Биография
После выхода культовой картины «Доживем до понедельника» актриса Ирина Печерникова проснулась знаменитой. Ее популярность вышла далеко за границы Советского Союза. За рубежом Печерникову называли «советской Одри Хепберн с глазами олененка». Наверное, именно тогда молодая артистка поняла, что ее детская мечта сбылась в полном объеме.
Детство и юность
Ирина Викторовна Печерникова появилась на свет в Грозном в начале сентября 1945 года. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в столицу. На Ленинском проспекте, где поселились Печерниковы, жила известная актриса Руфина Нифонтова. Уже тогда будущая звезда школьной саги мечтала о сцене. Она тайком носила цветы знаменитой Нифонтовой, но никак не могла решиться вручить букет ей в руки. Поэтому Ира тихонько подкладывала цветы под дверь и убегала. Но однажды решилась. Когда недосягаемая звезда открыла дверь, девочка пролепетала, что тоже мечтает стать актрисой и спросила, что для этого нужно. Руфина Дмитриевна, подумав, коротко ответила своим грубовато-хриплым голосом: «Все». И закрыла дверь.
Опубликовано Еленой Афанасьевой Вторник, 1 сентября 2020 г.
Ирина Печерникова в молодости
После такого исчерпывающего ответа Печерникова записалась во все кружки сразу: на гимнастику, фигурное катание и даже фехтование. Но главное, начала посещать драмкружок, который вела ученица великого Всеволода Мейерхольда. Именно она сумела подготовить Ирину к поступлению, причем выбрала ей вуз: непременно МХАТ.
Однако уверенности в том, что она поступит, у Ирины Печерниковой не было. Как утверждала актриса, поступила она случайно. Решила, что сначала год поработает в театре имени В. Маяковского, присмотрится к артистам, а поступать пойдет на следующий год.
А в Школу-студию МХАТ Ирина заглянула только затем, чтобы посмотреть, как поступают другие. Несмело открыла двери в студию, где принимали экзамен, и тут же была замечена. Девушку пригласили войти и спросили, сколько ей лет. Ей было 16, но она прибавила еще год. А на вид тоненькой и невысокого роста девочке было не больше 13. На голове огромный капроновый бант. Из одежды – коричневое школьное платье и белые носочки. Поэтому ответ «17» был встречен дружным хохотом.
На просьбу что-то почитать Печерникова продекламировала стихотворение «Сеттер Джек» Веры Инбер и рассказала отрывок из пьесы «Дашенька, или История щенячьей жизни» Карела Чапека. И снова хохот. Тем не менее, ее приняли.
Уроки одиночества: почему Ирина Печерникова так долго искала своё счастье
История Ирины Печерниковой – как наглядная иллюстрация жизни целого поколения российской интеллигенции. Успех, благополучие и комфорт в 70-е и тотальная невостребованность в 90-е. У неё не оказалось жизненной цепкости и умения приспосабливаться, чтобы удержаться на плаву. Но ей хватило чувства собственного достоинства и внутренней силы, чтобы остаться самой собой.
Дожила до понедельника
Она говорила про себя – «меня воспитала коммуналка». В большую московскую квартиру, где кроме Печерниковых жили ещё десять семей, они переехали из Грозного. Родители Ирины Викторовны были геофизиками, и соседи по коммуналке подобрались тоже из представителей интеллигенции – преподаватели вузов, доктора наук и даже академик.
Печерникова была заводилой и первой хулиганкой в своём дворе. Её даже выгоняли из садика за то, что она укусила своего одногруппника. Впрочем, в школе Ирина оказалась в числе лучших учениц. И уже тогда начала мечтать о сцене.
По соседству рядом с Печерниковыми жила известная актриса Руфина Нифонтова. Однажды Ирина набралась храбрости и спросила её: «Что нужно уметь, чтобы стать актрисой?».
Нифонтова ответила: «Всё». И Печерникова занялась буквально «всем»: танцами, фехтованием, верховой ездой, фигурным катанием. В 13 лет она поступила в драматический кружок, которым руководила ученица Мейерхольда Екатерина Соколова. Это дало девушке необходимую базу, но не прибавило уверенности в себе: на экзамены в школу-студию МХАТ она пришла без особой надежды на зачисление. Когда в комиссии спросили, сколько ей лет, Ирина ответила: «Семнадцать», прибавив год к своему возрасту. Все расхохотались – она выглядела максимум как восьмиклассница. Но её хрупкая незащищённость тронула экзаменаторов – в училище Печерникову приняли.
