Биография и дата рождения Рудольфа Нуреева, личная жизнь и его карьерный путь


Биография балетмейстера

Рудольф Нуреев – один из самых известных и без сомнения легендарных танцовщиков балета, на которого равняются и по сегодняшний день. Мужчина с успехом выступал не только на территории Советского Союза, а и за границей. Его танцевальные партии просто завораживали зрителей, заставляя их взрываться овациями. Технику танца Нуреева изучают в балетных школах по всему миру, а его прыжки стали поистине хрестоматийными.

Но, несмотря на огромную популярность, в жизни артиста было много трудностей и проблем. Отчасти виной была нетрадиционная сексуальная ориентация Рудольфа и проблемы с чиновниками Министерства культуры. Все это вынудило мужчину во время зарубежных гастролей во Франции попросить политического убежища, сделав его одним из самых скандально известных беженцев в советской истории.

Детские годы и юность Рудольфа Нуреева

Родился мальчик в страшные годы сталинских чисток и переселений целых народов. Его родным городом записан Иркутск, но на самом деле он родился в поезде, а рождение ребенка просто зафиксировали на ближайшей станции. Родители будущей звезды происходили из простых, бедных крестьян. У Нуреева были татарские и башкирские корни. Его мать – Фарида, была татаркой и проживала в Казанской губернии, а отец – Хамет, был башкиром и раньше жил в Уфимской.

Он был умным мужчиной и смог окончить мусульманскую школу – медресе. После революции Хамет встал на сторону Советов и пошел в армию, где стал политруком. Его, как военного, вместе с женой часто переводили из одной части в другую. И вот, 17 марта 1938 года в поезде, проезжавшем недалеко от озера Байкал, Фарида и родила ему сына. Кроме Рудика, в семье уже было три девочки, поэтому Хамет очень обрадовался появлению сына.

Рудольф Нуреев

Через полтора года мужчину перевели в столицу – город Москва, куда он переехал вместе со всей семьей. С началом Великой Отечественной войны отец Рудольфа ушел на фронт. В 1941 году Фариду с детьми отправили в эвакуацию – они обосновались в пригороде Уфы. Детство маленького Нуреева было трудным, ему пришлось узнать все лишения военного времени. Он, вместе с семьей, ютился в маленькой комнатке, а голод и нищета были их постоянными спутниками.

Когда Рудику исполнилось пять лет, то случилось знаковое событие, повлиявшее на его будущее. Фарида, чтобы разнообразить серые будни, повела своих детей в Уфимский оперный театр на балетную постановку «Журавлиная песнь». То, что мальчик увидел на сцене, стало для него настоящим потрясением. Его привела в восторг театральная праздничная, помпезная атмосфера.

Рудольфа впечатлило сверкание хрустальных люстр, позолота на стенах, пышный занавес и яркие наряды артистов. Именно тогда мальчик твердо решил, что в будущем хочет танцевать в театре. Нуреев записался в детский фольклорный ансамбль, где с азартом стал постигать азы хореографии, а после ездить с другими детьми по области и выступать в госпиталях, на заводах и в ближайших деревнях. Преподаватели и просто знакомые матери наперебой хвалили мальчика, отмечая у него явный талант.

Но тут закончилась война, и с фронта вернулся его отец. Хамет был очень недоволен увлечением сына, считая это не мужским занятием. Он захотел, чтобы мальчик стал в будущем врачом или инженером, а не «скакал» по сцене. Смеялись над Рудольфом и одноклассники, особенно когда Нуреев приходил в школу в одежде своих старших сестер. Но мальчик, несмотря на все, упорно продолжал заниматься балетом.

Рудольф Нуреев

Рудольф Нуреев — биография

Рудольф Нуриев — легенда отечественного и мирового балета, самый выдающийся танцовщик прошлого столетия.

Детские годы

Родился Рудольф Нуриев 17.03.1938 года в семье Фариды и Хамета Нуриевых. Отец его был политруком Красной Армии. Во всех биографиях местом рождения будущей звезды сцены записан Иркутск, а действительное место его рождения — поезд, в котором беременная Фарида ехала вслед за мужем во Владивосток. Хамет очень обрадовался рождению сына и сам назвал его Рудольф. До этого в семье родились три девочки — Роза, Розида и Лидия.

