Борис Новиков — биография актера


Биография

Борис Новиков — советский актёр театра и кино, в середине 90-х годов заслуживший звание Народного артиста Российской Федерации. В его фильмографии есть целый ряд главных ролей в таких картинах, как «Тени исчезают в полдень», «Семь стариков и одна девушка» и шоу «Кабачок «13 стульев».

Также голос Новикова известен маленьким зрителям, ведь он озвучивал многих мультипликационных персонажей, в том числе почтальона Печкина из Простоквашино. Но при этом Борис Кузьмич остался в летописях советского кино в первую очередь как Король эпизодов.

Детство и юность

Он родился в Рязанской области, на станции Ряжск, в семье простых рабочих людей. Борис был послушным, но при этом очень активным и любознательным мальчиком. Неплохо учился в школе, много времени проводил в различных кружках при Доме пионеров. Но судьбы многих его сверстников изменила война. Новикову посчастливилось вернуться домой живым, после чего парень задумался о своем образовании.

Борис покидает родительский дом и уезжает в столицу. Там ему удается заинтересовать своими артистическими способностями режиссера Юрия Завадского, который принимает талантливого юношу в свою Школу-студию.

Театр

После прохождения курса актерского мастерства Новиков в 1948 году становится членом труппы Театра имени Моссовета. Долгое время начинающий актер был на вторых ролях, но затем ему была доверена ответственная роль Василия Теркина в постановке знаменитой поэмы. Новиков произвел настоящий фурор. Многие люди благодарили его за то, что он сумел не только передать образ персонажа, но и реалистично показать ощущения недавней войны. Даже сам автор поэмы, Александр Твардовский, был ошеломлен и восторжен.

Но, как это часто бывает, рядом с успехом шагает и зависть. Другие сотрудники театра начали «травить» даровитого исполнителя, и Борис Новиков принимает решение сменить место работы. Его с удовольствием приглашают в труппу Малого театра, но туда звонят по телефону недоброжелатели и дискредитируют актера перед новым руководством. Конечно, переход не состоялся.

А вот Валентин Плучек из театра Сатиры решил не обращать внимания на досужие разговоры. Новиков подошел ему как профессионал, и Борис Кузьмич почти 10 лет с благодарностью чуть ли не ежедневно доказывал, что великий режиссер не ошибся. Но в 1972 году ему все же пришлось окончить театральную карьеру из-за серьезных проблем со здоровьем. С тех пор Новиков сосредоточился на кинематографе.

[править] Ссылки

  • Александр Новиков (рус.). «КиноПоиск». Проверено 16 сентября 2016.
  • Александр Новиков (рус.). Glanz.ru. Проверено 16 сентября 2016.
  • Александр Новиков (рус.). «Голоса за кадром». Проверено 26 июля 2016.
  • Герои невидимого фронта. Самые известные актёры озвучания видеоигр (рус.). «Игры Mail.Ru». Проверено 16 сентября 2021.
  • Спасти Арктику: в Москве состоялась премьера мультфильма «Норм и Несокрушимые» (рус.). «Вести.ру» (22 марта 2016). — новость («С нашими звездами работает прекрасный режиссёр и настоящий профессионал дубляжа Александр Новиков…»). Проверено 16 сентября 2016.
  • В Москве прошла премьера мультблокбастера «Норм и Несокрушимые»: первые впечатления (рус.). Film.pro (22 марта 2016). Проверено 16 сентября 2021.
  • Полкино. Гость в студии. Александр Новиков (рус.). Радио «Маяк» (6 апреля 2012).
  • Алекасанд Гаврилин
    ТОПЫ дубляжа. Александр Новиков. «Сумерки» за кадром и не только. youtube.com (21.08.2018). Проверено 1 сентября 2021.

Фильмы

За свою долгую творческую жизнь Борис Новиков поучаствовал в более чем 150-ти проектах. Интересно, что сначала ему предлагались отрицательные роли пьяниц, прогульщиков и бандитов, но затем режиссеры стали понимать, что, во-первых, типаж актера не соответствует этим персонажам, а во-вторых, сам Новиков способен на гораздо большее.