Уже на втором курсе она сыграла свою первую серьёзную роль в постановке «Зима тревоги нашей». А на выпускном спектакле «Таланты и поклонники» на Ирину обратил внимание кинорежиссёр Владимир Гориккер, который пригласил её на роль донны Анны в фильме-опере «Каменный гость». Перед талантливой выпускницей открывались всё новые горизонты. Одновременно Гайдай предложил ей роль «Кавказской пленницы», но Ирина отказалась в пользу классики.
Не осталась она и служить во МХАТе – выбрала Ленком, где в то время работал легендарный режиссёр Анатолий Эфрос. Печерникова высоко ставила творческую планку, и именно поэтому едва не отказалась от роли в фильме «Доживём до понедельника» – она подумала, что это будет очередная идеологическая ерунда. Но, прочитав сценарий, загорелась. Режиссёр Станислав Ростоцкий выбрал Ирину из трёх претенденток – конкуренцию ей составили более опытные Светлана Светличная и Валентина Шендрикова.
Так в 22 года Печерникова получила роль, которая стала в её жизни главной.
Высоцкие отношения
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал польский музыкант Збигнев Бизон. Молодые люди познакомились, когда актриса во время съемок сломала обе ноги. Друзья, чтобы встряхнуть ее, привели на концерт джаз-группы «Бизоны». Такой и увидел ее Збигнев – с палочкой. Роман вспыхнул мгновенно.
Пара долго созванивалась и переписывалась. Потом они, чтобы не разрываться между странами, решили расписаться. Но вместе смогли прожить недолго: Ирине не хватало театра. Актриса сильно скучала по своим родным. Так долго продолжаться не могло. Пара рассталась.
Второй раз личная жизнь Ирины Печерниковой изменилась после встречи с актером Борисом Галкиным. Молодые люди познакомились в Малом театре, где артистка в то время служила, а Галкин ставил дипломный спектакль. Сначала он влюбился в ее портрет, висевший в фойе, а потом и в сам «оригинал». Через пару месяцев после знакомства они поженились. Но Борис любил Ирину, а она в то время любила лишь театр.
Опубликовано Леонидом Вариченко Суббота, 2 сентября 2017 г.
Ирина Печерникова и Борис Галкин
По словам актрисы, настоящая любовь пришла к ней в 51 год, когда актриса снова встретилась с Александром Соловьевым, сыгравшим Красавчика в «Зеленом фургоне». Они познакомились еще в 1969-ом. Но не тогда, а гораздо позже, в 1986 году, поняли, что между ними не просто влечение, а настоящая любовь. Но в то время у Соловьева подрастал маленький сын. Ирине не хотелось разбивать семью и строить счастье на чужих разбитых судьбах.
Они встретились снова в конце 1990-х. Сын Александра вырос и стал студентом.
В 1997-м Печерникова и Соловьев обвенчались в церкви на Арбате. Короткие 3 года отвела им судьба на огромное, невероятное счастье. А в канун 2000-го актера нашли с травмой головы на клумбе. Он скончался, не приходя в сознание, в клинике Склифосовского 1 января. И если бы милиционер, который нашел актера, не вспомнил, что видел его в «Зеленом фургоне», Соловьева похоронили бы как неизвестного.
Опубликовано Лесей Авдеенко Суббота, 16 марта 2019 г.
Ирина Печерникова и Александр Соловьев
Полгода актриса провела в больнице с тяжелейшим нервным расстройством. Потом были долгие годы страшной депрессии и нежелания жить и видеть людей. Кажется, только недавно знаменитая актриса начала видеть мир в красках и хоть изредка появляться на публике.
Так получилось, что своих детей у актрисы не было, но Печерникова научилась находить гармонию в любых проявлениях жизни. Еще в 90-е годы актриса приобрела деревенский дом, где проводила время с мая по октябрь. У актрисы был небольшой огород, она любила прогулки по лесу. По словам друзей, Печерникова слыла прекрасным кулинаром, борщи и пироги Ирина Викторовна считала своим коньком.
В молодые годы Ирина Печерникова легко осваивала иностранные языки. Французский актриса выучила за семестр в Школе-студии МХАТ, а разговорный английский освоила за месяц пребывания в Лондоне. До последних дней Ирина Печерникова хорошо говорила по-польски.