Фото: Рудольф Нуреев в молодости

Полтора года семья жила во Владивостоке, пока отца не перевели на новое место службы, в Москву. Здесь они селятся в небольшом деревянном доме, живут как все, небогато. Постепенно жизнь налаживается, но всем планам и задумкам сбыться не удалось — началась война. Отец уходит на фронт в первых рядах. Семья осталась в Москве, но вскоре была эвакуирована с такими же семьями военных. Они попали в Челябинск, а потом оказались в селе Щучье, недалеко от Уфы. Военные годы Рудольф вспоминает с трудом, кроме холода, голода и постоянной темноты в памяти не осталось ничего. Мальчик был нервный и часто плакал, наверное потому, что приходилось бороться за еду и выживать в жутких условиях.

Когда ему исполнилось 5 лет, он впервые увидел балет. Это была «Журавлиная песнь». Маленький Рудольф твердо решает танцевать. Фарида долго не раздумывала и разрешила сыну заниматься в танцевальном кружке детского сада. Учился мальчик с большой охотой, выступление их кружка очень нравилось раненым бойцам. При виде маленького танцующего мальчика все были в восторге и поражались его огромному таланту.

Юношеские годы

После Победы в 1945 году возвращается отец, но дети разучились видеть в нем близкого человека. Они получили комнату в коммунальной квартире, которая была теплой и светлой, и жизнь стала постепенно налаживаться. Отцу не нравилось занятие сына, в будущем он видел его инженером.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он начал заниматься в танцевальном кружке дома пионеров. Его первая учительница — А.И.Удальцова, она сразу рассмотрела в ребенке талант и посоветовала ему продолжить обучение танцу в Ленинграде.

Фото: Рудольф Нуреев

В 1955 году юноша получает от судьбы нежданный подарок. В Москве открылся фестиваль искусства Башкирии. Его танцевальной труппе предстояло выступить с балетом «Журавлиная песнь», но внезапно заболел солист. И юный Рудольф предлагает свои услуги, хоть совершенно не знает партию. Его кандидатуру утверждают, но парню приходится в сжатые сроки выучить всю партию. Он смог это сделать, но здоровье было подорвано. Восстанавливаться было некогда, молодой танцор с травмой выходит на сцену и покоряет зал. Именно в этот момент его учителям стало понятно, что в русском балете появился «неистовый татарин».

После этого судьбоносного выступления Рудольф принял решение поступать в столичную студию хореографии, но там иногородним не предоставляли общежитие. Так он попадает в Ленинград и в 1955 году поступает в Ленинградское хореографическое училище. Он не знал, что дети начинают обучаться с 12-ти летнего возраста и его однокурсники ушли далеко вперед в плане мастерства. Над ним подшучивают, он трудно сходится с другими учениками. Дальнейшее проживание в общежитии становится невозможным. Его спасает наставник — Александр Пушкин, которые предложил пожить в его семье.

В 1958 году Рудольф выпускается из училища хореографии и становится членом труппы театра оперы и балета им.Кирова в Ленинграде. Настояла на этом приглашении прима-балерина этого театра Н.Дудинская.

Жизнь в балете

Первое профессиональное выступление артиста состоялось сразу после окончания учебы. Он принял участие в конкурсе, проходившем в Москве. Его партнершей была А.Сизова. Выступление дуэта было блестящим, комиссия была в восторге от сольной партии молодого таланта. Он отличался необыкновенной манерой танца, такую технику исполнения до этого не видел никто. Балет «Лоуренсия» принес им золото на этом конкурсе, но Рудольф отказался принимать награду. По возвращению в Ленинград он танцует «Гаянэ», но уже с другой партнершей — Н.Кургапкиной. После этого была «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Мариинский театр в буквальном слове кипел и в эпицентре этого кипения был Нуриев.

Он получает золотую медаль, покорив своим танцем Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Вене. После трех лет работы в театре, Рудольф занимает важное место в труппе, становится надеждой всего театра. Потом были триумфальные выступления в Болгарии, Восточной Германии, Египте. После этого Нуриев легко получает визу на поездку во Францию. И танцор поехал покорять Парижскую оперу. Но успел выступить во Франции всего несколько раз, по приказу КГБ он был снят из репертуара спектаклей и должен был отравиться домой, в Советский Союз.

