи, а потом расскажет остроумный анекдот — «от Кобзона». Александра Николаевна обязательно соберет на стол и, конечно, отмахнется от помощи. А накормив и напоив чаем из тоненьких фарфоровых чашек, сядет за рояль — ведь она знает, как я жду этого момента! И ответит на все мои вопросы, какими бы глупыми — «Александра Николаевна, а композиторы сначала подбирают мелодию правой рукой, а потом левой добавляют аккомпанемент или сразу сочиняют двумя руками?» — они ни были. И покажет, как транспонировать в другую тональность, если голос не берет верхнюю ноту, и объяснит, на какой размер стихов удобнее писать музыку. И даже споет для меня «Ночь коротка» сперва академическим голосом, профессионально дыша, а потом так, «как это делают эстрадники», а я, конечно же, буду рыдать от восторга.

Однажды, уже уходя от них, я полушутливо спросила: «Александра Николаевна, а можно я всем буду говорить, что меня учила музыке сама Пахмутова?». Она вдруг ответила очень серьезно: «Можно, Танечка! Главное, что вам интересно, что вы учитесь! Это сейчас мало кто любит и умеет делать».

Личная жизнь Александры Пахмутовой

С 1956 года Александра Николаевна замужем за единственным и любимым мужчиной в ее жизни – поэтом Николаем Добронравовым.
Они познакомились на Всесоюзном радио, где поэт читал стихи для детской передачи. Руководитель музыкальной редакции Ида Горенштейн предложила им сочинить для ребят, у которых начинались летние каникулы, хорошую песенку. И появилась на свет «Лодочка моторная», о которой пара шутливо говорит, что на ней они и отправились вдвоем в плавание по жизни. Они поженились в августе того же года.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов в молодости

Когда подъезжали к загсу, хлынул ливень, хотя до этого стояла сильная жара. Предзнаменование посчитали счастливым для дальнейшей жизни. Саша была в сшитом мамой и сестрой розовом костюме. Расписавшись, сыграли скромную свадьбу и отправились в свадебное путешествие по Абхазии, а вернувшись в Москву, принялись за работу.

Их семейный и творческий тандем стал примером вдохновения, даже в песни о комсомоле и Ленине речь шла об общечеловеческих ценностях: мечтах, любви, радости. Однажды Родион Щедрин сказал об их совместных произведениях: «Им Бог фонариком посветил…». Практически каждая новая песня творческого дуэта становилась шлягером.

Супруги вместе более 65 лет

Наследников у пары не появилось, но нерастраченная любовь распространялась на молодые дарования, многим из которых поэт и композитор дали путевку в творческую жизнь. Песни «Доктор Айболит», «Гайдар шагает впереди», «Орлята учатся летать», «Замечательный вожатый» и многие другие исполняли юные солисты в сопровождении Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения. Многие исполнители, даже вырастая, называли Пахмутову и Добронравова своими вторыми мамой и папой.

Есть ли рецепт крепкого брака?

Крепкий и счастливый брак этой пары держится на полном взаимопонимании и поддержке. Они стараются не придираться друг к другу, особенно по пустякам. У них не принято перечить друг другу, спорить или добиваться своего любой ценой — во всем присутствует уступчивость каждого из партнеров.

Александра Николаевна и Николай Николаевич очень внимательны друг к другу — это чувствуется абсолютно во всем. Даже сейчас, спустя долгие годы, прожитые вместе, они называют друг друга не иначе как Алечка и Колечка.

Александра Николаевна и Николай Николаевич — это не только муж и жена, но еще и верные партнеры по творчеству, а также самые близкие друзья. В их доме всегда царит атмосфера бесконечного уюта и тепла, в которой приятно находиться — об этом рассказывали многие звезды советской эстрады первой величины, отзываясь о них как о самой гостеприимной семье.

Заложница одной роли. Сериал «счастливы вместе» сломал карьеру Дарьи Сагаловой

«Пошлость — это с пафосом об очевидном»: Андрей Мягков об искусстве и жизни

«Санктъ-Петербургъ Опера» представил свою версию «Электры»: информация и фото

Александра Пахмутова сейчас

Весной 2021 года композитор впервые вышла в свет после перенесенного в начале года коронавируса. Вместе с мужем они проходили профилактическое обследование в одном из платных медцентров в Барвихе, где и подхватили инфекцию. Пару госпитализировали в ЦКБ, а через три недели выписали.

Александра Пахмутова на праздновании 98-летия ЦСКА

Пахмутова и Добронравов находились в самоизоляции на даче в Переделкино, затем переехали в московскую квартиру. И если ранее в передаче «Привет, Андрей!» Александра Николаевна участвовала по видеосвязи, то на празднование 98-летия ЦСКА прибыла лично, чем несказанно порадовала своих поклонников и участников торжественного мероприятия.

Домашний очаг Александры Николаевны Пахмутовой

Принимать друг друга такими, какие они есть, идти на компромисс — вот девиз этой счастливой семейной пары, прожившей столько лет вместе, общаясь при этом друг с другом нежно и ласково. Со стороны это выглядит так: степенно идет высокий интеллигентный мужчина, а рядом с ним семенит миниатюрная (с ростом 149 см) женщина, строгая и хрупкая, нежная и творческая. И все эти качества проявляются одновременно. Внешне такие разные, но идущие в одном направлении по жизни, они бережно хранят свой семейный очаг, и невозможно их представить друг без друга.

Интересные факты

  • Одним из увлечений Александры Пахмутовой является футбол, вместе с мужем она болеет за сборную России, а также за команду «Ротор» из города своего детства, нынешнего Волгограда.
  • В 1976 году крымские астрономы открыли малую планету между Марсом и Юпитером, которую назвали именем композитора. Планета №1889 официально зарегистрирована в Планетарном центре Цинциннати. Также именем «Пахмутова» назван астероид.
  • Песня «Магнитка», написанная Пахмутовой и Добронравовым, по решению депутатского корпуса Магнитогорска, стала официальным гимном города, а гимном Ярославля стала их же композиция «Ярославль мой, город-князь».
  • Конкурс «Надежда», который курирует Александра Николаевна, проходит в виде фестиваля в Нижнем Новгороде, а дети из неблагополучных семей и инвалиды имеют возможность участвовать в музыкальном проекте «Белый пароход», основанном композитором.
  • Однажды Пахмутову удивил и рассмешил звонок из Израиля. Совершенно незнакомый человек просил дать ему разрешение на использование одной из написанных ею мелодий в качестве рингтона для мобильного телефона.
  • К 90-летию любимой артистки в Волгограде, в сквере имени Александры Пахмутовой была установлена скульптурная композиция девочки с аккордеоном, символизирующая начало творческого пути народной артистки СССР.

Премии

Композитор награждена множеством наград и премий. Их великое множество, и перечислить все просто невозможно. Вот некоторые из них:

  • Государственная премия СССР за песни 1971-1974 годов.
  • Государственная премия СССР за саундтрек к фильму «О, спорт, ты — мир!».
  • Премия Ленинского комсомола в 1966 году.
  • Премия Министерства обороны Российской Федерации за вклад в культуру и искусство.
  • Иностранные ордена.
  • Орден Франциска Скорины. Вручен в 2000 году в Белоруссии за укрепление белорусско-российских культурных связей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]