Еще одно увлечение актрисы, которое она сохранила со времен студенчества, – изучение творчества Леонардо да Винчи. Ирина была убеждена, что с этим человеком ей было бы о чем поговорить, если бы существовала возможность такой встречи.
Перед смертью Ирина Печерникова сыграла последнюю любовь
На фестивале «Амурская осень» в Благовещенске в середине сентября Ирина Печерникова могла бы представить свою первую за долгие годы отсутствия в кино работу. В фильме «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, которую сняла Юлия Колесник, она сыграла главную роль. Съемки проходили на Алтае в мае прошлого года.
Героям Печерниковой и Вениамина Смехова за 70, но они полюбили друг друга. Эльза — этническая немка. Она недавно овдовела, потеряла нелюбимого мужа и должна носить траур. За пределы своего поселка выезжать ей не приходилось. Эльза знакомится с бывшим географом Леонидом. Он на пенсии и в ее поселке — чужак. И не было бы никому до этого дела, если бы ни вспыхнула поздняя любовь. Пожилые герои мечтают куда-нибудь уехать в поисках мечты, но это не входит в планы детей и внуков, угрожает их материальному благополучию. Влюбленным объявлена война.
Ирина Печерникова была первой красавицей советского кино, много снималась в конце 1960-х и в 1970-е годы. Звездой ее сделала картина Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», где она сыграла учительницу, а ее партнером по экрану стал Вячеслав Тихонов. Наверное, это главная ее роль в кино. Хотя «Землю Эльзы» нам еще только предстоит посмотреть и оценить. Лучшие ее картины – «Первая любовь» Василия Ордынского по Тургеневу, «Города и годы» Александра Зархи, «Страницы журнала Печорина» Анатолия Эфроса, где она сыграла княжну Мэри, а Олег Даль — Печорина.
Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в Грозном. Ее родители были геофизиками. Потом был переезд в Москву. Прежде чем поступить в Школу-студию МХАТ, Ирина обратилась за советом к актрисе Малого театра Руфине Нифонтовой и начала подготовку по всем фронтам. Чем только ни занималась – от фехтования до фигурного катания и конного спорта. Так готовила себя к актерской карьере и сразу же поступила в Школу-студию МХАТ.
Она могла сняться в «Кавказской пленнице» Гайдая, но предпочла роль Донны Анны в фильме-опере «Каменный гость» Гориккера, ставшей ее дебютом в кино. Ирина умела делать выбор, казавшийся кому-то странным. МХАТу предпочла Театр Ленинского комсомола, где работал Анатолий Эфрос. Потом было десятилетие в Театре Маяковского, вполне успешная карьера в Малом театре.
Красавица советского кино жила необыкновенной по тем временам жизнью. Вышла замуж за поляка, уехала в Европу, побывала там, куда нога советского человека не ступала. Потом было второе замужество. Спутником ее жизни стал актер Борис Галкин.
У Печерниковой был сумасшедший роман с женатым красавцем-актером Александром Соловьевым, разрывавшимся между двумя женщинами. Три года продолжалась бурная страсть, пока Александра не убили 1 января 2000 года.. Ничего точно сказано не было о том, что же тогда произошло. Обвиняли милицию в избиении — версий и по сей день много. Жизнь была бурная, драматическая.
У нее были проблемы с алкоголем, и в в какой-то момент Печерникова сама заговорила о них. Справлялась с зависимостью тяжело. В карьере наступила пауза. Казалось, что навсегда.
Но в 1990-ом Ирина снялась в «Анне Карамазофф» у Рустама Хамдамова, потом были приглашения в сериалы. И вот теперь – «Земля Эльзы», ставшая ее последней работой в кино. Это в любом случае для нее было сильное испытание. Дождаться роли вопреки всему, когда все давно поставили на ее карьере крест… Возможно, не выдержала мощных эмоций. Да и юбилей для многих актеров – сильнейший стресс, поэтому они часто уходят из жизни до или после громкой даты. Хрупкие натуры не выдерживают.
Год назад в конкурсе Венецианского кинофестиваля участвовала картина «Мартен Иден» по роману Джека Лондона, снятая влюбленным в Россию итальянским режиссером Пьетро Марчелло. На экранизацию его вдохновил советский телеспектакль Сергея Евлахишвили, поставленный в 1976 году, где главные роли м сыграли Юрий Богатырев и Ирина Печерникова. Пьетро обязал своих артистов посмотреть спектакль. Он долго искал исполнительницу главной женской роли, мечтал о том, чтобы она обязательно была похожа на боготворимую им русскую актрису Ирину Печерникову. Он мечтал когда-нибудь с ней встретиться. Не успел.