Официальная версия причины такого решения — нарушение режима во время пребывания за границей. Но вероятнее всего причиной послужила нетрадиционная ориентация артиста. Рудольф не подчинился, попросил политического убежища во Франции и больше не вернулся в Советский Союз, где его ждала тюрьма. Прошло достаточно много времени, и Рудольфу разрешили въезд в Союз, но он был краткосрочным. Танцор смог приехать всего на 3 дня, чтобы похоронить мать.

Рудольф Нуриев становится членом труппы «Балет маркиза де Куэваса», но спустя 6 месяцев вынужденно покидает Францию — ему отказались предоставлять политическое убежище. Талантливого танцора с радостью приняли в Великобритании, он поселяется в Лондоне и выступает дуэтом с известной балериной Марго Фонтейн. Их знакомство произошло в 1961 году, когда Марго исполнилось 40 лет и она уже собиралась уходить со сцены. Она осталась, и дуэт просуществовал долгих 15 лет. Их партиям в «Жизели» аплодировала английская и американская публика. Их дружба длилась всю жизнь, и закончилась только после смерти Марго.

Рекомендуем: Биография Галины Волчек

Рудольф Нуриев выступал в разных странах, много и плодотворно работал. В 60-х годах у него было до двухсот концертов за год, после 1975-го он стал давать по 300 концертов, т.е. работал практически каждый день.

Характер танцора

Несомненно, Рудольф на сцене был талантливым и самоотверженным, а вот в повседневной жизни его не очень любили. Он отличался заносчивостью и высокомерием. Детство мальчика было нелегким, это также наложило отпечаток на его судьбу.

Чувствуя свое превосходство над другими, он становился неуправляемым — грубил партнерам, игнорировал правила поведения в коллективе и нарушал дисциплину. Мог сказать коллеге, что она бездарность, причем резко, не подбирая выражений.

Став более зрелым и поднявшись на недосягаемую высоту, при своих заоблачных гонорарах, он не платил в ресторане по счету, истерил в театре, доставал всех своими дикими выходками. Зрители готовы были носить своего кумира на руках, но кто был с ним близко знаком, считали его отвратительным грубияном.

Актерская и дирижерская карьера

Его первая роль в кино была еще в СССР. Фильм «Души исполненный полет» , который сняли специально для Всесоюзного смотра училищ хореографии. Потом были другие роли в разных фильмах-балетах. Но есть и настоящие роли в художественных фильмах — биографической драме «Валентино» и в фильме «На виду» в паре с молоденькой Н.Кински.

Попробовал Рудольф себя и в роли балетмейстера, поставив классические спектакли по собственному варианту. В его постановке вышли и балеты «Танкреди» и «Манфред», отличавшиеся особой оригинальностью.

Во времена руководства труппой Гранд-опера в Париже он старается дать простор молодым артистам, продвигая их на лучшие роли, причем наперекор действующей иерархии уже известных солистов и прим. Мировая практика раньше такого не знала.

В конце жизни о танцах пришлось забыть, но расставание с театром было смерти подобно и Рудольф становится дирижером оркестра. Его даже пригласили в уже постсоветскую Россию как дирижера, когда в Казани нужно было дирижировать балет «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта».

Личная жизнь

В личной жизни Рудольфа были исключительно мужчины — известный танцовщик не скрывал свою нетрадиционную ориентацию. Хотя по свидетельству некоторых его знакомых, он в молодости заводил романтические отношения с девушками.

В разные периоды жизни рядом с великим актером были не менее знаменитые личности. Ему приписывают роман с музыкантом Фредди Меркьюри, модельером Ив Сен-Лораном, певцом Элтоном Джоном. Но любовью всей его жизни можно назвать датского танцовщика Эрика Бруна. Их связь существовала долго — целых двадцать пять лет, пока в 1986 году не стало Эрика. Их отношения складывались непросто, слишком уж разными были темпераменты у русского и датчанина.

Смерть

По официальной версии Рудольф Нуриев умер от болезни сердца, но всем известно, что такое заключение далеко от истины. В 1983 году анализ крови Рудольфа показал наличие вируса иммунодефицита, который называют чумой 20-го века. Болезнь прогрессировала, ведь танцор отказывался признавать что у него СПИД, не проходил никакие обследования и не принимал лекарства. Спустя десять лет после подтверждения диагноза, великого танцора не стало. Это случилось 06.01.1993 года в парижской клинике. Его предсмертное пожелание было исполнено в точности — местом захоронения стало русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а сверху на могилу положили яркий персидский ковер.