Сам Борис считал своим настоящим дебютом картину Сергея Герасимова «Тихий Дон». Ему досталась небольшая роль Митьки Коршунова, но сыграл актер этот образ выше всяких похвал. А после исполнения ролей парикмахера Матвея Яковлевича в комедии «Девушка с гитарой», секретаря комсомольской организации в социальной драме «Друг мой Колька» и особенно ювелира Исаака Либерзона в остросюжетном телесериале «Адъютант его превосходительства» Новикова стали называть «Королем эпизодов».

Но не стоит считать, что Борису Кузьмичу не доставалось ведущих персонажей. Он был на главных ролях в экранизации пушкинского «Выстрела», в комедии «Семь стариков и одна девушка», исторической картине «Тени исчезают в полдень», драме «Отец и сын», гротескной комедии «Говорящая обезьяна».

Последним фильмом, в котором снимался Борис Новиков, была приключенческая картина «Возвращение «Броненосца», вышедшая в год его смерти. Актер появлялся в детективе «Транзит для дьявола», но его «роль» была смонтирована из кадров, снятых для киноленты «Твоя воля, господи!», а озвучил изображение другой исполнитель, Юрий Саранцев.

Личная жизнь

Со своей единственной супругой Надеждой Климович Борис Новиков познакомился в студенческие годы. Девушка тоже училась на актрису, их отношения развивались очень бурно. Вскоре молодые люди поженились. Кстати, в одном театре муж и жена не работали, хотя такая практика довольно нередка в актерских семьях: Надежда Антоновна выступала в московском ТЮЗе.

В 1949 году у них родился сын Сергей. Но вместо ожидаемой радости супругов ждала дополнительная проверка на прочность. Мальчик появился на свет очень болезненным, а с годами стало понятно, что он отстает в развитии от сверстников. Тем не менее, Сергей сумел окончить школу и даже учился в институте, но затем дало о себе знать психическое расстройство.

Борис Новиков и Надежда Климович до конца своих дней ухаживали за больным сыном, опекали и заботились о нем. Позднее, после смерти родителей, неизвестные мошенники отдали мужчину в психиатрическую клинику и отобрали его жилплощадь. И только благодаря вмешательству соседей и гильдии киноактеров квартира Новикова была возвращена его сыну, где тот и проживает под наблюдением сиделки до сих пор.

Еще одна трагедия

Тяжелее всех смерть актера переживала его супруга Надежда Антоновна. Женщина замкнулась в себе, перестала общаться с друзьями и родственниками. Гильдия актеров кино начала опекать Надежду Новикову и ее тяжелобольного сына. Им предоставлялась медицинская и материальная помощь.

Год от года состояние здоровья Надежды Антоновны заметно ухудшалось. Однажды она упала у себя в квартире и сломала шейку бедра. Это событием оказалось роковым. Вдова известного актера слегла. 18 сентября 2008 года она скончалась.

Смерть

Еще в начале 70-х годов у Бориса Новикова начал развиваться сахарный диабет. Из-за этого недуга актер был вынужден распроститься с театральной сценой и сосредоточиться на кино. В последнее время семья жила очень бедно. Мало того, что в 90-е годы для актеров старшего поколения практически не было работы, так и болезнь Бориса Кузьмича требовала больших финансовых затрат. А ведь старикам приходилось заботиться и о сыне-инвалиде.

Но Новиков был очень скромным и скрытным человеком. Он не обращался за помощью ни к кому из своих прошлых знакомых. Помощь пожилому семейству оказывал только Леонид Ярмольник, который высылал им ежемесячно определенную сумму.

Также тихо и незаметно, как жил последние годы, Борис Новиков ушел в мир иной. Он скончался от сахарного диабета, вызвавшего остановку сердца, 25 июля 1997 года, менее чем через две недели после своего 72-летия.