Звезда и смерть Ирины Печерниковой: образы в фотографиях
Смотрите фотогалерею по теме
Театр
Творческая биография Ирины Печерниковой началась уже на 2-ом курсе Школы-студии. Ей доверили сложную и одновременно интересную роль в постановке «Зима тревоги нашей». Тотчас начинающая актриса узнала, что такое театральные интриги. За тонкой перегородкой гримерки Ирина услышала, как ее, совсем еще девчонку, не успевшую ни разу поцеловаться, обсуждали завистливые старшие коллеги. В том, что студентке доверили такую ответственную роль, они заподозрили ее любовную связь сразу с двумя режиссерами.
Ирина долго плакала, забившись в театральные декорации. Ее всхлипы с «подвываниями» услышал режиссер. Тогда он дал начинающей артистке дельный совет:
«Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить».
Опубликовано Эльвирой Яблонской Вторник, 1 сентября 2020 г.
Актриса Ирина Печерникова
С тех пор подобные разговоры у себя за спиной Печерниковой доводилось слышать не раз. Иногда слухи имели под собой основания, но чаще нет.
После окончания вуза Ирину Викторовну приняли в Ленком, где она работала 2 года, до 1968-го. Но потом перешла в Театр имени В. Маяковского, в который мечтала попасть еще в юношестве, увидев «Гамлета». В «Маяковке» актриса задержалась на 10 лет. Оттуда ее переманил в свой театр, Академический Малый, известный режиссер Михаил Иванович Царев. Правда, сразу же предупредил, что года два ее «будут есть», а она по виду «съедобная».
Так и случилось. Ирину Печерникову ненавидели. Ей завидовали черной завистью. Ведь «новенькая» отобрала все репертуарные роли. Часто бывало, ей звонили перед премьерой и вкрадчивыми голосами угрожали изуродовать лицо кислотой или навести страшное проклятие.
Когда не стало Царева, которого артистка боготворила, ее жизнь в театре потеряла смысл. Лучшие роли были сыграны. Ей стало скучно и неинтересно. К тому же начались «лихие 90-е», сломавшие карьеру многим актерам. Не была исключением и Печерникова. От безысходности и ненужности актриса начала пить. Остановиться сумела только на краю пропасти.
Ирина Печерникова: первые шаги актрисы
Родилась Ирина после войны в 1945 году, 2 сентября, в славном городе Грозном. Долго семья будущей актрисы там не задержалась и переехала в Москву. Как и все девчонки, маленькая Ириша мечтала сниматься в кино и быть знаменитой. В столице ей посчастливилось поселиться по соседству с театральной артисткой Руфиной Нифонтовой. Спросив у нее однажды о том, что нужно делать для того, чтобы стать такой же, как и она, малышка услышала ответ: «Все». С этого слова начался путь Печерниковой к славе.
Ирина занималась всем, чем только могла. В ее списке чего только не было: гимнастика, фигурное катание, стрельба, фехтование, верховая езда и, конечно же, любительский театр.
После школы девушка с легкостью поступила в МХАТ и на втором курсе получила прекрасную роль в спектакле «Зима тревоги нашей». Вместе с первым успехом появились и завистники, и сплетники, но Ирина вскоре поняла, что чем больше о ней говорят, тем больше растет ее популярность в мире искусства. В театре красивая молодая актриса сразу же забрала себе все значимые роли, за что ее недолюбливали коллеги-женщины. Вскоре атмосфера так накалилась, что театр пришлось оставить.
Фильмы
Кинематографическая биография Ирины Печерниковой складывалась так же удачно, как и театральная. Это становится понятным после перечисления ее кино-партнеров: Вячеслав Тихонов, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Юрий Богатырев.
После удачного старта в лентах «Каменный гость» и «Первая любовь» Станислав Ростоцкий предложил молодой актрисе роль в своем пронзительном фильме «Доживем до понедельника». Режиссер искал новое, «не засвеченное» лицо. Картина вышла на экраны в 1968 году. Учительницу английского языка Наталью Горелову Печерникова сыграла на одном дыхании. Позже Ирина Викторовна призналась, что это была не игра, а сплошное удовольствие. Потому что на съемочной площадке царила атмосфера всеобщей любви и уважения, которую мог «внедрить» только Ростоцкий.