Творчество Рудольфа Нуриева очень высоко ценится на его Родине, даже несмотря на то, что он в свое время ее оставил. Его имя носит Башкирский колледж хореографии, улица в городе Уфе, создан музей. Каждый год в Казани проводят фестиваль классического танца, посвященного Рудольфу Нуриеву.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку

и нажмите сочетание клавиш
Ctrl+Enter
.

Карьера и танцы

Когда ему исполнилось 11 лет, то педагогом Рудольфа стала экс-участница знаменитой балетной труппы Дягилева. Как раз Анна Удальцова и отметила поразительные способности, а также целеустремленность Нуреева. Кроме занятия танцами, он обожал читать, изучал французский язык и играл на фортепиано. В возрасте 15-ти лет талантливый юноша начал успешно выступать на сцене уфимского театра, но ему становилось тесно в провинциальном городе.

Взвесив все «за» и «против», Рудольф в возрасте 17-ти лет решает отправиться в Ленинград, чтобы поступить в известное хореографическое училище. Парень успешно прошел отбор, несмотря на юный возраст, но экзаменаторы отметили, что его ждет или большой успех, или большой провал. После начала обучения у студента возникли полная неприязнь и непонимание с педагогом, поэтому Нуреева хотели отчислить из училища.

Но парень решился на отчаянный шаг, подав заявление о смене преподавателя. Ему пошли на встречу и перевели в старший класс, к другому учителю. Опытный педагог нашел общий язык со студентом и всячески помогал ему развивать его талант.

В 1958 году Нуреев с успехом завершил учебу и был принят в один из лучших балетных коллективов страны, выступающих на сцене театра им. Кирова (сейчас Мариинский). Именно тут талант молодого парня раскрылся во всей красе. Дебютировал он в балете «Лауренсия», танцуя партию смелого Фрондосо.

Рудольф Нуреев

Яркого, харизматичного танцора уговаривали перевестись в главный театр страны – Большой. Но Рудольф наотрез отказался покидать ставший ему родным Ленинград. Всего за три года артист станцевал в 14-ти спектаклях, вон самые известные из них:

  • «Баядерка»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Дон Кихот».

С каждым днем популярность танцора росла, он восхищал зрителей своей безудержной энергетикой, высочайшим мастерством и актерской игрой. Нуреев удивлял поклонников мягкими прыжками на сцене, словно ночной хищник, поражал стремительными пируэтами и оригинальностью исполнения каждой партии. Кроме этого, Рудольф отличался крутым нравом и вспыльчивым характером, что, вместе с нетрадиционной сексуальной ориентацией, делало его постоянным участником различных скандалов и вызывало недовольство со стороны руководства.

«Нуреев научил нас, что спектакль — это живая субстанция»

Элизабет Платель считает себя и своих сверстников поколением Нуреева, восхищается работой Лорана Илера, худрука балета МАМТа, и признается, что ее поразит только тот артист, который сумеет найти баланс между виртуозностью и выразительностью. Об этом знаменитая танцовщица, директор Балетной школы Парижской оперы рассказала «Известиям» накануне гала-концерта фестиваля «Бенуа де ла данс», который состоится 9 июня в Большом театре.

— Вы были в жюри конкурса «Бенуа де ла данс», которым бессменно руководит Юрий Григорович. С каким настроением приехали в Москву?

«Танцевать — значит идти против законов физики и притяжения»

Этуаль Жермен Луве — о наследии Нуреева, хищном капитализме и фальшивом мире социальных сетей

— Прежде всего я ждала встречи со своими русскими друзьями, с моей балетной семьей, объединенной фестивалем и премией «Бенуа де ла данс», мне выпала честь получить ее в 1999 году. Кроме того, я рада снова вернуться в Россию. Горжусь тем, что я одна из немногих французских балерин, которых приглашали в Россию исполнять главные роли в «Баядерке» и «Раймонде». Очень ценю великие балеты Мариуса Петипа в постановках Рудольфа Нуреева. Мне также повезло, что в 17 лет, совсем молодой, я танцевала в «Иване Грозном» Юрия Григоровича, потом работала с Олегом Виноградовым (руководитель балетной труппы Кировского театра. — «Известия»). Это были важные события в моей карьере.

— В конкурсе принимали участие молодые французские этуали Амандин Альбисон и Поль Марк.

— Они воплощают лучшее, что отличает труппу Парижской оперы и в классическом, и в современном репертуарах. Это артисты сегодняшнего дня, которые олицетворяют французский балет.