О смерти актера не сообщали ни в прессе, ни по телевидению. Гораздо позже журналисты одного из печатных изданий, узнав о трагедии, напечатали заметку. Поклонники артиста собрали деньги, на которые и был установлен надгробный памятник.

Театральные работы

Роли в театре им. Моссовета (1948—1963)

  • «Обида» А. А. Сурова
    (29 мая 1948 — премьера), 1-й прогульщик,
    Реж. Василий Ванин
  • «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца
    (1948 — ввод в спектакль), старый цыган,
    Реж. Юрий Завадский
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина
    (2 марта 1949 — премьера), слуга,
    Реж. Василий Ванин
  • «Чаша радости» Н. Винникова
    (6 марта 1950 г. — премьера), Миша Каргин,
    Реж. В. А. Колесаев
  • «Особое мнение» С. Клебанова, А. Марьямова
    (21 мая 1950 г. — премьера), Юра, шофёр Дробота,
    Реж.: Ю. Завадский, А. А. Шапс
  • «Студент третьего курса» А. В. Борозиной и А. Г. Давидсон
    (21 июля 1950 г. — премьера), Виктор Соболев,
    Реж.: И. С. Анисимова-Вульф, К. К. Михайлов
  • «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
    (18 ноября 1950 — премьера), Оператор,
    Реж.: Юрий Завадский, А. А. Шапс
  • «Модная лавка» И. А. Крылова
    (1951 — ввод в спектакль), Андрей, слуга Лестова,
    Реж. Ю. А. Шмыткин
  • «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета
    (21 марта 1953 — премьера), конвойный, 2-й полицейский,
    Реж.: Ю. А. Завадский, Е. И. Страдомская
  • «Беспокойная должность» А. Я. Кожемякина
    (27 июня 1953 — премьера), работник редакции, шофёр Цветков,
    Реж. Ю. А. Завадский, Ю. А. Шмыткин
  • «Первая весна» Г. Е. Николаевой и С. А. Радзинского
    (21 июня 1955 — премьера), Стеня Бобриков,
    Реж.: Ю. А. Завадский, Е. И. Страдомская
  • «В тихом переулке» А. И. Мовзона
    (9 декабря 1955 — премьера),
    Реж. А. Л. Шапс
  • «Трое» М. Горького
    (30 ноября 1956 — премьера),
    Реж. Михаил Сидоркин
  • «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты
    (4 ноября 1957 — премьера), Никита Стрешнев, «Отрицатель»
    Реж. Ю. А. Завадский
  • «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, Э. Радзинского
    (3 февраля 1959 — премьера),
    Реж.: Ю. А. Завадский, А. Л. Шапс
  • «Первое свидание» Т. Г. Сытиной
    (18 февраля 1960 — премьера),
    Реж. О. Я. Ремез
  • «Василий Теркин» А. Т. Твардовского
    (23 февраля 1961 — премьера), Василий Тёркин,
    Реж. А. Л. Шапс

Роли в Московском театре Сатиры (1963—1972)

  • «Гурий Львович Синичкин» (27.02.1963 — премьера) В. Дыховичного и М. Слободского
    (ввод), —
    Пустославцев
    Реж.-пост.: Д. В. Тункель
  • «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского (6.02.1966 — премьера), друг, Реж. Валентин Плучек
  • «Старая дева» И. Штока (10 апреля 1966 — премьера), Чурин, Реж. А. Б. Шатрин
  • «Интервенция» Л.И Славина (13.05.1967 — премьера), аптекарь, Реж. Валентин Плучек
  • «Последний парад» А. Штейна (28.08.1968 — премьера), Реж. Валентин Плучек
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше» (4.04.1969 — премьера), слуга, Реж. Валентин Плучек
  • «У времени в плену» А. П. Штейна (8 апреля 1970 — премьера) Режиссёр-постановщик В. Плучек— Скиталец морей
  • «Ревизор» Н. Гоголя (26.03.1972 — премьера), Реж. Валентин Плучек

Роли в других театрах

  • 1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина, Роль — И. М. Свистиков, Реж. Алексей Дикий

    Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]