После фильма заговорили о романе Печерниковой и Тихонова. На самом деле никакого романа не было. Молодая актриса не то что флиртовать с мэтром стеснялась, девушка даже дышать при нем боялась. Влюбленность действительно была, но в своих мемуарах артистка назвала ее «уважительной».
Не было романа и с Олегом Далем, хотя Ирина Печерникова действительно была влюблена в звезду. Ради того, чтобы сниматься с ним, артистка, уже тогда знаменитая на всю страну, согласилась сыграть эпизод в картине «Вариант «Омега». Но Даль был женат. Его жена Лиза работала монтажером и оказалась интересной и яркой личностью. Пара всюду ходила, держась за руки. Поэтому, кроме дружеских отношений, с Далем ничего иного быть не могло.
Ирина Печерникова в фильме «Доживем до понедельника»
Полуправдой оказался и приписываемый Печерниковой роман с Владимиром Высоцким. Пара играла вместе в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В своих мемуарах актриса поделилась, что в самом начале знакомства Высоцкий ее страшно раздражал. Артист часто бывал выпившим и старался ее ущипнуть. Знакомство оказалось нестандартным. Ирина, впервые услышав, как поет бард, тихо сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!». Но в повисшей после исполнения песни тишине Высоцкий эти слова услышал. Возможно, чтобы скрыть обиду или удивление, он громко расхохотался.
Позже, когда после короткого пребывания в Польше актриса вернулась в Москву, они опять встретились. Печерниковой творчество знаменитого на всю страну Высоцкого было совершенно неизвестно. Она спросила, написал ли он еще что-то, кроме «Паруса». И опять невероятно удивила и рассмешила барда.
Кажется, он действительно был влюблен в актрису с глазами олененка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чем не подозревающую Печерникову в машину и отвез в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошел с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на нее.
Однако бард любил Марину Влади. А Печерниковой быть любовницей не хотелось.
Ирина Печерникова в фильме «Два капитана»
Своей любимой ролью в кино актриса называет Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Хотя она едва не отказалась от этой работы. Дело в том, что режиссер Евгений Карелов пригласил ее на роль матери Кати. При этом Катю играла почти ровесница Печерниковой – Елена Прудникова. Ирина обиделась, на что Карелов ей сказал:
«Я пригласил именно вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».
В эти годы актриса не сходила со страниц «Советского экрана», публикации с рецензиями и многочисленными фото следовали одна за другой.
Среди запомнившихся зрителям работ Ирины значится главная роль в фильме «По собственному желанию». Ее партнером на экране стал Евгений Киндинов. Вскоре последовала работа в киноповести «Человек меняет кожу», где играли Игорь Костолевский, Борис Хмельницкий, Лариса Удовиченко. В драме «Необыкновенное лето» Ирина Печерникова исполнила роль Лизы Мешковой. А в 1981 году ее ждала работа в популярном советском фильме-катастрофе Андрея Малюкова «34-й скорый». Ирина тогда перевоплотилась в пассажирку-безбилетницу, а в главных ролях блистали Лев Дуров, Елена Майорова и Александр Фатюшин.
Еще одна страница в творчестве Ирины Печерниковой – участие в телеспектаклях. Актриса представляла героинь постановок «Страницы журнала Печорина», «Мартин Иден», «Месяц длинных дней».
В 1990-х актриса почти не снималась, но фильмография актрисы пополнилась проектом, который был положительно воспринят международными критиками. Ирина сыграла в драме «Анна Карамазофф», которая была представлена позднее на Каннском фестивале. Вместе с Татьяной Друбич Печерникова перевоплотилась в узбечку.
## Ирина Печерникова. Из интервью А с Володей Высоцким у нас странные были отношения. После окончания студии я очень…
Опубликовано Николаем Калугиным Вторник, 1 сентября 2021 г.
Ирина Печерникова и Владимир Высоцкий
В 2000-х она появилась на экране дважды. Печерникова согласилась на небольшие роли в картинах «Не покидай меня, любовь» и «Последняя репродукция». Но при этом Ирина Викторовна утверждала, что совершенно не сожалеет о своей невостребованности в новом веке. Она говорила, что после сыгранных ролей с Далем и Тихоновым ей трудно смотреть на то, что сегодня называют кинематографом.
Зрители снова вспомнили о легенде в 2010-м, когда ее пригласили на шоу «Формула красоты». Печерниковой была сделана пластическая операция, после которой актриса удивительно помолодела. Далее последовало участие в программах «Раскрывая тайны. Звезды», «Автограф по субботам», «Бабье лето», «Ирина Печерникова. Мне не больно». Приглашал актрису в авторский проект «Серебряный шар» и искусствовед Виталий Вульф.