— Кажется, именно выпускники вашей балетной школы — рекордсмены по числу премий «Бенуа де ла данс»?

— Право, не знаю, не считала. Так или иначе 92% танцовщиков Парижской оперы окончили ее школу. У нас кровная связь, общее дыхание, которое обеспечивает преемственность традиций и стиля. Какими бы ни были эпохи, мы всегда говорим на одном языке. Это относится и к Амандин, и к Полю.

Нуреев научил нас

Амандин Альбисон в балете «Дама с камелиями»

Фото: Opéra national de Paris

«Пока мы живы, мы шевелимся»

Глава фестиваля Dance open Екатерина Галанова — о жерновах локдауна, гала-концерте с запасом и надеждах на весну

— Что отличает вашу школу от Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и Московской академии хореографии?

— Не нахожу между ними больших различий. С исторической точки зрения у всех трех богатейшие традиции, которые им удается не только сохранять из поколения в поколение на протяжении десятилетий, но и обновлять. При всем при том я хочу, чтобы наши артисты имели свое лицо. Когда Амандин Альбисон выходит на сцену, сразу видишь, что она артистка Парижской оперы. То же самое относится к выпускницам русских балетных школ. Часто видишь отличных балерин, но не знаешь, кто выступает — итальянка, испанка или американка. Мне не хочется, чтобы все танцевали одинаково. Думаю, что наши три школы не прекращают поиск, испытывают влияние, заимствуют лучшее, но сохраняют свою самобытность.

— Когда ваш выпускник впервые выходит на парижскую сцену, вы заранее знаете, какая его ждет судьба? Все предначертано?

— Ни в коей мере. У нас занимаются одаренные дети, с которыми мы вместе совершаем длинное восхождение к мастерству. Но, как только они попадают в театр, для них начинается совершенно другая дорога, которой они идут со всей труппой. Дети приходит к нам в девятилетнем возрасте, и крайне трудно представить себе, кто из них через 15 лет станет этуалью.

Пандемические па: чем запомнился Dance Open эпохи коронавируса

Один из крупнейших балетных фестивалей отметился мировыми премьерами и зарубежными участниками

— Ваша школа — кузница кадров для столичной балетной элиты, в которую отбирают только французов? А если завтра юное дарование из другой страны захочет у вас учиться, ему не скажут, что он ошибся дверью?

— Есть два пути, которые ведут в эту труппу. Первый, приоритетный, — через нашу школу. Вполне естественно, что у нас больше французов. Школа государственная, бесплатная. Надо платить только за интернат и за питание. Но мы принимаем и не французов. В силу исторических традиций у нас довольно много итальянцев, учатся испанцы, а сейчас еще русская, украинка, австралийка, канадка, японка.

Второй путь — открытые для всех ежегодные конкурсы. Среди наших этуалей есть аргентинка Людмила Пальеро (она окончила балетное училище в Буэнос-Айресе, а в Париже начала свою карьеру в кордебалете в «Иване Грозном» в постановке Юрия Григоровича. — «Известия»). В числе первых солисток — кореянка и новозеландка. Словом, наша труппа совсем не закрыта для иностранцев.

Нуреев научил нас

Элизабет Платель

Фото: La Personne/lapersonne.com

«В домашней клетке мне не хватает пространства»

Этуаль балета Парижской оперы Матье Ганьо — о репетициях в заточении, пользе йоги, балетном матриархате и князе Курбском

— Правомерно ли считать французский балетный стиль рафинированным, безупречным, строгим и рациональным?

— Мы придаем большое значение академической стороне танца, точности жеста. Что же касается русских артистов, их отличает сильная эмоциональность. Это хорошо видно в балетах Юрия Григоровича — «Спартаке», «Иване Грозном», с характерным для них пор де бра (движение рук. — «Известия»), на которое не решились бы французские танцовщики.

— Когда Рудольф Нуреев возглавил балет Парижской оперы в 1983 году, вы уже выступали в ранге этуали. Тем не менее встреча с ним оказалась для вас судьбоносной: он предлагал вам почти все главные партии в своих постановках.

— Действительно, мне несказанно повезло — впрочем, не только мне, но и всему моему поколению, которое оказалось готово к встрече с Рудольфом. Именно он помог нам обрести в танце свое «я», поставив «Дон-Кихота», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Баядерку». Он был очень русским, впитавшим традиции своей школы — темпераментным, взрывным, требовательным, который к сцене относился как к сакральному месту. Он научил нас открывать глаза на все новое. У него была духовная связь с нами, молодыми артистами, открытыми для всех его предложений.

«Мечтаю пригласить «Нуреева» во Францию»

Глава Международного фестиваля танца в Канне Брижит Лефевр — о спектакле Большого театра и кадровом прорыве в МАМТе

— Вас называли поколением Нуриева.

— Нас так называют и сейчас. Мы все еще здесь, тесно связаны с балетом. Я возглавляю школу, Лоран Илер руководит Московским театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, Манюэль Легри — балетом миланской Ла Скала, Изабель Герен ставит спектакли во всем мире.

— С артистами Нуреев часто бывал жестким, почти безжалостным. Почему ему все прощали?

— Потому что Рудольф вел нас за собой на недостижимые высоты. И я бы говорила не о трудностях работы с ним, а о воодушевлении, с которым мы за ним шли. Он был одержим творческим безумием, и когда ставил неизвестные нам балеты, продолжал искать и создавать что-то новое в каждом спектакле буквально за пять минут до подъема занавеса.

Нуреев научил нас

Рудольф Нуреев и Флоренс Клерк

Фото: Getty Images/Pierre Perrin

«Маска» спрошена: кому была вручена престижная театральная премия

Лидером по количеству наград стал Большой

— Вы говорили, что Нуреев не дал вам роль, которую вы просили. О каком балете идет речь?

— Помню, я уже станцевала в его постановках «Раймонды» и «Лебединого» и сказала Рудольфу, что мне хотелось бы выступить в другом его балете — «Ромео и Джульетте». Он ответил: Do your job! Иными словами, «это не твое». Нуреев видел меня скорее в принцессах, чем в Джульетте. Его слова меня ничуть не расстроили: он никогда не ограничивал меня в отличие от других балерин несколькими партиями. Как только видел, что в балете есть my job, сразу давал мне «мою» роль.

— Чем обогатил балет Нуреев-хореограф?

— Стремлением к риску. Он научил нас понимать, что спектакль — это живая субстанция, в которой надо дерзать, не бояться поскользнуться или упасть. Рудольф хотел, чтобы мы на сцене вели себя бесстрашно. Убеждал, что спектакль портит не случайное падение, а страх перед ошибкой.

— Почему его спектакли на протяжении четырех десятилетий доминируют в репертуаре Парижской оперы?

— Они интереснее других постановок тех же балетов. Его «Лебединое» и сегодня поразительно актуально. В его балетах много прекрасных партий. Рудольф считал, что актерам надо давать пищу. Когда после его спектаклей нас приглашали на ту же роль в другую постановку, мы почти всегда разочаровывались, потому что в них танцевали меньше.

«Из-за коронавируса мне пришлось перенести свадьбу»

Прима-балерина лондонского Королевского балета Наталья Осипова — о помолвке с танцовщиком Джейсоном Киттельбергером, отмене гастролей и неудачных прогулках с собаками

— Вас не удивляет, что в России до сих пор почти не ставят его балеты?

— По-моему, его «Дон Кихот» в Театре Станиславского прошел с успехом. Помню, как последний раз я танцевала на сцене Большого театра с Николаем Цискаридзе — кстати, на гала-концерте «Бенуа де ла данс». Он попросил меня исполнить с ним фрагмент «Лебединого озера» именно в нуреевской версии. Это меня даже удивило.

— Цискаридзе был одним из ваших любимых партнеров?

— Я его обожаю. С Николаем мы выступали и в Парижской опере. Помню я и гала-концерт в нашем театре, на котором мы с Иреком Мухамедовым исполняли па-де-де из «Дон Кихота», а Манюэль Легри с Аллой Михальченко — па- де -де из «Лебединого». Сегодня Ирек — балетмейстер в Парижской опере, но мы с ним редко пересекаемся.

Нуреев научил нас

Николай Цискаридзе и Элизабет Платель

Фото: РИА Новости/Александр Куров

«Обхожусь без маски, ее у меня нет»

Худрук балета МАМТа Лоран Илер — об изоляции на юге Франции, счастливых артистах и свободе в бюджетных рамках

— Лоран Илер уже четыре года возглавляет МАМТ. Его миссия удалась? Какие предварительные итоги?