Позднее актриса не раз становилась героиней авторских передач. В ток-шоу «Наедине со всеми» Ирина Печерникова рассказала Юлии Меньшовой о главных событиях своей жизни. В эфире передачи артистка вспомнила, что еще в самом начале кинокарьеры Леонид Гайдай предложил ей главную роль в «Кавказской пленнице». Режиссер обратился к молодой актрисе с предложением сняться в сцене с осликом в качестве пробы в новую комедию, но Ирина тогда работала над ролью донны Анны в экранизации произведения Александра Пушкина, поэтому отказалась от столь сомнительного предложения. Позднее Леонид Гайдай неоднократно при встрече подшучивал над Печерниковой.
В 2021 году актриса появилась в ток-шоу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где подробно рассказала о том, как непросто складывалась ее жизнь.
Ирина Викторовна родилась 2 сентября 1945 года в Грозном, Чечня. Еще в раннем детстве она вместе с семьей переехала в Москву. Ирина с малых лет обожала кино. «Я всегда была «дитя иллюзий». Любила сказки: Андерсена, Грина. И в кино мне нравились сказки, те же «Римские каникулы», – вспоминала актриса. – Я прогуливала уроки, чтобы пойти в кинотеатр. Шла туда с утра, на первый сеанс. Смотрела фильм до конца, потом шла в туалет, ждала там и с новыми зрителями возвращалась в зал. И так второй сеанс, третий… И все время думала: какие они счастливые, артисты!». Ирина обратилась за советом к соседке – признанной актрисе Руфине Нифонтовой, которая сказала девочке, что для актерского ремесла «нужно все». Ирина стала записываться во все кружки подряд: фигурное катание, гимнастика, фехтование. Ей посоветовали поступать в Школу-студию МХАТ. Скромная девушка заглянула внутрь престижного вуза, чтобы посмотреть на других абитуриентов, но неожиданно для самой себя зашла в экзаменационный кабинет и прошла конкурс.
Еще в студенческую пору Печерникова впервые поработала на «взрослой» сцене и на съемочной площадке. В двадцать один год она окончила институт и присоединилась к труппе театра Ленком, а затем вышла на подмостки Академического театра им. Владимира Маяковского и Малого театра. Уже первые фильмы с участием Ирины принесли ей всесоюзную известность. В 1966 году она снялась в ленте «Каменный гость», где сыграла Донну Анну. Триумфальной оказалась ее вторая киноработа – лента «Доживем до понедельника» (1968). После премьеры актриса очутилась в рядах главных красавиц Советского Союза. Она получала мешки писем от поклонников, стала героиней прессы и телевидения, предметом широких обсуждений и зависти. Популярность Печерниковой закрепили последующие работы: роль Зинаиды в фильме «Первая любовь» (1968), Лены в мини-сериале «Вариант «Омега»» (1975), княжны Мэри в экранизации «Страницы журнала Печорина» (1975), мамы Кати в фильме «Два капитана» (1976) и др. Первым мужем кинозвезды стал известный актер Борис Галкин, а вторым – польский музыкант Збышек Бизон. Оба брака оказались довольно скоротечными.
Пребывая на вершине славы, Ирина Печерникова даже не подозревала, что когда-нибудь окажется на самом дне. После развала Советского Союза актриса болезненно переживала кризис театра и кинематографа, отсутствие работы и потерю интереса к ее личности. Ирина стала злоупотреблять алкоголем, впала в депрессию. К жизни ее вернула новая любовь – третий супруг Александр Соловьев, с которым Печерникова познакомилась в Феодосии на приеме у доктора Довженко. В 1997 году она вышла замуж и, по ее собственному признанию, обрела, наконец-таки, семейное счастье. Однако уже через три года актрису ждал новый удар – Соловьев трагически погиб.
Возрождение творческой деятельности Печерниковой началось с телешоу «Формула красоты», где ей сделали пластическую операцию: в результате Ирина помолодела и напомнила о себе современному телезрителю. Ей стали предлагать роли в кино и сериалах. Впрочем, «опускаться» до уровня третьесортного продукта советская кинозвезда не захотела. Она снялась только в нескольких проектах: «Не покидай меня, любовь» (2001), «Последняя репродукция» (2007), «Бабье лето» (2011).