— Он с огромным вниманием относится к своим русским артистам и предлагает им спектакли, которые позволяют попробовать себя в чем-то новом. Мне кажется, что с артистами надо работать не революционными, а эволюционными методами, постепенно, шаг за шагом, предлагая им что-то новое. Самому Лорану было очень интересно познакомиться с прежним репертуаром Театра Станиславского, посмотреть «Лебединое озеро» в постановке Владимира Бурмейстера, она шла и на сцене Парижской оперы. Но если в Москве она осталась прежней, то в Париже претерпела изменения.

— Как французский худрук чувствует себя в Москве?

— Очень счастлив. Здесь важен еще один момент. Когда попадаешь в Большой или в Театр Станиславского, сразу понимаешь, что ты в стране, где публика любит балет гораздо больше, чем во Франции. Помню, как 18-летней, еще кордебалетной танцовщицей, я впервые приехала с моим театром в Советский Союз — вначале мы выступали в Ленинграде, а потом в Москве. Там я бросила чемоданы в гостинице и сразу побежала в Большой, он всегда для нас был окутан мистической аурой.

Приручивший дракона: чего не хватало Большому театру

Как за четыре года Махару Вазиеву удалось вывести балет на новый уровень

— Какого танцовщика вы можете назвать выдающимся?

— Если таковой вообще существует, это тот, кто поразит меня на сцене, увлечет своим рассказом и одновременно найдет баланс между виртуозностью и экспрессивностью. К сожалению, сейчас иногда видишь артиста, который замечательно, но невыразительно танцует.

— Майя Плисецкая вздыхала: «Все превосходно танцуют, а личностей на сцене нет».

— Это проблема нынешней эпохи, когда надо всего добиваться быстро, нравиться любой ценой. Ну и приходится чем-то жертвовать, терять собственное «я». В эпоху Плисецкой было иначе. На сцене ты оставался самим собой, не надо было ничего изобретать, публика ценила нас такими, какими мы есть. Это относится и к поколению Нуреева.

Помню, как во время первого турне нашего балета в Соединенных Штатах Рудольф представлял «Лебединое». Я танцевала на премьере, после меня выступали остальные этуали — Сильви Гиллем, Изабель Герен, Ноэлла Ле Понтуа, Моник Лудьер. Потрясающими были и мужчины — Манюэль Легри, Лоран Илер, Шарль Жюд, Сириль Атанасофф. Это был фейерверк. Все удивительно разные. Мы друг к другу не ревновали, потому что знали: Рудольф всех нас ценит.

Нуреев научил нас

Элизабет Платель, Лоран Илер и Николай Цискаридзе

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

— Классическому и современному танцу удается уживаться в театре без потерь?

— Когда я начинала учиться танцу, все только и говорили, что классический танец умер, а он по-прежнему жив и здоров. Вместе с тем растет интерес и к современному танцу. Но он связан с нынешним моментом. Останутся ли сегодняшние постановки через 40 лет или канут в Лету? Напротив, нам по-прежнему нужны «Лебединое», «Жизель», «Баядерка».

«На киносъемках отдохнула от балета»

Прима Большого театра Евгения Образцова — об участии в фильме «Француз», усталости ног и желании большой семьи

Постановки Нуреева вызывают восхищение еще и потому, что это грандиозные спектакли со сказочными декорациями и костюмами. Когда узнаешь, что в Большом театре балерины соперничали друг с другом, чтобы получить партию Татьяны в балете «Онегин», понимаешь, что им нужны подобные роли. Словом, классический балет не приказал долго жить. Напротив, действительно красивый классический танец становится чем-то исключительным. В балете нельзя идти вперед, не зная прошлого. А в современном танце некоторые поиски так и остаются не более чем поисками.

— «Балет — музей, но не лавка древностей», — сказал «Известиям» Олег Виноградов. Вы с ним согласны?

— Нет, он совсем не музей. Физические возможности артистов, как в некоторых современных балетах Форсайта, доведены до предела, но, когда смотришь архивные материалы старых мэтров, понимаешь, что многие из их уроков по-прежнему актуальны.

Не надо очернять: почему американская прима не изменит русский балет

Темнокожая балерина затравила российских артисток за грим в «Баядерке»

— «Балет — это женщина», — провозгласил в свое время знаменитый хореограф Джордж Баланчин. Согласны?

—Так он мог говорить до появления Рудольфа и Мориса Бежара, которые выдвинули на авансцену танцовщика. Тем же путем пошли Ноймайер и другие хореографы, которые создали замечательные роли именно для мужчин. Поэтому я сказала бы, что сейчас балет — это микст женского и мужского.

— Артисту лучше служить в одном театре или быть вольным художником, который сегодня танцует в Москве, завтра в Париже?

— Я сделала выбор и всю жизнь храню верность Парижской опере. Это меня защищало, придавало уверенность, помогло найти себя и сделать международную карьеру. Чтобы добиться успеха тем, кого называют фрилансером, надо быть такими величинами, как Рудольф Нуреев или Сильви Гиллем.

— Есть ли сегодня великие имена среди современных хореографов?

— Кто сегодня у всех на слуху? Все те же: Джон Ноймайер, которому перевалило за 80; Матс Эк, который поставил последний балет два года назад и его 80 лет совсем не за горами; Иржи Килиан — и он тоже далеко не молод.

Нуреев научил нас

Элизабет Платель

Фото: Getty Images/Thierry Orban

— Но есть еще и Алексей Ратманский.

— Я Алексея обожаю, он фантастически талантлив и сейчас много занимается реставрацией старых балетов. Он для меня русский Пьер Лакотт (французский хореограф-реставратор. — «Известия»).

Справка «Известий»

Элизабет Платель была принята в балетную труппу Парижской оперы в 1976 году. Пять лет спустя, в 22 года, возведена в ранг этуали. Удостоена серебряной медали на Международном конкурсе артистов балета в Варне. Любимая балерина Рудольфа Нуреева, она танцевала главные партии в его постановках, а также в балетах Джорджа Баланчина, Мориса Бежара, Пьера Лакотта, Джона Ноймайера и других хореографов. Выступала на сценах ведущих театров мира. В 2004 году назначена директором Балетной школы Парижской оперы. Снялась в нескольких документальных фильмах, посвященных балету. Офицер ордена Почетного легиона и командор Ордена искусств и литературы.

Скрытая часть

Работа на Западе

Но, несмотря на проблемы, в 1959 году Нуреев в составе театральной труппы отправился на гастроли за границу, в Вену. Через два года, во время очередных зарубежных гастролей в Париже, по решению КГБ, он был отстранен от дальнейших выступлений, которые должны были пройти в Лондоне. Дело в том, Что Нуреев отказался подчиняться правилам пребывания советских людей за границей, мужчина выходил из номера в любое время и активно общался с иностранцами.

Рудольф Нуреев

На родине его ждало позорное судебное разбирательство, поэтому танцор попросил политического убежища во Франции. Оставшись в Европе, Рудольф оказался чрезвычайно востребованным. Вначале он выступал в составе труппы «Балет маркиза де Куэваса», после переехал в Данию, где познакомился с известными людьми – преподавателем Верой Волковой и танцором Эриком Бруном.

Затем его пригласила на свой бенефис английская прима Марго Фонтейн. После руководство Лондонского театра предложило им танцевать вместе в спектакле «Жизель». С 1962 года он подписал контракт и выступал на сцене Королевского театра почти 15 лет. Танцовщик гастролировал по всему миру, снимался в различных фильмах, ставил балеты и продвигал талантливых молодых артистов. В 1983 году он стал директором балетной труппы знаменитой Парижской Оперы и поставил несколько спектаклей.

Балет

Первой партией, которую Рудольф Нуриев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден Золотой медалью. За три года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нуриеву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере. Но буквально после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со всех спектаклей и отправить назад в СССР.

Фото Рудольфа Нуриева

Рекомендуем: Александра Пахмутова

По официальной версии тот «нарушил режим нахождения за границей». Но очевидцы считают, что в «органах» узнали о нетрадиционной ориентации Рудольфа Нуриева. Танцовщик решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал одним из самых знаменитых «невозвращенцев» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.

С многолетней партнершей, балериной Марго Фонтейн | Dance Heritage Coalition

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуриев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского Балета «Ковент Гарден» создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным. Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуриев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 концертов в год, а к 1975-му году стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Свидание с матерью

В 1987 году артист смог получить разрешение на поездку в СССР, чтобы повидаться с умирающей матерью. Что интересно, ему выдали визу всего на 72 часа, ограничив контакты Рудольфа со всеми бывшими знакомыми. Через три года после свидания с сыном женщина умерла.

Рудольф Нуреев фото

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: